Дарио Ардженто
Дарио Ардженто | |
---|---|
Рожденный | |
Другие имена | Сирио Бернадотт [1] |
Занятия |
|
Стиль | |
Супруг | Мариса Казале |
Партнер | Дарья Николоди (1974–1985) |
Дети | 2, включая Азию Ардженто |
Родственники | Клаудио Ардженто (брат) |
Дарио Ардженто ( Итальянский: [ˈdaːrjo arˈdʒɛnto] ; родился 7 сентября 1940) — итальянский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Его влиятельные работы в жанре ужасов в 1970-х и 1980-х годах, особенно в поджанре, известном как джалло , привели к тому, что его стали называть «Мастером острых ощущений». [2] и «Мастер ужасов». [3]
Среди его режиссерских фильмов - «Трилогия о животных», состоящая из «Птица с хрустальным оперением» (1970), «Девятихвостый кот» (1971) и «Четыре мухи на сером бархате» (1971); его трилогия « Три матери », состоящая из «Суспирии» (1977), «Инферно» (1980) и «Мать слёз» (2007); и его отдельные фильмы «Глубокий красный» (1975), «Тенебра» (1982), «Феномены» (1985) и «Опера» (1987). Он был соавтором сценария к фильму Серджио Леоне « Однажды на Западе» (1968) и был Джорджа А. Ромеро консультантом по сценарию в фильме «Рассвет мертвецов» (1978), к которому он также сочинил саундтрек вместе со своими давние сотрудники Гоблина .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ардженто родился в Риме в семье сицилийского кинопродюсера и руководителя Сальваторе Ардженто (1914–1987) и бразильского фотографа Эльды Люксардо (1915–2013). [4] который имел итальянское происхождение. Еще подростком посещая католическую среднюю школу, Ардженто начал работать кинокритиком, писать для журналов и обозревателем римской газеты Paese Sera. [5] Работая в газете, Ардженто также начал работать сценаристом. Его наиболее известные работы были посвящены Серджио Леоне , Бернардо Бертолуччи и его сотрудничеству над сюжетом спагетти-вестерна Серджио Леоне «Однажды на Западе» в 1968 году.
Карьера
[ редактировать ]1970-е годы
[ редактировать ]Ардженто приступил к работе над своим режиссерским дебютом, джалло -фильмом «Птица с хрустальным оперением» ( L'uccello dalle piume di cristallo , 1970), который имел большой успех в Италии. Ардженто продолжал концентрироваться в основном на жанре джалло , сняв еще два успешных триллера: «Девятихвостый кот» ( Il gatto a nove code , 1971) и «Четыре мухи на сером бархате» ( 4 mosche di velluto grigio , 1972). Наряду с «Птицей с хрустальным оперением » эти три фильма часто называют «Трилогией о животных» Ардженто. Затем режиссер отошел от фильмов джалло , сняв две итальянские теледрамы и историческую комедию « Пять дней» ( Le cinque giornate , 1973). Ардженто вернулся к триллерам с фильмом «Глубокий красный» (1975), который многие критики часто называют лучшим джалло из когда-либо созданных. [6] [7] Фильм принес Ардженто международную известность и вдохновил других режиссеров на работу в этом жанре. Джон Карпентер часто упоминал о влиянии ранних работ Ардженто на Хэллоуин (1978). [8]
Следующим фильмом Ардженто стала «Суспирия» (1977), сверхъестественный ужастик. Ардженто планировал, что Суспирия станет первой из трилогии о «Трех матерях», трех древних ведьмах, проживающих в трех разных современных городах. Вторым фильмом трилогии стал «Инферно» 1980-х годов . «Мать слез» (2007). Завершила трилогию [9]
В 1978 году Ардженто сотрудничал с Джорджем А. Ромеро в фильме «Рассвет мертвецов» , получив признание продюсера, а также написав саундтрек к фильму о зомби . Ардженто курировал европейский выпуск фильма под названием « Зомби» , который был намного короче и содержал большую часть музыки, написанной и исполненной Гоблином . [10]
1980-е годы
[ редактировать ]После Inferno Ардженто вернулся к более традиционному стилю джалло с Tenebrae (1982). Затем он попытался объединить джалло и сверхъестественное фэнтези в фильме 1985 года «Феномены» , также известном как «Криперс» , который был одним из Дженнифер Коннелли . самых ранних фильмов [11] «Феномены» также продемонстрировали склонность Ардженто к использованию новых технологий, о чем свидетельствуют несколько кадров фильма со стедикамом . Оба фильма после выхода были встречены вяло (хотя с тех пор каждый получил положительную оценку). [12]
Впоследствии Ардженто взял перерыв в режиссуре, чтобы написать два сценария для Марио Бавы сына , Ламберто Бава : «Демони» (1985) и «Демони 2» (1986).
В 1987 году последовала опера . Спектакль, действие которого происходило в пармском театре «Реджио» во время постановки « Верди » Макбета , сопровождался реальными несчастьями, которые, как подозревал Ардженто, были вызваны предполагаемым традиционным «проклятием» на шекспировскую пьесу. Отец Ардженто умер во время съемок, Ванесса Редгрейв покинула проект еще до начала съемок, у него были проблемы с работой со своей бывшей давней подругой и соратницей Дарьей Николоди на съемочной площадке, а актерский состав и съемочная группа пострадали от нескольких мелких происшествий и неудач.
В 1987–88 годах Ардженто продюсировал сериал Turno di Notte , в котором было 15 серий. Девять спектаклей были поставлены Луиджи Коцци , остальные шесть - Ламберто Бава . В нескольких эпизодах снялись Дарья Николоди и Асия Ардженто.
Позже Ардженто продюсировал и написал сценарии для двух фильмов ужасов режиссера Микеле Соави: «Церковь» (1989) и «Секта» (1991).
1990-е годы
[ редактировать ]В 1990 году Ардженто вместе с Джорджем Ромеро снял двухэтажный фильм-антологию « Два злых глаза », вдохновленный произведениями Эдгара Аллана По.
В 1992 году Ардженто снял фильм «Травма » со своей дочерью Азией Ардженто в Миннеаполисе, штат Миннесота. Во многом это традиционный джалло , но в американской обстановке. Как и многие фильмы Ардженто, он содержит оптическую иллюзию , свидетелем которой является персонаж, наткнувшийся на убийство, но он или она, как и зрители, неверно истолковывают природу преступления. Эта кинематографическая ловкость рук — один из постоянных мотивов Ардженто.
Его фильм 1996 года «Синдром Стендаля» , в котором женщина-полицейский (которую играет дочь Ардженто, Асия ), страдающая синдромом Стендаля, оказывается в ловушке серийного убийцы на заброшенном складе, был первым итальянским фильмом, в котором использовались компьютерные изображения . Более того, первая сцена фильма была снята во Флоренции, в знаменитой итальянской галерее Уффици . Ардженто — единственный режиссер, получивший разрешение снимать здесь. «Синдром Стендаля» распространялся в США культовой фильмов категории B компанией по распространению Troma Entertainment .
В начале 1990-х Ардженто был заинтересован в сотрудничестве с итальянским режиссером Лучио Фульчи над фильмом ужасов. Из-за финансовых неудач проект неоднократно откладывался. В 1996 году Ардженто смог собрать финансирование, но на тот момент не смог сотрудничать с Фульчи, который умер в марте того же года. Позже фильм был снят Серджио Стивалетти в роли «Восковой маски» , причем Ардженто и Фульчи оба получили участие в написании сценария.
в 1998 году Позже Ардженто снял «Призрак оперы» в 2001 году и «Бессонные» .
2000-е и 2010-е годы
[ редактировать ]В 2004 году Ардженто снял фильм «Игрок в карты» , об убийце чьи убийства совершаются во время матчей по интернет-покеру с римской полицией, получивший неоднозначный прием; Некоторые фанаты оценили музыку в стиле техно, написанную бывшим участником Goblin Клаудио Симонетти , но посчитали, что фильм слишком популярен и в нем мало обычного расцвета Ардженто.
В телепередаче 2005 года « Тебе нравится Хичкок?» Ардженто? , режиссер отдал дань уважения Альфреду Хичкоку после десятилетий, когда критики сравнивали его с ним. Позже в том же году он снял эпизод « Мастеров ужасов » Showtime телесериала под названием « Дженифер ». Во втором сезоне сериала Ардженто снял « Шкуры », экранизацию одноименного Ф. Пола Уилсона рассказа .
В 2007 году Ардженто закончил последний фильм своей трилогии «Три матери», «Мать слез» , действие которого происходит в Риме и сосредоточено на титульной «третьей матери», Mater Lacrimarum. Ардженто и Джейс Андерсон написали авторы фильма. Азия Ардженто была выбрана на главную роль вместе со своей матерью и частой соратницей Ардженто Дарьей Николоди на второстепенную роль. Удо Кир , снявшийся в «Суспирии » Ардженто , и Коралина Катальди-Тассони, снявшаяся в трёх его предыдущих фильмах, сыграли ключевые роли в последней главе «Матери» .
26 июня 2009 года премьера «Джалло» состоялась на Эдинбургском кинофестивале . В следующем месяце он объявил, что приступил к работе над 3D- римейком Deep Red . [13] но впоследствии этот проект был отложен из-за коммерческого провала «Джалло» в итальянских кинотеатрах. Затем он объявил о своем решении написать новый сценарий. [14] 4 марта 2011 года было объявлено, что Рутгер Хауэр подписал контракт на роль Ван Хельсинга в фильме Ардженто « Дракула 3D» , съемки которого начались в Будапеште позже в том же году. [15] Он был выпущен 19 мая 2012 года и получил в целом отрицательные отзывы.
2020-е годы
[ редактировать ]Ноэ 2021 года В 2021 году Ардженто вернулся к актерскому мастерству и сыграл Луи в психологической драме Гаспара «Вихрь» . Фильм был показан в разделе «Премьера» Каннского кинофестиваля 2021 года и получил признание критиков за его игру. [16]
В 2022 году Ардженто снял «Темные очки» — свою первую режиссерскую работу после фильма 2012 года «Дракула 3D». [17]
Несвязанные проекты
[ редактировать ]В 2014 году Ардженто должен был стать режиссером «Песочного человека» , главную роль в котором сыграл Игги Поп , а сценарий написал Дэвид Талли. фильм успешно собрал более 195 000 долларов от более чем 1000 спонсоров на Indiegogo . В декабре 2014 года [18] Однако по состоянию на 2023 год съемки еще не начались, а продюсеры проекта не обновляли статус фильма для спонсоров с августа 2017 года. [19]
Итальянский режиссер Лука Гуаданьино снял «Суспирию» (2018), ремейк фильма Ардженто 1977 года. Американский сценарий основан на оригинальном сценарии, написанном Ардженто совместно с Дарьей Николоди, его бывшей давней партнершей.
В 2019 году Ардженто объявил, что разрабатывает для потокового сервиса многосерийный фильм с участием женщин, состоящий из восьми серий. [20]
Другая работа
[ редактировать ]Он участвует в управлении магазином памятных вещей ужасов , расположенным на Виа дей Гракки 260 в Риме, под названием Profondo Rosso , в честь его классического фильма Deep Red . В подвале коллекция его фильмов. Магазином управляет его давний сотрудник и друг Луиджи Коцци . [21] [22] > [23]
Он участвовал в разработке видеоигры Dead Space в жанре Survival Horror , а также в дубляже персонажа доктора Кайна в итальянской версии игры. [24]
Он выступает в качестве художественного руководителя предстоящей видеоигры Clod Studio Dreadful Bond . [25]
Личная жизнь
[ редактировать ]В период с 1968 по 1972 год Ардженто был женат на Марисе Казале, правнучке итальянского композитора, пианиста и дирижера Альфредо Казеллы . У Ардженто и Казале был один ребенок, актриса и художник по костюмам Фиоре Ардженто (1970 г.р.).
У Ардженто были профессиональные и романтические отношения с итальянской актрисой и сценаристом Дарьей Николоди ; они встретились в 1974 году во время кастинга для Deep Red , а их дочь Азия Ардженто родилась в 1975 году. Николоди был соавтором сценария «Суспирии» » Ардженто Ардженто (1977) и появился в фильмах «Deep Red (1975), « «Инферно» (1980), Тенебра» (1982), «Феномены». (1985), «Опера» (1987) и «Мать слез» (2007). Ардженто и Николоди расстались в 1985 году.
Актриса и режиссер, Асия Ардженто впервые появилась на экране в постановках ее отца «Демоны 2» (1986) и «Церковь» (1989), а затем ее отец снял ее в фильмах «Травма» (1993), «Синдром Стендаля» (1996), «Призрак». Оперы (1998), «Мать слез» (2007) и «Дракула 3D» (2012).
Работы и критика
[ редактировать ]Мейтленд МакДона написала об Ардженто в своей книге « Разбитые зеркала/Сломанные умы: Темные мечты Дарио Ардженто» (1991). Ардженто также является героем «Искусства тьмы» , сборника критических эссе, обзоров, рекламных кадров и плакатов под редакцией Криса Галланта. Британский журналист Алан Джонс опубликовал Profondo Argento , сборник репортажей, интервью и биографических подробностей. Английский звукорежиссер , писатель и музыкант Хизер Эмметт опубликовала книгу «Звуки, за которые можно умереть: говоря на языке звука фильмов ужасов» , которая включает в себя первое углубленное исследование использования звука в фильмах Ардженто. [26]
В 2012 году Ардженто был представлен на ретроспективе Argento: Il Cinema Nel Sangue в Музее искусств и дизайна в Нью-Йорке. Ретроспектива прославила влияние семьи Ардженто на кинопроизводство в Италии и во всем мире. Он подчеркнул вклад Дарио, а также его отца (Сальваторе), брата (Клаудио), бывшей жены (Дарья Николоди) и дочери (Асия). [27] [28] [29]
Критический спад
[ редактировать ]За исключением «Синдрома Стендаля» и «Неспящие» , все фильмы Ардженто, начиная с «золотого века» 1970-х и 1980-х годов, в целом были плохо приняты как критиками, так и фанатами, включая таких ученых Ардженто, как Мейтленд МакДонах. Фангория писала в 2010 году: «За последнее десятилетие стандарты снизились. Для режиссера, который всегда был так точен в построении и монтаже, его более поздние фильмы, такие как «Призрак оперы» и «Игрок в карты», являются небрежными, сшитыми так небрежно. что из них вытекает жизненно важная жидкость. Постепенно калейдоскопический стиль, который когда-то характеризовал его фильмы, постепенно побледнел». [30]
Фильмография
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Писатель | Продюсер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1966 | Простите, вы за или против? | Да | |||
1967 | Кто-то обманул | Да | |||
1968 | Сегодня мы убиваем... Завтра мы умираем! | Да | |||
Заповеди для гангстера | Да | ||||
Коммандос | Да | ||||
Сексуальная революция | Да | ||||
Однажды на Западе | Да | ||||
1969 | Кладбище без крестов | Да | |||
Скажем, однажды вечером за ужином | Да | ||||
Нулевая вероятность | Да | ||||
Битва коммандос | Да | ||||
Армия пяти человек | Да | ||||
Сезон чувств | Да | ||||
1970 | Птица с хрустальным оперением | Да | Да | ||
1971 | Девятихвостый кот | Да | Да | ||
Четыре мухи на сером бархате | Да | Да | |||
1973 | Человек по имени Аминь | Да | |||
Пять дней | Да | Да | |||
1975 | Темно-красный | Да | Да | ||
1977 | Вздохи | Да | Да | Также композитор | |
1978 | Рассвет мертвецов | Да | Также редактор (европейская версия) и композитор. | ||
Мартин | Редактор (европейская версия) и композитор | ||||
1980 | Инферно | Да | Да | ||
1982 | Тьма | Да | Да | ||
1985 | Явления | Да | Да | Да | |
Демоны | Да | Да | |||
1986 | Демоны 2 | Да | Да | ||
1987 | Опера | Да | Да | Да | |
1989 | Церковь | Да | Да | ||
1990 | Два злых глаза | Да | Да | Да | |
1991 | Секта | Да | Да | ||
1993 | Травма | Да | Да | Да | Также редактор (в титрах не указан) |
Король рекламы | Да | Документальный фильм | |||
1996 | синдром Стендаля | Да | Да | Да | |
1997 | Маска Воск | Да | Да | ||
1998 | Призрак Оперы | Да | Да | ||
2000 | Скарлет Дива | Да | |||
2001 | Бессонный | Да | Да | Да | |
2004 | Производитель бумаги | Да | Да | Да | |
2007 | Мать слез | Да | Да | Да | |
2009 | Желтый | Да | Да | ||
2012 | Дракула 3D | Да | Да | ||
2022 | Темные очки | Да | Да |
Актерские роли
Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1966 | Простите, вы за или против? | Священник | |
1970 | Птица с хрустальным оперением | Руки убийцы | В титрах не указан |
1973 | Пять дней | Перевязанный мужчина с Транзунто | |
1975 | Темно-красный | Руки убийцы | |
1977 | Вздохи | Рассказчик | Не указана в титрах голосовая роль |
1980 | Инферно | Рассказчик; Руки убийцы | |
1982 | Тьма | ||
1985 | Явления | Рассказчик | Не указана в титрах голосовая роль |
1987 | Опера | ||
1992 | Невинная кровь | Фельдшер | |
1996 | Небо становится все более синим | Мужчина исповедуется францисканскому монаху | |
2021 | Вихрь | Отец | |
2023 | Дарио Ардженто Паник | Сам | Документальный фильм |
Телевидение
[ редактировать ]Год | Заголовок | Директор | Писатель | Продюсер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1973 | Дверь во тьму | Да | Да | Да | Эпизоды «Трамвай» и «Testimone oculare» |
1987 | Ночная смена | Да | |||
2005 | Вам нравится Хичкок? | Да | Да | телефильм | |
2005–2006 | Мастера ужасов | Да | Эпизоды «Дженифер» и «Шкурки» | ||
будет объявлено позже | Лонгин | Да |
Актерские роли
Год | Заголовок | Роль |
---|---|---|
2010 | Все без ума от любви | Уго, председатель экзаменационной комиссии |
2012 | 100 пуль Д'Ардженто | Серебро |
Награды
[ редактировать ]Награда за заслуги перед жизнью
- 2019 – Давид Донателло
- 2021 – Премия за заслуги перед жанром на 74-м кинофестивале в Локарно , Швейцария. [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Биография Дарио Ардженто (1940-)» . www.filmreference.com . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ «Архив Коррьере делла Сера» . archive.corriere.it .
- ^ «Дарио Ардженто — мастер ужасов» . Mymovies.it .
- ^ «Эльда Ардженто» . 1915.
- ^ «Кинорежиссеры: Дарио Ардженто» . Жизнь в Италии . 5 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2022 года . Проверено 6 августа 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Д, Рики (11 октября 2021 г.). «Раскрась меня в кроваво-красный: 10 лучших фильмов о Джалло» . Наклон . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Бет МакЭндрюс, Мэри (23 ноября 2021 г.). «14 лучших фильмов Джалло в рейтинге» . СлэшФильм . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Джон Карпентер: Пресса: Rolling Stone: 6–28–79» . Официальныйjohncarpenter.com . 28 июня 1979 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2015 года . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Джонс, Алан (2004). Профондо Ардженто: Человек, мифы и волшебство . Годалминг, Великобритания: FAB Press. п. 91. ИСБН 1-903254-23-Х .
- ^ « Рассвет мертвецов » . Каталог художественных фильмов AFI . Архивировано из оригинала 18 июля 2020 года . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Кеннет Мьюир, Джон (2007). Фильмы ужасов 1980-х годов . МакФарланд. п. 431. ИСБН 978-0-7864-2821-2 .
- ^ Грейси, Джеймс (31 октября 2012 г.). «30 лет спустя: Возвращение к Тенебре » . Квиетус . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ Редакция Tiscal (3 июля 2009 г.). «Дарио Ардженто готов снимать «Профондо Россо в 3D» » . tiscali.it . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ «Дарио Ардженто благословляет - римейк Суспирии!» . Дред Централ . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ Кларк Коллис. «Рутгер Хауэр подтверждает, что сыграет Ван Хельсинга в фильме Дарио Ардженто «Дракула 3D» — ЭКСКЛЮЗИВ» . ew.com . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ Шарф, Зак (10 июня 2021 г.). « Первый взгляд на« Вортекс »: Гаспар Ноэ возвращается с фильмом-сюрпризом с Дарио Ардженто в главной роли» . ИндиВайр . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Миска, Брэд (19 января 2022 г.). « 'Темные очки': возвращение Дарио Ардженто в Джалло на мировую премьеру в Берлине!» . Чертовски отвратительно! . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Индиегого. «Песочный человек» Дарио Ардженто . Indiegogo.com . Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Закари Пол (14 июля 2017 г.). «Что случилось с «Песочным человеком» Дарио Ардженто?» . bloody-disgusting.com . Проверено 24 августа 2018 г.
- ^ Тиссен, Брок (8 марта 2019 г.). «Дарио Ардженто наконец рассказал о своем новом фильме» . Восклицайте! . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ «Ужасающий Рим, PopMatters» . 26 октября 2009 г.
- ^ «Темно-красный Дарио» . Ошеломленный . 19 августа 2009 г.
- ^ «Дарио Ардженто» . www.vice.com . Сентябрь 2009 года.
- ^ Кавалли, Эрнест (26 сентября 2008 г.). «Сеть проводных блогов: Дарио Ардженто присоединяется к итальянскому Dead Space» . Архивировано из оригинала 5 ноября 2008 года . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ Сквайрс, Джон (25 марта 2019 г.). «[Трейлер] Дарио Ардженто был художественным руководителем будущей видеоигры «Dreadful Bond» » . Чертовски отвратительно . Проверено 25 марта 2019 г.
- ^ «Звуки, ради которых стоит умереть» . Flaithulach.co.uk . Архивировано из оригинала 14 апреля 2012 года . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ «Серебро: Кино в крови» . Музей искусств и дизайна . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Доллар, Стив (12 апреля 2012 г.). «Импортируемое кино большого значения» . Уолл Стрит Джорнал . Доу Джонс Инк . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Касман, Дэниел (23 апреля 2012 г.). «Дизайн и архитектура террора: «Глубокий красный» Дарио Ардженто » . Блокнот . МУБИ . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Клода, Джеймс (16 мая 2010 г.). « ДЖАЛЛО» (Кинообзор)» . fangoria.com . Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 4 августа 2012 г.
- ^ «Джон Лэндис вручает награду Дарио Ардженто» . Кинофестиваль в Локарно . 14 августа 2021 г. Проверено 15 августа 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уодделл, Калум (2015). «Полное руководство по Дарио Ардженто». Искажение времени. SciFiNow . 104 : 106–113.
- Ксавье Мендик. «От чудовищной матери к «третьему» полу: женское отвращение в фильмах Дарио Ардженто» в Энди Блэке (редактор), « Некрономикон: Журнал ужасов и эротического кино: Книга вторая» , Лондон: Creation Books, 1998, стр. 110–133.
- «Страх: Автобиография», октябрь 2019 г., Дарио Ардженто. Фаб Пресс Лимитед, ISBN 978-1913051051 .