Птица с хрустальным оперением
Птица с хрустальным оперением | |
---|---|
![]() Афиша итальянского театрального релиза | |
итальянский | Птица с хрустальным оперением |
Режиссер | Дарио Ардженто |
Автор сценария | Дарио Ардженто [ 1 ] |
Продюсер: | Сальваторе Ардженто [ 1 ] |
В главных ролях |
|
Кинематография | Витторио Стораро |
Под редакцией | Франко Фратичелли |
Музыка | Эннио Морриконе |
Производство компании |
|
Распространено |
|
Даты выпуска |
|
Время работы | 96 минут [ 2 ] |
Страны |
|
Язык | итальянский |
«Птица с хрустальным оперением» ( итал . L'uccello dalle piume di cristallo ) — джалло -фильм 1970 года, сценарий и режиссёр Дарио Ардженто , его режиссёрский дебют. В нем Тони Мусанте играет американского писателя из Рима , который становится свидетелем того, как серийный убийца нападает на молодых женщин, и пытается раскрыть личность убийцы, прежде чем он станет их следующей жертвой. В актерском составе также участвуют Сьюзи Кендалл , Энрико Мария Салерно , Ева Ренци , Умберто Рахо и Марио Адорф .
совместная работа Италии и Западной Германии, «Птица с хрустальным оперением», является первой в его тематической «Трилогии о животных», наряду со следующими двумя фильмами Ардженто « Девятихвостый кот» (1971) и «Четыре мухи». на «Сером бархате» (1972). [ 3 ] Сценарий Ардженто во многом заимствован из романа Фредрика Брауна 1949 года «Кричащая Мими» . [ 4 ] по которому ранее был снят американский фильм 1958 года .
получивший международный коммерческий успех и успех у критиков после выхода, Фильм «Птица с хрустальным оперением», стал популяризацией джалло , итальянского жанра триллера ужасов, разработанного в 1960-х годах. [ 4 ] и положил начало карьере Ардженто как режиссера.
Сюжет
[ редактировать ]Сэм Далмас - американский писатель, отдыхающий в Риме со своей английской девушкой-моделью Джулией, чтобы преодолеть писательский кризис, поскольку они готовятся вернуться в Соединенные Штаты через два дня.
Однажды вечером, идя домой, Сэм становится свидетелем нападения на женщину в художественной галерее со стороны мужчины в черном плаще и черных кожаных перчатках. Пытаясь вмешаться, Сэм оказывается в ловушке между раздвижными стеклянными дверями галереи с механическим приводом, а нападавший убегает. Женщина, Моника Раньери, жена владельца галереи Альберто Раньери, переживает нападение, и местная полиция конфискует паспорт Сэма, чтобы не дать ему покинуть страну. Предполагается, что нападавший — серийный убийца , убивший на данный момент трех молодых женщин по всему городу, а Сэм — важный свидетель.
Сэма преследует то, что он увидел той ночью, он убежден, что какая-то важная зацепка ускользает от него, и он решает помочь инспектору Морозини в его расследовании. Он посещает антикварный магазин, где работала первая жертва, и обнаруживает, что последним предметом, который она продала в день своей смерти, была жуткая картина, на которой мужчина в плаще наносит ножевое ранение молодой женщине среди заснеженного пейзажа. Когда убийца звонит Сэму в его квартиру, угрожая убить Джулию, если он не прекратит расследование, он записывает звонок.
Сэм решает навестить автора картины в соседнем городе под предлогом того, что он хочет купить картину. Художник сообщает Сэму, что рассматриваемая картина вдохновлена реальным нападением на молодую женщину, произошедшим десятью годами ранее. Тем временем убийца пытается напасть на Джулию, пока она одна в квартире Сэма, но Сэм возвращается как раз вовремя, чтобы спасти ее, и убийца убегает.
Полиции удается выделить странный крик сверчка на фоне записи телефонного разговора, который, как позже выяснилось, друг Сэма, орнитолог Карло, является криком редкой птицы с Южного Кавказа, известной как « птица с хрустальным оперением ». полупрозрачному блеску его перьев; единственный экземпляр в Италии хранится в зоопарке Рима. Сэм, Джулия, Карло и полиция немедленно идут в зоопарк, где Сэм замечает, что из квартиры Раньери открывается вид на птичью клетку. Когда из квартиры доносятся крики, Сэм и остальные бросаются к нему и обнаруживают, что Моника и Альберто борются с ножом. Когда вмешивается полиция, Альберто выпадает из окна на тротуар внизу. Умирая, он признается во всех убийствах.
Понимая, что Джулия исчезла, Сэм в конце концов выслеживает ее до темной квартиры, где находит Карло мертвым, а Джулию связанной и с кляпом во рту. Затем он оборачивается и видит Монику в черном плаще, истерически смеющуюся. Вскоре Сэм понимает, что той ночью в галерее он стал свидетелем не нападения на Монику, а попытки Моники убить Альберто. Она убегает, и он преследует ее до художественной галереи. Там Моника роняет на Сэма тяжелую скульптуру с шипами, прижимая его к полу. Она начинает насмехаться над ним с ножом, и когда она готовится убить его, полиция, которую уведомила сбежавшая Джулия, врывается и задерживает ее. Сэма освобождают, а Монику отправляют в психиатрическую больницу.
В телеинтервью с психиатром выяснилось, что Моника стала жертвой травматического нападения десять лет назад. Увидев картину нападения, она сошла с ума, заставив отождествить себя с нападавшим, а не с жертвой. Альберто также страдал от искусственно вызванного психоза, помогая ей скрывать убийства и совершая некоторые из них сам. Сэм и Джулия воссоединяются и улетают обратно в Соединенные Штаты.
Бросать
[ редактировать ]- Тони Мусанте в роли Сэма Далмаса
- Сьюзи Кендалл в роли Джулии
- Энрико Мария Салерно — инспектор Морозини
- Ева Ренци в роли Моники Раньери
- Умберто Рахо в роли Альберто Раньери
- Раф Валенти в роли профессора Карло Довера
- Джузеппе Кастеллано в роли Монти
- Марио Адорф в роли Берто Консальви
- Пино Патти в роли Фаиены
- Гильдо Ди Марко, как Гарулло
- Роза Торос как четвертая жертва
- Омар Бонаро — полицейский детектив
- Фульвио Мингоцци — полицейский детектив
- Вернер Петерс — антиквар
- Карен Валенти — Тина, пятая жертва
- Карла Манчини в роли девушки, смотрящей телевизор
- Реджи Налдер в роли Нидлза (в титрах не указан)
Влияния
[ редактировать ]Хотя Дарио Ардженто считается единственным сценаристом фильма, история тесно связана с криминальным романом 1949 года «Кричащая Мими» американского писателя Фредрика Брауна . Первоначально Ардженто познакомился с книгой режиссера Бернардо Бертолуччи , который рассматривал возможность приобретения прав на экранизацию. Среди изменений, которые Ардженто внесла в историю Брауна, было изменение локации с Чикаго на Рим, превращение убийцы в жену торговца произведениями искусства, а не экзотической танцовщицы, а также то, что произведение искусства, которое ее возбуждает, будет картиной, а не статуэткой. [ 5 ] По роману Брауна ранее был снят голливудский фильм «Кричащая Мими» (1958) режиссера Герда Освальда . [ 6 ]
Считается, что на эту историю повлиял ранний роман Марио Бава джалло «Девушка, которая слишком много знала» (1963), в котором также участвует свидетель убийства, позже осознавший, что человек, которого они приняли за жертву, на самом деле был преступником. [ 7 ] Наряд убийцы, состоящий из черного плаща, шляпы и перчаток, который впоследствии стал стандартным тропом джалло , был представлен в фильме Бавы « Кровь и черные кружева» (1964). [ 8 ]
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]С романом Брауна Ардженто познакомил его друг Бернардо Бертолуччи , который приобрел права на роман Брауна и намеревался сам снять экранизацию. [ 9 ] Ардженто писал сценарий в течение нескольких недель, отдыхая в Тунисе. Титануса Магнат Гоффредо Ломбардо выбрал сценарий после того, как его впечатлила сценарная работа Ардженто над фильмом «Метти, una sera a cena» (1969).
Первоначально Ардженто не собирался снимать фильм, но после того, как несколько режиссеров, в том числе Дуччо Тессари и Теренс Янг, отказались от него, Ардженто решил сделать его сам и поручил продюсировать свой отец Сальваторе. [ 9 ] Он и его помощник Альдо Ладо сильно переписали сценарий во время съемок, так что он все меньше и меньше напрямую связан с романом Брауна. [ 9 ]
Кастинг
[ редактировать ]Ардженто выбрал американского актера Тони Мусанте на главную роль после того, как он ранее снимался в фильме «Метти, una sera a cena» . По словам Ардженто, их отношения были напряженными, поскольку актерский подход Мусанте противоречил техническому режиссерскому стилю Ардженто.
Благодаря соглашению о совместном производстве с западногерманской студией CCC Film в фильме приняли участие западногерманские актеры Ева Ренци , Марио Адорф и Вернер Петерс . Характерный актер Реджи Налдер , сыгравший киллера в Альфреда Хичкока фильме « Человек, который слишком много знал» (1956), после того, как Ардженто увидел его на съемках американского телешоу в Риме.
Съемки и постпродакшн
[ редактировать ]Съемки проходили в основном на натуре в Риме, в основном в Фламинио квартале . Студийные сцены снимались на звуковых сценах INCIR De Paolis. Сцена с ипподромом была снята на ипподроме Аньяно в Неаполе .
Неопытность Ардженто как режиссера привела к тому, что его чуть не уволили и заменили Ломбардо в середине производства, но благодаря его надежному контракту он смог завершить фильм. [ 9 ]
Чтобы привлечь международный актерский состав и облегчить распространение на английском языке, фильм был снят в основном на английском и MOS , с дублированием всех диалогов и фоли. Англоязычную версию контролировал Роберт Риетти ; Тони Мусанте и Сьюзи Кендалл сделали собственный английский дубляж. Итальянскую версию курировал Миммо Пальмара .
Музыка
[ редактировать ]Партитуру к «Птице с хрустальным оперением» написал Эннио Морриконе . [ 10 ] его первая работа в фильме джалло и первая из пяти совместных работ с Ардженто.
Выпускать
[ редактировать ]«Птица с хрустальным оперением» была выпущена в Gloria-Palast в Берлине, Германия, 24 июня 1970 года и имела продолжительность 94 минуты. [ 1 ] В Германии он продавался как адаптация рассказа Брайана Эдгара Уоллеса . [ 4 ] Он был выпущен в Великобритании под названием « Убийства в галерее» . [ 11 ]
Критический прием
[ редактировать ]«Птица с хрустальным оперением» была относительно хорошо принята критиками. [ 12 ] [ 13 ] Роджер Гринспан из The New York Times написал, что фильм «обладает энергией, чтобы поддержать его тщательность и порядочность, чтобы стильно продемонстрировать свои устройства. Что-то из каждой из его лучших моделей прижилось, и приятно заново открывать для себя старые ужасы в таких красивых новый декор». [ 14 ] Ряд американских критиков сравнили фильм (в лучшую или в невыгодную сторону) с триллерами Альфреда Хичкока . [ 12 ] например, Роджер Эберт , который дал фильму три звезды из четырех, написав: «Это довольно хороший [триллер]», но «его страхи находятся на гораздо более базовом уровне, чем, скажем, в триллере Хичкока». [ 15 ]
В 1971 году фильм был номинирован на премию Эдгара Аллана По за лучший фильм.
Фильм занял 272-е место в Empire . списке «500 величайших фильмов всех времен» журнала [ 16 ]
На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 85% на основе 40 рецензий со средней оценкой 7,5/10. По мнению критиков веб-сайта, «Сочетая смертельный сюжет триллера со стилизованным насилием, которое станет его визитной карточкой, «Птица с хрустальным оперением» стала впечатляющим дебютом Дарио Ардженто в жанре ужасов». [ 17 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Первоначально фильм был сокращен на 20 секунд для выпуска в США и получил рейтинг «GP», хотя позже он был реклассифицирован как «PG». [ нужна ссылка ] Позже фильм был выпущен на DVD компанией VCI с восстановленным насилием, но имел проблемы с последовательностью кадров, называемой «сценой снятия трусиков». Более поздние издания это исправили. Позже Blue Underground получила права и переиздала фильм полностью без вырезок, добавив дополнительные кадры ранее невиданного насилия. Изображение было полностью восстановлено, а звук был перемикширован в формат 5.1 для итальянских и английских треков, но содержал еще один саундтрек, перемикшированный в DTS-ES 6.1 Discrete на английском языке.
Blue Underground выпустила фильм на диске Blu-ray 24 февраля 2009 года. Технические характеристики предусматривали двухслойную презентацию BD-50 с недавно обновленным видео 1080p и английскими звуковыми дорожками в форматах DTS-HD Lossless Master Audio 7.1 Surround и Dolby TrueHD 7.1 Surround plus. оригинальная итальянская аудиодорожка. Сейчас его больше нет в печати. VCI объявили на своей странице в Facebook, что планируют в ближайшее время выпустить фильм на Blu-ray Disc, и он был выпущен 12 сентября 2013 года. [ 18 ]
«Эрроу» выпустила фильм на Blu-ray в Великобритании 13 июня 2011 года, но вызвала некоторую критику из-за того, что фильм был обрезан до 2,00: 1 (что соответствует текущему соотношению сторон Univisium оператора-постановщика Витторио Стораро). [ 19 ] В июне 2017 года Arrow переиздала фильм на ограниченном выпуске комбинированного пакета Blu-ray / DVD в США и Великобритании, содержащего обновленную передачу 4K с оригинального негатива камеры, сделанную специально для выпуска. [ 20 ]
Влияние
[ редактировать ]«Птица с хрустальным оперением» считается важной вехой в популяризации жанра джалло . Считается, что этот жанр восходит, по крайней мере, к фильму Марио Бавы 1963 года « Девушка, которая слишком много знала» , но «Птица с хрустальным оперением» была первым джалло, добившимся значительного коммерческого успеха и успеха у критиков. [ 13 ] [ 21 ] Фильм породил кратковременное увлечение джалли с похожими многословными названиями с участием животных, такими как « Черное брюхо тарантула» (1971), «Игуана с огненным языком» (1971) и «Не пытайте утенка» (1972). [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Тайна черных перчаток» . Filmportal.de . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ «Птица с хрустальным оперением» . Британский совет классификации фильмов . 7 марта 1983 года . Проверено 1 сентября 2018 г.
- ^ МакДонах 2010 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с Лукас, Тим (2007). Марио Бава: Все цвета тьмы . Видео Сторожевой пес . стр. 810–2. ISBN 978-0-9633756-1-2 .
- ^ МакДонах 2010 , стр. 54–58.
- ^ Нэйсон, Ричард В. (26 июня 1958 г.). «Этот злой век» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 мая 2011 года . Проверено 27 января 2008 г.
- ^ МакДонах 2010 , с. 59 .
- ^ Ковен 2006 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б с д Коллинз, Фрэнк (19 июня 2017 г.). «Птица с хрустальным оперением» . Рейтинг кадров . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ «Эннио Морриконе – Птица с хрустальным оперением» . Свет на чердаке. Записи . Архивировано из оригинала 8 декабря 2021 года . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Ковен 2006 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б МакДонах 2010 , с. 69 .
- ^ Jump up to: а б Канна, Алексия (2017). Deep Red (электронная книга). Издательство Колумбийского университета . стр. 100-1 9–10. ISBN 978-0-231-85106-0 .
- ^ Гринспан, Роджер (23 июля 1970 г.). Ардженто «Птица с хрустальным оперением » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 6 декабря 2023 г.
- ^ Эберт, Роджер (14 октября 1970 г.). «Птица с хрустальным оперением» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 27 марта 2013 года . Проверено 29 июля 2012 г.
- ^ «500 величайших фильмов всех времен по версии Empire» . Империя . Архивировано из оригинала 8 сентября 2013 года . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ «Птица с хрустальным оперением» . Гнилые помидоры . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ «VCI выпустит новый американский BD «Птица с хрустальным оперением» в масштабе 2,35:1 [устойчивый к Стораро]» . АВ Маньяки . 6 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ «Птица с хрустальным оперением» . Амазонка . Великобритания. 13 июня 2011 г.
- ^ «Видео со стрелкой на Facebook» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2022 года — через Facebook . [ источник, созданный пользователем ]
- ^ Ковен 2006 .
- ^ Ковен 2006 , с. 242.
Библиография
[ редактировать ]- Ковен, Микель Дж. (2006). La Dolce Morte: народное кино и итальянский фильм Джалло . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press . ISBN 978-0-8108-5870-1 .
- МакДона, Мейтленд (2010). Разбитые зеркала/Разбитые разумы: Темные сны Дарио Ардженто . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 978-0-8166-5607-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1970 года
- Режиссерские дебютные фильмы 1970 года
- фильмы ужасов 1970 года
- Многоязычные фильмы 1970 года
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Фильмы об эксплуатации 1970-х годов
- Немецкие фильмы 1970-х годов
- Триллеры ужасов 1970-х годов
- Итальянские фильмы 1970-х годов.
- Итальяноязычные фильмы 1970-х годов
- Мистические фильмы ужасов 1970-х годов
- детективные триллеры 1970-х годов
- Психологические триллеры 1970-х годов
- Фильмы о серийных убийцах 1970-х годов
- Фильмы кинокорпорации 21st Century Film Corporation
- Константин Фильм фильмы
- Англоязычные немецкие фильмы
- Англоязычные итальянские фильмы
- Фильмы о диссоциативном расстройстве идентичности
- Фильмы о вымышленных художниках
- Фильмы о писателях
- Фильмы по американским романам-триллерам
- Фильмы по мотивам детективных романов
- Фильмы режиссёра Дарио Ардженто
- Фильмы, написанные Эннио Морриконе
- Фильмы, действие которых происходит в Риме
- Фильмы по сценарию Дарио Ардженто
- Немецкие триллеры ужасов
- Немецкие многоязычные фильмы
- Немецкие детективные триллеры
- Немецкие психологические триллеры
- Немецкие фильмы о серийных убийцах
- Желтые фильмы
- Итальянские фильмы об эксплуатации
- Итальянские многоязычные фильмы
- Итальянские детективные фильмы ужасов
- Итальянские детективные триллеры
- Итальянские психологические триллеры
- Итальянские фильмы о серийных убийцах
- Немецкие фильмы на итальянском языке
- Титанус фильмы
- Западногерманские фильмы