Марио Бава
Марио Бава | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 27 апреля 1980 г. Рим , Италия | ( 65 лет
Другие имена | Джон М. Олд Джон Фом [1] |
Род занятий | Кинорежиссер , оператор , художник по спецэффектам , сценарист. |
Дети | Ламберто Бава |
Родитель | Эухенио Бава |
Марио Бава (31 июля 1914 г. - 27 апреля 1980 г.) [2] итальянский кинорежиссер , работавший в качестве режиссера, оператора, художника по спецэффектам и сценариста. [3] Его низкобюджетные жанровые фильмы, известные своим отличительным визуальным талантом и стильной технической изобретательностью, содержат повторяющиеся темы и образы, касающиеся конфликта между иллюзией и реальностью, а также разрушительной способности человеческой природы. [1] Широко известный как пионер итальянского жанрового кино и один из самых влиятельных авторов жанра фильмов ужасов . [4] [5] его в народе называют «Мастером итальянских ужасов». [6] и «Мастер жути». [7]
После работы над спецэффектами и другой помощи в таких постановках, как «Я вампир» (1957), «Геркулес» (1958) и «Калтики – Бессмертное чудовище» (1959), Бава официально дебютировал в качестве режиссера в ужасов готическом фильме «Черное воскресенье» , выпущенном в 1960 году. Он снял такие фильмы, как «Девушка, которая слишком много знала» , «Черная суббота» , «Кнут и тело» (все выпущены в 1963 году), «Кровь и черное кружево» (1964), «Планета вампиров» (1965), « Убей, детка ». , Убить (1966), Опасность: Дьяволик (1968), Кровавый залив (1971), Кровь барона (1972), Лиза и дьявол (1974) и Бешеные собаки (1974).
По данным Британского института кино важную роль в создании современного фильма ужасов , «Бава сыграл жизненно . эти гигантские лица, выгравированные на граните на склоне горы, были бы: Бава, Альфред Хичкок , Жорж Франжю и Майкл Пауэлл ». [5]
Семья
[ редактировать ]Младший Марио Бава, рожденный в семье скульптора, оператора и пионера спецэффектов Эудженио Бавы , последовал за своим отцом в киноиндустрию и в конечном итоге заработал репутацию одного из ведущих операторов Италии, освещая и создавая спецэффекты для таких фильмов, как «Геркулес» (1958). и его продолжение «Геркулес освобожденный» (1959) (оба высмеивались в Mystery Science Theater 3000 ). [8] [9]
Сын Марио Бавы и частый помощник режиссера Ламберто Бава , позже сам стал известным режиссером фильмов в жанре фэнтези и ужасов.
Биография
[ редактировать ]Марио Бава родился в Сан-Ремо , Лигурия, 31 июля 1914 года. Он был сыном Эухенио Бава (1886-1966), скульптора, который также работал фотографом по спецэффектам и оператором в итальянской индустрии немого кино. [10] Первой мечтой Марио Бавы было стать художником. Не имея возможности выпускать картины с прибылью, он занялся бизнесом своего отца, работая ассистентом у других итальянских кинематографистов, таких как Массимо Терцано. Он также помогал своему отцу в отделе спецэффектов Бенито Муссолини кинофабрики Istituto Luce .
Бава сам стал оператором в 1939 году, сняв два короткометражных фильма с Роберто Росселлини . Его полнометражный дебют состоялся в начале 1940-х годов. Операторская работа Бавы сыграла важную роль в развитии экранных образов таких звезд того периода, как Джина Лоллобриджида , Стив Ривз и Альдо Фабризи .
В конце 1950-х годов его окончательная карьера как режиссера началась, когда ему пришлось завершить проекты, начатые или приписываемые его коллеге Риккардо Фреде и другим режиссерам, включая «Я вампири» (1957) (первый итальянский фильм ужасов звуковой эпохи). ), «День, когда взорвалось небо» (1958) (первый итальянский научно-фантастический фильм), «Калтики – Бессмертное чудовище» (1959) и «Марафонский гигант» (1959). [1]
Бава участвует в фильме «Я вампири» (также известном как «Заповедь дьявола ») режиссера Риккардо Фреда в 1956 году, фильме, который сейчас называют первым итальянским фильмом ужасов. [11] Первоначально Бава был нанят в качестве оператора, но когда Фреда вышла из проекта на полпути производства, Бава завершил фильм за несколько дней, даже создав необходимые инновационные спецэффекты. Он также занимался операторской работой и спецэффектами в эпическом фильме Кирка Дугласа « Улисс » 1955 года и классическом фильме Стива Ривза «Геркулес» 1957 года , двух фильмах, которым приписывают рождение итальянского жанра меча и сандалий .
Бава был одним из режиссеров «Дня, когда взорвалось небо» в 1958 году, первого итальянского научно-фантастического фильма, предшествовавшего даже научно-фантастическим фильмам Антонио Маргерити. Поскольку у него ранее не было признанного режиссерского опыта, авторство фильма было приписано исключительно Паоло Хойшу .
В 1960 году Бава снял классический готический хоррор « Черное воскресенье» звездой жанра , свою первую сольную режиссерскую работу, которая сделала Барбару Стил . Его использование света и тьмы в черно-белых фильмах получило широкое признание, а также впечатляющее использование цвета в таких фильмах, как Black Sabbath , Kill, Baby... Kill! , «Кровь и черное кружево» , «Кнут и тело» .
Более поздние работы
[ редактировать ]Его работа оказалась очень влиятельной. Бава снял два фильма, которые сейчас считаются самыми ранними работами в итальянском жанре джалло: «Девушка, которая слишком много знала» (1963) и «Кровь и черные кружева» (1964). Его научно-фантастический фильм ужасов 1965 года «Планета вампиров» стал тематическим предшественником «Чужого» (1979). Хотя комиксы послужили основой для бесчисленных сериалов и детских фильмов в Голливуде, « Опасность Бавы: Дьяволик» (1968) привнесла в жанр взрослый взгляд; на фильм повлияли поп-артисты Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн . [12] [13] Многие элементы фильма 1966 года « Убей, детка... Убей!» , который Мартин Скорсезе считает шедевром Бавы, также появляется в азиатском фильме ужасов, известном как J-horror . 1971 года «Залив крови» считается одним из первых слэшеров , и ему явно подражали в «Пятнице, 13-е, часть 2» . [14]
Бава был разочарован театральным прокатом некоторых из своих более поздних фильмов. Его «Лиза и дьявол» (1972) так и не был выбран дистрибьютором. В конце концов, чтобы его выпустить, продюсер перемонтировал фильм в клон «Экзорциста» , добавив кадры, снятые в 1975 году, и переименовав его «Дом экзорцизма» . Бавы «Семафоро Россо» (1974) ни разу не выходил в прокат при его жизни, а в конце 1990-х он также был переиздан с добавлением новых кадров и переименованием; он был выпущен на видео как Rabid Dogs . Он был выпущен на DVD в 2007 году, немного изменен и снова переименован в «Kidnapped» .
В 1977 году Бава снял свой последний фильм ужасов « Шок» . Его сын, Ламберто Бава , был сорежиссером, в титрах не указан. Позже Бава-старший работал над спецэффектами в фильме Дарио Ардженто « » 1980 года Инферно . Бава внезапно скончался от сердечного приступа 27 апреля 1980 года в возрасте 65 лет. Всего за несколько дней до этого его врач провел ему медосмотр и констатировал, что он полностью здоров. На момент своей смерти Бава собирался приступить к съемкам научно-фантастического фильма под названием « Звездные наездники» , над которым Луиджи Коцци . надеялся сотрудничать [15]
Фильмография
[ редактировать ]Художественные фильмы
[ редактировать ]Заголовок | Год | Зачислено как | Примечания | Ссылка(и) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Директор | Сценарист | Автор экранных рассказов | Оператор | Другой | ||||
Сципион Африканский | 1937 | Да | Неуказанный дизайнер титров. | [16] | ||||
Доктор Антонио | 1938 | Да | Неуказанный помощник камеры. | [16] | ||||
Княгиня Тараканова | 1938 | Да | Неуказанный помощник камеры. | [16] | ||||
Джузеппе Верди | 1938 | Да | Неуказанный помощник камеры. | [16] | ||||
Давай придумаем любовь | 1938 | Да | Неуказанный помощник камеры. | [16] | ||||
Невидимый партнер | 1939 | Да | Дополнительная фотография, в титрах не указана | [16] | ||||
Комедия счастья | 1940 | Да | Неуказанный помощник камеры | [16] | ||||
Товарищ хулигана | 1941 | Да | Неуказанный помощник камеры | [16] | ||||
Мужчины внизу | 1941 | Да | Дополнительные фото и спецэффекты | [16] | ||||
Капитан Шторм | 1942 | Да | Помощник камеры | [16] | ||||
Ла неф Бьянка | 1942 | Да | Ассистент камеры и спецэффекты | [16] | ||||
Цена Альфа! | 1942 | Да | Дополнительные фото и спецэффекты | [16] | ||||
Мужчины и небо | 1943 | Да | Дополнительные фото и спецэффекты | [16] | ||||
Приключения Аннабеллы | 1943 | Да | [16] | |||||
Остров Святой Елены, небольшой остров | 1943 | Да | [16] | |||||
Монтекассино в огненном кругу | 1946 | Да | Дополнительная фотография, в титрах не указана | [16] | ||||
Севильский цирюльник | 1946 | Да | Неуказанный помощник камеры | [16] | ||||
Эликсир любви | 1947 | Да | [17] | |||||
Рождество в лагере 119 | 1947 | Да | [17] | |||||
Безумие для оперы | 1948 | Да | [17] | |||||
Клоуны (трагическая любовь) | 1948 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Антонио де Падуя | 1949 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Мисс Италия | 1950 | Да | [17] | |||||
Амальфитанский лев | 1950 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Рыцари прибыли! | 1950 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Весенняя песня | 1950 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Я тот бандит! | 1950 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Собачья жизнь | 1950 | Да | [17] | |||||
Полицейские и грабители | 1951 | Да | [17] | |||||
У меня нет любви, но... но... | 1951 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Семья Пассагуаи | 1951 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Семья Пассагуаи заработала состояние | 1952 | Да | Дополнительная фотография, в титрах не указана Работа со спецэффектами | [17] | ||||
Папа становится мамой | 1952 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
воскресные герои | 1952 | Да | [17] | |||||
Грехи Рима | 1953 | Да | В титрах не указан как оператор | [18] [19] | ||||
Прошу прощения! | 1953 | Да | [17] | |||||
Аллея надежды | 1953 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Игрушки и парфюмерия | 1953 | Да | [17] | |||||
Вилла Боргезе | 1953 | Да | [17] | |||||
Третья средняя школа | 1954 | Да | [17] | |||||
Сумасшедшие вещи | 1954 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Грациелла | 1954 | Да | [17] | |||||
Они угнали трамвай | 1954 | Да | Да | Спецэффекты | [17] | |||
Феодора, рабская императрица | 1954 | Да | Дополнительные фотографии и неизвестный художник по спецэффектам | [17] [19] | ||||
Спокойной ночи... адвокат! | 1955 | Да | [17] | |||||
Не то, чтобы это была большая любовь | 1955 | Да | [17] | |||||
Приключения Джакомо Казановы | 1955 | Да | [17] | |||||
Самая красивая женщина в мире | 1955 | Да | Да | Художник по спецэффектам | [17] | |||
Отсюда до наследства | 1955 | Да | Дополнительные фотографии и спецэффекты, в титрах не указаны. | [17] | ||||
Беатрис Ченчи | 1956 | Да | Создатель спецэффектов | [20] [21] | ||||
Мой сын Нерон | 1956 | Да | [17] | |||||
Роланд Могучий | 1956 | Да | Да | Спецэффекты | [17] [22] | |||
и вампиры | 1957 | Да | Да | Завершил фильм после того, как Фреда покинула производство. Также делал неуказанные в титрах спецэффекты. | [23] [24] [21] | |||
Геркулес | 1958 | Да | Да | Художник по спецэффектам | [17] [25] | |||
Город ночью | 1958 | Да | [17] [25] | |||||
День, когда небо взорвалось | 1958 | Да | Да | Создатель спецэффектов. Хотя приписывают Паоло Хойшу , актеры на съемочной площадке заявляют, что фильм срежиссировал Бава. | [17] [26] | |||
Тото в Париже | 1958 | Да | Да | [17] | ||||
Геркулес освобожденный | 1959 | Да | Да | Художник по спецэффектам | [17] [25] | |||
Шеба и гладиатор | 1959 | Да | В титрах не указан как оператор | [27] | ||||
Белый Воин | 1959 | Да | [28] | |||||
Калтики – Бессмертный монстр | 1959 | Да | Да | Спецэффекты. Принял руководство от Фреды. | [17] [29] | |||
Гигант Марафона | 1959 | Да | Да | Бава снял несколько интерьеров за 10 дней до премьеры фильма. | [30] [31] | |||
Черное воскресенье | 1960 | Да | Да | Да | Да | Да | Бава разработал матовую картину и спецэффекты, в титрах не указан. | [32] |
Геркулес в призрачном мире | 1961 | Да | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [17] | |
Эрик Завоеватель | 1961 | Да | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [17] | |
Проклятие ведьмы | 1962 | Да | Неуказанный создатель спецэффектов | [33] | ||||
Девушка, которая знала слишком много | 1963 | Да | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | |
Блэк Саббат | 1963 | Да | Да | Да | Бава не указан как оператор некоторых сцен. | [35] [36] [37] | ||
Кнут и тело | 1963 | Да | [38] | |||||
Кровь и черное кружево | 1964 | Да | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | |
Дорога в Форт Аламо | 1964 | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | ||
Планета вампиров | 1965 | Да | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | |
Ножи Мстителя | 1966 | Да | Да | Да | Да | Спецэффекты | [34] | |
Убей, детка, убей | 1966 | Да | Да | [39] | ||||
Доктор Голдфут и девушки-бомбы | 1966 | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | ||
Опасность: Дьяволик | 1968 | Да | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | |
Пять кукол для августовской луны | 1970 | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов и монтажер фильмов | [34] | ||
Топор для медового месяца | 1970 | Да | Да | Да | [40] | |||
Рой Кольт и Винчестер Джек | 1970 | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | ||
Четыре раза за эту ночь | 1971 | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | ||
Залив Крови | 1971 | Да | Да | Да | Да | Создатель спецэффектов | [34] | |
Барон Блад | 1972 | Да | Да | [41] | ||||
Лиза и дьявол | 1974 | Да | Да | Да | [42] | |||
Шок | 1977 | Да | Да | Бава не указан как оператор. | [43] | |||
Инферно | 1980 | Да | Бава создавал оптические эффекты, рисовал макеты и другие трюковые кадры. | [44] [45] [46] [47] | ||||
Бешеные собаки | 1998 | Да | Да | Да | Оператор, не указанный в титрах, на экране в роли мужчины на парковке. | [48] |
Влияние и наследие
[ редактировать ]Хотя большинство фильмов Бавы как режиссера не смогли добиться крупного коммерческого успеха после выхода на экраны, многие в конечном итоге получили признание как культовая классика , а их содержание и производственная ценность выгодно сравнивались с работами Альфреда Хичкока . Несмотря на его репутацию талантливого художника при жизни, застенчивое и самоуничижительное поведение Бавы не позволило ему воспользоваться возможностями, которые способствовали бы его международному авторитету в киноиндустрии, и он отказался от множества возможностей поработать в Голливуде. [1]
Сын Марио Бавы, Ламберто Бава , 14 лет проработал помощником режиссера Бавы (начиная с «Планеты вампиров ») и стал режиссером фильмов ужасов. В нескольких фильмах Марио Марио значился как Джон М. Олд. [49] Позже Ламберто иногда называли Джоном М. Олдом-младшим. [50] Когда Ламберто снял свой первый сольный фильм «Жуткий» в 1980 году и показал завершенную работу своему отцу, Марио в шутку сказал Ламберто: «Я очень горжусь тобой. Теперь я могу умереть спокойно». (На самом деле он умер менее чем через два месяца.)
О Марио Баве было опубликовано несколько книг: Марио Бава Паскаля Мартине (Edilig, 1984) и Марио Бава под редакцией Жана-Луи Летрата (Éditions du Céfal, 1994) на французском языке; Марио Бава Альберто Пеццотты (Il Castoro Cinema, 1995) на итальянском языке; «Миры с привидениями Марио Бавы» Троя Ховарта (FAB Press, 2002) и совсем недавно — массивная критическая биография «Марио Бава: Все цвета тьмы» Тима Лукаса (Video Watchdog, 2007; ISBN 0-9633756-1-X ).
Документальный фильм о нем под названием «Марио Бава: Маэстро жути» был выпущен в 2000 году. [51]
Режиссерский стиль Марио Бавы сильно повлиял на многих режиссеров, включая Джо Данте , Мартина Скорсезе , Квентина Тарантино , Фрэнсиса Форда Копполу , Джона Лэндиса и Тима Бертона . [52] [53] [54] Бава и его работы также оказали влияние на Дарио Ардженто , Лучио Фульчи , Федерико Феллини , Джона Карпентера , Николаса Виндинга Рефна , Роджера Кормана , Эдгара Райта и Дженнифер Кент . [55]
Сатирический сериал « Таинственный научный театр 3000» завершил свой показ в 1999 году фильмом «Опасность: Диаболик» . [56] [57] [58] [59]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Биография Марио Бава» . Штатив .
- ^ Ховарт, Трой (2002). Призрачный мир Марио Бавы . BearManor Media.
- ^ «Марио Бава» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2007. Архивировано из оригинала 3 ноября 2007 года.
- ^ «Почему ваши любимые режиссеры любят Марио Баву» . Маленькая белая ложь . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «С чего начать Марио Бава» . Британский институт кино . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Пеццотта, Альберто (1995). Марио Бава . Милан: Кинотеатр Иль Касторо.
- ^ Марио Бава: Маэстро ужаса (2000) – MUBI
- ^ "Таинственный научный театр 3000", Геракл освобожденный (телесериал, 1992) - IMDb
- ^ "Таинственный научный театр 3000" Геркулес (телесериал, 1993) - IMDb
- ^ Кер, Дэйв (10 апреля 2007 г.). «Новые DVD» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ Курти 2015 , стр. 11.
- ^ Празднование не ужасной работы Марио Бавы - Nerdist
- ^ Все 24 фильма Марио Бавы от худшего к лучшему — Страница 3 — Вкус кино
- ^ «Обзор Blu-ray: «Пятница, 13-е, часть 2» -» . Чертовски отвратительно! . 15 июня 2009 года . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ «Планета вампиров». Ежемесячный кинобюллетень . 53 (624). Лондон: 59–60. 1986. ISSN 0027-0407 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Лука 2013 , с. 1063
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к Лука 2013 , с. 1064
- ^ Курти 2017b , с. 310.
- ^ Перейти обратно: а б Курти 2017b , с. 311.
- ^ Курти 2017b , с. 312.
- ^ Перейти обратно: а б Курти 2017b , с. 313.
- ^ Люк 2013 , с. 161
- ^ Курти 2015 , стр. 21.
- ^ Курти 2015 , стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Лука 2013 , с. 202.
- ^ Люк 2013 , с. 216
- ^ Курти 2017b , с. 296.
- ^ Курти 2017b , с. 314.
- ^ Курти 2017b , с. 315.
- ^ Киннард и Црнкович 2017 , с. 60.
- ^ Хьюз 2011 , с. 49.
- ^ Курти 2015 , стр. 37.
- ^ Курти 2017b , с. 318.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лука 2013 , с. 1065
- ^ Курти 2015 , стр. 78.
- ^ Курти 2015 , стр. 79.
- ^ «Кредиты». Блэк Саббат (буклет). Фильм «Стрела» . 2013. с. 2. ФЦД778.
- ^ Курти 2015 , стр. 102.
- ^ Курти 2015 , стр. 159.
- ^ Курти 2017 , стр. 19.
- ^ Курти 2017 , стр. 53.
- ^ Курти 2017 , стр. 84.
- ^ Курти 2017 , стр. 177.
- ^ Курти 2019 , стр. 18.
- ^ Курти 2019 , стр. 19.
- ^ Курти 2019 , стр. 26.
- ^ Курти 2019 , стр. 27.
- ^ Курти 2013 , стр. 115.
- ^ Джонсон, Гэри. «Золотой век итальянского ужаса: ок. 1957–1979» . imagesjournal.com . Проверено 15 августа 2012 г.
- ^ «БАВА, Ламберто» . bfi.org.uk. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 1 июля 2012 года .
- ^ «Марио Бава: Маэстро жути» . Телегид . Проверено 26 октября 2021 г.
- ↑ Шокирующее видео: Тим Бертон рассказывает о своей любви к Марио Баве - ComingSoon.net
- ^ «Стильный хоррор Марио Бавы на Фандоре» . Архивировано из оригинала 29 января 2022 года . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ 10 основных фильмов Марио Бавы, которые должен увидеть каждый поклонник ужасов - Вкус кино
- ^ «Почему ваши любимые режиссеры любят Марио Баву» . Маленькая белая ложь .
- ^ Почему оригинальный финал MST3K - один из лучших эпизодов всех времен - Nerdist
- ^ Таинственный научный театр 3000 - Время
- ^ Вива Бава, Чествование мастера-ремесленника | Бальдер и Дэш | Роджер Эберт
- ^ Лучшие научно-фантастические фильмы Mystery Science Theater, просмотрено 3000 раз | Gizmodo
Библиография
[ редактировать ]- Киннард, Рой; Црнкович, Тони (2017). Итальянские фильмы «Меч и сандалии», 1908–1990 гг . МакФарланд. ISBN 978-1476662916 .
- Курти, Роберто (2013). Итальянская криминальная фильмография, 1968–1980 гг . МакФарланд. ISBN 978-0786469765 .
- Курти, Роберто (2015). Итальянские готические фильмы ужасов, 1957–1969 гг . МакФарланд . ISBN 978-1-4766-1989-7 .
- Курти, Роберто (2017). Итальянские готические фильмы ужасов, 1970–1979 гг . МакФарланд . ISBN 978-1476629605 .
- Курти, Роберто (2017b). Риккардо Фреда: Жизнь и творчество прирожденного кинорежиссера . МакФарланд. ISBN 978-1476628387 .
- Курти, Роберто (2019). Итальянские готические фильмы ужасов, 1980–1989 гг . МакФарланд. ISBN 978-1476672434 .
- Хьюз, Ховард (2011). Итальянское кино - Полный путеводитель от классики до культа . Лондон – Нью-Йорк: IBTauris. ISBN 978-1-84885-608-0 .
- Лукас, Тим (2013). Марио Бава - Все цвета тьмы . Видео Сторожевой пес. ISBN 978-0-9633756-1-2 .