Японский ужас
Часть серии о |
Культура Японии |
---|
![]() |
Японский ужас — это художественная литература ужасов, заимствованная из популярной культуры Японии , обычно известная своей уникальной тематической и традиционной трактовкой жанра ужасов, отличающейся от традиционного западного представления ужасов. [1] Японский хоррор имеет тенденцию сосредотачиваться на психологических ужасах , нагнетании напряжения ( саспенс ) и сверхъестественном , особенно с участием призраков ( юрей ) и полтергейста . [2] Другая японская фантастика ужасов содержит темы народной религии, такие как одержимость, экзорцизм , шаманизм , предвидение и ёкай . [2] Средства массовой информации, в которых можно найти жанр японских фильмов ужасов, включают произведения искусства, театр, литературу, фильмы, аниме и видеоигры.
Происхождение [ править ]
Истоки японского ужаса можно проследить до художественной литературы ужасов и историй о привидениях периодов Эдо и Мэйдзи , которые были известны как кайдан (иногда транслитерируемый квайдан ; буквально означает «странная история»). [3] Элементы этих популярных сказок регулярно использовались в различных формах японских ужасов, особенно в традиционных историях о привидениях и ёкаях . [3] Термин ёкай впервые был использован для обозначения любого сверхъестественного явления и был введен в общее употребление ученым периода Мэйдзи Иноуэ Энрё . [4] Истории Кайдана стали популярными в Японии в этот период после изобретения технологий печати, позволивших распространять письменные истории. [5] Ранние о кайдане истории включают «Отоги Боко» Асаи Рёи , «Инга Моногатари» Судзуки Сёдзё и «Отоги Моногатари» Огиты Ансея . [5]
Позже термин ёкай стал обозначать мстительные состояния, в которые ками (« боги » или духи в синтоистской религии) превращались, когда их не уважали или пренебрегали люди, живущие вокруг их святилищ. [6] Со временем синтоистские боги были не единственными, кто мог превращаться в ёкай , но эта способность к трансформации стала применяться ко всем существам, которых окружает неукротимая энергия, называемая Мононоке . [7]

Кабуки и Но , формы традиционного японского театра, часто изображают ужасающие истории о мести и ужасных явлениях. [5] Единственное различие между этими двумя формами театра заключается в том, что Но носит формальный характер и ориентирован на старшеклассников, а Кабуки интерактивный и рассматривается как «театр народа». [5] Сюжеты, часто изображаемые в оригинальном театре Но, включают мстительных духов , пьесы о демонах, истории смерти и другие. [5] Многие сюжетные линии этих традиционных пьес вдохновили современные изображения ужасов, и эти истории использовались в качестве исходного материала для японских фильмов ужасов. [5] Фактически, Кабуки был основной темой ранних японских фильмов, и постепенно Кабуки был вплетен в структуру современных фильмов ужасов, которые можно увидеть сегодня. [5]
Элементы японского хоррора в народном искусстве представлены в работах художника XVIII века Кацусики Хокусая . Он был художником периода Эдо, известным своими гравюрами с изображением горы Фудзи . В области фантастики ужасов Хокусай создал серию, основанную на традиционной игре по рассказу историй о привидениях, под названием « Сто ужасных историй» , в которой он изобразил призраки и монстров, которые так часто встречались в этих историях. Известно, что сохранились только пять гравюр, но они представляют собой некоторые из наиболее известных историй о привидениях из фольклора того периода. [8] В их число входит призрак Окику, девушки-служанки, которую убили и бросили в колодец и чей призрак выглядит безногим, поднимающимся из колодца, чтобы мучить своего убийцу. Считается, что традиционные образы этой конкретной сказки повлияли на роман « Кольцо » . Другие изображения из этой коллекции — Призрак Оивы и Призрак Кохады Кохейдзи . История Оивы сосредоточена вокруг предательства и мести, в которой преданную жену убивает ее бесчестный муж, а ее призрак появляется, мучает и обманывает его. На ее изображении изображена женщина, изуродованная ядом, которым ее убил муж. Образ Кохады взят из истории убитого актера, жена которого сговаривается убить его. Ее возлюбленный топит Кохаду во время рыбалки, а Хокусай изображает его разложившийся скелетный дух, пойманный в рыболовную сеть.
Японское кино ужасов [ править ]
и эволюция История

После бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (1954) , в основном состояло из мстительных призраков, радиационных мутантов и кайдзю (гигантских облученных монстров) в 1945 году японское кино ужасов, начиная с Годзиллы . [9] Послевоенная эпоха также стала временем распространения жанра ужасов в Японии. [9] Одним из первых крупных японских фильмов ужасов стал «Онибаба» (1964) режиссёра Канэто Синдо . [10] Фильм классифицируется как историческая драма ужасов, в которой женщина и ее свекровь пытаются выжить во время гражданской войны. [10] Как и во многих ранних японских фильмах ужасов, элементы в основном заимствованы из традиционного Кабуки и Но . театра [9] Онибаба также демонстрирует сильное влияние Второй мировой войны . [9] Сам Шиндо рассказал, что грим, использованный в сцене разоблачения, был вдохновлен увиденными им фотографиями изуродованных жертв атомной бомбардировки. [9] фильм «Квайдан» В 1965 году вышел режиссера Масаки Кобаяши представляет . «Квайдан» собой фильм-антологию, состоящую из четырех историй, каждая из которых основана на традиционных историях о привидениях. [10] Подобно Онибабе , Квайдан элементы театра Но . вплетает в историю [9] В антологии используются элементы психологического ужаса, а не тактика запугивания, обычная в западных фильмах ужасов. [10] Кроме того, Квайдан демонстрирует одну общую черту, наблюдаемую в различных японских фильмах ужасов, а именно повторяющиеся образы женщины с длинными растрепанными волосами, падающими ей на лицо. [11] Примерами других фильмов, созданных после того, как Квайдан вплел этот мотив в историю, являются «Кольцо» (1998), «Проклятие» (2004) и «Эксте» (2007). [11] Этот образ был непосредственно взят из традиционной японской фольклорной сказки, похожей на Медузу . [11] Еще один примечательный фильм, о котором стоит упомянуть, — «Дом » — сюрреалистический фильм ужасов о группе школьниц, которые навещают свою тетю за городом.
1980-е годы [ править ]
В 1980-х годах произошел явный сдвиг от кровавых фильмов с жестоким зрелищем в стиле слэшеров к психологически захватывающим и чрезвычайно атмосферным фильмам под руководством режиссера Норио Цуруты. Серия фильмов Цуруты 1991 и 1992 годов « Страшные правдивые истории» положила начало категориальному сдвигу в этих фильмах, которые иногда сокращают до «J-ужасов». [12]
В современных японских фильмах ужасов доминирующей чертой являются дома с привидениями и распад нуклеарных семей . [9] Кроме того, чудовищные матери становятся главной темой не только в фильмах, но и в японских романах ужасов. [9] [13] Киёси Куросавы « Фильм Милый дом » (1989) лег в основу современного фильма о домах с привидениями, а также послужил источником вдохновения для игр Resident Evil . В японской культуре повышенное внимание уделяется семейной жизни, где лояльность к начальству не придается особого значения. Поэтому любой акт распада семьи воспринимался как ужасающий, что делало его темой особого интереса в японских средствах массовой информации ужасов. [9]
Влияние [ править ]

«Ринг» (1998) оказал влияние на западное кино и приобрел на Западе культовый статус. На протяжении 1980-х и 1990-х годов в голливудских ужастиках в основном доминировал поджанр слэшеров , который основывался на экранном насилии, шоковой тактике и кровопролитии. «Ринг», выпуск которого в Японии примерно совпал с «Проектом ведьмы из Блэр» в США, помог оживить жанр, применив более сдержанный подход к ужасам, оставив большую часть ужаса воображению аудитории. [14] термина J-Horror Этот фильм вызвал глобальный интерес к японскому кино в целом и японскому кинематографу ужасов в частности, ренессанс, который привел к появлению на Западе . Это «Новый азиатский ужас» [15] результатом стали дальнейшие успешные релизы, такие как Ju-on: The Grudge и Dark Water . [16] Помимо японского производства, этот бум также сумел привлечь внимание к аналогичным фильмам, снятым в то же время в других странах Восточной Азии, таких как Южная Корея ( «Повесть о двух сестрах» ) и Гонконг ( «Глаз» ).
С начала 2000-х годов были переделаны несколько наиболее популярных японских фильмов ужасов. «Кольцо» (1998) было одним из первых, переделанных на английском языке как «Кольцо» , а затем как «Кольцо два» (хотя это продолжение почти не имеет сходства с оригинальным японским продолжением). Другие известные примеры включают «Проклятие» (2004 г.), «Темная вода» (2005 г.) и «Один пропущенный звонок» (2008 г.).
За исключением «Звонка» , большинство англоязычных ремейков японских фильмов ужасов получили отрицательные отзывы (хотя «Проклятие» получило неоднозначные отзывы). [17] [18] [19] «Один пропущенный звонок» получил худший прием из всех: он получил премию Moldy Tomato Award на сайте Rotten Tomatoes за получение критического рейтинга одобрения 0%. Проект Ring 3D получил зеленый свет от Paramount в 2010 году. [20] а позже фильм был переименован в «Кольца» и выпущен в начале 2017 года.
Многие из первых режиссеров, создавших эти азиатские фильмы ужасов, впоследствии сняли англоязычные ремейки. [ нужна ссылка ] Например, Хидео Наката , режиссер «Звонка» , снял ремейк «Звонок два» ; и Такаси Симидзу , режиссер оригинального фильма «Дзю-он» , срежиссировал ремейк «Проклятия», а также его продолжение «Проклятие 2» .
Некоторые другие азиатские страны также переделали японские фильмы ужасов. Например, Южная Корея создала собственную версию классического японского хоррора «Кольцо » под названием «Кольцевой вирус» .
В 2007 году Лос-Анджелеса писатель и режиссер из Джейсон Куадрадо выпустил фильм «Сказки мертвых» — четырехчастный фильм ужасов, который Куадрадо снимал в Соединенных Штатах с участием японских актеров, говорящих на своем родном языке.
Другие поджанры [ править ]
чайках Фильмы монстрах - о
Первыми влиятельными японскими фильмами ужасов были фильмы о монстрах кайдзю , в первую очередь сериал «Годзилла» , в котором в 1954 году дебютировал оригинальный Годзилла . В 1973 году журнал The Monster Times провел опрос, чтобы определить самого популярного киномонстра . Годзилла был признан самым популярным киномонстром, обойдя Universal Studios, зверинец состоящий из графа Дракулы , Кинг-Конга , Человека-волка , Мумии , Существа из Черной лагуны и монстра Франкенштейна . [21]
Годзилла, король монстров! (1956), отредактированная американизированная версия оригинального Годзиллы для рынка Северной Америки, особенно вдохновила Стивена Спилберга , когда он был юным. Он описал Годзиллу как «самый мастерский из всех фильмов о динозаврах», потому что «он заставлял поверить, что это происходит на самом деле». [22] Годзиллу также называли источником вдохновения режиссеры Мартин Скорсезе и Тим Бертон . [23]
Зомби-фантастика [ править ]
Существует множество японских произведений про зомби . Одним из первых японских фильмов о зомби, наполненных кровью и насилием, был « Боевая девушка: Живые мертвецы в Токийском заливе» (1991) режиссера Кадзуо Комидзу. [24] Однако «Боевой девочке» не удалось вызвать значительный национальный резонанс в прокате Японии. [25] Лишь после выхода в 1996 году двух японских игр про зомби, Capcom от Resident Evil и Sega от The House of the Dead , успех которых вызвал международное увлечение зомби-медиа, многие кинематографисты начали извлекать выгоду из фильмов о зомби. [26] [24] [25] Помимо Джорджа Ромеро классических медленных зомби , в «Доме мертвых» также представлен новый тип зомби: быстро бегущие зомби. [27]
По словам Кима Ньюмана в книге « Кошмарные фильмы» (2011), «возрождение зомби началось на Дальнем Востоке» в конце 1990-х годов, во многом вдохновленное двумя японскими играми о зомби, выпущенными в 1996 году: Resident Evil , положившей начало Resident Evil. серии видеоигр и Sega аркадный шутер от House of the Dead . Успех этих двух игр о зомби 1996 года вдохновил волну азиатских фильмов о зомби, таких как комедия о зомби «Био зомби» (1998) и боевик « Противостояние» (2000). [24] Фильмы о зомби, выпущенные после «Обители зла», были созданы под влиянием видеоигр о зомби, что вдохновило их больше сосредоточиться на действии по сравнению со старыми фильмами Джорджа Ромеро. [28]
Возрождение зомби, начавшееся на Дальнем Востоке, в конечном итоге приобрело глобальный характер после всемирного успеха японских игр про зомби Resident Evil и The House of the Dead . [24] Они спровоцировали возрождение жанра зомби в популярной культуре, что привело к возобновлению глобального интереса к фильмам о зомби в начале 2000-х годов. [29] Помимо адаптации к фильмам «Обитель зла» и «Дом мертвых», начиная с 2002 года, оригинальные видеоигры сами по себе также послужили источником вдохновения для создания фильмов о зомби, таких как « 28 дней спустя » (2002). [30] и Мертвец Шон (2004), [31] что привело к возрождению фильмов о зомби в 2000-х годах. [29] [30] [32] В 2013 году Джордж Ромеро сказал, что именно видеоигры Resident Evil и House of the Dead «больше, чем что-либо еще» популяризировали его концепцию зомби в популярной культуре начала 21 века. [33] [34] Быстро бегающие зомби, представленные в играх «Дом мертвых», также начали появляться в фильмах о зомби в 2000-х годах, включая фильмы «Обитель зла» и «Дом мертвых» , «28 дней спустя » и римейк «Рассвета мертвецов» 2004 года . [27]
Малобюджетная японская зомби-комедия One Cut of the Dead (2017) стала хитом в Японии и получила всеобщее признание во всем мире. [35] и войти в историю кассовых сборов Японии, заработав более чем в тысячу раз больше своего бюджета. [36]
Другие СМИ [ править ]
Аниме и манга [ править ]
Манга ужасов представляет собой современную эволюцию сериализованных историй, созданных в виде текстов в форме гравюр на дереве в период Эдо. Эти графические романы обычно посвящены историческим образам ужасов, основанным на буддийском рокудо (шесть миров) и пугающем понятии текучести, позволяющем непреднамеренно перемещаться между этими мирами, например, между раем, землей и адом, а также недвойственностью. что миры перемешаны. Некоторые популярные японские фильмы ужасов основаны на этой манге , в том числе «Томие» , «Узумаки» и «Йоген» . Примеры аниме ужасов включают «Тетрадь смерти» , «Ямишибай: Японские истории о привидениях» и «Бугипоп-призрак» .
Видеоигры [ править ]
Примеры японских видеоигр, основанных на ужасах, включают Resident Evil , Ghost House , Castlevania , Silent Hill и Fatal Frame .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Бальмен, Колетт (2008). Знакомство с японскими фильмами ужасов . Джордж-сквер, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748624751 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Краткая история японского ужаса» . журнал Рикумо . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джонсон, Адам Дж. (2015). Эволюция ёкай в связи с японским жанром ужасов (магистерская диссертация). Массачусетский университет в Амхерсте. стр. 1–116.
- ^ Папп, Зилия (29 октября 2010 г.). Традиционные образы монстров в манге, аниме и кино . Брилл. п. 38. ISBN 9789004212602 . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Петти, Джон Э. Сцена и крик: влияние традиционного японского театра, культуры и эстетики на фантастическое японское кино (диссертация магистра). Университет Северного Техаса . Проверено 11 января 2019 г.
- ^ Папп, Зилия (29 октября 2010 г.). Традиционные образы монстров в манге, аниме и кино . Брилл. п. 39. ИСБН 9789004212602 . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Папп, Зилия (29 октября 2010 г.). Традиционные образы монстров в манге, аниме и кино . Брилл. п. 40. ИСБН 9789004212602 . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ «Кацусика Хокусай: гравюры с изображением призраков укиё-э» . Мысли о Папирусе . 11.10.2019 . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бальмен, Колетт (2008). Знакомство с японскими фильмами ужасов . Джордж-сквер, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9780748624751 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Краткая история японского ужаса» . журнал Рикумо . Проверено 9 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бирн, Джеймс (июль 2014 г.). «Парики и кольца: межкультурный обмен в южнокорейском и японском фильме ужасов». Журнал японского и корейского кино . 6 (2): 184–201. дои : 10.1080/17564905.2014.961708 . S2CID 154836006 .
- ^ Макрой, Джей (2008). Кошмарная Япония: современное японское кино ужасов . Родопи. ISBN 978-90-420-2331-4 .
- ^ Дюма, Рэйшель (2018). «Чудовищное материнство и эволюционный ужас в современной японской научной фантастике». Научно-фантастические исследования . 45 : 24–47. doi : 10.5621/sciefictstud.45.1.0024 .
- ^ Мартин, Дэниел (2009), «Японская ведьма из Блэр: сдержанность, зрелость и общие каноны в британском критическом восприятии кольца», Cinema Journal 48 , номер 3, весна: 35-51.
- ^ Бальмейн, Колетт (2008), Введение в японский фильм ужасов (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета).
- ^ Макрой, Джей (2007), Кошмар Японии: современное японское кино (Родопи).
- ^ «Кольцо» . Гнилые помидоры . Проверено 29 июля 2014 г.
- ^ Обида на Metacritic
- ^ Один пропущенный звонок на Metacritic
- ^ «Paramount сделает кольцо 3D» . /Фильм. 26 апреля 2010 года . Проверено 24 сентября 2013 г.
- ^ Коган, Рик (15 сентября 1985 г.). « Это было давно, но Годзилла, это твоя жизнь » . Чикаго Трибьюн . Проверено 22 мая 2020 г.
- ^ Райфл, Стив (1998). Любимая мон-звезда Японии: несанкционированная биография «Большого Джи» . ЭКВ Пресс . стр. 15–7. ISBN 9781550223484 .
- ^ Калат, Дэвид (2017). Критическая история и фильмография сериала Тохо о Годзилле (2-е изд.). МакФарланд и компания . п. 318. ИСБН 978-1-4766-3265-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ньюман, Ким (2011). Кошмарные фильмы: ужасы на экране с 1960-х годов . А&С черный . п. 559. ИСБН 9781408805039 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мерфи, Кейли; Райан, Марк (2016). «Нежить якудза: японский фильм о зомби, культурный резонанс и общие условности». . В Бродмане, Барбара; Доан, Джеймс Э. (ред.). Обновленное «Сверхъестественное»: от изношенных легенд до шика XXI века . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. ISBN 978-1-61147-864-8 .
- ^ Кей, Гленн (2008). Фильмы о зомби: полное руководство . Чикаго Ревью Пресс . п. 184. ИСБН 9781569766835 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Левин, Джош (19 декабря 2007 г.). «Как кинозомби стали такими быстрыми?» . Slate.com . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Ньюман, Ким (2011). Кошмарные фильмы: ужасы на экране с 1960-х годов . А&С черный . п. 560. ИСБН 9781408805039 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барбер, Николас (21 октября 2014 г.). «Почему зомби до сих пор так популярны?» . Би-би-си . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хасан, Заки (10 апреля 2015 г.). «ИНТЕРВЬЮ: Режиссер Алекс Гарланд о сериале «Из машины»» . Хаффингтон Пост . Проверено 21 июня 2018 г.
- ^ «12 убийственных фактов о Мертвом Шоне» . Ментальная нить . 23 января 2016 года . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ «Как «28 дней спустя» изменили жанр ужасов» . Голливудский репортер . 29 июня 2018 года . Проверено 31 мая 2019 г.
- ^ Уидон, Пол (17 июля 2017 г.). «Джордж А. Ромеро (интервью)» . Пол Уидон . Архивировано из оригинала 20 декабря 2019 года . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ Дайвер, Майк (17 июля 2017 г.). «Величайшие зомби, достойные Ромеро» в играх . Порок . Проверено 2 июня 2019 г.
- ^ «One Cut of the Dead (Kamera o tomeru na!) (2017)» . Гнилые помидоры . Проверено 2 марта 2019 г.
- ^ Нгуен, Хан (31 декабря 2018 г.). « 'One Cut of the Dead': пиратская копия японской комедии о зомби загадочным образом появилась на Amazon» . ИндиВайр . Проверено 2 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- да Силва, Хоакин. «Возвращение J-Horror и Тоши Дэнсецу» . ЭйгаНове.
- Больше японских фильмов ужасов смотрите здесь. Спите с включенным светом, потому что эти японские фильмы ужасов заставят вас напугаться до чертиков. Архивировано 22 апреля 2019 г. на Wayback Machine.
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с японскими фильмами ужасов, на Викискладе?