Голливуд на Тибре
Голливуд на Тибре — это фраза, используемая для описания периода 1950-х и 1960-х годов, когда итальянская столица Рим стала основным местом международного кинопроизводства , привлекая на студии Cinecittà множество иностранных постановок . В отличие от отечественной итальянской киноиндустрии , эти фильмы снимались на английском языке для глобального проката. Хотя рынок многих из этих фильмов был преимущественно американским, они пользовались широкой популярностью и в других странах, включая Италию.
Коммерческий успех фильма «Quo Vadis» (1951) привел к потоку блокбастеров, снятых в Италии голливудскими студиями , пик которого достиг « 20th Century Fox » студии Клеопатры в 1963 году. Фраза «Голливуд на Тибре» — отсылка к реке, которая проходит через Рим , был придуман в 1950 году журналом Time во время создания Quo Vadis . [2]
Предыстория [ править ]
После Второй мировой войны голливудские студии все чаще переносили производство за границу, чтобы воспользоваться более низкими затратами и использовать замороженные средства (прибыли от американских фильмов, экспорт которых иностранные правительства запретили). Эти фильмы, известные как «безудержные производства» , также могли бы получить выгоду от местных субсидий . К началу 1950-х годов некоторые из самых бюджетных американских фильмов снимались в европейских странах, особенно в Великобритании и Италии. [3] В обеих странах вновь прибывшие американские компании работали наряду с продолжавшимися крупномасштабными отечественными киноиндустриями.
В Италии создатели фильма использовали огромный комплекс «Чинечитта», построенный в 1930-х годах режимом Бенито Муссолини фашистским , стремившимся восстановить итальянское кино. После свержения Муссолини в 1943 году производство «Чинечитты» было приостановлено, и до 1948 года новые фильмы не снимались. [4]
Высота [ править ]
Хотя американские компании и раньше снимали в Италии (например, немой канала Fox 1922 года фильм «Нерон» и MGM 1925 года фильм «Бен-Гур: Повесть о Христе» ), масштаб послевоенных инвестиций был беспрецедентным. Многие из фильмов представляли собой эпопеи о мечах и сандалиях , действие которых часто происходило в Древнем Риме , что требовало больших съемочных площадок и натурных съемок . Среди других фильмов - современные романы «Римские каникулы» (1953) и «Три монеты в фонтане» (1954). [5] Компании наняли актеров из Великобритании, США и других стран, которые появлялись вместе с итальянцами, которые обычно играли меньшие роли второго плана или массовки . Софи Лорен была итальянской звездой, имевшей достаточную международную известность, чтобы сыграть главную роль .
В 1962 году длительная и трудная постановка «Клеопатры» привлекла к городу дополнительное внимание средств массовой информации. Задержки привели к резкому увеличению бюджета, что сделало его самым дорогим фильмом, когда-либо созданным в то время. [6]
Местная индустрия в то время не только не привела к упадку итальянского кино, но и процветала. В 1960 году итальянские фильмы впервые с 1946 года превзошли импорт американских фильмов в Италию. [7] Однако росло влияние постановок в голливудском стиле, поскольку популярные итальянские жанры, такие как « Меч и сандалии» и «Спагетти-вестерн», пытались имитировать успешные голливудские постановки. Итальянские актеры и режиссеры часто брали имена, звучащие по-английски . [8]
Спустя годы [ править ]
Чинечитта была на пике своей международной известности между постановкой «Бен-Гура» и «Клеопатры» (1958–1960). [9] В 1960-е годы мода на классическую эпопею пошла на убыль после коммерческого провала «Падения Римской империи» (1964), хотя фильмы других жанров, такие как Дэвида Лина » «Доктор Живаго (1965), продолжали приносить прибыль.
документальный фильм «Голливуд на Тибре» В 2009 году вышел . На нем изображены Чинечитта и различные звезды, работавшие там с 1950 по 1970 годы.
Избранная фильмография [ править ]
- Куда ты идешь (1951)
- Римские каникулы (1953)
- Три монеты в фонтане (1954)
- Босая графиня (1954)
- Война и мир (1956)
- Елена Троянская (1956)
- Маленькая хижина (1957)
- Мальчик на дельфине (1957)
- Обнаженная Майя (1958)
- Бен-Гур (1959)
- Это началось в Неаполе (1960)
- Ангел был в красном (1960)
- Клеопатра (1963)
- Джейсон и аргонавты (1963)
- Розовая пантера (1963)
- Падение Римской империи (1964)
- Агония и экстаз (1965)
Ссылки [ править ]
- ^ «Чинечитта, есть соглашение о расширении итальянских студий» (на итальянском языке) . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Ригли стр.52
- ^ Бали стр.228
- ^ Гундл стр.261
- ^ Бали стр.228
- ^ Бонданелла стр.161
- ^ МакЭлхани стр.146
- ^ Бонданелла стр.339
- ^ Торриглия стр.60
- ^ «BBC Radio 4 — Голливуд на берегу Тибра» . Би-би-си . Проверено 7 ноября 2023 г.
Библиография [ править ]
- Балио, Тино. Ренессанс иностранного кино на американских экранах, 1946–1973 гг . Университет Висконсин Пресс, 5 ноября 2010 г.
- Бонданелла, Питер. История итальянского кино . Континуум, 2009.
- Гандл, Стивен. Фабрика грез Муссолини: кинозвезда в фашистской Италии . Книги Бергана, 2013.
- МакЭлхани, Джо. Смерть классического кино: Хичкок, Лэнг, Миннелли . СУНИ Пресс, 2012.
- Торригья, Анна Мария. Разбитое время, фрагментированное пространство: культурная карта послевоенной Италии . Университет Торонто Пресс, 2002.
- Ригли, Ричард (ред.) Кинематографический Рим . Издательство Трубадор, 2008.