Психологический хоррор
Психологический ужас — это поджанр ужасов в и психологической фантастики, котором особое внимание уделяется психическим, эмоциональным и психологическим состояниям, призванным напугать, обеспокоить или сбить с толку аудиторию. Этот поджанр часто пересекается с соответствующим поджанром психологического триллера и часто использует загадочные элементы и персонажей с нестабильным, ненадежным или нарушенным психологическим состоянием, чтобы усилить напряжение , ужас, драму, напряжение и паранойю сеттинга и сюжета, а также обеспечить общая жуткая, неприятная, тревожная или тревожная атмосфера .
Характеристики [ править ]
Психологический ужас обычно направлен на создание дискомфорта или страха путем выявления общих или универсальных психологических и эмоциональных уязвимостей/страхов и раскрытия более темных частей человеческой психики, которые большинство людей могут подавлять или отрицать. Эта идея упоминается в аналитической психологии как архетипические теневые характеристики: подозрительность , недоверие , неуверенность в себе и паранойя по отношению к другим, себе и миру.
Этот жанр иногда пытается бросить вызов или сбить с толку понимание зрителями повествования или сюжета, сосредотачиваясь на персонажах, которые сами не уверены или сомневаются в своем восприятии реальности или подвергают сомнению свое здравомыслие . персонажами Восприятие своего окружения или ситуаций действительно может быть искажено или подвержено заблуждениям , внешним манипуляциям или газлайтингу со стороны других персонажей; эмоциональные расстройства или травмы; и даже галлюцинации или психические расстройства . Во многих случаях, подобно перекрывающемуся жанру психологического триллера , психологический ужас может использовать ненадежного рассказчика или подразумевать, что некоторые аспекты истории воспринимаются главным героем неточно, что сбивает с толку или тревожит аудиторию и создает зловещую картину. или тревожный общий тон. В других случаях рассказчик или главный герой может быть надежным или якобы психически устойчивым, но оказывается в ситуации, в которой участвует другой персонаж или персонажи, которые психологически, умственно или эмоционально неуравновешены. Таким образом, элементы психологического хоррора сосредоточены на психических конфликтах. Это становится важным, когда персонажи сталкиваются с извращенными ситуациями, иногда связанными с сверхъестественное , безнравственность , убийства и заговоры . В то время как другие средства массовой информации ужасов подчеркивают фантастические ситуации, такие как нападения монстров , психологический ужас имеет тенденцию скрывать монстров и включать ситуации, более основанные на художественном реализме .
Повороты сюжета — часто используемый прием. Персонажи обычно сталкиваются с внутренними битвами с подсознательными желаниями, такими как романтическая похоть и желание мелкой мести. Напротив, художественная литература и фильмы о монстрах часто фокусируются на причудливом инопланетном зле, с которым среднестатистический зритель не может легко разобраться. Однако иногда поджанры психологических ужасов и брызг пересекаются, как, например, во французском фильме ужасов « Высокое напряжение» . [1]
Психологическое обаяние психологического ужаса [ править ]
Увлечение фильмами ужасов заключается в неразумном, иррациональном и невозможном. Теории Юнга и Ницше служат примером того, как людям необходимо покинуть реальный мир и жить в возвышенном пространстве, где все возможно. Ужас позволяет зрителю уйти от обыденной обычной жизни и выразить внутреннюю работу своих иррациональных мыслей. Объяснение Г. Ф. Лавкрафта очарования ужаса проистекает больше из непонимания истинного места человека и нашего глубокого внутреннего инстинкта, с которым мы не имеем связи, а также из основной незначительности жизни человека и вселенной в целом. Ужас заставляет нас помнить. Психологический ужас еще больше способствует проявлению личного ужаса каждого человека. Наша невидимая человечность и наши самые основные человеческие импульсы заставляют нас искать стимулы, напоминающие нам о нашей истинной природе и потенциале. [2]
Современные исследования выявляют связь между эмпатией и страхом или ее отсутствием с интересом к ужасу. Исследования показывают, что последствия психологического ужаса затрагивают женщин больше, чем мужчин. [3] Текущая гипотеза об этой разнице между полами заключается в том, что она связана с социальными ожиданиями и гендерными ролями, которым мы подвергаемся в детстве. [4] Из-за отсутствия межкультурных исследований психологических последствий ужаса существует одна гипотеза, согласно которой отдельные культуры развивают свое собственное уникальное чувство ужаса, основанное на их культурном опыте.
Инструменты психологического ужаса [ править ]
Освещение и тени [ править ]
» В « Окне во двор Хичкока свет и намеренные тени вызывали у зрителя напряжение. Саспенс — фундаментальная часть хичкоковского хоррора. Использование теней через свет для сокрытия информации приводит к едва заметному усилению напряжения и ужаса перед тем, чего нельзя увидеть. «Окно во двор» Хичкока делает главного героя основным источником информации для зрителя; их замешательство повсеместно. Зрителю не хватает всеведущего понимания событий, что приводит к напряженным и медленным, а затем взрывным открытиям. Тени скрывают события или истины, которые еще предстоит раскрыть, иногда предвещают события и сообщают зрителю о скрытых истинах, что приводит к напряжению и самоотражении известных истин зрителем. Свет используется как метафора того, что мы знаем и можем увидеть при свете, и того, чего мы не знаем и пытаемся выяснить, что находится в тени. Полуосвещение можно использовать для выражения двойственности эмоций и неуверенности. Использование горящей сигареты или сигары, крошечного света в море тьмы достаточно, чтобы сообщить зрителю, что там что-то или кто-то есть, но больше ничего не раскрывает, манипулируя страхами зрителей перед тем, что может быть. [5]
Звук и музыка [ править ]
В исследованиях Тэйера и Эллисона, проведенных в 1980 году, изучалось влияние различных типов музыки, наложенных на стрессовые визуальные стимулы. Они использовали кожное электромагнитное излучение для сбора информации о физиологической стимуляции во время просмотра и прослушивания. Они обнаружили, что при наложении стрессовой музыки и композиции поверх стрессовых изображений психологическая реакция была сильнее, чем при просмотре тех же визуальных стимулов с нестрессовым звуком. [6] Музыка с положительным тоном приводит к тому, что зрители воспринимают одновременные визуальные стимулы как положительные, а когда используются отрицательные тона, зрители воспринимают визуальные стимулы как негативные или более угрожающие. Они выдвинули три гипотезы и смогли доказать две своими исследованиями: 1. Использование одинаково стрессовых звуков и музыки вместо стрессовых образов увеличило психологическую реакцию зрителей по сравнению с теми же изображениями без звука. 2. Расположение звука и музыки по отношению к стрессовым визуальным стимулам влияет на психологическую реакцию зрителей. Это не могло быть полностью доказано, поскольку, когда звук и музыка не соответствуют визуальным стимулам, электромагнитный ответ усиливался без ослабления в моменты отсутствия стресса. 3. Расположение звука и музыки может манипулировать зрителем, заставляя его поверить в то, что стрессовый момент вот-вот произойдет или закончился. Когда музыка используется вопреки человеческим ожиданиям, это может усилить стресс у зрителя, когда ожидание, созданное музыкой, не сбывается. . [6] Следуя за персонажем в фильме или шоу, музыка отражает эмоции персонажа, зритель чувствует то же, что чувствует персонаж, создавая синергию между персонажем и зрителем. [7] Добавление музыки придает большую глубину эмоциональному отклику, чего визуальные стимулы не могут достичь сами по себе. Музыка может подсознательно влиять на зрителя, еще больше переплетая его эмоционально с тем, что он смотрит, заставляя его глубже чувствовать любые эмоции, которые он испытывает от просмотра, что делает ее важным элементом психологического ужаса и ее успехом в возбуждении эмоций у зрителя. Хотя использование полных оркестров является обычным явлением во всем жанре ужасов, когда музыка не воспроизводится, звуки действий в фильме, а также отсутствие звука и партитуры также используются в качестве инструментов для разжигания психологического ужаса и подчеркивания эмоций. [8]
Романы [ править ]
Романы «Голем» , написанные Густавом Майринком , «Молчание ягнят», написанные Томасом Харрисом , романы Роберта Блоха, такие как «Психо» и «Американская готика» , романы Стивена Кинга, такие как «Кэрри» , «Мизери» , « Девушка, которая любила Тома Гордона» , «Сияние » и «Коджи». Судзуки Роман « Кольцо » является примером психологического ужаса. Ширли Джексон часто « Мы всегда жили в замке» считают одним из лучших примеров психологического ужаса в художественной литературе.
Фильмы [ править ]

Психологические фильмы ужасов обычно отличаются от традиционных фильмов ужасов , где источником страха обычно является что-то материальное, например, гротескные или ужасающие существа, монстры, серийные убийцы или инопланетяне. [9] а также жанры фильмов с брызгами и слэшерами , устрашающие эффекты которых черпают свой пугающий эффект из крови и графического насилия , [9] в том, что напряжение в психологических фильмах ужасов чаще создается за счет атмосферы, внушений, жутких звуков и использования психологии зрителя и персонажа, чтобы вызвать страх. Психологические фильмы ужасов иногда пугают или тревожат, полагаясь на собственное воображение зрителя или персонажа или на ожидание угрозы, а не на реальную угрозу или материальный источник страха, изображенный на экране.
Однако некоторые психологические фильмы ужасов на самом деле могут содержать явную угрозу или физический источник страха, а также сцены жестокости или насилия, но при этом полагаются или сосредотачиваются в основном на атмосфере и психологическом, психическом и эмоциональном состоянии персонажей. и зрителей, чтобы напугать или обеспокоить. Например, в некоторых психологических фильмах ужасов могут изображаться психотические убийцы и сцены насилия, сохраняя при этом атмосферу, в которой основное внимание уделяется психологическому, психическому или эмоциональному состоянию злодея, главного героя или аудитории.
«Черная кошка» (1934) и «Люди-кошки» (1942) считаются ранними психологическими фильмами ужасов. [10] [9] [11] Фильм Альфреда Хичкока 1960 года «Психо» стал кинематографической вехой и считается одним из самых знаковых и влиятельных психологических фильмов ужасов всех времен. [12] Роман Полански снял два фильма, которые считаются типичными психологическими ужасами: «Отвращение» (1965) и «Ребенок Розмари» (1968). [13] [14] Фильм Стэнли Кубрика 1980 года «Сияние» , адаптированный из вышеупомянутого романа Стивена Кинга, является еще одним особенно известным примером жанра. [15] «Молчание ягнят » (1991) режиссера Джонатана Демме , а также анимационный фильм «Идеальный синий» (1997) режиссера Сатоши Кона являются яркими примерами психологического ужаса, поскольку на первый взгляд они включают в себя элементы жанра триллера . [16] [17] Среди последних англоязычных фильмов этого жанра: «Черный лебедь» (2010), «Бабадук» (2014), «Оно следует» (2015), «Прочь» (2017), «Наследственное» (2018), «Дом, который построил Джек» (2018), «Мидсоммар» (2019). ), «Маяк» (2019), «Сент-Мод» (2020), «Прошлой ночью в Сохо» (2021) и «Улыбка» (2022).
Жанр итальянского кино, известный как джалло, часто использует элементы поджанра психологических ужасов. Этот поджанр также является основным продуктом в азиатских странах. Было отмечено, что японские фильмы ужасов , обычно называемые «J-ужастиками», в целом носят психологический характер. [18] Яркими примерами являются «Ринг» (1998) и «Джу-Он» сериал . [18] Другая влиятельная категория — корейские фильмы ужасов , обычно называемые «К-ужасы». [18] Яркими примерами являются «Повесть о двух сестрах» (2003), «Гензель и Гретель» (2007) и «Шепчущие коридоры» (1998). [18] Знаменитый филиппинский фильм «Кисапмата» (1981) является примером психологического ужаса.
Видеоигры [ править ]
Психологические видеоигры ужасов — это поджанр видеоигр ужасов . Хотя такие игры могут быть основаны на любом стиле игрового процесса , они, как правило, носят более исследовательский характер и «стремятся вызвать у игрока чувство сомнения относительно того, что на самом деле может происходить». [19] [20] Фантасмагория (1995), [19] Д (1995), [21] Вечеринка трупов (1996) [22] [23] и Сайлент Хилл (1999) [24] считаются одними из первых психологических игр ужасов. Иногда психологические игры ужасов имитируют сбои, повреждения файлов и различные другие ошибки, как, например, визуальный роман Doki Doki Literature Club 2017 года! [25]
См. также [ править ]
- Арт-хоррор
- Тело ужас
- Жестокая сказка
- Готическая фантастика
- Хичкок
- Ужас и террор
- Ужас личности
- Лавкрафтовский ужас
- Параноидальная фантастика
- Психо-бидди
- Социальный триллер
Ссылки [ править ]
- ^ «Психоаналитическая теория во времена террора». Журнал аналитической психологии . 4 (48): 407. Сентябрь 2003 г.
- ^ Хауке, Кристофер (26 октября 2015 г.). «Фильмы ужасов и атака на рациональность» . Журнал аналитической психологии . 60 (5): 736–740. дои : 10.1111/1468-5922.12181 . ISSN 0021-8774 . ПМИД 26499301 .
- ^ Мартин, Дж. Нил (18 октября 2019 г.). «(Почему) вам нравятся фильмы ужасов? Обзор эмпирических исследований психологических реакций на фильмы ужасов» . Границы в психологии . 10 : 2298. doi : 10.3389/fpsyg.2019.02298 . ISSN 1664-1078 . ПМК 6813198 . ПМИД 31681095 .
- ^ Лин, Кэролайн А.; Сюй, Чжан (2 октября 2017 г.). «Просмотр сериалов ужасов: характеристики аудитории, мотивация, вовлеченность и удовольствие» . Журнал радиовещания и электронных СМИ . 61 (4): 638–657. дои : 10.1080/08838151.2017.1375503 . ISSN 0883-8151 . S2CID 149437842 .
- ^ Брэдли, Девон (2022). «Лучшие вещи случаются в темноте» . Мизансцена: Журнал кино и визуального повествования . 7 (2): 26–29. ISSN 2369-5056 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2023 г. Проверено 26 апреля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мейнель, Ларина Сью; Буллерьян, Клаудия (14 февраля 2022 г.). «Больше ужасов из-за особого музыкального размещения? Влияние музыки из фильма на психофизиологические реакции на фильм ужасов» . Психология музыки . 50 (6): 1837–1852. дои : 10.1177/03057356211073478 . ISSN 0305-7356 . S2CID 246843004 .
- ^ Дойч, Стивен (01 июля 2010 г.). «<I>Психо</I> и оркестровка тревоги» . Саундтрек . 3 (1): 53–66. дои : 10.1386/ст.3.1.53_1 . ISSN 1751-4193 .
- ^ Смит, Элеонора Кэти. Музыка, безумие и память: викторианские конструкции безумия и музыкальных ужасов в современном кино и телевидении . OCLC 1255875757 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хейворд 2006 , с. 148.
- ^ Скал, Дэвид Дж. (15 октября 2001 г.). Шоу монстров: культурная история ужасов . Макмиллан. п. 180. ИСБН 0571199968 . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Стринати, Доминик (31 августа 2000 г.). Введение в изучение массовой культуры . Рутледж. п. 90. ИСБН 0415157668 . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Глейберман, Оуэн (4 августа 2009 г.). « Психо»: фильм ужасов, изменивший жанр» . Развлекательный еженедельник .
- ^ Браун, Рэй Б.; Браун, Пэт (15 июня 2001 г.). Путеводитель по популярной культуре США . Популярная пресса. п. 411. ИСБН 0879728213 . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Мазерска, Ева (15 июня 2007 г.). Роман Полански: Кино культурного путешественника . ИБТаурус. п. 89. ИСБН 978-1845112974 . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ Кавин, Брюс Ф. (25 июня 2012 г.). Ужасы и фильм ужасов . Гимн Пресс. п. 115. ИСБН 978-0857284495 . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ «Молчание ягнят и отвращение к ужасам на церемонии вручения Оскара» . Birthmoviesdeath.com . Бритт Хейс. 16 января 2015 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 2 марта 2016 г.
- ^ «10 лучших психологических фильмов ужасов — Альтернативная кинолента» . Альтернативный ролик . Альтернативный ролик. Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Рид 2009 , с. 163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перрон, Бернар (2009). «Игры страха: многогранный исторический отчет о жанре ужасов в видеоиграх». В Перроне, Бернар (ред.). Видеоигры ужасов: очерки слияния страха и игры . МакФарланд и компания . стр. 26–45. ISBN 978-0786441976 .
- ^ Кшивинская, Таня (2009). «Реанимация Г. П. Лавкрафта: Игровой парадокс Зова Ктулху: Темные уголки Земли ». В Перроне, Бернар (ред.). Видеоигры ужасов: очерки слияния страха и игры . МакФарланд и компания . стр. 267–288. ISBN 978-0786441976 .
- ^ Курл, Дэниел (11 апреля 2019 г.). «Трилогия D» была странной, дикой и поистине единственной в своем роде» . Чертовски отвратительно . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 24 декабря 2020 г.
- ^ Фэйи, Майк (31 октября 2011 г.). «Паранойя, безумие, самоубийство и каннибализм; кто сказал, что 16-битная система не может быть страшной?» . Котаку . Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Мортенсен, Торилл Эльвира; Линдерот, Йонас; Браун, Эшли М.Л. (5 июня 2015 г.). «14: Sonic Descents - Музыкальная мрачная игра в жанре выживания и психологического ужаса». Темная сторона игрового процесса: спорные вопросы в игровой среде . Рутледж. п. 226. ИСБН 9781317574460 . Проверено 4 мая 2017 г.
- ^ Фас, Трэвис (30 октября 2009 г.). «IGN представляет историю ужасов выживания» . ИГН . IGN Entertainment, Inc. с. 5. Архивировано из оригинала 29 июня 2010 года . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Роуз, Виктория (22 октября 2017 г.). «Литературный клуб Доки Доки — это неконтролируемо ужасающий визуальный роман» . Полигон . Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года . Проверено 10 мая 2020 г.
Библиография [ править ]
- Хейворд, Сьюзен (12 апреля 2006 г.). Киноведение: ключевые понятия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0415367816 .
- Рид, Робин Энн (2009). Женщины в научной фантастике и фэнтези: обзоры . АВС-КЛИО. ISBN 978-0313335914 .