Пражская киношкола
Пражская киношкола [1] ( сербско-хорватский : Praška Filmska škola , Praška Filmska škola ), также известная как чешская киношкола. [2] ( сербско-хорватский : Чешская киношкола , Чешская киношкола ) или Пражская волна [3] ( сербско-хорватский : Praški talas , Прашки талас ) — группа югославских кинорежиссеров , получивших известность в 1970-х годах после окончания Школы кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге (FAMU). Занятия в FAMU посещали пять выдающихся югославских режиссеров, родившихся с 1944 по 1947 год: Лордан Зафранович (1944 г.р.), Срджан Каранович (1945 г.р.), Горан Маркович (1946 г.р.), Горан Паскальевич (1947-2020 г.) и Райко Грлич ( р. 1947). [4] Эмира Кустурицу , родившегося в 1954 году, иногда также считают членом Пражской школы . Операторы Живко Залар (работавший с Грличем, Карановичем и Марковичем), Предраг Пега Попович (работавший с Зафрановичем и Марковичем), Вилко Филач (работавший с Кустурицей), Валентин Перко и Павел Грзинчич , [5] также учился в ФАМУ. [4] [6]
Поскольку все они были студентами FAMU в конце 1960-х и начале 1970-х годов, на директоров Praška škola наибольшее влияние оказали режиссеры чехословацкой «Новой волны» , такие как Милош Форман , Иржи Мензель , и оскароносные профессора FAMU Ян Кадар и Эльмар Клос . [7] События Пражской весны и вторжения Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году также сильно повлияли на Прашку школу и сформировали основу для свободно определенной группы. [1]
История [ править ]
Начало возникновению « Прашки школы» положило начало 1968 году, когда Грлич, будучи студентом, снял свой первый профессиональный телевизионный документальный фильм «Мы из Праги ». [8] Фильм, снятый телевидением Загреба , посвящен общению югославских студентов в Праге. В этом фильме Маркович заявляет, что именно он и Каранович первыми поступили в FAMU, что побудило остальных последовать их примеру. [9] Первым художественным фильмом, снятым членом Пражской школы, Зафрановича было «Воскресенье» ( сербско-хорватский : Nedjelja ) (1969) с Гораном Марковичем в главной роли. [10] Карановича за которыми последовали « Друштвена игра» Грлича (1972) и «Как бы ни отскакивал мяч» ( сербско-хорватский : Kud puklo da puklo ) (1974), которые получили высокую оценку кинокритиков, находящихся под влиянием модернизма, но еще не получили всеобщего признания широкой югославской аудиторией. .
Однако вторая половина 1970-х годов принесла членам группы известность, а термин «Прашка школа» был придуман критиками после успеха ее участниц на нескольких югославских и международных кинофестивалях. В 1976 году в Югославии большой успех имел телесериал « Грлом у ягоде » по сценарию Грлича и Карановича и режиссера Карановича. В том же году Паскальевич получил награду «Золотая арена» за лучшую режиссуру на кинофестивале в Пуле за свой первый полнометражный фильм « Пляжная стража зимой» ( сербско-хорватский : Čuvar plaže u zimskom periodu ). В 1977 году дебютный фильм Марковича «Специальное образование» ( сербско-хорватский : Specijalno vaspitanje ) получил награду ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Мангейме-Гейдельберге . В 1978 году все четыре главных приза Пульского кинофестиваля были присуждены фильмам, снятым бывшими студентами FAMU: « Профессия Зафрановича в 26 картинах » ( сербско-хорватский : Okupacija u 26 slika Грлича ), «Браво маэстро» , « Собака, которая любила поезда» ( сербский) Паскальевича. -Хорватский : Pas koji je volio vozove. Карановича ), а также «Запах польских цветов» , за который Живко Залар также был удостоен премии « Золотая арена» за лучшую операторскую работу .
На протяжении 1980-х годов термин «Прашка школа» ассоциировался со многими успешными фильмами, популярными как у критиков, так и у широкой публики. Семь из десяти наград «Золотая арена» за лучшую режиссуру с 1976 по 1986 год достались Прашке школе , причем каждый участник, кроме Марковича, получил хотя бы одну. Успех двукратного обладателя Золотой пальмовой ветви Эмира Кустурицы, который учился в FAMU через несколько лет после других членов Praška škola , еще больше повысил репутацию академии в сфере югославского кино.
термина Признание критика и
Легитимность термина «Прашка школа» иногда подвергается сомнению, поскольку сами участники никогда не использовали этот термин для описания своей работы, а их работы различались по художественной чувствительности и режиссерскому подходу, иногда значительно. [3] В 1990 году Маркович написал книгу под названием «Чешская школа не существует », в которой описывает свои дни в FAMU, свои отношения с другими студентами, их творческие сходства и различия. [2] В интервью 2001 года Каранович выразил решительное несогласие с этим термином, заявив:
- наскучил «Я думаю, что термин «Прашка школа» всем уже давно . Не могу отрицать, что я учился в Праге, что я многому, хотя и не всему, научился там и что у меня сложились прочные дружеские отношения с моими коллегами из Праги. из бывшей Югославии, который учился там в то же время. Однако я считаю, что мы все очень разные художники, и только в некоторых наших фильмах можно найти намеки на влияние чешского кинематографа 1960-х годов. Я ценю фильмы Райко Грлича, Горана Марковича. , Горану Паскальевичу, Лордану Зафрановичу и Эмиру Кустурице очень понравилось, но я думаю, что все они заслуживают того, чтобы их рассматривали индивидуально, а не как часть этой или какой-либо другой группы». [11]
ретроспективы Прашки школы . Однако в 2001 году в Белграде прошли [11] и в Загребе в 2014 году, когда все первые члены Прашки школы , за исключением Карановича, встретились и вспомнили свои пражские годы. [1] [12] В августе 2014 года Зафранович, Маркович, Паскальевич и Грлич объявили, что впервые будут сниматься вместе. Грлич и Маркович заявили, что фильм-антология с рабочим названием «Нирвана» будет снят в память об их профессоре Эльмаре Клосе . [7] [13] Однако этот фильм так и не был реализован. В сентябре 2018 года состоялась программа, посвященная Пражской школе « Мы из Праги 1968-2018». состоялся в Риеке, и Паскальевич, Каранович, Зафранович и Грлич присоединились к групповой дискуссии.
По состоянию на 2022 год все члены-основатели Прашки школы все еще живы и активны, за исключением Горана Паскальевича, который умер 25 сентября 2020 года.
Галерея [ править ]
- Школа кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге (FAMU)
- FAMU professor Elmar Klos
- Лордан Зафранович
- Горан Маркович
- Горан Паскальевич
- Райко Грлич
- Эмир Кустурица
- Вилко Филач
- Валентин Перко
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пражская школа: Умные фильмы можно снимать для широкой аудитории (на хорватском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Горан Маркович - Три рассказа о самоубийствах (сборник рассказов), библиография (на сербском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деян Дабич: Пражской школы не существует (на сербском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Феномен восточноевропейского кино (на хорватском языке)
- ^ Павел Грзинчич - Биография (на словенском языке)
- ↑ Горан Маркович: Во всем виноваты 68-летние (на сербском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Новый состав: Горан Маркович - интервью (на сербском языке)
- ^ Райко Грлич - Биография (на хорватском языке)
- ^ Элвис Дж. Куртович: Чешская школа. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Лордан Зафранович, Пега Попович и Горан Маркович: Дебютанты, снимавшие фильм «Воскресенье» (1968) (на хорватском языке)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Срджан Каранович: Мы не принадлежим к одному ящику (на сербском языке)
- ↑ Студенты знаменитой пражской киношколы снова встречаются в Тушканеце (на хорватском языке).
- ↑ Совместный эротический фильм режиссёров бывшей Югославии (на сербском языке)