Jump to content

Пражская киношкола

Пражская киношкола [1] ( сербско-хорватский : Praška Filmska škola , Praška Filmska škola ), также известная как чешская киношкола. [2] ( сербско-хорватский : Чешская киношкола , Чешская киношкола ) или Пражская волна [3] ( сербско-хорватский : Praški talas , Прашки талас ) — группа югославских кинорежиссеров , получивших известность в 1970-х годах после окончания Школы кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге (FAMU). Занятия в FAMU посещали пять выдающихся югославских режиссеров, родившихся с 1944 по 1947 год: Лордан Зафранович (1944 г.р.), Срджан Каранович (1945 г.р.), Горан Маркович (1946 г.р.), Горан Паскальевич (1947-2020 г.) и Райко Грлич ( р. 1947). [4] Эмира Кустурицу , родившегося в 1954 году, иногда также считают членом Пражской школы . Операторы Живко Залар (работавший с Грличем, Карановичем и Марковичем), Предраг Пега Попович (работавший с Зафрановичем и Марковичем), Вилко Филач (работавший с Кустурицей), Валентин Перко и Павел Грзинчич , [5] также учился в ФАМУ. [4] [6]

Поскольку все они были студентами FAMU в конце 1960-х и начале 1970-х годов, на директоров Praška škola наибольшее влияние оказали режиссеры чехословацкой «Новой волны» , такие как Милош Форман , Иржи Мензель , и оскароносные профессора FAMU Ян Кадар и Эльмар Клос . [7] События Пражской весны и вторжения Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году также сильно повлияли на Прашку школу и сформировали основу для свободно определенной группы. [1]

История [ править ]

Начало возникновению « Прашки школы» положило начало 1968 году, когда Грлич, будучи студентом, снял свой первый профессиональный телевизионный документальный фильм «Мы из Праги ». [8] Фильм, снятый телевидением Загреба , посвящен общению югославских студентов в Праге. В этом фильме Маркович заявляет, что именно он и Каранович первыми поступили в FAMU, что побудило остальных последовать их примеру. [9] Первым художественным фильмом, снятым членом Пражской школы, Зафрановича было «Воскресенье» ( сербско-хорватский : Nedjelja ) (1969) с Гораном Марковичем в главной роли. [10] Карановича за которыми последовали « Друштвена игра» Грлича (1972) и «Как бы ни отскакивал мяч» ( сербско-хорватский : Kud puklo da puklo ) (1974), которые получили высокую оценку кинокритиков, находящихся под влиянием модернизма, но еще не получили всеобщего признания широкой югославской аудиторией. .

Однако вторая половина 1970-х годов принесла членам группы известность, а термин «Прашка школа» был придуман критиками после успеха ее участниц на нескольких югославских и международных кинофестивалях. В 1976 году в Югославии большой успех имел телесериал « Грлом у ягоде » по сценарию Грлича и Карановича и режиссера Карановича. В том же году Паскальевич получил награду «Золотая арена» за лучшую режиссуру на кинофестивале в Пуле за свой первый полнометражный фильм « Пляжная стража зимой» ( сербско-хорватский : Čuvar plaže u zimskom periodu ). В 1977 году дебютный фильм Марковича «Специальное образование» ( сербско-хорватский : Specijalno vaspitanje ) получил награду ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Мангейме-Гейдельберге . В 1978 году все четыре главных приза Пульского кинофестиваля были присуждены фильмам, снятым бывшими студентами FAMU: « Профессия Зафрановича в 26 картинах » ( сербско-хорватский : Okupacija u 26 slika Грлича ), «Браво маэстро» , « Собака, которая любила поезда» ( сербский) Паскальевича. -Хорватский : Pas koji je volio vozove. Карановича ), а также «Запах польских цветов» , за который Живко Залар также был удостоен премии « Золотая арена» за лучшую операторскую работу .

На протяжении 1980-х годов термин «Прашка школа» ассоциировался со многими успешными фильмами, популярными как у критиков, так и у широкой публики. Семь из десяти наград «Золотая арена» за лучшую режиссуру с 1976 по 1986 год достались Прашке школе , причем каждый участник, кроме Марковича, получил хотя бы одну. Успех двукратного обладателя Золотой пальмовой ветви Эмира Кустурицы, который учился в FAMU через несколько лет после других членов Praška škola , еще больше повысил репутацию академии в сфере югославского кино.

термина Признание критика и

Легитимность термина «Прашка школа» иногда подвергается сомнению, поскольку сами участники никогда не использовали этот термин для описания своей работы, а их работы различались по художественной чувствительности и режиссерскому подходу, иногда значительно. [3] В 1990 году Маркович написал книгу под названием «Чешская школа не существует », в которой описывает свои дни в FAMU, свои отношения с другими студентами, их творческие сходства и различия. [2] В интервью 2001 года Каранович выразил решительное несогласие с этим термином, заявив:

наскучил «Я думаю, что термин «Прашка школа» всем уже давно . Не могу отрицать, что я учился в Праге, что я многому, хотя и не всему, научился там и что у меня сложились прочные дружеские отношения с моими коллегами из Праги. из бывшей Югославии, который учился там в то же время. Однако я считаю, что мы все очень разные художники, и только в некоторых наших фильмах можно найти намеки на влияние чешского кинематографа 1960-х годов. Я ценю фильмы Райко Грлича, Горана Марковича. , Горану Паскальевичу, Лордану Зафрановичу и Эмиру Кустурице очень понравилось, но я думаю, что все они заслуживают того, чтобы их рассматривали индивидуально, а не как часть этой или какой-либо другой группы». [11]

ретроспективы Прашки школы . Однако в 2001 году в Белграде прошли [11] и в Загребе в 2014 году, когда все первые члены Прашки школы , за исключением Карановича, встретились и вспомнили свои пражские годы. [1] [12] В августе 2014 года Зафранович, Маркович, Паскальевич и Грлич объявили, что впервые будут сниматься вместе. Грлич и Маркович заявили, что фильм-антология с рабочим названием «Нирвана» будет снят в память об их профессоре Эльмаре Клосе . [7] [13] Однако этот фильм так и не был реализован. В сентябре 2018 года состоялась программа, посвященная Пражской школе « Мы из Праги 1968-2018». состоялся в Риеке, и Паскальевич, Каранович, Зафранович и Грлич присоединились к групповой дискуссии.

По состоянию на 2022 год все члены-основатели Прашки школы все еще живы и активны, за исключением Горана Паскальевича, который умер 25 сентября 2020 года.

Галерея [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пражская школа: Умные фильмы можно снимать для широкой аудитории (на хорватском языке)
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Горан Маркович - Три рассказа о самоубийствах (сборник рассказов), библиография (на сербском языке)
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деян Дабич: Пражской школы не существует (на сербском языке)
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Феномен восточноевропейского кино (на хорватском языке)
  5. ^ Павел Грзинчич - Биография (на словенском языке)
  6. Горан Маркович: Во всем виноваты 68-летние (на сербском языке)
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Новый состав: Горан Маркович - интервью (на сербском языке)
  8. ^ Райко Грлич - Биография (на хорватском языке)
  9. ^ Элвис Дж. Куртович: Чешская школа. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine.
  10. ^ Лордан Зафранович, Пега Попович и Горан Маркович: Дебютанты, снимавшие фильм «Воскресенье» (1968) (на хорватском языке)
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Срджан Каранович: Мы не принадлежим к одному ящику (на сербском языке)
  12. Студенты знаменитой пражской киношколы снова встречаются в Тушканеце (на хорватском языке).
  13. Совместный эротический фильм режиссёров бывшей Югославии (на сербском языке)

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ef5023d1a9e7997b630aad55da56b2e__1651437060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/2e/9ef5023d1a9e7997b630aad55da56b2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Prague film school - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)