Jump to content

Фантастический

Фантастика — французский термин, обозначающий литературный и кинематографический жанр и стиль , характеризующийся вторжением сверхъестественных элементов в реалистические рамки повествования, сопровождающийся неуверенностью в их существовании. Это понятие происходит из французской литературной и критической традиции и отличается от слова «фантастический». [1] что связано с более широким термином «фэнтези» в английской литературной традиции. [2] [3] [4] [5] По мнению теоретика литературы Цветана Тодорова ( «Введение в фантастическую литературу »), фантастическое отличается от чудесного тем, что оно вызывает колебания между сверхъестественным и естественным, возможным и невозможным, а иногда и между логичным и нелогичным. С другой стороны, чудесное апеллирует к сверхъестественному, в котором, как только принимаются предпосылки волшебного мира, все происходит почти нормально и привычно. [6] Этот жанр возник в 18 веке и пережил золотой век в Европе 19 века, особенно во Франции и Германии.

Определение [ править ]

Три основных критических источника во французской теории литературы дают одно и то же фундаментальное определение этого понятия: «Фантастическая история во Франции Нодье а Мопассана» Пьера-Жоржа Кастекса, «О феерии в духе научной фантастики» Роже Кайуа и «Введение в фантастическую литературу » Цветана. Тодоров. [7] В этих трех эссе фантазия определяется как вторжение сверхъестественных явлений в реалистическое повествование. Он вызывает явления, которые не только остались необъяснимыми, но и необъяснимы с точки зрения читателя. В этом отношении Цветан Тодорв объясняет, что фантазия находится где-то между французским понятием «чудесного» ( merveilleux ), где сверхъестественное принимается и вполне разумно в воображаемом мире нереалистического повествования, и сверхъестественным ( étrange по-французски). ), где явно сверхъестественные явления объясняются и принимаются за норму. [6] Таким образом, с англоязычной теоретической точки зрения его можно рассматривать как поджанр фэнтези.

произведений Вместо этого персонажи фантастических , как и читатели, не желают мириться с происходящими сверхъестественными событиями. Этот отказ может быть смешан с сомнением, неверием, страхом или некоторой комбинацией этих реакций. Фантастика часто связана с особой атмосферой , своего рода напряжением перед лицом невозможного. Часто присутствует значительная доля страха, либо потому, что персонажи боятся, либо потому, что автор хочет вызвать испуг у читателя. Однако страх не является существенным компонентом фантастики . [8]

Поэтому французскую концепцию фантастики в литературе не следует путать с чудесным или фэнтези (где сверхъестественное утверждается и принимается с самого начала), с научной фантастикой (которая рациональна) или с ужасом, хотя эти жанры можно комбинировать.

Однако английский термин «фантастический» иногда может использоваться во французском смысле, как, например, в «Литературной энциклопедии». [9] поскольку в английском переводе эссе Тодорова этот термин был переведен, как указано выше. [10] Тем не менее, это слово используется меньшинством, и большая часть английской критической литературы, посвященной фантастической литературе , связывает это слово с более широким значением, связанным с фэнтези. [1] как в работах Эрика Рабкина, [2] Розмари Джексон, [3] Люси Армитт [4] и Дэвид Сэнднер. [5] Многозначность слова «фантастический» и различие критических традиций каждой страны привели к противоречиям, подобным тем, которые возглавил Санислав Лем. [11]

Во французском языке это слово также многозначно: необходимо различать академическое определение и повседневное значение. В повседневном языке это слово может относиться ко всему, что связано со сверхъестественным. Некоторые люди используют во французском языке термин mediéval-fantastique для обозначения высокого фэнтези, но академические критики не используют этот термин.

Связанные жанры [ править ]

Фантастику . часто считают очень близкой к научной фантастике Однако между ними есть важные различия: научная фантастика не сверхъестественна, а рациональна. Герберта Уэллса «Машина времени» , например, является научно-фантастическим романом, потому что герой путешествует во времени, используя машину, созданную для этой цели – другими словами, используя технологический процесс, который, хотя и неизвестен на современном уровне человеческого знания, представлен как технологический и поэтому не может быть описан как сверхъестественный. [12]

Фантастические Дж повествования также отличаются от фэнтезийных, например, . Р. Р. Толкина , хотя на самом деле они принадлежат к сфере чудесного. Следует также отметить, что в англоязычном мире фантастическая литература считается не отдельным жанром, а скорее поджанром низкого фэнтези. В таком случае фантазия сочетает в себе те же характеристики, что и фантазия о вторжении, как ее определила Фара Мендлесон. [13] Фантастика , жанром , также связана с магическим реализмом основанным на добавлении сверхъестественных элементов в реалистическое повествование. Однако сверхъестественное считается нормальным, что делает магический реализм скорее ветвью чудесного, чем фантастического .

Таким образом, Цветан Тодоров определяет фантазию как нечто среднее между сверхъестественным, то есть реальностью, границы которой раздвинуты до предела, как в » Эдгара Аллана По , «Падении дома Ашеров в которой может быть принят рациональный анализ, и чудесно, где сверхъестественные элементы считаются нормой: фантастика — это промежуточный момент, этот момент, когда разум все еще колеблется между рациональным и иррациональным объяснением. В качестве последнего условия появления фантастического явления он добавляет реалистичную вселенную или контекст: обстановка должна восприниматься как естественная, чтобы привнести признаки сверхъестественного и, следовательно, колебания, ведущие к фантастическому . [6]

«Фантастика» может включать в себя как произведения жанра ужасов, так и готики. Две репрезентативные истории могут быть следующими:

  • Алджернона Блэквуда рассказ « Ивы », где двое мужчин, путешествующих по реке Дунай, охвачены жутковатым чувством злобы и несколькими невероятными неудачами в своем путешествии; Вопрос, который пронизывает всю историю, заключается в том, становятся ли они жертвами дикой местности и собственного воображения, или действительно есть что-то ужасное, чтобы их заполучить.
  • Эдгара Аллана По рассказ « Черная кошка », где убийцу преследует черная кошка; но это месть из загробия или просто кот?

Фантастику иногда ошибочно называют гротескной или сверхъестественной фантастикой , потому что и гротеск, и сверхъестественное содержат фантастические элементы, но они не одно и то же, поскольку фантазия основана на двусмысленности этих элементов.

В русской литературе «фантастика» (фантастика) охватывает научную фантастику (называемую «научная фантастика», научная фантастика), фэнтези и другие нереалистичные жанры.

История [ править ]

Происхождение [ править ]

Когда Шарль Нодье хочет изобрести фантастическую историю, когда Нерваль вспоминает Казота как инициатора вопреки ему самому, они оба без колебаний ссылаются на «Золотого осла» (также называемого «Метаморфозами ») Апулея (I в. н. э.). Предполагается, что герой «Метаморфоз» прибывает в особенно загадочный регион Греции — Фессалию. Ведьмы этой провинции были известны, а главный герой Люциус превратился в осла после использования неправильной мази. Целая часть романа, от момента метаморфизации Люциуса до момента, когда он вновь обретает свой первобытный облик, ускользает от фантастического и предвещает дальнейший путь плутовских героев. Только начало, когда магия ведьм остается неопределенной, можно считать фантастическим. произведения Однако фантастические начали появляться только в XVIII веке, а своего золотого века этот вид литературы достиг в XIX веке. [14]

От фантастическому к чудесного

Барокко (будь то в форме романов , пьес или даже опер ) было связующим звеном между Merveilleux эпохи Возрождения и более формализованными сказками периода Просвещения. Неоспоримая популярность этого жанра во многом объяснялась тем, что сказки были безопасны; они не подвергали опасности душу — что является серьезной проблемой для нации, которая только что вышла из эпохи великих религиозных преследований — и они соответствующим образом отражали величие правления Короля-Солнца. Даже если сказки и чудесные романы не относятся к фантастике , они способствовали возникновению этого жанра в Европе, поскольку существа, встречающиеся в фантастической литературе и вторгающиеся в реальность, часто происходят из чудесной литературы. [14]

Казотта часто считают создателем фантастического жанра во Франции благодаря его роману Le Diable amoureux ( «Влюбленный дьявол» , 1772). [15] с подзаголовком «Римская фантастика» , названным так впервые в истории литературы. В нем молодой дворянин Альваре вызывает демона, принимающего облик красивой женщины Биондетты. В конце истории молодая женщина исчезает, и мы не знаем, существовала ли она когда-либо на самом деле. Еще одним произведением в том же духе был роман «Ватек» , написанный непосредственно на французском языке в 1787 году писателем английского происхождения Уильямом Томасом Бекфордом . деятель Байронический , погрязший в оккультных знаниях и сексуальных извращениях , Бекфорд якобы писал свой роман без перерыва за три дня и две ночи в состоянии транса . очень странная книга «Le Manuscrit Trouvé à Saragosse» ( «Рукопись, найденная в Сарагосе Наконец, в 1813 году была опубликована »). Как и «Ватек», оно было написано непосредственно на французском языке нефранцузским писателем, польским графом и учёным Яном Потоцким . [15]

Готический роман [ править ]

Настоящим источником фантастического жанра является английский готический роман конца 1785 года. Помимо появления фантастических тем (призраки, Дьявол, вампиры), эти романы, характеризующиеся более выраженной атмосферой ужаса, привнесли характерную для романов двусмысленность. жанр. Среди наиболее представительных работ - Хораса Уолпола » «Замок Отранто , Мэтью Грегори Льюиса » «Монах (1796), Энн Рэдклифф » «Тайны Удольфо (1794), Годвина Уильяма «Калеб Уильямс» (1794), «Шарлотта Дакр». «Зофлоя , или Мавр» (1806 г.) и » Чарльза Роберта Мэтьюрина « Мельмот, странствующий человек (1821 г.). [14]

Неистовый романтизм [ править ]

Во Франции открытие английских готических романов привело к появлению так называемых « неистовых » романов ( roman frénétique ) (также известных как «римский нуар»). Эти романтические произведения 1830-х годов, все еще находящиеся под сильным влиянием чудесного, привнесли во французский роман вкус к ужасу и жутким. [16]

Неистовый роман достиг своего апогея в «Маленьких романтиках». Петрус Борель в «Шампаверте», «Contes immoraux» (1833) и особенно в «Мадам де Путифар» (1839) был даже более провокационным, чем английские писатели, особенно в своей снисходительности к ужасному. Жестокость Шампавера рассказов предвещает Огюста де Вилье де Л'Иль-Адама . Более того, Борель написал поистине фантастическую повесть «Готфрид Вольфганг» (1843).

К числу выдающихся произведений периода французской готики относятся романы, написанные с целью пародировать сказки Льюиса и Рэдклиффа, ставшие подлинным романским нуаром. Литературный критик Жюль Жанен написал «Смерть и женщина-гильотина» (1829). Фредерика Сулье Точно так же «Мемуары Дьявола» сочетают в себе римское безумие со страстями маркиза де Сада .

Известные работы в этой категории включают:

настоящей фантастики в Рождение Германии

Фантастическая литература в строгом смысле этого слова зародилась в Германии в начале 19 века при Адельберте фон Шамиссо ( Петер Шлемиль ), затем Ахиме фон Арниме и ЭТА Гофмане . Фантастике Гофмана свойственны экзальтация, хаос и безумие. Роман «Эликсиры дьявола» Льюиса , претендующий на роль потомка «Монаха» , зачастую бессвязно аккумулирует эпизоды самого разного рода: любовная история, эстетические или политические размышления, плутовские приключения, семейный эпос, мистические экстазы и т. д. Тема безумие и одиночество занимают центральное место в творчестве Гофмана и Шамиссо. [17]

Гофман оказал универсальное и почти непрерывное влияние на этот жанр. Его сказки составляют настоящий фантастический репертуар , впоследствии адаптированный другими авторами и в других искусствах (опера, балет, кино).

XIX века фантастика Французская

Расцвет фантастики во Франции

С 1830-х годов сказки Гофмана переводились на французский язык Лёвом-Веймаром и имели потрясающий успех. Казота После «Любовного дьявола» Жака Нодье был одним из первых французских писателей, написавших фантастические сказки. Однако он видел в этом жанре не что иное, как новый способ написания чудесных рассказов; [18] для него фантазия была поводом для мечтаний и фантазий. Фактически, он написал исследование о фантастике, которое показывает, что для Нодье грань между чудесным и фантастическим весьма размыта. Его тексты, населенные призраками, вампирами и нежитью, тем не менее обладают признаками фантастики: двусмысленностью, неуверенностью и беспокойством. Его самые известные сказки - « Смарра или Демоны ночи» (1821), серия ужасающих сказок, основанных на снах, «Трильби или le lutin d'argail» (1822), «La Fée aux». Мьетте (1832 г.). В этой последней работе молодой плотник посвящен одноименной Фее, которая, возможно, является легендарной царицей Савской . Чтобы вернуть ей ее истинную форму, он ищет волшебную Поющую Мандрагору . [19]

Тогда несколько величайших имен французской литературы заявили, что пишут в этом жанре. Оноре де Бальзак , автор дюжины сказок и трех фантастических романов, также находился под влиянием Гофмана . Помимо «Эликсира долгой жизни» (1830) и «Мельмота примирения» (1835), его главным фантастическим произведением является «Горе огорчения» (1831), в котором главный герой заключил договор с Дьяволом: он покупает шкуру печали. который обладает силой исполнять все его желания, но который, символизируя его жизнь, уменьшается каждый раз, когда он его использует. Несмотря на фантастическую составляющую, этот роман основан на реализме: Бальзак использует описание, рисуя виды Парижа; он привносит психологию и социальную ситуацию своих персонажей. Однако фантастическое творчество Бальзака не мыслится как самоцель. По крайней мере, Бальзак не стремится напугать или удивить читателя и не затрагивает каких-либо вампиров или оборотней. Скорее, это произведение размышлений, поставленное в рамках « Человеческой комедии» . [20] Благодаря аллегорической силе своих персонажей и ситуаций Бальзак пишет прежде всего философские сказки. Можно также упомянуть «Фалтурн» (1820) Оноре де Бальзака , роман о девственной пророчице, знающей оккультные тайны, восходящие к Древней Месопотамии . Также следует отметить произведения Бальзака: «Столетний житель » о человеке, ищущем более высоких измерений, метко названный «La Recherche de l'Absolu» («Поиски Абсолюта») (1834), героем которого является алхимик, и «Мельмот Реконсилье ». Мельмот примирился] (1835).

, большой поклонник Гофмана, Теофиль Готье является ключевым писателем фантастической литературы. Его рассказы, наполненные фантазией и желанием сбежать, являются одними из самых совершенных с точки зрения техники повествования. Готье превосходно умеет заставлять читателя гадать на протяжении всех своих рассказов и удивлять его в кульминационной строке. Он написал ряд шедевров, которые регулярно появляются в антологиях, посвященных фантастике, таких как «Кафетьер» (1831) и «Смерть любовника» (1836). [21] В «Смерти любовника» Теофиль Готье рассказал историю молодого священника, который влюбляется в красивую женщину-вампира. В нем вампир — не бездушное существо, а любящая и эротичная женщина. Готье «Аватар» (1856 г.) и « Спирит» (1866 г.) - римские духи , посвященные теме жизни после смерти.

Проспер Мериме написал лишь очень небольшое количество фантастических произведений (максимум несколько рассказов), но они высочайшего качества. В частности, «Венера Ильская» (1837) — один из самых известных рассказов этого жанра: в нем изображена языческая статуя, которая оживает и убивает молодого жениха в брачную ночь. Локис и Видение Карла XI также входят в число его успехов. [22] Мериме также перевела » Пушкина « Пиковую даму и опубликовала исследование о Николае Гоголе , мастере русской фантастики.

Ги де Мопассан, несомненно, является одним из величайших авторов фантастической литературы. Его работы отмечены реализмом, жанром, в котором он заработал свою репутацию, и прочно укоренен в повседневной жизни. [23] Его постоянные темы — страх, тревога и, прежде всего, безумие, в которое он впал незадолго до смерти. Эти темы можно найти в его шедевре « Ле Орла» (1887). В форме дневника рассказчик рассказывает о своих тревогах, вызванных присутствием невидимого существа. Колебания основаны на возможном безумии рассказчика. В творчестве Мопассана сочетание реализма и фантастики часто обусловлено безумием одного из главных героев, переносящим его искаженное видение мира в реальный мир. Орла, слово, придуманное Мопассаном, скорее всего, означает «Там», подразумевая, что это невидимое существо пришло из другого мира. Есть две версии «Ле Орлы» одного и того же автора: вторая версия заканчивается помещением главного героя в психиатрическую больницу. [24]

В 1839 году Жерар де Нерваль сотрудничал с Александром Дюма над « Алхимиком ». Психически расстроенный после смерти возлюбленного, Нерваль проявил интерес к мистическим верованиям, особенно в своей книге « Les Illuminés» . Написав фантастические тексты под влиянием немецкого романтизма Гете и Гофмана, Жерар де Нерваль написал крупное произведение «Аурелия» (1855) в более поэтическом и личном стиле. Он также написал еще один текст в похожем стиле — «Пандора» (1854).

Другие известные работы того времени включают:

  • Сиприен Берар [25] «Лорд Рутвен или вампиры» (1820), который в том же году был адаптирован в пьесу Шарля Нодье , в котором главную роль сыграл Джона Уильяма Полидори, лорд вампир персонаж- Ратвен .
  • Трехтомный «Вампир» (1825) Этьена-Леона де Ламот-Лангона , в котором рассказывается история молодого офицера наполеоновской армии, который привел домой свою венгерскую невесту, чтобы позже обнаружить, что она вампир, и «Дьявол » [Дьявол] ( 1832) с участием харизматичного и злого кавалера Дракселя.
  • Деревенские легенды Эльзаса также были основным источником вдохновения Эмиля Эркманна и Александра Шатриана, писательской группы, подписавшей свои работы Эркманн-Шатриан . Их первый сборник, Les Contes Fantastiques [Фантастические сказки] (1847), включает классический рассказ L'Araignée Crabe («Паук-краб») о кровососущем озерном монстре с телом паука и головой человека. .
  • Александр Дюма-отец был прекрасно приспособлен к литературному рынку. Успех «Сказок» Гофмана и «Тысячи и одной ночи» побудил его написать Les Mille et Un Fantômes («Тысяча и одно привидение») (1849), антологию жутких сказок. Дюма написал свою собственную версию лорда Рутвен в «Вампире» (1851). Наконец, в 1857 году он написал одну из первых современных об оборотнях историй — Le Meneur de Loups («Вождь волков»).
  • Эдгар Кине написал «Агасвер» (1833), длинное и сложное поэтическое повествование о странствующем еврее .
  • Эжена Сью Собственный рассказ «Странствующий еврей» «Le Juif Errant» («Странствующий еврей») был опубликован в 1844–1845 годах. » Дюма « Исаак Лакедем появился в 1853 году.
  • Поль Феваль, отец, был одним из самых выдающихся писателей -фантастиков того периода: « Выжившие » (1853), «Дочь странствующего еврея» (1864), «Графиня - вампир » (1864). ] (1867) и La Ville Vampire [Город вампиров] (1874), пародировавший Энн Рэдклифф, сделав ее вымышленной героиней книги.

de Символизм и фэнтези Fin Siècle

В конце XIX века возникла так называемая « декадентская » литература, любимыми темами которой были жестокость, порок и извращенность. После таких работ, как природы» Жориса-Карла Гюисмана ( « Против 1884), «Там внизу » (1891) и Жюля Барбэ д'Оревильи » «Дьяволики , фантазия больше не была целью само по себе, а средство передачи провокации, обличения или эстетического желания. В этот период уже не было «писателей-фантастов», но появилось множество авторов, написавших несколько фантастических текстов. Сказки стали более манерными, описания — богаче, важными элементами стали экзотика и эротика. Наконец, фантастическая повесть предоставила возможность социальной критике, часто направленной против буржуазного материализма, как, например, в Вилье де Л'Иль-Адама ( «Жестоких рассказах» 1883) и «Трибула Бономета» (1887) . Декадентские символисты также широко использовали фантастику в своих сказках, недалеко от басни и аллегории. [26]

Леон Блуа написал два сборника рассказов: «Sueurs de sang» (1893) и «Histoires desobligeantes» (1894). Хотя не все его рассказы фантастичны, в них есть что-то странное или сверхъестественное. Написав зажигательный стиль, Блуа был полон решимости шокировать читателей жестокостью своих рассказов. Еще одним писателем, который делал что-либо жестокое, вредное для здоровья или отвратительное своим любимым источником вдохновения, был Жан Лоррен , автор «Господина де Фока» , одного из ключевых произведений литературы конца века. Его многочисленные фантастические сказки можно найти в нескольких сборниках, лучшим из которых, несомненно, является «Истории масок» (1900). Можно упомянуть также « Испивающие души » (1893), «Сказки о эфире» и каббалистический роман «Мандрагора» (1899).

Автору-символисту Марселю Швобу , едва ли не равнодушному к пагубной атмосфере декадентских произведений, удалось примирить эту эстетику с духом фантастики. Используя чудесность и силу аллегории, он написал два сборника сказок: «Двойное сердце» (1891) и «Золотой король» (1892). Заслуживает упоминания также сборник «Магические истории » (1894) другого писателя-символиста, Реми де Гурмона , в котором неоспоримо влияние Вилье де Л'Иль-Адама, и единственный у его автора, содержащий фантастические рассказы.

В 1919 году Анри де Ренье написал сборник из трех важных фантастических рассказов «Истории неопределенных» , эстетика которых находится под прямым влиянием литературы конца века.

Другие известные работы этой категории включают:

Викторианская Англия [ править ]

Викторианская Англия породила мало писателей-фантастов в строгом смысле этого слова, поскольку тонкая двусмысленность, присущая этому жанру, не нашла отклика в английской литературной традиции. Рассказы Томаса де Квинси , например, более явно следуют традициям готического романа, чем традиции фантастического. Ирландец Шеридан Ле Фаню написал «Кармиллу» (1871), готический роман, оригинальность которого заключается в характере гомосексуальной женщины-вампира. Он вдохновил на создание знаменитого «Дракулы» его соотечественника Брэма Стокера (1897), бесспорного шедевра вампирских историй. Оскар Уайльд также написал один из самых известных англосаксонских фантастических романов « Портрет Дориана Грея» (1891), в котором главный герой видит свой портрет стареющим и принимающим на себя все признаки своих пороков, в то время как он обладает вечной молодостью и предается каждое лишнее. В этом тексте Уайльд развивает свои мысли об эстетизме и изображает конфликт между физическим и нравственным разложением. Чувственность и гомосексуальность также пронизывают произведения. Этот роман, выходя далеко за рамки фантастики, оказал сильное влияние на французскую литературу, особенно на писателей-декадентов. [27] Оскар Уайльд также написал пародию на рассказ о привидениях «Кентервильское привидение» (1887).

Один британский писатель, Артур Ллевелин Джонс, также известный как Артур Мейчен , родился 3 марта 1863 года в Уэльсе и умер 15 декабря 1947 года (в возрасте 84 лет) в Англии. Он особенно связан с фантастической литературой, особенно с его первым романом «Великий бог Пан» (1894). Англо-американский писатель Генри Джеймс на протяжении своей литературной карьеры регулярно занимался фантастикой, в частности историями о привидениях. [28] Его самая успешная работа — «Щелкунчик» (1898), эталон искусства колебания между рациональными и иррациональными объяснениями. Аллюзивный стиль Джеймса заставляет читателя по очереди сомневаться в каждом из главных героев, так что абсолютная истина истории не раскрывается в конце; этот выбор остается за читателем. Эта книга также примечательна призрачной природой своих персонажей. [29]

Другие известные писатели написали несколько фантастических текстов, в том числе Роберт Льюис Стивенсон ( «Доктор Джекилл и мистер Хайд» , « Маркхейм », « Олалла ») и Редьярд Киплинг .

В этот период также зародились новые жанры популярной литературы, близкие к фантастике: детективная фантастика с Уилки Коллинзом , научная фантастика с Гербертом Уэллсом и Мэри Шелли , фэнтези с Уильямом Моррисом и Джорджем Макдональдом .

Американская editфантастика

На момент своего зарождения в начале XIX века американская литература находилась под сильным влиянием английского готического романа и фантастики. Натаниэль Хоторн , затем Вашингтон Ирвинг и, прежде всего, Эдгар Аллан По также сделали рассказ и сказку своими любимыми формами выражения. По также сыграл особую роль в разработке собственной эстетической теории. Он также был одним из пионеров научной фантастики и детективной фантастики. Вашингтон Ирвинг, один из первых великих американских писателей, написал множество рассказов, которые, строго говоря, были ближе к легендам, чем к сверхъестественному. Ему свойственен реализм и ироничный тон. Его самая известная коллекция — « Книга эскизов » (1819 г.), в которой содержится рассказ о Рипе Ван Винкле , одном из первых двух по-настоящему оригинальных американских фантастических произведений, наряду с Уильяма Остина ( «Питером Рагом , пропавшим без вести» 1824 г.). [30]

Натаниэль Хоторн написал ряд произведений, посвященных сверхъестественному. [31] Они отмечены угнетением в пуританской Америке и имеют повторяющуюся тему проклятий, отсылающую к легендам о колдовстве. Хотя «Фантастика» занимает мало места в его богатых произведениях, Фрэнсис Мэрион Кроуфорд является автором высококачественного сборника в этом жанре « Блуждающие призраки» (1891). [32] Опираясь на эту традицию, Г. П. Лавкрафт придал ей особый оттенок, близкий к ужасу . Лавкрафт вдохновил многих авторов двадцатого века, включая Стивена Кинга.

Русская editфантазия

Александр Пушкин познакомил Россию с фантастическим жанром своим знаменитым рассказом «Пиковая дама» (1834). С тех пор фантазия стала излюбленным жанром русской литературы, находя свои темы в народных сказках и легендах. Такие произведения, как Алексея Константиновича Толстого » «Семья Вурдалака и Николая Гоголя , «Страшная месть» являются образцами фантастики, близкой к чудесному, своим собственным характером в реалистических произведениях, отмеченных глубокой заботой и большей искренностью, чем литературные шедевры. возникшее в результате фантастического «помешательства», особенно во Франции. [33] » Гоголя Так обстоит дело с « Плащом и Николая Лескова » «Белым орлом . Этот реализм можно было найти гораздо позже в Андрея Белого романе «Петербург» и в Федора Сологуба » «Маленьком бесе .

Вдохновленный Пушкиным, Николай Гоголь опубликовал несколько фантастических повестей, наиболее известные из которых — « Нос » и «Дневник сумасшедшего » , вошедшие в сборник «Петербургских рассказов». Эти истории внесли довольно глубокие изменения в природу фантастической традиции. Страх играл незначительную роль, но существенным элементом стали абсурд и гротеск. Этому новому стилю подражали в самой России: «Двойник» , один из первых романов Достоевского , был непосредственно вдохновлен творчеством Гоголя.

в экспрессионизме немецком Фантастика

В начале 20-го века в немецкоязычных странах возникло мрачное, пессимистическое фэнтези. Произведения, опубликованные в этот период, стали источниками вдохновения для экспрессионистского развивавшегося в Германии кино. Густав Майринк (1868-1932) был одним из величайших писателей-фантастов того времени. Большой любитель оккультизма, он излагал оккультные теории в своих романах с целью посвятить своих читателей. Его самый известный роман «Голем» (1915) был вдохновлен каббалой. На нем изображено деградировавшее и несчастное человечество в еврейском квартале Праги. Другим его крупным фантастическим романом была «Вальпургиева ночь» (1917). Его тема — насилие и коллективное безумие, и она перекликается с бойней Первой мировой войны. [34]

Более противоречивая фигура, Ханс Хайнц Эверс, является автором богатого творчества, которое, хотя часто склоняется скорее к сверхъестественному, чем к фантастическому, остается в основном в сфере сверхъестественного. Обладая ярко выраженной склонностью к жутким, крови и нездоровому эротизму, его работы носят провокационный характер и часто оцениваются как аморальные. Эверс наиболее известен своим романом «Мандрагора» . Он написал еще один значительный роман «Ученик чародея» (1909), а также множество рассказов, самый известный из которых — «Паук» (1907). [34]

В 1909 году австрийский писатель и иллюстратор Альфред Кубин опубликовал единственный фантастический роман «Другая сторона» , отражающий кошмарную атмосферу его рисунков. Этот роман, в котором мечты и реальность образуют неразрывный клубок, Питер Ассман, главный биограф Кубина, считает «важным шагом в развитии европейской фантастической литературы». [35]

Другие важные фантастические произведения, написанные в этот период, включают Лео Перуца » «Маркиза Болибара и Александра Лернет-Холении » «Барона Багге . Именно в этот период Франц Кафка написал « Метаморфозу », которую часто считают фантастическим рассказом. [34]

Бельгийская фантазия [ править ]

Развитие особого рода фэнтезийной литературы в Бельгии в ХХ веке — любопытный, но неоспоримый факт. Об этом тем более важно упомянуть, поскольку фантазия играет центральную роль в бельгийской литературе в целом. Бельгийская фантазия возникла из символизма и реализма в конце девятнадцатого века. [36] Символизм создавал атмосферу, способствующую вторжению сверхъестественного, будь то посредством аллегории, волшебства или аллюзии. Основная работа этого движения — «Брюгге-ла-Морт» Жоржа Роденбаха (1892). Наряду с символизмом развивалось реалистическое и деревенское движение, главным представителем которого был Жорж Экхуд . Отмеченный реализмом излишеств и гипербол, [37] его работы включают большую коллекцию Cycles patibulaires (1892).

Два писателя помогли довести бельгийскую фантастику до зрелости: Франц Хелленс и Жан Рэй . [38] Первый, чередуя символизм и реализм, отличился в жанре, который иногда называют «магическим реализмом». Его главные произведения — «Ночная жизнь» (1919) и «Фантастическая реальность» (1923). Жан Рэй был настоящим новатором сверхъестественной литературы ХХ века. Его особенность состоит в том, что он рассматривал фантастический жанр в целом и посвятил себя исключительно ему. Он начал свою карьеру как писатель, используя множество псевдонимов, и опубликовал несколько рассказов в журнале Weird Tales . Он является автором безудержной фантастики, величайшим успехом которой является «Мальпертюи» (1943), и пишет короткие рассказы, пропитанные богатой, окутанной туманом атмосферой его родной Фландрии. Наконец, Мишель де Гельдероде , помимо своей впечатляющей театральной работы, написал также «Sortilèges» (1945), сборник фантастических рассказов, который является одним из шедевров жанра. [39]

ХХ века Французская фантастика

20 век до Второй мировой войны [ править ]

Доверие, проявленное французским обществом в начале 1900-х годов, было подорвано резней Первой мировой войны: движения дадаистов и сюрреалистов выразили желание насильственно порвать с прошлым. В 1924 году » Андре Бретона , « Манифест сюрреализма вдохновленный открытиями Фрейда, бросил вызов реалистическому подходу, бросил вызов господству логики и призвал воображение и мечты вернуть свои права. Бретон, однако, мало говорил о фантастике. Действительно, сюрреализм обычно предпочитает чудесное фантастическому, даже если это повлияло на жанр. [40] Нелитературное влияние на писателей-фантастиков оказал Зигмунд Фрейд .

Некоторые из основных участников этого периода включают в себя:

Фэнтезийные сериалы [ править ]

В период между войнами фантазия обслуживала массы, предоставляя дешевые развлечения в виде фельетонов, таких как Le Journal des Voyages (1877–1947), Lectures Pour Tous (1898–1940) и L'Intrépide (1910–1937) и книг в мягкой обложке. от таких издателей, как Оллендорф, Мерикан, Ференци и Талландье. Значимые имена того времени включают:

  • Гастон Леру с « Двойной жизнью Теофраста Лонге » (1903), в которой купец на пенсии одержим духом французского разбойника XVIII века Картуша; ; ) «Человек, который видел дьявола» Гофмана (1908 классический «Фантом оперы», также известный как «Призрак оперы» (1910) и «Le Coeur Cambriolé» («Ограбленное сердце») (1920).
  • Андре де Лорд по прозвищу «Принц террора», плодовитый драматург, написавший более ста пятидесяти пьес для театра Гран-Гиньоль , собранных в различных томах, в том числе «Театр д'Эпувант » [Театр ужасов] (1909), «Театр Руж». [Красный театр] (1922), Les Drames Célèbres du Grand-Guignol [Знаменитые трагедии Гран-Гиньоля] (1924) и Théâtre de la Peur [Театр страха] (1924).
  • Клод Фаррер , первый лауреат французской литературной премии Гонкуровской премии , написал «Дом живых людей » (1911), в котором секта бессмертных, основанная графом Сен-Жерменом других. , крадет жизненные силы ради сохранения собственного бессмертия .
  • Одним из наиболее выдающихся жанровых писателей 1930-х годов, который также умело смешивал жанры, был Пьер Вери , чьи детективные романы всегда включали в себя сюрреалистические или сверхъестественные элементы. Некоторые из его произведений явно принадлежали к жанру фэнтези, например «Le Pays sans Étoiles» («Беззвездная страна») (1945) и « Tout Doit Disparaître le 5 Mai» («Все должно пройти 5 мая») (1961), сборник фантастических сказок.

войны Второй мировой век после XX

Вторая мировая война нанесла огромный физический и психологический урон французской культуре. Поражение Франции в 1940 году, за которым последовали четыре года оккупации, поставило писателей перед выбором, с которым им никогда раньше не приходилось сталкиваться. Открытие атомной бомбы и холодная война породили новые острые страхи. Основная французская культура все чаще осуждала произведения воображения и предпочитала вместо этого охватывать более натуралистические и политические проблемы экзистенциалистов, таких как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю . Тем не менее, как это ни парадоксально, несмотря на маргинализацию критиков и литературного истеблишмента, фантастика процветала как никогда раньше, как с точки зрения качества, так и с точки зрения количества.

Значительное зарубежное влияние на французскую современную фантастику оказали Франц Кафка , Хорхе Луис Борхес , Г. П. Лавкрафт , Дино Буццати , Хулио Кортасар , Владимир Набоков и Ричард Мэтисон . Другие более поздние влияния включали Стивена Кинга , Клайва Баркера , ни один из которых не был хорошо известен во Франции до начала 1980-х годов. В Латинской Америке XXI века [41] такие авторы, как Сезар Айра , Роберто Боланьо , Хосе Бароха , Андрес Нойман , Хуан Габриэль Васкес , Хорхе Вольпи Выделяются и другие.

Некоторые из наиболее интересных авторов и работ до 1980-х годов:

  • Фантазия Марселя Беалю пошла по пути Гофмана, По и Жерара де Нерваля. В его рассказах несчастные души медленно оказывались в ловушке сказочной реальности, где господствовали нечеловеческие силы. L'Expérience de la Nuit [Опыт ночи] (1945) посвящен способности видеть другие измерения. «L'Araignée d'Eau» («Водяной паук») (1948) рассказывает о невозможной любви между мужчиной и водяным существом, которое медленно превращается в девушку.
  • Подход Марселя Бриона к сверхъестественному почти всегда отсылал к романтической традиции и поиску мистического абсолюта. Его самый известный сборник рассказов — «Les Escales de la Haute Nuit» («Береговые листья самой глубокой ночи») (1942).
  • Дар Андре Пьера де Мандиарга заключался в том, чтобы сделать невидимое видимым с неумолимым чувством логики и почти маниакальной точностью. Его рассказы собраны в Le Musée Noir [Черный музей] (1946) и Soleil des Loups [Солнце волков] (1951).
  • Андре Дхотель использовал подростков в качестве главных героев, чтобы заставить нас пережить чудесные события, всегда представленные в тревожно прозаичной манере, в « Сказочных хрониках» (1955) и «Le Pays où l'on n'arrive Jamais» («Сказочные хроники »). Недосягаемая страна] (1955).
  • Ноэля Дево Фантастическое творчество основывалось на вторжении странного и необъяснимого в повседневную реальность. Его рассказы получили название «притчи без ключей». Его лучшие коллекции — «L'Auberge Parpillon» («Турнир «Парпийон»)» (1945) и «Le Pressoir Mystique» («Мистическая пресса») (1948).
  • В 1954 году издательство Fleuve Noir запустило специализированное издание ужасов Angoisse , которое продолжалось ежемесячно до 1974 года, публикуя в общей сложности 261 роман ужасов, включая книги Марка Агапита [ fr ] , BR Bruss , Мориса Лима , Курта Штайнера , Андре Кароффа . Серия «Мадам Атомос» и Жан-Клода Карьера серия романов о Франкенштейне .
  • плодовитого Клода Сеньоля творчество На фантастическое повлияло его «волшебное детство», проведенное на туманных равнинах его родного Солони , и ужасающая встреча с Дьяволом, воплощенным в местном колдуне, которую он, как он утверждал, пережил в 1932 году в возрасте 15 лет. Это придавало книгам Сеньоля настоящую аутентичность, почти лишенным каких-либо литературных ухищрений. Его основные работы включают La Malvenue [The Illcome] (1952), а также сборники Histoires Maléfiques [Maleficent Tales] (1965) и Contes Macabres [Жуткие истории] (1966).

Среди других известных авторов:

Анализ [ править ]

Для Тодорова фантастика требует выполнения трех условий. Во-первых, текст должен заставить читателя рассматривать мир героев как мир живых людей и колебаться между естественным или сверхъестественным объяснением описываемых событий. Во-вторых, это колебание может испытывать и персонаж; таким образом, роль читателя как бы возлагается на персонажа, и в то же время колебание изображается, оно становится одной из тем произведения — в случае наивного чтения действительный читатель отождествляет себя с персонажем. В-третьих, читатель должен занять определенную позицию по отношению к тексту: он будет отвергать как аллегорические, так и «поэтические» интерпретации. Фантастика также исследует три состояния; колебание читателя, колебание может почувствовать другой персонаж, и читатель должен иметь определенный настрой при чтении текста. В «Фантастике», которую он исследует, также есть система, использующая три свойства. Высказывание, в котором обсуждается использование образного дискурса, то, как все образное понимается в буквальном смысле. Сверхъестественное начинает существовать внутри фантастического благодаря преувеличению, образному выражению, понимаемому буквально, и тому, как сверхъестественное происходит из риторической фигуры. Переходим ко второму свойству — акту произнесения. В этом свойстве оно больше всего связано с рассказчиком истории, и идея (с точки зрения дискурса) состоит в том, что рассказчик/персонаж должен пройти это «проверку истины». Рассказчик — это тот, кто не может «лгать»; они объясняют сверхъестественное (чудесное), но сомнение в том, что они говорят, создает фантастическое. Последним свойством является синтаксический аспект. Теория Пенцольдта больше всего фокусируется на этом свойстве. [42]

Структуру идеальной истории о привидениях можно представить как восходящую линию, ведущую к объединяющей точке... Очевидно, это появление призрака. Большинство авторов стараются достичь известной градации в своем согласии с этой кульминацией, говоря сначала туманно, затем все более прямо.

Фантастика также может представлять собой сны и бодрствование, когда персонаж или читатель колеблется относительно того, что является реальностью, а что — сном. И снова в этом колебании обнаруживается фантастическое — как только оно решено, фантастическое заканчивается. [43]

Примеры [ править ]

В литературных произведениях [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Жак, Марго (2017). Трудности в определении фэнтези (на французском языке). Университет Бургундии. стр. 10–11.
  2. ^ Перейти обратно: а б Рабкин, Эрик (1975). Фантастика в литературе . Принстон: Издательство Принстонского университета.
  3. ^ Перейти обратно: а б Джексон, Розмари (1981). Фэнтези: Литература подрывной деятельности . Лондон: Метуэн.
  4. ^ Перейти обратно: а б Армитт, Люси (1996). Теоретизируя фантастическое . Лондон: Арнольд.
  5. ^ Перейти обратно: а б Санднер, Дэвид (2004). Фантастическая литература: критический читатель . Вестпорт: Коннектикут: Прегер.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Тородов, Цветан (1976). Знакомство с фантастической литературой (на французском языке). Париж: Порог. стр. 46–62. ISBN  2020043742 .
  7. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «I. III. Теории». Фантастическая литература (на французском языке). Пэрис: Уф. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  8. ^ Тодоров, Цветан (1976). Знакомство с фантастической литературой (на французском языке). Париж: Пороги. стр. 28–45. ISBN  2020043742 .
  9. ^ "Фантастика" . www.litencyc.com . Проверено 9 декабря 2023 г.
  10. ^ Тодоров, Цветан (1973). Фантастика: структурный подход к литературному жанру . Перевод Ховарда Ричарда. Кливленд: Издательство Университета Кейс Вестерн Резерв.
  11. ^ Лем, Станислав. «Фантастическая теория литературы Тодорова» .
  12. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «I. II. Границы: чудесное, феерическое, научная фантастика». Литература фэнтези . Париж: Press Universitaires de France. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  13. ^ Мендлесон, Фара (2008). «Введение: Фантазия о вторжении». Риторика фантазии . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. ISBN  978-0-8195-6868-7 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с Штайнмец, Жан-Люк (2008). «III. Начало». Фантастическая литература (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Штайнмец, Жан-Люк (2008). «III. III. Первые произведения». Фантастическая литература (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  16. ^ Пезар, Эмили (2017). «Жанр, основанный на «вкусе к жестокости»: неистовый романтизм» . Фабула (на французском языке).
  17. ^ Штайнмец, Жан-Люк (1960). «IV. Фантазии романтической Германии». Литература фэнтези . Париж: Press Universitaires de France. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  18. ^ Барониан, Жан-Батист (2007). «Нодье и Бальзак: первый синтез». Обзор франкоязычной литературы в жанре фэнтези . издания La Table Ronde. п. 58.
  19. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «VI Грезы Нодье (1780-1844)». Литература фэнтези . Что я знаю? (5-е изд., обновленное изд.). Париж: ППУ. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  20. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «V. III. Человек Бальзака». Литература фэнтези . Что я знаю? (5-е изд., обновленное изд.). Париж: ППУ. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  21. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «V. II. Воскресение Теофиля Готье». Литература фэнтези . Что я знаю? (5-е изд., обновленное изд.). Париж: ППУ. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  22. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «V. IV. Строгость Мериме». Литература фэнтези . Что я знаю? (5-е изд., обновленное изд.). Париж: ППУ. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  23. ^ Барониан, Жан-Батист (2007). Панорама фантастической литературы на французском языке (на французском языке). издания La Table Ronde. п. 111.
  24. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «VI. III. Фантомный натурализм. Творчество Мопассана». Литература фэнтези . Что я знаю? (5-е изд., обновленное изд.). Париж: ППУ. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  25. ^ Дрю, Бернард А. (8 марта 2010 г.). Литературная загробная жизнь: посмертные продолжения вымышленных персонажей 325 авторов . МакФарланд. ISBN  9780786457212 – через Google Книги.
  26. ^ Барониан, Жан-Батист (2007). «Символизм, аллегория и фантазия». Панорама фантастической литературы на французском языке (на французском языке). издания La Table Ronde. п. 136.
  27. ^ Барониан, Жан-Батист (2007). Панорама фантастической литературы на французском языке (на французском языке). издания La Table Ronde. п. 129.
  28. ^ Финне, Жак (1973). Фантастическая Америка (на французском языке). Марабут. п. 173.
  29. ^ Эдмон Жалу, предисловие к книге Turn of the Screw , коллекция Marabout Fantastique № 412 412.
  30. ^ Финне, Жак (1973). Фантастическая Америка (на французском языке). Марабут. п. 37.
  31. Его фантастические рассказы собраны во французской антологии «Старая белая девушка и другие фантастические сказки» , изданной издательством Marabout в 1973 году.
  32. Этот сборник был опубликован на французском языке издательством Neo editions под названием Car la vie est dans le sang , основанном на названии одного из лучших рассказов.
  33. Жан-Пьер Бурс, Что говорит теневой рот , предисловие к антологии «Фантастическая Россия» , Марабут, 1975.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Штайнмец, Жан-Люк (2008). «VII.I. Экспрессионистская Германия». Фантастическая литература (на французском языке). Париж: Press Universitaires de France. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  35. ^ Питер Ассман, Альфред Кубин 1877-1959 , 1995.
  36. ^ Барониан, Жан-Батист (1975). «Фантастическая реакция». Фантастическая Бельгия (на французском языке). Издания Марабут. п. 6.
  37. ^ Барониан, Жан-Батист (1975). «Фантастическая реакция». Фантастическая Бельгия (на французском языке). Издания Марабут. п. 7.
  38. ^ Барониан, Жан-Батист (1975). Фантастическая Бельгия (на французском языке). Издания Марабут. п. 225.
  39. ^ Барониан, Жан-Батист (1975). Фантастическая Бельгия (на французском языке). Издания Марабут. п. 240.
  40. ^ Штайнмец, Жан-Люк (2008). «VII.II. Сюрреализм и чудесное». Литература фэнтези . Что я знаю? (5-е изд., обновленное изд.). Париж: ППУ. ISBN  978-2-13-057054-7 .
  41. ^ Гамбоа, Сантьяго (14 июня 2016 г.). «Хорхе Луис Борхес, 30 лет спустя» . Эль Паис (на испанском языке). ISSN   1134-6582 . Проверено 18 июня 2022 г.
  42. ^ Тодоров, Цветан, Фантастика: структурный подход к литературному жанру [1] , пер. Ричард Ховард (Кливленд: издательство Case Western Reserve University Press, 1973), стр. 33
  43. ^ Мангель, Альберто, Блэкуотер: книга фантастической литературы Пикадор, Лондон, введение 1984 г.
  44. ^ Тодоров, Цветан, Фантастика: структурный подход к литературному жанру [2] , пер. Ричард Ховард (Кливленд: издательство Case Western Reserve University Press, 1973)

Библиография [ править ]

  • Жан-Батист Баронян , Панорама фантастической литературы на французском языке , Сток, 1978.
  • Роджер Бозцетто, Неясный объект познания, фэнтези и научная фантастика, две литературы воображения , Экс-Марсель, Университет Прованса, 1992.
  • Марсель Брион , «Фантастическое искусство» , Альбин Мишель, 1989.
  • Пьер Брюнель и Жюльет Вион-Дюри (реж.), Словарь фантастических мифов , Лимож, ПУЛИМ, 2003, 297 с., ISBN   2-84287-276-2 , онлайн
  • Роже Кайуа , От магии к научной фантастике , предисловие к Антологии фантастического , Галлимар, 1966.
  • Пьер-Жорж Кастекс , Фантастическая сказка во Франции от Нодье до Мопассана , Хосе Корти, 1951.
  • Ален Шарейр-Межан, Реальное и фантастическое , L'Harmattan, 1999.
  • Жан Фабр, Зеркало ведьмы: Очерк фантастической литературы , Хосе Корти, 1992 ISBN   2714304494 .
  • Жак Финне, Фантастическая литература , Брюссель, Éditions de l'Université de Bruxelles, 1980.
  • Жак Финне, Панорама американской фантастической литературы , Динан, Терре де Брюм, 2018.
  • Дени Лаббе и Жильбер Милле, Le Fantastique , Белен, 2005.
  • Жан Ле Геннек:
    • Разум и неразумие в фантастическом рассказе , Харматтан, 2003.
    • Состояния бессознательного в фантастическом повествовании , Харматтан, 2002.
  • Эрик Лисё:
    • Фантастическая литература. Бельгия, страна странностей , Лейбористская партия, 2003 год.
    • Ярмарки странностей , Низе, 1993.
    • «К общей теории фантастического», Colloquium Helveticum , № 33, 2002 [2003], с. 37-66.
    • Предисловие и примечания к «Путешествию в Висбек» , фантастическому роману 1794 года, написанному анонимным бельгийским писателем Анахарсисом, 2007 год [3] .
  • Жоэль Мальье, Le Fantastique , Hachette, Париж, 1992.
  • Макс Мильнер , «Фантасмагория», эссе о фантастической оптике , PUF, Париж, 1982.
  • Марио Праз :
    • Пакт со Змеем , 3 тома, Кристиан Бургуа, 1989, 1990, 1991.
    • Плоть, смерть и дьявол: черный романтизм , Gallimard/Tel, 1998.
  • Анна Рихтер, Женская фантазия, дикое искусство , эссе, L'Age d'Homme, Лозанна, 2011.
  • Энн Рихтер, Женская фантазия, от Энн Рэдклифф до Патрисии Хайсмит , антология, Complexe, Брюссель, 1995.
  • Джованни Папини , Фантастический концерт: все новости . Издания l'Age d'Homme, 2010.
  • Жан-Люк Стейнмец, Фантастическая литература , Presses Universitaires de France, 1960.
  • Цветан Тодоров , Введение в фантастическую литературу , Сеуиль, 1971.
  • Луи Вакс:
    • Соблазн странного. Исследование фантастической литературы , Presses Universitaires de France, 1964.
    • Фантастическое искусство и литература , Presses Universitaires de France, 1960.
  • Под руководством Валери Триттер, Энциклопедия фэнтези , Éditions Ellipses, 2010.
  • Джад Хатем , Происхождение фантастического мира в литературе , Бухарест, Zeta Books, 2008.
  • Франсуа Тирион, От объекта-ловушки к свободе воображения , CSIPP, 2012.
  • Французская научная фантастика, фэнтези, ужасы и криминальное чтиво Жана -Марка Лофсье и Рэнди Лофсье ISBN   0-7864-0596-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 184813a7caf89e0922b59e5074cdac9e__1716980760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/9e/184813a7caf89e0922b59e5074cdac9e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fantastique - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)