Вернон Ли
Вернон Ли | |
---|---|
![]() Портрет Вайолет Пейджет работы Джона Сингера Сарджента | |
Рожденный | Вайолет Пейджет 14 октября 1856 г. Булонь-сюр-Мер, Франция |
Умер | 13 февраля 1935 г. Сан-Джервазио Брешиано, Италия | (78 лет)
Занятие | Писатель рассказов, эссеист |
Национальность | Британский |
Жанр | Короткий рассказ, сверхъестественное |
Вернон Ли — псевдоним британской писательницы Вайолет Пейджет (14 октября 1856 — 13 февраля 1935). Сегодня ее помнят прежде всего благодаря ее художественной литературе о сверхъестественном и ее работам в области эстетики. Будучи одной из первых последовательниц Уолтера Патера , она написала более дюжины томов эссе об искусстве, музыке и путешествиях.
Биография
[ редактировать ]
Вайолет Пейджет родилась 14 октября во Франции. [1] 1856 год, в замке Сен-Леонард, Булонь , родителям британских эмигрантов, Генри Фергюсону Пэджету и Матильде Ли-Гамильтон (урожденной Адамс). Вайолет Пэджет была сводной сестрой Юджина Джейкоба Ли-Гамильтона (1845–1907). [2] от первого брака матери и от чьей фамилии она позаимствовала свой псевдоним . Хотя она в основном писала для английской аудитории и много раз посещала Лондон, большую часть своей жизни она провела на континенте, особенно в Италии. [ нужна ссылка ]

Ее самое продолжительное место жительства находилось недалеко от Флоренции, на вилле Пальмерино, с 1889 года до ее смерти в Сан-Джервазио, с кратким перерывом во время Первой мировой войны . Ее библиотека была передана Британскому институту Флоренции и до сих пор может быть осмотрена посетителями. Во Флоренции она завязала прочную дружбу с художником Телемако Синьорини и ученым Марио Прасом и поощряла его любовь к учебе и английской литературе.
Увлеченная феминистка, она всегда одевалась а-ля гарсонн . Во время Первой мировой войны Ли придерживался решительных пацифистских взглядов. [3] и был членом антимилитаристской организации « Союз демократического контроля» . [4] Ученые предполагают, что Ли была лесбиянкой и имела длительные интенсивные отношения с тремя женщинами: Мэри Робинсон , Клементиной Анструтер-Томсон и британской писательницей Эми Леви . [5]
Она играла на клавесине, и ее любовь к музыке вдохновила ее первую крупную работу « Исследования восемнадцатого века в Италии» (1880). В своем предисловии ко второму изданию 1907 года она вспоминала свое волнение в детстве, когда наткнулась на подборку музыки XVIII века. Она так нервничала, что это не оправдало ее ожиданий, что сбежала в сад и с восторгом слушала через открытое окно, как ее мать набирала музыку на фортепиано. [6] Наряду с Патером и Джоном Аддингтоном Саймондсом , она считалась авторитетом в области итальянского Возрождения и написала две работы, посвященные ему явно: «Эйфорион» (1884 г.) и «Фантазии и исследования эпохи Возрождения» (1895 г.). [7]
Ее короткий рассказ исследовал темы преследования и одержимости. » она посвятила Свой короткий рассказ о привидениях « Злой голос композитору Мэри Огасте Уэйкфилд в 1887 году. Самые известные рассказы были собраны в «Призраках» (1890), а ее рассказ «Принц Альберик и змеиная дама» (1895) был впервые напечатан в пресловутом журнале «Призраки». Желтая книга . Она сыграла важную роль во внедрении немецкой концепции Einfühlung , или « эмпатии », в изучение эстетики в англоязычном мире. [8]
Свою собственную теорию психологической эстетики она разработала в сотрудничестве со своим возлюбленным Китом Анструтером-Томсоном на основе предыдущих работ Уильяма Джеймса , Теодора Липпса и Карла Грооса . Она утверждала, что зрители «сопереживают» произведениям искусства, когда они вызывают воспоминания и ассоциации и часто вызывают бессознательные телесные изменения в позе и дыхании. [5] [9]
Она была известна своими многочисленными эссе о путешествиях по Италии, Франции, Германии и Швейцарии, в которых была попытка передать психологическое воздействие мест, а не передать какую-либо конкретную информацию. [10] Как и ее друг Генри Джеймс , она критически писала об отношениях между писателями и их аудиторией, впервые выдвинув идею критической оценки среди всех искусств как связанной с личной реакцией аудитории. Она была сторонницей эстетического движения и после длительной письменной переписки встретила эффективного лидера движения Уолтера Патера в Англии в 1881 году, сразу после встречи с одним из самых известных учеников Патера, Оскаром Уайльдом . [11] [12]
Ее открытое сопротивление Первой мировой войне и ее работа «Сатана-расточитель» привели к тому, что она подверглась остракизму со стороны молодого поколения ученых и писателей. Феминистские исследования привели к новому открытию с 1990-х годов. [ нужна ссылка ]
Большая часть ее входящей личной корреспонденции хранится в библиотеке Сомервиллского колледжа . [13]
Фильм о ее отдыхе во Франции в 1930-х годах хранится в архиве Memoire Normandie. [14]
Критический прием
[ редактировать ]Английский писатель и переводчик Монтегю Саммерс описал Вернона Ли как «величайшего [...] из современных представителей сверхъестественного в художественной литературе». [15] [16] Саммерс также сравнил работу Ли с работой мистера Джеймса . [17] Э. Ф. Блейлер утверждал, что «рассказы Ли действительно относятся к отдельной категории. Умные, забавно ироничные, творческие, оригинальные, они заслуживают большего, чем мимолетное внимание, которое они привлекли». [18] Нил Бэррон так описал содержание сборника Ли «Призраки» : «Истории мощные и очень яркие, одни из лучших в своем роде». [19]
Работает
[ редактировать ]- Исследования восемнадцатого века в Италии (1880 г.)
- Культура-призрак; или новелла «Приключения Уинтропа» (1881), опубликованная в апрельском номере журнала Appletons 'Journal за 1881 год . [20]
- Белькаро, Очерки по различным эстетическим вопросам (1881)
- Оттилия: Идиллия восемнадцатого века (1883)
- Принц сотни супов: кукольный спектакль в повествовании (1883)
- Графиня Олбани (1884)
- Роман мисс Браун (1884)
- Эйфорион: исследования античности и средневековья в эпоху Возрождения (1884)
- Болдуин: диалог о взглядах и стремлениях (1886)
- Призрачный любовник: фантастическая история (1886), новелла, также Оук из Окхерста, Элис Оук
- Ювенилия, Вторая серия эссе по различным эстетическим вопросам (1887).
- Призраки. Фантастические истории (1890)
- Ванитас: Вежливые истории (1892)
- Алтея: Диалоги о стремлениях и обязанностях (1894)
- Фантазии и исследования эпохи Возрождения как продолжение «Эйфориона» (1895)
- Искусство и жизнь (1896)
- Лимбо и другие эссе (1897)
- Genius Loci: Заметки о местах (1899) путевые очерки
- Ребенок в Ватикане (1900)
- В Умбрии: исследование художественной личности (1901)
- Капеллмейстер Крейслер Исследование музыкальных романтиков (1901)
- Пенелопа Брандлинг: Повесть о валлийском побережье восемнадцатого века (1903)
- Легенда о мадам Красинской (1903)
- Ариадна в Мантуе: романс в пяти действиях (1903)
- Hortus Vitae: Очерки о садоводстве жизни (1903)
- Папа Яцинт - и другие фантастические сказки (1904)
- Зачарованные леса и другие очерки о гениальности мест (1905), путевые очерки
- Сестра Бенвенута и Младенец Христос, легенда восемнадцатого века (1906)
- Дух Рима: Листы из дневника (1906)
- Равенна и ее призраки (1907)
- Сентиментальный путешественник. Заметки о местах (1908) путевые очерки
- Евангелия анархии и других современных исследований (1908)
- Лавр Нобилис: Главы об искусстве и жизни (1909)
- Похвала старым садам (1912) с другими
- Красота и уродство и другие исследования психологической эстетики (1912) с Клементиной Анструтер-Томсон
- Жизненная ложь: исследования некоторых разновидностей современного мракобесия (1912)
- Красивая. Введение в психологическую эстетику (1913)
- Зеркальная башня и другие очерки о духе мест (1914) путевые очерки
- Луи Норберт. Роман «Двойной роман» (1914)
- Балет Наций. Современная мораль (1915), иллюстрации Максвелла Армфилда
- Сатана-расточитель: философская военная трилогия (1920)
- Обращение со словами и другие исследования в области литературной психологии (1923)
- Протей или будущее интеллекта (1925)
- Золотые ключи и другие очерки о Genius Loci (1925), путевые очерки
- Глаз поэта, заметки о некоторых различиях между стихами и прозой (Hogarth Press, 1926)
- Для Мориса. Пять невероятных историй (1927)
- Музыка и ее любители: эмпирическое исследование эмоциональных и творческих реакций на музыку (1932)
Издания, изданные посмертно
[ редактировать ]- Змеиная леди и другие истории (1954)
- Сверхъестественные сказки (1955)
- Богоматерь семи кинжалов - и другие леденящие кровь истории о тайнах и воображении (1962)
Двуязычные издания
[ редактировать ]- Богоматерь Семи Кинжалов / Богоматерь Семи Кинжалов , двуязычное (немецкое/английское) издание. Каламбак Верлаг, Саарбрюккен, 2017 г. ISBN 978-3-943117-92-9 .
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Пейджет, Вайолет. Письмо матери автора, Матильде Пэджет, от 14 октября 1890 года. Специальные коллекции, Библиотека Миллера. Колби-колледж, Уотервилл, Мэн.
- ^ Ли, Сидни , изд. (1912). . Национальный биографический словарь (2-е приложение) . Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Пулхэм, Патрисия (2008). Искусство и переходный объект в «Сверхъестественных рассказах» Вернона Ли . Ашгейт Паблишинг Лтд. с. хи . ISBN 978-0-7546-5096-6 .
Ее сильные пацифистские взгляды [Ли] во время Первой мировой войны принесли ей немного друзей в Англии.
- ^ Марио Праз, Вернон Ли, 1935 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Вернон, Марк (6 сентября 2010 г.). «Чтобы быть жестоким, нужно быть добрым» . Общество . Новый государственный деятель . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Ли, Вернон (1978). Исследования XVIII века в Италии . Нью-Йорк: Да Капо Пресс. стр. xlvii – xlviii. OCLC 1358401802 .
- ^ Фрейзер, Хилари (1992). «Исследования по истории Возрождения», Викторианцы и Италия эпохи Возрождения , Оксфорд: Блэквелл.
- ^ Виспе, Лорен. «История понятия эмпатии». Эмпатия и ее развитие , под ред. Нэнси Айзенберг и Джанет Стрейер (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1987), 18.
- ^ Рене Веллек (1970), «Вернон Ли, Бернард Беренсон и эстетика», Дискриминация: дальнейшие концепции критики , Нью-Хейвен: Йельский университет.
- ^ Денисоф, Деннис (2022). Декадентская экология, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Брейк, Лорел (2006), Максвелл, Кэтрин; Пулхэм, Патриция (ред.), «Вернон Ли и круг патеров» , Вернон Ли: Упадок, этика, эстетика , Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 40–57, doi : 10.1057/9780230287525_3 , ISBN 978-0-230-28752-5 , получено 13 марта 2023 г.
- ^ Делламора, Ричард (2004). «Продуктивный декаданс: «Странное товарищество запрещенной мысли»: Вернон Ли, Макс Нордау и Оскар Уайльд» . Новая литературная история . 35 (4): 529–546. дои : 10.1353/nlh.2005.0003 . ISSN 0028-6087 . JSTOR 20057858 . S2CID 162093362 .
- ^ «Особые коллекции» . some.ox.ac.uk. Проверено 28 августа 2018 г.
- ^ "ПОРТРЕТ: АНДРЕ НУФФЛАР - НОРМАНДИЙСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ - 2011 - Нормандская память, кино- и фотоколлекции Нормандии!" . ПОРТРЕТ: АНДРЕ НУФФЛАР - НОРМАНДИЙСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ - 2011 - Нормандская память, кино- и фотоколлекции Нормандии! (на французском языке) . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ↑ Саммерс, Введение в «Сверхъестественный омнибус» (1931)
- ^ Клют, Джон . «Вернон Ли», Э. Ф. Блейлера книга «Сверхъестественные писатели-фантасты: фэнтези и ужасы» . Нью-Йорк: Scribner's, 1985 (стр. 329–36); ISBN 0-684-17808-7
- ^ «Она (Ли) время от времени обращалась к странной фантастике и заслужила похвалу Монтегю Саммерса, который сравнял ее талант с талантом мистера Джеймса». Майкл Эшли , «Кто есть кто в ужасах и фэнтези» . Издательство Таплингер, 1978. ISBN 9780800882754 (стр. 114).
- ^ Э. Ф. Блейлер, «Ли, Верон», в книге Джека Салливана , Энциклопедия ужасов и сверхъестественного «Пингвин» , Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Викинг, 1986. ISBN 0670809020 (стр. 144-5)
- ^ Нил Бэррон, Литература ужасов: Руководство для читателей . Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing, 1990. ISBN 0824043472 .
- ^ Ли, Вернон. «Создание журнальных статей Америки» . Журнал Эпплтона: Журнал общей литературы . Проверено 14 октября 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Колби, Винета (2003). Вернон Ли: Литературная биография . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии. ISBN 978-0-8139-2158-7 .
- Гарднер, Бердетт (1987). Лесбийское воображение (викторианский стиль): психологическое и критическое исследование «Вернона Ли» . Нью-Йорк: Гарленд. ISBN 978-0-8240-0059-2 .
- Ганн, Питер (1964). Вернон Ли: Вайолет Пейджет, 1856–1935 гг . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ОСЛК 249229 .
- Макдональд, Эрин Э. (2005). «Ли, Вернон» . Кто есть кто в истории геев и лесбиянок . Рутледж. стр. 301–302. ISBN 978-1-134-72215-0 .
- Тирл, Оливер (2014). Замешательство видения . Брайтон, Великобритания: Sussex Academic Press. ISBN 978-1-845196-77-6 .
Критическое исследование сверхъестественной фантастики Вернона Ли, Генри Джеймса , Роберта Льюиса Стивенсона , Артура Мейчена и Оливера Онионса.
- Гагель, Аманда (2019). «Сатана-расточитель Вернона Ли: пацифизм и авангард» . Обзор общественного достояния . Проверено 19 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Вернона Ли в Project Gutenberg
- Работы Вайолет Пейджет (она же Вернон Ли) в Faded Page (Канада)
- Работы Вернона Ли или о нем в Internet Archive
- Работы Вайолет Пейджет или о ней в Internet Archive
- Работы Вернона Ли в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Эссе Вернона Ли на Quotidiana.org
- «Архивные материалы, касающиеся Вернона Ли» . Национальный архив Великобритании .
- Вернон Ли в базе данных интернет-спекулятивной фантастики
- Вернон Ли из Библиотеки Конгресса , 79 записей в библиотечном каталоге.
- Спектакль «Ариадна в Мантуе» на сайте Great War Theater
- 1856 рождений
- 1935 смертей
- Британские эссеисты
- Британские поэты
- Британские женщины-писатели
- Английские феминистки
- Английские пацифисты
- Английские писатели ужасов
- Британские авторы рассказов о привидениях
- Английские писательницы-лесбиянки
- Псевдонимы женщин-писательниц
- Викторианские романисты
- Женщины-писательницы викторианской эпохи
- Британские женщины-эссеистки
- Британские эмигранты в Италии
- Английские ЛГБТ-поэты
- Английские ЛГБТ-писатели
- Люди из Булони-сюр-Мер
- Женщины-писатели ужасов
- Британские женщины-поэты
- Британские писательницы XIX века
- Британские писательницы XX века
- Британские писатели XIX века
- Британские писатели XX века
- Британские писатели-фантасты
- Писатели-псевдонимы XIX века
- Писатели-псевдонимы XX века
- Британские эмигранты во Франции