История фэнтези
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Фантастика |
---|
СМИ |
Жанровые исследования |
Поджанры |
|
Фэндом |
Категории |
![]() |
Спекулятивная фантастика |
---|
![]() |
Элементы сверхъестественного и фантастического были элементом литературы с самого ее зарождения. Современный жанр отличается от сказок и фольклора , содержащих элементы фантастики, во-первых, признанным фиктивностью произведения, во-вторых, именем автора. [ нужна ссылка ] Произведения, в чудеса которых не обязательно верили или верили лишь наполовину, такие как европейские рыцарские романы и сказки «Тысячи и одной ночи» , постепенно превратились в произведения с такими чертами. [ оригинальное исследование? ] Такие авторы, как Джордж Макдональд (1824–1905), создали первые явно фантастические произведения.
Позже, в двадцатом веке, публикация « Властелина колец» Дж . Р. Р. Толкина оказала огромное влияние на написание фэнтези. [1] установление формы эпического фэнтези . Это также во многом способствовало тому, чтобы жанр фэнтези стал коммерчески отличным и жизнеспособным. Сегодня фэнтези продолжает оставаться обширной, многослойной средой, охватывающей множество поджанров, включая традиционное высокое фэнтези , меч и колдовство , сказочное фэнтези и темное фэнтези .
Отличия фэнтези от более ранних фантастических произведений
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( декабрь 2023 г. ) |

Даже самые фантастические мифы, легенды и сказки отличаются от жанра современного фэнтези по трем признакам:
Современный жанр фэнтези постулирует иную реальность: либо фантастический мир, отделенный от нашего, либо скрытую фантастическую сторону нашего собственного мира. Кроме того, правила, география, история и т. д. этого мира имеют тенденцию быть определены, даже если они не описаны напрямую. Действие традиционных фантастических сказок происходит в нашем мире, часто в прошлом или в далеких, неизвестных местах. Он редко описывает место или время с какой-либо точностью, часто просто говоря, что это произошло «давно и далеко». (Современный рационализированный аналог этих историй можно найти в сказках «Затерянный мир» XIX и XX веков.)
Второе отличие состоит в том, что сверхъестественное в фэнтези по замыслу является вымышленным. В традиционных сказках степень, в которой автор считал сверхъестественное реальным, может охватывать спектр от легенд, принимаемых за реальность, до мифов, понимаемых как описание в понятных терминах более сложной реальности, до поздних, намеренно-вымышленных литературных произведений. [2]
Наконец, фантастические миры современного фэнтези создаются автором или группой авторов, часто с использованием традиционных элементов, но обычно в новой аранжировке и с индивидуальной интерпретацией. [2] Традиционные сказки с элементами фэнтези использовали знакомые мифы и фольклор, а любые отклонения от традиции считались вариациями на тему; традиционные сказки никогда не предназначались для отделения от местного фольклора о сверхъестественном. Переходы между традиционными и современными формами фантастической литературы очевидны в ранних готических романах, историях о привидениях, модных в XIX веке, и романтических романах, все из которых широко использовали традиционные фантастические мотивы, но подчиняли их авторским концепциям.
По одному стандарту ни одно произведение, созданное до того, как был определен жанр фэнтези, не может считаться принадлежащим к нему, независимо от того, сколько фантастических элементов оно включает. С другой стороны, этот жанр включает в себя весь спектр фантастической литературы, как современный жанр, так и его традиционные предшественники, поскольку многие элементы, которые более ранние авторы считали истинными (или, по крайней мере, не явно неправдивыми), являются для современных читателей полностью вымышленными и фантастическими. Но даже при более ограниченном определении необходимо полное исследование истории фантастического в литературе, чтобы показать истоки современного жанра. Традиционные произведения содержат важные элементы, которые современные авторы фэнтези широко используют для вдохновения в своих произведениях.
Развитие фантазии
[ редактировать ]Романсы
[ редактировать ]
С ростом уровня образования в средневековую европейскую эпоху литературная фантастика присоединилась к более ранним мифам и легендам. Среди первых появившихся жанров был романс . Этот жанр охватывал фэнтези и не только просто следовал традиционным мифам и басням, но и в своей окончательной форме добавлял новые фантастические элементы. [3] Романтика сначала касалась традиционных тем, прежде всего трех тематических циклов сказок, позднее собранных в воображении как « Дело Рима» (с упором на военных героев, таких как Александр Великий и Юлий Цезарь ), « Дело Франции» (Карл Великий и Роланд) . , его главный паладин) и « Дело Британии» (жизнь и деяния короля Артура и рыцарей Круглого стола, в которые были включены поиски Святого Грааля), хотя также был достигнут ряд «нециклических» романов. большую популярность. [4]
Сами романсы были вымышленными, но такие сказки, как «Валентин и Орсон» , «Гийом де Палерм» и «Поиск Святого Грааля» , были лишь началом жанра фэнтези, сочетающего в себе реализм и фэнтези.
В эпоху Возрождения романтика продолжала быть популярной. Тенденция была к более фантастической фантастике. Английская книга «Смерть д'Артура» сэра Томаса Мэлори ( ок. 1408–1471 ) была написана в прозе; это произведение доминирует в литературе о короле Артуре и часто рассматривается как каноническая форма легенды. [5] Мотивы Артура постоянно появлялись в литературе с момента ее публикации, хотя произведения представляли собой смесь фэнтезийных и нефэнтезийных произведений. [6] В то время он и испанский « Амадис де Гаула» (1508 г.) (также проза) породили множество подражателей, и этот жанр был хорошо принят публикой, создав такие шедевры поэзии эпохи Возрождения, как «Орландо фуриозо » Людовико Ариосто и « Джерусалимме Либерата » Торквато Тассо . Сказка Ариосто с ее бесконечно странствующими персонажами, множеством чудес и приключений была исходным текстом для многих приключенческих фантазий. [7] С такими произведениями, как «Амадис Галльский» и «Пальмерин из Англии» , был явно открыт жанр фэнтези, поскольку чудеса призваны удивлять и удивлять читателей. [2]

Один английский романс — «Королева фей» Эдмунда Спенсера .
Просвещение
[ редактировать ]Литературные сказки , такие как написанные Шарлем Перро (1628–1703) и мадам д'Ольнуа (ок. 1650–1705), стали очень популярными в начале эпохи Просвещения . Многие сказки Перро стали основой сказок и оказали влияние на последнее фэнтези как таковое. Действительно, когда мадам д'Ольнуа назвала свои произведения contes de fée (сказки), она изобрела термин, который сейчас обычно используется для этого жанра, тем самым отличая такие сказки от сказок, не содержащих чудес. [8] Это повлияло на более поздних писателей, которые таким же образом восприняли народные сказки в эпоху романтизма. [9]
Во Франции XVIII века также было опубликовано несколько фантазий, ориентированных на взрослую читательскую аудиторию, в том числе произведение Вольтера .« contes philosophique » «Принцесса Вавилона» (1768) и «Белый Бык» (1774), а также Жака Казота фаустовский роман «Влюбленный дьявол» . [10]
Однако эта эпоха была особенно враждебна фэнтези. Авторы новых типов художественной литературы, такие как Дефо , Ричардсон и Филдинг, были реалистичными по стилю, и многие ранние реалистические произведения критиковали фантастические элементы в художественной литературе. [11] Если не считать нескольких рассказов о колдовстве и историй о привидениях, за это время было написано очень мало фэнтези. [9] Даже в детской литературе фэнтези было мало; его целью было поучение и осуждение сказок как лжи. [12]
Романтизм
[ редактировать ]
Романтизм высоко ценил сверхъестественное, традиции и воображение. [13]
Готические сказки допускали, но не требовали элемента сверхъестественного. Некоторые истории, казалось, содержали такие элементы, а затем объясняли их. Некоторые утверждают, что этот жанр находится на границе между фэнтези и не-фэнтези, но многие его элементы, особенно дома особой важности, древние, принадлежащие знати и часто овеянные легендами, были включены в современное фэнтези. [14]
Особое значение для развития жанра имело то, что писатели-готики использовали не литературный стиль романса, а романные приемы и любовь, как это использовал Дефо, а также стали использовать пейзаж в целях выражения настроения героев. . [15]
С другой стороны, готика все еще сдерживала чистую фантазию. В «Замке Отранто » Уолпол представил произведение как перевод; Таким образом, вымышленный первоначальный автор несет ответственность за его фантастические элементы, от которых Уолпол дистанцируется. [16] Один известный готический роман, который такжесодержит большое количество элементов фэнтези (заимствованных из «Тысячи и одной ночи»), Ватек это Уильям Томас Бекфорд . [17]
Романтический интерес к средневековью привел и к возрождению интереса к литературной сказке . Традиция, начатая Джованни Франческо Страпаролой и Джамбаттистой Базиле и развитая Шарлем Перро и французскими пресьезами , была подхвачена немецким романтическим движением. Фридрих де ла Мотт Фуке создал средневековые рассказы, такие как «Ундина» (1811). [18] и Синтрам и его товарищи (1815 г.)которые позже вдохновили британских писателей, таких как Макдональд и Моррис. [19] [20] Сказки Э.Т.А. Гофмана , такие как « Золотой горшок » (1814) и « Щелкунчик и Мышиный король » (1816), стали заметным дополнением к канону немецкой фантастики. [21] Людвига Тика Коллекция «Фантаз » (1812-1817)содержало несколько коротких сказок, в том числе «Эльфы». [22]
Во Франции основными авторами фэнтези эпохи романтизма были Шарль Нодье со Смаррой (1821) и Трилби (1822) [23] [24] и Теофиля Готье такие рассказы, как «Омфала» (1834 г.) и « Одна из ночей Клеопатры » (1838 г.),и более поздний роман «Спирит» (1866). [25] [26]
В Великобритании Сара Кольридж также написала фантастический роман « Фантазмион» (1837), описанный как «первый сказочный роман, написанный на английском языке» . [27] [28]
Современное фэнтези
[ редактировать ]До Толкина
[ редактировать ]
В раннюю викторианскую эпоху истории продолжали рассказывать с использованием фантастических элементов, в которые меньше верили. Чарльз Диккенс написал «Рождественскую историю» , используя романные характеристики, чтобы сделать свою историю о привидениях правдоподобной; [29] Скрудж сначала сомневается в реальности призраков, подозревая, что это плод его собственного воображения, и это объяснение никогда окончательно не опровергается. [29]
Сказочная традиция продолжилась в руках таких авторов, как Уильям Мейкпис Теккерей , но в «Розе и кольце» было много элементов пародии. [30] Ганс Христиан Андерсен , однако, положил начало новому стилю сказок, оригинальным сказкам, рассказанным серьезно. [30] Исходя из этого, Джон Раскин написал «Король Золотой реки» , сказку, в которой используются новые уровни характеристик, создавая в «Юго-Западном Ветре» вспыльчивого, но доброго персонажа, похожего на более позднего Гэндальфа. [30]
В конце 19 – начале 20 веков начало формироваться современное фэнтези. История современной фантастической литературы начинается с Джорджа Макдональда , шотландского автора таких романов, как «Принцесса и гоблин» и «Фантастес» ; последний можно считать первым фэнтезийным романом, написанным для взрослых. [31] Макдональд также написал одно из первых критических эссе о жанре фэнтези «Фантастическое воображение» в своей книге «Ортовое блюдо » (1893). [32] [33] Макдональд оказал большое влияние как на Дж. Р. Р. Толкина , так и на К. С. Льюиса . [34]

Другим крупным автором фэнтези этой эпохи был Уильям Моррис , социалист, поклонник средневековья, возродитель британских ремесел и поэт, написавший во второй половине века несколько фантастических романов и романов, из которых самым известным был Колодец на краю света . Его глубоко вдохновляли средневековые романы и саги; его стиль был нарочито архаичным, основанным на средневековых романах. [35] Во многих отношениях Моррис стал важной вехой в истории фэнтези, потому что, в то время как другие писатели писали о чужих странах или мирах снов , работы Морриса были первыми, действие которых происходило в полностью вымышленном мире: мире фантазий . [36]
Эти фантастические миры были частью общей тенденции. В эту эпоху началась общая тенденция к созданию более последовательных и содержательных фэнтезийных миров. [37] В более ранних работах часто изображен одинокий человек, чьи приключения в фэнтезийном мире имеют личное значение, и где мир явно существует, чтобы дать простор этим приключениям, а в более поздних работах чаще представлены персонажи в социальной сети, где их действия направлены на спасение мир и тех, кто в нем, от опасности. В «Фантасте» , например, у Джорджа Макдональда фигура-наставник объясняет герою, что моральные законы в мире, в который он собирается войти, такие же, как и в мире, из которого он пришел; это придает вес и важность его действиям в этом мире, какими бы фантастическими они ни были. [38]
Такие авторы, как Эдгар Аллан По и Оскар Уайльд (в «Портрете Дориана Грея »), также развивали фантазию, рассказывая ужасные истории. [39] отдельная ветвь фэнтези, оказавшая большое влияние на Г. Ф. Лавкрафта и других писателей темного фэнтези . [ оригинальное исследование? ] Уайльд также написал большое количество детских фантазий, собранных в «Счастливый принц и другие истории» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). [40]
Несмотря на будущее влияние Макдональда и популярность Морриса в то время, только примерно в начале 20-го века фэнтезийная фантастика начала достигать широкой аудитории, и такие авторы, как лорд Дансени , которые, следуя примеру Морриса, писали фантастические романы. но и в форме рассказа. [35] Он был особенно известен своим ярким и запоминающимся стилем. [35] Его стиль оказал большое влияние на многих писателей, и не всегда к счастью; Урсула К. Ле Гуин в своем эссе о стиле фэнтези «От Эльфландии до Покипси» иронически назвала лорда Дансени «первой ужасной судьбой, которая ждет неосторожных новичков в фэнтези», намекая на молодых писателей, пытающихся писать в стиле лорда Дансени. . [41] С. Т. Джоши утверждает, что «работы Дансени имели эффект отделения фэнтези — способа, посредством которого автор создает свою собственную сферу чистого воображения — от сверхъестественного ужаса. На заложенной им основе возникли более поздние работы Э. Р. Эддисона , Мервина Пика и Дж. Р. Р. Толкина. . [42]
По мнению историка Майкла Салера, спекулятивная фантастика вступила в новый этап в 1880-х и 1890-х годах вследствие возникновения светского общества , когда литературное воображение освободилось от влияния церкви. Это позволило писателям объединить эстетическую литературу со свободой новороманской литературы и приемами литературного реализма. [43]
Х. Райдер Хаггард разработал условности поджанра «Затерянный мир» » Хаггарда , который иногда включал фэнтезийные произведения, такие как « Она . [44] Поскольку Африка все еще практически неизвестна европейским писателям, она открывала простор для творчества этого типа. [44] Другие писатели, в том числе Эдгар Райс Берроуз и Авраам Мерритт , опирались на эту условность.

Несколько классических детских фантазий, таких как Льюиса Кэрролла « Алиса в стране чудес» , [45] . М. Барри Дж «Питер Пэн» , Л. Фрэнка Баума » «Чудесный волшебник из страны Оз , а также работы Э. Несбита и Фрэнка Р. Стоктона . Примерно в это же время были опубликованы [46] Действительно, К.С. Льюис отмечал, что в начале 20-го века фэнтези было более принято в детской литературе, и поэтому писатель, интересующийся фэнтези, часто писал в ней, чтобы найти аудиторию, несмотря на концепции, которые могли бы составить произведение для взрослых. [47]
В то время терминология жанра не была устоявшейся. Многие фантазии были названы сказками , в том числе Макса Бирбома » «Счастливый лицемер » Макдональда и «Фантасты . [48] Лишь в 1923 году термин «фантаст» стал использоваться для описания писателя (в данном случае Оскара Уайльда), писавшего фантастику. [49] Название «фэнтези» появилось позже; еще в «Хоббите » Дж. Р. Р. Толкина термин «сказка» все еще использовался.
Важным фактором развития жанра фэнтези стало появление журналов, посвященных фэнтези. Первыйтаким изданием был немецкий журнал Der Orchideengarten , выходивший с 1919 по 1921 год. [50] В 1923 году вышел первый англоязычный журнал в жанре фэнтези Weird Tales . созданный. [51] Со временем последовало множество других подобных журналов, в первую очередь Unknown (AKA Unknown Worlds ). [52] и Журнал фэнтези и научной фантастики [53] Формат бумажного журнала в то время был на пике своей популярности и сыграл важную роль в донесении фэнтезийной фантастики до широкой аудитории как в США, так и в Великобритании. Такие журналы также сыграли большую роль в развитии научной фантастики , и именно в это время эти два жанра начали ассоциироваться друг с другом.

Некоторые из наиболее выдающихся авторов этого жанра начали свою карьеру в этих журналах, в том числе Кларк Эштон Смит , Фриц Лейбер и Рэй Брэдбери . Ранние работы многих авторов меча и магии, таких как Роберт Э. Ховард, также начались в это время. [54] К 1950 году меч и колдовство начали находить широкую аудиторию благодаря успеху рассказов Говарда «Конан-варвар» и рассказов Фрица Лейбера « Фафхрд и Серый Мышелов» . Работы Ховарда, особенно Конана, оказали заметное, даже определяющее влияние на поджанр меча и колдовства . [55] Это были рассказы о ярких, грандиозных действиях и приключениях. [56] и после творчества Толкина наиболее читаемые произведения фэнтези. [57] Рассказы Лейбера отличались необычайным для того времени реализмом; Неизвестный развил эту черту, и многие истории в ней демонстрируют достоверность и реализм. [58] Подобно Моррису и Эддисону до него, Лейбер продолжил традицию использования североевропейских легенд и фольклора. [59] К. Л. Мур была одной из первых подражателей Говарда, написав «Поцелуй Черного бога», в котором она познакомила Жирел из Джойри и главную героиню с мечом и колдовством. [60] По словам Гэри Лахмана , Елена Блаватская оказала значительное влияние на некоторых из самых громких имен как в фэнтези, так и в научной фантастике эпохи целлюлозы. [61]
За пределами бульварных журналов несколько американских писателей использовали фэнтези в юмористических и сатирических целях, в том числе Джеймс Бранч Кэбелл (чей роман 1919 года «Юрген» стал предметом безуспешного судебного преследования).за непристойность ), [62] Торн Смит с Топпером (1926) и Turnabout (1931), [63] и Чарльз Г. Финни , автор книги «Цирк доктора Лао» (1935). [64]
В Великобритании после Первой мировой войны было опубликовано особенно большое количество книг в жанре фэнтези, ориентированных на взрослую читательскую аудиторию.в том числе «Жизнь в одиночестве » Стеллы Бенсон , [65] «Путешествие на Арктур» , Дэвид Линдсей , [66] Леди в Фоксе Дэвид Гарнетт , [65] «Луд в тумане» Хоуп Миррлис , [65] [67] и Уиллоуз Лолли Сильвия Таунсенд Уорнер . [65] [68] Э. Р. Эддисон , еще один влиятельный писатель, писал в эту эпоху. Он черпал вдохновение из северных саг, как и Моррис, но стиль его прозы был больше основан на английском языке эпохи Тюдоров и елизаветинской эпохи, а его рассказы были наполнены энергичными персонажами, переживающими славные приключения. [36] Самое известное произведение Эддисона — «Червь Уроборос» , длинное героическое произведение.Действие фэнтези происходит на воображаемой версии планеты Меркурий. Его персонажи часто обладали большими способностями и благородным, если не королевским, происхождением. Этими персонажами восхищались за его работу по созданию злодеев, особенно более ярких персонажей, чем у Толкина. [69] Другие заметили, что, хотя популярно изображать великих людей мира, попирающих низшие классы, его персонажи часто относятся к своим подданным с высокомерием и наглостью, и это изображается как часть их величия. [70] Действительно, в конце «Червя Уроборос » герои, находя мир скучным, молятся и добиваются возрождения своих врагов, чтобы они могли снова пойти и сразиться с ними, независимо от жертв, которые понесла бы такая война. [71] Некоторые из этих писателей (в том числе Эддисон, Линдсей и Миррлис) переиздали свои фантастические произведения во время1960-е и 1970-е годы. [65]
В 1938 году, с публикацией « Меча в камне» , Т. Х. Уайт представил одно из самых заметных произведений комического фэнтези . [72] Это течение продолжилось у таких писателей, как Л. Спраг де Камп . [73]
Литературные критики той эпохи начали интересоваться «фэнтези» как жанром письма.а также утверждать, что этот жанр заслуживает серьезного внимания. Герберт Рид посвятил главу своей книги «Стиль английской прозы» (1928) обсуждению «фэнтези» как аспекталитературы, утверждая, что ее несправедливо считали подходящей только для детей: «Западный мир, похоже, не осознал необходимости сказок для взрослых». [33] Эдвард Вагенкнехт также обсудил элементы фэнтези.в детской и взрослой художественной литературе в своей статье 1946 года «Маленький принц верхом на белом олене». [74]
Толкин
[ редактировать ]Именно появление высокого фэнтези, в частности Дж.Р.Р. Толкина » «Хоббита и «Властелина колец» , позволило фэнтези по-настоящему войти в мейнстрим. Толкин опубликовал «Хоббита» в 1937 году и «Властелина колец» в 1950-х годах; в то время как первый был сказочным фэнтези, второй был эпическим фэнтези , развившим основу «Хоббита» . [75] [76] Хотя произведения Толкина имели успех в Великобритании, только в конце 1960-х годов они стали популярными в Америке благодаря растущей контркультуре. [77] В начале 60-х годов возобновился интерес к мечу и колдовству, и издатели начали собирать материалы для старых рассказов, чтобы перепечатать их вместе с ограниченным количеством нового материала. Требуя большего, редактор научной фантастики Ace Books Дональд А. Уоллхейм почувствовал, что трехчастный роман Толкина имеет достаточно общих элементов с мечом и колдовством, чтобы он понравился читателям последнего, после чего он опубликовал несанкционированное издание в мягкой обложке. В аннотации на первой странице она была описана как «книга о мече и волшебстве, которую каждый может читать с восторгом и удовольствием». Но читатели книги выходят далеко за рамки фанатизма меча и волшебства. [78] К концу 1968 года «Властелина колец» в Америке было продано более 3 миллионов копий . Его неожиданный успех заставил американских издателей быстро переиздать большое количество старых, часто малоизвестных фэнтезийных романов, что привело их к запоздалому успеху. [79]
Трудно переоценить влияние, которое «Властелин колец» оказал на жанр фэнтези; в некотором смысле оно затмило все произведения фэнтези, написанные до него, и, несомненно, создало «фэнтези» как маркетинговую категорию. [80] Он создал огромное количество произведений Толкина , используя темы «Властелина колец» . [80] Автор и редактор Journal of the Fantastic in the Arts Брайан Аттебери пишет, что фэнтези определяется «не границами, а центром», которым является «Властелин колец » . [81]
Работы Толкина также помогли фэнтезийной литературе достичь нового уровня признания критиков. Многочисленные опросы по определению величайшей книги века показали, что «Властелин колец» выбрали самые разные группы. [77]
Хотя построение оригинальных фэнтезийных миров с подробной историей, географией и политическим ландшафтом было частью этого жанра со времен Л. Фрэнка Баума , влияние Толкина значительно популяризировало эту идею. Это привело к последующему отказу от таких приемов, как рамки снов, объясняющих фантастическую природу обстановки. Это вытекало не только из его примера, но и из его литературной критики; его « О волшебных историях », в которых он назвал такие места действия «вторичными мирами», стало формирующим произведением фэнтезийной критики. [82]
Влияние его книг в сочетании с успехом нескольких других серий, таких как К.С. Льюиса » «Хроники Нарнии , Мервина Пика » серия «Горменгаст [83] » Урсулы К. Ле Гуин и «Земноморье помогли укрепить популярность этого жанра и породили нынешнюю волну фэнтезийной литературы.
Пост-Толкин
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2011 г. ) |
Благодаря огромному успеху произведений Толкина издатели начали искать новую серию, имеющую аналогичную привлекательность для массового рынка. Романы-фэнтези стали заменять художественные журналы как основу жанра.
Лин Картер редактировал серию Ballantine Adult Fantasy , когда Баллантайн занимался рынком фэнтези; он был назван так, чтобы предотвратить регистрацию этой серии как детской литературы. Линия содержала в основном репринты, но представила и несколько новых фэнтезийных произведений. Среди переизданных авторов были Уильям Моррис , лорд Дансени и Джордж Макдональд ; Среди более поздних авторов были Хоуп Миррлис , «Луд-в-Тумане» книги Эрнеста Брамы « Кай Лунг » и Эванджелин Уолтон » «Остров могучих , успех которых привел к публикации трех других ее романов. написанные в этой серии, а также в более позднем фэнтези, представляющие собой особый вариант кельтского фэнтези . [84] Еще одной работой из этой серии, которая оказала влияние на поджанр кельтского фэнтези, была « » Кэтрин Курц Восстание Дерини .
Хотя многие фэнтезийные романы того времени оказались популярными, только вышедший в 1977 году «Меч Шаннары » издатели добились прорывного успеха, на который они надеялись. Книга стала первым фэнтезийным романом, появившимся в печати, и в конечном итоге возглавила список бестселлеров New York Times . В результате в этом жанре наблюдался бум количества опубликованных наименований. Фэнтезийные романы конца 1970-х и 1980-х годов включали Р. Дональдсона Стивена «Проклятие лорда Фоула» (1977), первый из «Хроник Томаса Ковенанта», серию «Неверующий», Джона Кроули « Маленький, большой» (1981), Раймонда Э. Файста . « Волшебник » (1982), Роберта Холдстока » « Лес Мифаго (1984) и Глена Кука . «Черная компания» сериал [85]
К началу 1980-х годов рынок фэнтези был намного больше, чем у почти всех авторов научной фантастики. [86] Многолетняя серия легких фантазий Пирса Энтони ( «Ксанф» ) и Терри Пратчетта ( «Плоский мир» ) регулярно попадает в списки бестселлеров, начиная с 1980-х годов. Известные книги 1990-х годов включают Роберта Джордана популярный сериал «Колесо времени» , Тэда Уильямса серию «Память», «Печаль и шип» и » Джорджа Р. Р. Мартина ( «Песнь льда и пламени основа американского фантастического драматического телесериала « Игра в Престолы ). [87] «Песнь льда и пламени» считается новаторской работой, проложившей путь новому виду фэнтези, называемому «гримдарк» , который был менее идеалистическим и более жестоким по своей природе. [88] [89] Благодаря Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере романам , которые стали самой продаваемой серией книг всех времен, фэнтези все больше переплетается с основной художественной литературой; этому процессу способствовала международная популярность других работ, таких как Кристофера Паолини » «Цикл наследования , «Ученик рейнджера» Джона Фланагана , Брэндона Сандерсона » «Архив буресвета и » Филипа Пулмана «Его темные материалы . Успех таких крупных экранизаций , как «Властелин колец» , «Гарри Поттер» и «Хроники Нарнии», способствовал развитию этой тенденции.
С 1990-х годов в этом жанре наблюдается рост женско-ориентированного городского фэнтези , сильно отличающегося от произведений Толкина, о чем свидетельствует популярность романов Лорел К. Гамильтон об Аните Блейк и книг Шарлин Харрис «Тайны южных вампиров» . [90]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карри, Александрия (18 декабря 2015 г.). «Дж. Р. Р. Толкин и его влияние на современную писательницу-фантаст Тамору Пирс» . электронные публикации@Маркетт .
- ^ Jump up to: а б с Майкл Муркок , Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези, стр. 24-25. ISBN 1-932265-07-4
- ^ Мэнлав, Колин (1992). Христианская фантазия: от 1200 года до наших дней . Пэлгрейв Макмиллан. п. 12. ISBN 978-0-268-00790-4 .
- ^ Хиббард, Лаура А. (1963). Средневековый роман в Англии . Нью-Йорк: Берт Франклин. п. iii.
- ^ Грант, Джон ; Клют, Джон (15 марта 1999 г.). «Мэлори, (сэр) Томас». Энциклопедия фэнтези . Макмиллан. п. 621. ИСБН 0-312-19869-8 .
- ^ Грант, Джон ; Клют, Джон (15 марта 1999 г.). "Артур". Энциклопедия фэнтези . Макмиллан. стр. 60–1. ISBN 0-312-19869-8 .
- ^ Грант, Джон ; Клют, Джон (15 марта 1999 г.). «Ариосто, Лодовико». Энциклопедия фэнтези . Макмиллан. стр. 60–1. ISBN 0-312-19869-8 .
- ^ Джек Зипес, Великая сказочная традиция: от Страпаролы и Базиля до братьев Гримм , стр. 858, ISBN 0-393-97636-X
- ^ Jump up to: а б Л. Спраг де Камп , Литературные мечники и колдуны : создатели героической фэнтези , стр. 9-11. ISBN 0-87054-076-9
- ^ Брайан Стейблфорд , От А до Я фэнтезийной литературы , p xx, Scarecrow Press, Плимут. 2005. ISBN 0-8108-6829-6
- ^ Лин Картер , изд. Царства волшебства, стр. xiii-xiv, Даблдей и компания Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Мэрион Локхед, Чудесное возрождение, стр.1 ISBN 0-06-250520-3
- ^ Джон Грант и Джон Клют, Энциклопедия фэнтези , «Романтика», стр. 821 ISBN 0-312-19869-8
- ^ Джон Грант и Джон Клют, Энциклопедия фэнтези , «Готическое фэнтези», стр. 424 ISBN 0-312-19869-8
- ^ Майкл Муркок, Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези, стр. 36 ISBN 1-932265-07-4
- ^ Фара Мендлесон , Риторика фэнтези , стр. 121-2, ISBN 0-8195-6868-6
- ^ Брайан Стейблфорд, От А до Я фэнтезийной литературы , стр. 40, Scarecrow Press, Плимут. 2005. ISBN 0-8108-6829-6
- ^ Брайан Стейблфорд , «Ундина», (стр. 1992–1994). в Фрэнке Н. Мэгилле , изд. Обзор современной фэнтезийной литературы , Том 4. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Salem Press, Inc., 1983. ISBN 0-89356-450-8
- ^ Майк Эшли , «Фуке, Фридрих (Генрих Карл), (барон) де ла Мотт» (стр. 654-5) в « Путеводителе для писателей-фантастов Сент-Джеймса» под редакцией Дэвида Прингла . Сент-Джеймс Пресс, 1996. ISBN 1-55862-205-5
- ^ Вероника Ортенберг, В поисках Святого Грааля: В поисках Средневековья ,(38-9) Международная издательская группа Continuum, 2006 г., ISBN 1-85285-383-2 .
- ↑ Пенрит Гофф, «ETA Хоффманн», (стр. 111–120) в книге Э. Ф. Блейлера, Авторы сверхъестественной фантастики: фэнтези и ужасы . Нью-Йорк: Скрибнер, 1985. ISBN 0-684-17808-7
- ^ Д. П. Хаазе, "Людвиг Тик" (стр. 83-90), в Э.Ф. Блейлер, Писатели-фантасты о сверхъестественном: фэнтези и ужасы . Нью-Йорк: Скрибнер, 1985. ISBN 0-684-17808-7
- ^ Франц Роттенштайнер, Книга фэнтези: иллюстрированная история от Дракулы до Толкина (стр. 137)Книги Кольера, 1978. ISBN 0-02-053560-0
- ^ А. Ричард Оливер, Шарль Нодье: пилот романтизма . (стр. 134–37) Издательство Сиракузского университета, 1964.
- ^ Брайан Стейблфорд, От А до Я фэнтезийной литературы (стр. 159), Scarecrow Press, Плимут. 2005. ISBN 0-8108-6829-6
- ^ Брайан Стейблфорд, «Теофиль Готье», (стр. 45-50) в книге EF Bleiler, « Писатели сверхъестественной фантастики: фэнтези и ужасы» . Нью-Йорк: Скрибнер, 1985. ISBN 0-684-17808-7
- ^ Эшли, Майк (1997). «Кольридж, Сара» . У Джона, Клют; Грант, Джон (ред.). Энциклопедия фэнтези . Лондон: Орбита. п. 210. ИСБН 0-312-19869-8 . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Родерик МакГиллис , «Фантасмион», стр. 1238–1240, в книге Фрэнка Н. Мэгилла, изд. Обзор современной фэнтезийной литературы , Том 3. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Salem Press, Inc., 1983. ISBN 0-89356-450-8
- ^ Jump up to: а б Стивен Прикетт, Викторианское фэнтези , стр. 56-59. ISBN 0-253-17461-9
- ^ Jump up to: а б с Стивен Прикетт, Викторианское фэнтези , стр. 66-67. ISBN 0-253-17461-9
- ^ Аттебери, Брайан (2014). «Глава 1: Фэнтези как путь к мифу». Рассказы об рассказах: фэнтези и переделка мифа . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 27–29. ISBN 978-0-19-931607-6 .
- ^ Джордж Макдональд, «Фантастическое воображение». Перепечатано в журналах Бойер, Роберт Х. и Загорски, Кеннет Дж. Фантазисты о фэнтези . Нью-Йорк: Avon Discus, 1984. стр. 11–22, ISBN 0-380-86553-X
- ^ Jump up to: а б Роберт Скоулз , «Кипящие розы» в книге Джорджа Э. Слюссера и Эрика С. Рабкина, изд., « Пересечения: фэнтези и научная фантастика» . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса, 1987. ISBN 080931374X (стр. 3–18).
- ^ Гэри К. Вулф , «Джордж Макдональд», стр. 239-246 в Bleiler, EF, изд. Авторы сверхъестественной фантастики . Нью-Йорк: Скрибнер, 1985. ISBN 0-684-17808-7
- ^ Jump up to: а б с Лин Картер, изд. Realms of Wizardry стр. 2 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Jump up to: а б Лин Картер, изд. Kingdoms of Sorcery , стр. 39 Doubleday and Company Garden City, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Колин Мэнлав, Христианская фантазия: от 1200 до наших дней, стр. 210-212. ISBN 0-268-00790-X
- ^ Стивен Прикетт, Викторианская фантазия, стр. 182. ISBN 0-253-17461-9
- ^ Стивен Прикетт, Викторианское фэнтези , стр. 98-9. ISBN 0-253-17461-9
- ^ MJ Элкинс, «Оскар Уайльд» в EF Bleiler, изд. Авторы сверхъестественной фантастики . Нью-Йорк: Scribner's, 1985. (стр. 345–350). ISBN 0-684-17808-7
- ^ Урсула К. Ле Гуин, «От Эльфландии до Покипси», стр. 78-9 Язык ночи. ISBN 0-425-05205-2
- ^ Готика 21-го века: Великие готические романы с 2000 года
- ^ «От воображаемых к виртуальным мирам»: Интервью с историком Майклом Салером (Часть первая)
- ^ Jump up to: а б Лин Картер, изд. Realms of Wizardry стр. 64 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Дж. Р. Пфайффер , «Льюис Кэрролл», стр. 247-54, в Э. Ф. Блейлере , Авторы сверхъестественной фантастики: фэнтези и ужасы . Скрибнерс, Нью-Йорк, 1985 г. ISBN 0-684-17808-7
- ^ Брайан Стейблфорд, От А до Я фэнтезийной литературы , стр. 70-3, Scarecrow Press, Плимут. 2005. ISBN 0-8108-6829-6
- ^ К.С. Льюис, «О вкусах юношей», стр. 41, «Другие миры: очерки и рассказы» , ISBN 0-15-667897-7
- ^ WR Ирвин, Игра в невозможное , стр. 92-3, University of Illinois Press, Урбана, Чикаго, Лондон, 1976.
- ^ Этот термин упоминается в приложении к Оксфордскому словарю английского языка . См. Майкла В. МакКлинтока, «Высокие технологии и высокое волшебство: некоторые различия между научной фантастикой и фэнтези», в изд. Джорджа Э. Слюссера и Эрика С. Рабкина, « Пересечения: фэнтези и научная фантастика» . Карбондейл: Издательство Университета Южного Иллинойса, 1987. ISBN 080931374X (стр. 26–35).
- ^ "Орхидеенгартен, Дер" .в: М.Б. Тимн и Майк Эшли , журналы научной фантастики, фэнтези и Weird Fiction . Вестпорт: Гринвуд, 1985. стр. 866. ISBN 0-313-21221-X
- ^ Роберт Вайнберг , История странных сказок Уайлдсайд Пресс, 1999. ISBN 1-58715-101-4
- ^ «Неизвестно». в: МБ Тимн и Майк Эшли, Журналы научной фантастики, фэнтези и странной фантастики . Вестпорт: Гринвуд, 1985. стр. 694–698. ISBN 0-313-21221-X
- ^ Томас Д. Клерсон, «Журнал фэнтези и научной фантастики» вМБ Тимн и Майк Эшли, журналы Science Fiction, Fantasy и Weird Fiction . Вестпорт: Гринвуд, 1985. (стр.377-391). ISBN 0-313-21221-X
- ^ Чарльз Хоффман , «Роберт Э. Ховард: мифотворец двадцатого века», в книге «Лучшее из Роберта Э. Ховарда», Vol. 1, Багровые тени. Дель Рей, 2007, стр. 473–84, ISBN 0-345-49018-5 .
- ^ Диана Ваггонер, Далекие холмы: Путеводитель по фэнтези , стр. 47-8, 0-689-10846-X
- ^ Лин Картер, изд. Realms of Wizardry, стр. 146 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Л. Спраг де Камп , Литературные мечники и колдуны : Создатели героической фэнтези , стр. 135 ISBN 0-87054-076-9
- ^ Майкл Муркок, Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези, стр. 50 ISBN 1-932265-07-4
- ^ Лин Картер, изд. Kingdoms of Sorcery , стр. 85 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Лин Картер, изд. Царства волшебства, стр. 205 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Справочник по новым религиям и культурному производству
- ^ Брайан Стейблфорд, От А до Я фэнтезийной литературы , стр. 58-9, Scarecrow Press, Плимут. 2005. ISBN 0-8108-6829-6
- ^ Кейт Нилсон, «Торн Смит» (стр. 805–812). в Блейлере, изд. Писатели-фантасты сверхъестественного . Нью-Йорк: Скрибнер, 1985. ISBN 0-684-17808-7
- ^ Гэри К. Вулф , «Цирк доктора Лао», стр. 282-6, в книге Фрэнка Н. Мэгилла , изд. Обзор современной фэнтезийной литературы , Том 1. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Salem Press, Inc., 1983. ISBN 0-89356-450-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Брайан Стейблфорд, «Возрождение волшебства после войны».в Стейблфорде, «Готические гротески: очерки фантастической литературы» . Уайлдсайд Пресс, 2009, ISBN 978-1-4344-0339-1
- ^ «Дэвид Линдси» Гэри К. Вулфа (стр. 541–548) в EF Bleiler, изд. Авторы сверхъестественной фантастики . Нью-Йорк: Скрибнер, 1985. ISBN 0-684-17808-7
- ^ Э. Л. Чепмен, «Луд-в-Тумане», Фрэнк Н. Мэгилл, изд. Обзор современной фэнтезийной литературы , Том. 2. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Salem Press, Inc., 1983. ISBN 0-89356-450-8 . стр. 926-931.
- ^ Робин Энн Рид , Женщины в научной фантастике и фэнтези (стр. 39), ABC-CLIO, 2009 г. ISBN 0313335915 .
- ^ Майкл Муркок, Волшебство и дикая романтика: исследование эпического фэнтези, стр. 47 ISBN 1-932265-07-4
- ^ Л. Спрэг де Камп, Литературные мечники и колдуны: создатели героической фэнтези , стр. 132-3. ISBN 0-87054-076-9
- ^ Л. Спрэг де Камп, Литературные мечники и колдуны: создатели героической фэнтези , стр. 116 ISBN 0-87054-076-9
- ^ Лин Картер, изд. Kingdoms of Sorcery , стр. 121-2 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Лин Картер, изд. Kingdoms of Sorcery , стр. 136 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Эдвард Вагенкнехт, «Маленький принц едет на белом олене: фэнтези и символизм в современной литературе», College English 7 (8): 431-437. Май 1946 года.
- ^ Лин Картер, изд. Kingdoms of Sorcery , стр. 196 Doubleday and Company Гарден-Сити, Нью-Йорк, 1976 г.
- ^ Эдвард Джеймс , «Толкин, Дж (он) Р (ональд), Р (уэль)», Путеводитель Сент-Джеймса для писателей-фантастов , изд. Дэвид Прингл , St. James Press, 1996, ISBN 1-55862-205-5 , стр. 558-61.
- ^ Jump up to: а б Том Шиппи, Дж. Р. Р. Толкиен: Автор века , стр. xx-xxi, ISBN 0-618-25759-4
- ^ Книга Мечей
- ^ Скроггинс, Марк (2016). Майкл Муркок: Художественная литература, фэнтези и боль мира . Джефферсон, Северная Каролина: ISBN MacFarland & Co. 978-1-4766-2417-4 .
- ^ Jump up to: а б Джейн Йолен , «Введение», стр. vii-viii в книге « После короля: истории в честь Дж. Р. Р. Толкина» , изд., Мартин Х. Гринберг , ISBN 0-312-85175-8
- ^ Хант, Питер (2013). Дж. Р. Р. Толкиен . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. п. 33. ISBN 978-1-137-26399-5 .
- ^ Джон Грант и Джон Клют, Энциклопедия фэнтези , «Толкин, Дж (он) Р (ональд) Р (уэль)», стр. 951 ISBN 0-312-19869-8
- ^ Роберт Ирвин , «Пик, Мервин (Лоуренс)», Путеводитель Сент-Джеймса для писателей-фантастов , изд. Дэвид Прингл, St. James Press, 1996 г., ISBN 1-55862-205-5 , стр. 469-70.
- ^ Джон Грант и Джон Клют, Энциклопедия фэнтези , «Серия фэнтези для взрослых Ballantine», стр. 82, ISBN 0-312-19869-8
- ^ Мэтьюз, Ричард (2002). Фэнтези: освобождение воображения . Рутледж. п. 35. ISBN 978-0-415-93890-7 .
- ^ «Locus Online: отрывки из интервью Бетси Уоллхейм» . Локус . Июнь 2006 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Мендлесон, Фара ; Джеймс, Эдвард (2012) [2009]. «Глава 9: 1990-е». Краткая история фэнтези (2-е изд.). Фарингдон, Оксфордшир: Издательство Libri. стр. 143–166. ISBN 978-1-907471-66-7 .
- ^ Робертс, Адам (2014). Начало работы: написание научной фантастики и фэнтези . Хачетт Великобритания. п. 42. ИСБН 978-1444795660 .
- ^ Уолтер, Дэмиен (1 января 2016 г.). «Научная фантастика и фэнтези предрекают разнообразный 2016 год» . Хранитель . Проверено 1 января 2016 г.
- ↑ «Тайная история фэнтези» под редакцией Питера С. Бигля (отзыв Криса Каммеруда). Архивировано 25 мая 2011 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аттебери, Брайан (1980). Фэнтези-традиция в американской литературе: от Ирвинга до Ле Гуина . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253356659 .