Jump to content

орк

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Орк k иногда пишется орк ; / ɔːr ( / [1] [2] ), [3] В фантастическом фэнтези Дж. Р. Р. Толкина о Средиземье — раса гуманоидных монстров, которых он также называет « гоблинами ».

» Толкиена В «Властелине колец орки предстают как жестокая, агрессивная, уродливая и злобная раса монстров , контрастирующая с доброжелательными эльфами . это испорченная раса эльфов, либо выведенная таким образом Темным Лордом Морготом , либо ставшая таким же дикарем Согласно «Сильмариллиону», . [4] [5]

Орк был своего рода «адским дьяволом» в древнеанглийской литературе, а орк-не (мн. orc-néas , «трупы демонов») был расой испорченных существ и потомков Каина , наряду с эльфами, согласно к поэме «Беовульф» . Толкин заимствовал термин «орк» из этих старых свидетельств, который, как он утверждал, был сделан исключительно по соображениям «фонетической пригодности». [Т 1]

Концепция орков Толкина была адаптирована в фантастической фантастике других авторов, а также в играх многих разных жанров, таких как Dungeons & Dragons , Magic: The Gathering и Warcraft .

Этимология

[ редактировать ]
X века латинский orcus обозначается как древнеанглийский « orc, þyrs hel-deofol » («Гоблин, призрак или адский дьявол») В словарях Клеопатры .

Англосаксонское слово «орк», которое использовал Толкин, обычно считается производным от латинского слова/имени Оркус , [6] хотя сам Толкин выразил в этом сомнение. [7] Термин «оркус» переводится как « орк, þyrs, oððe хель-деофол ». [а] («Гоблин, призрак или адский дьявол») в древнеанглийских словарях Клеопатры X века , о которых Томас Райт писал: « Оркус — это имя Плутона , бога адских областей, поэтому мы можем легко понять объяснение хель - деофол тирс орк на англосаксонском языке, как и , означает призрак или гоблин». [8] [9] [б]

В значении чудовищного существа этот термин используется в «Беовульфе» всего один раз , как составное число множественного числа orcneas , одного из племен, принадлежащих потомкам Каина , наряду с эльфами и эттинами (гигантами), осужденными Богом:

Шанон Untydras все onwocon
Эотенас и Ильфе и Оркнеас
Swylce Gigantas, а затем Wið Gode Wunnon
долго þrage он заплатил ему ðæs pay
Беовульф , Фитт I, ст. 111–14 [10]
Отсюда родились все злые выводки,
огры, эльфы и злые духи
— также великаны, которые долгое время боролись с Богом,
за что он дал им награду
Беовульфа и трупы Эотены ond ylfe ond orcneas , «огры, эльфы демонов», вдохновляющие Толкина на создание орков и других рас.

Значение Оркнея неясно. Фредерик Клабер предположил, что оно состоит из orc < L. orcus «подземный мир» + neas «трупы», чему перевод «злые духи» не соответствует действительности. [12] [с] Обычно предполагается, что он содержит элемент -né , родственный готскому naus и древнескандинавскому nár , оба означают «труп». [6] [д] Если *orcné толковать как orcus «труп», то это составное слово можно истолковать как «трупы демонов». [14] или «труп из Оркуса (т.е. подземного мира)». [12] Следовательно, орк-неас мог быть своего рода ходячим мертвецом, продуктом древней некромантии . [12] или зомби -подобное существо. [14] [15]

Толкин писал, что его орки находились под влиянием гоблинов из книги Джорджа Макдональда 1872 года «Принцесса и гоблин» . [Т 1] Иллюстрация «Гоблины немного отступили, когда он начал, и сделали ужасные гримасы» Джесси Уиллкокс Смит , 1920 год.

Термин «орк» используется только один раз в первом издании « Хоббита» Толкина 1937 года , в котором предпочтение отдается термину «гоблины». Позднее слово «Орк» повсеместно использовалось во «Властелине колец» . [16] [Т 2] Элемент «орк-» встречается в названии меча Оркрист . [и] [Т 2] [16] которое дано как его название на эльфийском языке, [Т 3] [17] и именуется «Гоблин-тесак». [Т 4]

Заявленная этимология

[ редактировать ]

Толкин начал более современное использование английского термина «орк» для обозначения расы злых гуманоидных существ. Его самые ранние эльфийские словари включают слова Орк (orq-) «монстр», «огр», «демон», а также оркинди и «огресс». он иногда использовал форму множественного числа orqui . В своих ранних текстах [ф] Он заявил, что эльфийское слово «орк» произошло от корня «руку» , «страх, ужас»; на квенья orco , множественное число orkor ; на синдарине orch , множественное число yrch и Orchoth (как класс). [Т 5] [Т 1] Подобные имена у них были и в других Средиземья языках : урук на Чёрном Наречии; [Т 1] на языке друэдайн горгун — «народ орков»; в Кхуздулрухс во множественном числе ракхас ; и на языке Рохана, и на всеобщем языке орка . [Т 5]

Толкин заявил в письме писательнице Наоми Митчисон , что его орки находились под влиянием Джорджа Макдональда книги «Принцесса и гоблин» . [Т 1] Он объяснил, что его слово «орк» «произошло от древнеанглийского слова «демон», но только из-за его фонетической пригодности». [Т 1] [16] и

Первоначально я взял это слово из древнеанглийского слова «орк» ( Беовульф 112 орк-неас и толкование орка : þyrs («огр»), Holdeofol («адский дьявол»)). [г] Предполагается, что это не связано с современным английским орком , ork , названием, применяемым к различным морским зверям отряда дельфинов». [Т 6] [1]

Толкин также заметил сходство с латинским словом orcus , отметив, что «слово, используемое в переводе Q[uenya] urko , S[indarin] orch , — это Orc. Но это из-за сходства древнего английского слова orc , 'злой» . дух или призрак», по эльфийским словам, возможно, между ними нет никакой связи». [Т 5]

Описание

[ редактировать ]

Орки имеют человеческий облик и разный размер. [Т 7] Их изображают уродливыми и грязными, со вкусом человеческой плоти. Они клыкастые, кривоногие и длиннорукие. Большинство из них маленькие и избегают дневного света. [Т 8]

К Третьей Эпохе появилась новая порода орков, Урук-хай, более крупная и могущественная, больше не боящаяся дневного света. [Т 8] Орки едят мясо, в том числе плоть людей , и могут заниматься каннибализмом : в «Двух крепостях» Гришнах, орк из Мордора , утверждает, что орки Изенгарда едят плоть орков. Неясно, правда ли это или это сказано со злым умыслом: орк бросает Перегрина. Взял черствый хлеб и «полоску сырого сушеного мяса… плоть которого он не осмелился догадаться, какого существа». [Т 8]

Полуорки появляются во «Властелине колец» , созданные в результате скрещивания орков и людей; [Т 9] они могли идти при солнечном свете. [Т 8] «Хитрый южанин» в «Братстве Кольца» выглядит «более чем наполовину похожим на гоблина»; [Т 10] подобные, но более похожие на орков гибриды появляются в «Двух башнях » «ростом в человека, но с лицами гоблинов, желтоватыми, злобными, косоглазыми». [Т 11]

Маска орка
Фотография кинопродюсера Харви Вайнштейна крупным планом до плеч.
Питер Джексон заказал орка по образцу голливудского продюсера Харви Вайнштейна . После разногласий [18]

В Питера Джексона « Властелин колец фильмах » актёры, играющие орков, носят маски, придающие им злобный вид. После разногласий с кинопродюсером Харви Вайнштейном Джексон в качестве оскорбления сделал одну из масок, напоминающую Вайнштейна. [18]

Ороцкий язык

[ редактировать ]

У орков не было собственного языка, а была лишь смесь множества различных языков. Однако отдельные племена разработали диалекты, которые различались настолько сильно, что Вестрон , часто с грубым акцентом, использовался в качестве общего языка. [Т 8] [19] Когда Саурон вернулся к власти в Мордоре в Третьей Эпохе , Черная Речь использовалась капитанами его армий и его слугами в его башне Барад-Дур . Образец испорченной Черной Речи можно найти в «Двух Башнях », где «желтоклыкый» стражник Орк Мордора проклинает Углука из Изенгарда (вождя урук-хай) словами «Углук у багронк ша pushdug Саруман-глобу бубхош скай». !" В «Народах Средиземья » Толкин дает перевод: «Углук в клоаку, ша! Навозная грязь; великий Саруман-дурак, скай!» [Т 12] Однако в заметке, опубликованной в Vinyar Tengwar, он дает альтернативный перевод: «Углук в навозную яму с вонючей саруманской грязью, свиными кишками, га!» [20] Александр Немировский [ ru ] предположил, что Толкин, возможно, использовал язык древних хеттов и хурритов для создания черной речи. [21]

Истоки художественной литературы

[ редактировать ]

Происхождение орков Толкин объяснил двумя разными способами (то есть непоследовательно): [5] орки были либо восточными эльфами (авари) , порабощенными, замученными и воспитанными Морготом (как стал известен Мелькор), [Т 13] или, «возможно... Авари [(раса эльфов)] ... [стали] злыми и дикими в дикой природе», как согласно «Сильмариллиону ». [Т 14] [час]

Орки «размножались» подобно эльфам и людям, то есть размножались половым путем . [22] Толкин заявил в письме от 21 октября 1963 года миссис Мансби, что «должно быть, были женщины-орки». [Т 16] [23] [24] В «Падении Гондолина» Моргот с помощью колдовства создал их из слизи, «выведенной из жара и слизи земли». [Т 17] Или, возможно, как писал Толкин, это были « звери гуманизированной формы», эльфы спаривались со зверями, а позже с людьми. [Т 18] Или, заметил Толкин, они могли быть падшими Майарами , возможно, из рода Болдогов , как и меньшие Балроги ; или испорченные Мужчины. [Т 9]

Шиппи пишет, что орки во «Властелине колец» почти наверняка были созданы именно для того, чтобы снабдить Средиземье «постоянным запасом врагов, по поводу которых не нужно испытывать угрызений совести ». [22] или, по словам Толкина из «Монстры и критики», «пехота старой войны», готовая к резне. [22] Шиппи утверждает, что, тем не менее, орки разделяют человеческое представление о добре и зле, со знакомым чувством морали , хотя он отмечает, что, как и многие люди, орки совершенно неспособны применить свою мораль к себе. По его мнению, Толкин, как католик, воспринимал как данность то, что «зло не может творить, только издеваться», поэтому орки не могли иметь мораль, равную и противоположную нравственности людей или эльфов. [25] В письме 1954 года Толкин писал, что орки «по сути являются расой «рациональных воплощенных» существ, хотя и ужасно испорченных, если не больше, чем многие люди, которых можно встретить сегодня». [Т 19] Исследователь английской литературы Роберт Тэлли писал в «Мифлоре» , что, несмотря на единообразное представление орков как «отвратительных, уродливых, жестоких, внушающих страх и особенно смертоносных», «Толкин не мог устоять перед желанием конкретизировать и «очеловечить» этих бесчеловечных существ из время от времени», придавая им свою собственную мораль. [26] Шиппи отмечает, что в «Двух крепостях » орк Горбаг не одобряет «обычный эльфийский трюк» — аморальный поступок — бросить товарища, как он ошибочно полагает, что Сэм Гэмджи сделал с Фродо Бэггинсом . Шиппи описывает подразумеваемый взгляд на зло как боэтианский , согласно которому зло — это отсутствие добра. Однако он отмечает, что Толкин не был согласен с этой точкой зрения; Толкин считал, что со злом нужно активно бороться, при необходимости войной, что Шиппи описывает как представление манихейской позиции, что зло сосуществует с добром и, по крайней мере, одинаково могущественно. [27]

Происхождение и мораль орков: дилемма католика Толкина
Создал зло? Как животные? Создано добром, но пало?
Происхождение орков
по словам Толкина
«Задумчивый» Моргота [Т 15] «Звери гуманизированной формы» [Т 18] Падший Майар , или испорченные люди/эльфы [Т 13] [Т 9]
Моральный смысл Орки полностью злые (в отличие от людей). [22] Орки не обладают даром речи и моралью . У орков такая же мораль, как и у людей. [27] [26]
Возникающая проблема Орки, подобные Горбагу, обладают моральным чувством (даже если они не могут его придерживаться) и могут говорить, что противоречит тому, что они полностью злые или даже не разумные. Поскольку зло не может создавать, а только издеваться, орки не могут иметь равную и противоположную мораль людям. [26] [25] К оркам следует относиться с милосердием, где это возможно.

Обсуждаемый расизм

[ редактировать ]
ШирМоральная география ТолкинаГондорМордорХарадCommons:Файл:Моральная география Средиземья Толкина.svg
Карта-изображение с интерактивными ссылками на Толкина , по мнению Джона Магуна. моральную географию Средиземья [28]

Возможность расизма в описаниях орков Толкином обсуждалась. В частном письме Толкин описывает орков как: [Т 20]

приземистые, широкие, с плоским носом, желтокожие, с широкими ртами и раскосыми глазами: фактически униженные и отталкивающие версии наименее симпатичных (для европейцев) монгольских типов. [Т 20]

О'Хехир описывает орков как «нечеловеческую расу, выведенную Морготом и/или Сауроном (хотя и не созданную ими), которая морально неисправима и заслуживает только смерти. Они темнокожие и косоглазые, и хотя они обладают разумом, речью , социальная организация и, как упоминает Шиппи, своего рода моральная чувствительность, они по своей сути злы». [29] Он отмечает их собственное описание Толкином, говоря, что оно едва ли может быть более показательным как изображение « Другого », и заявляет, что «это также продукт его прошлого и эпохи, как и большинство наших неизбежных предрассудков. На уровне сознания намерение, он не был расистом или антисемитом » и упоминает письма Толкина по этому поводу. [29] Литературный критик Дженни Тернер в статье в « London Review of Books » поддерживает комментарий Эндрю О'Хехира на Salon.com о том, что орки «по замыслу и намерению являются параноидальной карикатурой североевропейцев на расы, о которых он смутно слышал». [30] [29]

Тэлли описывает орков как демонизированных врагов , несмотря на (как он пишет) собственные возражения Толкина против демонизации врага в двух мировых войнах. [31] В письме своему сыну Кристоферу , который служил в ВВС Великобритании во время Второй мировой войны, Толкин писал об орках, появлявшихся по обе стороны конфликта:

Да, я считаю, что орки — такое же реальное творение, как и все в «реалистической» фантастике… только в реальной жизни они, конечно, находятся на обеих сторонах. Ибо «романтика» выросла из «аллегории», и ее войны по-прежнему происходят из «внутренней войны» аллегории, в которой добро находится на одной стороне, а различные виды зла — на другой. В реальной (внешней) жизни люди находятся по обе стороны: это означает пестрый союз орков, зверей, демонов, простых от природы честных людей и ангелов. [Т 21]

Джон Магун в « Энциклопедии Толкиена Дж. Р. Р. » утверждает, что Средиземье имеет «полностью выраженную моральную географию ». [28] Однако любая моральная предвзятость в отношении северо-западной географии была прямо опровергнута Толкином в письме Шарлотте и Денису Плиммерам, которые недавно брали у него интервью в 1967 году:

Оден утверждал, что для меня «Север — священное направление». Это неправда. Северо-запад Европы, где я (и большинство моих предков) жил, пользуется моей любовью, как и положено мужскому дому. Мне нравится его атмосфера, и я знаю его историю и языки больше, чем другие части; но это не «священно» и не исчерпывает моих привязанностей. Я, например, питаю особую любовь к латинскому языку, а среди его потомков – к испанскому. То, что это неверно для моей истории, можно понять, просто прочитав аннотацию. Север был местом расположения крепостей Дьявола [т.е. Моргот ]. [Т 22]

Плакат с клыкастой карикатурой на «Токио малыша», японца, указывающего окровавленным ножом на табличку с надписью «Большая трата материала делает оооочень счастливым! Спасибо!»
Питера Джексона Киноверсии толкиновских орков сравнивают с карикатурами на японцев военного времени (здесь — американский пропагандистский плакат). [32]

Исследователи английской литературы Уильям Н. Роджерс II и Майкл Р. Андервуд отмечают, что широко распространенным элементом западной культуры конца XIX века был страх морального упадка и вырождения; это привело к евгенике . [33] В «Двух башнях» Энт говорит Древобород : [Т 23]

Это признак злых существ, пришедших в Великую Тьму, то, что они не могут вынести Солнца; но Сарумана орки могут это вынести, даже если они ненавидят это. Интересно, что он сделал? Это люди, которых он уничтожил, или он смешал расы орков и людей ? Это было бы черным злом! [Т 23]

Ученый-германист Сандра Баллиф Штраубхаар, однако, выступает против «повторяющихся обвинений» в расизме, заявляя, что «поликультурный, полиязычный мир является абсолютно центральным» для Средиземья, и что читатели и кинозрители легко это увидят. [34] Историк и исследователь Толкина Джаред Лобделл также не согласился с какими-либо представлениями о расизме, присущими или скрытыми в работах Толкина, и задавался вопросом, «есть ли способ написать эпическое фэнтези о битве со злым духом и его чудовищными слугами, не подвергая его спекуляциям». расистских намерений». [35]

Журналист Дэвид Ибата пишет, что интерпретации орков в Питера Джексона « Властелин колец» фильмах во многом напоминают «худшие изображения японцев, нарисованные американскими и британскими иллюстраторами во время Второй мировой войны ». [32]

Другая фантастика

[ редактировать ]

В ответ на представление орков как типичных злых персонажей или антагонистов в некоторых романах события изображаются с точки зрения орков или делают их более симпатичными персонажами. Роман Мэри Джентл 1992 года «Ворчание!» представляет орков как обычную пехоту, используемую в качестве метафорического пушечного мяса. [19] Серия книг Стэна Николлса « Орки: Первая кровь » посвящена конфликтам между орками и людьми с точки зрения орков. [36] В Терри Пратчетта » серии «Плоский мир орки близки к исчезновению; в его «Незримых академиках» говорится: «Когда Злому Императору нужны были бойцы, он заставил некоторых Игорей превратить гоблинов в орков», чтобы использовать их в качестве оружия в Великой войне, «поощряя» кнутами и избиениями. [37]

Орк из Warhammer Fantasy.

Орки по мотивам «Властелина колец» стали неотъемлемой частью фэнтези- фантастики и ролевых игр .

Подземелья и драконы

[ редактировать ]

В фэнтезийной настольной ролевой игре Dungeons & Dragons ( D&D ) орки — это существа в игре, в некоторой степени основанные на описанных Толкином. [38] Эти орки D&D реализованы в правилах игры как многоплеменная раса враждебных и звероподобных гуманоидов . [39] [41] [42]

Орки D&D наделены мускулистым телом, большими клыками, похожими на кабаньи клыки, и мордой, а не человеческим носом. [42] [40] В то время как курносый («плосконосый» [Т 20] ) было связано с письменной перепиской Толкина, свиноголовый (свинолицый [43] ) внешний вид был придан орку в оригинальном издании D&D (1974 г.). [44] Позже в последующих изданиях он был изменен с лысого на волосатого. [44] В третьей версии игры орк стал серокожим, [45] [46] [47] даже несмотря на то, что сложное описание орка (не серого) в цветовой палитре было реализовано в « Руководстве монстров» для первого издания (1977 г.). [48] В более новых версиях, похоже, пропали ссылки на цвет кожи. [40]

В ранних версиях игры раса представляла «полуорков». [49] Орк был описан в первом издании « Руководства монстров» ( указ. соч. ) как яростный хулиган, племенное существо, часто живущее и строящееся под землей; [50] в более новых изданиях орки (хотя они все еще описываются как иногда населяющие пещерные комплексы) были перемещены, чтобы стать более склонными к неподземному обитанию, например, адаптируя захваченные деревни в сообщества. [51] [40] Мифология и взгляды орков подробно описаны в « Драконе № 62» (июнь 1982 г.) в статье Роджера Э. Мура «Точка зрения полуорков». [52]

Орки из D&D, ответвления ролевой игры Pathfinder, подробно описаны в книге Classic Monsters Revisited 2008 года, выпущенной издателем игры Paizo . [53]

Вархаммер

[ редактировать ]

Games Workshop от Во вселенной Warhammer представлены хитрые и жестокие орки в фэнтезийном сеттинге, которыми движет не столько потребность творить зло, сколько стремление достичь удовлетворения посредством войны. [54] В серии научно-фантастических игр Warhammer 40,000 это зеленокожий инопланетный вид, называемый орками . [55]

Варкрафт

[ редактировать ]

Орки — важная раса в Warcraft , фэнтези-франшизе, созданной Blizzard Entertainment . [56] Несколько персонажей-орков из вселенной Warcraft являются игровыми героями в их кроссоверной многопользовательской игре Heroes of the Storm . [57]

Другие продукты

[ редактировать ]

Орк присутствует на многочисленных коллекционных картах Magic: The Gathering из серии игр 1993 года, опубликованной Wizards of the Coast . [я] [58]

В серии The Elder Scrolls многие орки или Орсимеры являются опытными кузнецами. [59] В Hasbro от продуктах Heroscape орки происходят с доисторической планеты Грут. [60] У них голубая кожа, с выступающими бивнями или рогами. [61] Скайлендер Вудуд из первой игры серии Skylanders: Spyro's Adventure — орк. [62]

См. также

[ редактировать ]
  • Харадрим - темнокожие «южане», сражавшиеся за Саурона вместе с орками.
  • Орк (сленг) – современное уничижительное употребление слова.
  • Тролль (Средиземье) – крупные гуманоиды огромной силы и слабого интеллекта, также используемые Сауроном.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Здесь: «оркус [орк].. þrys Holdeofol» — редакция Файфера 1974 , стр. 37n , но þrys , похоже, является неправильной транскрипцией слова þyrs. В оригинальном тексте используется «ꝉ», писцовское сокращение от латинского vel , означающее «или», которое Райт молча расширил до англосаксонского oððe .
  2. ^ Глоссарий Корпуса (Колледж Корпус-Кристи, MS. 144, конец 8 - начало 9 века) имеет два глоссария: « orcus , orc» и « orcus , ðyrs, hel-diobul. Pheifer 1974 , стр. 37n».
  3. ^ Здесь Клабер считает Орка миром, а не богом, как и Босворт и Толлер 1898 , стр. 764: «орк, эс; м. Адские области (orcus)», хотя последний, кажется, основан на синтезе сложного слова «Orcþyrs» путем изменения прочтения глоссариев Клеопатры, данного в Voc Райта. ii. что он источник.
  4. ^ Обычное староанглийское слово для обозначения трупа — líc , но -né появляется в слове «трупная кровать», [13] и в Dryhtné «мертвое тело воина», где Dryht — воинская часть.
  5. ^ Дубощита меч Торина Эльфийский из Гондолина .
  6. Парма Эльдаламберон, том XII: «Quenya Lexicon Quenya Dictionary»: «Орк» («orq-») монстр, огр, демон. "оркинди" людоедка. [Первоначальное прочтение второй записи было >'orqinan' ogresse.< Возможно, предполагаемым значением более ранней формы было "регион огров"; ср. «калимбан», «хисинан». В «Поэтических и мифологических словах Эльдариссы» слово «ork» означает «людоед, великан», а «orqin» — «людоедка», что может быть женской формой. ...]"
  7. ^ В глоссариях Клеопатры , фолио 69, оборотная сторона; запись показана выше.
  8. орки описываются как «мерзкие отпрыски Мелькора , которые путешествовали за границей, выполняя свои злые дела» В «Сказании о Тинувиэле» . [Т 15]
  9. Wizards of the Coast приобрела TSR в 1997 году и впоследствии опубликовала издания D&D и Monster Guide .

Начальный

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Карпентер 2023 , № 144 — Наоми Митчисон, 25 апреля 1954 г.
  2. ^ Jump up to: а б Толкин 1937 , с. 149, н9
  3. ^ Толкин 1937 , с. 62, н4
  4. ^ Толкин 1937 , гл. 4 «Над холмом и под холмом»
  5. ^ Jump up to: а б с Толкин 1994 , Приложение C «Эльфийские имена орков», стр. 289–391.
  6. ^ Толкин, Дж. Р. Р. (2005). «Номенклатура Властелина колец» (PDF) . В Хаммонде, Уэйн Г .; Скалл, Кристина (ред.). Властелин колец: спутник читателя . ХарперКоллинз . ISBN  978-0-00-720907-1 .
  7. ^ Толкин, 1955, книга 6, гл. 1, «Башня Кирит Унгола»
  8. ^ Jump up to: а б с д и Толкин 1954 , Книга 3, гл. 3 «Урук-хай»
  9. ^ Jump up to: а б с Толкин 1993 , «Мифы трансформируются», текст X
  10. ^ Толкин 1954a , Книга 1, гл. 11 «Нож в темноте»
  11. ^ Толкин 1954 , Книга 3, гл. 9 «Обломки и Джетсам»
  12. ^ Толкин 1996 , Часть первая: Пролог и приложения к «Властелину колец». Проект приложения F.
  13. ^ Jump up to: а б Толкин 1977 , с. 50
  14. ^ Толкин 1977 , стр. 93–94
  15. ^ Jump up to: а б Толкин, 1984b , «Сказка о Тинувиэле».
  16. ^ Толкин (1963). Письмо г-же Мансби от 21 октября 1963 г., цитируемое в Ну и дела, Генри . «Наука Средиземья: Секс и одинокий орк» . TheOneRing.net . Проверено 29 мая 2009 г.
  17. ^ Толкин 1984b , с. 159
  18. ^ Jump up to: а б Толкин 1993 , «Мифы трансформированные», текст VIII
  19. Carpenter 2023 , письмо 153 Питеру Гастингсу, черновик, сентябрь 1954 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Плотник 2023 , #210
  21. ^ Плотник 2023 , №71
  22. ^ Плотник 2023 , №294
  23. ^ Jump up to: а б Толкин 1954 , Книга 3, Гл. 4, «Древобород»

вторичный

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Картхаус-Хант, Беатрикс (2002). « И что случилось после»: как Дж. Р. Р. Толкин визуализировал, а другие художники повторно визуализировали жителей Средиземья» . В Вестфале, Гэри ; Слюссер, Джордж Эдгар ; Пламмер, Кэтлин Черч (ред.). Неземные видения: подходы к научной фантастике и фэнтези-арту . Гринвуд Пресс . стр. 138н. ISBN  0-313-31705-4 .
  2. ^ Лобделл 1975 , с. 171.
  3. ^ «Орк» . Кембриджский словарь . Проверено 26 января 2020 г.
  4. ^ Шиппи 2005 , стр. 362, 438 (глава 5, примечание 14).
  5. ^ Jump up to: а б Шнайдевинд, Фридхельм (2007). «Биология Средиземья» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж. п. 66. ИСБН  978-0-4159-6942-0 .
  6. ^ Jump up to: а б Шиппи, Том (1979). «Творение из филологии во Властелине колец» . В Салу, Мэри; Фаррелл, Роберт Т. (ред.). Дж. Р. Р. Толкин, ученый и рассказчик: Очерки памяти . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . п. 291 . ISBN  978-0-80141-038-3 .
  7. ^ Плотник 2023 , № 290а
  8. ^ Райт, Томас (1873). Второй том словарей . напечатано частным образом. п. 63 .
  9. ^ Файфер, доктор юридических наук (1974). Древнеанглийские глоссарии в глоссарии Эпиналь-Эрфурт . Издательство Оксфордского университета . стр. 37, 106. ISBN.  978-0-19-811164-1 . (Реп. «Книги наждачной бумаги», 1998 г.) ISBN   0-19-811164-9 ), блеск № 698: Оркус орк (Эпиналь); орк орк (Эрфурт).
  10. ^ Клаебер 1950 , стр. 5.
  11. ^ Клаебер 1950 , стр. 25.
  12. ^ Jump up to: а б с Клаебер 1950 , с. 183: «orcneas: «злые духи» не раскрывает всего значения. Orcneas состоит из слов orc (от лат. orcus «подземный мир» или Аид) и neas «трупы». Некромантия практиковалась среди древних германцев и была знаком среди скандинавов-язычников, которые возродили его в Англии после их вторжения».
  13. ^ Брео, Патрисия Кэтлин (1961). Спорные отрывки из «Беовульфа» (Диссертация). Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет . п. 8.
  14. ^ Jump up to: а б Шиппи 2001 , с. 88.
  15. ^ Беовульф: двуязычное издание . Перевод книг Чикеринга, Хауэлла Д. Анкора. 1977. с. 284. ИСБН  978-0-3850-6213-8 .
  16. ^ Jump up to: а б с Гилливер, Питер ; Маршалл, Джереми; Вайнер, Эдмунд (2009). «Часть III. Изучение слов. Орк». . Кольцо слов: Толкин и Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета. стр. 174–175. ISBN  978-0-19-956836-9 .
  17. ^ Кембалл-Кук, Джессика (февраль 1977 г.). «Три примечания об именах у Толкина и Льюиса» . Мифпринт . 15 (2): 2.
  18. ^ Jump up to: а б Оладипо, Глория (5 октября 2021 г.). «Орк из «Властелина колец» был создан по образцу Харви Вайнштейна, — рассказывает Элайджа Вуд» . Хранитель . Проверено 1 декабря 2022 г.
  19. ^ Jump up to: а б Канаван, AP (2012). « Давайте поохотимся на орка!»: Переоценка чудовищности орков» . Нью-Йоркское обозрение научной фантастики . Проверено 7 марта 2020 г. Версия этого эссе была представлена ​​на Международной конференции по фантастическому в 2012 году.
  20. ^ Хостеттер, Карл Ф. (ноябрь 1992 г.). «Углук к навозной яме». Виньяр Тенгвар (26). Эльфийское лингвистическое сообщество.
  21. ^ Фаускангер, Хельге К. «Оркский и Черный Наречие – базовый язык для низменных целей» . Ардаламбион . Университет Бергена . Проверено 21 апреля 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д Шиппи 2005 , с. 265
  23. ^ Шосс, Жан (2016). «Женская сила в Арде» . В Кадри, Жан-Филипп; Сентон, Жером (ред.). Во славу этого мира. Выздоровления и утешения в Средиземье (на французском языке). Туманный Дракон. п. 160, н7. ISBN  978-2-9539896-4-9 .
  24. ^ Стюарт 2022 , с. 133.
  25. ^ Jump up to: а б Шиппи 2005 , стр. 362, 438 (глава 5, примечание 14)
  26. ^ Jump up to: а б с Талли, Роберт Т. младший (2010). «Давайте теперь восхвалим знаменитых орков: простая человечность в нечеловеческих существах Толкиена» . Мифлор . 29 (1). статья 3.
  27. ^ Jump up to: а б Шиппи 2001 , стр. 131–133.
  28. ^ Jump up to: а б Магун, Джон Ф.Г. (2006). «Юг» . В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 622–623. ISBN  1-135-88034-4 .
  29. ^ Jump up to: а б с О'Хехир, Эндрю (6 июня 2001 г.). «Как ни странно, очень замечательная книга» . Салон.com . Проверено 3 марта 2020 г.
  30. ^ Тернер, Дженни (15 ноября 2001 г.). «Причины любви к Толкину» . Лондонское обозрение книг . 23 (22).
  31. ^ Талли, Роберт (2019). «Демонизация врага в буквальном смысле: Толкин, орки и смысл мировых войн» . Гуманитарные науки . 8 (1): 54. дои : 10.3390/h8010054 . ISSN   2076-0787 .
  32. ^ Jump up to: а б Ибата, Дэвид (12 января 2003 г.). « Повелитель расизма? Критики считают трилогию дискриминационной» . Чикаго Трибьюн .
  33. ^ Роджерс, Уильям Н. II; Андервуд, Майкл Р. (2000). Сэр Джордж Кларк (ред.). Гагула и Голлум: образцы вырождения в копях царя Соломона и «Хоббите» . Издательская группа Гринвуд. стр. 121–132. ISBN  978-0-313-30845-1 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  34. ^ Штраубхаар, Сандра Баллиф (2004). «Миф, позднеримская история и мультикультурализм в Средиземье Толкина». Случайно , Джейн (ред.). Толкин и изобретение мифа: читатель . Университетское издательство Кентукки. стр. 101–117. ISBN  978-0-8131-2301-1 .
  35. ^ Лобделл, Джаред (2004). Мир колец . Открытый суд . п. 116. ИСБН  978-0-87548-303-0 .
  36. ^ «Стэн Николлс» . Fantasticfiction.co.uk . Проверено 21 февраля 2009 г.
  37. ^ Пратчетт, Терри (2009). Невиданные академики . Даблдэй . п. 389. ИСБН  978-0-3856-0934-0 .
  38. ^ «Орк» (от Orcus) — еще один термин для обозначения огра или существа, похожего на огра. Являясь полезной пищей для рядов плохих парней, монстры, похожие на орков Толкина, также присутствуют в обеих играх». Гайгакс, Гэри (март 1985 г.). «О влиянии Дж. Р. Р. Толкина на игры D&D и AD&D». Дракон . № 95. С. 12–13.
  39. ^ Уильямс, Скип ; Твит, Джонатан ; Кук, Монте (1 октября 2000 г.). Руководство монстров: Основная книга правил III (3-е изд.). Волшебники побережья. п. 146. ИСБН  0-7869-1552-8 . Орки — это агрессивные гуманоиды, которые совершают набеги, грабят и сражаются с другими существами, а также МакКаллум-Стюарт (2008) , с. 41
  40. ^ Jump up to: а б с д Кроуфорд, Джереми , изд. (июль 2003 г.). Руководство монстров: Основная книга правил Dungeons & Dragons . Соруководитель проекта Майк Мирлс (5-е изд.). Волшебники побережья. п. 244. ИСБН  978-0-7869-6561-8 .
  41. ^ «Орки собираются в племена, которые проявляют свое господство и удовлетворяют свою жажду крови, грабя деревни, пожирая или прогоняя бродячие стада, а также убивая любых гуманоидов, которые противостоят им». [40] цитируется Янгом (2015) , с. 96.
  42. ^ Jump up to: а б с д Мор, Йозеф (7 декабря 2019 г.). «Орки в Подземельях и Драконах» . Ролевые игры старой школы . Проверено 31 января 2020 г.
  43. ^ Прамас, Крис (2017). Война орков . Нью-Йорк: Издательство Rosen Publishing . п. 5. ISBN  978-1-5081-7624-4 .
  44. ^ Jump up to: а б с Митчелл-Смит (2009) , с. 219.
  45. ^ Уильямс, Скип ; Твит, Джонатан ; Кук, Монте (1 октября 2000 г.). Руководство монстров: Основная книга правил III (3-е изд.). Волшебники побережья. п. 146. ИСБН  0-7869-1552-8 . орки... выглядят как примитивные люди с серой кожей, грубыми волосами, сутулой позой, низкими лбами и свиными мордами с выступающими нижними клыками... у них волчьи уши. Апуд Янг (2015) , с. 95
  46. ^ Уильямс, Скип ; Твит, Джонатан ; Кук, Монте (июль 2003 г.). Руководство монстров: Основные правила Dungeons & Dragons (изд. 3.5). Волшебники побережья. п. 203. ИСБН  0-7869-2893-Х . [Существо] выглядит как примитивный человек с серой кожей и грубыми волосами. У него сутулая осанка, низкий лоб и свиное лицо с выступающими нижними клыками, напоминающими кабаньи клыки. апуд Митчелл-Смит (2009) , с. 216
  47. ^ И «Серый орк» представлен как раса. [42]
  48. ^ Гайгакс, Гэри (декабрь 1977 г.). Руководство монстров (1-е изд.). ТСР. п. 76. Орки выглядят особенно отвратительно, потому что их окраска — коричневая или коричневато-зеленая с голубоватым отливом — подчеркивает розоватые морды и уши. Их щетинистые волосы темно-каштановые или черные, иногда с коричневыми пятнами.
  49. ^ Либо D&D. первое издание [42] или Продвинутый D&D , [44]
  50. ^ Гайгакс, Гэри (1977) Руководство монстров , TSR . Также Янг (2015) , с. 97, со ссылкой на это и последующие издания ММ .
  51. ^ Янг (2015) , с. 97.
  52. ^ Мур, Роджер Э. «Точка зрения полуорка». Дракон №62 (TSR, июнь 1982 г.).
  53. ^ Баур, Вольфганг , Джейсон Булман , Джошуа Дж. Фрост, Джеймс Джейкобс , Николас Лог, Майк МакАртор, Джеймс Л. Саттер, Грег А. Вон , Джереми Уокер. Возвращение к классическим монстрам (Paizo, 2008), страницы 52–57.
  54. ^ Пристли, Рик ; Торнтон, Джейк (2000). Армейская книга Warhammer Fantasy Battles: Орки и гоблины (6-е изд.). Мастерская игр: Ноттингем. стр. 10–11.
  55. ^ Сандерс, Роб. «Ксенос: семь инопланетных видов с шансом покорить галактику 40 тыс.» . Спекулятивная фантастика Роба Сандерса . Проверено 1 февраля 2020 г.
  56. ^ МакКаллум-Стюарт (2008) , стр. 39–62.
  57. ^ «Еще один орк выходит на поле битвы Heroes of the Storm» . Деструктоид . 6 октября 2016 г. Проверено 31 января 2020 г.
  58. ^ Вессенес, Тед (8 февраля 2002 г.). «Уроки прошлого» . Единое Кольцо . Проверено 28 октября 2021 г.
  59. ^ Стюарт, Чарли (14 сентября 2020 г.). «Почему орки могут сыграть огромную роль в The Elder Scrolls 6» . ГеймРант . Проверено 13 апреля 2021 г.
  60. ^ «Клинок Грутс» . Хасбро.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2011 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  61. ^ «Тяжелые Груты» . Хасбро.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2011 года . Проверено 30 октября 2017 г.
  62. ^ Ронаган, Нил. «Руководство для персонажей Skylanders Giants: Персонажи магического элемента из приключений Спайро» . Всемирный отчет Nintendo . Проверено 7 июля 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 777293bff212e39499528d030197c6e8__1721737200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/e8/777293bff212e39499528d030197c6e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Orc - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)