Голдберри
Голдберри | |
---|---|
Толкиен персонаж | |
Информация во вселенной | |
Псевдонимы | дочь речной женщины |
Супруг | Том Бомбадил |
Книга(ы) | Братство Кольца (1954) Приключения Тома Бомбадила (1962) Сказки из опасного мира (1997) |
Голдберри — персонаж произведений автора Дж. Р. Р. Толкина . Впервые она появилась в печати в стихотворении 1934 года «Приключения Тома Бомбадил» , где она предстает как жена Тома Бомбадил . Также известная как «дочь речной женщины», ее описывают как красивую молодую женщину с золотыми волосами. Она наиболее известна своим появлением в качестве второстепенного персонажа в фэнтезийном эпосе Толкина «Властелин колец» , впервые опубликованном в 1954 и 1955 годах.
Как и ее муж, роль и происхождение Голдберри загадочны и обсуждаются учеными. Что касается ее возможного происхождения, ученые сравнили ее с персонажем сказки Джорджа Макдональда 1867 года «Золотой ключик позднего средневековья » и с одноименным персонажем лирической поэмы «Мавританская дева» . Ее характер был описан как смесь домашнего и сверхъестественного, каким-то образом связанная с рекой Уизвиндл в лесу Средиземья Старом . Некоторые предполагают, что она может быть божественным существом в мифологии Толкина; другие, что она напоминает библейскую Еву , символ непадшего творения; и воплощение радости, служащее вместе с Томом Бомбадилом образцом католического таинства бракосочетания .
И Бомбадил, и Голдберри были исключены из кинотрилогии Питера Джексона ; однако они были включены в российский телевизионный спектакль 1991 года «Хранители» .
Происхождение
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин никогда не исследовал конкретных подробностей происхождения Голдберри. Том Бомбадил ясно идентифицирует ее как найденную им в реке Уизвиндл в Старом лесу , а ее титул «дочь речной женщины» убедительно свидетельствует о том, что она не смертный человек. В письме 1958 года Толкин написал, что Голдберри «представляет собой настоящие сезонные изменения» в «настоящих речных землях осенью». [Т 1] Он передал эту идею через стихотворение, прочитанное Фродо Бэггинсом в «Братстве Кольца» , в частности, через строки «О весна и лето, а потом снова весна!» [Т 2]
Для литературоведа Изабель Пантен эпизод с участием Голдберри во «Властелине колец» напоминает отрывок из «Золотого ключика» Джорджа Макдональда : героиня Тэнгл чуть не задохнулась от дерева, полагая, что ее преследует «Медведи Златовласки » принимает к себе добрая старушка, одетая в наряд русалки и держащая в руках таз, полный рыбы. Пантин отметил, что сама Голдберри напоминает героиню Златовласки: у нее похожая прическа, а ее дом кажется таким же уютным, как и у медведей. [1]
Ученый-толкин Джон М. Бауэрс пишет, что Голдберри вспоминает «Мавританскую деву» — стихотворение позднего средневековья, знакомое Толкину и содержащее строки [2]
Появления
[ редактировать ]
Голдберри впервые появилась в стихотворении Толкина « Приключения Тома Бомбадила» в 1934 году . [4] переработан в одноименный сборник стихов 1962 года . [5] В стихотворении рассказывается о том, как она тащит Тома в реку, прежде чем он убегает, а позже возвращается, чтобы схватить ее и сделать своей невестой. [5]
В «Братстве Кольца» , первом томе «Властелина колец» , Фродо и его товарищи Сэм , Мерри и Пиппин встречают Голдберри и Тома в Старом лесу недалеко от Бакленда . После того, как хоббитов спасают от Старика Уиллоу , пара предлагает им убежище в своем коттедже, окруженном прудом с кувшинками . Пребывание хоббитов недолгое, но странное, поскольку Бомбадил и Голдберри явно нечто большее, чем кажется. Как и ее более раннее воплощение, Голдберри сохраняет связь с природой, и особенно с проточной водой. Ее волосы описываются как украшение в виде русалки, ее платье «тихо шуршало, как ветер, по цветущим берегам реки», когда она бежала, а песни, которые она поет хоббитам, напоминают им о «прудах и водах, больших, чем они есть». когда-либо знал». [Т 3] [Т 4]
Последнее упоминание Голдберри в произведениях Толкина перед его смертью находится в стихотворении « Однажды в сказке» , опубликованном в 1965 году. [6] Описанная как носящая «корону из шиповника», она сдувает часы с одуванчиками из женского халата . [а] [7]
Анализ
[ редактировать ]Тип бытия
[ редактировать ]Ее длинные желтые волосы струились по плечам; платье ее было зеленое, зеленое, как молодой тростник, усыпанное серебром, как капли росы; пояс у нее был золотой и имел форму цепочки флаговых лилий с бледно-голубыми глазами незабудок. У ее ног в широких сосудах из зеленой и коричневой глины плавали белые кувшинки, так что казалось, что она восседает на троне посреди пруда.
— Братство Кольца , книга 1, гл. 7, «В доме Тома Бомбадила»
Голдберри нелегко вписывается ни в одно из определений разумных существ в его мире, данных Толкином, и, как и Том Бомбадил, она остается загадкой. [8] Что касается истинной природы Голдберри в контексте Средиземья , ученый-толкин Том Шиппи предположил, что Голдберри похожа на многих названных водных духов традиционного английского фольклора, таких как Дженни Гринтит или Пег Паулер из реки Тис , хотя она и является заметно более нежная фигура, чем они. [5] Ученый Энн МакКоли считала, что она, скорее всего, водный дух . [9] в то время как Джон Д. Рэтелифф предположил, что, по крайней мере, в контексте ранней мифологии Толкина, ее следует рассматривать как одну из широкой категории фей , духов и элементалей. [10] Ассоциация Голдберри с водой, как пишет Лео Каррутерс , тематически связывает Бомбадила с Вяйнямёйненом и его невестой Айно из « Калевалы» , финского национального эпоса . [11]
Ученый Рут Ноэль называет Бомбадил и Голдберри «неприкрытыми олицетворениями земли, не тронутой человеком». [12]
Другое предлагаемое объяснение заключается в том, что она одна из Айнур , а именно Вала Яванна . [9] [8] у обоих персонажей светлые волосы и зеленая одежда, и они связаны с царством растений, что делает Тома Бомбадилом аватаром Ауле , Между Голдберри и Яванной есть физическое сходство : мужа Яванны. [13] Тэрин Джейд Тейлор связывает Голдберри с греческим мифом о богине Персефоне из-за того, как она захвачена Бомбадилом и его связью с ритмом времен года, а также с Этаином , божеством в ирландской мифологии, связанным со светом. [14] Для Кристины Юнгберг Голдберри — одно из трех божеств персонифицированной Природы , существующих на стороне добра: она представляет собой имманентную богиню , тогда как Эльберет или Варда представляет собой трансцендентную богиню , а королева эльфов Галадриэль сочетает в себе эти два аспекта. [15]
Гендерная роль
[ редактировать ]Голдберри, с ее мягким и добрым отношением к своему странному мужу Тому Бомбадилу, а также благодаря своей элегантности, достижениям и связи с миром природы, привносит столь необходимый мир во «Властелин колец» Толкина . Она ничего не ищет, ни к чему не стремится, но ценит и лелеет все и всех вокруг себя.
- Кэтрин Хассер, JRR Толкиен Энциклопедия: стипендия и критическая оценка [8]
В Энциклопедии Толкина JRR Кэтрин Хассер заметила, что Голдберри появлялась перед хоббитами в различных ролях «богини, воспитательницы и управляющей домашними обязанностями». Что касается ее первоначального внешнего вида, Хассер сказал, что описание Толкина вызывает «подобный Боттичелли образ женщины, воплощенной и окруженной естественными характеристиками окружающей среды», а ее одежда отражает ее мирную, симбиотическую связь с миром природы. [8]
Голдберри иногда обсуждается в критических комментариях о роли женщин во «Властелине колец» . Она представлена как гостеприимная домашняя личность, [9] хорошая хозяйка, кормящая проходящих путников. [8] Исследователь детской литературы Мелисса МакКрори Хэтчер назвала ее «мистической прачкой». [16] Хассер подчеркнул, что наиболее важным моментом в Голдберри как женской фигуре является то, что она разделяет с Бомбадилом отношения сотрудничества и взаимности, с динамикой равенства, которая не наблюдается в других романтических парах в творчестве Толкина, как другие Средиземье. народы часто имеют более четкое разделение гендерных ролей в своих обществах. [8] Хассер отметил, что Голдберри - единственный женский персонаж во «Властелине колец» , у которого нет личных планов, и что в повествовании она представляет собой женскую фигуру, которая «чиста, довольна, значима для окружающего мира и мудра». . [8]
Богословская роль
[ редактировать ]По мнению некоторых критиков, появление Голдберри во «Властелине колец» предвещает появление более поздней Галадриэли: обе красивы и имеют царственный рост, живут в изолированной области и связаны с водой. [8] [17] [18] Энн Макколи Бассо сравнила Голдберри как библейскую фигуру Евы Галадриэли с Марией . [9] В статье об искуплении в мифопоэтическом сочинении католического писателя Джозефа Пирса для Энциклопедии Дж. Р. Р. Толкина кажущаяся невиновность и примитивная природа Голдберри и Тома Бомбадил аналогичны Адаму и Еве , поскольку они представляют «Непадшее Творение». [19]
Таинство бракосочетания
[ редактировать ]Ученый Брэндон Бест рассматривает отношения Голдберри с Томом Бомбадилом как образец таинства брака , который следует скорее наблюдать, чем объяснять. Кроме того, они воспевают все творение, прославляя естественный порядок, и включают себя в этот порядок в песне Голдберри: [20]
Ветер на открытом холме, колокольчики на вереске,
Камыши у тенистого пруда, лилии на воде:
Старый Том Бомбадил и дочь реки! [Т 3]
Роберт Чепмен-Моралес отмечает, что такие ученые, как Л. Юджин Старцман и Дженнифер Раймундо, видят Голдберри и Бомбадил как воплощения неожиданной радости, аспекта эвкатастрофы Толкина . [17] [21] Он цитирует одно из писем Толкина: «правление «семьи»… не было монархией… Это была «двоевластие», при котором хозяин и хозяйка имели равный статус, хотя и выполняли разные функции». [Т 5] [21] Он также отмечает, что Бассо описывает семейную радость пары: [9] и он отмечает их «взаимное уважение, когда мы видим, насколько они разные, но как прекрасно они работают вместе». [21]
Адаптации
[ редактировать ]Радио
[ редактировать ]В двенадцатисерийной радиоадаптации « Властелина колец» , выходившей с 1955 по 1956 год, продюсер Теренс Тиллер написал Голдберри как дочь Тома Бомбадилла. [22] Это изменение раздражало Толкина. [Т 6] хотя он признал, что события, описанные в стихотворении 1934 года, не изложены четко в опубликованной версии «Властелина колец» . [22]
Главы, посвященные Старому лесу и его персонажам, были исключены из Брайана Сибли и Майкла Бэйкуэлла 1981 года радиоадаптации « Властелина колец» . [23] В 1992 году Сибли выпустил радиосериал « Сказки из опасного мира» , в который вошли короткие тексты Толкина; Эпизод «Приключения Тома Бомбадил» охватывал главы «Властелина колец», вырезанные из адаптации 1981 года, в том числе главы о Старом лесу. озвучивает Сорча Кьюсак . Голдберри в адаптации [24]
Фильм
[ редактировать ]
В 1957 году Толкиен консультировался по поводу мультфильма « Властелин колец» , первой предложенной кинематографической обработки. Что касается Голдберри, он сказал, что предпочел бы, чтобы она была исключена из адаптации, чем появлялась в эпизодической роли без контекста и значения. [Т 6] Кинорежиссер Питер Джексон исключил Голдберри и Бомбадил из своих фильмов ; он заявил, что это произошло потому, что они мало что сделали для продвижения истории и сделали бы фильмы излишне длинными. [26]
Только одна адаптация включает «Золотую ягоду», «Русские Хранители» 1991 года , где ее изображает Регина Лялейките (как «Золотинка» [б] ). В версии используется техника зеленого экрана , чтобы представить ее намного крупнее хоббитов, обедающих за ее столом. [25]
Игры и другие медиа
[ редактировать ]Вместе с Бомбадилом Голдберри появляется как неигровой персонаж в видеоигре 2002 года «Властелин колец: Братство кольца» , где её озвучивает Кэт Суси . [27]
Голдберри появляется в массовой многопользовательской ролевой онлайн-игре The Lord of the Rings Online . Она находится на «Поляне Золота» в Старом лесу, где Бомбадил дает игроку задание собрать лилии от ее имени у подножия Старой Ивы. [28] Ее раса называется «Речная горничная», поскольку в игре также присутствует сестра Голдберри Нарухель, оригинальный персонаж, обладающий более темной и жестокой природой. [29]
1969 года Гарвардского пасквиля В романе «Скука колец» изображен пародийный персонаж по имени «Хэшберри», партнер столь же пропитанного наркотиками Тима Бензедрина . [30] Ее имя было отсылкой к Хейт-Эшбери . [31] Район Сан-Франциско по прозвищу Хэшбери , широко известный как родина контркультуры хиппи . [32]
2023 года Magic: The Gathering В набор «Властелин колец: Сказания о Средиземье » входит карта «Золотая ягода, дочь реки» и она представлена в виде нимфы с синим цветом.
См. также
[ редактировать ]- Корриган – прекрасный женский дух в кельтских легендах.
- Наяда – женский дух воды в классической мифологии.
- Шея (дух воды) - опасная женщина-дух воды в германских легендах.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Полный текст « Однажды в сказке» доступен на Tolkien Gateway.
- ↑ Название Золотинка означает «золотая чешуйка» и является названием золотодобывающего региона в Сибири.
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ↑ Carpenter 2023 , письмо 210 Форресту Дж. Акерману, июнь 1958 г.
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 7 «В доме Тома Бомбадила»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954а , книга 1, гл. 6 «Старый лес»
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 7 «В доме Тома Бомбадила»
- ↑ Carpenter 2023 , письмо 214 AC Nunn, проект 1958–1959 гг.
- ^ Перейти обратно: а б Карпентер, 2023 г. , письмо 175 миссис Молли Уолдрон, ноябрь 1955 г.
вторичный
[ редактировать ]- ^ Пантен, Изабель (1999). Толкин и его легенды: Опыт художественной литературы [ Толкин и его легенды: Опыт художественной литературы ] (на французском языке). Париж: CNRS Editions . п. 124. ИСБН 978-2-271-06876-7 .
- ^ Бауэрс, Джон М. (2011). «Золотая ягода Толкина и мавра». Толкиенские исследования . 8 (1): 23–36. дои : 10.1353/tks.2011.0002 . ISSN 1547-3163 . S2CID 170993279 . (требуется подписка)
- ^ Баттерфилд, Ардис (2016). «Стихи без формы? Возвращение к девушке в море» . В Кристине Марии Червоне; Д. Вэнс Смит (ред.). Чтения средневековой текстовости: очерки в честь AC Spearing . Вудбридж: DS Брюэр . стр. 169–194. ISBN 978-1783270675 . (требуется подписка)
- ^ Карпентер 1977 , стр. 216–217.
- ^ Перейти обратно: а б с Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . Лондон: ХарперКоллинз. стр. 60–62. ISBN 978-0261-10401-3 .
- ^ Хаммонд, Уэйн Г .; Скалл, Кристина (30 декабря 2014 г.). «Дополнение и исправление Тома Бомбадил» . Уэйн Дж. Хаммонд и Кристина Скалл . Получено 23 марта.
- ^ Толкин, JRR (1965). "Давным-давно". В Хиллере, Кэролайн (ред.). Зимние сказки для детей 1 . Лондон: Макмиллан . стр. 44–45. OCLC 664346095 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хессер, Кэтрин (2013) [2006]. «Золотая ягода». В Майкле Д.С. Драуте (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Абингдон: Рутледж. стр. 245–246. ISBN 978-1-1358-8033-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бассо, Энн МакКоли (2008). «Прекрасная леди Голдберри, дочь реки» . Мифлор . 27 (1). статья 12.
- ^ Рателифф, Джон Д. (2007). « История Хоббита : Том I: Мистер Бэггинс». Мифлор . Лондон: 50–59. ISSN 0146-9339 .
- ^ Каррутерс, Лео, изд. (2007). Tolkien et le Moyen Age [ Толкин и средневековье ] (на французском языке). Париж: издания CNRS. стр. 50–59. ISBN 978-2-271-06568-1 .
- ^ Ноэль, Рут (1977). Мифология Средиземья . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 127, 130. ISBN. 978-0-500-01187-4 . ОСЛК 4034977 .
- ^ Харгроув, Джин (1986). «Кто такой Том Бомбадил» . Мифлор . 13 (1). Статья 3. ISSN 0146-9339 .
- ^ Тейлор, Тэрин Джейд (2008). Исследование роли и происхождения Голдберри в мифологии Толкина . Мифлор. стр. 50–59. ISBN 978-2-271-06568-1 .
- ^ Юнгберг, Кристина (1999). Корень и ветвь: подходы к пониманию Толкина . Золликофен: Издательство «Ходячее дерево» . п. 60. ИСБН 3-905703-01-7 .
- ^ Хэтчер, Мелисса МакКрори (2007). «В поисках женской роли во «Властелине колец» . Мифлор . 25 (3). статья 5.
- ^ Перейти обратно: а б Старцман, Л. Юджин (1989). «Голдберри и Галадриэль: качество радости» . Мифлор . 16 (2). Статья 14.
- ^ Энрайт, Нэнси (2007). «Женщины Толкина и определение власти». Возрождение . 59 (2): 93–108. дои : 10.5840/renascence200759213 .
- ^ Пирс, Джозеф (2013) [2007]. «Приключения Тома Бомбадила» . В Майкле Д.С. Драуте (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Абингдон: Тейлор и Фрэнсис . п. 562. ИСБН 978-0-415-86511-1 .
- ^ Лучший, Брэндон (2018). » Толкина «Романтическая теология как откровение через Тома Бомбадила и Голдберри во «Властелине колец » . Обзор наград Аугсбурга . 11 . Статья 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Чепмен-Моралес, Роберт Б. (2020). «Бесстрашная радость: роль Тома Бомбадил во «Властелине колец» . Мифлор . 38 (2). Статья 5.
- ^ Перейти обратно: а б Хаммонд, Уэйн ; Череп, Кристина (2006). JRR Tolkien Companion and Guide: Том 2. Руководство для читателей . Бостон: Хоутон Миффлин . п. 1256. ИСБН 978-0-618-39101-1 .
- ^ Хили, Маргарет; Вайнрайх, Франк, ред. (2008). Короткие произведения Толкина: материалы 4-го семинара Десятилетней конференции Deutsche Tolkien-Gesellschaft & Walking Tree Publishers . Золликофен: Издательство «Ходячее дерево» . п. 12. ISBN 978-3-905-70311-5 .
- ^ «Обзор: драматизация Tales of the Perilous Realm, переизданная BBC AudioBooks America (10.11.08, Питер Коллиер)» . Толкиенская библиотека . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис, Ребекка (2021). «Внутри советского «Властелина колец»: подробности об актерском составе эпического телефильма, раскрытые спустя 30 лет» . Разнообразие . Проверено 26 октября 2023 г.
- ^ Джексон, Питер (2004). Властелин колец - Братство кольца - Приложения к расширенному изданию (DVD).
- ^ «Кэт Суси» . За актерами озвучивания . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Путеводитель героя по старому лесу» . MMORPG.com . 18 февраля 2009 года . Проверено 13 мая 2020 г.
Найдя Тома в главе 9: Лилии для дочери реки, он соглашается помочь вам — только если вы соберете лилии для его жены Голдберри. Том предупреждает вас, что лилии охраняет древнее дерево, известное как Старая Ива. Некоторые говорят, что это почтенное дерево и его темное сердце являются источником всего зла в Старом Лесу.
- ^ Мартинес, LL (2017). Промежуточный Обществом и Властелином , полуреальность, структура и интерактивная фантастика диалог между Кольца аспекты исправления Колец Онлайн (лотро) : исправления, полуреальность, структура и интерактивная фантастика ] (PDF) (Магистерская диссертация) ( на португальском языке). Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Сул . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Барнетт, Дэвид (8 февраля 2011 г.). «После Толкина кольца надоест» . Хранитель . Проверено 22 июня 2021 г.
- ↑ Bored of the Rings , издание Touchstone, 2012 г., сноска к странице 28.
- ^ Спанн, Эдвард К. (2003). Дети демократии: молодые бунтовщики 1960-х годов и сила идеалов . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд . п. 111. ИСБН 9780842051415 .
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри (1977). Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN 978-0-04-928037-3 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .