Jump to content

Моральная дилемма Толкина

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Эльф Оркобала Эктелион убивает чемпиона орков в Гондолине .
2007 г. Иллюстрация , Тома Лобака

Дж. Р. Р. Толкин , набожный католик , создал то, что, по его мнению, было моральной дилеммой для себя со своими предположительно злыми народами Средиземья, такими как орки , когда он дал им возможность говорить. Это идентифицировало их как разумных и разумных ; действительно, он изобразил их говорящими о добре и зле. Это означало, считал он, что они открыты морали , как и люди . В христианской концепции Толкина это, в свою очередь, означало, что у них должна быть душа , поэтому убивать их было бы неправильно без веской причины. Орки служат основной силой врага во «Властелине колец» , где они в большом количестве истребляются в битвах в Хельмовой Пади и, на Пеленнорских полях в частности, .

Если бы Толкин хотел, чтобы убийство орков не было такой проблемой, тогда они должны были бы быть лишены всякого морального чувства, как обычные животные. И Толкин, и другие ученые осознавали противоречие, подразумеваемое этой позицией: если бы орки были по сути «зверями», то у них не должно было быть морального чувства; если бы они были испорченными эльфами , то обращаться с ними как с «другими», подлежащими уничтожению, было бы прямым расизмом . Толкин неоднократно пытался решить эту дилемму, пробуя разные подходы, но так и не придя к тому, что, по его мнению, было удовлетворительным решением.

Контекст

[ редактировать ]

Дж. Р. Р. Толкин был английским писателем и филологом древнегерманских языков , специализирующимся на древнеанглийском языке; большую часть своей карьеры он провел в качестве профессора Оксфордского университета . [ 1 ] Он наиболее известен своими романами о изобретенном им Средиземье , «Хоббите» и «Властелине колец» , а также посмертно опубликованным «Сильмариллионом» , который представляет собой более мифическое повествование о более ранних эпохах. Он придумал несколько народов Средиземья, включая эльфов , гномов , хоббитов , орков , троллей , энтов и орлов . Орки служат основной силой врага во «Властелине колец» , где их массово убивают в битвах в Хельмовой Пади. [ 2 ] и Пеленнорские поля в частности. [ 3 ] Набожный католик , он описал «Властелина колец» как «фундаментально религиозное и католическое произведение», богатое христианской символикой . [ 4 ]

Подразумеваемая мораль

[ редактировать ]

Мужчины и эльфы

[ редактировать ]

В космологии легендариума Толкина люди живут только в мире (Арда), могут умереть от него, имеют душу и в конечном итоге могут попасть на Небеса, хотя в Легендариуме это остается неясным. [ 5 ] Исследователь Толкина Том Шиппи отмечает, что в среднеанглийском источнике « Южноанглийская легенда» ок. 1250, который, как он предполагает, Толкин, должно быть, прочитал, Эльфы появляются на Земле и в Земном Раю , оставляя загадку относительно того, есть ли у них души. Поскольку они не могли покинуть этот мир, ответ был отрицательным; но, учитывая, что после смерти они не исчезли полностью, ответ должен был быть утвердительным. В «Сильмариллионе» Толкин аналогичным образом отправляет эльфов не на Небеса, а в общежитие Залов Мандоса в Валиноре. [ 6 ]

Антропоморфизированные животные

[ редактировать ]

Варги , огромные волкоподобные звери, могут атаковать самостоятельно, как они это делают, когда Братство Кольца идет на юг от Ривенделла . [ Т 1 ] и вскоре после этого отряд Торина вышел из Мглистых гор. Группа варгов в «Хоббите» могла говорить, хотя и не очень приятно. [ Т 2 ] Критик Грегори Хартли отмечает, что Толкин использует несколько типов антропоморфизированных животных, таких как великие орлы , гигантские пауки , Смауг дракон , вороны и дрозды. Хартли утверждает, что варги, с другой стороны, не поднимаются выше уровня зверей, поскольку они «не говорят на человеческом языке; они не действуют независимо; они не обладают автономной волей и не строят цивилизации. Он отмечает, с другой стороны, С другой стороны, Толкин пишет о действиях варгов, используя такие глаголы, как «[планировать]» и «[охранять]», подразумевая, по его мнению, что варги чудовищны, «больше, чем просто звери», и у них нет морали. [ 7 ]

Толкин столкнулся с вопросом о природе Великих Орлов с явной нерешительностью. В ранних трудах не было необходимости давать этому точное определение, поскольку он предполагал, что, помимо Валар , «многие меньшие духи... как большие, так и малые» вошли в Эа при его создании; [ Т 3 ] а такие разумные существа, как Орлы или Гончая Хуан , по словам самого Толкина, «были довольно легко заимствованы из менее «серьезных» мифологий». [ Т 4 ] Фраза «духи в форме ястребов и орлов» в «Сильмариллионе» происходит от этого этапа написания. [ Т 5 ] Некоторое время Толкин считал орлов майарами в форме птиц. [ Т 6 ] он уже сказал Однако во «Властелине колец» , что Гваихир и Ландровал произошли от Орла Торондора, поэтому никакого сверхъестественного происхождения здесь не было. [ Т 4 ] Толкин также задолго до этого отверг идею о том, что они являются «Детями» Валар и Майар. [ Т 7 ] В последних своих заметках на эту тему, датированных его сыном Кристофером концом 1950-х годов, Толкин решил, что Великие Орлы — это животные, «наученные Валар языку и поднятые на более высокий уровень — но у них все еще не было страх [души]». [ Т 4 ]

Для Толкина возникла более серьезная проблема, особенно с очевидно совершенно злыми существами, особенно с орками, но она применима и к другим, таким как варги и тролли. Поскольку в католической теологии зло не может творить, а только издеваться, орки не могут иметь мораль, равную и противоположную нравственности людей; но поскольку они могут рассуждать о своей жизни и обладают моральным чувством (хотя и неспособны его придерживаться), их нельзя назвать полностью злыми. [ 5 ] [ 8 ]

Средневековый образ космологии высших и низших существ
Ученые отметили, что Средиземье предполагает фиксированную иерархию существ, подобную великой средневековой цепи бытия . [ 9 ] ( Рамона Луллия , Лестница восхождения и нисхождения разума 1305 год, на фото)

Все это подразумевает, как отмечали различные ученые, иерархию рас, сравнимую с великой средневековой цепью бытия , представляющую диапазон моральной сложности от людей – несомненно, разумных и подверженных моральному суждению – до простых животных, свободных от мораль. Однако между ними есть несколько народов, которые, по крайней мере, иногда обладают даром речи, но которые, по мнению Толкина, являются полностью злыми и лишенными морали, что поднимает вопросы о том, что это может означать. [ 10 ] [ 9 ] [ 11 ]

К иерархии существ

[ редактировать ]

Завершив «Властелина колец» и осознав, что он создал множество богословских проблем со своими расами существ, Толкин перешел к более тщательно определенной иерархической системе. [ 10 ] [ 12 ] [ 9 ] На вершине находились воплощения или «Дети Илуватара »: Эльфы и Люди, те, кто обладал страхом или душой, с определяющей характеристикой способности говорить; [ Т 8 ] Следующими были самовоплощённые, Валар и Майар , «ангельские» духи, «облекавшиеся» в телесные формы воплощений или животных. [ Т 5 ] [ Т 4 ] и были способны общаться как мыслью, так и речью; [ Т 8 ] и, наконец, животные, просто звери, неспособные говорить. [ Т 6 ]

Исследователи Толкина Пол Кочер и Шиппи отмечают, что в «Хоббите » рассказчик обеспечивает прочную моральную основу, в которой добрые эльфы, злые гоблины (орки) и другие народы, такие как гномы и орлы, находятся где-то посередине. Рассказчик говорит, что орлы «недобрые птицы» и явно достаточно плотоядны, чтобы съесть маленького хоббита , похожего на кролика . [ Т 9 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Речь и нравственность толкиновских народов Средиземья
Люди Умеет говорить
Хоббит
Умеет говорить
Властелин колец
Моральное чувство Источник Значит, у них есть душа?
Мужчины Да Да Да, это приводит к постоянной борьбе Создан разумным Да, беспроблемно
Орки Да Да Неспособен соответствовать собственным стандартам Порченые эльфы? Да?
Великие Орлы Да Да Полезный, но плотоядный Произошло от зверей? Нет?
Варги Да Нет Нет, одинаково зло Произошло от зверей? Нет?
Тролли Да Да [ а ] Нет, одинаково зло Произошло от зверей? Нет?
Звери Нет Нет Никто Создан неразумным Нет, беспроблемно

Полностью злой или с моральным чувством

[ редактировать ]
Герой Туор , Человек , убивает орка Отрода: ученые предположили, что для Толкина орки были совершенно злым врагом, которого можно было убить без пощады. [ 16 ] Иллюстрация Тома Лобака , 2007 г.

Ученые отметили, что орки Толкина изображены полностью злыми, а это означает, что их можно убить без сожаления. Тем не менее, Толкин сделал их человекоподобными и в способности говорить, и в наличии сходного представления о добре и зле, морального чувства справедливости, даже если они совершенно неспособны применить свою мораль к себе. Это поставило Толкина, как набожного католика, перед богословской проблемой: поскольку «зло не может творить, только издеваться», орки, хотя бы в некоторой степени морально сознательные, не могли быть созданы злом как действительно новый и отдельный вид. Толкин рассматривал альтернативу, согласно которой они были развращены одним из свободных народов Средиземья, например эльфами, что подразумевало бы, что они были полностью моральными и, возможно, даже имели бессмертные души, но нашел этот вариант столь же неприятным. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Толкин осознал, что некоторые решения, которые он принял в своей детской книге 1937 года «Хоббит» , изображающей его гоблинов (орков), [ 20 ] как даже слегка цивилизованный и наделивший своих животных даром речи, явно подразумевал разумность; это противоречило более взвешенной теологии, лежащей в основе его легендариума . [ 7 ]

Взгляд орка на мораль

«Думаю, в этом малыше многого не найдешь», — сказал Горбаг [орк]. — Возможно, он не имел никакого отношения к настоящему злодеянию. Здоровяк с острым мечом, кажется, все равно не придал ему большого значения – просто оставил лежать: обычный эльфийский трюк.

Две башни , книга 4, гл. 10 «Выбор мастера Сэмуайза» [ Т 10 ]

Шиппи пишет, что орки во «Властелине колец» почти наверняка были созданы именно для того, чтобы снабдить Средиземье «постоянным запасом врагов, по поводу которых не нужно испытывать никаких угрызений совести », [ 16 ] или, по словам Толкина из « Беовульфа : Монстры и критики », «пехота старой войны», готовая к резне. [ 16 ] Шиппи утверждает, что, тем не менее, орки разделяют человеческое представление о добре и зле, со знакомым чувством морали, хотя он отмечает, что, как и многие люди, орки совершенно неспособны применить свою мораль к себе. [ 8 ] Он отмечает, что в «Двух башнях » Толкин показывает, как орк Горбаг не одобряет «обычный эльфийский трюк» - бросить товарища, как он ошибочно предполагает, что Сэм поступил с Фродо . Шиппи описывает подразумеваемый взгляд на зло как боэтианский , согласно которому зло — это отсутствие добра; он отмечает, однако, что Толкин не был согласен с этой точкой зрения, полагая, что со злом нужно активно бороться, при необходимости с помощью войны - манихейская позиция. [ 21 ]

В письме 1954 года Толкин писал, что орки «по сути являются расой «рациональных воплощенных» существ, хотя и ужасно испорченных, если не больше, чем многие люди, которых можно встретить сегодня». [ Т 11 ] Зак Уоткинс писал, что Толкин «создал орков, по крайней мере, потенциально моральными существами». [ 22 ] Роберт Т. Тэлли писал в «Мифлор» , что, несмотря на единообразное представление орков как «отвратительных, уродливых, жестоких, внушающих страх и особенно смертоносных», «Толкин не мог сопротивляться желанию время от времени конкретизировать и «очеловечивать» этих бесчеловечных существ. ", придавая им собственную мораль. [ 5 ] Стентор Дэниэлсон описывает орков как рубящих деревья «просто ради развлечения» и «из гордости за свою способность делать это», отмечая, что персонаж Древобород называет такое поведение «оркским озорством». [ 23 ]

Толкин в поисках решения

[ редактировать ]

Толкин попытался решить дилемму относительно своих орков, предложив несколько полупротиворечивых теорий их происхождения. В «Сказании о Тинувиэле » орки происходят как «мерзкие отпрыски Мелькора , которые путешествовали за границу, совершая свое злое дело». [ Т 12 ] В «Сильмариллионе » орки — это восточные эльфы (Авари), «испорченные и порабощенные», замученные и воспитанные Мелькором «в зависти и насмешках над эльфами»; Эльфы Запада думали, что это «возможно, Авари, ставшие злыми и дикими в дикой природе; говорят, в этом они угадали слишком близко». [ Т 13 ] Они размножались, как эльфы и люди: «Ибо орки жили и размножались подобно детям Илуватара». [ Т 13 ] В «Падении Гондолина» Моргот с помощью колдовства создал их из слизи, «выведенной из жара и слизи земли». [ Т 14 ] Или это были «звери очеловеченной формы», возможно, писал Толкин, «Эльфы спаривались со зверями, а позже с людьми». [ Т 4 ] Или, предположил Толкин, они могли быть падшими Майарами, возможно, из рода Болдогов , как и меньшие Балроги ; или испорченные Мужчины. [ Т 15 ] Если бы они были просто «зверями», то у них не было бы никакой собственной морали; но если бы они были падшими эльфами или майарами, то они, безусловно, таковыми были бы, и ценить их как «других», чтобы их убивали без пощады, по мнению таких ученых-толкиновцев, как RT Tally, было бы прямым расизмом . [ 5 ] [ 24 ]

Происхождение и мораль орков: дилемма католика Толкина
Проблема Создал зло? Как животные? Создано добром, но пало?
Происхождение орков
по словам Толкина
«Задумчивый» Моргота [ Т 12 ] «Звери гуманизированной формы» [ Т 4 ] Падший Майар , или испорченные люди/эльфы [ Т 13 ] [ Т 15 ]
Моральный смысл Орки полностью злые (в отличие от людей). [ 16 ] У орков нет ни слова , ни морали . У орков такая же мораль, как и у людей. [ 21 ] [ 5 ]
Возникающая проблема Орки, подобные Горбагу, обладают моральным чувством (даже если они не могут его придерживаться) и могут говорить, что противоречит их абсолютному злу. Поскольку зло не может создавать, а только издеваться, орки не могут иметь мораль, равную и противоположную людям. [ 5 ] [ 8 ] К оркам следует относиться с милосердием, где это возможно.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Тролли во «Властелине колец» нигде в повествовании не разговаривают. Толкин утверждает в приложении, что они могут говорить, но редко это делают.

Начальный

[ редактировать ]
  1. ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
  2. ^ Толкин 1937 , гл. 6 «Из огня да в огонь»
  3. Толкин 1987 , «Квента Сильмариллион», §2
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Толкин 1993 , «Преобразованные мифы», VIII
  5. ^ Jump up to: а б Толкин, 1987 , «Айнулиндалэ».
  6. ^ Jump up to: а б Толкин, 1993 , «Анналы Амана».
  7. ^ Толкин 1993 , «Анналы Амана»; «Поздний Квента Сильмариллион », гл. 1
  8. ^ Jump up to: а б Толкин 1994 , «Квенди и Эльдар».
  9. Толкин, 1937 , «Из сковороды в огонь»
  10. ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 10 «Выбор мастера Сэмуайза»
  11. Carpenter 2023 , письмо 153 Питеру Гастингсу, черновик, сентябрь 1954 г.
  12. ^ Jump up to: а б Толкин, 1984b , «Сказка о Тинувиэле».
  13. ^ Jump up to: а б с Толкин 1977 гл. 3 «О приходе эльфов»; гл. 10 «Синдара»
  14. ^ Толкин 1984b «Падение Гондолина»
  15. ^ Jump up to: а б Толкин 1993 , «Мифы трансформируются», X

вторичный

[ редактировать ]
  1. ^ Карпентер 1977 , стр. 111, 200, 266.
  2. ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 7 «Хельмова падь».
  3. ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 6 «Битва на Пеленнорских полях».
  4. Carpenter 2023 , письмо 142 Роберту Мюррею, 2 декабря 1953 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Талли, Роберт Т. младший (2010). «Давайте теперь восхвалим знаменитых орков: простая человечность в нечеловеческих существах Толкиена» . Мифлор . 29 (1). статья 3.
  6. ^ Шиппи 2005 , стр. 270–273.
  7. ^ Jump up to: а б Хартли 2014 .
  8. ^ Jump up to: а б с Шиппи 2005 , стр. 362, 438 (глава 5, примечание 14).
  9. ^ Jump up to: а б с Талли, RT младший (2022). «Более опасный и менее мудрый: раса, класс и геополитический порядок». Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит» . Пэлгрейв: научная фантастика и фэнтези: новый канон. Пэлгрейв Макмиллан . стр. 65–84. дои : 10.1007/978-3-031-11266-9_5 . ISBN  978-3031112669 .
  10. ^ Jump up to: а б Чендлер, Уэйн А.; Фрай, Кэррол Л. (2017). «Аллюзивная предыстория Толкина: бессмертие и вера в рамках фэнтези» . Мифлор . 35 (2). статья 7.
  11. ^ Талли, Роберт (12 марта 2019 г.). «Демонизация врага в буквальном смысле: Толкин, орки и смысл мировых войн» . Гуманитарные науки . 8 (1): 54. дои : 10.3390/h8010054 . ISSN   2076-0787 . Кем бы ни были орки, они, несомненно, разумны;
  12. ^ Стюарт, Роберт (2022). «Толкин, раса и критики: обсуждение расизма в Средиземье». Толкин, Раса и расизм в Средиземье . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан . п. 46. ​​дои : 10.1007/978-3-030-97475-6 . ISBN  978-3-030-97475-6 . OCLC   1312274691 . S2CID   248207455 .
  13. ^ Кохер 1974 , стр. 12.
  14. ^ Шиппи 2005 , стр. 84, 91.
  15. ^ Бернс 2005 , с. 161.
  16. ^ Jump up to: а б с д Шиппи 2005 , с. 265.
  17. ^ Шиппи 2005 , стр. 265, 362, 438.
  18. ^ Берген, Ричард Анджело (2017). « 'Деформация ужаса': подтворения зла Дж.Р.Р. Толкина» . Мифлор . 36 (1). Статья 7.
  19. ^ Фосетт, Кристина (2014). Дж. Р. Р. Толкин и мораль чудовища (доктор философии). Университет Глазго (докторская диссертация). стр. 29, 97, 125–131.
  20. ^ Эванс 2013 , стр. 433–434.
  21. ^ Jump up to: а б Шиппи 2001 , стр. 131–133.
  22. ^ Уоткинс, Зак (2007). «Нравственность орков». Серая книга (3): 1–3.
  23. ^ Дэниэлсон 2021 .
  24. ^ Фими, Димитра (6 декабря 2018 г.). «Был ли Толкин действительно расистом?» . Разговор . Проверено 20 января 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44042afb015a310b7f6cd1c7aa2b7bab__1723724520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/ab/44042afb015a310b7f6cd1c7aa2b7bab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tolkien's moral dilemma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)