Экономика Средиземья
Экономика Средиземья — это Дж. Р. Р. Толкина трактовка экономики в его фантастическом мире Средиземья . Такие ученые, как Стивен Келли, комментировали столкновение экономических моделей, воплощенных в трудах Толкина, приводя в качестве примера аграрную, но капиталистическую экономику Шира XIX века , противопоставляемую старому миру феодального Гондора . Другие отмечали культуру дарения и обмена, которая отражает культуру ранних германских культур , описанную в таких произведениях, как «Беовульф» . К иному столкновению культур обращается Патрик Карри , который противопоставляет досовременный мир свободных народов Средиземья индустриализирующейся и, по его мнению, «бездушной» экономике волшебника Сарумана и темного лорда Саурона , основанной на машинах. , огонь и труд.
Менее серьезно экономисты и финансовые журналисты, такие как Джон Карни, исследовали возможные экономические последствия Смаугом захвата драконом гномов золотых сокровищ . Некоторые полагают, что такое сокращение денежной массы вызовет серьезный экономический шок и дефляцию ; другие утверждали, что настоящий шок произошел со стороны предложения , поскольку Смауг съел так много продуктивных гномов, что торговля города Дейл серьезно сократилась бы.
В Средиземье
[ редактировать ]Дарение и обмен
[ редактировать ]
|
Толкин указал, что дарение и обмен важны в некоторых частях Средиземья. В Шире есть у хоббитов « матомы » (древнеанглийское: māþum , сокровище, подарок), предметы, передаваемые из рук в руки как ценные, а иногда и неоцененные подарки. Многие из них хранились в музее или доме Матома в Мишеле Дельвинге . [Т 1]
Ученый Дженнифер Калвер утверждает, что Толкин основывал свое описание дарения и обмена на германской традиции дарения , описанной в средневековых произведениях, таких как «Беовульф» , знакомых Толкину. Там лорд мог «расширить свое влияние», даря подарки, а видимый обмен подарками определял относительный статус вовлеченных людей. Калвер исследует значение дара волшебных Саурона колец девяти Призракам Кольца – в обмен на их жизни – и природу самого Единого Кольца как предмета обмена. [2] [3]
Деньги и сокровища
[ редактировать ]
Толкин упоминает деньги и ценные предметы в своих произведениях о Средиземье. Хоббиты « использовали деньги: в Хоббите » Бильбо Бэггинс , в спешке покидавший Шир , записан как забывший взять с собой деньги. [Т 3] Во «Властелине колец » Барлиман Баттербер платит 30 серебряных пенни компенсации за потерю лошадей и пони, украденных из гостиницы «Гарцующий пони» в Бри ; один пони стоил около четырех серебряных пенни. [Т 2] Далее Бильбо перед днём рождения раздаёт «несколько копеек», а на Совете Элронда Гэндальф использует фразу «стоит золотой червонец» из значимых новостей. [4] Однако нет никаких указаний на то, где могли быть отчеканены такие монеты. [4] Жители Гондора использовали в качестве валюты серебряные монеты. Основной чеканкой был Кастар; четверть Кастара была Тарни. [Т 4]
Гномы ценили драгоценные материалы , Мории мифрил такие как золото и драгоценности, но особенно редкий металл , который они добывали:
Ибо только здесь в мире было найдено Мориа-серебро, или настоящее серебро, как некоторые его называют: мифрил — эльфийское имя. У гномов есть имя, которое они не называют. Его стоимость была в десять раз дороже золота, и теперь ему нет цены; над землей мало что осталось, и даже орки не смеют копаться здесь ради этого. [Т 5]
Волшебник Гэндальф пугает гнома Гимли упоминанием о кольчуге из мифрила: [Т 5]
«У Бильбо был панцирь с мифриловыми кольцами, который дал ему Торин. Интересно, что с ним сталось? Полагаю, он до сих пор пылится в доме Мишеля Делвинга Матома».
"Что?" - воскликнул Гимли, потрясенный своим молчанием. «Корсет из морийского серебра? Это был королевский подарок!»
«Да», сказал Гэндальф. «Я никогда не говорил ему, но его ценность превышала ценность всего Шира и всего, что в нем». [Т 5]
Ученые- международники Эбигейл Руан и Патрик Джеймс рассматривают Гимли как образец « неолиберальных институционалистов » в экономике Средиземья, поскольку его «народ жадно гонится за золотом и сокровищами». [5] По их мнению, он и его гномы также иллюстрируют взаимозависимость наций через их торговые сети и союзников; Разнообразные «отношения между гномами, эльфами и людьми обеспечивают основу, на которой можно строить и [вступать] в союз против Саурона, и иллюстрируют, как сложная взаимозависимость может уменьшить ощущение незащищенности и создать возможности для сотрудничества, а не конфликта». [5]
Столкновение экономических моделей
[ редактировать ]
Стивен Келли утверждает, что, хотя мир Толкина обычно рассматривается как мир средневековых фантазий и, следовательно, подразумевается как докапиталистическое общество , в нем присутствуют некоторые элементы капиталистического общества. Цитируя филолога и исследователя Толкина Тома Шиппи , Келли утверждает, что это результат столкновения двух основных тем в миропостроении Толкина: «старого североевропейского сказочного мира», к которому принадлежит большая часть Средиземья, и «относительно современный мир, представленный в Шире », частично созданный по образцу Англии XIX века. [8] [9] В то время как первые, такие как земля Гондор , [10] был описан как феодальный или дофеодальный, с такими понятиями, как феодальные владения . В Шире, с другой стороны, есть обманчиво простая экономика, самодостаточное аграрное общество, устойчивое к капитализму, описываемое даже как коммунистическое , но с торговыми и другими экономическими моделями, напоминающими те, которые можно найти в современных капиталистических системах. В частности, Келли утверждает, что обращение с трубочной хоббитской травкой можно рассматривать как случай современного товарного фетишизма . [8] Джей Аткинс пишет в «Мэллорне» , что Шир функционирует как распределительная экономика, как это определили Г. К. Честертон и Хилэр Беллок в начале 20 века: он уважительно относится к природе, а семьи владеют мелкими средствами производства. Аткинс комментирует, что « Очистка Шира » намекает на социализм , поскольку при несправедливом правлении Шарки пропагандируется разделение: только все это в одну сторону, поскольку Шарки забирает собственность хоббитов, ничего не возвращая. [11]

волшебника Сарумана Изенгард ; , напротив, промышленный: здесь производят оружие и машины из железа, выплавляемого и кованого с использованием деревьев в качестве топлива необычайно крупная и сильная порода орков , способная, как говорит Древобород, сражаться при дневном свете, выведенная быстро, по-видимому, путем какого-то клонирования ; и взрывчатое вещество, похожее на порох . [12] [13] [14] [Т 6] [Т 7] Лианна Макларти описывает Айзенгард как военную экономику с военно-промышленной системой для производства техники . военной [15]
Сопротивление бездушному экономическому прогрессу
[ редактировать ]Ученый-толкин Патрик Карри связывает поиски экономического прогресса в Средиземье с индустриализацией и темной магией , волшебством Саурона и Сарумана с колесами, огнем и трудящимися рабочими, написав, что «Враг, таким образом, является «Повелителем мира». магия и машины » . [16] Он противопоставляет это эльфийской магии «чар», заявляя, что «в современных терминах доминирование финансовой и технологической магии над волшебством… это то, что мы видим сегодня подтвержденным повсюду в Средиземье… [наряду с мнением что] Прогресс не только полезен для нас, но и неизбежен». [16] По мнению Карри, произведения Толкина о Средиземье «приглашают читателя в захватывающий и удивительно полный досовременный мир, насыщенный… ценностями [для] отношений… друг с другом, природой и… духом». «, сохраняя «личную целостность и ответственность и [не] превращаясь в бездушный расчет финансовых прибылей и убытков». Короче говоря, он пишет: «Мудрость в Средиземье — это не вопрос экономических, научных или технологических знаний, а практическая и этическая мудрость». [17]
Экономические интерпретации
[ редактировать ]Финансовый журналист Джон Карни с юмором рассматривает экономический эффект дракона Смауга и его клада сокровищ, захваченного у гномов . Он отмечает, что Фрэнсис Вулли, профессор экономики Карлтонского университета , предположил, что вывод Смаугом такого большого количества золота из обращения представляет собой серьезное ужесточение денежно-кредитной политики , которое вызовет « дефляцию и депрессию экономической активности». [18] [19] С этой точки зрения, 150 лет между захватом Смаугом Одинокой горы и событиями в «Хоббите» позволили бы экономике приспособиться к шоку. [18] С другой стороны, экономист Ник Роу, опираясь на неокейнсианские термины, утверждает, что цены могут оставаться высокими, поскольку предприятия могут продержаться в ожидании падения Смауга. [18] Еще одна точка зрения изложена Эриком Крэмптоном, который предполагает, что экономический шок был связан с предложением , поскольку Смауг поглотил «тысячи очень опытных гномьих мастеров», лишив Дейл большей части его торговли сельскохозяйственными товарами, которые он обменивал на гномьи. -произведенная промышленная продукция. [18] Сам Карни предполагает, что волшебник Гэндальф мог бы использовать свои силы для замены золота «из воздуха», но так же, как Федеральная резервная система отказалась возместить богатство, потерянное в результате Бернарда Мэдоффа мошеннической схемы Понци , Гэндальф этого не сделал. [18] В 2012 году состояние Смауга оценивалось в 61 миллиард долларов, что поместило его в список Forbes Fictional 15 . [20]
Дайан Койл пишет в Financial Times , что экономику совместного использования в Шире можно улучшить с помощью доски объявлений «mathom.com». Койл предполагает, что сайт для обмена информацией может обеспечить более эффективное распространение математических данных. [21]
Производные работы
[ редактировать ][Шарья-Рана Халаддину:] «Мы проиграли самую важную битву в истории Арды – магическую битву.Белого Совета и Эльфы одолели магию Назгулов – и теперь зеленыеростки разума и прогресса, лишенные нашей защиты, будут выкорчеваны повсюду.Средиземье. Силы магии переконфигурируют этот мир по своему вкусу, и впредьв нем не будет места таким технологическим цивилизациям, как Мордор».
Последний Хранитель Кольца , гл. 16 [22]
Фэнтези Кирилла Еськова 1999 года «Последний хранитель кольца» пародирует «Властелина колец» и является его неформальным продолжением. Это было интерпретировано как критика, среди прочего, антисовременного экологического видения Толкина . [23] [24] Он изображает Мордор как общество, основанное на рациональном знании, в отличие от разжигающей войну и антииндустриальной фракции Гэндальфа и эльфов. [25]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин, 1954a Пролог: I. «О хоббитах»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954а Книга 1, гл. 11 «Нож в темноте»
- ^ Толкин 1937 2 "Жареная баранина"
- ^ Толкин 1996 II. «Приложение о языках»
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1954а Книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954 , книга 3, гл. 8 «Дорога в Изенгард»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 4 «Древобород»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Слэйд, Бенджамин (2022). «Беовульф» . Беовульф на Сеораруме . Проверено 27 июня 2023 г.
Эта работа доступна под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.
- ^ Калвер, Дженнифер (2013). «Глава 9: Расширение досягаемости невидимой руки: подарок ищет выгоды в дарящей экономике Средиземья». В Ваккаро, Кристофер (ред.). Тело в Легендариуме Толкина: Очерки телесности Средиземья . МакФарланд . ISBN 978-0-7864-7478-3 .
- ^ Плата, Кристофер (1996). « Биг и Бегроден»: Женщины, сокровища и язык социальной структуры в «Беовульфе» . Neuphilologische Mitteilungen . 97 (3). Общество современного языка: 285–294. ISSN 0028-3754 . JSTOR 43346397 .
- ^ Jump up to: а б Фрейзер, Кеннет. «Чеканка монет в Средиземье» . Мэллорн : 42–43.
- ^ Jump up to: а б Руан, Эбигейл Э.; Джеймс, Патрик (2008). «Международные отношения Средиземья: чему научиться у Властелина колец» . Перспективы международных исследований . 9 (4): 377–394. дои : 10.1111/j.1528-3585.2008.00343.x .
- ^ «Посещение десяти потрясающих литературных мест по всему миру» . Хоппер . 26 октября 2017 г.
- ^ «Шир как пасторальная идиллия» . Музей Новиум . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 года.
- ^ Jump up to: а б Келли, Стивен (15 апреля 2016 г.). «Разорвать взгляд дракона: товарный фетишизм в Толкиеновском Средиземье» . Мифлор . 34 (2). Статья 8. ISSN 0146-9339 .
- ^ Шиппи 2001 , стр. 47–48.
- ^ Лейкон, Рут (1994). «Экономика и экономическая история Гондора» . Мэллорн (31): 37–44. ISSN 0308-6674 . JSTOR 45320381 .
- ^ Аткинс, Джей (2017). «О представлении Толкина дистрибутизма в Шире». Мэллорн (58): 23–28. JSTOR 48614871 .
- ^ Кохер 1974 , стр. 102–103.
- ^ Дэвис 2008 , стр. 55–71.
- ^ Мортон 2014 , стр. 291–304.
- ^ МакЛарти, Лианна (1 января 2006 г.). «Мужественность, белизна и социальный класс во «Властелине колец». В Матийсе, Эрнест; Померанс, Мюррей (ред.). От хоббитов до Голливуда . стр. 173–188. дои : 10.1163/9789401201513_015 . ISBN 978-90-420-1682-8 . S2CID 243893860 .
- ^ Jump up to: а б Карри 1998 , с. 74.
- ^ Карри 1998 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б с д и Карни, Джон (3 января 2013 г.). «Экономика Смауга» . CNBC . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Вулли, Фрэнсис (30 декабря 2012 г.). «Макроэкономика Средиземья» . Достойная канадская инициатива . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ «Смауг» . Форбс . 2012. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 8 июля 2012 года .
- ^ Койл, Дайан (27 декабря 2015 г.). «Хоббитский подход к экономике совместного использования» . Файнэншл Таймс . Проверено 27 июня 2023 г.
- ^ Еськов, Кирилл . «Последний Хранитель Кольца, Глава 16» . Кирилл Еськов . Проверено 6 марта 2024 г.
- ^ Клинтон, Грег (2016). «Жизнь сказок» . Чтение и интерпретация произведений Дж. Р. Р. Толкина . Издательство Энслоу. стр. 30–31. ISBN 978-0-7660-8362-2 .
- ^ Стюарт, Роберт (2022). Толкин, Раса и расизм в Средиземье . Пэлгрейв Макмиллан . п. 150. ИСБН 978-3-030-97475-6 .
- ^ Миллер, Лаура (15 февраля 2011 г.). «Средиземье по версии Мордора» . Салон.com .
Источники
[ редактировать ]- Карри, Патрик (1998) [1997]. Защищая Средиземье . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-261-10371-9 .
- Дэвис, Джеймс Г. (2008). «Показ Сарумана в образе Фабера: Толкин и Питер Джексон». Толкиенские исследования . 5 (1). Проект Муза : 55–71. дои : 10.1353/tks.0.0009 . ISSN 1547-3163 . S2CID 170132182 .
- Кохер, Пол Х. (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . ISBN 0140038779 .
- Мортон, Тимоти (2014). «Деконструкция и/как экология». В Гаррарде, Грег (ред.). Оксфордский справочник по экокритицизму . Издательство Оксфордского университета . стр. 291–304. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199742929.013.005 . ISBN 9780199742929 .
- Шиппи, Том (2001). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз. ISBN 978-0261104013 .
- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1996). Кристофер Толкин (ред.). Народы Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-82760-4 .