Jump to content

Упадок и падение Средиземья

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Дж. Р. Р. Толкин построил процесс упадка и падения Средиземья как в «Сильмариллионе», так и в «Властелине колец» .

Узор выражается несколькими способами, включая расщепление света, предоставленного Создателем, Эру Илуватаром , на постепенно меньшие части; фрагментация языков и народов, особенно эльфов , расколовшихся на множество групп ; последовательные падения, начиная с падения ангельского духа Мелькора , за которыми последовало разрушение двух Светильников Средиземья , а затем Двух Древ Валинора , разрушение Гондолина и катастрофическое падение Нуменора .

Весь «Властелин колец» разделяет ощущение надвигающегося разрушения скандинавской мифологии , где погибнут даже боги . Темный Лорд Саурон может быть побежден, но это повлечет за собой исчезновение и уход Эльфов, оставив мир Людям для индустриализации и загрязнения, как бы Толкин ни сожалел об этом факте .

Ученые заявили, что на Толкина повлиял как фатализм древнеанглийских стихов, таких как «Деор» , так и повествования об упадке классической греческой и римской литературы , особенно Атлантиде рассказ Платона об , который Толкин явно связывал с Нуменором. На Толкина также повлияла теория его коллеги Инклинга Оуэна Барфилда о том, что все современные языки произошли в результате фрагментации древнего языка, имеющего единый набор значений. Из этого Толкин сделал вывод о разделении народов. Как христианин, он имел в виду и библейское падение человека из мира, сотворенного совершенным; это тоже отражено в истории Средиземья. Упадок проявляется, в частности, в расщеплении созданного света посредством повторных воссозданий.

Дж.Р.Р. Толкин был сиротой, его отец умер, когда ему было три года, а мать, католичка, когда ему было двенадцать. [1] Затем он воспитывался под присмотром католического священника отца Фрэнсиса Ксавьера Моргана в промышленном Бирмингеме . Молодой Толкин наблюдал, как растущий город раскинулся на английской сельской местности, которую он любил. [2] Всю свою жизнь он оставался набожным католиком, и многие христианские темы можно увидеть в его произведениях о Средиземье . [3] Во время учебы в Оксфорде он присоединился к неформальному литературному кружку Инклингов , в который входили, среди прочих, К.С. Льюис и Оуэн Барфилд . [4]

Вероятные источники

[ редактировать ]

Медеевист Том Шиппи предполагает, что древнеанглийская поэма « Деор » оказала глубокое влияние на Толкина, и ее припев стал центральным в его творчестве. Толкин перевел припев стихотворения « Þæs ofereode, þisses swa mæg!» , поскольку «с тех пор прошло время, и это тоже может пройти». [5]

Ученый-классик Джузеппе Пеццини пишет, что «повествования об упадке» распространены в литературе Древней Греции и Рима . Это видно у Гесиода и Овидия , поскольку боги стали более отстраненными от жизни смертных. [6] Пеццини считает, что упадок Арды от ее Первой эпохи, «наполненной радостью и светом», до «Сумеречной» Третьей эпохи, перекликается с классической темой. [6] В частности, Крития рассказ Платона об упадке от «декадентского великолепия» Атлантиды к однообразной жизни Афин «недвусмысленно и тесно» связан с «Нуменором » Толкина , поскольку Толкин фактически писал о «Нуменоре-Атлантиде» в своих письмах. [6] [Т 1]

Расколотый свет

[ редактировать ]
Валинор когда-то был освещен двумя деревьями ; когда они уничтожаются, их последним цветком и плодом становятся Луна и Солнце. Потомком одного из деревьев является Белое Древо Гондора ; его сравнивают с Сухим деревом из средневековых легенд, символом новой жизни. [7] Средневековая рукописная иллюстрация Сухого дерева (в центре) в окружении деревьев Солнца и Луны. Руан 1444-1445 гг. [8]

Исследователь Толкина Верлин Флигер описала в своей книге « Расколотый свет» постепенное расщепление первого сотворенного света в результате последовательных катастроф, оставляющих с течением времени все меньшие и меньшие осколки. Короче говоря, создатель Эру Илуватар формирует вселенную Эа с бесчисленными звездами; они освещают Землю, Арду , когда она создается. [9] [Т 2]

Ангельские существа, Валар , живут в центре Арды, освещенные двумя огромными лампами, Иллуином и Ормалом , на вершинах горных скальных столбов. «Годы ламп» внезапно заканчиваются, когда лампы уничтожает падший Вала Мелькор; мощный огненный свет выплескивается и уничтожает все вокруг. Мир изменился: появились новые моря и изменились континенты, которые больше не являются симметричными; Валар покидают Средиземье и направляются в Валинор . [9]

Вала Яванна, богиня растений, изо всех сил старается воссоздать свет в форме Двух Деревьев Валинора , серебряного Тельпериона и золотой Лорелин; они попеременно то ярче, то тускнеют, перекрываясь, создавая периоды «рассвета» и «сумерков». Свет «Год Деревьев» мягче светильников, освещая лишь Валинор: Средиземье лежит во тьме. [9] [Т 3] Два Дерева источают капли света, которые Вала Варда (которого эльфы называют Эльберет) ловит в чанах; она использует росу Тельпериона, чтобы сформировать новые яркие серебряные звезды, чтобы дать хоть немного света эльфам Средиземья. [9] [Т 4]

Раскол продолжается. В Первую Эпоху , Феанор самый опытный из всех эльфийских кузнецов, создает свою лучшую работу — три Сильмариля , выкованные драгоценности, содержащие часть света Двух Древ. [10] [Т 5] Создание Сильмарилей настало вовремя, поскольку Мелькор возвращается, принося с собой ненасытного гигантского паука Унголиант, чтобы пожрать Два Дерева и поглотить весь их свет своей тьмой. Они содержат единственный оставшийся истинный свет, не отравленный Унголиантом. [10] [Т 6]

Яванне и Ниэнне удается спасти последний цветок Тельпериона, который становится Луной, и последний плод Лорелин, который становится Солнцем. Эти осколки света превращаются в корабли, которые пересекают небо, управляемые духами. [10] [Т 7]

За Сильмарили ведутся разрушительные войны, как описано в « Квента Сильмариллион» . В конце концов все потеряно: один попадает в море, один похоронен в земле, а третий отправлен в небо: по милости Эльберета его уносит моряк Эарендил , вечно плывущий на своем корабле по небесам, появляясь как Утренняя и Вечерняя Звезда (планета Венера ). Свет все еще виден, но теперь недоступен Средиземью. [10] [Т 8]

Живым символом островного королевства Нуменор является Нимлот, Белое Древо, росток другого дерева, подобного Тельпериону, хотя оно и не сияет. Люди Нуменора возгордились, перестают поклоняться Единому Богу, Эру Илуватару, и восстают против Валар. Белое Дерево срублено и сожжено. Валар призывают Эру Илуватара, который делает мир круглым. Остров Нуменор затонул вместе с большей частью своего населения. [Т 9] осенью вспоминая как затопление Атлантиды , по замыслу Толкина, [Т 10] и библейские истории о падении человека и разрушении Содома и Гоморры . [11] Исильдур приносит в Средиземье один плод Нимлота; оно растет как Белое Древо Гондора . [10]

В конце концов осколки стали такими же маленькими, как Фиал Галадриэли , который она наполнила светом, собранным из ее фонтана, преломлявшим свет Звезды Эарендиля. Фиал позволяет Фродо и Сэму победить гигантского паука Шелоб , потомка Унголианта, на пути в Мордор , чтобы уничтожить Кольцо . Кольцо содержит силу Саурона, оставшегося слуги Мелькора в Средиземье. [12]

Анализ Флигера раскола Созданного Света с повторными воссозданиями [13]
Возраст Синий/Серебряный свет Золотой свет Драгоценности
Годы ламп Иллуин , небесно-голубой светильник Средиземья , на вершине высокого столба, Хелкар. Ормал , лампа Средиземья из высокого золота, на вершине высокого столба, Рингил.
заканчивается, когда Мелькор уничтожает обе Лампы
Годы деревьев Тельперион , серебряное дерево, освещающее Валинор Лорелин , золотое дерево, освещение Валинора Феанор создает три Сильмариля из света Двух Древ .
заканчивается, когда Мелькор поражает Два Дерева, а Унголиант убивает их.
Первый возраст Последним цветком становится Луна, которую несет на корабле мужского духа Тилиона. Последним плодом становится Солнце, переносимое на корабле женского духа Ариен.
Йаванна делает Галатилион, дерево, похожее на Тельперион, за исключением того, что оно не светится, для эльфийского города Тириона в Валиноре. Идет война из-за Сильмарилей.
У Галатилиона много саженцев, в том числе Келеборн на Тол Эрессеа. Один Сильмариль похоронен в Земле, другой потерян в Море, третий плывет по Небу как . Звезда Эарендиля
Вторая эпоха У Келеборна есть саженец Нимлот, Белого Древа Нуменора .
Нуменор утонул. Исилдур один плод Нимлота приносит в Средиземье .
Третий возраст Белое Дерево растет в Минас Тирите правит король , пока Гондором . Галадриэль собирает свет Звезды Эарендиля , отраженный в зеркале ее фонтана.
Дерево стоит мертвым, пока правят Стюарды. Немного этого света запечатлено в Фиале Галадриэли .
Новый король Арагорн приносит в город Белое саженец. Хоббиты Фродо Бэггинс и Сэм Гэмджи используют Фиал, чтобы победить гигантского паука Шелоб .

Таким образом, свет в «Сильмариллионе» начинается как единство и по мере раздробления творения делится на все новые и новые фрагменты по мере развития мифа. На каждом этапе фрагментация увеличивается, а власть уменьшается, отражая упадок и падение Средиземья. [13]

Фрагментация языков и народов

[ редактировать ]
Схематическая карта разделения эльфов в Первую эпоху , когда они мигрировали и разделялись на отдельные кланы со своими языками и диалектами.

Инклинг Оуэн Барфилд имел теорию языка, описанную в его книге 1928 года «Поэтическая дикция» , которая заинтересовала Толкина. Действительно, по мнению К.С. Льюиса, теория Барфилда полностью изменила мировоззрение Толкина. Центральная идея, связанная с Рудольфа Штайнера » « Антропософией , заключалась в том, что когда-то в древнем языке существовал единый набор значений, и что современные языки произошли от него путем фрагментации значений. [14] Толкин воспринял фрагментацию языка как подразумевающую раскол народов, в частности эльфов. Он взял разделение на Светлых и Темных Эльфов из скандинавской мифологии , но пошел гораздо дальше, разработав сложную схему повторяющихся расколов, миграций и войн между родственными народами, особенно проявляющуюся в расколе Эльфов . [15]

Последовательные падения

[ редактировать ]
История Средиземья отражает библейское грехопадение человека . [Т 11] Фреска Микеланджело

Библейское падение человека начинается с совершенного сотворенного мира; ангел искушается гордыней и падает, становясь могущественным злым духом; это, в свою очередь, искушает людей, которые падают; они изгнаны из райского сада, в который они никогда не смогут вернуться, и им приходится работать, чтобы выжить в обычном мире. Эта закономерность отражена в Средиземье. Создатель Эру Илуватар поет первую музыку; один из ангельских духов , Мелькор , возгордился и падает, распевая в дисгармонии, и разрушая все созданное. [Т 2] Это первое падение приводит к череде катастроф, включая разрушение Ламп, затем Двух Деревьев, а затем войны из-за Сильмарилей. [15] Толкин отмечал, что отражения библейского падения человека можно увидеть в Айнулиндале , Родоубийстве в Альквалондэ и падении Нуменора . [Т 11]

Деревянная церковь Урнеса изображает змей и драконов Рагнарёка , где скандинавские боги терпят поражение и мир тонет.

Эта картина представляет собой глубокий духовный пессимизм . Будучи католиком, Толкин верил как в грехопадение человека, так и в искупление христиан. Однако это искупление могло быть доступно, а могло и не быть доступно дохристианским язычникам, даже если , как Арагорн они , были явно добродетельными . Толкин поделился своим пессимистическим взглядом на скандинавскую мифологию , в которой он был экспертом. [16] Среди этих мифов есть Рагнарек , в котором скандинавские боги Асы терпят поражение от гигантов, и мир тонет. Шиппи пишет, что героическим ответом скандинавов на такую ​​мрачную картину было неповиновение, языческое северное мужество , проявляющееся во «Властелине колец» как постоянное хорошее настроение, готовность продолжать идти и продолжать улыбаться, даже перед лицом очевидной катастрофы. . [17]

Исчезновение воображаемой предыстории

[ редактировать ]

Исследователь Толкина Марджори Бернс отмечает в «Мифлоре» , что «ощущение неизбежного распада» [18] во «Властелине колец» заимствовано из нордического мировоззрения, которое подчеркивает «неминуемое или угрожающее разрушение». [18] что в скандинавской мифологии этот процесс как бы начался еще во время творения: в царстве огня Муспелля йётун Она пишет , Сурт уже тогда ожидал конца света. Бернс комментирует: «Это мифология, в которой даже боги могут умереть, и она оставляет читателю живое ощущение жизненных циклов, осознание того, что всему приходит конец, что, хотя [злой] Саурон может уйти, эльфы тоже исчезнут». [18]

Патрис Хэннон, также в «Мифлоре» , утверждает, что:

«Властелин колец» — это история потерь и тоски, перемежающаяся моментами юмора, ужаса и героических действий, но в целом это оплакивание мира — хотя и вымышленного — который ушел, даже когда мы, кажется, уловили последний взгляд оно мерцает и гаснет... [19]

Толкин представлял Арду как Землю в далеком прошлом. [Т 12] [20] С потерей всех народов, кроме человека , и изменением формы континентов, все, что осталось от Средиземья, — это смутные воспоминания в фольклоре , легендах и старых словах . [21] Формы континентов чисто схематичны.

По мнению Хэннона, Толкин хотел показать, что красота и радость исчезают с течением времени и под натиском сил зла; победа возможна, но только временная. [19] множество примеров элегических Она приводит в книге моментов, таких как то, что Бильбо больше никогда не видели в Хоббитоне , что Арагорн «никогда больше не приходил живым человеком» в Лотлориэн или что Боромир , унесенный по Андуину на своей погребальной лодке , «был больше его не видели в Минас Тирите , стоящим так, как он стоял утром на Белой Башне». [19] Поскольку он был мертв, пишет Хэннон, это неудивительно; наблюдение элегическое, а не информационное. [19] Даже последняя строка последнего приложения, как она отмечает, имеет такой тон: «Владычество давно прошло, и [Эльфы] живут теперь за пределами мира и не возвращаются». [19]

Хэннон сравнивает этот постоянный акцент на элегии с похвалой Толкина древнеанглийской поэме « Беовульф» , экспертом в которой он был, в книге «Беовульф: Монстры и критики» , предполагая, что он стремился произвести нечто похожее: [19]

Ибо теперь оно само для нас древнее; и все же его создатель рассказывал о вещах, уже старых и отягощенных сожалением, и он приложил все свое искусство, чтобы оказать острое прикосновение к сердцу, которое имеют скорби, одновременно острые и далекие. Если похороны Беовульфа когда-то прозвучали как эхо древней панихиды, далекой и безнадежной, то для нас они стали воспоминанием, принесенным из-за холмов, эхом эха. [Т 13]

«Властелин колец» заканчивается очевидным сокращением или исчезновением всех нечеловеческих народов в Средиземье - у энтов нет жен-энтов, и поэтому они бездетны; гномов ; мало, и они живут рассеянными, изолированными группами чудовищные орки и тролли , пережившие битву при Моранноне, разбросаны; последние из эльфов отплыли за пределы Крайнего Запада в Валинор , навсегда покинув Средиземье; хоббитов ; мало, и их легко не заметить Люди Гондора в последний раз обновили эльфийскую кровь благодаря браку Арвен с их королем Арагорном . [18] [19] Все, что осталось, — это мир Людей, угасающий от былой славы до мира сегодняшнего, дополненный индустриализацией и загрязнением планеты , на что Толкиен так горько возмущался и сожалел , как он описал в « Очищении Шира ». [Т 14]

Начальный

[ редактировать ]
  1. ^ Плотник 2023 , буквы № 131, № 151, № 252.
  2. ^ Jump up to: а б Толкин, 1977 , « Айнулиндалэ ».
  3. ^ Толкин 1977 , гл. 1 «О начале дней»
  4. ^ Толкин 1977 , гл. 3 «О приходе эльфов и пленении Мелькора»
  5. ^ Толкин 1977 , гл. 9 «О бегстве нолдор»
  6. ^ Толкин 1977 ,, гл. 8 «О тьме Валинора»
  7. ^ Толкин 1977 ,, гл. 11 «О солнце и луне и сокрытии Валинора»
  8. ^ Толкин (1977) Квента Сильмариллион
  9. ^ Толкин 1977 , " Акаллабет "
  10. ^ Карпентер 2023 , № 131, 154, 156, 227.
  11. ^ Jump up to: а б Карпентер 2023 , № 131 Милтону Уолдману, конец 1951 года.
  12. Carpenter 2023 , # 211, Роне Медведь, 14 октября 1958 г.
  13. ^ Толкин 1983 , стр. 5–48
  14. Толкин 1955 , книга 6, гл. 8 « Очищение Шира »

вторичный

[ редактировать ]
  1. ^ Карпентер 1977 , стр. 24, 38.
  2. ^ Карпентер 1977 , стр. 34, 37, 45–51.
  3. ^ Плиммер, Шарлотта; Пламмер, Денис (19 апреля 2016 г.). «Дж.Р.Р. Толкин: «Снимайте мои книги? Легче снимать «Одиссею» » . «Дейли телеграф» . Проверено 15 декабря 2014 г.
  4. ^ Карпентер 1977 , стр. 152-155 и пассим.
  5. ^ Шиппи 2005 , с. 373.
  6. ^ Jump up to: а б с Пеццини, Джузеппе (2022). «(Классические) повествования об упадке у Толкина: обновление, приспособление, фокусировка» . Терсит . 15 Туда и обратно: Толкин и греко-римский мир (редакторы Алисия Мац и Мацей Папроцкий). Статья 213. doi : 10.34679/THERSITES.VOL15.213 .
  7. ^ Гарт 2020 , с. 41.
  8. ^ Дришен, Кларк (31 января 2020 г.). «Деревья Солнца и Луны» . Британская библиотека . Проверено 24 февраля 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д Флигер 1983 , стр. 60–63.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Флигер 1983 , стр. 89–147.
  11. ^ Делатр, Чарльз (март 2007 г.). «Нуменор и Атлантида: письменное наследие» . Обзор сравнительной литературы (на французском языке). 323 (3): 303–322. дои : 10.3917/rlc.323.0303 . ISSN   0035-1466 . Очевидно, что в этом контексте Нуменор представляет собой переписывание Атлантиды, и чтение «Тимея и Крития» Платона не обязательно, чтобы предложить читателю Толкина эту отсылку.
  12. ^ Дикерсон 2006 , с. 7.
  13. ^ Jump up to: а б Flieger 1983 , стр. 6–61, 89–90, 144–145 и пассим.
  14. ^ Флигер 1983 , стр. 35–41.
  15. ^ Jump up to: а б Флигер 1983 , стр. 65–87.
  16. ^ Форд и Рид 2011 , стр. 169–182.
  17. ^ Шиппи 2005 , стр. 175–181.
  18. ^ Jump up to: а б с д Бернс, Марджори Дж. (1989). «Дж.Р.Р. Толкин и путешествие на север» . Мифлор . 15 (4): 5–9. JSTOR   26811938 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хэннон, Патрис (2004). «Властелин колец как элегия» . Мифлор . 24 (2): 36–42.
  20. ^ Кохер 1974 , стр. 8–11.
  21. ^ Ли и Солопова 2005 , стр. 256–257.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3ead6e928b3810c1a356c0a6a5fac32__1720097400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/32/f3ead6e928b3810c1a356c0a6a5fac32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Decline and fall in Middle-earth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)