Рагнарек
В скандинавской мифологии Рагнарек ( / ˈ r æ ɡ n ə ˌ r ɒ k , ˈ r ɑː ɡ - / ; [2] [3] [4] Древнескандинавское : Ragnarëk ) — предсказанная серия надвигающихся событий, включая великую битву, в которой погибнут многочисленные великие скандинавские мифологические персонажи (в том числе боги Один , Тор , Тир , Фрейр , Хеймдалль и Локи ); [5] оно повлечет за собой серию катастрофических стихийных бедствий, включая сожжение мира, и завершится погружением мира под воду. После этих событий мир снова восстанет, очищенный и плодородный, выжившие и вернувшиеся боги встретятся, и мир будет заселен двумя выжившими людьми, Лифом и Лифрасиром . Рагнарек — важное событие в скандинавской мифологии и предмет научных дискуссий и теорий в истории германистики .
Событие засвидетельствовано прежде всего в « Поэтической Эдде» , составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и « Прозаической Эдде» , написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном . В « Прозаической Эдде» и в одном стихотворении из «Поэтической Эдды » это событие упоминается как Рагнарёккр ( древнескандинавское слово «Сумерки богов»), использование, популяризированное композитором XIX века Рихардом Вагнером под названием «последний из его оперы «Кольцо нибелунгов» , Götterdämmerung (1876), что на немецком языке означает «Сумерки богов».
Этимология
[ редактировать ]Древнескандинавское сложное слово ragnarok имеет долгую историю интерпретации. Его первый элемент ясен: ragna , родительный падеж множественного числа от regin (n. pl.), «правящие силы, боги». Второй элемент более проблематичен, поскольку он встречается в двух вариантах: -rök и -røkkr . В своей работе в начале 20-го века филолог Гейр Зоэга рассматривает эти две формы как два отдельных соединения, называя ragnarök «гибелью или разрушением богов», а ragnarøkkr — «сумерками богов». [6] Существительное во множественном числе rök имеет несколько значений, включая «развитие», «происхождение», «причина», «отношение», «судьба». [7] Слово ragnarök в целом обычно интерпретируется как «окончательная судьба богов». [8]
Форма единственного числа ragnarøk(k)r встречается в строфе «Поэтической Эдды» стихотворения «Локасенна» и «Прозаической Эдды» . Существительное røk(k)r означает «сумерки» (от глагола røkkva «темнеть»), что предполагает перевод «сумерки богов». Это прочтение широко считалось результатом народной этимологии или научной переинтерпретацией исходного термина из-за слияния / ɔ / (пишется ٫) и / ø / (пишется ø) в древнеисландском языке после ок. 1200 [9] (тем не менее, породив кальку Götterdämmerung «Сумерки богов» в немецкой рецепции скандинавской мифологии). [10] ).
Другие термины, используемые для обозначения событий вокруг Рагнарёка в « Поэтической Эдде», включают aldar rök ( aldar означает век, «конец века») из строфы Vafþrúðnismál , tíva rök из двух строф Vafþrúðnismál , затем regen умирает («когда боги умирают») из Vafþrúðnismál , unz um rjúfask regin («когда боги будут уничтожены») из Vafþrúðnismál , Lokasenna и Sigrdrífumál , aldar rof («разрушение века») из Helgakviða Hundingsbana II , regin trjóta («конец» богов») из Хиндлулйода а в Прозаической Эдде , затем er Muspellz-synir herja («когда сыновья Муспелля вступают в битву») можно найти в главах 18 и 36 « Gylfaginning» . [8]
Присутствие в литературе
[ редактировать ]Поэтическая Эдда
[ редактировать ]« Поэтическая Эдда» содержит различные упоминания о Рагнарёке :
Выбор прогноза
[ редактировать ]В «Поэтической Эдды» стихотворении «Вёлуспа» ссылки на Рагнарёка начинаются со строфы 40 по 58, а остальная часть стихотворения описывает последствия. В стихотворении вёльва (женщина-провидица) передает информацию Одину . В строфе 41 вёльва говорит:
Полный трусов, | Он питается жизненной кровью обреченных людей, |
— Нормализованный древнескандинавский [11] | — Перевод Урсулы Дронке [11] |
Затем вёлва . описывает три кукарекающих петуха : В строфе 42 -йотун пастух Эггтер сидит на холме и весело играет на арфе, в то время как малиновый петух Фьялар ( древнескандинавское «скрывающийся, обманщик») [12] ) вороны в лесу Гальгвидр . Золотой петух Гуллинкамби кукарекает асам Хель в Валгалле , а третий, безымянный, угольно-красный петух кукарекает в залах подземного мира, локации в строфе 43. [13]
После этих строф вёльва далее рассказывает, что гончая Гармр издаёт глубокий вой перед пещерой Гнипахеллир . Оковы Гарма рвутся, и он убегает на свободу. Вёльва : описывает состояние человечества
Брат Муно Бериаз, ок в буном буда[z] | Братья будут драться и убивать друг друга, |
— Нормализованный древнескандинавский [14] | — Перевод Урсулы Дронке [14] |
«Сыновья Мима » описываются как «играющие», хотя в сохранившихся источниках это упоминание не поясняется. [15] Хеймдалль поднимает Гьяллархорн в воздух и глубоко дует в него, а Один разговаривает с головой Мима. Мировое древо Иггдрасиль содрогается и стонет. Йотунн . Хрим приходит с востока, держа перед собой щит Мидгардский яростно корчится, заставляя волны змей Ёрмунганд разбиваться. « Орел визжит, бледноклювый труп разрывает», и корабль Нагльфар вырывается на свободу благодаря волнам, созданным Ёрмунгандром, и отправляется в плавание с востока. огненные йотнары, обитатели Муспельхейма . Появляются [16]
Вёльва продолжает , что в Ётунхейме , стране ётнаров , царит шум, и что асы находятся на совете. Гномы стонут у каменных дверей. [14] Сурт наступает с юга, его меч ярче солнца. Скалистые утесы открываются, и женщины- йотнары тонут. [17]
Затем боги сражаются с захватчиками: Один проглатывается целиком и живым, сражаясь с волком Фенриром , что причиняет его жене Фригг второе большое горе (первым является смерть ее сына, бога Бальдра ). [18] Сын Одина Видарр мстит за своего отца, разрывая челюсти Фенрира и нанося ему удар копьем в сердце, тем самым убивая волка. Змей Ёрмунганд раскрывает свою зияющую пасть, широко зевая в воздухе, и Тор встречает его в бою . Тор, также сын Одина и описанный здесь как защитник земли, яростно сражается со змеем, побеждая его, но после этого Тор может сделать только девять шагов, прежде чем рухнуть замертво от яда Змеи. Бог Фрейр сражается с Суртом и проигрывает. После этого люди покидают свои дома, солнце становится черным, а земля погружается в море, звезды исчезают, поднимается пар, а пламя касается небес. [19]
Вёльва . видит землю, вновь появляющуюся из воды, и орла над водопадом, ловящего рыбу на горе Выжившие асы встречаются на поле Идавёльр . Они обсуждают Ёрмунганд, великие события прошлого и рунический алфавит . В строфе 61 в траве они находят золотые игровые фишки, с которыми боги, как описано, когда-то давно с удовольствием играли в игры (подтверждено ранее в том же стихотворении). Вновь появившиеся поля растут без необходимости засева. Боги Хёд и Бальдр возвращаются из Хель и счастливо живут вместе. [20]
Вёльва рассказывает , что бог Хёнир выбирает для гадания деревянные дощечки и что сыновья двух братьев будут широко населять ветреный мир. зал, крытый золотой тростником Она видит в Гимле , где знать будет жить и проводить свою жизнь с удовольствием. [20] Станцы 65, найденные в версии стихотворения Хауксбука , относятся к «могущественному, могучему», который «правит всем» и который придет сверху ко двору богов (древнескандинавский regindómr ), [21] что было интерпретировано как христианское дополнение к стихотворению. [22] В строфе 66 вёльва заканчивает свой рассказ описанием дракона Нидхёггра летающего по воздуху с трупами в его пасти. Затем вёльва . «опускается» [23] Неясно, указывает ли строфа 66 на то, что вёльва относится к настоящему времени, или это элемент мира после Рагнарека . [24]
Случай скептицизма
[ редактировать ]Бог ванов в строфе 39 Ньёрд упоминается в связи с Рагнарёком поэмы Vafþrúðnismál . В поэме Один, замаскированный под Гагнрадра , сражается с мудрым йотуном Вафрудниром в битве умов. Вафруднисмал ссылается на статус Ньёрда как заложника во время более ранней войны асов и ванов и на то, что он «вернётся домой к мудрым ванам» после «гибель людей». [25]
В строфе 44 Один задает Вафрудниру вопрос, кто из человечества переживет «знаменитый» Фимбулвинтер («Могучая зима»). [26] ). Вафруднир отвечает в строфе 45, что этими выжившими будут Лиф и Лифрасир , и что они спрячутся в лесу у холма Ходдмимис , что они будут потреблять утреннюю росу и произведут на свет поколения потомков. В строфе 46 Один спрашивает, какое солнце взойдет на небо после того, как Фенрир поглотит существующее солнце. Вафруднир отвечает, что Соль родит дочь до того, как Фенрир нападет на нее, и что после Рагнарека эта дочь продолжит путь своей матери. [27]
В строфе 51 Вафруднир утверждает, что после того, как пламя Сурта будет утолено, сыновья Одина Видарр и Вали будут жить в храмах богов, а сыновья Тора Моди и Магни будут владеть молотом Мьёльнир. В строфе 52 замаскированный Один спрашивает йотуна о его судьбе. Вафруднир отвечает, что «волк» поглотит Одина, и что Видарр отомстит за него, разрубив его холодные челюсти в бою. Один заканчивает дуэль последним вопросом: что Один сказал своему сыну перед тем, как приготовить погребальный костер? При этом Вафтруднир понимает, что имеет дело не с кем иным, как с Одином, которого он называет «самым мудрым из существ», добавляя, что только Один мог знать это. [28] Послание Одина было истолковано как обещание Бальдру воскреснуть после Рагнарека . [29]
Хельгаквида Хундингсбана II
[ редактировать ]Рагнарек кратко упоминается в строфе 40 стихотворения Helgakviða Hundingsbana II . Здесь безымянная служанка валькирии Сигрун проходит умершего героя Хельги Хундингсбейна мимо кургана . Хельги находится там со свитой мужчин, удивляя горничную. Горничная спрашивает, является ли она свидетельницей бреда, поскольку видит скачущих мертвецов, или ли Рагнарек произошел . В строфе 41 Хельги отвечает, что ни то, ни другое. [30]
Проза Эдда
[ редактировать ]Снорри Стурлусона «Прозаическая Эдда» обильно цитирует «Вёлуспа» и подробно развивает в прозе содержащуюся в ней информацию, хотя некоторая часть этой информации противоречит той, которая представлена в «Вёлуспе» .
Gylfaginning главы 26 и 34
[ редактировать ]В «Прозаическая Эдда» книге «Gylfaginning» различные ссылки сделаны на Рагнарёка . Рагнарек впервые упоминается в главе 26, где тронная фигура Хай , короля зала, сообщает Ганглери ( королю Гюльфи переодетому ) некоторую основную информацию о богине Идунн , в том числе о том, что ее яблоки будут сохранять молодость богов до Рагнарека . [31]
В главе 34 Хай описывает связывание волка Фенрира богами, в результате чего бог Тюр теряет правую руку, и что Фенрир остается там до Рагнарёка . Ганглери спрашивает Хай, почему, поскольку боги могли ожидать только разрушения от Фенрира, они не просто убили Фенрира, когда он был связан. Хай отвечает, что «боги относятся к своим священным местам и святилищам с таким уважением, что решили не осквернять их волчьей кровью, хотя пророчества предсказывали, что он станет смертью Одина». [32]
В результате своей роли в смерти бога Бальдра Локи (описанный как отец Фенрира) прикован к трем камням с внутренними органами своего сына Нарфи (которые превращены в железо) в трех местах. Там ему на лицо периодически капает яд змеи, помещенной йотуном Скади . Жена Локи Сигюн собирает яд в ведро, но всякий раз, когда она уходит, чтобы опорожнить его, капли достигают лица Локи, и боль, которую он испытывает, вызывает судороги, приводящие к землетрясениям . Далее Локи описывается как связанный таким образом до наступления Рагнарека . [33]
Гильфагинация Глава 51
[ редактировать ]В главе 51 представлен подробный отчет о Рагнареке, перемежающийся различными цитатами из «Вёлуспа» , а главы 52 и 53 описывают последствия этих событий. В главе 51 Хай заявляет, что первым признаком Рагнарёка будет Фимбулвинтер , за это время наступят три зимы без лета, а солнце станет бесполезным. Подробности о том, что до этих зим пройдут три более ранние зимы, отмеченные великими сражениями по всему миру. За это время жадность заставит братьев убивать братьев, а отцы и сыновья пострадают от распада родственных уз. Затем Хай цитирует 45-ю строфу «Völuspá» . Далее Хай описывает, что волк проглотит солнце, затем его брат проглотит луну, и человечество будет рассматривать это событие как великую катастрофу, приведшую к большим разрушениям. Звезды исчезнут. Земля и горы будут трястись так сильно, что деревья оторвутся от почвы, горы рухнут, и все ограничения сломаются, в результате чего Фенрир вырвется из своих оков. [34]
Хай рассказывает, что великий змей Ёрмунганд , также описанный в том же источнике как ребенок Локи, прорвется на сушу, когда море сильно нахлынет на нее. Корабль Нагльфар, описанный в «Прозаической Эдде» как сделанный из человеческих ногтей мертвецов, освобождается от причала и отправляется в плавание по бушующему морю, управляемый йотуном по имени Хрым . В то же время Фенрир, из глаз и ноздрей которого вырывается пламя, бросается вперед с широко открытым ртом, его верхняя челюсть достигает небес, а нижняя челюсть касается земли. Рядом с Фенриром Ёрмунганд распыляет яд по воздуху и морю. [35]
При этом небо разделяется на две части. Из раскола «сыны Муспелля выезжают ». Сурт едет первым, окруженный пламенем, его меч ярче солнца. Хай говорит, что «сыновья Муспелля» проедут через Биврёст , описанный в «Гилфагиннинге» как радужный мост, и что мост затем сломается. Сыновья Муспелля (и их сияющий боевой отряд) продвигаются к полю Вигрид , описываемому как пространство, простирающееся «на сто лиг в каждом направлении», где Фенрир, Ёрмунганд, Локи (за которым следуют «Собственные Хель») и Хрим (в сопровождении всех ледяных ётнаров ) присоединяйтесь к ним. Пока это происходит, Хеймдалль стоит и трубит в Гьяллархорн изо всех сил . Боги просыпаются от звука и встречаются. Один едет в Мимисбрунн в поисках совета от Мимира. Иггдрасиль трясется, и все, везде боится. [35]
Хай рассказывает, что Асы и Эйнхерия одеваются по-военному и отправляются в поле боя. Один в золотом шлеме и замысловатой кольчуге несет свое копье Гунгнир и едет перед ними. Один наступает на Фенрира, в то время как Тор движется рядом с ним, хотя Тор не может помочь Одину, потому что он вступил в бой с Ёрмунгандром. По словам Хай, Фрейр яростно сражается с Суртом, но падает, потому что у него нет меча, который он когда-то дал своему посланнику Скирниру . Собака Гармр (описанная здесь как «худший из монстров») вырывается из своих оков перед Гнипахеллиром и сражается с богом Тиром, что приводит к их смерти. [36]
Тор убивает Ёрмунганда, но его отравляет змея, и ему удается пройти всего девять шагов, прежде чем он упадет на землю замертво. Фенрир проглатывает Одина, но сразу после этого его сын Видарр бьет ногой Фенрира по нижней челюсти, хватает верхнюю челюсть и разрывает Фенриру рот, убивая великого волка. Локи сражается с Хеймдаллем, и они убивают друг друга. Сурт покрывает землю огнем, заставляя весь мир гореть. Высокие цитируются строфы с 46 по 47 из Völuspá и, кроме того, строфа 18 из Vafþrúðnismál (последняя содержит информацию о поле битвы Вигрид). [37]
Гильфагиннинг, главы 52 и 53
[ редактировать ]В начале 52 главы Ганглери спрашивает: «Что будет после того, как небо, земля и весь мир будут сожжены? Все боги будут мертвы вместе с Эйнхериями и всем человечеством. Разве вы не говорили ранее, что каждый человек будет жить в каком-то мире во все времена?» [38]
Фигура Третьего, восседающая на самом высоком троне в зале, отвечает, что будет много хороших мест для жизни, но также и много плохих. В третьем говорится, что лучшее место для жизни — это Гимле на небесах, где существует место под названием Окольнир , в котором находится зал под названием Бримир , где можно найти много питья. Третий описывает зал из красного золота, расположенный в Нидафьёлле под названием Синдри , где «будут жить хорошие и добродетельные люди». [38] Третий далее повествует о безымянном зале в Настрёнде , пляжах мертвых, который он описывает как большой отвратительный зал, обращенный на север, построенный из змеиных шипов и напоминающий «дом со стенами, сплетенными из ветвей»; головы змей обращены внутрь дома и извергают столько яда, что реки его текут по всему залу, в котором приходится переходить вброд клятвопреступникам и убийцам. В-третьих, здесь цитируются строфы с 38 по 39 из Völuspá , со вставкой оригинальной прозы, в которой говорится, что худшее место из всех, где можно находиться, - это Хвергельмир , за которым следует цитата из Völuspá , чтобы подчеркнуть, что дракон Нидхёгг преследует там трупы мертвых. [39]
Глава 53 начинается с того, что Ганглери спрашивает, выживет ли кто-нибудь из богов и останется ли что-нибудь от земли или неба. Хай отвечает, что из моря снова появится земля, красивая и зеленая, где растут самосевные культуры. Поле Идавёлль существует там, где когда-то был Асгард, и там, не затронутые пламенем Сурта, Видарр и Вали проживают . Теперь, обладая молотом своего отца Мьёльниром сыновья Тора Моди и Магни , там их встретят , а из Хель также прибудут Бальдр и Хёд. Все вместе они сидят и вспоминают воспоминания, а позже находят золотые игровые фишки, которые когда-то принадлежали асам. Völuspá . Затем цитируется строфа 51 [40]
Хай сообщает, что два человека, Лиф и Лифрасир , также пережили разрушение, спрятавшись в лесу Ходдмимис . Эти двое выживших потребляют утреннюю росу для пропитания, и от их потомков мир будет заново заселен. Vafþrúðnismál Затем цитируется строфа 45. У персонифицированного солнца, Соль, будет дочь, по крайней мере, такая же красивая, как она, и эта дочь пойдет по тому же пути, что и ее мать. Цитируется 47-я строфа Vafþrúðnismál , и ею заканчивается предсказание Рагнарёка в Gylfaginning . [41]
- Новый мир, который возникает после Рагнарёка , как описано в «Вёлуспа» (изображение Эмиля Доплера , 1905)
- Изображение Лифа и Лифтрасира ( Лоренц Фрёлих , 1895 г.)
Археологические данные
[ редактировать ]Были идентифицированы различные объекты, изображающие события Рагнарёка .
Крест Торвальда
[ редактировать ]Крест Торвальда , частично сохранившийся рунный камень, установленный в Кирк- Андреас на острове Мэн , изображает бородатого человека, держащего копье вниз, направленного на волка, его правая нога в пасти, в то время как большая птица сидит у него на плече. [42] Рундата датирует его 940 годом. [43] а Плюсковский датирует его 11 веком. [42] Это изображение интерпретируется как Один с вороном или орлом на плече, которого пожирает Фенрир в Рагнарёке . [42] [44] На другой стороне камня находится изображение большого креста и еще одно изображение, параллельное фигуре Одина, которое описывается как победа Христа над сатаной. [45] Эти объединенные элементы привели к тому, что крест был описан как « синкретическое искусство », смесь языческих и христианских верований. [42]
Госфорт Кросс
[ редактировать ]Крест Госфорта (920–950 гг.) в Камбрии , Англия, представляет собой стоячий крест типичной англосаксонской формы, вырезанный со всех сторон на длинном древке, почти квадратном в сечении. Помимо панелей с орнаментом, сцены включают христианское распятие и, возможно, еще одну сцену в аду, но другие сцены обычно интерпретируются как повествовательные эпизоды из истории Рагнарека . [46] даже такой учёный, столь осторожный в таких интерпретациях, как Дэвид М. Уилсон . [42] [47] Саму битву Рагнарек можно изобразить на северной стороне. [48] На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре , в том числе человек с копьем, обращенный к чудовищной голове, одна нога которого вставлена в раздвоенный язык зверя и на его нижнюю челюсть, а другая - напротив его верхней челюсти, сцена интерпретируется как Видарр. борьба с Фенриром. [42]
Ледбергский камень
[ редактировать ]XI века На Ледбергском камне в Швеции , как и на Кресте Торвальда, изображена фигура, поставившая ногу у пасти четвероногого зверя, и это также может быть изображением Одина, пожираемого Фенриром в Рагнарёке . [44] Под зверем и человеком изображен безногий человек в шлеме с распростертыми руками. [44] Надпись Младшего Футарка на камне содержит обычно встречающееся памятное посвящение, но за ней следует закодированная руническая последовательность, которую называют «таинственной». [49] и «интересная магическая формула, известная во всем древнескандинавском мире». [44]
Камень Скарпокер
[ редактировать ]начала XI века На камне Скарпокер из Седерманланда , Швеция, отец, оплакивающий своего умершего сына, использовал ту же форму стиха, fornyrðislag , что и в «Поэтической Эдде» , на следующей гравюре:
Землю надо разрыть | Земля будет расколота |
Янссон (1987) отмечает, что во время надписи каждый, кто читал строки, мог подумать о Рагнарёке и намеке, который отец счел подходящим выражением своего горя. [50]
Теории и интерпретации
[ редактировать ]Циклическое время и Холт Ходдмимис
[ редактировать ]Рудольф Симек теорию, что выживание Лифа и Лифрасира в конце Рагнарёка — это «случай удвоения антропогенеза , понятный из циклической природы эддической выдвигает эсхатологии ». Симек говорит, что Hoddmímis holt «не следует понимать буквально как лес или даже лес, в котором они оба прячутся, а скорее как альтернативное название мирового дерева Иггдрасиль . Таким образом, создание человечества из стволов деревьев ( Аскр) , Эмбла ) повторяется после Рагнарёка и ». Симек говорит, что в германских регионах концепция человечества, происходящего от деревьев, является древней, и дополнительно указывает на легендарные параллели в баварской легенде о пастухе , живущем внутри дерева, чьи потомки вновь заселяют землю после того, как жизнь там была уничтожена чумой. (цитата по пересказу Ф. Р. Шредера). Кроме того, Симек указывает на древнескандинавскую параллель в фигуре Орвара-Оддра , «который помолодел после того, как жил человеком-деревом ( сага об Эрвар-Одде 24–27)». [51]
Мюспиль , Гелианд и христианство
[ редактировать ]Были предложены теории о связи между Рагнареком и древневерхненемецкой эпической поэмой 9-го века «Муспилли» о христианском Страшном суде , где появляется слово «Муспилле» 9-го века « , и древнесаксонской эпической поэмой Гелианд» о жизни Христа , где различные появляются другие формы слова. В обоих источниках это слово используется для обозначения конца света посредством огня. [52] Древнескандинавские формы этого термина также встречаются в рассказах о Рагнарёке , где мир также охвачен пламенем, и, хотя существуют различные теории о значении и происхождении этого термина, его этимология не решена. [52]
Протоиндоевропейская основа
[ редактировать ]Были отмечены параллели между Рагнареком скандинавской религии и верованиями других родственных индоевропейских народов . Впоследствии были выдвинуты теории о том, что Рагнарек представляет собой более позднюю эволюцию протоиндоевропейской веры наряду с другими культурами, произошедшими от протоиндоевропейцев. Эти параллели включают сравнение мотива космической зимы между скандинавскими фимбулвинтерами , иранскими бундахишнами и йимой . [53] Шаг Видарра сравнивают с шагом ведического бога Вишну , поскольку оба они имеют «космический шаг» со специальной обувью, используемой, чтобы разорвать на части зверского волка. [53] Между событиями «последней битвы» в индоевропейских культурах также были выявлены более крупные закономерности, включая появление слепых или полуслепых фигур в темах «последней битвы», а также внезапно появляющихся фигур с удивительными навыками. [53]
Извержения вулканов
[ редактировать ]Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что события в Вёлуспе, происходящие после смерти богов (солнце становится черным, поднимается пар, пламя касается небес и т. д.), могут быть вдохновлены извержениями вулканов в Исландии. Записи об извержениях в Исландии имеют большое сходство с последовательностью событий, описанных в Вёлуспа , особенно с извержением Лаки , произошедшим в 1783 году. [54] Берта Филпоттс предполагает, что фигура Сурта была вдохновлена извержениями исландских вулканов и что он был вулканическим демоном. [55] Имя Сурта встречается в некоторых исландских топонимах, в том числе в лавовой трубке Суртшеллир , ряде темных пещер в центральном вулканическом регионе Исландии. [56]
Эпизод с Бергбуа
[ редактировать ]Были указаны параллели между стихотворением ётуна, найденным XIII века в þáttr Bergbúa þáttr («сказка о горном жителю»). В сказке Торд и его слуга заблудились зимой во время поездки в церковь и поэтому укрываются на ночь в пещере. Внутри пещеры они слышат шум, становятся свидетелями пары огромных горящих глаз, а затем существо с горящими глазами читает стихотворение из 12 строф. Стихотворение, которое читает существо, содержит отсылки к скандинавской мифологии (включая упоминание Тора), а также пророчества (в том числе о том, что «горы упадут, земля сдвинется, людей будет омывать горячей водой и сжигать огнем»). Огонь Сурта упоминается в строфе 10. Джон Линдоу говорит, что стихотворение может описывать «смесь уничтожения расы гигантов и людей, как в Рагнареке », но что «многие из предсказаний разрушения на Земле также могут соответствовать вулканическая активность, которая так распространена в Исландии». [57]
Современные влияния
[ редактировать ]События Рагнарёка драматизированы, хотя и кратко, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дочь болотного короля».
В конце 2013 и начале 2014 года англоязычные СМИ широко сообщали, что Рагнарек был предсказан на 22 февраля 2014 года. [58] Заявление , очевидно, возникшее по образцу явления 2012 года , иногда приписывалось «календарю викингов». Насколько известно, такого календаря не существовало, а источником послужило «предсказание», сделанное средствам массовой информации Центром викингов Юрвик в Йорке , Англия, с целью привлечь внимание к событию, которое учреждение должно было провести в этот день. Центр викингов Юрвика подвергся критике за то, что он ввел общественность в заблуждение, продвигая это мероприятие. В статье 2014 года об этих утверждениях филолог Джозеф С. Хопкинс воспринимает реакцию СМИ как пример широкого возрождения интереса к эпохе викингов и древнегерманским темам. [59]
Норвежский приключенческий фильм в жанре фэнтези Gåten Ragnarok, вышедший на экраны в 2013 году, рассказывает об открытии мифического змея в современном Финнмарке .
Этот миф занимает центральное место в кинематографической вселенной Marvel фильме 2017 года «Тор: Рагнарёк» . [60] в кульминации которого демон Суртур уничтожает Асгард , а его люди бегут в космос под руководством Тора , Валькирии , Локи , Хеймдалля , Халка и Корга .
А.С. Байатт опубликовал роман под названием «Рагнарок: Конец богов» в 2011 году.
Действие «Рагнарёка» происходит в конце видеоигры God of War 2018 года , основанной на скандинавской мифологии , после того, как главный герой Кратос убивает Бальдра . Продолжение God of War Ragnarök 2022 года посвящено последствиям этого события и охватывает внутриигровую версию Рагнарёка.
Скандинавская мифология и изменение климата вдохновили одноименный сериал «Рагнарёк» . [61] Город Эдда в Западной Норвегии страдает от изменения климата и промышленного загрязнения, вызванного фабриками, принадлежащими семье Ютул, группе йётуннов . Им бросает вызов мальчик-подросток Магне, реинкарнация Тора. Так начинается событие Рагнарёк («Сумерки богов»), борьба с теми, кто уничтожает планету.
В видеоигре Assassin's Creed Valhalla 2020 года , частично вдохновленной скандинавской мифологией, асы изображены как члены Ису, которые в вымышленных знаниях серии представляют собой развитую цивилизацию, предшествовавшую человечеству, а Рагнарек относится к серии события вращаются вокруг катастрофы Тоба , или «Великой катастрофы», которая представляла собой солнечную вспышку , поразившую Землю, убившую большую часть народа Ису. В одной из сюжетных арок игры главный герой Эйвор Варинсдоттир принимает на себя роль Одина (позже выяснилось, что это была ее предыдущая жизнь ), который ищет способ для себя и других асов выжить после Рагнарека, во время которого всем им было предсказано, что погибнуть. игры загружаемого контента Один из пакетов под названием Dawn of Ragnarök основан на этом, поскольку он следует за Одином как раз в тот момент, когда события Рагнарёка вот-вот начнутся.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фацио, Моффетт и Вудхаус 2003 , стр. 201.
- ^ «рагнарёк» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ «Рагнарек» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ "Рагнарек" (США) и «Рагнарек» . Оксфордские словари Британско-английского словаря . Издательство Оксфордского университета . [ мертвая ссылка ]
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Рагнарек» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 16 декабря 2023 г.
- ^ Зоэга 2004 , с. 345.
- ^ «причина, основа, происхождение», «чудо, чудо», tíva rök «жизнь и деяния богов», þjóða rök «происхождение, сотворение человечества», í aldar rök «на краю света» ( Zoëga 2004 , с. 345); Протогерманский : * rakō ( Bjordvand & Lindeman 2007 , стр. 856–857).
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2007 , с. 259.
- ^ Бьордванд и Линдеман, 2007 , например, стр. 856–857.
- ^ Линдоу 2001 , с. 254.
- ^ Перейти обратно: а б Дронке 1997 , с. 18.
- ^ Орчард 1997 , с. 43.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Дронке 1997 , с. 19.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 265
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 10.
- ^ Беллоуз 2004 , с. 22.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 266
- ^ Беллоуз 2004 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон 1999 , с. 12.
- ^ Симек 2007 , с. 262.
- ^ Линдоу 2001 , с. 257.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 13.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 3.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 46.
- ^ Линдоу 2001 , с. 115.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 47.
- ^ Ларрингтон 1999 , стр. 48–49.
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 269
- ^ Ларрингтон 1999 , с. 139
- ^ Бьок 2005 , с. 36.
- ^ Бьок 2005 , с. 42.
- ^ Бьок 2005 , с. 70.
- ^ Бьок 2005 , стр. 71–72.
- ^ Перейти обратно: а б Бьок 2005 , с. 72.
- ^ Бьок 2005 , с. 73.
- ^ Бьок 2005 , стр. 73–75.
- ^ Перейти обратно: а б Бьок 2005 , с. 76.
- ^ Бьок 2005 , стр. 76–77.
- ^ Бьок 2005 , с. 77.
- ^ Бьок 2005 , стр. 77–78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Плюсковский 2004 , с. 158.
- ^ Запись Бр Олсен; 185A в Rundata 2.0.
- ^ Перейти обратно: а б с д Янссон 1987 , стр. 152.
- ^ Хантер и Ралстон 1999 , с. 200.
- ^ Бэйли 2002 , стр. 15–23.
- ^ Уилсон 1984 , с. 149–150.
- ^ Орчард 1997 , с. 13.
- ^ Маклеод и Мис 2006 , стр. 145.
- ^ Янссон 1987 , стр. 141.
- ^ Симек 2007 , с. 189. О Шредере см. Schröder (1931).
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2007 , стр. 222–224.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэллори и Адамс 1997 , стр. 182–183.
- ^ Дэвидсон 1990 , стр. 208–209.
- ^ Филпоттс 1905 , стр. 14 и далее, в Дэвидсоне (1990 , стр. 208)
- ^ Патель, Самир С. (2017). «Пещера Чернеющего» . Археология . 70 (3): 36–41. JSTOR 26348924 .
- ^ Линдоу 2001 , стр. 73–74.
- ^ Ричардс, Крис (17 февраля 2014 г.). «Наступит ли миру КОНЕЦ на следующей неделе? Апокалипсис викингов «Рагнарёк» должен наступить 22 февраля» . Ежедневное зеркало .
- ^ Хопкинс 2014 , стр. 7–12.
- ^ Стром, Марк (28 октября 2014 г.). «Тор приносит Рагнарёк в кинематографическую вселенную Marvel в 2017 году» . Марвел.com . Архивировано из оригинала 28 октября 2014 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Торвик, Ханна Булл (28 января 2020 г.). «Как бы плохо это ни звучало» . Дагбладет (на норвежском языке) . Проверено 3 февраля 2020 г. .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Бейли, Ричард Н. (2002). «Скандинавский миф о каменной скульптуре периода викингов в Англии». В Барнсе, Джеральдин; Росс, Маргарет Клунис (ред.). Древнескандинавские мифы, литература и общество (PDF) . Сидней: Сиднейский университет. ISBN 1-86487-316-7 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 сентября 2009 года . Проверено 3 октября 2010 г.
- Беллоуз, Генри Адамс (2004). Поэтическая Эдда: Мифологические стихи . Дуврские публикации . ISBN 0-486-43710-8 .
- Бьёрдванд, Харальд; Линдеман, Фредрик Отто (2007). Наше наследие . Новус. ISBN 978-82-7099-467-0 .
- Джесси Байок (Пер.) (2005). Прозаическая Эдда . Классика пингвинов . Книги о пингвинах. ISBN 0-14-044755-5 .
- Дронке, Урсула (Пер.) (1997). Поэтическая Эдда: Том II: Мифологические стихи . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811181-9 .
- Дэвидсон, HR Эллис (1990). Боги и мифы Северной Европы . Книги о пингвинах . ISBN 0-14-013627-4 .
- Фасио, Майкл В.; Моффетт, Мэриан; Вудхаус, Лоуренс (2003). Всемирная история архитектуры . МакГроу-Хилл Профессионал . ISBN 0-07-141751-6 .
- Бернхардссон, Харальдур (2007). «Старый исландский Рагнарёк и Рагнароккр ». В Нуссбауме, Алан Дж. (ред.). Верба Доченти . Пресс для буковых клепок. стр. 25–38. ISBN 978-0-9747927-3-6 .
- Хопкинс, Джозеф С. (2014). «Апокалипсис викингов» 22 февраля 2014 года: анализ « Рагнарёка» Центра викингов Юрвика и его восприятия в СМИ» . Информационный бюллетень РМН . 8 . Хельсинкский университет : 7–12. ISSN 2324-0636 .
- Хантер, Джон; Ралстон, Ян (1999). Археология Британии: введение от верхнего палеолита к промышленной революции . Рутледж . ISBN 978-0-415-13588-7 .
- Янссон, Свен Б. (1987). Руны в Швеции . Стокгольм, Гидлунд. ISBN 91-7844-067-Х .
- Ларрингтон, Кэролайн (Пер.) (1999). Поэтическая Эдда . Оксфордская мировая классика . ISBN 0-19-283946-2 .
- Линдоу, Джон (2001). Скандинавская мифология: Путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-515382-0 .
- Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс . ISBN 1-84383-205-4 .
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 1-884964-98-2 .
- Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2 .
- Филпоттс, Берта (1905). "Кислый". Архив скандинавской филологии . 21:14 и далее.
- Плюсковский, Алекс (2004). «Апокалиптические монстры: животные вдохновения для иконографии средневековых северных пожирателей». В Билдхауэре, Беттина; Миллс, Роберт (ред.). Чудовищное средневековье . Университет Торонто Пресс . ISBN 0-8020-8667-5 .
- Рундата 2.0 для Windows .
- Симек, Рудольф (2007). Словарь северной мифологии . перевод Анжелы Холл. Д.С. Брюэр . ISBN 978-0-85991-513-7 .
- Уилсон, Дэвид М. (1984). Англосаксонское искусство: от седьмого века до норманнского завоевания . Не обращайте внимания на прессу. ISBN 978-0-87951-976-6 .
- Зоэга, Гейр (2004) [1910]. Краткий словарь древнеисландского языка . Университет Торонто. ISBN 0-8020-8659-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с Рагнарёком , в Wikiquote
- Словарное определение Рагнарока в Викисловаре
- СМИ, связанные с Рагнарёком, на Викискладе?