Jump to content

Саошьянт

Саошьянт ( авестийский : 𐬯𐬀𐬊𐬳𐬌𐬌𐬀𐬧𐬝 saoš́iiaṇt̰ ) — это термин на авестийском языке писаниях и традициях по-разному , который буквально означает «тот, кто приносит пользу», и который используется в зороастрийских . В частности, это выражение является собственным именем Саошянта , эсхатологической фигуры-спасителя, вызывающей Фрашокерети , окончательное обновление мира, в котором зло окончательно уничтожается. В зороастрийской традиции этот термин был распространен на сошанов и стал применяться к трем фигурам спасителей, которым было предсказано, что они постепенно приведут к окончательному обновлению.

Этимология [ править ]

Авестийское ḱewh₁- слово Саошьянт происходит от активного причастия (обозначаемого -ant- ) будущей основы глагольного корня су- / сау- , который сам происходит от протоиндоевропейского корня * ' набухать'. От этого корня происходят авестийские сура – ​​«сильный» и yawaēsu – «вечно процветающий». С течением времени глагольный корень приобрел расширенные значения «приносить пользу, прибыль, преимущество» и «создавать прибыль, использование, преимущество, способствовать дальнейшему развитию». Именно в этом расширенном смысле слово Саошьянт понималось зороастрийцами. В строфах 128 и 129 Яшта 13 дается следующее объяснение этимологии слова: «мы поклоняемся фраваши праведного Астват-әрәты , который будет Победоносным Саошьянтом по имени... (его называют) саошьянтом , потому что он будет далее ( sāwayāt̰ ) вся материальная жизнь». [1]

В Священном Писании [ править ]

В Гатах , самых священных гимнах зороастризма, которые, как полагают, были написаны самим Зороастром , этот термин используется как нарицательное существительное для обозначения собственной миссии пророка и сообщества его последователей, которые «приносят пользу» человечеству. Это нарицательное существительное также появляется в Младшей Авесте (например, Ясна 61.5), где оно в общем обозначает религиозных лидеров, включая Зороастра (например, Ясна 46.3). [2] Другое нарицательное существительное airyaman, «член сообщества», является эпитетом этих саошьянтов . Напротив, постоянным эпитетом фигур(ов) спасителей является астват-әрәта, «воплощающий праведность». [3] которого имеет арта / аша «Истина». элемент имени [4] Эти спасители — это те, кто следует учению Ахура Мазды «деяниями, вдохновленными ашей » ( Ясна 48.12).

Саошьянт впервые появляется как имя собственное в Младшей Авесте. [5] это явно наблюдается в Яште 13.129, где оно используется в единственном числе и где Астват-эрета развивается в альтернативное имя Саошьянта. Единственное число также появляется в Ясне 59.1, где Веретрагна считается оружием Саошьянта в преодолении сопротивления. Форма множественного числа появляется, например, в Яште 17.1, где Аши — божество «воздаяния» — описывается как дающее Саошьянтам силу «творить чудеса» ( фрашо.керети ). Этот термин также может быть переведен как «Ремонт» и этимологически может быть переведен как « создание сочности ».

Роль Саошьянта, или Астват-эреты, как будущего спасителя мира кратко описана в Яште 19.88-96, где говорится, что он достигнет Фрашокерети, что он сделает мир совершенным и бессмертным, и злым. и Друдж исчезнет. Он идентифицирован как сын Виспатаурвайри и утверждается, что он выйдет из озера Кансаойя/Кансава и будет носить то же оружие Веретрагна , которое ряд иранских эпических героев и царей использовали в прошлом против различных демонических врагов. Хаурватат , Амеретат , праведный Дураоша и другие подобные существа станут его товарищами и вместе они победят злые создания Ангра-Майнью .

По традиции [ править ]

Роль Саошьянта во время окончательного обновления уже упоминалась в Священных Писаниях (например, Яшт 19.88-96, см. выше), но получила должное развитие только в текстах 9–12 веков. В этих среднеперсидских текстах это имя сокращено до Сошанов или ему подобных ( Сошаны в живом зороастризме).

Эти средневековые произведения зороастрийской традиции предполагают трех будущих спасителей, каждый из которых является Сошаном/Саошьянтом, по одному на конец каждого тысячелетнего периода, составляющего последние 3000 лет мира (эти три тысячелетия следуют за «тысячелетием Зороастра»). ). Согласно традиции (найденной, например, в «Джамасп Намаг» ), первого Саошьянта будут звать (Х)Ушедар, второго (Х)Ушедарма, а третьего снова будет Саошьянт , который поведет человечество в финальную битву со злом. Средневековые произведения также передают традицию, согласно которой трое будущих спасителей мифологизируются как рожденные от девушек, зачатые, когда их матери купались в озере, чудесным образом сохранившим семя самого пророка Зороастра.

История зачатия и ранней жизни Саошьянта описана в Денкарде 7.10.15 и далее следующим образом: За тридцать лет до решающей финальной битвы войдет девушка по имени Эредат-федри («Победоносная помощница») и чье прозвище «Создательница тел». озеро (в Яште 19.92 это «озеро Кансава»). Сидя в воде, девушка, «не общавшаяся с мужчинами», получит «победное знание». Ее сын, родившись, не будет знать питания от матери, тело его будет солнцеподобным, и «царская слава» Хварены с ним будет . Затем в течение следующих 57 лет он будет питаться только овощами (17 лет), затем только водой (30 лет), а затем последние 10 лет только «духовной пищей».

События окончательного обновления описаны в « Бундахишне» (30.1 и далее): В последней битве со злом язаты Айрьяман и Атар «расплавят металл на холмах и горах, и он будет на земле, как река». ( Бундахишн 34.18), но праведники (т. е. ашаваны ) не пострадают. В конце концов Ахура Мазда восторжествует, а его агент Саошьянт воскресит мертвых, чьи тела будут восстановлены до вечного совершенства, а души очистятся и воссоединятся с Богом. Тогда время закончится, и аша и бессмертие станут вечными.

В Вере Бахаи [ править ]

Традиция бахаи считает, что пророчества Саошьянта (бахаи «Сошьош») исполнились в личности Бахауллы . [6] [7] в то время как два других Сошана зороастрийской традиции интерпретируются как относящиеся к Мухаммеду и Бабу соответственно. [7]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты
Библиография
  • Бойс, Мэри (1975), История зороастризма, Vol. Я , Лейден: Брилл, ISBN  90-04-04319-5 .
  • Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП .
  • Каземи, Фаршид (2013), «Небесный огонь: Бахаулла как мессианская теофания Божественного огня в зороастризме», Ирфан Коллоквиум , 14 : 45–123 .
  • Кхианра, Дипчанд; Стайлз, Сьюзен Манек (2000), «Зороастризм», в Смит, Питер (ред.), Краткая энциклопедия веры бахаи , Лондон: Oneworld Publications, стр. 368–369, ISBN  1-85168-184-1 .
  • Маландра, Уильям (2013). "Саошянт " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника . Получено 17 апреля.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 539b13edb130b7fc90f1dca1f87bc169__1714127400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/69/539b13edb130b7fc90f1dca1f87bc169.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saoshyant - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)