Саошьянт
Саошьянт ( авестийский : 𐬯𐬀𐬊𐬳𐬌𐬌𐬀𐬧𐬝 saoš́iiaṇt̰ ) — это термин на авестийском языке писаниях и традициях по-разному , который буквально означает «тот, кто приносит пользу», и который используется в зороастрийских . В частности, это выражение является собственным именем Саошянта , эсхатологической фигуры-спасителя, вызывающей Фрашокерети , окончательное обновление мира, в котором зло окончательно уничтожается. В зороастрийской традиции этот термин был распространен на сошанов и стал применяться к трем фигурам спасителей, которым было предсказано, что они постепенно приведут к окончательному обновлению.
Этимология [ править ]
Авестийское ḱewh₁- слово Саошьянт происходит от активного причастия (обозначаемого -ant- ) будущей основы глагольного корня су- / сау- , который сам происходит от протоиндоевропейского корня * ' набухать'. От этого корня происходят авестийские сура – «сильный» и yawaēsu – «вечно процветающий». С течением времени глагольный корень приобрел расширенные значения «приносить пользу, прибыль, преимущество» и «создавать прибыль, использование, преимущество, способствовать дальнейшему развитию». Именно в этом расширенном смысле слово Саошьянт понималось зороастрийцами. В строфах 128 и 129 Яшта 13 дается следующее объяснение этимологии слова: «мы поклоняемся фраваши праведного Астват-әрәты , который будет Победоносным Саошьянтом по имени... (его называют) саошьянтом , потому что он будет далее ( sāwayāt̰ ) вся материальная жизнь». [1]
В Священном Писании [ править ]
В Гатах , самых священных гимнах зороастризма, которые, как полагают, были написаны самим Зороастром , этот термин используется как нарицательное существительное для обозначения собственной миссии пророка и сообщества его последователей, которые «приносят пользу» человечеству. Это нарицательное существительное также появляется в Младшей Авесте (например, Ясна 61.5), где оно в общем обозначает религиозных лидеров, включая Зороастра (например, Ясна 46.3). [2] Другое нарицательное существительное airyaman, «член сообщества», является эпитетом этих саошьянтов . Напротив, постоянным эпитетом фигур(ов) спасителей является астват-әрәта, «воплощающий праведность». [3] которого имеет арта / аша «Истина». элемент имени [4] Эти спасители — это те, кто следует учению Ахура Мазды «деяниями, вдохновленными ашей » ( Ясна 48.12).
Саошьянт впервые появляется как имя собственное в Младшей Авесте. [5] это явно наблюдается в Яште 13.129, где оно используется в единственном числе и где Астват-эрета развивается в альтернативное имя Саошьянта. Единственное число также появляется в Ясне 59.1, где Веретрагна считается оружием Саошьянта в преодолении сопротивления. Форма множественного числа появляется, например, в Яште 17.1, где Аши — божество «воздаяния» — описывается как дающее Саошьянтам силу «творить чудеса» ( фрашо.керети ). Этот термин также может быть переведен как «Ремонт» и этимологически может быть переведен как « создание сочности ».
Роль Саошьянта, или Астват-эреты, как будущего спасителя мира кратко описана в Яште 19.88-96, где говорится, что он достигнет Фрашокерети, что он сделает мир совершенным и бессмертным, и злым. и Друдж исчезнет. Он идентифицирован как сын Виспатаурвайри и утверждается, что он выйдет из озера Кансаойя/Кансава и будет носить то же оружие Веретрагна , которое ряд иранских эпических героев и царей использовали в прошлом против различных демонических врагов. Хаурватат , Амеретат , праведный Дураоша и другие подобные существа станут его товарищами и вместе они победят злые создания Ангра-Майнью .
По традиции [ править ]
Роль Саошьянта во время окончательного обновления уже упоминалась в Священных Писаниях (например, Яшт 19.88-96, см. выше), но получила должное развитие только в текстах 9–12 веков. В этих среднеперсидских текстах это имя сокращено до Сошанов или ему подобных ( Сошаны в живом зороастризме).
Эти средневековые произведения зороастрийской традиции предполагают трех будущих спасителей, каждый из которых является Сошаном/Саошьянтом, по одному на конец каждого тысячелетнего периода, составляющего последние 3000 лет мира (эти три тысячелетия следуют за «тысячелетием Зороастра»). ). Согласно традиции (найденной, например, в «Джамасп Намаг» ), первого Саошьянта будут звать (Х)Ушедар, второго (Х)Ушедарма, а третьего снова будет Саошьянт , который поведет человечество в финальную битву со злом. Средневековые произведения также передают традицию, согласно которой трое будущих спасителей мифологизируются как рожденные от девушек, зачатые, когда их матери купались в озере, чудесным образом сохранившим семя самого пророка Зороастра.
История зачатия и ранней жизни Саошьянта описана в Денкарде 7.10.15 и далее следующим образом: За тридцать лет до решающей финальной битвы войдет девушка по имени Эредат-федри («Победоносная помощница») и чье прозвище «Создательница тел». озеро (в Яште 19.92 это «озеро Кансава»). Сидя в воде, девушка, «не общавшаяся с мужчинами», получит «победное знание». Ее сын, родившись, не будет знать питания от матери, тело его будет солнцеподобным, и «царская слава» Хварены с ним будет . Затем в течение следующих 57 лет он будет питаться только овощами (17 лет), затем только водой (30 лет), а затем последние 10 лет только «духовной пищей».
События окончательного обновления описаны в « Бундахишне» (30.1 и далее): В последней битве со злом язаты Айрьяман и Атар «расплавят металл на холмах и горах, и он будет на земле, как река». ( Бундахишн 34.18), но праведники (т. е. ашаваны ) не пострадают. В конце концов Ахура Мазда восторжествует, а его агент Саошьянт воскресит мертвых, чьи тела будут восстановлены до вечного совершенства, а души очистятся и воссоединятся с Богом. Тогда время закончится, и аша и бессмертие станут вечными.
В Вере Бахаи [ править ]
Традиция бахаи считает, что пророчества Саошьянта (бахаи «Сошьош») исполнились в личности Бахауллы . [6] [7] в то время как два других Сошана зороастрийской традиции интерпретируются как относящиеся к Мухаммеду и Бабу соответственно. [7]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Цитаты
- ^ Маландра 2013
- ^ Бойс 1975 , с. 234.
- ^ Бойс 1975 , с. 282.
- ^ Далла 1938 , с. 165.
- ^ Далла 1938 , с. 108.
- ^ Каземи 2013 , с. 104.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хианра и Стайлз 2000 , с. 368.
- Библиография
- Бойс, Мэри (1975), История зороастризма, Vol. Я , Лейден: Брилл, ISBN 90-04-04319-5 .
- Дхалла, Манекджи Нуссерванджи (1938), История зороастризма , Нью-Йорк: ОУП .
- Каземи, Фаршид (2013), «Небесный огонь: Бахаулла как мессианская теофания Божественного огня в зороастризме», Ирфан Коллоквиум , 14 : 45–123 .
- Кхианра, Дипчанд; Стайлз, Сьюзен Манек (2000), «Зороастризм», в Смит, Питер (ред.), Краткая энциклопедия веры бахаи , Лондон: Oneworld Publications, стр. 368–369, ISBN 1-85168-184-1 .
- Маландра, Уильям (2013). "Саошянт " В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, онлайн- издание Фонд Энциклопедии Ираника . Получено 17 апреля.