Бундахишн
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
«Бундахишн » ( среднеперсидский : Bun-dahišn(īh) , «Первородное творение») — энциклопедический сборник верований о зороастрийской космологии, написанный шрифтом « Книга Пехлеви» . [1] Оригинальное название произведения неизвестно. Это один из наиболее важных сохранившихся свидетелей зороастрийской литературы на среднеперсидском языке.
Хотя « Бундахишн» опирается на Авесту и развивает идеи, упомянутые в этих текстах, сам по себе он не является Священным Писанием . Содержание отражает зороастрийское писание, которое, в свою очередь, отражает как древние зороастрийские, так и дозороастрийские верования. В некоторых случаях текст намекает на непредвиденные обстоятельства ислама после VII века в Иране , а в других случаях, например, на идею о том, что Луна находится дальше, чем звезды .
Структура
[ редактировать ]Бундахишн существует в двух редакциях : индийской и иранской. Более короткая версия была найдена в Индии и содержит всего 30 глав и поэтому известна как Малый Бундахишн , или Индийский Бундахишн . Копия этой версии была привезена в Европу Авраамом Анкетил-Дюперроном в 1762 году. Более длинная версия была привезена в Индию из Ирана Т. Д. Анклесарией около 1870 года и поэтому известна как Большой Бундахишн , или Иранский Бундахишн , или просто Бундахишн . Большая редакция (название которой сокращенно GBd или просто Bd ) примерно в два раза длиннее меньшей (сокращенно IBd ). Содержит 36 глав. Бундахисн подобный содержит характеристики, подпадающие под различные формы классификаций , в том числе как энциклопедический текст и как текст, мидрашу . [2]
Традиционно данное имя, по-видимому, представляет собой шестое слово из первого предложения младшей из двух редакций. [3] Более старая из двух редакций имеет другую первую строку, и первый перевод этой версии принял имя Zand-Agāhīh , что означает « Занд -знающий», из первых двух слов первого предложения.
Большинство глав компендиума датируются 8-м и 9-м веками, что примерно совпадает с самыми старыми частями Денкарда , который является еще одним важным текстом «Пехлеви» (т.е. зороастрийского среднеперсидского ) собрания. Поздние главы на несколько столетий моложе самых старых. Самая старая существующая копия датируется серединой 16 века.
Две редакции происходят из разных рукописных традиций, и части, доступные в обоих источниках, различаются (немного) по содержанию. Большая редакция также является более старой из двух, и Уэст датировал ее примерно 1540 годом. Меньшая редакция датируется примерно 1734 годом.
Традиционно указатели глав и стихов обозначаются арабскими цифрами для меньшей редакции и римскими цифрами для большей редакции. Эти две серии не синхронны, поскольку меньшая редакция была проанализирована (Дюперроном в 1771 году) до того, как стали известны масштабы большей редакции. Порядок глав также отличается.
Содержание
[ редактировать ]
« Бундахишн» представляет собой краткое изложение зороастрийского мифа о сотворении мира и первых сражений сил Ахура Мазды и Ангра-Майнью за гегемонию мира. Согласно тексту, в первые 3000 лет космического года Ахура Мазда создал фраваши и задумал свое будущее творение. Он использовал бесчувственную и неподвижную Пустоту как оружие против Ангра-Майнью, и в конце этого периода Ангра-Майнью был вынужден подчиниться и впал в ступор на следующие 3000 лет. Воспользовавшись отсутствием Ангра-Майнью, Ахура Мазда создал Амеша Спентас (Щедрых Бессмертных), представляющих изначальные элементы материального мира, и наполнил свое царство Ард ( Аша ), «Истиной», чтобы не дать Ангра-Майнью уничтожить его. повествует Наконец , Бундахишн о сотворении изначального быка, Эвагдада (авестийская Гаваеводата ) и Кейумара (авестийский Кейумаретан ), изначального человека.
Следуя Маккензи, [3] названия следующих глав в кавычках отражают оригинальные названия. Те, что без кавычек, представляют собой краткое изложение глав, не имеющих названия. Схема нумерации глав/разделов основана на нумерации BT Anklesaria. [4] для большего рецессии, и что Запад [5] для меньшего пересмотра. Номера глав большей редакции указаны в первом столбце римскими цифрами, а номера глав меньшей редакции указаны во втором столбце и указаны арабскими цифрами и в скобках.
Я. | (1) | Изначальное творение Ормазда и натиск Злого Духа. |
Я. | н/д | «О материальном творении существ». |
II. | (2) | «Об образовании светил». |
III. | н/д | «О причине создания существ для ведения битвы». |
IV. | (3) | «О бегстве Врага против тварей». |
ИВ А. | (4) | Смерть Единолично созданной Бычьей . |
V. | (5) | «О противостоянии двух Духов». |
V A. | н/д | «По гороскопу мира, как это произошло». |
V B. | н/д | Планеты. |
МЫ. | н/д | «О борьбе творений мира со злым духом». |
С ПОМОЩЬЮ. | (6) | «Первая битва Духа Неба со Злым Духом». |
VI Б | (7) | «Вторая битва, которую устроила Вода». |
VI С. | (8) | «Третья битва, которую совершила Земля». |
ОБВЕНЧАЛИСЬ. | (9) | «Четвертая битва, которую провел Растение». |
ВИ Э. | (10) | «Пятая битва, которую совершил Единоличный Бык». |
ВЫ Ф. | н/д | «Шестую битву сделал Кеймарс ». |
ВИ Г. | н/д | «Седьмая битва, которую устроил Огонь». |
ВИ Х. | н/д | «Восьмая битва, которую устроили неподвижные звезды». |
МЫ И. | н/д | «Девятая битва духовных богов со Злым Духом». |
ТЫ Дж. | н/д | «Десятую битву сделали звезды, не затронутые Смешением». |
VII. | н/д | «О форме этих творений». |
VIII. | (11) | «О природе земель». |
IX. | (12) | «О природе гор». |
Х. | (13) | «О природе морей». |
XI. | (20) | «О природе рек». |
ХI А. | (20) | «На отдельных реках». |
XI Б. | (21) | Семнадцать видов «воды» (жидкости). |
ХI С. | (21) | Недовольство рек Аранг, Марв и Гильменд. |
XII. | (22) | «О природе озер». |
XIII. | (14) | «О природе 5 видов животных». |
XIV. | (15) | «О природе человека». |
ХIV А. | н/д | «О природе женщины». |
ХIV Б. | (23) | О неграх. |
XV. | (16) | «О природе рождений всех родов». |
ХV А. | (16) | Другие виды размножения. |
XVI. | (27) | «О природе растений». |
ХVI А. | (27) | О цветах. |
XVII. | (24) | «О вождях людей, животных и обо всем отдельном». |
XVII А. | н/д | О неравенстве существ. |
XVIII. | (17) | «О природе огня». |
XIX. | н/д | «О природе сна». |
XIX А. | н/д | Независимость земли, воды и растений от усилий и отдыха. |
ХХ. | н/д | О звуках. |
XXI. | н/д | «О природе ветра, облаков и дождя». |
XXII. | н/д | «О природе ядовитых существ». |
XXIII. | н/д | «О природе вида волка». |
XXIV. | (18-19) | «О разном, каким образом они были созданы и о противостоянии, постигшем их». XXIV. АС. (18) Дерево Гокарн, Васи Панчасадваран (рыба), Дерево многих семян. XXIV. ДУ. (19) Трехногий осел, бык Хадаяш, птица Чамрош, птица Каршифт, птица Ашозушт, полезность других зверей и птиц, белый сокол, птица Каскен, стервятник, собаки, лиса, ласка, крыса, еж, бобр, орел, каспийский конь, петух. |
XXV. | (25) | «В религиозный год». |
XXVI. | н/д | «О великой деятельности духовных богов». |
ХXVII. | (28) | «О злодеяниях Аремана и демонов». |
ХXVIII. | н/д | «О теле человека как мере мира (микрокосма)». |
XXIX. | (29) | «О владычестве континентов». |
ХХХ. | н/д | «О мосту Чинвад и душах усопших». |
XXXI. | н/д | «На определенных землях Эраншара , обители Кая » . |
XXXII. | н/д | «В жилищах, которые Кайи построили великолепно и которые называются чудесами и чудесами». |
XXXIII. | н/д | «О бедах, постигших Эраншара в каждом тысячелетии». |
XXXIV. | (30) | «О воскресении мертвых и Последнем Теле». |
ХХХV. | (31-32) | «О запасе и потомстве Кейсов». |
XXXV А. | (33) | «Семья Мобадов». |
XXXVI. | (34) | «О годах богатырей во времени 12 000 лет». |
Зороастрийская астрономия
[ редактировать ]Отрывок из главы 2:- О формировании светил.
1. Ормазд произвел освещение между небом и землей, звездами созвездий и теми, кто не входит в созвездия, затем луной, а затем солнцем, как я расскажу.
2. Сначала он создал небесную сферу , и ему приписаны к ней звезды созвездия; особенно эти двенадцать, чьи имена Варак (Агнец), Тора (Бык), До-паткар (Двуфигурный или Близнецы), Калачанг (Раб), Шер (Лев), Хушак (Дева), Таражук (Близнецы). Баланс), Газдум (Скорпион), Нимасп (Кентавр или Стрелец), Вахик (Козерог), Дул (Котел с водой) и Махик (Рыба);
3. Которые с момента их первоначального создания были разделены на двадцать восемь подразделений астрономов, имена которых Падевар, Пеш-Парвиз, Парвиз, Паха, Авесар, Бешн, Рахвад, Тараха, Авра, Нан, Миян, Авдем, Машаха, Шпора, Хусру, Сроб, Нур, Гель, Гарафша Варант, Гау, Гой, Муру, Бунда , Кахцар, Вахт, Миян, Кахт.
4. И все его первоначальные творения, пребывающие в мире, преданы им; так что, когда прибудет разрушитель, они преодолеют противника и свое собственное преследование, и существа будут спасены от этих невзгод.
5. Как образец воинственной армии, предназначенной для сражения, они предназначили каждое созвездие из этих 6480 тысяч малых звезд в помощь; и среди этих созвездий четыре вождя , назначенные с четырех сторон, являются лидерами.
6. По рекомендации этих вождей многие ненумерованные звезды специально назначаются различным четвертям и различным местам как объединенная сила и назначенная власть этих созвездий.
7. Как сказано, что Тиштар - вождь востока, Сатавес - вождь запада, Вананд - вождь юга, а Хапторинг - вождь севера.
Переводы
[ редактировать ]- Доменико Агостини и Сэмюэл Троуп (редактор, транс), Бундахишн: Зороастрийская книга творения , Oxford University Press, 2020
См. также
[ редактировать ]- Голубиная книга — средневековая русская поэма, имеющая поразительное сходство с « Бундахишном».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. Хейл, Пехлеви , в «Древние языки Азии и Америки», опубликовано издательством Cambridge University Press, 2008 г., ISBN 0-521-68494-3 , с. 123.
- ^ Доменико Агостини и Сэмюэл Троуп. «Что такое Бундахишн?: Жанр и зороастрийская литература». Иран и Кавказ 2020, 378-393.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Маккензи, Дэвид Нил (1990), «Бундахишн» , Энциклопедия Ираника , том. 4, Коста Меса: Mazda, стр. 547–551 .
- ^ Анклесария, Бехрамгор Техмурас, пер., изд. (1956), Занд-Акасих, Иранский или Большой Бундахишн. Транслитерация и перевод на английский язык , Бомбей
{{citation}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - ^ Уэст, Эдвард Уильям, пер. ред. (1897), Макс Мюллер (редактор), Бундахишн , Священные книги Востока , том. 5, Оксфорд: ОУП
{{citation}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агостини, Доменико; Троуп, Сэмюэл (2020). «Что такое Бундахишн ?: Жанр и зороастрийская литература». Иран и Кавказ . 24 (4): 378–393. дои : 10.1163/1573384X-20200404 . S2CID 230615227 .
- Агостини, Д.; Троуп, С.; Шакед, С.; Струсма, Г. (2020). Бундахишн: Зороастрийская книга творения . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190879044 .
- Бойс, Мэри (1968), Среднеперсидская литература , Справочник по востоковедению, 1-й отдел, IV том, 2-й раздел 1, Лейден: Брилл, стр. 40–41 .
- Кассок, Зик СП, (2013), Большой иранский Бундахишн: Путеводитель для студентов-пехлеви на 2013 год , ISBN 978-1481013994
- Перевод иранского или Большого Бундахишна Анклесарии, Бехрамгора Техмураса (1956) на Avesta.org
- Современная транскрипция индийского Бундахишна в оригинальном Пехлеви в TITUS.
- Издание индийского Бундахишна на оригинальном языке Пехлеви с немецким переводом Фердинанда Юсти (1868 г.) в Интернет-архиве.
- Издание текста Пехлеви 1908 года под редакцией Эрвада Тахмураса Диншаджи Анклесарии.