Jump to content

Иран (слово)

(Перенаправлено из Этимологии Ирана )
Надпись Шапура I на Кааба-е Зартошт ( ок. 262 г. н. э.) , с Эраншахром и Эраном . выделенными

Современное персидское название Ирана ( ایران III века ) происходит от сасанидского среднеперсидского ērān ( Пехлеви написание : 𐭠𐭩𐭫𐭠𐭭, ʼyrʼn ), где оно первоначально означало «арийский » , [ 1 ] и приобрело географический оттенок в смысле «(земли, населенные) арийцами». [ 1 ] И в географическом, и в демонимическом смысле Эран отличается от своего антонима Анеран , что означает «неиранец (иранец)». [ 1 ] [ 2 ]

В географическом смысле Эран также отличался от Эраншахра , собственного названия сасанидской империи, которое также включало территории, которые в основном не были заселены этническими иранцами . [ 1 ]

Термин «иранский» встречается в древних текстах с различными вариациями. Сюда входят Ариой ( Геродот ), Ариане ( Эратосфен апуд Страбон ), Арейон ( Эвдем Родосский апуд Дамасций ), Арианой ( Диодор Сицилийский ) на греческом языке и Ари на армянском языке ; те, в свою очередь, происходят от иранских форм: ariya в древнеперсидском, airya в авестийском , ariao в бактрийском , ary в парфянском и ēr в среднеперсидском. [ 3 ]

В доисламском использовании

[ редактировать ]

Слово Эран впервые встречается в надписях, сопровождающих рельеф Ардашира I ( годы правления 224–242) в Накше-Рустаме . [ 1 ] В этой двуязычной надписи царь называет себя «Ардашир, царь царей ариев» ( среднеперсидский : ардашир шахан шах и эран ; парфянский : ардашир шахан шах и арьян ). [ 1 ] Среднеиранский ērān (парфянский), которые , / aryān — это наклонные формы множественного числа родовых ēr- (среднеперсидский) и ary- в свою очередь, происходят от древнеиранского *arya- , что означает «ариец», то есть «иранец». '" [ 1 ] [ 4 ] Этот древнеиранский *arya- засвидетельствован в качестве этнического обозначения в ахеменидских надписях как древнеперсидский ariya- , а в традиции зороастризма авестийской как авестийский airiia- / airya и т. д. [ 5 ] [ н 1 ] Это "очень вероятно" [ 1 ] что использование Ардаширом I среднеиранского слова ērān / aryān все еще сохраняло то же значение, что и в древнеиранском, то есть обозначало народ, а не империю. [ 1 ]

Слово «Иран» ( среднеперсидский : 𐭠𐭩𐭫𐭠𐭭) на монете первого сасанидского царя царей Ардашира I.

Выражение «царь царей ариев», встречающееся в надписи Ардашира, оставалось общепринятым эпитетом всех сасанидских царей. Точно так же надпись «поклоняющийся Мазде ( mazdēsn ) господин Ардашир, царь царей иранцев», которая появляется на монетах Ардашира, также была принята преемниками Ардашира. Сын и непосредственный преемник Ардашира Шапур I ( годы правления 240/42–270/72) расширил титул до «Короля королей иранцев и неиранцев » ( среднеперсидский : MLKAn MLKA 'yr'n W 'nyr'n šāhān шахи эран уд анеран древнегреческий : βασιλεύς βασιλέων Αριανών basileús basiléōn Arianṓn ), тем самым расширив свое намерение управлять и неиранцами, [ 1 ] или потому, что большие территории империи были населены неиранцами. [ 7 ] В своей трехъязычной надписи в Кааба-йе Зартошт Шапур I также вводит термин * ērānšahr . [ н 2 ] Надпись Шапура включает список провинций его империи, в том числе регионы Кавказа , которые не были населены преимущественно иранцами. [ 1 ] Антонимический анераншахр засвидетельствован тридцатью годами позже в надписях Картира , первосвященника нескольких сасанидских царей. Надпись Картира также включает списки провинций, но в отличие от Шапура провинции Кавказа рассматриваются как анераншахр . [ 1 ] Этим двум значениям можно противопоставить Эраншахр в понимании позднего сасанидского «Шахрестаниха и Эраншахр» , который представляет собой описание различных столиц провинций Эраншахра и включает также Африку и Аравию. [ 8 ] [ 9 ]

Несмотря на это письменное использование слова «Эран» для обозначения иранских народов , использование слова «Эран» для обозначения империи (и антонимического анерана для обозначения римских территорий) также засвидетельствовано ранним сасанидским периодом. И Эран , и Анеран появляются в календарном тексте III века, написанном Мани . Та же самая краткая форма снова появляется в названиях городов, основанных сасанидскими династами, например, в Ērān-xwarrah-šābuhr «Слава Эрана (из) Шапура». Он также появляется в титулах государственных чиновников, например, в Эран-амаргаре «Генеральный бухгалтер Эрана», Эран-дибирбеде «Главный писец Эрана» и Эран-спахбеде « Спахбед Эрана». [ 1 ] [ 10 ]

Поскольку эквивалент слова ērānšahr не встречается в древнеиранском языке (где это было бы *aryānām xšaθra- или в древнеперсидском *- xšaça- , «правление, господство, суверенитет»), этот термин предполагается [ 1 ] Это было развитие Сасанидской эпохи. В греческой части трехъязычной надписи Шапура слово шар «царство» появляется как этническое (родительный падеж от «этноса») «нация». Для носителей греческого языка идея иранского этноса середины V века до н. э. не была новой: Геродот (7.62) упоминает, что мидяне когда-то называли себя ариоями . [ 6 ] I века до нашей эры Страбон III века до нашей эры цитирует Эратосфена за то, что он отметил связь между различными иранскими народами и их языками: «[Из] за пределами Инда [...] Ариана простирается так, что включает в себя некоторую часть Персии , Мидия , север Бактрии и Согдианы , ибо эти народы говорят почти на одном языке». ( География , 15.2.1-15.2.8). [ 6 ] Дамасций ( «Сомнения и решения в «Пармениде» Платона» жившего в середине 4-го века до н.э., , 125 и далее) цитирует Евдема Родосского, о «волхвах и всех тех, кто имеет иранское ( areion ) происхождение». [ 6 ] (1.94.2) I века до нашей эры Диодор Сицилийский описывает Зороастра как одного из Арианов . [ 6 ]

В ранние исламские времена

[ редактировать ]

Термины Эран / Эраншахр не имели значения для арабоязычных халифов, для которых арабские аль-'аджам и аль-фурс («Персия») обозначали Западный Иран (т.е. территорию, первоначально захваченную арабами и примерно соответствующую современная страна Иран) имел большую популярность, чем коренное иранское употребление. [ 11 ] : 327  Более того, для арабов Эран / Эраншахр были запятнаны их связью с побежденными сасанидами, для которых быть иранцем было также синонимом маздайеса , то есть зороастрийца. [ 11 ] : 327  Соответственно, хотя арабы в целом были вполне открыты иранским идеям, если это их устраивало, это не распространялось ни на националистические и религиозные коннотации в Эране / Эраншахре , ни на сопутствующее презрение к неиранцам, которые к исламской эпохе также включали арабов. и « турки ».

Надпись на среднеперсидском языке на надгробии христианина из Анатолии в 9 веке нашей эры:

Хурдад [полу-Ормаздафрид] говорит, что он не знал, что делает. позади меня в Эраншехре, за Зарганом, за Шиштом

Эта могила — могила Хордада, сына Хормазда Африда, да благословит его Господь. Из земли «Ираншехр», из района Зарган, из села Хешт.

Возвышение халифата Аббасидов в середине 8-го века положило конец политике Омейядов арабского превосходства и положило начало возрождению иранской идентичности. [ 12 ] Этому способствовал перенос столицы из Сирии в Ирак, который был столичной провинцией во времена Сасанидов, Аршакидов и Археменидов и, таким образом, воспринимался как несущий иранское культурное наследие. Более того, в нескольких иранских провинциях падение Омейядов сопровождалось возникновением де-факто автономных иранских династий в 9-м и 10-м веках: Тахеридов , Саффаридов и Саманидов в восточном Иране и Средней Азии, а также Зияридов , Какуидов и Буидов. в центральном, южном и западном Иране. Каждая из этих династий называла себя «иранцами». [ 12 ] проявляется в выдуманных ими генеалогиях, в которых они описываются как потомки доисламских царей, и легендах, а также в использовании титула шаханшаха буидскими правителями. [ 12 ] Эти династии предоставили «людям пера» ( ахл-э калам ), то есть литературной элите, возможность возродить идею Ирана.

Самым известным представителем этой литературной элиты был Фирдоуси , чья «Шахнаме» , завершенная около 1000 г. н.э., частично основана на сасанидской и более ранней устной и литературной традиции. В интерпретации легенд Фирдоуси первый человек и первый царь, созданные Ахура Маздой, являются основой Ирана. [ 12 ] В то же время Иран изображается как находящийся под угрозой со стороны аниранских народов, которые движимы завистью, страхом и другими злыми демонами ( росами , ) Аримана чтобы сговориться против Ирана и его народов. [ 12 ] «Многие мифы, окружающие эти события, как они появляются [в « Шахнаме »,] имели сасанидское происхождение, во время правления которых политическая и религиозная власть слились воедино и была построена всеобъемлющая идея Ирана». [ 12 ]

Со временем иранское использование слова «Эран» начало совпадать с размерами арабского «аль-Фурс», например, в « Тарих-е Систан» , который делит Эраншахр на четыре части и ограничивает Эран только западным Ираном, но это еще не было обычной практикой в ​​Иране. ранняя исламская эпоха. На этом раннем этапе Эран все еще был в основном более общим «(землями, населенными) иранцами» в иранском использовании, иногда также в раннем сасанидском смысле, в котором Эран относился к людям, а не к государству. [ 1 ] Среди них выделяется Фаррухи Систани , современник Фердоуси, который также противопоставляет Эран «турану», но — в отличие от Фердоуси — в смысле «земли туранцев » . Ранний сасанидский смысл также иногда встречается в средневековых произведениях зороастрийцев, которые продолжали использовать среднеперсидский язык даже для новых сочинений. Денкард для , произведение зороастрийской традиции 9-го века, использует неиранцев обозначения ērān для обозначения иранцев и anerān . Денкард , для обозначения земель , также использует фразы ēr deh , множественное число ērān dehān населенных иранцами. Кар -намаг и Ардашир , агиографический сборник легенд 9-го века, связанный с Ардаширом I, использует Эран исключительно в связи с титулами, то есть Шах-и-Эран и Эран-спахбед (12.16, 15.9), но в противном случае называет страну Эраншахром (12.16, 15.9). 3.11, 19; 15.22, и т. д.). [ 1 ] Единственный случай в Книге Арда Вираз (1.4) также сохраняет родовой род в Эран дахибед, отличный от географического Эраншахр. Однако эти постсасанидские случаи, когда Эран относился к людям, а не к государству, редки, и к раннему исламскому периоду «общее обозначение земли иранцев было [...] к тому времени Эран (также Эран замин , шахр-э Эран ), и Эрани для его жителей». [ 1 ] О том, что «Эран также обычно понимали географически, свидетельствует образование прилагательного Эранаг «иранский», что впервые засвидетельствовано в Бундахишне и современных работах». [ 1 ]

В зороастрийской литературе средневекового периода, но, видимо, воспринимаемой и приверженцами других конфессий, [ 11 ] : 328  Иранство оставалось синонимом зороастризма. В этих текстах другие религии рассматриваются не как «незороастрийские», а как неиранские. [ 11 ] : 328  Это основная тема в « Аядгар и Зареран» 47, где ērīh «иранизм» противопоставляется an-ērīh , а ēr-mēnišnīh «иранская добродетель» противопоставляется an-ēr-mēnišnīh . « Дадестан и Дениг» ( Дд. 40.1-2) идет еще дальше и рекомендует смерть иранцу, принявшему неиранскую религию ( дади ан-эр-их ). [ 11 ] : 328  Более того, эти средневековые тексты возносят мифическую Авесту « Аирьянем Ваэджа » (MP: ērān-wez ) в центр мира ( Dd . 20.2) и придают ей космогоническую роль либо ( PRDd. 46.13), где для всей растительной жизни создается , или ( GBd . 1a.12), где создана животная жизнь. [ 11 ] : 327  В другом месте (WZ 21) предполагается, что это место, где был просветлен Зороастр. в Денкарде Предполагается, что III.312 люди сначала все жили там, пока Вахман и Срос не приказали им разойтись . [ 11 ] : 328  Это связано с объяснением, данным христианину Адурфарнбагом, когда его спросили, почему Ормазд отправил свою религию только в Эраншахр. [ 11 ] : 328  Не во всех текстах иранство и зороастризм рассматриваются как синонимы. Денкард III.140, например, просто считает зороастрийцев лучшими иранцами. [ 11 ] : 329 

Существование культурной концепции «иранскости» (Ираният) также продемонстрировано в суде над Афшином в 840 году, как записано Табари. Афшину, потомственному правителю Ошрусаны, расположенного на южном берегу среднего течения Сырдарьи , было предъявлено обвинение в пропаганде иранских этнонациональных настроений. [ 12 ] Афшин признал существование национального самосознания ( аль аджамийя ) и свои симпатии к нему. «Этот эпизод ясно показывает не только наличие отчетливого осознания иранской культурной идентичности и людей, которые активно ее пропагандировали, но и существование концепции ( аль-аджамия или ираният ) для ее передачи». [ 12 ]

Современное использование

[ редактировать ]
Купюра эпохи Каджара с изображением Насера ​​ад-Дина Шаха Каджара . В нем указано: Выпущено имперским банком Ирана.

В эпоху Сефевидов (1501–1736 гг.) большая часть территории Сасанидской империи восстановила свое политическое единство, и цари Сефевидов приняли титул « Шаханшах-е Иран » (царь царей Ирана). [ 12 ] Примером может служить Мофид Бафки (ум. 1679), который неоднократно упоминает Иран, описывая его границу и ностальгию иранцев, мигрировавших в Индию в ту эпоху. [ 12 ] Даже османские султаны, обращаясь к царям Ак-Коюнлу и Сефевидам, использовали такие титулы, как «царь иранских земель», или «султан земель Ирана», или «царь царей Ирана, господин персов». [ 12 ] Этот титул, а также титул « Шах-и Иран » позже использовался Надир-шахом Афшаром и королями Каджара и Пехлеви . С 1935 года название «Иран» заменило другие названия Ирана в западном мире. Жан Шарден , путешествовавший по этому региону между 1673 и 1677 годами, заметил, что «персы, называя свою страну, употребляют одно слово, которое они равнодушно произносят Ирун , и Иран . [...] Эти названия Ирана и Турана , часто встречаются в древних историях Персии [...] и даже по сей день царя Персии называют Падша Иран [ падшах = «царь»] и великий; визирь, иранский Медари [т.е. медари ='посредник'], поляк Персии ». [ 13 ]

После иранской революции 1979 года официальное название страны — «Исламская Республика Иран».

Примечания
  1. ^ В Авесте айрия- являются членами этнической группы самих чтецов Авесты, в отличие от анаирии- , « неиранцев », например, в Яшта 18 airiianəm xᵛarənah , божественной «иранской славы», дарованной Ахурой. Мазда, чтобы победить демонических даэвов и других неиранских существ. Это слово также встречается четыре раза в древнеперсидском языке: один раз в надписи Бехистун , где ария — название языка или письменности (БД 4.89). [ 6 ] Кроме того, эламская версия, соответствующая DB IV 60 и 62, идентифицирует Ахура Мазду как бога иранцев. [ 6 ] Остальные три примера древнеперсидской арии встречаются в Дария I надписи в Накше-Рустаме (DNa 14–15), в надписи Дария I в Сузах (DSe 13–14) и в надписи Ксеркса I в Персеполе. (XPh 12-13). [ 6 ] В них обе династии Ахеменидов описывают себя как парса парсахья пуса ария ариячича « перс , сын перса, иранец иранского происхождения». «Фраза с ciça , «происхождение, происхождение», уверяет, что это [т.е. ария ] — этническое имя, более широкое по смыслу, чем парса , а не простой прилагательный эпитет». [ 5 ] «Не может быть никаких сомнений в этнической ценности Древнего Ирана. Арья ». [ 6 ] «Все [имеющиеся] данные показывают, что имя арья, «иранец», было собирательным определением, обозначавшим народы [...], которые осознавали свою принадлежность к одной этнической группе, говорили на одном языке и имели религиозную традицию, основанную на культ Ахура Мазды ». [ 6 ]
  2. ^ Среднеперсидская версия этой надписи не сохранилась, но ее можно реконструировать на основе парфянской версии, в которой *ērānšahr появляется как парфянский aryānšahr .
Цитаты
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Маккензи, Дэвид Нил (1998), «Эран, Эраншахр» , Энциклопедия Ираника , том. 8, Коста Меса: Mazda, с. 534 .
  2. ^ Жиньу, Филипп (1987), «Анеран» , Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 30–31 .
  3. ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 31 июля 2023 г.
  4. ^ Шмитт, Рюдигер (1987), «Арии» , Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 684–687 .
  5. ^ Jump up to: а б Бэйли, Гарольд Уолтер (1987), «Арья» , Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 681–683 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гноли, Герардо (2006), «Иранская идентичность II: Доисламский период» , Encyclepedia Iranica , vol. 13, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 504–507 .
  7. ^ Веста Сархош Кертис, Сара Стюарт, Рождение Персидской империи: идея Ирана , IBTauris, 2005, ISBN   9781845110628 , стр. 5
  8. ^ Маркварт, Дж.; Мессина, Г. (1931), Каталог столиц провинций Эраншахра: текст, версия и комментарии Пехлеви , Рим: Папский библейский институт .
  9. ^ Дарьяи, Турадж (2002), Шахрестаниха и Эраншар. Среднеперсидский текст по позднеантичной географии, эпосу и истории. С английскими и персидскими переводами и комментариями , Mazda Publishers .
  10. ^ Ньоли, Герардо (1989), Идея Ирана: очерк ее происхождения , Serie Orientale Roma, vol. LXI, Рим/Лейден: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока/Брилл .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стаусберг, Майкл (2011), «Зороастризм как иранская религия и семантика слова «Иран» в зороастрийской религиозной истории», Журнал религиозной и интеллектуальной истории , 63 (4): 313–331, doi : 10.1163/157007311798293575 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ашраф, Ахмад (2006), «Иранская идентичность III: Средневеково-исламский период» , Энциклопедия Ираника , том. 13, стр. 507–522 .
  13. ^ Шарден, Джон (1927), Путешествие по Персии, 1673–1677 , Лондон: Аргонавт, стр. 126 , обл. перепечатка 1988 г., Минеола: Дувр.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07dd1a0833f14e28bcb1c73e1dc0533d__1713472140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/3d/07dd1a0833f14e28bcb1c73e1dc0533d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iran (word) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)