Иран (слово)

Современное персидское название Ирана ( ایران III века ) происходит от сасанидского среднеперсидского ērān ( Пехлеви написание : 𐭠𐭩𐭫𐭠𐭭, ʼyrʼn ), где оно первоначально означало «арийский » , [ 1 ] и приобрело географический оттенок в смысле «(земли, населенные) арийцами». [ 1 ] И в географическом, и в демонимическом смысле Эран отличается от своего антонима Анеран , что означает «неиранец (иранец)». [ 1 ] [ 2 ]
В географическом смысле Эран также отличался от Эраншахра , собственного названия сасанидской империи, которое также включало территории, которые в основном не были заселены этническими иранцами . [ 1 ]
Термин «иранский» встречается в древних текстах с различными вариациями. Сюда входят Ариой ( Геродот ), Ариане ( Эратосфен апуд Страбон ), Арейон ( Эвдем Родосский апуд Дамасций ), Арианой ( Диодор Сицилийский ) на греческом языке и Ари на армянском языке ; те, в свою очередь, происходят от иранских форм: ariya в древнеперсидском, airya в авестийском , ariao в бактрийском , ary в парфянском и ēr в среднеперсидском. [ 3 ]
В доисламском использовании
[ редактировать ]Слово Эран впервые встречается в надписях, сопровождающих рельеф Ардашира I ( годы правления 224–242) в Накше-Рустаме . [ 1 ] В этой двуязычной надписи царь называет себя «Ардашир, царь царей ариев» ( среднеперсидский : ардашир шахан шах и эран ; парфянский : ардашир шахан шах и арьян ). [ 1 ] Среднеиранский ērān (парфянский), которые , / aryān — это наклонные формы множественного числа родовых ēr- (среднеперсидский) и ary- в свою очередь, происходят от древнеиранского *arya- , что означает «ариец», то есть «иранец». '" [ 1 ] [ 4 ] Этот древнеиранский *arya- засвидетельствован в качестве этнического обозначения в ахеменидских надписях как древнеперсидский ariya- , а в традиции зороастризма авестийской как авестийский airiia- / airya и т. д. [ 5 ] [ н 1 ] Это "очень вероятно" [ 1 ] что использование Ардаширом I среднеиранского слова ērān / aryān все еще сохраняло то же значение, что и в древнеиранском, то есть обозначало народ, а не империю. [ 1 ]

Выражение «царь царей ариев», встречающееся в надписи Ардашира, оставалось общепринятым эпитетом всех сасанидских царей. Точно так же надпись «поклоняющийся Мазде ( mazdēsn ) господин Ардашир, царь царей иранцев», которая появляется на монетах Ардашира, также была принята преемниками Ардашира. Сын и непосредственный преемник Ардашира Шапур I ( годы правления 240/42–270/72) расширил титул до «Короля королей иранцев и неиранцев » ( среднеперсидский : MLKAn MLKA 'yr'n W 'nyr'n šāhān шахи эран уд анеран древнегреческий : βασιλεύς βασιλέων Αριανών basileús basiléōn Arianṓn ), тем самым расширив свое намерение управлять и неиранцами, [ 1 ] или потому, что большие территории империи были населены неиранцами. [ 7 ] В своей трехъязычной надписи в Кааба-йе Зартошт Шапур I также вводит термин * ērānšahr . [ н 2 ] Надпись Шапура включает список провинций его империи, в том числе регионы Кавказа , которые не были населены преимущественно иранцами. [ 1 ] Антонимический анераншахр засвидетельствован тридцатью годами позже в надписях Картира , первосвященника нескольких сасанидских царей. Надпись Картира также включает списки провинций, но в отличие от Шапура провинции Кавказа рассматриваются как анераншахр . [ 1 ] Этим двум значениям можно противопоставить Эраншахр в понимании позднего сасанидского «Шахрестаниха и Эраншахр» , который представляет собой описание различных столиц провинций Эраншахра и включает также Африку и Аравию. [ 8 ] [ 9 ]
Несмотря на это письменное использование слова «Эран» для обозначения иранских народов , использование слова «Эран» для обозначения империи (и антонимического анерана для обозначения римских территорий) также засвидетельствовано ранним сасанидским периодом. И Эран , и Анеран появляются в календарном тексте III века, написанном Мани . Та же самая краткая форма снова появляется в названиях городов, основанных сасанидскими династами, например, в Ērān-xwarrah-šābuhr «Слава Эрана (из) Шапура». Он также появляется в титулах государственных чиновников, например, в Эран-амаргаре «Генеральный бухгалтер Эрана», Эран-дибирбеде «Главный писец Эрана» и Эран-спахбеде « Спахбед Эрана». [ 1 ] [ 10 ]
Поскольку эквивалент слова ērānšahr не встречается в древнеиранском языке (где это было бы *aryānām xšaθra- или в древнеперсидском *- xšaça- , «правление, господство, суверенитет»), этот термин предполагается [ 1 ] Это было развитие Сасанидской эпохи. В греческой части трехъязычной надписи Шапура слово шар «царство» появляется как этническое (родительный падеж от «этноса») «нация». Для носителей греческого языка идея иранского этноса середины V века до н. э. не была новой: Геродот (7.62) упоминает, что мидяне когда-то называли себя ариоями . [ 6 ] I века до нашей эры Страбон III века до нашей эры цитирует Эратосфена за то, что он отметил связь между различными иранскими народами и их языками: «[Из] за пределами Инда [...] Ариана простирается так, что включает в себя некоторую часть Персии , Мидия , север Бактрии и Согдианы , ибо эти народы говорят почти на одном языке». ( География , 15.2.1-15.2.8). [ 6 ] Дамасций ( «Сомнения и решения в «Пармениде» Платона» жившего в середине 4-го века до н.э., , 125 и далее) цитирует Евдема Родосского, о «волхвах и всех тех, кто имеет иранское ( areion ) происхождение». [ 6 ] (1.94.2) I века до нашей эры Диодор Сицилийский описывает Зороастра как одного из Арианов . [ 6 ]
В ранние исламские времена
[ редактировать ]Термины Эран / Эраншахр не имели значения для арабоязычных халифов, для которых арабские аль-'аджам и аль-фурс («Персия») обозначали Западный Иран (т.е. территорию, первоначально захваченную арабами и примерно соответствующую современная страна Иран) имел большую популярность, чем коренное иранское употребление. [ 11 ] : 327 Более того, для арабов Эран / Эраншахр были запятнаны их связью с побежденными сасанидами, для которых быть иранцем было также синонимом маздайеса , то есть зороастрийца. [ 11 ] : 327 Соответственно, хотя арабы в целом были вполне открыты иранским идеям, если это их устраивало, это не распространялось ни на националистические и религиозные коннотации в Эране / Эраншахре , ни на сопутствующее презрение к неиранцам, которые к исламской эпохе также включали арабов. и « турки ».
Хурдад [полу-Ормаздафрид] говорит, что он не знал, что делает. позади меня в Эраншехре, за Зарганом, за Шиштом
Эта могила — могила Хордада, сына Хормазда Африда, да благословит его Господь. Из земли «Ираншехр», из района Зарган, из села Хешт.Возвышение халифата Аббасидов в середине 8-го века положило конец политике Омейядов арабского превосходства и положило начало возрождению иранской идентичности. [ 12 ] Этому способствовал перенос столицы из Сирии в Ирак, который был столичной провинцией во времена Сасанидов, Аршакидов и Археменидов и, таким образом, воспринимался как несущий иранское культурное наследие. Более того, в нескольких иранских провинциях падение Омейядов сопровождалось возникновением де-факто автономных иранских династий в 9-м и 10-м веках: Тахеридов , Саффаридов и Саманидов в восточном Иране и Средней Азии, а также Зияридов , Какуидов и Буидов. в центральном, южном и западном Иране. Каждая из этих династий называла себя «иранцами». [ 12 ] проявляется в выдуманных ими генеалогиях, в которых они описываются как потомки доисламских царей, и легендах, а также в использовании титула шаханшаха буидскими правителями. [ 12 ] Эти династии предоставили «людям пера» ( ахл-э калам ), то есть литературной элите, возможность возродить идею Ирана.
Самым известным представителем этой литературной элиты был Фирдоуси , чья «Шахнаме» , завершенная около 1000 г. н.э., частично основана на сасанидской и более ранней устной и литературной традиции. В интерпретации легенд Фирдоуси первый человек и первый царь, созданные Ахура Маздой, являются основой Ирана. [ 12 ] В то же время Иран изображается как находящийся под угрозой со стороны аниранских народов, которые движимы завистью, страхом и другими злыми демонами ( росами , ) Аримана чтобы сговориться против Ирана и его народов. [ 12 ] «Многие мифы, окружающие эти события, как они появляются [в « Шахнаме »,] имели сасанидское происхождение, во время правления которых политическая и религиозная власть слились воедино и была построена всеобъемлющая идея Ирана». [ 12 ]
Со временем иранское использование слова «Эран» начало совпадать с размерами арабского «аль-Фурс», например, в « Тарих-е Систан» , который делит Эраншахр на четыре части и ограничивает Эран только западным Ираном, но это еще не было обычной практикой в Иране. ранняя исламская эпоха. На этом раннем этапе Эран все еще был в основном более общим «(землями, населенными) иранцами» в иранском использовании, иногда также в раннем сасанидском смысле, в котором Эран относился к людям, а не к государству. [ 1 ] Среди них выделяется Фаррухи Систани , современник Фердоуси, который также противопоставляет Эран «турану», но — в отличие от Фердоуси — в смысле «земли туранцев » . Ранний сасанидский смысл также иногда встречается в средневековых произведениях зороастрийцев, которые продолжали использовать среднеперсидский язык даже для новых сочинений. Денкард для , произведение зороастрийской традиции 9-го века, использует неиранцев обозначения ērān для обозначения иранцев и anerān . Денкард , для обозначения земель , также использует фразы ēr deh , множественное число ērān dehān населенных иранцами. Кар -намаг и Ардашир , агиографический сборник легенд 9-го века, связанный с Ардаширом I, использует Эран исключительно в связи с титулами, то есть Шах-и-Эран и Эран-спахбед (12.16, 15.9), но в противном случае называет страну Эраншахром (12.16, 15.9). 3.11, 19; 15.22, и т. д.). [ 1 ] Единственный случай в Книге Арда Вираз (1.4) также сохраняет родовой род в Эран дахибед, отличный от географического Эраншахр. Однако эти постсасанидские случаи, когда Эран относился к людям, а не к государству, редки, и к раннему исламскому периоду «общее обозначение земли иранцев было [...] к тому времени Эран (также Эран замин , шахр-э Эран ), и Эрани для его жителей». [ 1 ] О том, что «Эран также обычно понимали географически, свидетельствует образование прилагательного Эранаг «иранский», что впервые засвидетельствовано в Бундахишне и современных работах». [ 1 ]
В зороастрийской литературе средневекового периода, но, видимо, воспринимаемой и приверженцами других конфессий, [ 11 ] : 328 Иранство оставалось синонимом зороастризма. В этих текстах другие религии рассматриваются не как «незороастрийские», а как неиранские. [ 11 ] : 328 Это основная тема в « Аядгар и Зареран» 47, где ērīh «иранизм» противопоставляется an-ērīh , а ēr-mēnišnīh «иранская добродетель» противопоставляется an-ēr-mēnišnīh . « Дадестан и Дениг» ( Дд. 40.1-2) идет еще дальше и рекомендует смерть иранцу, принявшему неиранскую религию ( дади ан-эр-их ). [ 11 ] : 328 Более того, эти средневековые тексты возносят мифическую Авесту « Аирьянем Ваэджа » (MP: ērān-wez ) в центр мира ( Dd . 20.2) и придают ей космогоническую роль либо ( PRDd. 46.13), где для всей растительной жизни создается , или ( GBd . 1a.12), где создана животная жизнь. [ 11 ] : 327 В другом месте (WZ 21) предполагается, что это место, где был просветлен Зороастр. в Денкарде Предполагается, что III.312 люди сначала все жили там, пока Вахман и Срос не приказали им разойтись . [ 11 ] : 328 Это связано с объяснением, данным христианину Адурфарнбагом, когда его спросили, почему Ормазд отправил свою религию только в Эраншахр. [ 11 ] : 328 Не во всех текстах иранство и зороастризм рассматриваются как синонимы. Денкард III.140, например, просто считает зороастрийцев лучшими иранцами. [ 11 ] : 329
Существование культурной концепции «иранскости» (Ираният) также продемонстрировано в суде над Афшином в 840 году, как записано Табари. Афшину, потомственному правителю Ошрусаны, расположенного на южном берегу среднего течения Сырдарьи , было предъявлено обвинение в пропаганде иранских этнонациональных настроений. [ 12 ] Афшин признал существование национального самосознания ( аль аджамийя ) и свои симпатии к нему. «Этот эпизод ясно показывает не только наличие отчетливого осознания иранской культурной идентичности и людей, которые активно ее пропагандировали, но и существование концепции ( аль-аджамия или ираният ) для ее передачи». [ 12 ]
Современное использование
[ редактировать ]
В эпоху Сефевидов (1501–1736 гг.) большая часть территории Сасанидской империи восстановила свое политическое единство, и цари Сефевидов приняли титул « Шаханшах-е Иран » (царь царей Ирана). [ 12 ] Примером может служить Мофид Бафки (ум. 1679), который неоднократно упоминает Иран, описывая его границу и ностальгию иранцев, мигрировавших в Индию в ту эпоху. [ 12 ] Даже османские султаны, обращаясь к царям Ак-Коюнлу и Сефевидам, использовали такие титулы, как «царь иранских земель», или «султан земель Ирана», или «царь царей Ирана, господин персов». [ 12 ] Этот титул, а также титул « Шах-и Иран » позже использовался Надир-шахом Афшаром и королями Каджара и Пехлеви . С 1935 года название «Иран» заменило другие названия Ирана в западном мире. Жан Шарден , путешествовавший по этому региону между 1673 и 1677 годами, заметил, что «персы, называя свою страну, употребляют одно слово, которое они равнодушно произносят Ирун , и Иран . [...] Эти названия Ирана и Турана , часто встречаются в древних историях Персии [...] и даже по сей день царя Персии называют Падша Иран [ падшах = «царь»] и великий; визирь, иранский Медари [т.е. медари ='посредник'], поляк Персии ». [ 13 ]
После иранской революции 1979 года официальное название страны — «Исламская Республика Иран».
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ В Авесте айрия- являются членами этнической группы самих чтецов Авесты, в отличие от анаирии- , « неиранцев », например, в Яшта 18 airiianəm xᵛarənah , божественной «иранской славы», дарованной Ахурой. Мазда, чтобы победить демонических даэвов и других неиранских существ. Это слово также встречается четыре раза в древнеперсидском языке: один раз в надписи Бехистун , где ария — название языка или письменности (БД 4.89). [ 6 ] Кроме того, эламская версия, соответствующая DB IV 60 и 62, идентифицирует Ахура Мазду как бога иранцев. [ 6 ] Остальные три примера древнеперсидской арии встречаются в Дария I надписи в Накше-Рустаме (DNa 14–15), в надписи Дария I в Сузах (DSe 13–14) и в надписи Ксеркса I в Персеполе. (XPh 12-13). [ 6 ] В них обе династии Ахеменидов описывают себя как парса парсахья пуса ария ариячича « перс , сын перса, иранец иранского происхождения». «Фраза с ciça , «происхождение, происхождение», уверяет, что это [т.е. ария ] — этническое имя, более широкое по смыслу, чем парса , а не простой прилагательный эпитет». [ 5 ] «Не может быть никаких сомнений в этнической ценности Древнего Ирана. Арья ». [ 6 ] «Все [имеющиеся] данные показывают, что имя арья, «иранец», было собирательным определением, обозначавшим народы [...], которые осознавали свою принадлежность к одной этнической группе, говорили на одном языке и имели религиозную традицию, основанную на культ Ахура Мазды ». [ 6 ]
- ^ Среднеперсидская версия этой надписи не сохранилась, но ее можно реконструировать на основе парфянской версии, в которой *ērānšahr появляется как парфянский aryānšahr .
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Маккензи, Дэвид Нил (1998), «Эран, Эраншахр» , Энциклопедия Ираника , том. 8, Коста Меса: Mazda, с. 534 .
- ^ Жиньу, Филипп (1987), «Анеран» , Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 30–31 .
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Шмитт, Рюдигер (1987), «Арии» , Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 684–687 .
- ^ Jump up to: а б Бэйли, Гарольд Уолтер (1987), «Арья» , Энциклопедия Ираника , том. 2, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 681–683 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гноли, Герардо (2006), «Иранская идентичность II: Доисламский период» , Encyclepedia Iranica , vol. 13, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 504–507 .
- ^ Веста Сархош Кертис, Сара Стюарт, Рождение Персидской империи: идея Ирана , IBTauris, 2005, ISBN 9781845110628 , стр. 5
- ^ Маркварт, Дж.; Мессина, Г. (1931), Каталог столиц провинций Эраншахра: текст, версия и комментарии Пехлеви , Рим: Папский библейский институт .
- ^ Дарьяи, Турадж (2002), Шахрестаниха и Эраншар. Среднеперсидский текст по позднеантичной географии, эпосу и истории. С английскими и персидскими переводами и комментариями , Mazda Publishers .
- ^ Ньоли, Герардо (1989), Идея Ирана: очерк ее происхождения , Serie Orientale Roma, vol. LXI, Рим/Лейден: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока/Брилл .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Стаусберг, Майкл (2011), «Зороастризм как иранская религия и семантика слова «Иран» в зороастрийской религиозной истории», Журнал религиозной и интеллектуальной истории , 63 (4): 313–331, doi : 10.1163/157007311798293575 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ашраф, Ахмад (2006), «Иранская идентичность III: Средневеково-исламский период» , Энциклопедия Ираника , том. 13, стр. 507–522 .
- ^ Шарден, Джон (1927), Путешествие по Персии, 1673–1677 , Лондон: Аргонавт, стр. 126 , обл. перепечатка 1988 г., Минеола: Дувр.