Анеран
Анеран ( среднеперсидский , 𐭠𐭭𐭩𐭥𐭠𐭭 ) или Аниран ( современный персидский , انیران ) — этнолингвистический термин, означающий «неиранский » или «неиранский » (неарийский). Таким образом, в общем смысле «Аниран» означает земли, где на иранских языках не говорят . В уничижительном смысле оно обозначает «политического и религиозного врага Ирана и зороастризма ». [1]
Термин «Аниран» происходит от среднеперсидского anērān , пехлеви nyrʼn , антонима ērān, который, в свою очередь, обозначал либо народ, либо Сасанидскую империю . [2] Однако «в зороастрийской литературе, а возможно, и в сасанидской политической мысли, этот термин также имеет ярко выраженный религиозный оттенок. Человек anēr не просто не иранец, но конкретно не зороастрийец; и anēr также обозначает поклонников росы ( « демоны») или приверженцы других религий». В этих текстах девятого-двенадцатого веков «арабы и турки называются anēr , как и мусульмане в целом, причем последние в завуалированной форме». [1]
В надписях
[ редактировать ]В официальном использовании этот термин впервые упоминается в надписях Шапура I (годы правления 241–272), который называл себя «королем царей Эрана и Анерана ». Притязания Шапура на Анеран отражали победы императора над Валерианом и Филиппом и предъявляли претензии Римской империи , врагам государства Сасанидов. Это также отражено в надписи Шапура I на Кааба-йе Зартошт , где император включает Сирию , Каппадокию и Киликию — все три ранее захваченные у римлян — в свой список анерских территорий. [1]
Провозглашение «царем царей Эрана и Анерана» оставалось распространённым эпитетом последующих династий Сасанидов. Через тридцать лет после Шапура зороастрийский первосвященник Картир включил Кавказ и Армению в свой список анерских территорий. В этом надпись Картира (также в Кааба-е Зартоште ) противоречит надписи Шапура, который включил те же два региона в свой список регионов Эрана . [1]
В Священных Писаниях и фольклоре
[ редактировать ]В зороастрийских текстах девятого-двенадцатого веков легендарный туранский царь и военачальник Афрасиаб (вместе с Дахагом и Александром ) является самым ненавистным среди существ, которых Ариман (авестийская Ангра-Майнью ) натравил против иранцев ( Занди Вахман ясн 7.32; Меног-и Храд 8.29) [3]
В « Шахнаме » поэт Фирдоуси опирается на зороастрийские писания (с должной атрибуцией) и сохраняет связь Анерана с туранцами. С точки зрения дома Фирдоуси в Хорасане , это отождествление совпадает с авестийским представлением (например, Вендидад 7.2, 19.1) о том, что земли Ангра-Майнью (среднеперсидский: Ариман) лежат на севере. [ нужна ссылка ] Однако эти два источника расходятся в деталях. В Авесте Согдия (авестийская Согдийская область , современные Согдийская и Самаркандская области ) не является Анераном – Согдия является одной из шестнадцати земель, созданных Маздой, а не одной из земель Ангра-Майнью. [ нужна ссылка ]
Тем не менее, для Фердоуси разделение между Эраном и Анераном столь же жестко, как и в Авесте : когда первобытный царь Ферейдун (авестийский Θraētaona ) делит свое царство – весь мир – между тремя своими сыновьями, он отдает семитские земли в на запад старшему, земли севера - его среднему сыну Туру (авестийский Турья , отсюда и название «Туранец»), а Эран - его младшему ( Шахнаме 1.189) . [4] ). [ нужен лучший источник ] По сюжету этот раздел приводит к семейной вражде, в которой союз двух старших сыновей (правящих анеранскими землями) сражается с силами младших (иранцев). Иранцы побеждают.
Для Фирдоуси туранцы/анеранцы (часто используемые как синонимы) бесспорно являются злодеями произведения. Их конфликт с иранцами является основной темой « Шахнаме» и занимает более половины текста. [3] Смерть героев и других замечательных деятелей часто приписывают туранцам. Таким образом, Шахнаме 5.92. [5] говорит, что туранский налетчик по имени Тур-Баратур убил 77-летнего Зороастра в Балхе .
Библиография
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Анеран» в Энциклопедии Ираника
- ^ «Эран, Эраншахр» в Энциклопедии Ираника .
- ^ Jump up to: а б «Афрасиаб» в Энциклопедии Ираника .
- ^ Дхалла, Манекджи Н. (1922), Зороастрийская цивилизация , Нью-Йорк: ОУП, стр. 100–101. 5–6 .
- ^ Уильямс Джексон, А.В. (1899), Зороастр, пророк древнего Ирана , Нью-Йорк: Columbia UP, стр. 130–131 .