Ариан (Иран)
История Ирана |
---|
Хронология Иранский портал |
Арья ( авестийский : 𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , airiia ; древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎡𐎹 , ария ; Среднеперсидский : 𐭠𐭩𐭫 , есть ; Парфянин : 𐭀𐭓𐭉 , Ари ; Бактрий : αρια , ария ) — этноним , использовавшийся иранцами в период ранней истории Ирана . [1] В отличие от родственных слов Арья , используемых ведийцами и иранскими степными кочевниками , этот термин обычно переводится с использованием современного этнонима иранец. [2] [3]
В древнеиранские времена слово Арья использовалось в этническом, языковом и религиозном смысле. [4] Оно также приобрело политическое значение в среднеиранский период как Эран Шар ( владычество ариев ). [5] Арью также противопоставляли Анарью ( авестийский : 𐬀𐬥𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , анаирия ; среднеперсидский : 𐭠𐭭𐭩𐭥 , анер ), обозначающий чужие земли и народы. [6]
После исламского завоевания Ирана этноним вышел из употребления, но термин Эран ( ариев ) пережил возрождение во время иранского Возрождения , теперь как топоним Великого Ирана . [7] Современный этноним Иранец является обратным образованием от топонима Эран, который сам является обратным образованием от древнего Арья. [8]
Происхождение и определение термина
[ редактировать ]Предполагается, что термин «Арья» на разных иранских языках произошел от непроверенного протоиранского «Арья» , который сам произошел от протоиндоиранского « Арии» . Как этноним встречается и у других индоиранских народов . [9] В Древней Индии термин Арья ( санскрит : आर्य , arya ) встречается как самоназвание народа Вед. не обнаружено общего этнонима С другой стороны, среди иранских степных кочевников , но происхождение от Арья появляется как самоназвание алан , что свидетельствует о продолжающемся присутствии этого термина в степных регионах . также и [10]
Протоиндоиранские народы были мобильными скотоводами , жившими в евразийской степи в эпоху средней бронзы . [11] Они связаны с андроновской и синташтинской археологическими культурами . [12] Уже в эпоху поздней бронзы индо-иранское единство начало раскалываться, и в древности возник ряд культурно различных индоиранских подгрупп. [13] В современной науке не существует общепринятой терминологии, полностью отражающей эту ситуацию, но те индоиранские племена, которые мигрировали в Индию, обычно называют индоарийцами . [14] Однако подгруппы отдельных ираноязычных групп в литературе различаются. Общее разграничение основано на культурных и религиозных различиях, возникших между группами, которые поддерживали свой мобильный, пасторальный образ жизни в евразийской степи, и теми группами, которые двинулись на юг, в Большой Иран , и претерпели процесс оседлости и культурных изменений . Первых иногда называют иранскими, т.е. говорящими на иранском языке, тогда как термин «иранцы» может быть зарезервирован для групп, связанных с Ираном в историческом и культурном смысле. [15] Последних иногда подразделяют на восточных и западных иранцев по лингвистическим критериям. [13]
Отчетливая идентичность ариев в Большом Иране уже присутствует в Авесте , т. е. сборнике священных текстов зороастризма . Джин Келлен , например, отмечает, как Авеста описывает общий миф о творении через первобытного человека Гайомарта , общую историю через династии Пишдад и Каяниан , выраженную дихотомию внутри группы и вне группы через вражду между турьями и ариями, как а также общая религиозная практика посредством поклонения Ахура Мазде ; элементы, которых нет в других индоиранских группах. [16] Точно так же Элтон Л. Дэниел отмечает, что «многие обычаи авестийского народа, похоже, были почти намеренно созданы для укрепления чувства идентичности народа, отличного от неарийцев и даже других арийцев ». [17]
Авестийский период
[ редактировать ]Авеста зороастризма , то есть собрание канонических текстов , представляет собой крупнейший литературный источник по древнеиранскому периоду. Что касается географических границ Авесты, топонимы показывают, что арии жили в восточных частях Большого Ирана . [18] Что касается хронологии, предполагается, что различные части текста создавались, пересматривались и редактировались в течение длительного периода времени и, следовательно, отражают большой промежуток времени, возможно, несколько столетий. [19] В Авесте нет датируемых событий, но полное отсутствие какого-либо заметного влияния со стороны персов или мидян делает временные рамки после V века до нашей эры для большинства текстов маловероятными. [20] [21] [22] Поэтому большинство ученых предполагают, что основная часть древнеавестийского материала отражает конец второго тысячелетия до нашей эры, а младоавестийская часть отражает первую половину первого тысячелетия до нашей эры. [23] [24] [25]
Древнеавестийская часть текста, автором которой предположительно является Заратустра и его непосредственные последователи, содержит только ссылку на Айрьямана , который имеет неясную связь с Арьей. [26] Однако в молодой авестийской части текста термин Арья часто используется как эндоним авестийского народа. [16] Этот термин иногда используется как отдельное существительное (единственное число airiia , множественное число aire ), но в большинстве случаев он квалифицирует другое существительное либо в родительном падеже множественного числа ( airiianąm ), либо как прилагательное ( airiianəm ).
В Авесте этноним арья определяет ряд топонимов, в первую очередь Airyanem Vaejah ( airiianəm vaēٰō , просторы ариев). Это топоним появляется в ряде мифических отрывков, но в зависимости от контекста может также относиться к реальному месту. [27] Топоним Ариошаяна ( airiio.shaiianem , место обитания ариев) появляется в «Михр Яшт» лишь один раз . В этом тексте он используется как общий термин для ряда восточных регионов, сосредоточенных на севере Афганистана и Таджикистана . [28] В Авесте также несколько раз упоминаются земли ариев ( airiianąm dahyunąm ). В « Фравардин Яште» эти земли противопоставляются землям турьев, сайримасов, дахов и сайнусов. Турии — это туранцы из более поздних легенд , которые обычно обитают за рекой Окс . Сайримов связывали с сарматами и савроматами на основании языкового сходства. [29] Аналогично, Дахи могут быть связаны с Дахами или с Дашами, известными из Вед . [30] Однако личность Сайнуса неизвестна. В целом ученые предполагают, что эти этнонимы относятся к иранским степным кочевникам, обитавшим в евразийской степи на севере. [31] [32] Иранскую идентичность этих групп можно вспомнить в легендах о мифическом царе Третаоне , который разделил мир между тремя своими сыновьями: старшему сыну Туру (Турье) были отданы север и восток, второму сыну Сарму (Сайрима) были отданы север и восток. запад, а младшему сыну Ираджу (Арья) был отдан юг. [33]
Авеста также передает четкую дихотомию между ариями и их врагами, турьями, через ряд историй. [34] Они сосредоточены вокруг попыток Турьев и их мифического царя Франрасяна завладеть Хвареной Арьев ( airiianąm xᵛarənō ). Борьба между двумя народами прекращается на некоторое время, когда Эрехша ( Ǝrəxša ) , описываемый как «самый быстрострельный из ариев» ( xšviwi išvatəmō airiianąm ), умудряется пустить стрелу до реки Окс , которая с тех пор отмечает границу между Ираном и Тураном. [35] Кави Хосрову , которого называют «героем ариев» ( arša airiianąm ), в конце концов удается убить Франрасяна в бою в «белом лесу ариев» ( vispe.aire.razuraya ). [36] Эти истории и их персонажи занимают видное место во многих более поздних иранских текстах, таких как Бахман-наме , Борзу-нама , Дараб-нама и Куш-нама . Однако наиболее значительное их влияние связано с формированием ядра иранского национального эпоса «Шахнаме » , становящегося таким образом важнейшим элементом иранской идентичности. [37]
Ахеменидский период
[ редактировать ]В период Ахеменидов появляются первые эпиграфически засвидетельствованные упоминания об этнониме арья. К концу VI – началу V века до нашей эры цари Ахеменидов Дарий Великий и его сын Ксеркс I создали ряд надписей, в которых они используют этот термин. В этих надписях имя Арьи имеет языковой, этнический и религиозный подтекст. [38]
В трехъязычной ( древнеперсидской , аккадской и эламитской ) надписи Бехистун , автором которой является Дарий во время его правления (522–486 гг. до н. э.), древнеперсидский язык называется Арья, что указывает на то, что это общий термин для иранских языков. [39] Кроме того, эламская версия надписи изображает зороастрийского верховного бога Ахура Мазду как «бога ариев» ( ура-масда наап харрия-наум ). [40] В дополнение к этому лингвистическому и религиозному использованию, Арья также появляется в некоторых надписях Дария и Ксеркса, где они описывают себя как «Ахеменид , перс , сын перса, и Арья из линии Арьи». Это выражение интерпретировалось как идущие наружу круги родства , начиная с внутреннего клана (ахемениды), затем племени (персы) и, наконец, крайней нации (арии). [41] Однако Арья в этой фразе также интерпретируется как выражение связи с культурными и религиозными традициями ариев Авесты. [42]
В период Ахеаменидов мы также получаем первый взгляд на этноним со стороны. В своих «Историях» Геродот приводит ряд сведений о Мидянах . Геродот сообщает, что в прошлом мидян называли Ариои , т. е. Арии. Он также называет аризантий одним из шести племен, составляющих Мидян. Это интерпретируется как * arya-zantu («родословная Арья»). [43]
Эллинистический и парфянский период
[ редактировать ]Империя Ахеаменидов прекратила свое существование с завоеванием Александра Македонского , после чего Большой Иран стал частью эллинистического мира . Это существенно расширило знания греческих авторов этих восточных регионов. Греческий эрудит Эратосфен описывает эти регионы в своей книге « Географика ». Работа сейчас утеряна, но цитируется историком и географом Страбоном в его «Географии» . [44] В этих книгах Эрастофен и Страбон (Страб. 15.2.8) отождествляют страну Арианы , т. е. страну ариев. Ариана охватывает большую часть восточного Большого Ирана и в значительной степени совпадает с территорией, очерченной в Авесте . [45] В своей «Исторической библиотеке» древнегреческий из историк Диодор Сицилийский называет Заратустру одним Арианов . [39]
В парфянский период иранские парфяне получили контроль над большей частью Великого Ирана. Однако это привело лишь к ограниченному возрождению иранской культуры, поскольку правящая династия Аршакидов придерживалась в целом космополитического подхода и покровительствовала как иранским , так и эллинистическим элементам. Следовательно, основное упоминание этнонима арья в парфянский период встречается в Бактрии , не входившей в состав их империи. В надписи Рабатак Арья используется как название бактрийского языка , что указывает на его продолжающееся использование в качестве обобщающего термина для иранских языков . Таким образом, этот лингвистический аспект Арьи аналогичен тому, который описан в Бехистунской надписи Дарием Великим несколькими столетиями ранее. [39] Аналогичным образом Страбон цитирует в своей «Географии» (Strab. 15.2.8) Эрастофена, который заметил, что народы Персии , Мидии , Согдианы и Бактрии говорят почти на одном языке.
Сасанидский период
[ редактировать ]В Сасанидский период произошло явное возрождение иранской культуры и религии и ее тесное взаимодействие с политической властью при влиятельном зороастрийском первосвященнике Картире , с одной стороны, и ряде сасанидских царей, с другой стороны. [46] Арья появляется на среднеперсидском языке как 𐭠𐭩𐭫 ( э ) и по- парфянски как 𐭀𐭓𐭉 ( ари ), наиболее заметно в надписи Шапура I в Кааба-йе Зартошт . [47] В этой надписи и на ряде монет Бахрама II Арья фигурирует совместно с термином Маздаясна , что указывает на тесную связь между политической и религиозной сферой. [48]
Сасанидский период также стал свидетелем появления Арья как политического термина в форме Эрана ( 𐭠𐭩𐭥𐭠𐭭 , Эран ) и Эран Шар ( 𐭠𐭩𐭥𐭠𐭭𐭱𐭲𐭥𐭩 , Эран шахр ). Вот, Шар ( 𐭱𐭲𐭥𐭩 , шар ) восходит к авестийской кшатре ( 𐬑𐬱𐬀𐬚𐬭𐬀 , xšaθra ) со значением правило, владычество или контроль. [49] Эран уже появляется при Ардашире I как Шахан Шах Эран (Царь царей ариев), тогда как Шахан Шах Эран Шар (Царь царей Доминиона ариев) появляется в надписи Картира в Накш-э Раджабе и нескольких королевских надписях, начиная с Шапур I и продолжающие его преемники. [50] [51] Первоначально термин Эран все еще понимался как родительный падеж множественного числа от ēr с падежным окончанием -ān . [52] Однако в среднеперсидском языке произошла постепенная утрата падежных окончаний и замена их частицами . В результате Эран стал все чаще интерпретироваться как правильный топоним , то есть такие выражения, как Шахан Шах Эран и Шахан Шах Эран Шар, стали королем королей Эрана и королем королей Доминиона Эрана соответственно.
Исламский период
[ редактировать ]После исламского завоевания Ирана слово «Арья» и его производные вышли из употребления, возможно, из-за их предполагаемой связи с зороастрийской религией. [53] Однако в IX веке произошло возрождение иранских национальных настроений , когда к власти пришел ряд местных иранских династий. [54] В это время и Эран, и Эран Шар возродились, но теперь их обычно понимали как чисто географические термины. Прежде всего это можно увидеть в появлении персидского языка. Иранский ( irâni , иранский), как заднее образование от Иран ( Иран , Иран). [55] Таким образом, персидский ирани заменил доисламское слово «арий» и его производные в качестве этнонима иранских народов и стал источником английского иранского языка и его родственных слов в других западных языках.
Современный период
[ редактировать ]Современный период в истории Ирана стал свидетелем подъема иранского национализма , а вместе с ним и нового внимания к древнему национальному прошлому доисламского Ирана . [56] Это стало институционализированным, когда в 1935 году Реза-шах , основатель династии Пехлеви , издал указ, который изменил название , используемое для международной переписки, с Персии на Иран. Его преемник Мохаммад Реза Пехлеви официально использовал титул Арьямер ( персидский : آریامهر , свет Арьев ), что сделало это первым случаем со времен Сасанидов , когда был использован этноним Арья.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Бейли 1987 , «АРЬЯ, этнический эпитет в надписях Ахеменидов и в зороастрийской авестийской традиции».
- ^ Гноли 2006 , с. 504: «Надписи Дария I [...] и Ксеркса, в которых перечислены различные провинции империи, ясно дают понять, что между концом VI века и серединой V века до нашей эры персы уже осознавали свою принадлежность к арии «иранской» нации».
- ^ Гершевич 1968 , с. 1: «Ариана означает «иранец»».
- ^ Келленс 2005 , стр. 233-251.
- ^ Gnoli 1987 , Глава V. Сасаниды и рождение Ирана.
- ^ Бэйли 1987 , «Против земель Арьев противостоят те, которые являются анаирья-«не-арийцами» (как в anairyḡ diŋhāvō, Yt. 19.68); эта дихотомия была продолжена позже в персидской традиции».
- ^ Маккензи 2011 .
- ^ Шмитт 2000 , с. 2.
- ^ Шмитт 1987 .
- ^ Немецкий 2000 , стр. 3–4.
- ^ Витцель 2000 , стр. 1-4.
- ^ Энтони 2007 , Глава пятнадцатая: Колесничные воины северных степей.
- ^ Jump up to: а б Витцель 2001 , с. 3.
- ^ Кузьмина 2007 , Часть третья: Генезис различных ветвей индоиранцев.
- ^ Перри 1998 , с. 517.
- ^ Jump up to: а б Келленс 2005 .
- ^ Дэниел 2012 , стр.10.
- ^ Witzel 2000 , стр.48: «Список Видвдо, очевидно, был составлен или отредактирован кем-то, кто считал Афганистан и окружающие его земли домом всех арийцев (airiia), то есть всех (восточных) иранцев».
- ^ Скьяерво 1995 , стр. 160-161: «Поэтому нет оснований полагать, что тексты, содержащиеся в младшей Авесте, принадлежат хотя бы к тому же веку».
- ^ Gnoli 2011a : «Вполне вероятно, что эта географическая часть Авесты была предназначена для того, чтобы показать размеры территории, которая была приобретена в период, который не может быть четко определен, но который, во всяком случае, должен был быть между реформами Зороастра и Таким образом, начало империи Ахеменидов, вероятно, датируется девятым и седьмым веками до нашей эры».
- ^ Скьяерво 1995 , с. 166: «Тот факт, что древнейшие млавестийские тексты, очевидно, не содержат упоминаний о западном Иране, включая Мидию, по-видимому, указывает на то, что они были составлены в восточном Иране до того, как мидийское господство достигло этого региона».
- ^ Бойс 1996 , с. 191: «Если бы все было иначе и если бы зороастризм в зачаточном состоянии был перенесен к Мидянам и Персам, этот имперский народ неизбежно нашел бы упоминание в его религиозных произведениях».
- ^ Грене 2005 , с. 44: «Трудно представить, чтобы текст был составлен где-либо, кроме Южного Афганистана и позже середины VI века до нашей эры».
- ^ Фогельсанг 2000 , с. 62: «Все вышеизложенные наблюдения указывают на дату составления списка Видевдата, которая на значительное время предшествует приходу в Восточный Иран персидских Ахеменидов (около 550 г. до н.э.)».
- ^ Скьяерво 2009 , с. 43: «Молодой авестийец, должно быть, был довольно близок к древнеперсидскому, что позволяет предположить, что на нем говорили в первой половине первого тысячелетия до нашей эры».
- ^ Бэйли 1959 , с. 75.
- ^ Бойс 1996 , с. 144: «Еще одно местное имя, которое, очевидно, является традиционным и также иногда используется с мифическими связями, - это Айрианем Ваеджа в пехлеви-Эранведже».
- ^ Gershevitch 1967 , p. 79.
- ^ Бэйли 1987 , с. 65: "На скифском поле следует упомянуть два имени. Сарматы есть в Авесте Сайрима-, а есть еще савроматаи. Этима этих двух имен несколько сложна. Сарматы сохранились в Зор. Пахле. slm *salm (-l- обозначает -l-, а не -r-, Бундашин ТД 2, 106.15).".
- ^ Бэйли 1959 , с. 109: «Народ, называемый этническим названием Иран. даха-, ныне встречающийся в древнеперсидском даха, помещенном перед сакой в надписи Ксеркса (Персополис h 26), уже давно известен. Аккадская форма — да-а-ан * даха-. Авестийское *даха- засвидетельствовано в фем. дахи;- это эпитет земель в Яште 13.143-4 есть список аирьянам... туирьянам... сайриманам... сайнинам... дахинам... это мы получаем: Арья-, Турия-, Сарима-, Шайни-, Даха-, как названия народов, известных в ранней ектении Яшта 13.».
- ^ Бойс 1996 , с. 104: «В Фарвадин Яшт, 143-4, среди иранцев выделяются пять подразделений, а именно айрия (термин, который авестийский народ, по-видимому, использует по отношению к себе), туирья, сайрима, сайну и дахи».
- ^ Дэниел 2012 , с. 52: «Они также включали рассказы о каянских царях, кульминацией которых стало правление Кави Виштаспа (Гоштасп) и война между иранцами и их естественными врагами, туранцами (вероятно, кочевым народом на севере Ирана, позже отождествленным с турками). ).".
- ^ Кузьмина 2007 , с. 174 «В иранских текстах идея о родстве всех ираноязычных языков отражена в легенде о том, как предок иранцев разделил землю между тремя сыновьями: Сайримой, прародителем савроматов (живавшим в исторический период от от Дона до Урала), Тур, от которого произошли турианцы (северная часть Средней Азии называлась Тураном), и младший сын Ирадж, родоначальник иранского населения (Кристенсен 1934).».
- ^ Дэниел 2012 , с. 52.
- ^ Бэйли 1987 .
- ^ Амбарцумян 2009 .
- ^ Дэниел 2012 , с. 47: «[Авестийские] истории были настолько богатыми, подробными, последовательными и значимыми, что их стали воспринимать как записи реальных событий - настолько, что они почти полностью вытеснили в коллективной памяти подлинную историю древнего Ирана».
- ^ Стаусберг 2011 , стр. 320-321.
- ^ Jump up to: а б с Гноли 2002 .
- ^ Гноли 2006 .
- ^ Стаусберг 2011 , с. 321: «Он определяет свое происхождение в трех степенях, кругах или стадиях: он описывает себя как Ахеменида, перса, сына перса, и как арийца арийской семьи».
- ^ Гноли 1987 , с. 16.
- ^ Бруннер 1986 .
- ^ Ролик 2014 .
- ^ Шмитт 2011 .
- ^ Спренглинг 1940 .
- ^ Гноли 2011б .
- ^ Стаусберг 2011 , с. 325: «Титул, а значит и личность короля, таким образом устанавливает связь между королевством и религией, которая была характерна для Сасанидской империи, по крайней мере, с идеологической точки зрения».
- ^ Мартинес и де Ваан 2014 , с. 125.
- ^ Бэйли 1959 , с. 99.
- ^ Еще в 1978 году .
- ^ MacKenzie 2011 , «Эта формулировка, следующая за его титулом «царь царей ариев», делает весьма вероятным, что Эраншахр правильно обозначал империю, в то время как Эран все еще понимался, в соответствии с его этимологией (< OIr. *aryānām) , как (косое) множественное число родового слова ēr (парф. ary <древнеир. arya-) «ариец», т. е. «иранец».
- ^ Стаусберг 2011 , с. 327: «Хотя в ранние исламские времена страна Иран была известна как аль-'аджам и аль-фурс, сасанидское название страны Эраншар больше не использовалось, возможно, из-за его религиозного значения [...]».
- ^ Ашраф 2012 .
- ^ MacKenzie 2011 , «Тем не менее, тот факт, что Эран также в целом понимался географически, подтверждается образованием прилагательного Эранаг «иранский», что впервые засвидетельствовано в Бундахишне и современных работах».
- ^ Ашраф 2006 .
Библиография
[ редактировать ]- Алемани, Агусти (2000). Источники об аланах: Критический сборник . Брилл. ISBN 978-90-04-11442-5 .
- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык. Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета.
- Ашраф, Ахмад (2006). «Иранская идентичность IV. 19-20 вв.» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. Фонд Ираника. стр. 522–530.
- Ашраф, Ахмад (2012). «Иранская идентичность III. Средневековый исламский период» . Энциклопедия Ираника . Том. XIII. Фонд Ираника. стр. 507–522.
- Назад, Майкл (1978). Государственные надписи Сасанидов . Акта Ираника. Том 18. Брилл.
- Бейли, Гарольд В. (1959). «Иранская Арья и Даха». Труды Филологического общества . 58 : 71–115. дои : 10.1111/j.1467-968X.1959.tb00300.x .
- Бейли, Гарольд В. (1987). «Арья» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Фонд Ираника.
- Бойс, Мэри (1996). История зороастризма: ранний период . Брилл.
- Бруннер, Кристофер Дж. (1986). «Аризантой» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Рутледж и Кеган Пол.
- Дэниел, Элтон Л. (2012). История Ирана . АВС-КЛИО. ISBN 978-0313375095 .
- Гершевич, Илья (1967). Авестийский гимн Митре . Издательство Кембриджского университета.
- Гершевич, Илья (1968). «Старая иранская литература». В Боббине, Б. (ред.). Справочник востоковедения . Брилл. стр. 1–32. дои : 10.1163/9789004304994_001 . ISBN 9789004304994 .
- Ньоли, Герардо (2002). «Арийский» язык» (PDF) . Иерусалимские исследования арабского языка и ислама . 26 : 84–90. ISSN 0334-4118 .
- Ноли, Герардо (1987). Идея Ирана — очерк ее происхождения . Серия «Восточный Рим». Том 62. Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. ISBN 9788863230697 .
- Ноли, Герардо (2011a). «ВЕСТАН ГЕОГРАФИЯ» . Энциклопедия Ираника Том. III. Фонд Ираника. стр. 100-1 44–47.
- Гноли, Герардо (2011b). «ЭР, ЭР МАЗДЕСН» . Энциклопедия Ираника . Том VIII. Фонд Ираника. п. 533.
- Ньоли, Герардо (2006). «Иранская идентичность ii. Доисламский период» . Энциклопедия Ираника . Том XIII. Фонд Ираника. стр. 504–507.
- Грене, Франц (2005). «Подход археолога к авестийской географии». В Кертисе, Веста Сархош; Стюарт, Сара (ред.). Рождение Персидской империи, том I. ИБТаурис. ISBN 978-0-7556-2459-1 .
- Амбарцумян, Артур (2009). «Священный арийский лес в авестийских и пехлевийских текстах». Иран и Кавказ . 13 (1): 125–130. дои : 10.1163/160984909X12476379008043 . JSTOR 25597397 .
- Келленс, Джин (2005). «Айрии — уже не арии: они уже иранцы» . Арии, арийцы и иранцы в Средней Азии . Ассоциация Боккара.
- Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Дж. П. Мэллори (ред.). Происхождение индоиранцев . Брилл. ISBN 978-90-474-2071-2 .
- Маккензи, Дэвид Н. (2011). «ЭРАН, ЭРАНШАХР» . Энциклопедия Ираника . Том. VIII. Фонд Ираника. п. 534.
- Мартинес, Хавьер; де Ваан, Мишель (2014). де Ваан, Мишель ; Лубоцкий, Александр (ред.). Введение в авестийский язык (PDF) . Брилль «Введение в индоевропейские языки». Брилл.
- Перри, Джон Р. (1998). «Языки и диалекты: исламский период». Иранские исследования . 31 (3/4): 517–525. дои : 10.1080/00210869808701929 . JSTOR 4311186 .
- Роллер, Дуэйн (2014). География Страбона: английский перевод с введением и примечаниями . Издательство Кембриджского университета. п. 947. ИСБН 978-1-139-95249-1 .
- Скьяерво, П. Октор (1995). «Авеста как источник ранней истории иранцев». В Эрдоси, Джордж (ред.). Индоарийцы Древней Южной Азии . Де Грютер. ISBN 9783110144475 .
- Скьяерво, П. Октор (2009). «Старый иранец». В Виндфуре, Гернот (ред.). Иранские языки . Рутледж. ISBN 9780203641736 .
- Шмитт, Рюдигер (1987). «Арии » Энциклопедия Ираника Том. II. Фонд Ираника.
- Шмитт, Рюдигер (2000). Иранские языки в истории и современности . Доктор Людвиг Райхерт Верлаг Висбаден. ISBN 3895001503 .
- Шмитт, Рюдигер (2011). "Ария " Энциклопедия Ираника Том. II. Фонд Ираника. стр. 100-1 404–405.
- Спренглинг, Мартин (1940). «Картир. Основатель сасанидского зороастризма». Американский журнал семитских языков и литературы . 57 (2): 197–228. дои : 10.1086/370575 . S2CID 171031902 .
- Стаусберг, Майкл (2011). «Зороастризм как иранская религия и семантика слова «Иран» в зороастрийской религиозной истории». Журнал религиозной и интеллектуальной истории . 63 (4): 313–331. дои : 10.1163/157007311798293575 .
- Фогельсанг, Виллем (2000). «Шестнадцать земель Видевдата – Айрианем Ваеджа и родина иранцев». Персика . 16:62 . дои : 10.2143/ПЕРС.16.0.511 .
Все приведенные выше наблюдения указывают на дату составления списка Видевдата, которая на значительное время предшествует приходу в Восточный Иран персидских Ахеаменидов (около 550 г. до н.э.).
- Витцель, Майкл (2000). «Дом ариев». Ин Хинце, А.; Тичи, Э. (ред.). Праздничное письмо Йоханны Нартен к ее 70-летию (PDF) . Дж. Х. Роэлл. стр. 283–338. дои : 10.11588/xarep.00000114 .
- Витцель, Майкл (2001). «Автохтонные арийцы? Свидетельства древнеиндийских и иранских текстов» . Электронный журнал ведических исследований . 7 :1–115.