Jump to content

Ариан (Иран)

Арья ( авестийский : 𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , airiia ; древнеперсидский : 𐎠𐎼𐎡𐎹 , ария ; Среднеперсидский : 𐭠𐭩𐭫 ‎, есть ; Парфянин : 𐭀𐭓𐭉 ‎, Ари ; Бактрий : αρια , ария ) — этноним , использовавшийся иранцами в период ранней истории Ирана . [1] В отличие от родственных слов Арья , используемых ведийцами и иранскими степными кочевниками , этот термин обычно переводится с использованием современного этнонима иранец. [2] [3]

В древнеиранские времена слово Арья использовалось в этническом, языковом и религиозном смысле. [4] Оно также приобрело политическое значение в среднеиранский период как Эран Шар ( владычество ариев ). [5] Арью также противопоставляли Анарью ( авестийский : 𐬀𐬥𐬀𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , анаирия ; среднеперсидский : 𐭠𐭭𐭩𐭥 ‎, анер ), обозначающий чужие земли и народы. [6]

После исламского завоевания Ирана этноним вышел из употребления, но термин Эран ( ариев ) пережил возрождение во время иранского Возрождения , теперь как топоним Великого Ирана . [7] Современный этноним Иранец является обратным образованием от топонима Эран, который сам является обратным образованием от древнего Арья. [8]

Происхождение и определение термина

[ редактировать ]

Предполагается, что термин «Арья» на разных иранских языках произошел от непроверенного протоиранского «Арья» , который сам произошел от протоиндоиранского « Арии» . Как этноним встречается и у других индоиранских народов . [9] В Древней Индии термин Арья ( санскрит : आर्य , arya ) встречается как самоназвание народа Вед. не обнаружено общего этнонима С другой стороны, среди иранских степных кочевников , но происхождение от Арья появляется как самоназвание алан , что свидетельствует о продолжающемся присутствии этого термина в степных регионах . также и [10]

Археологические культуры, связанные с индоиранскими миграциями в древнеавестийский период (ок. 1500–1000 гг. до н. э.)

Протоиндоиранские народы были мобильными скотоводами , жившими в евразийской степи в эпоху средней бронзы . [11] Они связаны с андроновской и синташтинской археологическими культурами . [12] Уже в эпоху поздней бронзы индо-иранское единство начало раскалываться, и в древности возник ряд культурно различных индоиранских подгрупп. [13] В современной науке не существует общепринятой терминологии, полностью отражающей эту ситуацию, но те индоиранские племена, которые мигрировали в Индию, обычно называют индоарийцами . [14] Однако подгруппы отдельных ираноязычных групп в литературе различаются. Общее разграничение основано на культурных и религиозных различиях, возникших между группами, которые поддерживали свой мобильный, пасторальный образ жизни в евразийской степи, и теми группами, которые двинулись на юг, в Большой Иран , и претерпели процесс оседлости и культурных изменений . Первых иногда называют иранскими, т.е. говорящими на иранском языке, тогда как термин «иранцы» может быть зарезервирован для групп, связанных с Ираном в историческом и культурном смысле. [15] Последних иногда подразделяют на восточных и западных иранцев по лингвистическим критериям. [13]

Отчетливая идентичность ариев в Большом Иране уже присутствует в Авесте , т. е. сборнике священных текстов зороастризма . Джин Келлен , например, отмечает, как Авеста описывает общий миф о творении через первобытного человека Гайомарта , общую историю через династии Пишдад и Каяниан , выраженную дихотомию внутри группы и вне группы через вражду между турьями и ариями, как а также общая религиозная практика посредством поклонения Ахура Мазде ; элементы, которых нет в других индоиранских группах. [16] Точно так же Элтон Л. Дэниел отмечает, что «многие обычаи авестийского народа, похоже, были почти намеренно созданы для укрепления чувства идентичности народа, отличного от неарийцев и даже других арийцев ». [17]

Авестийский период

[ редактировать ]

Авеста зороастризма , то есть собрание канонических текстов , представляет собой крупнейший литературный источник по древнеиранскому периоду. Что касается географических границ Авесты, топонимы показывают, что арии жили в восточных частях Большого Ирана . [18] Что касается хронологии, предполагается, что различные части текста создавались, пересматривались и редактировались в течение длительного периода времени и, следовательно, отражают большой промежуток времени, возможно, несколько столетий. [19] В Авесте нет датируемых событий, но полное отсутствие какого-либо заметного влияния со стороны персов или мидян делает временные рамки после V века до нашей эры для большинства текстов маловероятными. [20] [21] [22] Поэтому большинство ученых предполагают, что основная часть древнеавестийского материала отражает конец второго тысячелетия до нашей эры, а младоавестийская часть отражает первую половину первого тысячелетия до нашей эры. [23] [24] [25]

Древнеавестийская часть текста, автором которой предположительно является Заратустра и его непосредственные последователи, содержит только ссылку на Айрьямана , который имеет неясную связь с Арьей. [26] Однако в молодой авестийской части текста термин Арья часто используется как эндоним авестийского народа. [16] Этот термин иногда используется как отдельное существительное (единственное число airiia , множественное число aire ), но в большинстве случаев он квалифицирует другое существительное либо в родительном падеже множественного числа ( airiianąm ), либо как прилагательное ( airiianəm ).

Географический горизонт ариев Авесты по сравнению с другими индоиранскими группами в период младоавестийского периода (ок. 900–500 гг. До н.э.).

В Авесте этноним арья определяет ряд топонимов, в первую очередь Airyanem Vaejah ( airiianəm vaēٰō , просторы ариев). Это топоним появляется в ряде мифических отрывков, но в зависимости от контекста может также относиться к реальному месту. [27] Топоним Ариошаяна ( airiio.shaiianem , место обитания ариев) появляется в «Михр Яшт» лишь один раз . В этом тексте он используется как общий термин для ряда восточных регионов, сосредоточенных на севере Афганистана и Таджикистана . [28] В Авесте также несколько раз упоминаются земли ариев ( airiianąm dahyunąm ). В « Фравардин Яште» эти земли противопоставляются землям турьев, сайримасов, дахов и сайнусов. Турии это туранцы из более поздних легенд , которые обычно обитают за рекой Окс . Сайримов связывали с сарматами и савроматами на основании языкового сходства. [29] Аналогично, Дахи могут быть связаны с Дахами или с Дашами, известными из Вед . [30] Однако личность Сайнуса неизвестна. В целом ученые предполагают, что эти этнонимы относятся к иранским степным кочевникам, обитавшим в евразийской степи на севере. [31] [32] Иранскую идентичность этих групп можно вспомнить в легендах о мифическом царе Третаоне , который разделил мир между тремя своими сыновьями: старшему сыну Туру (Турье) были отданы север и восток, второму сыну Сарму (Сайрима) были отданы север и восток. запад, а младшему сыну Ираджу (Арья) был отдан юг. [33]

Авеста также передает четкую дихотомию между ариями и их врагами, турьями, через ряд историй. [34] Они сосредоточены вокруг попыток Турьев и их мифического царя Франрасяна завладеть Хвареной Арьев ( airiianąm xᵛarənō ). Борьба между двумя народами прекращается на некоторое время, когда Эрехша ( Ǝrəxša ) , описываемый как «самый быстрострельный из ариев» ( xšviwi išvatəmō airiianąm ), умудряется пустить стрелу до реки Окс , которая с тех пор отмечает границу между Ираном и Тураном. [35] Кави Хосрову , которого называют «героем ариев» ( arša airiianąm ), в конце концов удается убить Франрасяна в бою в «белом лесу ариев» ( vispe.aire.razuraya ). [36] Эти истории и их персонажи занимают видное место во многих более поздних иранских текстах, таких как Бахман-наме , Борзу-нама , Дараб-нама и Куш-нама . Однако наиболее значительное их влияние связано с формированием ядра иранского национального эпоса «Шахнаме » , становящегося таким образом важнейшим элементом иранской идентичности. [37]

Ахеменидский период

[ редактировать ]
планом Бехистунская надпись Дария Великого крупным .

В период Ахеменидов появляются первые эпиграфически засвидетельствованные упоминания об этнониме арья. К концу VI – началу V века до нашей эры цари Ахеменидов Дарий Великий и его сын Ксеркс I создали ряд надписей, в которых они используют этот термин. В этих надписях имя Арьи имеет языковой, этнический и религиозный подтекст. [38]

В трехъязычной ( древнеперсидской , аккадской и эламитской ) надписи Бехистун , автором которой является Дарий во время его правления (522–486 гг. до н. э.), древнеперсидский язык называется Арья, что указывает на то, что это общий термин для иранских языков. [39] Кроме того, эламская версия надписи изображает зороастрийского верховного бога Ахура Мазду как «бога ариев» ( ура-масда наап харрия-наум ). [40] В дополнение к этому лингвистическому и религиозному использованию, Арья также появляется в некоторых надписях Дария и Ксеркса, где они описывают себя как «Ахеменид , перс , сын перса, и Арья из линии Арьи». Это выражение интерпретировалось как идущие наружу круги родства , начиная с внутреннего клана (ахемениды), затем племени (персы) и, наконец, крайней нации (арии). [41] Однако Арья в этой фразе также интерпретируется как выражение связи с культурными и религиозными традициями ариев Авесты. [42]

В период Ахеаменидов мы также получаем первый взгляд на этноним со стороны. В своих «Историях» Геродот приводит ряд сведений о Мидянах . Геродот сообщает, что в прошлом мидян называли Ариои , т. е. Арии. Он также называет аризантий одним из шести племен, составляющих Мидян. Это интерпретируется как * arya-zantu («родословная Арья»). [43]

Эллинистический и парфянский период

[ редактировать ]
Ариана по Эратосфену показана желтым цветом.

Империя Ахеаменидов прекратила свое существование с завоеванием Александра Македонского , после чего Большой Иран стал частью эллинистического мира . Это существенно расширило знания греческих авторов этих восточных регионов. Греческий эрудит Эратосфен описывает эти регионы в своей книге « Географика ». Работа сейчас утеряна, но цитируется историком и географом Страбоном в его «Географии» . [44] В этих книгах Эрастофен и Страбон (Страб. 15.2.8) отождествляют страну Арианы , т. е. страну ариев. Ариана охватывает большую часть восточного Большого Ирана и в значительной степени совпадает с территорией, очерченной в Авесте . [45] В своей «Исторической библиотеке» древнегреческий из историк Диодор Сицилийский называет Заратустру одним Арианов . [39]

В парфянский период иранские парфяне получили контроль над большей частью Великого Ирана. Однако это привело лишь к ограниченному возрождению иранской культуры, поскольку правящая династия Аршакидов придерживалась в целом космополитического подхода и покровительствовала как иранским , так и эллинистическим элементам. Следовательно, основное упоминание этнонима арья в парфянский период встречается в Бактрии , не входившей в состав их империи. В надписи Рабатак Арья используется как название бактрийского языка , что указывает на его продолжающееся использование в качестве обобщающего термина для иранских языков . Таким образом, этот лингвистический аспект Арьи аналогичен тому, который описан в Бехистунской надписи Дарием Великим несколькими столетиями ранее. [39] Аналогичным образом Страбон цитирует в своей «Географии» (Strab. 15.2.8) Эрастофена, который заметил, что народы Персии , Мидии , Согдианы и Бактрии говорят почти на одном языке.

Сасанидский период

[ редактировать ]
Парфянская версия трехъязычной в Кааба-е Зартошт надписи Шапура I .

В Сасанидский период произошло явное возрождение иранской культуры и религии и ее тесное взаимодействие с политической властью при влиятельном зороастрийском первосвященнике Картире , с одной стороны, и ряде сасанидских царей, с другой стороны. [46] Арья появляется на среднеперсидском языке как 𐭠𐭩𐭫 ‎ ( э ) и по- парфянски как 𐭀𐭓𐭉 ‎ ( ари ), наиболее заметно в надписи Шапура I в Кааба-йе Зартошт . [47] В этой надписи и на ряде монет Бахрама II Арья фигурирует совместно с термином Маздаясна , что указывает на тесную связь между политической и религиозной сферой. [48]

Сасанидский период также стал свидетелем появления Арья как политического термина в форме Эрана ( 𐭠𐭩𐭥𐭠𐭭 ‎, Эран ) и Эран Шар ( 𐭠𐭩𐭥𐭠𐭭𐭱𐭲𐭥𐭩 ‎, Эран шахр ). Вот, Шар ( 𐭱𐭲𐭥𐭩 ‎, шар ) восходит к авестийской кшатре ( 𐬑𐬱𐬀𐬚𐬭𐬀 , xšaθra ) со значением правило, владычество или контроль. [49] Эран уже появляется при Ардашире I как Шахан Шах Эран (Царь царей ариев), тогда как Шахан Шах Эран Шар (Царь царей Доминиона ариев) появляется в надписи Картира в Накш-э Раджабе и нескольких королевских надписях, начиная с Шапур I и продолжающие его преемники. [50] [51] Первоначально термин Эран все еще понимался как родительный падеж множественного числа от ēr с падежным окончанием -ān . [52] Однако в среднеперсидском языке произошла постепенная утрата падежных окончаний и замена их частицами . В результате Эран стал все чаще интерпретироваться как правильный топоним , то есть такие выражения, как Шахан Шах Эран и Шахан Шах Эран Шар, стали королем королей Эрана и королем королей Доминиона Эрана соответственно.

Исламский период

[ редактировать ]

После исламского завоевания Ирана слово «Арья» и его производные вышли из употребления, возможно, из-за их предполагаемой связи с зороастрийской религией. [53] Однако в IX веке произошло возрождение иранских национальных настроений , когда к власти пришел ряд местных иранских династий. [54] В это время и Эран, и Эран Шар возродились, но теперь их обычно понимали как чисто географические термины. Прежде всего это можно увидеть в появлении персидского языка. Иранский ( irâni , иранский), как заднее образование от Иран ( Иран , Иран). [55] Таким образом, персидский ирани заменил доисламское слово «арий» и его производные в качестве этнонима иранских народов и стал источником английского иранского языка и его родственных слов в других западных языках.

Современный период

[ редактировать ]

Современный период в истории Ирана стал свидетелем подъема иранского национализма , а вместе с ним и нового внимания к древнему национальному прошлому доисламского Ирана . [56] Это стало институционализированным, когда в 1935 году Реза-шах , основатель династии Пехлеви , издал указ, который изменил название , используемое для международной переписки, с Персии на Иран. Его преемник Мохаммад Реза Пехлеви официально использовал титул Арьямер ( персидский : آریامهر , свет Арьев ), что сделало это первым случаем со времен Сасанидов , когда был использован этноним Арья.

  1. ^ Бейли 1987 , «АРЬЯ, этнический эпитет в надписях Ахеменидов и в зороастрийской авестийской традиции».
  2. ^ Гноли 2006 , с. 504: «Надписи Дария I [...] и Ксеркса, в которых перечислены различные провинции империи, ясно дают понять, что между концом VI века и серединой V века до нашей эры персы уже осознавали свою принадлежность к арии «иранской» нации».
  3. ^ Гершевич 1968 , с. 1: «Ариана означает «иранец»».
  4. ^ Келленс 2005 , стр. 233-251.
  5. ^ Gnoli 1987 , Глава V. Сасаниды и рождение Ирана.
  6. ^ Бэйли 1987 , «Против земель Арьев противостоят те, которые являются анаирья-«не-арийцами» (как в anairyḡ diŋhāvō, Yt. 19.68); эта дихотомия была продолжена позже в персидской традиции».
  7. ^ Маккензи 2011 .
  8. ^ Шмитт 2000 , с. 2.
  9. ^ Шмитт 1987 .
  10. ^ Немецкий 2000 , стр. 3–4.
  11. ^ Витцель 2000 , стр. 1-4.
  12. ^ Энтони 2007 , Глава пятнадцатая: Колесничные воины северных степей.
  13. ^ Jump up to: а б Витцель 2001 , с. 3.
  14. ^ Кузьмина 2007 , Часть третья: Генезис различных ветвей индоиранцев.
  15. ^ Перри 1998 , с. 517.
  16. ^ Jump up to: а б Келленс 2005 .
  17. ^ Дэниел 2012 , стр.10.
  18. ^ Witzel 2000 , стр.48: «Список Видвдо, очевидно, был составлен или отредактирован кем-то, кто считал Афганистан и окружающие его земли домом всех арийцев (airiia), то есть всех (восточных) иранцев».
  19. ^ Скьяерво 1995 , стр. 160-161: «Поэтому нет оснований полагать, что тексты, содержащиеся в младшей Авесте, принадлежат хотя бы к тому же веку».
  20. ^ Gnoli 2011a : «Вполне вероятно, что эта географическая часть Авесты была предназначена для того, чтобы показать размеры территории, которая была приобретена в период, который не может быть четко определен, но который, во всяком случае, должен был быть между реформами Зороастра и Таким образом, начало империи Ахеменидов, вероятно, датируется девятым и седьмым веками до нашей эры».
  21. ^ Скьяерво 1995 , с. 166: «Тот факт, что древнейшие млавестийские тексты, очевидно, не содержат упоминаний о западном Иране, включая Мидию, по-видимому, указывает на то, что они были составлены в восточном Иране до того, как мидийское господство достигло этого региона».
  22. ^ Бойс 1996 , с. 191: «Если бы все было иначе и если бы зороастризм в зачаточном состоянии был перенесен к Мидянам и Персам, этот имперский народ неизбежно нашел бы упоминание в его религиозных произведениях».
  23. ^ Грене 2005 , с. 44: «Трудно представить, чтобы текст был составлен где-либо, кроме Южного Афганистана и позже середины VI века до нашей эры».
  24. ^ Фогельсанг 2000 , с. 62: «Все вышеизложенные наблюдения указывают на дату составления списка Видевдата, которая на значительное время предшествует приходу в Восточный Иран персидских Ахеменидов (около 550 г. до н.э.)».
  25. ^ Скьяерво 2009 , с. 43: «Молодой авестийец, должно быть, был довольно близок к древнеперсидскому, что позволяет предположить, что на нем говорили в первой половине первого тысячелетия до нашей эры».
  26. ^ Бэйли 1959 , с. 75.
  27. ^ Бойс 1996 , с. 144: «Еще одно местное имя, которое, очевидно, является традиционным и также иногда используется с мифическими связями, - это Айрианем Ваеджа в пехлеви-Эранведже».
  28. ^ Gershevitch 1967 , p. 79.
  29. ^ Бэйли 1987 , с. 65: "На скифском поле следует упомянуть два имени. Сарматы есть в Авесте Сайрима-, а есть еще савроматаи. Этима этих двух имен несколько сложна. Сарматы сохранились в Зор. Пахле. slm *salm (-l- обозначает -l-, а не -r-, Бундашин ТД 2, 106.15).".
  30. ^ Бэйли 1959 , с. 109: «Народ, называемый этническим названием Иран. даха-, ныне встречающийся в древнеперсидском даха, помещенном перед сакой в ​​надписи Ксеркса (Персополис h 26), уже давно известен. Аккадская форма — да-а-ан * даха-. Авестийское *даха- засвидетельствовано в фем. дахи;- это эпитет земель в Яште 13.143-4 есть список аирьянам... туирьянам... сайриманам... сайнинам... дахинам... это мы получаем: Арья-, Турия-, Сарима-, Шайни-, Даха-, как названия народов, известных в ранней ектении Яшта 13.».
  31. ^ Бойс 1996 , с. 104: «В Фарвадин Яшт, 143-4, среди иранцев выделяются пять подразделений, а именно айрия (термин, который авестийский народ, по-видимому, использует по отношению к себе), туирья, сайрима, сайну и дахи».
  32. ^ Дэниел 2012 , с. 52: «Они также включали рассказы о каянских царях, кульминацией которых стало правление Кави Виштаспа (Гоштасп) и война между иранцами и их естественными врагами, туранцами (вероятно, кочевым народом на севере Ирана, позже отождествленным с турками). ).".
  33. ^ Кузьмина 2007 , с. 174 «В иранских текстах идея о родстве всех ираноязычных языков отражена в легенде о том, как предок иранцев разделил землю между тремя сыновьями: Сайримой, прародителем савроматов (живавшим в исторический период от от Дона до Урала), Тур, от которого произошли турианцы (северная часть Средней Азии называлась Тураном), и младший сын Ирадж, родоначальник иранского населения (Кристенсен 1934).».
  34. ^ Дэниел 2012 , с. 52.
  35. ^ Бэйли 1987 .
  36. ^ Амбарцумян 2009 .
  37. ^ Дэниел 2012 , с. 47: «[Авестийские] истории были настолько богатыми, подробными, последовательными и значимыми, что их стали воспринимать как записи реальных событий - настолько, что они почти полностью вытеснили в коллективной памяти подлинную историю древнего Ирана».
  38. ^ Стаусберг 2011 , стр. 320-321.
  39. ^ Jump up to: а б с Гноли 2002 .
  40. ^ Гноли 2006 .
  41. ^ Стаусберг 2011 , с. 321: «Он определяет свое происхождение в трех степенях, кругах или стадиях: он описывает себя как Ахеменида, перса, сына перса, и как арийца арийской семьи».
  42. ^ Гноли 1987 , с. 16.
  43. ^ Бруннер 1986 .
  44. ^ Ролик 2014 .
  45. ^ Шмитт 2011 .
  46. ^ Спренглинг 1940 .
  47. ^ Гноли 2011б .
  48. ^ Стаусберг 2011 , с. 325: «Титул, а значит и личность короля, таким образом устанавливает связь между королевством и религией, которая была характерна для Сасанидской империи, по крайней мере, с идеологической точки зрения».
  49. ^ Мартинес и де Ваан 2014 , с. 125.
  50. ^ Бэйли 1959 , с. 99.
  51. ^ Еще в 1978 году .
  52. ^ MacKenzie 2011 , «Эта формулировка, следующая за его титулом «царь царей ариев», делает весьма вероятным, что Эраншахр правильно обозначал империю, в то время как Эран все еще понимался, в соответствии с его этимологией (< OIr. *aryānām) , как (косое) множественное число родового слова ēr (парф. ary <древнеир. arya-) «ариец», т. е. «иранец».
  53. ^ Стаусберг 2011 , с. 327: «Хотя в ранние исламские времена страна Иран была известна как аль-'аджам и аль-фурс, сасанидское название страны Эраншар больше не использовалось, возможно, из-за его религиозного значения [...]».
  54. ^ Ашраф 2012 .
  55. ^ MacKenzie 2011 , «Тем не менее, тот факт, что Эран также в целом понимался географически, подтверждается образованием прилагательного Эранаг «иранский», что впервые засвидетельствовано в Бундахишне и современных работах».
  56. ^ Ашраф 2006 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2beac965f93445d60f818cdbd9b7827d__1722524160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/7d/2beac965f93445d60f818cdbd9b7827d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arya (Iran) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)