Jump to content

Турья (Авеста)

Турья или туранцы ( авестийские 𐬙𐬏𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , турия ) — этноним группы, упомянутой в Авесте , т. е. сборнике священных текстов зороастризма . [ 1 ] В этих текстах турии тесно взаимодействуют с ариями , т.е. ранними иранцами. [ 2 ] Их личность неизвестна, но предполагается, что это были иранские конные кочевники из евразийской степи . [ 3 ]

Подобно этнониму иранец, происходящему от Ирана , современный термин Туранец является обратным образованием от топонима Туран . И Туран, и Иран, в свою очередь, являются обратными образованиями от древнеиранских этнонимов Турья и Арья соответственно. Турья или ее варианты не упоминаются ни в каких исторически подтвержденных источниках. [ 4 ] Однако туранцы фигурируют в более поздних иранских легендах, в частности в « Шахнаме», как враги иранцев. В средние века в Туране начали селиться тюркские племена , и к ним все чаще применялось это название. [ 5 ] Современное паннационалистическое движение «Туранизм» также в конечном итоге получило свое название от этого термина. [ 6 ]

В Авесте

[ редактировать ]

Считается, что Турья упоминаются в Уштавайти Гатхе . В стихе Y. 46.12 называет семью Фрий из Тура последователями Аши и Ахура Мазды . Это интерпретируется так, что он и его семья происходили из народа Турья. [ 7 ] Судя по всему, текст также подразумевает, что видные деятели раннего периода зороастризма принадлежали к его семье. [ 8 ] Эта выдающаяся роль и в целом положительная роль туранцев контрастируют с их антагонистической ролью в других частях Младшей Авесты, а также с отсутствием ариев в Гатах. [ 9 ]

Фравардин Яшт

[ редактировать ]

Фравардин Яшт — самый длинный из Яштов и посвящен почитанию Фраваши уникальной зороастрийской концепции, схожей с концепцией души ( урван ) и связанной с ней. [ 10 ] Считается, что этот Яшт состоит из двух частей. В первой части хвалят самих фраваши, часто за оказание помощи в бою. [ 11 ] Например, Ют. 13.37-38, они представлены как помогающие ариям в их борьбе с Турийским Данусом:

южам пробуждает мое замешательство
вриорам данунам туранам
южам пробуждает мое замешательство
δbaišah dānūnas turanāms
юшмабё паро каршназо
ху-вира, слуга Савишта
яи таксма хштавайо
он таксма саушьянто
хе таксма врираджано
Хрумах асобиш фра-зинта
данунам подарок-патинам

Затем вы преодолели
сопротивление турианца Дануса.
Тогда ты преодолел
военные действия Турианского Дануса.
Спасибо вам, Каршназиды,
имея хороших людей, стал сильнейшим.
храбрые Кштавиды,
отважный Саушьянц ,
отважные победители,
Вы разрушили разрушающиеся (жилья) вместе с (их) участками,
Данусов, повелителей десятков тысяч.

- Фравардин Яшт 13.38 (перевод Уильяма Маландры). [ 12 ]

Личность Дануса неизвестна, но они связаны с иранским словом, обозначающим реку, а также с мифической расой Данав из Вед . [ 13 ] Из текста ясно, что они либо являются родом Турьев, либо иным образом связаны с ними. [ 14 ] Во второй части Яшта почитаются фраваши многочисленных людей, сыгравших важную роль в ранней зороастрийской общине. [ 15 ] Несколько человек из Турья упоминаются как верные сторонники зороастрийской веры, и Ют. 13.143 посвящается всем правоверным, живущим в землях ариев и турьев.

tūiryanąm dax́ yunąm narąm aṣ̌aoninąm frawaṣ̌ayō y°
tūiryanąm dax́ yunąm nairinąm aṣ̌aoninąm frawaṣ̌ayō y°

Мы поклоняемся Фраваши святым людям в землях Турья;
Мы поклоняемся Фраваши святым женщинам в землях Турья.

- Фравардин Яшт 13.143 (перевод Джеймса Дарместетера). [ 16 ]

Кроме того, Ют. 13.143-144 далее упоминает верующих, живущих в землях Сайрима, Сайнуса и Дахаса. В целом отношения между ариями и туриями представлены в этих стихах как гораздо более дружеские. [ 17 ]

Легендарные Яшты

[ редактировать ]
Иллюстрация из « Шахнаме», изображающая убийство Ираджа его братьями Сармом и Туром .

Большинство упоминаний о Турьях в Авесте встречаются в так называемых легендарных Яштах, а именно Абан Яшт, Дрвасп Яшт, Рам Яшт, Ден Яшт и Замьяд Яшт. [ 18 ] Легендарными их называют потому, что они содержат ряд отсылок к мифам и легендам народа Авесты. Эти истории сформировали ядро ​​более поздней иранской истории, выраженной в «Шахнаме», но, возможно, вошли в западно-иранские традиции еще в период Ахеменидов . [ 19 ]

В Авесте турии формируются как народ, когда исконный пишдадский правитель Третаона делит мир между своим старшим сыном Туром , который получает север и восток, своим средним сыном Сармом , который получает запад, и своим младшим сыном Ираем , кто получит юг. В то время как Тур становится предком Турьев, Ирадж становится предком Арьев, которыми затем управляет его внук Манучехр . После этого разделения мира конфликт между двумя народами развивается во время каянийского цикла. Этот конфликт сосредоточен вокруг попыток турианского короля Франрасяна завоевать Иран и украсть королевскую славу иранцев. Боевые действия между двумя народами временно прекращаются, когда Эрехше-лучнику удается пустить стрелу до реки Окс , которая с тех пор отмечает границу между Ираном и Тураном. [ 20 ] Кави Хосрову в конце концов удается убить Франрасяна в бою в «Белом лесу». [ 21 ]

Более поздняя традиция

[ редактировать ]

Предполагается, что в период Сасанидов последовательная структура иранской истории действительно существовала и была представлена ​​в таких работах, как « Хвадай-Намаг» . В этих произведениях фактические, легендарные и мифические элементы смешаны в единую национальную историю Ирана. Эти произведения сасанидской эпохи сейчас утеряны, но они легли в основу арабских историй, таких как « Нихаят аль-Араб» , которые были созданы после мусульманского завоевания Ирана, а также ряда иранских исторических эпосов, таких как « Бахман-наме» , « Борзу». Нама , Дараб-нама ; все они были произведены во время иранского Возрождения в 9 и 10 веках. Однако самым важным произведением этого периода является иранский национальный эпос «Шахнаме » . [ 22 ]

В этих произведениях туранцы последовательно представлены как главные антагонисты иранцев. Многие персонажи и истории из каянского эпического цикла, упомянутые в легендарных Яштах, появляются вновь и рассматриваются как в основном исторические. [ 23 ] Эти более поздние произведения были созданы в IX и X веках до нашей эры, когда регион Туран был в основном заселен тюркскими степными кочевниками. В результате туранцы стали все больше отождествлять себя с ними. [ 24 ]

Личность

[ редактировать ]
Возможное местонахождение народов, упомянутых во Фравардин Яште; а именно Турья, Сайрима и Дахи.

Туранцы не упоминаются в исторических записях первого тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] Ахеменидские источники последовательно используют термин саки при упоминании северных степных кочевников, тогда как греческие авторы часто называют их скифами . Несмотря на это, существует мнение ученых, что туранцы были иранскими степными кочевниками, жившими в евразийской степи к северу от древних иранцев. [ 3 ] [ 25 ] [ 26 ]

Эта идентификация основана на ряде рациональных предположений. Во-первых, во времена Авесты область Турана была заселена иранскими степными кочевниками. Кроме того, ряд туранских личных имен, таких как Фрарасян , [ 27 ] Аграэрата, [ 28 ] Бидерафш , [ 29 ] и Арджатаспа , [ 30 ] появляются в Авесте. Они были изучены лингвистами и все имеют иранский характер. [ 31 ] Кроме того, история мифического царя Третаона , разделившего мир между тремя своими сыновьями Туром (Турья), Сармом (Сайрима) и Ираджем (Арья), интерпретируется как признание древнего родства между туранцами и иранцами. [ 32 ] Наконец, этноним сайрима был связан с сарматами и савроматами . [ 33 ] Точно так же этноним дахи может быть связан с дахаэсами . [ 34 ]

  1. ^ Гноли 1980 , стр. 99–130.
  2. ^ Яршатер 1983 , с. 366.
  3. ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , с. 104: «В Фарвадин Яшт, 143-4, среди иранцев выделяются пять подразделений, а именно айрия (термин, который авестийский народ, по-видимому, использует по отношению к себе), туирья, сайрима, сайну и дахи».
  4. ^ Перейти обратно: а б Подразделение военно-морской разведки Великобритании, 1920 г. , с. 12: «[Т]ермин Туран не встречается ни в надписях Дария I (521–435 до н.э.), ни у греческих писателей».
  5. ^ Yarshater 2014 , стр. 570-576: «Отождествление туранцев, конкурирующего иранского племени, с турками, а Афрасиаба с их королем, является поздним развитием, возможно, сделанным в начале 7 века, когда турки пришли первыми. вступил в контакт с иранцами лишь в VI веке».
  6. ^ Подразделение военно-морской разведки Великобритании, 1920 год .
  7. ^ Хумбах 2000 , «Его имя напоминает имя Тура, праотца туранцев».
  8. ^ Хумбах 1991 , с. 12.
  9. ^ Humbach 2000 , «Как ни странно, имя арийцев, которое хорошо засвидетельствовано в Младшей Авесте, не встречается в Гатах».
  10. ^ Boyce 2012 : «Культ фраваши, по-видимому, представляет собой слияние древней общей души (урвана) мертвых с особой душой героев-воинов, собственно фраваши».
  11. ^ Маландра 2018 , с. 35: «Поскольку наш Яшт разделен на две основные части: одна представляет собой сст. 1-95, в более общем смысле касающуюся Фраврити, а другая представляет собой длинную серию призывов Фраврити отдельных лиц».
  12. ^ Маландра 2018 , с. 90.
  13. ^ Маландра 2018 , стр. 186–187.
  14. ^ Гноли 1980 , с. 107.
  15. ^ Boyce 2012 : «Стихи 96–144 также, очевидно, были заимствованы из культа урвана, поскольку они состоят в основном из списка имен первых учеников Зороастра и ведущих членов ранней общины, почитаемых по формуле: «Мы поклоняемся фраваши праведника такого-то»».
  16. ^ Дарместетер 1882 , стр. 226-227.
  17. ^ Шварц 1985 , с. 648: «Эти народы не обязательно являются врагами айрьи, как следует из Яшта 13.143 [...]».
  18. ^ Хинтце 2014 .
  19. ^ Нейссен 2024 .
  20. ^ Бэйли 1987 .
  21. ^ Амбарцумян 2009 .
  22. ^ Яршатер 1983 .
  23. ^ Дэниел 2012 , с. 47: «[Авестийские] истории были настолько богатыми, подробными, последовательными и значимыми, что их стали воспринимать как записи реальных событий - настолько, что они почти полностью вытеснили в коллективной памяти подлинную историю древнего Ирана».
  24. ^ Бойс 1996 , с. 105.
  25. ^ Дьяконов 1999 , с. 100: «Туран был одним из кочевых иранских племен, упомянутых в Авесте. Однако в поэме Фирдоуси и в позднейшей иранской традиции вообще термин Туран воспринимается как обозначающий «земли, населенные тюркоязычными племенами».
  26. ^ Дэниел 2012 , с. 52: «Они также включали рассказы о каянских царях, кульминацией которых стало правление Кави Виштаспа (Гоштасп) и война между иранцами и их естественными врагами, туранцами (вероятно, кочевым народом на севере Ирана, позже отождествленным с турками). ).".
  27. ^ Яршатер 2014 .
  28. ^ Халеги-Мотлах 2011 .
  29. ^ Тафазцоли 1989 .
  30. ^ Тафазцоли 2011 .
  31. ^ Майрхофер 1979 .
  32. ^ Кузьмина 2007 , с. 174 «В иранских текстах идея о родстве всех ираноязычных языков отражена в легенде о том, как предок иранцев разделил землю между тремя сыновьями: Сайримой, прародителем савроматов (живавшим в исторический период от от Дона до Урала), Тур, от которого произошли турианцы (северная часть Средней Азии называлась Тураном), и младший сын Ирадж, родоначальник иранского населения (Кристенсен 1934).».
  33. ^ Бэйли 1985 , с. 65: "На скифском поле следует упомянуть два имени. Сарматы есть в Авесте Сайрима-, а есть еще савроматаи. Этима этих двух имен несколько сложна. Сарматы сохранились в Зор. Пахле. slm *salm (-l- обозначает -l-, а не -r-, Бундашин ТД 2, 106.15).".
  34. ^ Бэйли 1959 , с. 109: «Народ, называемый этническим названием Иран. даха-, ныне встречающийся в древнеперсидском даха, помещенном перед сакой в ​​надписи Ксеркса (Персополис h 26), уже давно известен. Аккадская форма — да-а-ан * даха-. Авестийское *даха- засвидетельствовано в фем. дахи;- это эпитет земель в Яште 13.143-4 есть список аирьянам... туирьянам... сайриманам... сайнинам... дахинам... получаем: Арья-, Турия-, Сарима-, Шайни-, Даха-, как названия народов, известных в ранней ектении Яшта 13.».

Библиография

[ редактировать ]
  • Бейли, Гарольд Уолтер (1959). «Иранская Арья и Даха». Труды Филологического общества . 58 : 71–115. дои : 10.1111/j.1467-968X.1959.tb00300.x .
  • Бейли, Гарольд Уолтер (1985). Хотанский текст . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521257794 .
  • Бейли, Гарольд В. (1987). «Арья» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Фонд Ираника.
  • Бойс, Мэри (1996). История зороастризма: ранний период . Брилл.
  • Бойс, Мэри (2012). «Фравардин Яшт» . Энциклопедия Ираника . Том. X. Фонд Ираника. стр. 199–201.
  • Дэниел, Элтон Л. (2012). История Ирана . АВС-КЛИО. ISBN  978-0313375095 .
  • Дарместетер, Джеймс (1882). Зенд-Авеста Часть 2 . Оксфорд в Clarendon Press.
  • Дьяконов, Игорь М. (1999). Пути истории . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-64348-1 .
  • Ньоли, Герардо (1980). Время и родина Зороастра: исследование истоков маздеизма и связанных с ним проблем . Восточный колледж.
  • Подразделение военно-морской разведки Великобритании (1920 г.). Руководство по туранцам и пантуранизму (PDF) . Лондон: Географический отдел Отдела военно-морской разведки, Штаб ВМФ, Адмиралтейство. ISBN  978-1332154494 .
  • Амбарцумян, Артур (2009). «Священный арийский лес в авестийских и пехлевийских текстах». Иран и Кавказ . 13 (1): 125–130. JSTOR   25597397 .
  • Хинтце, Альмут (2014). «Яшт» . Энциклопедия Ираника . Фонд Ираника.
  • Хумбах, Хельмут (2000). «Гаты и тексты» . Энциклопедия Ираника . Том. X. Фонд Ираника. стр. 321–327.
  • Хумбах, Хельмут (1991). Гаты Заратустры и другие древнеавестийские тексты . Карл Винтер Universitätsverlag.
  • Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Дж. П. Мэллори (ред.). Происхождение индоиранцев . Брилл. ISBN  978-90-474-2071-2 .
  • Халеги-Мотлах, Джалал (2011). «АРЕРАМ» . Энциклопедия Ираника . Том. I. Фонд Ираника.
  • Маландра, Уильям В. (2018). Фравардин Яшт: Введение, перевод, текст, комментарий, глоссарий . Древний Иран. Том. 8. Академический паб «Брилл». ISBN  978-1949743036 .
  • Майрхофер, Манфред (1979). Иранская книга личных имен I: Старые иранские имена . Австрийская академия наук. ISBN  978-3700103004 .

Нейссен, Даан (2024). «Каянская история - Как персы заново открыли свое прошлое» . Журнал древней истории .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 483e525a44edd3967671a231b64bf53a__1722160620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/3a/483e525a44edd3967671a231b64bf53a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turya (Avesta) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)