Турья (Авеста)
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Турья или туранцы ( авестийские 𐬙𐬏𐬌𐬭𐬌𐬌𐬀 , турия ) — этноним группы, упомянутой в Авесте , т. е. сборнике священных текстов зороастризма . [ 1 ] В этих текстах турии тесно взаимодействуют с ариями , т.е. ранними иранцами. [ 2 ] Их личность неизвестна, но предполагается, что это были иранские конные кочевники из евразийской степи . [ 3 ]
Подобно этнониму иранец, происходящему от Ирана , современный термин Туранец является обратным образованием от топонима Туран . И Туран, и Иран, в свою очередь, являются обратными образованиями от древнеиранских этнонимов Турья и Арья соответственно. Турья или ее варианты не упоминаются ни в каких исторически подтвержденных источниках. [ 4 ] Однако туранцы фигурируют в более поздних иранских легендах, в частности в « Шахнаме», как враги иранцев. В средние века в Туране начали селиться тюркские племена , и к ним все чаще применялось это название. [ 5 ] Современное паннационалистическое движение «Туранизм» также в конечном итоге получило свое название от этого термина. [ 6 ]
В Авесте
[ редактировать ]Гаты
[ редактировать ]Считается, что Турья упоминаются в Уштавайти Гатхе . В стихе Y. 46.12 называет семью Фрий из Тура последователями Аши и Ахура Мазды . Это интерпретируется так, что он и его семья происходили из народа Турья. [ 7 ] Судя по всему, текст также подразумевает, что видные деятели раннего периода зороастризма принадлежали к его семье. [ 8 ] Эта выдающаяся роль и в целом положительная роль туранцев контрастируют с их антагонистической ролью в других частях Младшей Авесты, а также с отсутствием ариев в Гатах. [ 9 ]
Фравардин Яшт
[ редактировать ]Фравардин Яшт — самый длинный из Яштов и посвящен почитанию Фраваши — уникальной зороастрийской концепции, схожей с концепцией души ( урван ) и связанной с ней. [ 10 ] Считается, что этот Яшт состоит из двух частей. В первой части хвалят самих фраваши, часто за оказание помощи в бою. [ 11 ] Например, Ют. 13.37-38, они представлены как помогающие ариям в их борьбе с Турийским Данусом:
южам пробуждает мое замешательство
вриорам данунам туранам
южам пробуждает мое замешательство
δbaišah dānūnas turanāms
юшмабё паро каршназо
ху-вира, слуга Савишта
яи таксма хштавайо
он таксма саушьянто
хе таксма врираджано
Хрумах асобиш фра-зинта
данунам подарок-патинам
Затем вы преодолели
сопротивление турианца Дануса.
Тогда ты преодолел
военные действия Турианского Дануса.
Спасибо вам, Каршназиды,
имея хороших людей, стал сильнейшим.
храбрые Кштавиды,
отважный Саушьянц ,
отважные победители,
Вы разрушили разрушающиеся (жилья) вместе с (их) участками,
Данусов, повелителей десятков тысяч.
- Фравардин Яшт 13.38 (перевод Уильяма Маландры). [ 12 ]
Личность Дануса неизвестна, но они связаны с иранским словом, обозначающим реку, а также с мифической расой Данав из Вед . [ 13 ] Из текста ясно, что они либо являются родом Турьев, либо иным образом связаны с ними. [ 14 ] Во второй части Яшта почитаются фраваши многочисленных людей, сыгравших важную роль в ранней зороастрийской общине. [ 15 ] Несколько человек из Турья упоминаются как верные сторонники зороастрийской веры, и Ют. 13.143 посвящается всем правоверным, живущим в землях ариев и турьев.
tūiryanąm dax́ yunąm narąm aṣ̌aoninąm frawaṣ̌ayō y°
tūiryanąm dax́ yunąm nairinąm aṣ̌aoninąm frawaṣ̌ayō y°
Мы поклоняемся Фраваши святым людям в землях Турья;
Мы поклоняемся Фраваши святым женщинам в землях Турья.
- Фравардин Яшт 13.143 (перевод Джеймса Дарместетера). [ 16 ]
Кроме того, Ют. 13.143-144 далее упоминает верующих, живущих в землях Сайрима, Сайнуса и Дахаса. В целом отношения между ариями и туриями представлены в этих стихах как гораздо более дружеские. [ 17 ]
Легендарные Яшты
[ редактировать ]
Большинство упоминаний о Турьях в Авесте встречаются в так называемых легендарных Яштах, а именно Абан Яшт, Дрвасп Яшт, Рам Яшт, Ден Яшт и Замьяд Яшт. [ 18 ] Легендарными их называют потому, что они содержат ряд отсылок к мифам и легендам народа Авесты. Эти истории сформировали ядро более поздней иранской истории, выраженной в «Шахнаме», но, возможно, вошли в западно-иранские традиции еще в период Ахеменидов . [ 19 ]
В Авесте турии формируются как народ, когда исконный пишдадский правитель Третаона делит мир между своим старшим сыном Туром , который получает север и восток, своим средним сыном Сармом , который получает запад, и своим младшим сыном Ираем , кто получит юг. В то время как Тур становится предком Турьев, Ирадж становится предком Арьев, которыми затем управляет его внук Манучехр . После этого разделения мира конфликт между двумя народами развивается во время каянийского цикла. Этот конфликт сосредоточен вокруг попыток турианского короля Франрасяна завоевать Иран и украсть королевскую славу иранцев. Боевые действия между двумя народами временно прекращаются, когда Эрехше-лучнику удается пустить стрелу до реки Окс , которая с тех пор отмечает границу между Ираном и Тураном. [ 20 ] Кави Хосрову в конце концов удается убить Франрасяна в бою в «Белом лесу». [ 21 ]
Более поздняя традиция
[ редактировать ]Предполагается, что в период Сасанидов последовательная структура иранской истории действительно существовала и была представлена в таких работах, как « Хвадай-Намаг» . В этих произведениях фактические, легендарные и мифические элементы смешаны в единую национальную историю Ирана. Эти произведения сасанидской эпохи сейчас утеряны, но они легли в основу арабских историй, таких как « Нихаят аль-Араб» , которые были созданы после мусульманского завоевания Ирана, а также ряда иранских исторических эпосов, таких как « Бахман-наме» , « Борзу». Нама , Дараб-нама ; все они были произведены во время иранского Возрождения в 9 и 10 веках. Однако самым важным произведением этого периода является иранский национальный эпос «Шахнаме » . [ 22 ]
В этих произведениях туранцы последовательно представлены как главные антагонисты иранцев. Многие персонажи и истории из каянского эпического цикла, упомянутые в легендарных Яштах, появляются вновь и рассматриваются как в основном исторические. [ 23 ] Эти более поздние произведения были созданы в IX и X веках до нашей эры, когда регион Туран был в основном заселен тюркскими степными кочевниками. В результате туранцы стали все больше отождествлять себя с ними. [ 24 ]
Личность
[ редактировать ]
Туранцы не упоминаются в исторических записях первого тысячелетия до нашей эры. [ 4 ] Ахеменидские источники последовательно используют термин саки при упоминании северных степных кочевников, тогда как греческие авторы часто называют их скифами . Несмотря на это, существует мнение ученых, что туранцы были иранскими степными кочевниками, жившими в евразийской степи к северу от древних иранцев. [ 3 ] [ 25 ] [ 26 ]
Эта идентификация основана на ряде рациональных предположений. Во-первых, во времена Авесты область Турана была заселена иранскими степными кочевниками. Кроме того, ряд туранских личных имен, таких как Фрарасян , [ 27 ] Аграэрата, [ 28 ] Бидерафш , [ 29 ] и Арджатаспа , [ 30 ] появляются в Авесте. Они были изучены лингвистами и все имеют иранский характер. [ 31 ] Кроме того, история мифического царя Третаона , разделившего мир между тремя своими сыновьями Туром (Турья), Сармом (Сайрима) и Ираджем (Арья), интерпретируется как признание древнего родства между туранцами и иранцами. [ 32 ] Наконец, этноним сайрима был связан с сарматами и савроматами . [ 33 ] Точно так же этноним дахи может быть связан с дахаэсами . [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гноли 1980 , стр. 99–130.
- ^ Яршатер 1983 , с. 366.
- ^ Перейти обратно: а б Бойс 1996 , с. 104: «В Фарвадин Яшт, 143-4, среди иранцев выделяются пять подразделений, а именно айрия (термин, который авестийский народ, по-видимому, использует по отношению к себе), туирья, сайрима, сайну и дахи».
- ^ Yarshater 2014 , стр. 570-576: «Отождествление туранцев, конкурирующего иранского племени, с турками, а Афрасиаба с их королем, является поздним развитием, возможно, сделанным в начале 7 века, когда турки пришли первыми. вступил в контакт с иранцами лишь в VI веке».
- ^ Хумбах 2000 , «Его имя напоминает имя Тура, праотца туранцев».
- ^ Хумбах 1991 , с. 12.
- ^ Humbach 2000 , «Как ни странно, имя арийцев, которое хорошо засвидетельствовано в Младшей Авесте, не встречается в Гатах».
- ^ Boyce 2012 : «Культ фраваши, по-видимому, представляет собой слияние древней общей души (урвана) мертвых с особой душой героев-воинов, собственно фраваши».
- ^ Маландра 2018 , с. 35: «Поскольку наш Яшт разделен на две основные части: одна представляет собой сст. 1-95, в более общем смысле касающуюся Фраврити, а другая представляет собой длинную серию призывов Фраврити отдельных лиц».
- ^ Маландра 2018 , с. 90.
- ^ Маландра 2018 , стр. 186–187.
- ^ Гноли 1980 , с. 107.
- ^ Boyce 2012 : «Стихи 96–144 также, очевидно, были заимствованы из культа урвана, поскольку они состоят в основном из списка имен первых учеников Зороастра и ведущих членов ранней общины, почитаемых по формуле: «Мы поклоняемся фраваши праведника такого-то»».
- ^ Дарместетер 1882 , стр. 226-227.
- ^ Шварц 1985 , с. 648: «Эти народы не обязательно являются врагами айрьи, как следует из Яшта 13.143 [...]».
- ^ Хинтце 2014 .
- ^ Нейссен 2024 .
- ^ Бэйли 1987 .
- ^ Амбарцумян 2009 .
- ^ Яршатер 1983 .
- ^ Дэниел 2012 , с. 47: «[Авестийские] истории были настолько богатыми, подробными, последовательными и значимыми, что их стали воспринимать как записи реальных событий - настолько, что они почти полностью вытеснили в коллективной памяти подлинную историю древнего Ирана».
- ^ Бойс 1996 , с. 105.
- ^ Дьяконов 1999 , с. 100: «Туран был одним из кочевых иранских племен, упомянутых в Авесте. Однако в поэме Фирдоуси и в позднейшей иранской традиции вообще термин Туран воспринимается как обозначающий «земли, населенные тюркоязычными племенами».
- ^ Дэниел 2012 , с. 52: «Они также включали рассказы о каянских царях, кульминацией которых стало правление Кави Виштаспа (Гоштасп) и война между иранцами и их естественными врагами, туранцами (вероятно, кочевым народом на севере Ирана, позже отождествленным с турками). ).".
- ^ Яршатер 2014 .
- ^ Халеги-Мотлах 2011 .
- ^ Тафазцоли 1989 .
- ^ Тафазцоли 2011 .
- ^ Майрхофер 1979 .
- ^ Кузьмина 2007 , с. 174 «В иранских текстах идея о родстве всех ираноязычных языков отражена в легенде о том, как предок иранцев разделил землю между тремя сыновьями: Сайримой, прародителем савроматов (живавшим в исторический период от от Дона до Урала), Тур, от которого произошли турианцы (северная часть Средней Азии называлась Тураном), и младший сын Ирадж, родоначальник иранского населения (Кристенсен 1934).».
- ^ Бэйли 1985 , с. 65: "На скифском поле следует упомянуть два имени. Сарматы есть в Авесте Сайрима-, а есть еще савроматаи. Этима этих двух имен несколько сложна. Сарматы сохранились в Зор. Пахле. slm *salm (-l- обозначает -l-, а не -r-, Бундашин ТД 2, 106.15).".
- ^ Бэйли 1959 , с. 109: «Народ, называемый этническим названием Иран. даха-, ныне встречающийся в древнеперсидском даха, помещенном перед сакой в надписи Ксеркса (Персополис h 26), уже давно известен. Аккадская форма — да-а-ан * даха-. Авестийское *даха- засвидетельствовано в фем. дахи;- это эпитет земель в Яште 13.143-4 есть список аирьянам... туирьянам... сайриманам... сайнинам... дахинам... получаем: Арья-, Турия-, Сарима-, Шайни-, Даха-, как названия народов, известных в ранней ектении Яшта 13.».
Библиография
[ редактировать ]- Бейли, Гарольд Уолтер (1959). «Иранская Арья и Даха». Труды Филологического общества . 58 : 71–115. дои : 10.1111/j.1467-968X.1959.tb00300.x .
- Бейли, Гарольд Уолтер (1985). Хотанский текст . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521257794 .
- Бейли, Гарольд В. (1987). «Арья» . Энциклопедия Ираника . Том. 2. Фонд Ираника.
- Бойс, Мэри (1996). История зороастризма: ранний период . Брилл.
- Бойс, Мэри (2012). «Фравардин Яшт» . Энциклопедия Ираника . Том. X. Фонд Ираника. стр. 199–201.
- Дэниел, Элтон Л. (2012). История Ирана . АВС-КЛИО. ISBN 978-0313375095 .
- Дарместетер, Джеймс (1882). Зенд-Авеста Часть 2 . Оксфорд в Clarendon Press.
- Дьяконов, Игорь М. (1999). Пути истории . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64348-1 .
- Ньоли, Герардо (1980). Время и родина Зороастра: исследование истоков маздеизма и связанных с ним проблем . Восточный колледж.
- Подразделение военно-морской разведки Великобритании (1920 г.). Руководство по туранцам и пантуранизму (PDF) . Лондон: Географический отдел Отдела военно-морской разведки, Штаб ВМФ, Адмиралтейство. ISBN 978-1332154494 .
- Амбарцумян, Артур (2009). «Священный арийский лес в авестийских и пехлевийских текстах». Иран и Кавказ . 13 (1): 125–130. JSTOR 25597397 .
- Хинтце, Альмут (2014). «Яшт» . Энциклопедия Ираника . Фонд Ираника.
- Хумбах, Хельмут (2000). «Гаты и тексты» . Энциклопедия Ираника . Том. X. Фонд Ираника. стр. 321–327.
- Хумбах, Хельмут (1991). Гаты Заратустры и другие древнеавестийские тексты . Карл Винтер Universitätsverlag.
- Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Дж. П. Мэллори (ред.). Происхождение индоиранцев . Брилл. ISBN 978-90-474-2071-2 .
- Халеги-Мотлах, Джалал (2011). «АРЕРАМ» . Энциклопедия Ираника . Том. I. Фонд Ираника.
- Маландра, Уильям В. (2018). Фравардин Яшт: Введение, перевод, текст, комментарий, глоссарий . Древний Иран. Том. 8. Академический паб «Брилл». ISBN 978-1949743036 .
- Майрхофер, Манфред (1979). Иранская книга личных имен I: Старые иранские имена . Австрийская академия наук. ISBN 978-3700103004 .
Нейссен, Даан (2024). «Каянская история - Как персы заново открыли свое прошлое» . Журнал древней истории .
- Шварц, Мартин (1985). «Древневосточное иранское мировоззрение согласно Авесте». В Гершевич И. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 2: Медианный и ахеменидский периоды . Издательство Кембриджского университета. стр. 640–663. дои : 10.1017/CHOL9780521200912.014 . ISBN 9781139054935 .
- Тафаззоли, Ахмад (1989). «Бидерафш» . Энциклопедия Ираника . Том. IV. Фонд Ираника.
- Тафаззоли, Ахмад (2011). «Арджасп » Энциклопедия Ираника Том. II. Фонд Ираника.
- Яршатер, Эхсан (1983). «Часть 3: Иранская историческая традиция». В Бейли, Гарольд В. (ред.). Кембриджская история Ирана . Том. 3 (1). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Яршатер, Эхсан (2014). «АФРАСИБ» . Энциклопедия Ираника . Том. I. Фонд Ираника.