состояние
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июль 2022 г. ) |

Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Состояние [а] ( / ˈ k uː ʃ t iː / ), также известный как кости, кусти и кустиг, - это священный пояс, который зороастрийцы носят на талии. Наряду с седре кушти является частью ритуального облачения зороастрийцев. [1] [2]
Источник
[ редактировать ]Авестийское айвьяонгана название священного шнура — . Кустиг — более поздний среднеперсидский термин. [3]
Использование кушти, возможно, существовало среди первых последователей пророка Заратуштры из-за их предшествующего знакомства с практиками протоиндоираноязычных народов и его ведическим аналогом, ягьопавитой . Зороастрийские писания и тексты содержат различные ссылки на использование Кусти. Авестийская Ясна (10.21) утверждает, что ее представил святой мудрец по имени Хаома Фрми. Напротив, в « Дадестани деньг» (39.18–19) утверждается, что он впервые был использован легендарным пишдадским правителем Джамшидом ( Йима xsaēta) за столетия до Заратустры рождения . Позже Фердоуси ат-Туси повторит эту историю в « Шахнаме» . Другие мифы утверждают, что сам Заратуштра рекомендовал эту практику тем, кто слушал его проповеди ( Рехбар-е Дин-э Джартушти 5) . [4]
Описание и символика
[ редактировать ]Кушти носят трижды вокруг талии. Его завязывают дважды двойным узлом спереди и сзади, концы кушти свисают сзади. Кушти изготовлено из 72 тонких белых и шерстяных нитей, которые представляют собой 72 главы Ясны , основного литургического собрания текстов Авесты . [5] У кушти также есть 3 кисточки, каждая с 24 нитями на каждом конце. Эти 24 нити обозначают 24 главы Висперада , а сумма всех кистей, равная шести, представляет шесть гахамбаров (праздников). [6]
Кушти часто считалось маркером зороастрийской идентичности как в Индии, так и в Иране, как этот отрывок из Риваятов показывает . В этих произведениях термины иранец и зороастрийец являются синонимами, и зороастрийские писатели не признавали своих соотечественников-незороастрийцев иранцами до 20 века. [7]
Производство
[ редактировать ]И в Иране, и в Индии кушти обычно производят женщины, выполняющие священнические обязанности. У него двойная функция: религиозный долг, но также и необходимость увеличить скромный доход зороастрийского духовенства. Иногда кусти ткали сами жрецы ( мобады ), хотя сейчас это большая редкость. -несвященники ( бехдин ) С 1920-х годов зороастрийские женщины в провинции Йезд в Иране обучались процедуре плетения кушти. [4]
Навсари , бывший оплот зороастризма, стал очень известен тем, что поставлял кушти другим зороастрийцам в Индии, а также по всей диаспоре. Зороастрийских учениц женской школы Тата в Навсари до сих пор учат плести кушти. Традиционно женщин-парсов обучали этому уникальному навыку их старейшины. Наджамаи М. Котвал, мать первосвященника (Вада Дастур) Фирозе М. Котвал, в частности, обучала женщин-парсов в течение почти тридцати лет. [4]
Когда в процессе плетения кусти достигает длины около 30 см, его снимают с ткацкого станка и передают священнику для благословения и разрезания. Кусти возвращают ткачам после окончания церемонии, чтобы они могли закончить вязание оставшейся части. [6]
В соответствии с зороастрийской философией, восхваляющей счастье, процесс плетения кушти — это радостное занятие, во время которого женщины поют песни, смеются и делятся историями, как религиозными, так и светскими. [4]
Ритуалы
[ редактировать ]Инвеститура
[ редактировать ]/ седра-пушун Церемония посвящения навджоте традиционно является первым разом, когда зороастрийцы носят кушти. [8] Согласно зороастрийской традиции, каждый мужчина и женщина, посвященные в веру, должны носить кусти. Каждый мальчик или девочка надевает белую нижнюю рубаху (пал. шабиг , перс. шаби , шудра , шедра , гудж. судра , судре ), а поверх нее повязывает кустиг, символизирующий как переход во взрослую жизнь, так и принятие ответственности за религиозные поступки в последующем. . Неспособность надеть шнурок и нижнюю рубашку тогда считается танапулом (грехом), потому что это делает владельца уязвимым для зла. Шайест не шайест (4.10) и Нерангестан (67.11) приравнивают отказ от ношения кушти к «ползанию обнаженным». Ака Адхьяру в третьем из своих шестнадцати лозунгов считает его «кольчужным доспехом» и, писая для индуистской аудитории, сравнивает процесс привязывания кусти с «омовением в [священной реке] Ганг ». [4]
Ежедневные ритуалы
[ редактировать ]Ритуал развязывания и завязывания кушти совершается несколько раз в день и называется ниранг-и кушти . [9] Во время этого ритуала человек должен оставаться на одном месте и ни с кем не разговаривать. Если человек заговорит, ритуал необходимо начать заново с самого начала. [ нужна ссылка ]
Из-за своего религиозного значения кушти необходимо носить каждый день жизни зороастрийца. Кушти необходимо ритуально отпустить и снова завязать специальными молитвами после очистительного омовения падьяба . Эта церемония, известная как падьяб-кусти , включает в себя «создание новой священной веревки» (перс. košti nav kardan ) или «завязывание священной веревки» (гудж. kustī bastan ). [4]
Преданный должен смотреть на восток от рассвета до полудня и на запад до заката (в сторону солнца), развязывая и завязывая кушти. В ночное время они могут столкнуться с масляной лампой, огнем, луной или звездами. Когда нет источника света, они могут смотреть на юг, поскольку считается, что это направление небесного дома Ахура Мазды. Три раздела составляют молитвы, читаемые во время ритуала. [4]
Ниранги падьяб , или «обряд церемониального омовения», — это название первого раздела. Молитва Кам на Мазда (берущая свое начало в Y. 46.7, Y. 44.16, Vd . 8.21, которая читается перед развязыванием узлов. Вторая часть известна как Nīrang ī kustig bastan/abzūdan , или «обряд завязывания узлов») . святой шнур», и он читается, когда кушти перевязывается. Ормазд Квадай, открывающий молитву Пазанд (до па патит хом ), представляет собой краткий обзор молитвы Кам на Мазда , которая предшествовала ей. Краткая авестийская строфа, восхваляющая Ахура Мазду и презирающая Ангра-Майнью завершает эту молитву, за которой следует строка, взятая из Y 50.11. Этот раздел завершается чтением одной молитвы Ашум воху , двух Yaθā аху вайрио ( Ахуна вайрия , Ахунвар ) и дополнительной молитвы Ашум воху . с заявлением Jasa mē avaŋhe Mazdā — зороастрийское исповедание веры (перс. astawānīh ī dēn ); на языке пехлеви оно также называется stayišn denīh «хвала религии». Да . 1.27 и оставшаяся часть от Y . 12.8-9. Завершается повторением одного Ашум воху . [4]
Церемония падьяб-кушт необходима для восстановления ритуальной эффективности кушта перед занятием другими религиозными действиями, такими как посещение храма огня, а также после сексуальной активности, мочеиспускания и дефекации. В начале других вахт или подразделений (MPers. и Pers.gh) дня он освобождается и перевязывается каждое утро. Большинство парсов, особенно тех, кто проживает в западных странах, продолжают регулярно носить кушт; Иранские зороастрийцы часто носят его только во время религиозных церемоний, чтобы не подвергнуться нападкам со стороны мусульман. [4]
Похороны
[ редактировать ]Кусти носят в руке на похоронах, чтобы создать палочку или «ритуальную связь» между двумя людьми, например, носителями трупов, которые держат кусти между собой, в то время как зороастрийские скорбящие, также в аналогичной палочке , следуют за ними в процессии. [4]
Более широкое использование
[ редактировать ]Есть некоторые свидетельства того, что такие пояса носили немусульмане в целом, включая христиан, как символ, отличающий их от мусульман. [10] Исключением может быть мусульманский император Великих Моголов Акбар Великий наделила кусти и седре , которому зороастрийская община парсов Гуджарата . [11]
Кушти (зоннар) упоминается Омаром Хайямом , который, как полагают, был сыном новообращенного зороастрийца.
Как долго я должен исповедовать невежество
Я удручен этим бедствием
Зоннар волхвов, который я надену,
Знаешь почему? О стыде быть мусульманином
См. также
[ редактировать ]- Ягьепавит — священная нить ведического индуизма.
- Иззе-ткань , священный шнур индейского племени апачей.
- Зуннар — средневековый пояс, который носили для обозначения немусульман.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Также кусти , кошти ; ранее известный как зоннар .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перси Хабар» .
- ^ «Зороастрийцы судрех/кушти» .
- ^ Моди (1914) , с. 12–13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Кушти» и Иранская энциклопедия
- ^ Моди (1914) , с. 13–15.
- ^ Jump up to: а б Моейн, Хамид (2018). «Некоторые замечания о зороастрийской церемонии вырезания нового кусти согласно двум рукописям Риваята и двум древнейшим авестийским рукописям» (PDF) . Прессы Universitaires de Liège.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Риваятс» . old.saednews.com (на персидском языке). 12 марта 2022 г. Проверено 27 апреля 2024 г.
- ^ Режимы (1914) , стр. 2–9.
- ^ Режимы (1914) , стр. 15–16.
- ^ Алишан (1991) , с. 169.
- ^ Смит (1919) , с. 163.
- ^ Песок (2011) , с. 2.
Цитаты
[ редактировать ]- Алишан, Леонардо П. (1991). «Йованес Тулькуранчи и средневековая армянская лирическая традиция Джеймса Р. Рассела». Журнал Американского восточного общества (обзор). 111 (1): 167–169. дои : 10.2307/603786 . JSTOR 603786 .
- Моди, Дживанджи Джамшеджи (1914). Навджотская церемония парсов (2-е изд.). Бомбей: Типография Форта.
- Смит, Винсент Артур (1919). Акбар Великий Могол, 1542-1605 гг . Кларендон Пресс.
- Занд, Афшин (2011). «Преемственность зороастрийской мысли в Иране, как видно из Рубаята Омара Хайяма» (PDF) . www.richardfrye.org . Архивировано (PDF) из оригинала 10 ноября 2019 г.