Jump to content

Зороастризм в Иране

(Перенаправлено с зороастрийцев в Иране )

Зороастризм считается древнейшей религией, до сих пор практикуемой в Иране . Это иранская религия , возникшая примерно во 2-м тысячелетии до нашей эры, распространившаяся по Иранскому плато и в конечном итоге получившая официальный статус в рамках Империи Ахеменидов в 6-м веке до нашей эры. Он оставался иранской государственной религией до 7-го века нашей эры, когда арабское завоевание Персии привело к падению Сасанидской империи под натиском зарождающегося Халифата Рашидун . Со временем преследования зороастрийцев привели к тому, что они стали религиозным меньшинством на фоне исламизации Ирана , поскольку многие бежали на восток, чтобы найти убежище в Индии . [1] , расположены в Иране Некоторые из самых святых мест зороастризма, такие как Йезд .

Сегодня Иран занимает второе или третье место по численности зороастрийского населения в мире, уступая только Индии и, возможно, Иракскому Курдистану . Официальная иранская перепись 2011 года зафиксировала в стране 25 271 зороастрийца, но некоторые неофициальные данные предполагают более высокие цифры. [2] [3]

Изображение зороастрийской эмблемы Фравахара (духа души), выполненное на глазурованной плитке в городе Тафт, Иран.

Предполагается, что зороастрийская религия была основана примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры пророком Зороастром , также известным как Заратуштра, в честь которого и названа религия. [1] Современный зороастризм — это религия, последователи которой поклоняются одному Богу, Ахура Мазде , доброму божеству. Рядом с ним есть священные существа, такие как отдельные божества, а также природные явления. В оппозиции также находится воплощение зла, желающее принести беспорядок и разрушения. Это зло приходит в форме Ангра-Майнью в авестийском языке и в форме Аремана в среднеперсидском языке . [4]

Вера в хорошее и плохое божество кажется частью дуалистической религии . Таким образом, зороастрийскую религию можно рассматривать как дуалистическую или политеистическую религию, но некоторые современные ученые считают зороастризм единственной монотеистической религией индоевропейского происхождения. [5] Это термины современной науки, и нет никаких указаний на то, что сами древние зороастрийцы понимали свою религию в таких терминах, по крайней мере, до раннего исламского периода. [6]

Заратуштра и его первые последователи были иранцами , жившими в бронзовом и железном веках (1200–600 гг. до н.э.). [7] : 1  Никаких письменных свидетельств об этой религии не сохранилось ни со времен Заратуштры, ни со времен древнего Ирана. Самые ранние сохранившиеся письменные упоминания о Заратуштре, по-видимому, принадлежат греческим писателям. [ нужна ссылка ] Время переселения иранских народов в Иран можно оценить главным образом по ассирийским записям. [7] : 48  Геродот (I, 101) называл одно из мидских племен магоями , латинскими волхвами , племенем, известным тем, что в его состав входило множество жрецов, служивших как мидянам , так и персам . Ко времени существования Мидийской империи (около 612 г. до н. э.) зороастризм прочно утвердился как в регионе Парс (позже столица Персии), так и в восточных регионах. [7] : 49 

Стипендия по зороастризму в Иране

[ редактировать ]

Европейские ученые впервые столкнулись с зороастризмом в Иране в семнадцатом веке, в то время, когда ислам был доминирующей религией. Европейский интерес к иранской культуре вырос в рамках академического изучения Востока . [8] Зороастризм представлял особый интерес для ученых как сохранившаяся доисламская иранская религия, а ученые, рассматривавшие его с христианской точки зрения, были заинтересованы в общих характеристиках монотеистической теологии и дуалистической космологии, присутствующих в обеих религиях. [9] Этот интеллектуальный обмен, вероятно, также изменил представления зороастрийцев об их собственной религии, поскольку интеллектуальный обмен редко происходит изолированно. [9] Эти первые исследования задали тон представлениям о зороастризме в Иране, но дискуссии о происхождении и природе религии до сих пор продолжаются как в западных, так и в иранских исследованиях.

Ахеменидский период

[ редактировать ]

Персы во главе с Киром Великим вскоре основали вторую персидскую династию и первую империю, Империю Ахеменидов , победив мидян в 549 году до нашей эры. [7] : 49  По мере того как персы расширяли свою империю, зороастризм был представлен греческим историкам, таким как Гермодор , Гермипп , Ксанф , Евдокс и Аристотель ; каждый называл разные даты жизни Зороастра, но, естественно, считал его персидским пророком и называл его «Мастером волхвов». [7]

Дарий Великий

Хотя со времен Кира не осталось никаких надписей о его религии, огненные алтари, найденные в Пасаргадах , а также тот факт, что он назвал свою дочь Атоссой , именем царицы Виштаспы (царственной покровительницы Зороастра), позволяют предположить, что он действительно, возможно, был зороастрийцем. [7]

Предполагается, что ко времени Дария Великого (549 г. до н.э. – 485/486 г. до н.э.) империя была зороастрийской. Это связано с одной из надписей Дариуса, которая гласит:

«Великий Бог — Ахурамазда , который создал эту землю, который создал то небо, который создал человека, который создал счастье для человека, который сделал Дария царём, одного царя над многими, одного господина над многими». [7]

Это приводит к убеждению, что зороастрийская религия является древнейшей религией Ирана. Что еще более важно, предполагается, что это первоначальная религия Ирана. Помимо приведенной выше надписи, однако, не обязательно существует какое-либо представление или доказательство этих утверждений. [10]

Персеполь и Навруз

[ редактировать ]

Персеполь (или Парса) — одна из четырёх столиц империи Ахеменидов , построенная Дарием Великим и его сыном Ксерксом . Это был славный город, известный миру как «самый богатый город под солнцем». Он также был торговой столицей Ближнего Востока.

Одной из основных функций Персеполя было проведение древнего зороастрийского праздника Норуз . Поэтому каждый год представители каждой страны, находящейся под властью Персии, привозили в Персеполь подарки, чтобы показать свою верность царю и империи.

парфянский период

[ редактировать ]

Сасанидский период

[ редактировать ]
Шапура I Надпись на Кааба-е Зартошт

Сасанидская империя (224–651) провозгласила зороастризм государственной религией и способствовала религиозному возрождению. [ нужна ссылка ]

В период своего многовекового сюзеренитета над Кавказом сасаниды предпринимали попытки продвижения там зороастризма со значительными успехами, и он был заметен на дохристианском Кавказе , особенно на территории нынешнего Азербайджана . [ нужна ссылка ]

Из-за своих связей с Римской империей , главным соперником Персии со времен Парфянской империи , сасаниды с подозрением относились к христианству как к римской государственной религии . После правления Константина Великого его иногда преследовали. [11] Сасанидские власти столкнулись со своими подданными в Сасанидской Армении в битве при Аварайре в 451 году, что привело к их официальному разрыву с Римской церковью.

Однако сасаниды терпели или даже иногда отдавали предпочтение христианству в форме сасанидской церкви Востока . Принятие христианства в Кавказской Иберии привело к медленному, но верному упадку зороастризма. [12] и даже в V веке она все еще широко практиковалась, почти имея статус второй установленной религии. [13] [14]

Возникновение манихейства

[ редактировать ]

Пророк Мани был парфянином благородных корней, основавшим манихейство , содержавшее многие элементы зороастризма, а также гностицизма ; однако он считал жизнь людей на земле несчастной, что контрастировало с зороастрийскими взглядами, которые прославляли жизнь через счастье.

Мани был любезно принят императором Шапуром I и провел много лет при его дворе, где он находился под защитой на протяжении всего правления Шапура. Однако Мани писал на сирийском , семитском языке , и все его работы пришлось переводить на среднеперсидский его последователям, которые передали имя верховного бога Мани как Зурван и назвали его отцом Ормазда, что было среднеперсидской версией. Ахура Мазды [15]

Зурваниты-зороастрийцы

[ редактировать ]

Хотя происхождение зурванитского зороастризма неясно, именно в период Сасанидов он получил широкое распространение, и многие из сасанидских императоров были, по крайней мере в некоторой степени, зурванитами. Зурванизм пользовался королевской санкцией в эпоху Сасанидов, но после 10 века от него не осталось никаких следов.

В отличие от маздейского зороастризма, зурванизм считал Ахура Мазду не трансцендентным Создателем, а одним из двух равных, но противоположных божеств, находящихся под верховенством Зурвана. Центральная зурванитская вера сделала Ахура Мазду (среднеперсидский: Ормузд) и Ангра-Майнью (Ариман) братьями-близнецами, сосуществовавшими во все времена.

Незороастрийские рассказы о типично зурванитских верованиях были первыми следами зороастризма, достигшими Запада, что привело европейских ученых к выводу, что зороастризм был дуалистической религией.

Зороастрийский культ Зурвана не следует путать с манихейским использованием имени Зурван в среднеперсидских текстах для обозначения манихейского божества света. Мани сам ввел эту практику (возможно, по политическим причинам) в своем «Шапургане» , который он посвятил своему покровителю Шапуру II . На протяжении большей части остальной части эпохи Сасанидов манихейцы были преследуемым меньшинством, и Мани был приговорен к смертной казни I. Бахрамом

Реформация зороастрийского календаря

[ редактировать ]

Священные огни Ирана

[ редактировать ]
Зороастрийский храм огня в Йезде .

Тремя великими священными огнями Персии во времена Сасанидов были Адур Фарнбаг , Адур Гушнасп и Адур Бурзен-Михр, которые горели в Парсе, Мидии и Парфии соответственно. Из этих трех огонь Адур Бурзен-Михр был самым священным, поскольку он был связан с самим пророком Заратустрой и царем Виштаспой . [16]

Маздакиты-зороастрийцы

[ редактировать ]

Состояние Авесты

[ редактировать ]

Средневековый период

[ редактировать ]

Основание ислама и арабское завоевание Персии

[ редактировать ]

Мусульманское завоевание Персии, также известное как арабское завоевание Ирана, привело к распаду Сасанидской империи в 651 году и, в конечном итоге, к упадку зороастрийской религии в Иране. Арабы впервые напали на территорию Сасанидов в 633 году, когда генерал Халид ибн Валид вторгся в Месопотамию (ныне Ирак), которая была политическим и экономическим центром государства Сасанидов. После перевода Халида на римский фронт в Леванте мусульмане в конечном итоге потеряли свои владения из-за иранских контратак. Второе вторжение началось в 636 году при Сааде ибн Аби Ваккасе , когда ключевая победа в битве при Кадисии привела к окончательному прекращению сасанидского контроля к западу от Ирана. Горы Загрос затем стали естественным барьером и границей между халифатом Рашидун и империей Сасанидов. Из-за непрерывных набегов персов на этот регион халиф Умар приказал в 642 году полностью вторгнуться в Сасанидскую иранскую империю, что завершилось полным завоеванием Сасанидов около 651 года. Быстрое завоевание Ирана в результате серии хорошо скоординированных многосторонних действий. Атаки, руководимые халифом Умаром из Медины в нескольких тысячах километров от полей сражений в Иране, стали его величайшим триумфом, поспособствовав его репутации великого военного и политического стратега.

Иранские историки пытались защитить своих предков, используя арабские источники, чтобы проиллюстрировать, что «вопреки утверждениям некоторых историков, иранцы на самом деле долго и упорно сражались против вторгшихся арабов». К 651 году большинство городских центров на иранских землях, за заметным исключением прикаспийских провинций и Трансоксианы, оказались под властью арабских армий. Многие населенные пункты Ирана организовали оборону от захватчиков, но в итоге ни одна из них не смогла отразить вторжение. Даже после того, как арабы подчинили страну, многие города подняли восстание, убивая арабского губернатора или нападая на их гарнизоны, но подкреплениям халифов удалось подавить все эти восстания и установить правление ислама. Ярким примером является насильственное подчинение Бухары после многочисленных восстаний. Однако обращение в ислам было постепенным. В ходе этого процесса произошло множество актов насилия, зороастрийские писания были сожжены, а многие мобады казнены. После политического завоевания персы начали восстанавливать свои силы, сохраняя персидский язык и культуру. Тем не менее, ислам был принят многими по политическим, социокультурным или духовным причинам или просто по убеждению, и стал доминирующей религией.

Монгольское завоевание Персии и Месопотамии

[ редактировать ]

Монгольское нашествие в Персию и Месопотамию привело к гибели миллионов людей и разрушению многих городов. Первые монгольские захватчики были представителями многих конфессий , поэтому их преследования не были направлены против зороастрийцев. Однако через полвека после завоевания лидер Ильханства Газан - хан , воспитанный членом Церкви Востока, [17] принял ислам . Последующее обращение членов Ильханства в ислам пагубно сказалось на зороастризме. К моменту изгнания монголов провинция Фарс избежала серьёзного ущерба и зороастрийцы переселились на север Парса, в первую очередь в регионы Йезд и Керман . [18] где даже сегодня находятся основные зороастрийские общины.

Современный период

[ редактировать ]

Династия Сефевидов

[ редактировать ]

Обращение Сефевидов Ирана в шиитский ислам уничтожило то, что когда-то было энергичной общиной зороастрийцев. Согласно официальной политике, Сефевиды хотели, чтобы все обратились в ортопраксический двунадесятный шиизм , и убили сотни тысяч зороастрийцев вместе с другими, кто отказался. [19]

Большинство зороастрийцев также уехали в Индию ; осталось около 20%, большинству из которых пришлось мигрировать в конце 19 века, поскольку династия Каджаров наложила на них более серьезные ограничения.

Династия Каджаров

[ редактировать ]
Зороастрийская семья в Каджаре , Иран, около 1910 года.

Во времена династии Каджаров религиозные преследования зороастрийцев свирепствовали . Из-за растущих контактов с влиятельными филантропами- парсами, такими как Манекджи Лимджи Хатария , многие зороастрийцы покинули Иран и перебрались в Индию. Там они сформировали вторую крупную индийскую зороастрийскую общину, известную как иранцы . [20]

Династия Пехлеви

[ редактировать ]

Начиная с начала двадцатого века, в Тегеране , столице страны, наблюдалась быстрая миграция представителей всех иранских меньшинств. Зороастрийское население увеличилось примерно с 50 купцов в 1881 году до 500 к 1912 году. [21]

Императорский герб династии Пехлеви (Лев и Солнце)

Будучи меньшинством, зороастрийцы на протяжении многих лет регулярно сталкивались с дискриминацией. В 1906 году государство провозгласило новую Конституцию , которая предоставила зороастрийцам определенные фундаментальные права личности. Однако на практике они все еще не были равны гражданам-мусульманам. [22]

Когда в 1920-х годах в Иране началось правление Пехлеви , к зороастрийцам стало относиться более равноправно. Именно в это время национализм в Иране начал зарождаться Иран как национальное государство и зародился . Для этого нового национального государства пехлеви выбрали нарратив, в котором прославлялась доисламская эпоха, и активно продвигали этот нарратив. Новое национальное государство и народ теперь начали с гордостью относиться к древней истории. [23] Поскольку зороастризм является древней доисламской религией, теперь он прославился как историческая и первоначальная иранская религия. Это изменило статус зороастрийцев: они превратились из одного из наиболее преследуемых меньшинств в Иране в символ иранского национализма . [24] Эта идея сохранялась вплоть до Исламской революции 1979 года .

Создание Исламской Республики Иран

[ редактировать ]

Права немусульманских меньшинств

[ редактировать ]

После иранской революции 1979 года была написана новая Конституция Ирана . Эта новая Конституция признает права признанных религиозных меньшинств, таких как иранские армяне , иранские ассирийцы и персидские евреи . Зороастризм признан религией в Иране, и его последователи имеют определенные права. Конституция гласит, что верующие могут свободно совершать свои религиозные обряды и церемонии. [25]

Зороастрийцы также вовлечены в политику. Начиная с персидской конституции 1906 года , им выделено одно место в Исламской консультативной ассамблее . В настоящее время этот дом принадлежит Эсфандиару Эхтияри . На местном уровне они также активны. Например, в 2013 году Сепанта Никнам был избран в городской совет Йезда и стал первым зороастрийским советником в Иране. [26]

Демография и конверсии

[ редактировать ]

Внешние браки и низкий уровень рождаемости влияют на рост зороастрийского населения Ирана. [27] которое, согласно результатам переписи населения Ирана 2012 года, составило 25 271 человек, хотя это на 27,5% больше, чем в 2006 году. [28]

Онлайн-опрос, проведенный в июне 2020 года, показал, что гораздо меньший процент иранцев заявили, что верят в ислам, при этом половина опрошенных указали, что утратили свою религиозную веру. [29] В ходе опроса, проведенного базирующейся в Нидерландах GAMAAN (Группа по анализу и измерению отношений в Иране) с использованием онлайн-опроса для обеспечения большей анонимности респондентов, было опрошено 50 000 иранцев и обнаружено, что 7,7% из них идентифицированы как зороастрийцы. [29] [30] Однако некоторые исследователи утверждают, что большинство респондентов, идентифицирующих себя как зороастрийцев, выражали религиозный национализм, при этом The Conversation интерпретировал его как « персидский национализм и стремление к альтернативе исламу, а не строгое следование зороастрийской вере». [31] Упадок ислама и рост зороастризма среди иранцев получили дальнейшее подтверждение в последующих опросах GAMAAN в 2022 году. [32]

Известные иранские зороастрийцы 20 века

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Ферреро, Марио (2021). «От политеизма к монотеизму: Зороастр и некоторые экономические теории» . Хомо Оэкономик . 38 (1–4): 77–108. дои : 10.1007/s41412-021-00113-4 . S2CID   241655767 .
  2. ^ «Портал национальной статистики > Главная» . Архивировано из оригинала 19 июля 2013 года . Проверено 10 декабря 2013 г.
  3. ^ Иран молод, урбанизирован и образован: перепись , AFP, The National
  4. ^ Хинтце, Альмут (19 декабря 2013 г.). «Монотеизм по зороастрийскому пути» (PDF) . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 24 (2): 225–49. дои : 10.1017/s1356186313000333 . S2CID   145095789 .
  5. ^ Мур, Джордж (30 января 2008 г.). Зороастризм: краткое введение (1-е изд.). Горгиас Пресс. п. 180. ИСБН  978-1593338817 .
  6. ^ Шакед, Шауль (2019). «Дуалисты против монотеистов». Рационализация в религиях; Иудаизм, христианство и ислам : 5–20.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мэри Бойс « Зороастрийцы, их религиозные верования и обычаи »
  8. ^ Матти, Руди (2010). «Воображаемое царство: образ раннего современного Ирана в Европе в эпоху Просвещения» . Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока . 30 (3): 455. doi : 10.1215/1089201X-2010-027 . S2CID   144697651 .
  9. ^ Jump up to: а б Патель, Диньяр (2 сентября 2017 г.). «Наша собственная религия в Древней Персии: Дадабхай Наороджи и исследования востоковедов по зороастризму» . Глобальная интеллектуальная история 2 . 2 (3): 313. дои : 10.1080/23801883.2017.1370238 . S2CID   158470299 .
  10. ^ Скьяерво, Продс Октор (2014). «Ахеменидская религия» . Религиозный компас . 8 (6): 175–183. дои : 10.1111/rec3.12110 .
  11. ^ Виграм, Вашингтон (2004), Введение в историю Ассирийской церкви, или Церковь Персидской империи Сасанидов, 100–640 гг. Н.э. , Gorgias Press, стр. 34, ISBN  159333103-7
  12. ^ Рэпп, Стивен Х. младший (28 сентября 2014 г.). Сасанидский мир глазами грузин: Кавказ и Иранское Содружество в позднеантичной грузинской литературе . Ашгейт Паблишинг, ООО с. 160. ИСБН  978-1-4724-2552-2 .
  13. ^ Суни, Рональд Григор (1994). Становление грузинской нации, второе издание . Издательство Университета Индианы. п. 22. ISBN  978-0-253-20915-3 .
  14. ^ Грузинская Республика . Паспортные книги. 1992. с. 34. ISBN  978-0-8442-9677-7 .
  15. ^ Мэри Бойс , « Зороастрийцы, их религиозные верования и обычаи »: при ранних сасанидах
  16. ^ Мэри Бойс , « Зороастрийцы, их религиозные верования и обычаи »: в середине периода Сасанидов.
  17. ^ «Газан был крещен и воспитан христианином» Ричард Фольц , Религии Шелкового пути , Пэлгрейв Макмиллан, 2-е издание, 2010, стр. 120 ISBN   978-0-230-62125-1
  18. ^ Мэри Бойс , « Зороастрийцы, их религиозные верования и обычаи »: при халифах
  19. ^ Гереглу, Киумарс (2017). «На обочине жизни меньшинств: зороастрийцы и государство в Сефевидском Иране 1» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 80 (1): 45–71. дои : 10.1017/S0041977X17000015 . ISSN   0041-977X .
  20. ^ «ЗОРОАСТРИЙСТВО ii. Арабское завоевание до современности - Энциклопедия Ираника» . Проверено 3 апреля 2020 г.
  21. ^ Хухт (1973)
  22. ^ Стаусберг, Майкл (1 января 2012 г.). «От власти к бессилию: зороастризм в истории Ирана». В Лонгве, Ань Нга; Роальд, Энн Софи (ред.). Брилл . стр. 171–193. дои : 10.1163/9789004216846_009 . ISBN  978-900420742-4 . JSTOR   10.1163/j.ctv2gjwnw4.12 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помощь ) ; Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  23. ^ Таваколи-Тарги, Мохамад (1990). «Перестройка Ирана: язык и культура во время конституционной революции» . Иранские исследования . 23 (1–4): 82. дои : 10.1080/00210869008701750 .
  24. ^ Джанет Кестенберг Амиги « Зороастрийцы Ирана, обращение, ассимиляция или стойкость», стр. 143
  25. ^ «Конституция Исламской Республики Иран» . 24 октября 1979 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
  26. ^ «Иран отстраняет зороастрийского члена городского совета Йезда» , The New York Times , 9 октября 2017 г. , дата обращения 9 октября 2017 г.
  27. ^ Фольц, Ричард (15 января 2011 г.). «Зороастрийцы в Иране: какое будущее на родине?». Ближневосточный журнал . 65 (1): 73–84. дои : 10.3751/65.1.14 . ISSN   0026-3141 .
  28. ^ «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2011 г. (1390 г.): отдельные результаты» (PDF) . ЮНФПА в Иране . Архивировано из оригинала (PDF) 16 ноября 2015 года . Проверено 12 декабря 2015 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Согласно опросу, иранцы утратили веру» . Иранский международный. 25 августа 2020 г. Проверено 29 августа 2020 г.
  30. ^ «Обзорный отчет об отношении иранцев к религии» . Гаман - Иранская группа по исследованию общественного мнения (на персидском языке). 23 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года . Проверено 29 августа 2020 г.
  31. ^ Малеки, Аммар; Араб Пуян Тамими (10 сентября 2020 г.). «Светский сдвиг в Иране: новое исследование выявило огромные изменения в религиозных убеждениях» . Разговор . Проверено 31 августа 2021 г.
  32. ^ Стаусберг, Майкл; Араб Пуян Тамими; Малеки, Аммар (август 2023 г.). «Опрос зороастрийцев: религиозная идентификация в Интернете в Исламской Республике Иран» . Журнал научного изучения религии . 62 (4): 823–844. дои : 10.1111/jssr.12870 . HDL : 11250/3094992 . ISSN   0021-8294 . S2CID   260589690 .
  33. ^ Фарханг Мехр. «Ростам Гив» . Энциклопедия Ираника . Проверено 1 мая 2022 г.
  34. ^ «Джамшид Бахман Джамшидиан» . Зороастрийский образовательный институт . Проверено 25 ноября 2013 г.
  35. ^ «RIP: Почетный профессор Фарханг Мехр умер в возрасте 94 лет» . 9 марта 2018 года . Проверено 9 марта 2018 г.
  36. ^ М. Кашефф. «Аноман-э Зартоштиан (Общество зороастрийцев)» . Энциклопедия Ираника . Проверено 11 декабря 2010 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нехчал П. (2015) «Ключевое содержание современной зороастрийской идентичности в Исламской Республике Иран: социально-антропологический подход», в книге Красновольска А. и Русек-Ковальска Р. (ред.) Исследования иранского мира: Средневековый и современный. Издательство Ягеллонского университета, стр. 149–156.
  • Образы современного зороастризма в Иране
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cb4c1b235245488aa41268727ee7c12__1721385480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/12/9cb4c1b235245488aa41268727ee7c12.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zoroastrianism in Iran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)