Битва при Аварайре
39 ° 20'20 "N 45 ° 3'26" E / 39,33889 ° N 45,05722 ° E
Эта статья включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2023 г. ) |
Битва при Аварайре | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Армянская миниатюра XV века, изображающая битву. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Сасанидская империя Просасанидские армяне | Христианские армяне | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Налево от Сюника Мушкан Ниусалавурт | Вардан Мамиконян † Гевонд Ванандеци [6] | ||||||
Сила | |||||||
200,000 [4] –300,000 [7] Сасаниды 60 000 армянских лоялистов [7] Неизвестное количество слонов | 66 000 армян [7] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Тяжелый [5] | Тяжелый [5] |
Битва при Аварайре ( армянский : Ավարայրի ճակատամարտ , латинизированная : Аварайри чакатамарт ) произошла 26 мая 451 года на равнине Аварайр в Васпуракане между христианской армянской армией под командованием Вардана Мамиконяна и Сасанидской Персии. Это считается одним из первых сражений в защиту христианской веры . [8] Хотя персы одержали победу на поле битвы, это была пиррова победа , поскольку Аварайр проложил путь к Нварсакскому договору 484 года, который подтвердил право Армении свободно исповедовать христианство. [4] [5]
Битва считается одним из самых значительных событий в истории Армении. [9] Командующий армянскими войсками Вардан Мамиконян считается национальным героем и канонизирован Армянской Апостольской церковью . [10] [11]
Фон
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2017 г. ) |
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
Королевство Армения при династии Аршакидов в Армении было первой страной, официально принявшей христианство в 301 году при Тиридате III . В 428 году армянская знать обратилась к Бахраму V с просьбой свергнуть Арташеса IV (Арташира IV). [12] В результате страна стала зависимой от Сасанидов с сасанидским губернатором. Армянская знать первоначально приветствовала персидское правление при условии, что им будет разрешено исповедовать христианство; но Йездигерд II , обеспокоенный тем, что Армянская церковь иерархически зависела от латино- и грекоязычной христианской церкви (связанной с Римом и Константинополем, а не с арамейскоязычной и поддерживаемой персидской церковью Востока ), пытался заставить Армянскую церковь отказаться от Рима и Византии в пользу Церкви Востока или просто принять зороастризм . Он вызвал ведущих армянских дворян в Ктесифон и заставил их разорвать связи с Православной Церковью, как он и намеревался. [13] Сам Йездигерд II был скорее зороастрийцем , чем христианином, и его заботой была не религия, а обеспечение политической лояльности.
Боевой
[ редактировать ]66-тысячная армянская армия причастилась перед боем . Армия была народным восстанием, а не профессиональной силой, но возглавившая ее армянская знать и их свита были опытными солдатами, многие из которых были ветеранами войн династии Сасанидов с Римом и кочевниками Центральной Азии. Армянам было разрешено сохранить ядро своей национальной армии во главе с верховным главнокомандующим (спарапетом), который традиционно принадлежал к дворянскому роду Мамиконянов. Армянская кавалерия в то время была практически элитной силой, которую высоко ценили как тактический союзник как Персия, так и Византия. В данном конкретном случае и офицерами, и солдатами дополнительно двигало желание сохранить свою религию и свой образ жизни. Персидская армия, которая, как говорят, была в три раза больше, включала в себя боевых слонов и знаменитую конницу Саварана , или «Нового Бессмертного». Несколько армянских дворян с более слабыми христианскими симпатиями во главе с Васаком Сиуни перед битвой перешли на сторону персов и сражались на их стороне; В битве Вардан добился первоначальных успехов, но в конце концов был убит вместе с восемью своими высшими офицерами. [14] [ не удалось пройти проверку ]
Исход
[ редактировать ]После победы Йездигерд заключил в тюрьму некоторых армянских священников и дворян и назначил нового губернатора Армении. [ нужна ссылка ]
также Армянская церковь не смогла послать делегацию на Халкидонский собор , так как была активно вовлечена в войну. В VI веке Армянская церковь решила не принимать Халкидонский собор, приняв вместо этого миафизитство . [ нужна ссылка ]
Армянское сопротивление продолжалось в течение десятилетий после битвы, возглавляемое преемником и племянником Вардана Вааном Мамиконяном . В 484 году Сахаг Бедрос I подписал Нварсакский договор , гарантировавший армянам-христианам свободу вероисповедания. [15] и предоставил всеобщую амнистию с разрешением на строительство новых церквей. Таким образом, армяне рассматривают Аварайрскую битву как моральную победу; Праздник Святого Вардана и его сподвижников считается у армян священным днем и является одним из самых важных национальных и религиозных праздников в Армении. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» .
- ^ Николсон, Оливер (19 апреля 2018 г.). Оксфордский словарь поздней античности . ISBN 9780192562463 .
- ^ Сьюзен Пол Патти, Вера в историю: армянское сообщество восстанавливается (Smithsonian Institution Press, 1997), стр. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Томсон, Роберт В. (17 августа 2011 г.). «Аварайр» . Энциклопедия Ираника .
Однако армянская оборона была настолько энергичной, что персы также понесли огромные потери. Их победа была пирровой, и король, столкнувшись с проблемами в других местах, был вынужден, по крайней мере на время, позволить армянам совершать богослужения по своему усмотрению.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сьюзен Пол Патти (1997). Вера в историю: Армяне восстанавливают общину . Издательство Смитсоновского института. п. 40. ИСБН 1560986298 .
Поражение армян в битве при Аварайре в 451 году стало пирровой победой персов. Хотя армяне потеряли своего командира Вардана Мамиконяна и большую часть своих солдат, потери персов были пропорционально тяжелыми, и Армении было позволено оставаться христианской.
- ^ Золотой век: Второстепенные писатели , Наследие армянской литературы , Том. 1, изд. Агоп Джек Хаджикян (Издательство Государственного университета Уэйна, 2000), 360.
- ^ Перейти обратно: а б с Бабессян, Ованес (1965). «Вартананцские войны». Армянское обозрение . 18 :16–19.
- ^ Агаджанян, Александр (2014). «Шесть: Элементы армянской этнорелигиозной генеалогии». Армянское христианство сегодня: политика идентичности и популярная практика . Рутледж. ISBN 978-1472412713 .
- ^ Акопян, Наук (2003). «Аварайрская битва (историко-критический обзор)» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1). 40–67.
- ^ Роберт Армот, Альфред Агаджанян (2007). Армянская литература: включает поэзию, драму, фольклор и классические традиции . Лос-Анджелес: Индоевропейский паб. п. 5. ISBN 9781604440003 .
- ^ Суни, Рональд Григор (1993). Взгляд на Араратскую Армению в современной истории . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 4 . ISBN 9780253207739 .
- ^ Введение в христианскую историю Кавказа: II: Государства и династии периода становления , Кирилл Туманов, Traditio , Vol. 17, 1961, Фордэмский университет, 6.
- ^ Рональд Григор Суни, Создание грузинской нации (Indiana University Press, 1994), 23.
- ^ Миссия, обращение и христианизация: армянский пример , Роберт В. Томсон, Гарвардские украинские исследования, Том. 13.12 (1988/1989), 41–42.
- ^ www.ANSC.org - Армянская сеть студенческих клубов. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эхише (1982). История Вардана и Армянской войны . Перевод и комментарии Р.В. Томсона . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Уокер, Кристофер Дж. (1997). Видения Арарата: Сочинения об Армении . Лондон: IB Tauris . п. 3. ISBN 9781860641114 .
- Зарринков, Абдольхосейн (1999). Рузгаран: История Ирана и основание империи Пехлеви. Розгаран: История Ирана от начала до падения династии Пехлеви. [ Время: история Ирана от начала до падения царства Пехлеви ] (на персидском языке). Сухан. ISBN 964-6961-11-8 .
- Либаридиан, Джерард Дж. (2004). Современная Армения: Народ, Нация, Государство . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 978-0-7658-0205-7 .
- Куркджян, Ваган М. (1958). «Период марзбанов – Битва при Авараире» . История Армении . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз Америки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Житие святого Вардана на сайте Armenchurch.net
- Вартананкская война. Междуцарствие (428–861 гг.) , Левон Зекиян.