Jump to content

Закарид Армения

Координаты : 40 ° 30'27 "с.ш. 43 ° 34'22" в.д.  /  40,5075 ° с.ш. 43,5728 ° в.д.  / 40,5075; 43,5728
Закарид Армения
Закарян Армения
1201–1350
Территории Закаридов в начале 13 века[1][2]
Закаридские территории в начале 13 века [1] [2]
Капитал Годы
Общие языки Армянский
Религия
Армянская Апостольская , Грузинская Православная Церковь [3]
Правительство Монархия
Закариды  
Историческая эпоха Средний возраст
• Учредил
1201
• Завоеван Чобанидами
1350
Предшественник
Преемник
Шаддадиды
Ильханство
Княжество Хачен

Закарид Армения [4] [5] ( Армянский : Закарян Айастан , латинизированный : Закарян Айастан ), также известный как Период Закаридов , описывает исторический период в Средневековье, во время которого армянскими вассалами Королевства Грузия управляла династия Закаридов-Мхаргрзели . [6] город Ани Столицей княжества был . Закариды были вассалами династии Багратиони в Грузии , но часто действовали независимо. [7] и временами называли себя королями. [8] [9] В 1236 году они попали под власть Монгольской империи как вассальное государство с местной автономией.

Во время правления Георга V и Баграта V территории Закаридов вновь вернулись в состав Грузинского царства. [10] [11] Династия Закаридов продолжала править Ани примерно до 1350 года, когда она была завоевана и разорена Чобанидами . [12]

Зарождение

[ редактировать ]

Армянские историки XIII века Киракос Гандзакеци и Вардан Великий сообщали, что Иване прадед «откололся от курдского племени Бабир» и обосновался на севере Армении. [13] [14] Затем он стал вассалом и возможным родственником династии Кюрикидов армянских царей в районе Ташир-Дзорагет . Он получил крепость и стал христианином Армянской миафизитской церкви. [13]

После распада династии Багратуни в Армении в 1045 году Армения была последовательно оккупирована византийцами , а после битвы при Манцикерте в 1071 году — сельджуками . [15] Хосров Закарян , первый исторически прослеживаемый член семьи Закаридов , переселился из Армении в южную Грузию во время нашествия сельджуков в начале 11 века . В течение следующих ста лет Закариды постепенно приобрели известность при грузинском дворе, где стали известны как Мхаргрдзели (Длинноплечие) или по- армянски : Երկայնաբազուկ , ( Еркайнабазук ). Семейная легенда гласит, что это имя было отсылкой к их ахеменидам предку- Артаксерксу II «Длиннорукому» (404–358 до н. э.). [16] [17]

В XII веке власть Багратидов в Грузии возродилась, и им удалось распространиться на оккупированную сельджуками Армению. [18] Бывшая столица Армении Ани была захвачена пять раз в период с 1124 по 1209 год. [19] При царе Грузии Георге III был назначен губернатором Ани в 1161 году . Саргис Закарян В 1177 году Закариды поддержали монархию против повстанцев во время восстания князя Демны и семьи Орбели . Восстание было подавлено, а Георг III подверг преследованию своих противников и возвысил Закаридов.

Закаре и Иване

[ редактировать ]
Закаре II и Иване I на восточном фасаде Аричаванка , Армения, 1201 год. [20] Они носят современный костюм: высокую шапку- шарбуш и кафтаны . [21]

Несмотря на некоторые осложнения в правление Георга III, успехи продолжались и при царице Тамар . [18] Это произошло главным образом благодаря армянским генералам Закаре и Иване . [22] [23] Около 1199 года они отвоевали город Ани. [18] Закаре и Иване командовали грузино-армянскими армиями почти три десятилетия, одержав крупные победы при Шамкоре в 1195 году и Басиане в 1203 году и возглавив набеги на северную Персию в 1210 году.

Два брата вместе с Давидом Сосланом приняли участие во многих победах Королевства Грузия. [24] Благодаря своим успехам Закаре и Иване достигли высот грузинской армии и двора. [25] Царица Тамар предоставила им статус нахарарских название «закарийцы» феодалов, принявших в честь Закаре . Она передала им контроль почти над всеми своими армянскими территориями со Ани . столицей в [25] [18] [26] В надписи в церкви Закаре в Ани братья названы «Царями Армении». [27]

Тем не менее, Иване и Закаре столкнулись с враждебностью в некоторых кругах из-за их религиозной принадлежности к армянскому миафизитству , а не к халкидонской вере грузин. [28] Младший брат Иване в конце концов принял христианство, что позволило двум братьям ловко объединить религиозный спектр Грузии: Иване командовал грузинскими войсками, а Закаре командовал армянскими. [28] Между двумя армиями все еще возникали конфликты по поводу религиозных практик, что затрудняло скоординированные операции, как, например, в военной кампании 1204 года. [29] Пришлось созвать синод на самом высоком уровне, и армяне согласились согласовать некоторые практики. [30]

Укрепление армянского правления (1201–1239 гг.)

[ редактировать ]
Примерная территория Закаридов в Королевстве Грузия , около 1210 г.

Около 1199 года грузинская армия под командованием Закаре взяла город Ани из-под контроля Шададдида, а в 1201 году Тамар передала его ему в феодальное владение. [31] [32] После этого Закариды сохраняли высокую степень автономии и часто действовали независимо. [8] Объем торговли, похоже, увеличился в начале 13 века, и при князьях Закаридах город процветал, по крайней мере, до тех пор, пока эта территория не была оккупирована монголами в 1237 году. Закарийцы накопили большое состояние, управляя всей северной Арменией. Закаре и его потомки правили северо-западной Арменией со столицей Ани, а Иване и его потомки правили восточной Арменией, включая город Двин . Со временем их территории стали напоминать территории Багратидской Армении. [15] Они сохраняли высокий уровень местной автономии, действуя как армянское государство с правом суда и сбора налогов, находясь под номинальным сюзеренитетом Грузии. [7] [33] Будучи вассалами грузинского царя, Закариды часто действовали независимо и устанавливали собственную политическую и налоговую системы. Их преданность грузинским царям в основном сводилась к оказанию царям военной помощи во время войны. [7] В своей столице Ани они называли себя « королями Ани », демонстрируя свои независимые амбиции от королей Грузии. [9] Закариды имели своих вассалов, в том числе орбелианцев и вачутян , а также имели возможность основать собственных нахарарских феодальных вассалов, часто выбираемых из рядов своего лучшего полководца, как в случае с родом Прошиан . [25] [34] Они переняли «атрибуты как христианской, так и мусульманской королевской власти», о чем свидетельствует принятие ими титула « Шаханшах » (царь царей) для своих имен и титулов. [35] В дарственной надписи Тиграна Оненца закарийцы упоминаются как единственные «повелители» и «могущественные хозяева вселенной». [35] [36]

Деисус на Хачкаре закаридского князя Григора Хагбакяна , датированный 1233 годом. [41]

Отвоеванные регионы исторической Армении имели смешанную конфессиональную идентичность: армяне были в основном миафизитами , а грузины и греки - в основном халкидонскими христианами, и отношения часто были конфликтными. [3] Но границы были подвижными: Иване I Закарян принял халкидонство в начале 13 века, и значительное количество армян последовало за ним, добровольно или нет. [3]

Закариды , похоже, способствовали повышению уровня двусмысленности между двумя религиями и добровольно смешивали элементы обеих, сводя к минимуму различия, возможно, в качестве политической целесообразности, помогающей им лучше управлять своим царством. [42] В церкви Св. Григория Тиграна Оненца , освященной в 1215 году в Ани , сочетание сцен с мифами евангелистов Армении и Грузии может свидетельствовать о слиянии армянского миафизитского и грузинского халкидонского обрядов. [3] Закариды также известны своими усилиями на церковных соборах объединить миафизитскую и халкидонскую конфессии, особенно в отношении их внешнего выражения, такого как обряды и использование икон. [43] [42]

Строительная деятельность

[ редактировать ]

Закариды, находившиеся под властью Грузии с 1199-1200 годов, были активными строителями религиозных памятников, таких как церковь Святого Григория Тиграна Оненца , построенная в 1215 году в Ани , или церковь Кизкале . [44] Дарители святого Григория Тиграна Оненца в своих надписях были идентифицированы как армянские миафизиты , но, с другой стороны, художественная программа скорее отражала халкидонскую веру, предполагая, что церковь могла принадлежать халкидонской общине армян, решившей принять Грузинские стили и практики. [45] С другой стороны, эта церковь могла служить более широкой общине, состоящей как из армян, так и из грузин. [46] или, возможно, послужил примером объединения миафизитской и халкидонской вер, по крайней мере, в их внешнем выражении, как часто того хотели правители Закаридов. [43] [42]

Монументальные религиозные картины

[ редактировать ]
Фрески монастыря Ахтала в армяно-халкидонском стиле были заказаны Иване Закаряном в 1205-1216 годах. [47]
Крещение армянского царя Тиридата III (ок.250–330) . Закаридская церковь Святого Григория Тиграна Оненца , Ани , 1215 год. [44] [48]

До 13 века в Армении относительно отсутствовала традиция монументальной живописи. [49] Настенные росписи не были запрещены в Армении, но были редки, и источники проявляют подозрение к практике, которая считалась «грузинской» или «византийской» и граничила с еретической. [50]

Развитие монументальной религиозной живописи в Армении в 13 веке, вероятно, было связано с усилиями Закаридов по преодолению различий между «армянским» миафизитством и «грузинским» халкидонизмом , возможно, в качестве политического средства, помогающего им лучше управлять своим царством. [42] Закаре II Закарян созвал синод на самом высоком уровне с Левоном (годы правления 1187-1219), царем Киликийской Армении , и его католикосом, чтобы миафизиты сошлись с халкидонитами в обрядах и выражении своей веры. [51] В частности, синод признал, что «иконы Спасителя и всех святых следует принимать, а не презирать, как если бы они были языческими изображениями», открывая путь для создания монументальных религиозных картин, подобных тем, что можно увидеть в Ани . [51] [52]

Затем Закариды спонсировали большую программу монументального изобразительного искусства, сочетающую византийские, армянские и грузинские традиции. [53] Прекрасные фрески монастыря Ахтала , выполненные по заказу Иване I Закаряна в 1205-1216 годах, представляют собой образец армяно- халкидонского искусства, сочетающего в себе византийский, армянский и грузинский стили и написанные на грузинском, греческом и армянском языках. [54]

В руинах столицы Закаридов Ани обнаружено немного картин , а самые ранние известные из них - это картины святого Григория Тиграна Оненца , датируемые ок. 1215 . [55] Эти картины, написанные исключительно на грузинском и греческом языках, возможно, принадлежали к грузинской художественной традиции, о чем свидетельствуют стиль, техника (интенсивный синий фон) и иконографические детали. [55] Росписи посвящены главным праздникам Халкидонской Церкви . [56] Тем не менее, различные характеристики и иконографические детали явно армянские и относятся к миафизитству . [57] Существует вероятность, что для реализации таких живописных программ были наняты грузинские художники, хотя известно, что в них участвовали также византийцы и армяне. [49] [58] Подписи художников, найденные под картинами некоторых выдающихся деятелей монастыря Ахтала, оказались на армянском и греческом языках. [59]

Монгольские и кыпчакские нашествия

[ редактировать ]
Закаридский князь Григор Хагбакян на коне в своем хачкаре (1233 г.). [38] [60]

В 1220 году, по словам армянского историка 13-го века Киракоса Гандзакеци , начались первые монгольские вторжения под Субутай , которые были частью монгольского вторжения в Грузию . Эта первая волна состояла всего из 3 тюменов (30 000 человек) и фактически занималась поисками беглого хорезмийского правителя Хорезма Мухаммеда II . [61] Закариды служили под командованием грузинского царя Георгия IV , чтобы дать им отпор, при этом Иване I Закарян исполнял обязанности атабега (генерала-губернатора) и Амирспасалара (главнокомандующего), их армия была лишь вдвое меньше монгольской. [62] Грузины и армяне были разбиты, но монголы отступили с большими потерями. [61] В следующем году монголы вернулись, но дорога на Тбилиси была заблокирована 70-тысячной армией. [61] Монголы снова одержали победу, но отступили к Тебризу . [61] Третье столкновение в том же году фактически уничтожило грузинскую армию, и монголы продолжили путь на север, чтобы противостоять кыпчакам вплоть до Солдая и русским княжествам в битве на реке Калке . [63] Перед смертью Георг IV заключил союз с султанатом Рум , выдав свою сестру Русудан замуж за Гиас ад-Дина , сына эмира Эрзурума . [63]

В 1222 году кипчаки , спасаясь от монгольского опустошения, подошли к армянскому городу Гандзак , где столкнулись с войсками атабега Иване Закаряна, которые вновь потерпели поражение. [64] [65] [66] Хотя в 1223 году грузины в конечном итоге одержали победу, закарянский князь Григор Хагбакян был схвачен и замучен до смерти турками -кипчаками . [65]

Когда хорезмийцы под предводительством Джалал ад-Дина Мангбурни в 1226-1230 годах в регион вторглись , Двином правил стареющий Иване, отдавший Ани своему племяннику Шахншаху , сыну Закаре. Двин был потерян, но Карс и Ани не сдались. [18]

Монголы возглавили крупное наступление в 1238–1239 годах и взяли Ани в 1239 году. Они добились подчинения Закаридов и оставили их в своих регионах. [18] Они утвердили Шанше в его вотчине и даже добавили к нему вотчину Авага , сына Иване. Далее, в 1243 году, Ахлата отдали царевне Тамте, дочери Иване. [18]

Монгольский сюзеренитет (1239–1357)

[ редактировать ]

Монголы под командованием генерала Чормакана завоевали всю историческую Армению и Грузию в 1238–1239 годах, что привело к подчинению Грузинского царства по договору 1239 года . Всего с 1239 по 1244 год состоялись три кампании монголов: захват Ани и Карса в 1239 году, Карина в 1242 году и поражение сельджукского султана в 1243–1244 годах в крупной битве при Кёсе-Даге . [67] После того, как монголы захватили Ани, Закариды правили не как вассалы Багратидов, а скорее как вассалы монголов под наместничеством Аргун-Аки . [15] Тем не менее, находясь под контролем монголов, Закариды сохраняли номинальный сюзеренитет над грузинами, которые сами были данниками монголов. [44]

Закариды фактически входили в состав Монгольского Иль-ханства их новые вассалы, Прошьяны . после 1256 года. Также возникли [68]

Между 1236 и 1256 годами, до создания Иль -ханства , Кавказ находился под военным губернаторством Чормакана и был разделен на 5 вилайетов (провинций): Грузия (Гурджистан), Великая Армения, Ширван, Арран и Муган с армянскими княжества становились раздробленными и по существу независимыми. [69] После 1256 года Армения была напрямую включена в состав Иль-ханства , основанного Хулагу , и снова под управлением монгольских преемников Джалайридов и Чобанидов , пока Тамерлан не принес совершенно новую эпоху опустошения. [68] [44]

Династия Прошянов — семья армянской знати , находившаяся под властью Закаридов в Армении в 13–14 веках нашей эры. Они тоже процветали как союзники монголов, как и Закариды и Орбеляны . [70] Они воспользовались торговыми путями в Китай, находившимися под контролем монголов, и построили множество великолепных церквей и монастырей. [70] Поздние цари Закаридов продолжали контролировать Ани до 1360 года, когда они проиграли туркменским племенам Кара-Коюнлу, которые сделали Ани своей столицей. [15]

Монгольское правление считалось особенно суровым, как описано в армянском колофоне 1292 года : [71]

Книга эта была написана в 741 (1292) году по армянскому календарю, под властью угнетателя, странного вида и безжалостного, который называется татарским, из нечестивого рода Катая , который заполонил весь мир из-за наших грехов. И они настолько безжалостны и жестоки, что брат убивает брата, а отец убивает сына, но наказание Божие придет.

- Колофон Ксалбакеанка . [71]

Налоги и восстания

[ редактировать ]
Каменная грамота Иль -ханства для налоговых целей, на армянском языке. Церковь Святых Апостолов , Ани , после 1260 года. [72] [73]

С 1236 по 1250 год монголы, по сути, оставили армянские правительственные структуры на месте. Первоначально они довольствовались грабежами и добычей из побежденных территорий, но с 1243 г. Гуюк-хан приказал ввести постоянные формальные налоги, состоящие из общего налога от 1/13 до 1/10 на каждое имущество и большого подушного налога в 60 серебряных монет. драм спитак ( асперс ) на мужчину. [65] Согласно « Истории народа лучников» , если человек не мог заплатить, его избивали и отдавали живым собакам. [74] Во время правления Иль -ханства при Хулагу (годы правления 1256–1265) налоги были еще больше увеличены: [74]

Хулагу приказал взимать налог, называемый тагар, с каждого человека, внесенного в королевский реестр. С таких он потребовал 100 литров зерна, 50 литров вина, 2 литра риса и [шелухи] 3 мешка, 1 спитак [серебряную монету], 1 стрелу, не говоря уже о взятках; а из 20 животных они потребовали плюс 20 спитак. У тех, кто не мог заплатить, в качестве платы забирали сыновей и дочерей.

Киракос Гандзакеци , История Армении , [74]

С 1251 года католикос Армянской Киликии Костадин (1221–1267) просил дворян Великой Армении избегать восстания против монголов, чтобы помочь Хетуму I получить дипломатическую поддержку от монголов против мамлюков и сельджуков . Но новый монгольский налог, названный кубчур , вынудил дворян закладывать свои поместья, что спровоцировало восстание дворян в 1259-1260 годах, на которое Аргун Ага ответил жестокой военной операцией. Грузинская принцесса Гонца и армянский князь Закаре были казнены, а его отец Шахншах освобожден за черемшу. [75]

Примерно с 1260 года Иль-ханство записывало в камне и демонстрировало императорские указы на своей новой территории, в Армении. Несколько примеров были найдены в церкви Святых Апостолов в столице Ани , начертанных на столбах или стенах. Это были официальные объявления, часто ярлыги (императорские указы), в которых использовалась формулировка «[Имени] Ильхана», с целью объявления или регулирования налогов и импортных пошлин. [72] В этих надписях использовался армянский язык, но формат и даже некоторая терминология были монгольскими. [72]

Политическая автономия

[ редактировать ]
Вероятные изображения Шахншаха Закаряна (в центре), его жены Ванени (слева) и родственников в военной форме (справа) в качестве жертвователей в монастыре Кобайр , часовня-придел, 1282 год. [76]

После монгольского завоевания в 1236 году Грузия и Закаридское княжество были организованы в провинцию, разбитую на 8 административных единиц ( туманов ). Пять туманов были грузинами, а остальные три, состоящие из княжества Закаридов в Карсе и Ани, а также Авагидов в Сюнике и Арцахе , были армянами. [77] С 1236 по 1246 год монголы не вмешивались в структуру управления государством Закаридов и назначали Закаридов главами туманов . [77] Хотя Закаридская Армения была вассальным государством монголов и, следовательно, облагалась налогами и была лояльна хану, в остальном им было предоставлено право управлять самим собой, и они имели относительную автономию в этот период. [78]

На протяжении XIII века высокие должности Атабега (генерал-губернатора) и Амирспасалара (главнокомандующего грузинской армией) занимали Закариды , но после монгольского вторжения в Грузию монгольские победители передали эти должности «ренегатам». « Садун Манкабердский в 1272 году. [79] Когда Абака стал новым монгольским правителем, Садун получил от атабега Амирспасалара Грузинского царства Багратидов . [80] [81]

Грузино-амянские солдаты [ нужна ссылка ] в мундире, монастырь Кобайр , 1270-е гг.
Деталь фрески, Дадиванк , 1290-1305 гг.

Армянам пришлось участвовать в большинстве походов монголов. Они участвовали в осаде Багдада в 1258 году. В 1259–1260 годах Шахншах Закарян под руководством монгольдов участвовал в осаде Майяфарикина вместе с армянским принцем Прошем Хагбакяном . [82] Уменьшенное Королевство Грузия (1256–1329 гг.), Также находившееся под контролем монголов, также участвовало в большинстве этих кампаний. [83]

В 1265 году армянские и грузинские войска участвовали в конфликте между Золотой Ордой и Ильханством , в конечном итоге разгромив Берке в Ширване . [84]

В 1284 году грузинским и армянским войскам пришлось участвовать в династическом конфликте между Иль-ханства правителем Текудером и Аргуном под командованием войск наместника Грузии Алинака Нояна и самого Текудера. [85]

Монашеское спонсорство

[ редактировать ]

Под властью монголов Армения пользовалась относительной политической стабильностью и процветанием с конца 13 по начало 14 века. [86] Армяне пользовались благоприятными отношениями с монгольским правителем Аргуном , которого они поддерживали в его династической борьбе против Текудера : в результате Аргун поддержал армянскую знать, и в частности церковь, и освободил 150 монастырей от налогов. [87]

В частности, Сюникская область стала центром интеллектуального, литературного и художественного творчества. [86] Монашеские учреждения выросли под покровительством Прошцев и Орбелян , которые построили многочисленные монастыри и предоставили им различные финансовые ресурсы. [86] Смбат Орбелян (1249/50-73) добился от Мункэ-хана возвращения конфискованной монастырской собственности и освобождения ее от налогов. [86] Этот освобожденный от налогов статус, контрастирующий с обычно тяжелым налогообложением частной собственности при монголах, поощрял дворянство передавать часть своего богатства для защиты монастырским учреждениям, временно или постоянно, и все это было закреплено монгольскими указами. [86] В некоторых случаях представители дворянства могли стать настоятелями, чтобы обеспечить прямое владение и управление этими церковными ресурсами. [86] Некоторые из основных монашеских владений находились в монастырях Кечаруйк и Гегард , Аджоц Ванк или монастыре Танахат (1273–1279). [86] С этого периода церковь Арени была построена в 1321 году епископом Йованесом Орбеляном под художественным руководством Момика , а церковь монастыря Спитакавор была построена в 1321 году семьей Прошянов . [88]

Стили одежды и изображения

[ редактировать ]
Армянский принц Эачи Прошян в платье в монгольском стиле ( облачный воротник и монгольская шляпа), ок. 1300 г. на реликварии «Святого Креста вегетарианцев», [91] [92] и его сын Амир Хасан II (буквы ԱՄՐ ՀՍ «AMR HS») охотятся верхом на лошади в монгольском наряде, Церковь Белой Богородицы (завершена в 1321 г.). Музей истории Армении , Ереван . [93]

Известны несколько изображений армян под властью монголов, например, в монастыре Спитакавор , который был построен двумя принцами из династии Закаридов Прошянов в 1318-1321 годах, отцом Эачи и его сыном Амиром Хасаном. [94] [95] [96] Строительство церкви начал князь Еачи Прошян (умер в 1318 году) (внук Проша Хагбакяна ), а завершил в 1321 году его сын князь Амир Хасан II . [94] [95] Эачи Прошян (-1318) изображен на одном из рельефов из Спитакавора и на золотом реликварии, который он изобразил с поднятыми руками в молитве и одетым в платье в монгольском стиле ( воротник-облако ). [92]

Также из монастыря на рельефе изображен молодой всадник в княжеском одеянии с луком с буквами ԱՄՐ ՀՍ (AMR HS), обозначающий принца Амира Хасана II из Прошианцев, сына Эачи Прошяна, который завершил церковь, начатую его отцом. . Рельеф датирован 1320–1322 гг., датой завершения строительства церкви. [97] [98] На этих изображениях Прошьяны носят облегающую одежду с богато украшенным поясом и высокими шляпами, имеют круглые щеки и миндалевидные глаза в стиле, характерном для Армении монгольской эпохи. [99] Верхом на лошади принц Амир Хасан носит облегающую тунику и трехконечную шапку с двумя лентами, характерную для монгольской знати XIV века, а черты его лица сходны с монгольскими. [93] Принц Эаччи Прошян на своем реликварии, датированном примерно 1300 годом, изображен одетым в королевское платье в монгольском стиле ( воротник-облачко ). [92]

Надпись Агбуги I, сына Шахншаха I Закаряна , на фасаде церкви Святых Апостолов в Ани , 1253-1276 гг. [101]
Надпись 1291 года в храме Гарни , сделанная принцессой Хошак Закарян , вдовой Шамс ад-Дина Джувайни . [100]

Закариды известны по довольно многочисленным надписям в Армении, особенно в монастырях, и особенно в Ани , столице Армении. Некоторые из их важных надписей включают:

В 769 году (т.е. 1320 году), по милости Божией, я Хуандзе, жена скончавшегося в этом году атабека Шахншаха (II), причинившего нам и нашей восточной стране великое несчастье, я, его жена, дочь Чамчадина Сахип- Дивана и баронессы Хоричи , (правнучки) атабека Иване (I) , а также моего сына Захарии (IV), ради спасения души господина и ради долголетия моих братьев, мы отказались в нашем историческом городе Ани право на учет коров и ослов, а также на большие и малые разрешения на въезд. Всякий, кто попытается поставить препятствие нашему расположению, будь он армянин, грузин или монгол, да будет судим и осужден Богом, да разделит он участь сатаны и да будет с ним сожителем геенны ; пусть грузин будет отлучен и проклят; монгол покроется стыдом и виной перед прославленными в Боге пророками; но пусть те, кто соблюдает наши условия до конца мира, будут благословлены Всемогущим Богом. Да будет анафема всякий, кто противится этому, как Иуда и как Каин. Эти милости и эта благотворительность были установлены при правительстве барона Липа. Хотя писец.

Надпись княгини Куандзе в церкви Святых Апостолов в Ани , 1320 год. [105]
  1. ^ Бурнутиан 1993 , с. 137, Карта 18.
  2. ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. Карта 2. ISBN  978-1-107-16756-8 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 735–736. дои : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 . Смешанная конфессиональная идентичность населения Ани и прилегающего региона привела к росту напряженности. Есть многочисленные ссылки на споры, возникающие между двумя общинами по вопросам, включая налогообложение и литургическую/богослужебную практику. Разделение сопровождалось расколом внутри самой семьи Закаридов. Закаре и Иване были воспитаны в духе армянского, миафизитского православия, но в первые годы тринадцатого века Иване перешел в грузинское, халкидонское православие. Согласно грузинским источникам, к его обращению присоединились многие армяне. Иване также насильственно преобразовал некоторые армянские миафизитские церкви в халкидонизм, особенно монастырь Ахтала, где он построил свою церковь-мавзолей. Неудивительно, что обращение Иване прославляется в грузинских текстах и ​​осуждается в армянских хрониках, которые приписывают его политическим или религиозным причинам (или увлечению Иване царицей Тамар).
  4. ^ Dashdondog 2010 , стр. 103, 106, 109, 114.
  5. ^ Шахназарян, Армен (2011). Закарян, Анушаван (ред.). «Закаридская Армения в первую эпоху Ильханства». Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1). Армения: Национальная академия наук Армении : 129–140. ISSN   0135-0536 .
  6. ^ Чахин, Мак (2001). Королевство Армения: История (2-е изд.). Ричмонд: Керзон. п. 235. ИСБН  0700714529 . Самыми влиятельными правителями северо-восточной Армении были члены семьи Закарянов. Следовательно, первая половина тринадцатого века известна как период Закаридов... Несмотря на армянское происхождение, члены этой семьи занимали выдающиеся позиции среди грузинских лордов.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Греков, Борис , изд. (1953). Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв.: В 2 ч. [ Очерки по истории СССР. Период феодализма IX-XV веков: В 2-х томах . Москва: Академия наук Советского Союза . ОСЛК   8470090 . …формировалась и укреплялась политическая власть Закаридов, возглавляющих восстановленную армянскую государственность в коренной Армении. Территория, подвластная Закаридам, была армянским государством, вассалом тогдашнего царствующего дома грузинских Багратидов; Правительство Захарида имело право судиться и собирать налоги. Основная ответственность правительства Армении перед правительством Грузии заключалась в обеспечении его военной милицией во время войны.
  8. ^ Перейти обратно: а б Страйер, Джозеф (1982). Словарь средних веков . Том. 1. п. 485. Степень зависимости Армении от Грузии в этот период до сих пор остается предметом серьезных споров. Многочисленные надписи Захаридов не оставляют сомнений в том, что они считали себя армянами и часто действовали самостоятельно.
  9. ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета . п. 26. В одной из надписей на дворцовой церкви в цитадели Ани, главного города братьев и бывшей столицы Армении, они называют себя «царями Ани», подразумевая более высокие амбиции, независимые от Грузии и в В надписи в Агарцине, цитируемой в первой главе, они заявляли о своем происхождении от Багратунисов, армянских царей региона до одиннадцатого века.
  10. ^ В. Бартольд, «Персидская надпись на стене мечети Манучхр в Ани», пер. и ред. В. Хинц, ZDMG, Vol. 101, 1951, 246;
  11. ^ Иване Джавахишвили, История грузинской нации, том. 3, Тбилиси, 1982, стр.179.
  12. ^ Дадоян 2018 , с. 432 «Ани колебалась между правлением грузин, шаддадидов и сельджуков, одинаково жестоких, до прихода к власти грузино-армянской династии Закаридов в Шираке (1201-1350 гг.)».
  13. ^ Перейти обратно: а б Лидов, Алексей М. (1991). Росписи Ахталы . п. 14. дои : 10.11588/цифра.27365 . Куиракос Гандзакеци и Вардан Великий рассказывают о происхождении династии Захаридов, одна ветвь которой носила имя Мхаргрдзели или Длинная Рука. Из рассказов этих армянских историков ясно, что прадед Иване «откололся от курдского племени Бабир» и поселился в северной Армении. Там он стал вассалом династии армянских царей Кьюрикидов, правивших Ташир Дзорагет с X по начало XII веков. Ему дали крепость, и он стал христианином Армянской миафизитской церкви. Первые Захариды вполне могли иметь отношение к Кюрикидам. В надписи в монастыре Агарцин Закаре и Иване указывают на родственные связи с этой армянской ветвью Багратидов. После упадка государства Кьюрикидов в XII веке Захариды перешли на службу к царям Грузии, от имени которых управляли частью армянских территорий. В 1177 году их положение при грузинском дворе значительно укрепилось, когда Саркис Мхаргрдзели перешел на сторону короля Георга III во время восстания его феодалов.
  14. ^ Аккаунт Киракоса Гандзакеци : «История армян Киракоса Ганджакеци, армянский, иранский, византийский, грузинский, агуанский, агуанский, арабский, монгольский, история, Гандзак, средневековый армянский историк XIII века» . www.attalus.org . 4. О князьях Восточной Армении Закаре и его брате Иване. Во время правления Левона, царя армян, на Востоке жили два брата, сыновья благочестивого князя Саргиса, сына Вахрама, сына Закарии, отделившегося от курдов Бабиракана ксела. Имя первого сына было Закаре, а второго — Иване — храбрые люди, богатые властью, почитаемые царицей Грузии по имени Тамар, дочерью Георга храброго, сына Деметра.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Сим, Стивен. «Город Ани: Очень краткая история» . ВиртуальныйАНИ . Проверено 15 июля 2007 г.
  16. ^ Армянская советская энциклопедия, 3-е место. [ нужны разъяснения ] объем
  17. ^ Пол Адалян, Рубен (2010). Исторический словарь Армении . п. 83.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Минорский, Владимир (1953). Исследования по истории Кавказа . Нью-Йорк: Иностранная пресса Тейлора. стр. 102–103. ISBN  978-0-521-05735-6 .
  19. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911), «Ани» , Британская энциклопедия , том. 2 (11-е изд.), Издательство Кембриджского университета, стр. 2. 47
  20. ^ Истмонд, Энтони (20 апреля 2017 г.). Мир Тамты . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН  978-1-107-16756-8 . Закаре и Иване Мкаргрдзели на Восточном фасаде в Аричаванке, Армения,
  21. ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–53, рис.17. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN  9781316711774 . В Харичаванке одежда была обновлена, чтобы отразить современную моду, с ее шарбушами (высокими остроконечными шапками) и яркими кафтанами, что можно увидеть при сравнении изображения с изображениями в современных рукописях, таких как Евангелие Ахбат (Матенадаран 6288) 1211 [Рис. 17] .
  22. ^ «Курды-езиды и ассирийцы Грузии – проблема диаспоры и интеграции в современное общество» (PDF) . Проверено 26 августа 2023 г.
  23. ^ Суни 1994 , с. 39.
  24. ^ Баумер 2024 , с. 23 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз, Томас Ф.; Тейлор, Алиса (2001). АРМЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ГЛАДЗОРА, ОСВЕЩЕННАЯ ЖИЗНЬ ХРИСТА (PDF) . Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. п. 22. ISBN  0892366265 . Армянские братья Иване и Закаре служили грузинской царице Тамар (годы правления 1184-1213). Поднявшись до высот грузинского войска и двора, они добились себе статуса нахарарского рода Закарианами , названного в честь Закаре . Царица Тамар передала закарянам контроль почти над всеми своими армянскими территориями, включая бывшую столицу Армении Ани . Закарарцы установили своих собственных вассалов, в состав которых вошли как выжившие нахарары , так и новые люди - из числа своих собственных армянских генералов - получившие статус нахараров , каждый из которых имел меньшие территории в качестве своих феодальных владений. Среди новых нахараров был род Прошианов , имевший особое значение для истории Гладзорского Евангелия.
  26. ^ Итоги 2018 года , с. 438.
  27. ^ Лидов, Алексей М. (1991). Росписи Ахталы . п. 15. дои : 10.11588/цифра.27365 . Другая надпись в церкви Закаре в городе Ани, отвоеванном в 1199 году и вновь обретшем статус столицы Армении, называет братьев «царями Армении».
  28. ^ Перейти обратно: а б Баумер 2024 , с. 23-24 .
  29. ^ Баумер 2024 , с. 24 .
  30. ^ Баумер 2024 , с. 24-25 .
  31. ^ Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа . Архив Кубка. стр. 102–103. ISBN  0-521-05735-3 .
  32. ^ Лордкипанидзе, Мариам (1987). Грузия в XI-XII веках. Тбилиси: Генатлеба. п. 150.
  33. ^ Томсон, Роберт (2014). «От теологии к праву: создание кодекса светских законов Армении» . В Пирие, Фернанда; Шееле, Юдит (ред.). Законничество: сообщество и справедливость . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 25–46. ISBN  9780191785108 . В то время этот регион находился под сюзеренитетом Грузии, но князья Закаридов, Закаре и Иване, сохранили местную независимость Армении.
  34. ^ Lidov, Aleksej M. (1991). The mural paintings of Akhtala . p. 15. doi : 10.11588/diglit.27365 .
  35. ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 734. doi : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 . Отвоевание Ани в 1199 году Закаре и Иване возродило судьбу города и его окрестностей, но поместило его в новый политический и культурный контекст. (...) Однако другие данные свидетельствуют о том, что эта иерархическая структура вполне могла быть чисто номинальной, оставляя братьев фактически независимыми правителями региона. Их подданные, такие как Тигран Хоненц, называют только их повелителями, а принятие Шаханшаха (царя царей) как имени и титула для своих детей демонстрирует присвоение ими атрибутов как христианской, так и мусульманской королевской власти. Утверждалось, и я полагаю, правильно, что Закариды пытались воссоздать армянское царство Багратидов Ани десятого и одиннадцатого веков.
  36. ^ Палакеан, Григорис (2019). Руины Ани: путешествие в средневековую столицу Армении и ее наследие . Издательство Университета Рутгерса. стр. 43–44. ISBN  978-1-9788-0291-9 .
  37. ^ Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–53, рис.17. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN  9781316711774 . В Харичаванке одежда была обновлена, чтобы отразить современную моду, с ее шарбушами (высокими остроконечными шапками) и яркими кафтанами, что можно увидеть при сравнении изображения с изображениями в современных рукописях, таких как Евангелие Ахбата (Матенадаран 6288) 1211 [Рис. 17].
  38. ^ Перейти обратно: а б Донабедиан, Патрик. «Хачкар – символическое искусство армянской специфики». Армянская церковь между греками и латинянами конца 11 – середины 15 века . стр. 8–9, 15 Рис. 10. Помимо этих изображений, с начала XIII века появляется еще одно человеческое изображение либо под крестом, либо на постаменте хачкара: изображение дарителя, точнее, умерший, в память о котором воздвигнут хачкар. Этот персонаж представлен в церемониальном облачении, вооруженном и верхом на лошади, что напоминает сасанидскую иконографическую схему царской или княжеской охоты, которую армянская архитектура практиковала со времен палеохристианства.
  39. ^ Март, Кристина (14 сентября 2018 г.). Искусство Армении: Введение . Издательство Оксфордского университета. п. 155. ИСБН  978-0-19-093588-7 .
  40. ^ Баумер, Кристоф (5 октября 2023 г.). История Кавказа: Том 2: В тени великих держав . Издательство Блумсбери. п. 23. ISBN  978-0-7556-3630-3 .
  41. ^ Донабедиан, Патрик. «Хачкар – символическое искусство армянской специфики». Армянская церковь между греками и латинянами конца 11 – середины 15 века . стр. 8–9, 15 Рисунок 10.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 739. doi : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 . Возможно, полезнее рассматривать картины более двусмысленно. Важность церкви может заключаться в невозможности легко отнести ее к одной группе. Такой подход соответствовал бы культурной и политической политике Закаридов. Обращение Иване, но не Закаре, в халкидонианство было частью прагматической политики преднамеренной религиозной двусмысленности, которая позволяла братьям избежать втягивания во фракционные битвы между двумя религиозными общинами, находившимися под их властью. По-другому это реализовал Закаре, который пытался реформировать Армянскую церковь после того, как стал свидетелем споров между грузинскими и армянскими войсками под его командованием. Его предложения были рассмотрены и одобрены на церковном совете в Сисе , созванном Левоном , армянским царем Киликии , и его католикосом Давитом. Восемь требований касаются только внешнего выражения веры, а также технических и процедурных моментов; ни один из них не занимается вопросами богословия или догмы, теоретическими корнями различий между церквями. Вместо этого все они озабочены минимизацией видимых различий между армянами и грузинами.
  43. ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 740. doi : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 . В этом свете особенности церкви Тиграна Оненца находят более ясный контекст, если не полное объяснение. Картины, кажется, стирают различия между двумя общинами и отражают двусмысленность и прагматизм политики Закаридов, а также предполагают, что Тигран Оненц сыграл роль в формировании или реализации этой политики. Сочетание языков, циклов и святых нельзя просто приписать исключительно какой-либо одной религиозной конфессии.
  44. ^ Перейти обратно: а б с д и Синклер, штат Техас (31 декабря 1989 г.). Восточная Турция: Архитектурное и археологическое исследование, Том I. Пиндар Пресс. стр. 358–359. ISBN  978-0-907132-32-5 .
  45. ^ Благословение 2017 , с. 158 .
  46. ^ Калас 2008 , с. 213"Последняя сцена, однако, посвящена святой Нино, евангелистке Грузии, и изображает чудо животворящего столпа, одно из ключевых событий в утверждении христианства в Грузии. Истмонд утверждает: "хотя донор церкви (Тигран Оненц) был армянином, церковь обслуживала большую общину Ани, состоящую как из армян, так и из грузин».
  47. ^ Лидов, Алексей М. (1991). Росписи Ахталы . стр. 14–16. дои : 10.11588/цифр.27365 . с.114: В первой главе исторические свидетельства, эпиграфические памятники и колофоны использованы для реконструкции истории Ахтаи - монастыря, перешедшего от монофизитов к халкидонитам на рубеже XIII в. При этом более четко выяснилась культурная среда, в которой возникли фрески. Особое внимание было уделено колофонам Симеона Плиндзаханкеци: эти сочинения монаха из Ахтаи первой половины XIII века раскрывают мировоззрение армян-халкидонитов. Впервые был написан портрет покровителя картин Иване Мхаргрдзели, собственная историческая судьба которого во многом определила своеобразие фресок. Наконец, сопоставление прямых и косвенных свидетельств доказало, что картины были выполнены между 1205 и 1216 годами. Эта точная датировка дает твердую отправную точку для изучения других художественных явлений того периода. (...) с.116 Эти находки подтверждают значение ахтайских мурафов для истории византийского, армянского и грузинского искусства. В целом фрески нельзя отнести к какой-либо одной художественной традиции. Их можно правильно понимать только как памятник армяно-халкидонского искусства, в котором оригинально сочетаются элементы армянской, грузинской и византийской культуры.
  48. ^ Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 740, рис.11. дои : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 .
  49. ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 736. doi : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 . Было высказано предположение, что относительное отсутствие традиции монументальной живописи в Армении вынудило Тиграна Оненца полагаться на грузинских художников для выполнения картин, но это предполагает слишком ограниченные и исключительные способности как армянских, так и грузинских мастеров. Кроме того, в настенных росписях гробницы Тиграна Оненца на окраине Ани присутствуют армянские надписи.
  50. ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 35–37. дои : 10.1017/9781316711774.003 . Хотя Армянская церковь не запрещала настенные росписи, они встречаются гораздо реже, чем в Грузии или Византии. Армянские источники обнаруживают подозрения в монументальном искусстве: использовать картины означало «стать грузином». История Сюника, юго-восточной провинции Армении, написанная Степаносом Орбеляном в конце тринадцатого века, показывает двойственность существовавших картин. В сорок девятой главе он с восхищением пишет о картинах, заказанных франкскому художнику в монастыре Татев в 930 году (необычно, что некоторые из них сохранились до сих пор). Но тремя главами позже он описывает изгнание в 969 году Вагана, католикоса Армении, за то, что он ввел в Церковь образы «подобных грузинам» и тем самым угрожал «внушить ересь греков» в Церковь. Большинство сохранившихся в Армении картин относятся к этим двум периодам: либо спорадическому заигрыванию с монументальным искусством в ранний период, либо более частым появлением в Период Мкаргрдзели в тринадцатом веке.
  51. ^ Перейти обратно: а б Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 739. doi : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 . По-другому это реализовал Закаре, который попытался реформировать Армянскую церковь после того, как стал свидетелем споров между грузинскими и армянскими войсками под его командованием. Его предложения были рассмотрены и одобрены на церковном совете в Сисе, созванном Левоном, армянским царем Киликии, и его католикосом Давитом. Восемь требований касаются только внешнего выражения веры, а также технических и процедурных моментов; ни один из них не занимается вопросами богословия или догмы, теоретическими корнями различий между церквями. Вместо этого все они озабочены минимизацией видимых различий между армянами и грузинами. Самым важным для меня является четвертое требование, чтобы «иконы Спасителя и всех святых принимались, а не презирались, как языческие изображения». Этот пункт явно открывал путь к просмотру и принятию картин в Ани как монофизитскими, так и халкидонскими зрителями.
  52. ^ Баумер, Кристоф (5 октября 2023 г.). История Кавказа: Том 2: В тени великих держав . Издательство Блумсбери. стр. 24–25. ISBN  978-0-7556-3630-3 .
  53. ^ Lidov, Aleksej M. (1991). The mural paintings of Akhtala . pp. 14–16. doi : 10.11588/diglit.27365 .
  54. ^ Лидов, Алексей М. (1991). Росписи Ахталы . стр. 14–16. дои : 10.11588/цифр.27365 . с.114: В первой главе исторические свидетельства, эпиграфические памятники и колофоны использованы для реконструкции истории Ахтаи - монастыря, перешедшего от монофизитов к халкидонитам на рубеже XIII в. При этом более четко выяснилась культурная среда, в которой возникли фрески. Особое внимание было уделено колофонам Симеона Плиндзаханкеци: эти сочинения монаха из Ахтаии первой половины XIII века раскрывают мировоззрение армян-халкидонитов. Впервые написан портрет Иване Мхаргрдзели, покровителя картин, собственная историческая судьба которого во многом определила своеобразие фресок. Наконец, сопоставление прямых и косвенных свидетельств доказало, что картины были выполнены между 1205 и 1216 годами. Эта точная датировка дает твердую отправную точку для изучения других художественных явлений того периода. (...) с.115 Стилистический анализ в ряде случаев был подтвержден изучением надписей на росписях на греческом, грузинском и армянском языках. (...) с.116 Эти находки подтверждают значение ахтайских мурафов для истории византийского, армянского и грузинского искусства. В целом фрески нельзя отнести к какой-либо одной художественной традиции. Их можно правильно понимать только как памятник армяно-халкидонского искусства, в котором оригинально сочетаются элементы армянской, грузинской и византийской культуры.
  55. ^ Перейти обратно: а б Благословение 2017 , с. 158 «В армянском Ани росписи были необычны (это самое раннее появление настенных росписей в городе), а в церкви Тиграна Оненца есть надписи исключительно на греческом и грузинском языках. Кроме того, стиль, техника (интенсивный ярко-синий фон ) и некоторые иконографические детали побудили искусствоведов предположить, что современные грузинские традиции являются источником этих картин».
  56. ^ Благословение 2017 , с. 157 .
  57. ^ Истмонд, Энтони (2003). « Местные» святые, искусство и региональная идентичность в православном мире после Четвертого крестового похода . Зеркало . 78 (3): 736. doi : 10.1017/S0038713400131525 . ISSN   0038-7134 . JSTOR   20060787 . Хотя росписи основного корпуса церкви по стилю, общей программе и иконографии следуют грузинским образцам, ряд особенностей показывает, что церковь существенно отличалась от своих грузинских соседей. Наиболее очевидным из них является сосредоточение внимания на жизни св. Григория в западном отделе церкви. Также среди отцов церкви, изображенных в апсиде, — свв. Аристакес и Вртанес, два сына святого Григория, сменившего его на посту патриарха Армении. Оба мужчины почитались в Армянской Православной Церкви, но не в Греческой или Грузинской Церкви. Кажется, это указывает на то, что церковь придерживалась монофизитских верований.
  58. ^ Lidov, Aleksej M. (1991). The mural paintings of Akhtala . pp. 93–94. doi : 10.11588/diglit.27365 .
  59. ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. стр. 37–38. дои : 10.1017/9781316711774.003 . Интересно, что выступающие из-под этих фигур фрагменты красного подмалевка придают опознавательным надписям художников на армянском и греческом языках иную лингвистическую компетентность.
  60. ^ Мануэлян, Люси Дер; Зариан, Армен; Нерсесян, Вреж; Степанян Нонна С.; Эйланд, Мюррей Л.; Куймджян, Дикран (2003). «Армения, Республика» (PDF) . Oxford Art Online : 25. doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.T004089 . Некоторые хачкары имеют священные изображения на верхней раме или рядом с крестом, а также изображение-донор, например, в основании хачкара Григора Хагбакяна (1233 г.) на территории Эджмиадзинского собора, куда он был привезен из Имирзека. .
  61. ^ Перейти обратно: а б с д Баумер 2024 , с. 32 .
  62. ^ Баумер 2024 , с. 32 .
  63. ^ Перейти обратно: а б Баумер 2024 , с. 33 .
  64. ^ Баумер 2024 , с. 34 .
  65. ^ Перейти обратно: а б с Бедросян, Роберт (1997). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности, Том 1 (PDF) . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 241–271. Годы с 1236 по 1250 год, хотя и не без конфликтов, не ознаменовались радикальными изменениями в структуре управления Арменией. По-видимому, до 1243 года на Армению не взималось никаких постоянных формальных налогов, и вместо этого завоеватели довольствовались богатой добычей и грабежами, которые можно было получить из многих областей, захваченных военной силой. Но в 1243 году по повелению самого Великого хана Гуюка практически все движимое и недвижимое было обложено налогом в размере от одной тридцатой до одной десятой стоимости, а с мужчин был взиман тяжелый подушный налог в размере 60 серебряных драмов. Тяжесть налогов и жестокий способ их сбора спровоцировали неудавшееся восстание лордов в 1248–1249 годах. Это восстание, обнаруженное монголами еще на стадии планирования, было подавлено ценой человеческих и животных жизней и урожая во многих районах северо-восточной Армении и южной Грузии. Некоторые из арестованных армянских и грузинских заговорщиков, не сумев собрать огромный выкуп, требуемый за их освобождение, были подвергнуты пыткам или убиты.
  66. ^ Бедросян, Роберт (1997). «Армения в периоды сельджуков и монголов». Армянский народ от древности до современности, Том 1 (PDF) . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 241–271. Второе вторжение на Кавказ произошло сразу после ухода монголов в 1222 году и было вызвано им. На этот раз участниками были кочевые тюрки-кипчаки с равнин на севере. В свою очередь, потерпев поражение от монголов, один значительный отряд кипчаков бежал от них в южном направлении. Эти кочевники грабили и грабили от Дарбанда на юг до Гандзака в Азербайджане. Атабег Иване собрал войска и пошел против них, но потерпел поражение, недооценив их силы. Хуже того, многие нахарары были схвачены, а затем убиты или выкуплены за огромные суммы денег. Кипчаки продолжали грабить и совершать набеги на разные части Кавказа до 1223 года, когда Иванэ в союзе с другими кавказскими народами окончательно разгромил их, убив или продав в рабство. Набеги кыпчаков, хотя и менее серьезные, чем вторжения, которые им предшествовали и следовали за ними, тем не менее способствовали продолжающемуся неурегулированному положению дел, инициированному монголами, лишили армяно-грузинскую армию некоторых способных лидеров и, несомненно, ослабили моральный дух армии.
  67. ^ Презбиндовск, Лорен (2012). Ильханидские монголы, армяне-христиане и исламские мамлюки: исследование их отношений, 1220-1335 гг . Университет Луисвилля. п. 18. Монголы завершили завоевание Армении только после трех походов с 1239 по 1244 год. (Примечание 41: Первый монгольский поход взял Ани и Карс в 1239 году, второй взял Карин в 1242 году, а третий с разгромом сельджукского султана в 1244 году) Монголы щедро награждали покорившихся (это действовало как стимул для колеблющихся), одновременно опустошая земли тех, кто всё ещё сопротивлялся.
  68. ^ Перейти обратно: а б Стопка, Кшиштоф; Балук-Улевичова, Тереза ​​(2017). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4-15 века) (PDF) (Первое изд.). Краков: Издательство Ягеллонского университета. ISBN  978-83-233-4190-1 . В 1256 году был создан пятый Монгольский улус, губернатором которого стал ильхан Хулагу, брат Великого хана. Его задачей было развитие Монгольской империи на Ближнем Востоке. Исторические территории Армении вошли в состав Персидского Ильханства.
  69. ^ Биран, Михал; Ким, Ходонг (31 июля 2023 г.). Кембриджская история Монгольской империи, 2 тома . Издательство Кембриджского университета. п. 714. ИСБН  978-1-009-30197-8 . В период, предшествовавший созданию Ильханства, т. е. в 1236–1256 гг., Подкавказье находилось под контролем военного губернатора, первым из которых был Чормакан. Монголы разделили Кавказ на пять вилайетов (провинций): Грузию (Гурджистан), Великую Армению, Ширван, Арран и Мугань. Грузия была разделена на восемь тюменей. Великая Армения состояла из «квазинезависимых» армянских княжеств и включала территории Сасун и Васпуракан с Карином/Эрзурумом в центре.
  70. ^ Перейти обратно: а б Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Музей искусств Метрополитен . Метрополитен-музей. 2018. с. 32. Разрушения, причиненные монголами, зафиксированы в колофонах многих рукописей того периода. Однако некоторые армяне процветали как союзники монголов, а также солдаты и торговцы, в том числе семьи Закарянов, Орбелянов и Прошянов. Они продолжили или расширили свои существующие торговые пути в Китай, который теперь контролируется монголами. Примеры прошийского успеха можно увидеть в церкви Белой Богородицы (Спитакавор Астуацацин) с рельефной резьбой Амира Хасана (кат. 35) и в изысканном, богато позолоченном реликварии, подаренном его отцом (кат. 36).
  71. ^ Перейти обратно: а б ВАНЛИНТ, ТЕО МАРТЕН (2010). «МОНГОЛЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЯНСКОЙ ПОЭЗИИ» (PDF) . Газнавет : 515–516.
  72. ^ Перейти обратно: а б с Истмонд, Энтони (1 января 2014 г.). «Надписи и власть в Ани» . Дер Доппеладлер. Byznanz und die Seldschuken in Anatolien vom späten 11. Bis zum 13. Jahrhundert, eds. Неслихан Остей-Эффенбергер, Фалько Дайм : 81. К 1260-м годам, когда Ани находился под властью Ильханидов, гавит, похоже, действовал как центральное хранилище для юридических вопросов, особенно тех, которые касались налогов и импортных пошлин. Интерьер и экстерьер здания изобилуют надписями, фиксирующими изменения в сборах – обычно облегчение налогов, но иногда и их введение (например, запрет на воскресную уличную торговлю после землетрясения). Эти тексты заметно отличаются от более ранних надписей Шаддадидов в город о торговле. Хотя эти надписи были на персидском языке, все они на армянском, несмотря на то, что их высший авторитет исходит из Ирана. Действительно, шесть надписей начинают свои тексты со слов «[Во имя] Ильхана». принять монгольские термины, в частности слово «ярлыг» (императорский указ), которое появляется в надписи 1270 года.
  73. ^ Басмаджян, К.Дж. (1922–23). Граффен, Рене (ред.). «АРМЯНСКИЕ НАДПИСИ АНИ БАНЬАРА И МАРМАШЕНА». Revue de l'Orient Chrétien (1896–1946) : 341–42, регистрация 72. doi : 10.31826/9781463220860-020 . ISBN  978-1-4632-2086-0 .
  74. ^ Перейти обратно: а б с Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 375. дои : 10.1017/9781316711774 . ISBN  9781316711774 .
  75. ^ Дашдондог 2011 , с. 92 «В 1251 году, прежде чем царь Хетум отправился в путь в Монголию, армянский католикос Костадин (1221–1267), надеясь получить от этой дипломатической миссии сильную поддержку Киликийской Армении для сопротивления мамлюкам и сельджукам, послал письмо в Великую Армению с просьбой воздержаться от восстания против монголов и их наместников. Однако это обращение подействовало, однако в 1259–1261 гг. монгольский налог – кубчур; в Грузии был введен и Армении, ставшей тяжелым бременем для кавказских владык, некоторым из них пришлось заложить свое имение для уплаты этого налога. Это привело к восстанию князей, против которых монгольский остикан (правитель) Аргун провел военную операцию (. ..) Гонца был утоплен по приказу Хулагу-хана. Хотя принц Шахншах был освобожден за выкуп, его сын Закаре был убит.
  76. ^ Дрампян, Ирина Рубеновна (1979). Фрески Кобайра (на армянском языке). Советкан грох. п. 20. Фрески Кобайрского монастыря (...) Фрески Кобайра относятся ко второму, т.е. е. к периоду Закария. Был период, когда большинство построек монастыря были покрыты росписью. Теперь, если не считать следов росписи на остальных сооружениях, только два памятника сохранили часть своего убранства; а это Большая церковь и придел к ней с севера. Благодаря надписи, относящейся к постройке здания, нам известна дата, то есть 1282 год, а также имя дарителя, монаха Георгия, сына Шахншаха из рода Закарянов. Хотя документальных сведений о росписях Нефа мы не имеем, портреты дарителей, которых мы считаем Шахншахом и его женой, позволяют нам рассматривать картину как близкую к дате Большой церкви; сходство художественного стиля подтверждает это предположение. - Из всех настенных росписей Большой церкви сохранилась только алтарная. Что касается Нефа, то здесь мы можем увидеть не только алтарную живопись, но и остатки фресок на северной и западной стенах. Иконография алтарных росписей Большой церкви и Придела в целом восходит к византийской системе декора. Сформировавшись уже в XI в., он имеет и некоторые местные особенности, истоки которых восходят к армянскому монументальному искусству более ранних веков, начиная с VII в. Постановка обоих алтарных картин схожа: в нижнем чине находятся Отцы Церкви, в среднем – Евхаристия. Разница заключается в верхнем круге, в раковине...
  77. ^ Перейти обратно: а б Дашдондог 2010 , с. 102.
  78. ^ Ходус, Флоренция (2018). «Внутренняя Азия 1100-1405 гг.: Создание Чингизидов Евразии» . В Фейри, Джек; Фарелл, Брайан (ред.). Империя в Азии: Новая глобальная история: от Чингизида до Цин . Том. 1. Лондон: Bloomsbury Academic . п. 20. ISBN  9781472591234 . Вассальные государства, такие как уйгурское королевство Кочо (до 1335 г.), Закаридская Армения, Киликия, Грузия и Корея, также были должны империи налогами, войсками и лояльностью, но в остальном им было предоставлено право управлять самостоятельно.
  79. ^ Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. п. 150. ИСБН  978-1-4422-4146-6 .
  80. ^ Китагава , стр. 135–136.
  81. ^ Дашдондог 2011 .
  82. ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 373. дои : 10.1017/9781316711774.014 . Возможно, самый крайний случай произошел, когда армянам, в том числе Авагу, его двоюродному брату Шахншаху и его вассалу Хасану Прошу , пришлось осадить Майяфарикин, самую северную базу Айюбидов в Джазире до захвата Ахлата. На захват города потребовалось два года, что привело к ситуации, намного худшей, чем та, которая сложилась в Ахлате в 1229–1230 годах.
  83. ^ Микаберидзе, Александр (6 февраля 2015 г.). Исторический словарь Грузии . Роуман и Литтлфилд. п. 255. ИСБН  978-1-4422-4146-6 .
  84. ^ Биран, Михал; Ким, Ходонг (31 июля 2023 г.). Кембриджская история Монгольской империи, 2 тома . Издательство Кембриджского университета. п. 721. ИСБН  978-1-009-30197-8 . В этом же году произошло столкновение Золотой Орды и Ильханства. Притязания Берке на Закавказье, особенно на богатые пастбища Азербайджана, закончились силовым нападением на севере страны. В 1263 году грузины были вынуждены оказать военную поддержку, и в 1263 году был отправлен гарнизон для контроля над крепостью Сиба (ныне в иранском округе Кухерд), а в 1265 году армия, состоящая из грузин и армян, разбила Берке в Ширване.
  85. ^ Биран, Михал; Ким, Ходонг (31 июля 2023 г.). Кембриджская история Монгольской империи, 2 тома . Издательство Кембриджского университета. п. 722. ИСБН  978-1-009-30197-8 . По словам Рашид ад-Дина, Алинак был сыном Тюгура Битигчи, командира сотни на службе Хулагу.
  86. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мэтьюз, Томас Ф.; Санджян, Аведис Крикор (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. стр. 14–16. ISBN  978-0-88402-183-4 .
  87. ^ Биран, Михал; Ким, Ходонг (31 июля 2023 г.). Кембриджская история Монгольской империи, 2 тома . Издательство Кембриджского университета. стр. 722–723. ISBN  978-1-009-30197-8 . Армянская аристократия поддержала соперника Тегюдера, Аргуна, старшего сына Абаки. Большая часть грузинской аристократии, за исключением короля Деметре (годы правления 1270–1289), была связана с Алинаком , зятем Тегудера, и поддерживала последнего. Тегюдер был казнен 10 августа 1284 года. Победила партия Аргуна, поддерживаемая армянами. Аргун (годы правления 1284–1291) благосклонно относился к армянской знати и церкви в частности. По словам Стефанноса Орбелиана, 150 монастырей были освобождены от налогов.
  88. ^ Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Совет Британской библиотеки – Музей Гетти. п. 106.
  89. ^ Гегард . п. 8. Надпись, высеченная на северной стене церкви, показывает дату основания - 1283 год и имя дарителя - князя Проша.
  90. ^ «ЮНЕСКО. Монастырь Гегард» (PDF) . Процветание монастыря в тринадцатом веке произошло благодаря покровительству князя Прошьяна, который в 1283 году высек вторую пещерную церковь, доступную через высеченную в скале прихожую, служившую им мавзолеем. Захоронения находятся в углублении за двойными арками, над которыми рельефно высечены две кошки на поводках и орел с ягненком в когтях.
  91. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107.
  92. ^ Перейти обратно: а б с Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107. По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
  93. ^ Перейти обратно: а б Нерсесян, Вреж (2001). Сокровища из ковчега: 1700 лет армянского христианского искусства . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 106. ИСБН  978-0892366392 . Портрет основателя-егеря — общий для исламского искусства иконографический тип. Костюм Амира Хасана - длинная туника, перетянутая в талии поясом, украшенным камнями, вместе с трехконечной шапкой с двумя лентами - такой же, как у монгольских князей XIV века. Само лицо с тяжелыми щеками и слегка раскосыми глазами тоже напоминает лицо монголов.
  94. ^ Перейти обратно: а б Церковь Спитакавор. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine . Найдите Армению. Проверено 4 декабря 2013 г.
  95. ^ Перейти обратно: а б «Церковь Спитакавор» . Великий Ереван. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 5 декабря 2013 г.
  96. ^ Армения: 3000 лет культуры между Востоком и Западом . Трешер Верлаг. 2008. с. 395. ИСБН  978-3-89794-126-7 .
  97. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 104–105.
  98. ^ «Барельеф со сценой охоты – МИА» .
  99. ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Музей искусств Метрополитен . Метрополитен-музей. 2018. с. 104. Изображен верхом и поворачивающимся назад, чтобы пустить стрелу в оленя. Он носит высокую шляпу и плотно облегающую одежду, перетянутую богато украшенным поясом. Этот костюм, вместе с круглыми щеками и миндалевидными глазами Амира, находит близкие параллели в других княжеских портретах из Армении монгольской эпохи, в частности, в портрете его отца на реликварии «Святого Креста вегетарианцев» (Хотакераца).
  100. ^ Перейти обратно: а б Аракелян, Б.Н. ; Караханян, Г.Х. (1962). Весна. Результаты раскопок 1949-1956 гг. [Гарни. Том III: Итоги раскопок 1949-1956 гг.] (на армянском языке). Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР . п. 45 .
  101. ^ Перейти обратно: а б Граффен, Рене, изд. (1922–23). «АРМЯНСКИЕ НАДПИСИ АНИ БАНЬАРА И МАРМАКЕНА». Revue de l'Orient Chrétien (1896-1946) : 333, надпись 66. doi : 10.31826/9781463220860-020 . ISBN  978-1-4632-2086-0 .
  102. ^ Казарян, Армен; Лошкарёва Екатерина (2019). «Предварительное исследование архитектуры и пластики церкви Закаре во внутреннем замке (Агжкаберде) Ани». Материалы Международной конференции «Архитектура: наследие, традиции и инновации» 2019 (AHTI 2019) . дои : 10.2991/ahti-19.2019.23 . ISBN  978-94-6252-740-9 .
  103. ^ Истмонд, Энтони (1 января 2017 г.). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. п. 163. дои : 10.1017/9781316711774.007 .
  104. ^ Граффен, Рене, изд. (1922–23). «АРМЯНСКИЕ НАДПИСИ АНИ БАНЬАРА И МАРМАКЕНА». Revue de l'Orient Chrétien (1896–1946) : 362–363, регистрация 81. doi : 10.31826/9781463220860-020 . ISBN  978-1-4632-2086-0 .
  105. ^ Перейти обратно: а б Граффен, Рене, изд. (1922–23). «АРМЯНСКИЕ НАДПИСИ АНИ БАНЬАРА И МАРМАШЕНА». Revue de l'Orient Chrétien (1896–1946) : 367–370, регистрация 87. doi : 10.31826/9781463220860-020 . ISBN  978-1-4632-2086-0 .

Источники

[ редактировать ]

40 ° 30'27 "с.ш. 43 ° 34'22" в.д.  /  40,5075 ° с.ш. 43,5728 ° в.д.  / 40,5075; 43,5728

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b8f17cb03e3342d7941b8c7624945069__1721961480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/69/b8f17cb03e3342d7941b8c7624945069.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zakarid Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)