Сюник (историческая провинция)
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( август 2022 г. ) |
Syunik Столбец | |
---|---|
Провинция Королевства Армения | |
189 г. до н.э. – 428 г. н.э. | |
![]() | |
Демоним | Syunetsi |
Историческая эпоха | Античность , Средневековье |
• Учредил | 189 г. до н.э. |
• Провинция Армения | 189 г. до н.э. – 428 г. н.э. |
• Упразднено | 428 г. н.э. |
Сегодня часть | Армения , Нагорный Карабах , Азербайджан , Иран |
Сюник ( древнеармянский : Սիւնիք , латинизированный: Siwnik῾ ) был регионом исторической Армении и девятой провинцией ( наханг ) Королевства Армения с 189 г. до н.э. до 428 г. н.э. [ 1 ] [ 2 ] С 7 по 9 века он находился под контролем арабов . [ 3 ] В 821 году оно образовало два армянских княжества: Сюникское царство и Хаченское княжество , которое около 1000 года было провозглашено Арцахским царством , став одним из последних средневековых восточноармянских царств и княжеств, сохранивших свою автономию после тюркских вторжений в Армению. 11-14 вв. [ 4 ]
Имя
[ редактировать ]

Название Сюник древнее и встречается в самых ранних армянских письменных источниках. [ 5 ] Сисакан , более позднее название провинции иранского VI века происхождения, впервые появляется в сирийской хронике Псевдо-Захарии ; Впервые оно упоминается в армянских источниках в истории Мовсеса Хоренаци , который объясняет это имя производным от Сисака , имени одного из потомков легендарного армянского прародителя Айка . [ 6 ] Страбон упоминает область Армении под названием Фаунитис , которую некоторые учёные читают как * Саунитис и связывают с Сюником. [ 5 ] [ 6 ] Если Фаунит не следует отождествлять с Сюником, то самое раннее упоминание этого названия в греческих источниках принадлежит Евсевию в IV веке, который называет его Саунией . [ 6 ] Позже, в VI веке, византийский историк Прокопий называет жителей провинции Сунитами . [ 6 ] В Равеннской космографии ( ок. 700 ) Сюник упоминается на латыни как Siania Caucasorum . [ 6 ] В грузинских источниках Сюник обычно называют Сивниети . [ 7 ] в то время как арабские источники знали его как Сисаджан , заимствованное из персидского. [ 5 ] [ 6 ]
Окончательная этимология названия Сюник неизвестна. На первый взгляд кажется, что это множественное число от Сивни , названия древней княжеской династии Сюника (дворянский дом, как и провинция, также альтернативно называется Сисакан ). [ 5 ] Историк Армен Петросян предположил, что Сюник связан с именем урартского бога солнца Шивини / Сивини (само по себе заимствование у хеттов ), отметив сходство между именами и большое количество топонимов, связанных с солнцем, в регионе. [ 8 ] Роберт Х. Хьюсен пишет, что Сюник, вероятно, идентичен топониму Шулуку, упомянутому в урартских клинописных надписях. [ 6 ]
География
[ редактировать ]Сюник был большим регионом на востоке исторической Армении. [ 9 ] [ 10 ] [ 1 ] На западе и северо-западе граничила с Айраратской областью; [ 11 ] на востоке естественная граница между Сюником и Арцахом проходила по реке Хакари (левый приток Аракса ) . [ 11 ] На северо-западе Сюник граничил с землями, расположенными в непосредственной близости от Гянджи, а на юго-западе граничил с Нахичеванью. [ 11 ] ( провинция Васпуракан ). На севере Сюника находился Гегаркуник. [ 12 ] [ 13 ] и Сотк, лежащий на берегу озера Севан . [ 12 ] На юге территория Сюника простиралась до реки Аракс. [ 9 ] [ 11 ]
По данным Ашхархацуйца , в VII веке Сюник был разделен на 12 административно-территориальных областей ( гаваров ): [ 14 ]
9. К востоку от Айрарата - между Ерасхом (Араксом) и Арцахом - Сыруник имеет 12 районов: 1. Алижна, 2. Чагук, 3. Вайоц Дзор, 4. Гелакуни с морем, 5. Сотк, 6. Агагеч, 7 цгак, 8. Габанд, 9. Багк или Балк, 10. Дзорк, 11. Ареввик, 12. Кусакан. Провинция известна такими эндемичными видами растений, как мирт, герери (?) и гранат. Здесь также есть много горных районов.
— Анания Shirakatsi, Ashkharhatsuyts [ 15 ]
Птолемей относится [ 15 ] в Сотскую область как Содукена (от др.-греч. Σοδουκην ) в следующей записи: «Области Армении при слиянии рек Евфрат, Кир-ад-Арас; вот суть: Котарзен – близ Мосхийских гор, над со- называемые «небесными существами» (?), Тосаренск (?) и Отене – по реке Кир, Колтенск (?) – по реке Кир. река Аракс, а Содукенск – ниже нее Сирекан и Сакасенск у подножия гор Сирекан и Сакасенск». [ 16 ]
Кантоны
[ редактировать ]- Гегаркуник
- Сотк
- Vayots Dzor
- चाहुक
- Цгук
- Ерньяк
- Дзорк
- Агахечек
- हाबंड
- сад
- Ковсакан
- Аревик
История
[ редактировать ]Древний период: Королевство Армения
[ редактировать ]царства С 189 г. до н.э. Сюник входил в состав Великоармянского , которым управляли представители династии Арташесидов . надписи царя Арташеса I. На территории Сюника найдены [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Начиная, по крайней мере, с III века до нашей эры, Сюником правили представители древней армянской династии Сиунии, называвшие себя потомками Айка , [ 20 ] легендарный патриарх и основатель армянской нации . Эту историю рассказал Мовсес Хоренаци V века в своей «Истории Армении» .
На востоке, по границам Армянского языка (он назначил) двух наместников - десятитысячников - из знатных родов Сисакан и Кадмеан (?)...
— Movses Khorenatsi, History of Armenia
Первым известным правителем Нахарара был Вагинак Сиак (ок. 330 г.), а его преемником - его брат Андок или Андовк (Антиох, ок. 340 г.). В 379 году Бабик (Багбен), сын Андока, был восстановлен в качестве Нахарара семьей Мамиконянов . У Бабика была сестра по имени Фаранцем, которая вышла замуж за аршакидского князя Гнела , племянника армянского царя Арсака II (Аршака II), а позже вышла замуж за Арсака II как своего второго мужа. Правление Бабика длилось менее десяти лет, и примерно к 386 или 387 году Дара был свергнут Империей Сасанидов . За Валинаком (ок. 400–409) последовал Васак (409–452). У Васака было два сына: Бабик (Багбен), Бакур и дочь, вышедшая замуж за преемника Васака Варазвахана (452–472). Сын Варазвахана Гелехон правил в 470–477 годах, который умер в 483 году. Бабик (Багбен), брат Варазвахана, стал новым Нахараром в 477 году. Хац, брат Гелехона, умер 25 сентября 482 года. Позднее Сюникской областью управлял Ваан ( ок. 570), Филипп (Филипо, ок. 580), Стефан (Стефанос, ок. 590–597), Саак (Исаак, ок. 597) и Григор (Григорий, до 640 г.).
Сюник был одним из самых могущественных домов нахараров в древней Армении. [ 21 ] [ 22 ] Яркие тому свидетельства – древние записи, дошедшие до наших дней. Так, согласно Зоранамаку — государственному реестру, регламентирующему количество и порядок воинских войск в древних государствах, — Сюникская область выставила свою конницу, рассчитанную на 9400 кавалеров. [ 23 ] в военное время. По данным Гахнамака , реестра дворянских родов древнего армянского государства, князь Сюника занимал первое место среди армянских аристократов в царском дворце. [ 24 ]
В начале IV века Сюник был христианизирован вместе с остальной Арменией. [ 25 ] [ 26 ] Князья Сюника вместе с другими армянскими магнатами сопровождали Григория Просветителя в Кесарию для священного сана . [ 25 ] [ 26 ]
После заключения Ацилисенского мира в 387 году нашей эры Сюник остался частью вассального Армянского царства. [ 27 ] Раздел армянской государственности между Византией и Персией резко сократил территорию Армении. Во второй половине 390-х годов Месроп Маштоц , великий армянский просветитель и учёный. занимался просвещением Алинджи, гавара Сюникской губернии, [ 28 ] а после изобретения армянского алфавита в 406 году он открыл там первые школы с помощью князей Вагинака и Васака Сивни, чтобы обучать своих учеников новому армянскому алфавиту. [ 29 ]
После этого он уехал в Сюнакан, регион, граничащий с (Гогтном). Там он получил боголюбивое и покорное принятие Сюникского князя Вагинака. Путешествуя по провинции, он (Маштоц) пользовался его огромной помощью в реализации поставленной перед ним задачи.
- Корюн, Жизнь Маштоца
Также доступны записи, оставленные Стивеном Орбеляном , [ 30 ] историк Сюника.
После распада Армянского Королевства в 428 году нашей эры Сюник был включен в состав Сасанидской Армении в период Марзпаната. Сасаниды назначили князя Васака Сивни правителем всего Армянского государства. В Аварайрской битве 451 года Васак Сивни не смог встать на защиту армянских войск под предводительством Вардана Мамиконяна и встал на сторону персов, что предопределило победу противника. [ 31 ] [ 32 ] Видимо, с этого момента сивни взялись и за оборону Дербентской крепости, усилив тем самым позиции сюникских князей.
VI–IX вв.
[ редактировать ]Князья, происходящие из династии Сюнии, были одними из наиболее влиятельных армянских царств. [ 33 ] [ 34 ] Мовсес Хоренаци локализует владения царской семьи «на восточном конце, вдоль границ армянского языка ». [ 35 ] Стефан Сюнеци, местный ученый и богослов, оставил записи о сюникском диалекте армянского языка в конце VII века.
Также важно знать все региональные диалекты своего языка... и Испира, и Сюника, и Арцаха помимо классического армянского (среднего и центрального)...
- Стивен Сьюнеци, Интерпретация грамматики [ 36 ]
После византийско-сасанидского мирного договора в 591 году Сюник вместе с рядом других областей Армении был признан частью Сасанидской династии. [ 37 ]
С началом арабского вторжения в начале VIII века армянский Сюник вместе с Восточной Грузией и территорией бывшей Сасанидской Албании был включен в один из регионов Армении — наместничества , также известного как Остиканат Арминии . [ 38 ] [ 39 ]
С 821 года большая часть Сюника принадлежала Васаку Сивни, который управлял провинцией в статусе покровителя. Позже в том же году Сюник был захвачен арабскими войсками; однако принцу Васаку удалось очистить регион от арабов [ 40 ] обратившись за помощью к Бабаку Хоррамдину , лидеру хуррамитов. Последующая война с хуррамитами (826–827 гг.) опустошила гавары Балк (юг Сюника) и Гегаркуник (окрестности озера Севан). После кончины Васака Сивни его сыновья Филипп и Саак [ 41 ] [ 42 ] управлял провинцией. Первый стал правителем Восточного Сюника и Вайоц Дзора, а второй - правителем Западного Сюника и основателем рода Айказунов (правивших Гегаркуником). [ 12 ]
Между 831–832 гг. Сюник участвовал в восстаниях против арабского наместника Холла. В 853 году в провинцию вторгся Буга аль-Кабир . [ 43 ] арабский командир; Князья Васак Ишханик и Ашот были взяты в плен и отправлены в Самарру . До возвращения Васака Ишканика правителем Гегаркуника был Васак Габур. «В то время ишханац Ишхан (Князь князей) Ашот назначил Васака Айказна (известного также как Габур) князем Сюника, воздав ему царскую честь...». [ 44 ]
В преддверии восстания централизованного армянского государства Сюник был одной из трех основных политических единиц Армении (наряду с династиями Арцруни и Багратуни ). [ 45 ]
Bagratid Armenia: Kingdom of Syunik
[ редактировать ]
Династия Сюния поддержала Ашота I при восхождении на престол, признав его правление над Сюником. [ 30 ] В 875 году до н.э. [ нужны разъяснения ] Григор Супан II и Васак Ишханик приняли участие в собрании армянской интеллигенции, созванном по инициативе Георгия II Армении (который предложил халифу привести Ашота II на армянский престол). [ 46 ] Васак Ишханик признал вассальную зависимость [ 47 ] об Ашоте Багратуни, князе князей. В записи начала X века Оганес Драсханакертци писал:
Однако Васак, великий князь Сюника, уменьшительно называемый Ишханик (Маленький принц), подчинялся князю князей Ашоту с бесповоротной осмотрительностью, молчаливой скромностью и совершенно по своей воле. Он внимательно прислушивался к его советам так же, как уважал закон, храня все это в своем сердце.
- Оганес Драсханакертци, История Армении [ 47 ]
В 885 году Сюник вошел в состав Багратидской Армении . [ 48 ] Арабский автор начала X века Истахри ссылался на топоним Сисиджан , который, по его словам, находился на дороге, соединяющей Бардву с Двином (Армянское нагорье, царство Смбата и Ашота I). [ 49 ] Византийский император Константин VII Багрянородный адресовал своим официальным письмам «князю Сине, Армения; князю Вайцору, Армения». [ 50 ]
В начале X века правители Сюника попытались завладеть Накичиваном, соседним гаваром . В 904 году царь Смбат I , пытаясь подорвать княжество Васпуракан , передал Нахичевань Сюнику. [ 51 ] По требованию Арцруни , тогдашних правителей Васпуракана, эмир Саджидов Юсуф в 909 году напал на Армению и, опустошив поселения и крепости по всему Сюнику, присоединил Алинджу к своим владениям.
После смерти государя Ашота (ок. 909 г.) Сюник был разделен на два княжества между его сыновьями. [ 52 ] Князь Смбат перешел во владение Западным Сюником (Чагук), а его брат Саак - восточной частью, областью Балк по реке Акере. [ 53 ] Во времена правления царя Ашота II северная часть Сюника – вдоль озера Севан (к северу от Варденисского хребта) – была присоединена к поместьям рода Багратидов.

С 970 по 980 годы политический центр провинции простирался к югу от гавара Балка, при этом права государя были переданы князю Смбату (внуку Ашота Сивни). Последний, воспользовавшись подорванной армянской государственностью, в 978 г. [ 54 ] провозгласил Сюник независимым королевством. «Короновали Смбата, армянина и великолепного мужа, верховного лидера Сюника», [ 55 ] Стивен Орбелян пишет. Однако год спустя ему пришлось признать вассальную зависимость от Багратидской Армении. [ 56 ] [ 57 ] Как до, так и после образования вассального Сюникского царства высшие руководители региона принимали участие во всех военно-политических действиях армянской государственности (974 г. [ 58 ] 998, [ 57 ] 1003, 1040 [ 59 ] ), оставаясь верным союзникам Багратидов. [ 60 ] В начале 990-х годов король Гагик I аннексировал суверенное владение Вайоц Дзор, объединив армянские земли под централизованной властью. [ 61 ] и ряд других регионов Сюника до Анийского царства. В записях Стивена Таронеци , современного историка, говорится:
Брат Самбата, Гагик, был возведен на трон в городе Ани в тот самый день, когда он [царь] умер зимой 989 года нашей эры.
- Стивен Таронеци, Всеобщая история [ 62 ]
Королевство Сюник достигло своего расцвета в первой половине 11 века при царях Васаке и Смбате II . [ 56 ] достижение суверенитета с падением Анийского царства в 1045 году. Несмотря на вторжения сельджуков под предводительством Арпа Аслана в середине 11 века, Сюник вместе с Таширом оставался непобедимым в отличие от большинства других регионов Армении. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] После смерти Григора I (около 1072 г.), последнего оставшегося наследника престола, [ 67 ] Сенекерим стал королем Сюника, его власть была подтверждена султаном Малик Шахом I из империи Сельджуков . [ 12 ] Однако вскоре после этого Сенекерим был убит, предположительно эмиром Шаддадидов . [ 68 ] Последний, по словам средневекового историка, «обманом довел до смерти армянского царя, захватив землю Сюник». [ 69 ] Впоследствии территория Сюнка, как и ряд других регионов Армении, постепенно перешла под контроль Сельджуков. [ 70 ] В начале 1103 года сельджуки под предводительством Чортмана разрушили Капан, столицу королевства. В 1104 году они вторглись в крепость Воротан, а годом позже – в Бген. [ 71 ] Ниже приводится рассказ Стивена Орбеляна об этих событиях:
Густой туман окутал армянский народ. Все церкви Армении и христианства погрузились в траур. Однако Багаберд, Геги, Какаверд, Шлорут, Карчававан, Мегри и Крхам остались нетронутыми благодаря внукам Ашота, царя Григора и Смбата.
- Стивен Орбелян, История Сисаканского региона. [ 72 ]
В 1126 году Капан и область Аревик были опустошены войсками эмира Харона. В 1152 году сельджуки вторглись в крепость Шлорут, а в 1157 году — в крепость Мегри. Между 1166 и 1169 годами Шамс ад-Дин Ильдениз , Эльдигуз, в то время сельджукский атабек, присоединил к своим владениям крепости Гргам, Геги, Какаваберд и Каноц. В 1170 году Багаберд был захвачен, более 10 000 армянских рукописей было сожжено, тем самым закрывая главу об Армянском королевстве Сюник. [ 73 ] «Таким образом, там погас и тот подсвечник, ознаменовав начало персидского правления», - пишет Вардан Аревелци , армянский историк XIII века. [ 74 ]
Набеги сельджуков оказали решающее влияние на армянскую этническую принадлежность. [ 70 ] До вторжения сельджуков в Сюнике насчитывалось около 1000 поселений, тогда как в конце 13 века их число сократилось на треть. [ 75 ]
Сюникское княжество: Армения в XIII–XV веках.
[ редактировать ]Начиная с XII века, армянская интеллектуальная элита, объединив свои усилия с Грузинским царством и опираясь на поддержку армянского населения, приступила к изгнанию секджуков из Восточной Армении и большей части Центральной Армении. [ 76 ] Уже в 1196 году Гегаркуник был освобожден. [ 77 ] В 1211 году армяно-грузинские войска под предводительством Закаре и Иване Закарянов освободили весь Сюник от сельджукского ига. [ 78 ] [ 79 ] Историк Сюника Стефан Орбелян оставил в XIII веке следующую запись: «Они приложили огромные усилия для освобождения нашей страны, Армении, от персидского ига... в 660 (1211 году) они освободили Сюник, Воротан и Бхен. " [ 80 ] Киракос Гандзакеци , другой историк того же столетия, добавляет:
... они проявили великую доблесть в боях. Они завоевали и захватили большую часть армянских регионов, находящихся под персидским и мусульманским контролем - гавары, расположенные вокруг моря Гагаркуни, Ташир, Айрарат, города Бжни, Двин, Анберд, города Ани, Карс и Вайоц Дзор, область Сюника и близлежащие крепости, а также города и гавары.
- Киракос Гандзакеци, История Армении [ 81 ]

Два княжества – Орбеляны и Прошяне [ 79 ] (Хахабакяны) (бывшие вассалы Закарянов) – образовались здесь после освобождения региона. [ 82 ] Основатели этих династий получили свои владения за заслуги в войне с сельджуками. Орбеляне в Сюнике вели свои корни от Липарита, сына Эликума, а Васак [ 71 ] происходил из династии Хахбакянов, выходцев из соседнего армянского региона Хачен. [ 83 ] Как вспоминал историк XIII века Киракос, «это были уроженцы Хачена, люди знатного происхождения, приверженцы христианского вероисповедания и армяне по национальности». [ 84 ] Воцарившиеся в Сюнике Орбеляны входили в число влиятельных княжеств Армении. [ 9 ] Их освобождение от гегемонии Сельджуков способствовало культурному развитию района. [ 85 ] Прошянцы городе распространяли свою власть главным образом на гаваров Гегаркуника на юго-западе озера Севан и Вайоц Дзора, держа свою резиденцию в небольшом Сркгунк . [ 86 ] В 1236 году обе династии были вынуждены признать над собой власть монголов (после вторжения последних на армянские земли). [ 87 ] В 1251 году Смбат Орбелян получил право наносить вред [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] из монгольского царского дворца. Эти права сохранили также Хулагу-хан и его преемники. [ 73 ] Земли, подконтрольные Стефану Орбеляну, простирались до границ Нахичевани. [ 9 ] а принадлежащие младшей ветви княжества покрывали берег Севана. [ 9 ] [ 91 ] Благодаря правителям, а также праву на иммунитет, условия в этой части Армении были относительно терпимыми, что, в свою очередь, способствовало экономической и культурной жизни во всем регионе. [ 73 ] виднейший вуз того времени — Гладзорский университет . Ярким примером является действовавший здесь [ 91 ] [ 73 ] Между тем, регион стал также главным оплотом национального и государственного истеблишмента на всей территории исторической Армении. [ 90 ] [ 92 ] где еще сохранялась анатомия армянского государства. [ 93 ] [ 94 ]
Преемник Смбата Тарсаич Орбелян (1273–1290) сосредоточил в своих руках всю провинцию, включая Вайоц Дзор и Гегаркуник. [ 95 ] При Эликуме Орбеляне (1290–1300) в Сюнике, в отличие от других регионов Армении, царил относительный мир. [ 96 ] Его наследник, принц Буртель (ок. 1300–1344), правил регионом более четырех десятилетий, внося свой вклад в его культурное развитие. [ 96 ]
Тохтамыш , напавший на Армению в 1380 году, пленил десятки тысяч армян из Сюника, Арцаха и Парскаайка, [ 97 ] а всего несколько лет спустя – в 1387 году – Сюник был захвачен Тамерланом . [ 97 ] Тем не менее, в конце XV века провинция входила в число оставшихся полуавтономных армянских княжеств. [ 98 ] до сих пор населена местной армянской феодальной интеллигенцией. [ 99 ]

В 1403 году князья Смбат и Буртель были взяты в плен и сосланы в Самарканд. Однако вскоре они были освобождены и вновь назначены правителями земель, находящихся под их контролем. [ 71 ] [ 100 ] В этот период Сюник попал под власть Кара Коюнлу (Туркоманы-черные овцы), объединенного турецкого кочевого племени, которое позже было заменено правителями Ак Коюнлу . Нашествие монгольских ильханов , особенно племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, имело тяжелые последствия: мощные силы распались, часть населения была разграблена и уничтожена, разрушены памятники культуры. [ 101 ] У местного населения были отняты земли, которые впоследствии стали домом для кочевников-переселенцев; [ 102 ] часть армянского населения была вынуждена покинуть историческую родину.
В 1410 году Кара Юсуф , вождь Кара Коюнлу, присвоил себе владения Смбата Орбеляна. [ 71 ] вынудив последнего бежать в Грузию со своими сыновьями Иване, Бешкеном и Шахом. В 1417 году Иване и Пашкен были вновь назначены правителями подконтрольных им земель. По словам Товмена Моцпаци, современного историка, который служил основным армянским источником того периода, первые годы правления Кара-Коюнлу были относительно мирными. Однако этот период затишья был нарушен приходом Искандер-хана, который превратил Армению в «пустыню», «опустошив и разграбив» страну. [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Тем не менее, Исандр-хан также предпринимал попытки примирения с феодалами и духовенством. Таким образом, он принял титул Шах-и-Армена (короля армян), а также назначил советником по национальности армянина Рустама, сына князя Бешкена Орбеляна. Между 1425 и 1430 годами Рустам был правителем Айрарата, центром провинции был Ереван. Его власть распространялась на Сюник, которым правил его отец (до сих пор носивший титул «князя князей»). [ 103 ]
Однако в 1435 году, когда Шахрукх предпринял свой третий набег на Кара-Коюнлу; Сюник был опустошен, а Бешкен с 6000 сюзеренами был вынужден бежать в Грузию, получив от Александра, своего тестя, армянскую область Лори. [ 104 ] [ 101 ]
...Царь, лицемерно предложив ему честь, передал ему Лорийскую крепость. Благочестивый и теопатический, он с любовью устанавливал порядки и так же с любовью относился к бедным, вознося свои обращения и собирая их всех. Он выказывал почтение и снабжал хлебом, едой и одеждой всех [представителей] армянского народа, обращавшихся к нему за помощью. Кровожадный и безжалостный зверь, [царь Алексан], из-за страха - проистекающего из тщетных и ложных подозрений, что все армяне направятся к его дворцу многолюдным маршем, который в конечном итоге приведет к опустошению всех регионов Иберии (особенно слышно из уста злых ишханов /князей/), дал ему яд через мужа армянина...
- Фома Мецофский, История Ленка Темура и его преемников [ 105 ]
При следующем правителе Кара-Коюнлу Джахан-шахе (годы правления: 1436–1467) феодалы Сюника и Вайоц Дзора получили контроль над несколькими регионами и даже получили разрешение на использование титула ишхан . [ 106 ] Тем временем Джахан-шах искал поддержки армян в борьбе со своими врагами. [ 106 ] Однако эти князья уже не пользовались большим авторитетом. [ 107 ] После смерти Джахан-шаха владения Кара-Коюнлу перешли под контроль их главных соперников — объединенных кочевых племен, называвших себя Ак-Коюнлу («Белые овцы-туркмены»). В 1501 году государство Ак-Коюнлус было захвачено кызылбашами во главе с Исмаилом Сефевидом , основателем Сефевидской Персии (получившей контроль над всеми территориальными завоеваниями Ак-Коюнлуса).
16—18 вв.։ Национально-освободительные движения
[ редактировать ]Из-за османской экспансии, продолжавшейся с 16 века до первой половины 18 века, Армения и прилегающие регионы неоднократно становились ареной войны между Османской империей и Ираном. мирный договор 1555 года Амасийский , положивший конец четырехдесятилетней войне, по-новому определил Восточную Армению как часть династии Сефевидов. В 1590 году он перешел под контроль Османской империи, но был возвращен Сефевидам в 1639 году в соответствии с условиями Каср-и-Ширинского договора. [ 71 ]
В XVI-XVII веках армянские феодальные владения, т. е. меликства , сохранялись в Сюнике и соседнем Нагорном Карабахе (со своими вооруженными отрядами), несмотря на поселение мусульманских племен на территории Восточной Армении. [ 42 ] [ 108 ] Среди них наиболее выдающимися были те, что принадлежали Мелик -Шахназару в Гегаркунике, Мелику Айказу в Кашатаге, [ 109 ] и Мелик-Сафраз в Ангехакоте .
В начале 17 века персидский царь Аббас Великий ( Шах Аббас ) заселил земли между Арцахом (Нагорным Карабахом) и Сюником курдскими племенами (с целью подрыва и размежевания регионов, находящихся под властью армянских меликов). [ 110 ] Когда во время Великого Сюргуна 1604 года шах Аббас лишил собственности население в 250 000 человек, жители Сюника также были депортированы. [ 111 ] Современник событий Аракел из Тебриза делает следующее замечание в записи 17-го века:
... он превратил Армению в необитаемую [пустыню]. Ибо при переселении он сослал в Персию [жителей] не несколько, а огромное количество гаваров, начиная от границ Нахививана и доходя до берегов Гегамы, гаваров Лори, Хамзачимана и Апарана через Ехегнадзор...
- Аракел Тебризский, Книга историй [ 111 ]
В период 17-18 веков юг Сюника — Зангезур — стал центром борьбы армянского народа за национальное освобождение . [ 112 ] Мелики Сюника приняли участие в Эчмиадзинском собрании 1677 года, целью которого была организация борьбы за освобождение Армении. [ 73 ] В 1699 году Мелик Исраэль Ори , сын мелика Исраэля Сюника, [ 113 ] организовал тайное собрание в Ангегакоте, собрав 11 меликов. [ 114 ] Они приняли обращение к ряду стран Западной Европы с просьбой о помощи армянскому национально-освободительному движению. Исраэль Ори был первым лидером, сделавшим выбор в пользу российской ориентации. В 1701 году он направился в Москву, чтобы представить царю Петру I свои соображения по поводу освобождения Армении (с привлечением вооруженных формирований Сюника и Арцаха, а также при поддержке России). [ 115 ] [ 73 ] и получить обещания о сотрудничестве. В 1711 году Исраэль Ори умер, так и не выполнив свою задачу (см. также Персидский поход Петра Великого между 1722–1723 годами).
В 1722 году армяне Сюника восстали против персидского ига. [ 116 ] [ 73 ] Восстание возглавил Давид Бек. [ 64 ] [ 117 ] освободившие юг региона, в том числе город Капан. Также в ходе восстания была освобождена часть Нахчывана; в частности, Давид-бек захватил село Агулис . [ 116 ] Тем временем он также вел успешные сражения против османских войск, пытавшихся захватить контроль над регионом в период между 1725 и 1727 годами. [ 73 ] Особенно большое значение имела победа 1727 года под Алидзором . [ 118 ] В том же году Сефевиды также признали власть Давида Бека над регионом. [ 118 ] [ 73 ] при этом сам военачальник получил право чеканить монеты. Однако некоторое время спустя раздор среди руководителей движения заставил некоторых из них вступить в переговоры с турецкими властями под руководством священника Тер-Аветиса. В конечном итоге события привели к передаче Алидзора туркам. [ 116 ] После смерти Давида Бека в 1728 году Мхитар Спарапет [ 119 ] взял на себя кампанию за независимость, сумев получить контроль над городом Ордубад . [ 116 ] Через два года – в 1730 году – армянский военачальник был убит, а восстание армян за Сюник постепенно пришло в упадок. [ 116 ] После прихода к власти в 1730-х годах Надир-шах признал полуавтономный статус меликов Сюника и Карабаха. [ 120 ]

С 17 по 18 века территория исторического Сюника входила в границы разных территориально-административных единиц: побережье озера Севан входило в состав Чохур-э Саада. Во второй половине XVIII века Вайоц-Дзор, Чахук, Шахапонк и Алинджа были присоединены к Тебризскому ханству, а затем вошли в состав Нахичеванского ханства. Аревик, Тгук, Агаечк и Абанд были включены в состав вилаята Карабах, а Дзорк, Бал и Аревик вошли в состав Тебриза. С середины XVIII века побережье Севана находилось в пределах Эриванского ханства, а южный Сюник — в пределах Карабахского ханства .
19 и начало 20 веков
[ редактировать ]По Куракчайскому договору 1805 года Зангезур был включен в состав Российской империи , получив независимость от Персии. С этого момента также распространялись и регионы к северо-востоку от озера Севан (де-юре, начиная с 1813 года, т.е. после вступления в силу Гюлистанского договора ). После русско-персидской войны 1826–1828 годов Восточная Армения полностью перешла под контроль России. В 1830-х годах западные районы Сюника (Гегаркунук, Сотк, Вайоц-Дзор, Чахук, Шахапонк, Алинджа) были включены в состав Армянской области, а восточные районы вошли в состав Карабахской провинции. Несмотря на многовековые изгнания и депортации, армяне оставались большинством населения Сюника. [ 121 ] После образования Эриванской губернии в состав губернии вошли несколько районов Сюника (Гелакуникский, Соткский, Вайоц-Дзорский, Чахукский, Сахапонский, Алинка, Дзоркский, Балкский, Аревикский и часть Ковсаканского). Цхук, Шахапонл и остальная часть Ковсакана были включены в состав Шамахинской губернии. В конце 19 — начале 20 веков районы к западу от Зангезурских гор входили в состав Эриванской губернии, а районы в восточной части — на территории Елисаветпольской губернии ( Зангезурского уезда ).
После Октябрьской революции
[ редактировать ]
В сентябре 1919 года Гарегин Нжде и Погос Тер-Давтян были назначены соответственно начальниками обороны южного и северного Зангезура ( Капан и Сисиан ). В ноябре армянским войскам удалось остановить атаку азербайджанцев и начать последующую контратаку. было заключено соглашение, предполагавшее контроль Красной Армии над спорными районами (включая Зангезур) 10 августа 1920 года между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР) и Республикой Армения . Нжде и Тер-Давтян не признали соглашение и организовали партизанскую борьбу против Красной Армии и союзных с ней турецких оборонительных частей (Тер-Давтян вскоре умер, и только Нжде сосредоточил в своих руках военное командование в Зангезуре). В начале октября в Зангезуре вспыхнуло массовое восстание, которое к концу ноября привело к полному освобождению региона. Съезд, состоявшийся в Татевском монастыре 25 декабря 1920 года, провозгласил «Сюникскую автономную республику», фактическим руководителем которой стал Нжде и принял древний титул спарапет (военачальник). В результате Нжде распространил свою власть и на часть Нагорного Карабаха, объединившись с тамошними повстанцами. 27 апреля 1921 года была провозглашена Республика Горная Армения , в которой Нзде занимал различные государственные посты, в том числе посты премьер-министра, министра обороны и министра иностранных дел. 1 июля Горная Армения была переименована в Республику Армения как правопреемница Первой Республики. Симон Врацян , бывший премьер-министр недолговечного независимого государства, был объявлен его премьер-министром.
Войска Красной Армии вскоре перешли в наступление, и 9 июля Нжде, получив гарантии руководства Советской Армении (относительно сохранения Сюника в составе Армении), вместе с оставшимися повстанцами направился в Иран. [ 122 ]
Советская и постсоветская эпоха
[ редактировать ]После падения мятежного государства Загезур Сюник был включен в состав Армянской Советской Социалистической Республики , а некоторое время спустя и отдельные части исторического Сюника. [ 123 ] — территории Чахук и Алинджа [ 124 ] – в Нахчыванскую Автономную Республику . Советские годы ознаменовали эпоху бума в регионе. создан Зангезурский медно-молибденовый комбинат В городе Каджаран .
После восстановления независимости Армении в 1991 году в армянской части исторической области были образованы марзы (области): Сюник, Вайоц-Дзор и Гегаркуник. В период Нагорно-Карабахской войны Сюник находился в зоне армяно-азербайджанского конфликта. В настоящее время регион особенно выделяется развивающимся туризмом; В частности, в 2010 году Крылья Татева» в Сюнике была запущена самая длинная на сегодняшний день канатная дорога в мире « . Также Джермук здесь расположен , популярный горный курортный город. Через территорию провинции проходит газопровод Иран-Армения, стратегический подземный канал связи.
Культурная жизнь
[ редактировать ]
Сюник был одним из культурных центров средневековой Армении. [ 125 ] Именно здесь Месроп Маштоц , выдающийся средневековый армянский учёный, практиковал просветительство в конце IX — начале X веков. [ 28 ] Также в провинции была основана Сюникская семинария, выдающееся учреждение того времени (с 8 века, часть монастыря Мекенис, Сотк). [ 126 ] В Сюнике родились многие выдающиеся представители армянской культуры. Стефан Сюнеци (I), историк и гимнограф, известен с V века. В провинции также жили Петрос Сюнеци, Матусаг и Стефан Сюнеци, которые жили здесь в VI, VII и VIII веках соответственно. Епископство Сюника, которое со времен правления Католикоса Нерсеса IV Милостивого пользовалось статусом митрополичьего округа с 12 подчиненными епископствами, сыграло первостепенную роль в истории Армянской Церкви . [ 71 ] Митрополит Сюникский носил титул «протофронта» Великой Армении. Историк Сюника епископ Стефан Орбелян дает следующую характеристику его юрисдикций:
границы подвластных ему приходских районов были следующими: Сюник, Багк, Аревик, Ордват , Аргулик , Вананд, Алинджа, Нахичевань , Джуга (до границ реки Ерасх , Чахук, Вайоц-Дзор , Гегаркуник... всю территорию Поракна, что вызвало множество разногласий, но получило признание армянских католикосов, хотя и весьма границы с Алуанком Возмущен также определены : Рамбадзор, Зар и Агаеч (?), через которые протекает река Хакари , тянущаяся до Каравазина....
- Стивен Орбелян, История Сисаканского района. [ 127 ]
было основано высшее учебное заведение В 895 году при Татевском монастыре , прославившееся первоначально как ключевой культурный центр всеармянского значения. В X и XI веках армянская культура пережила самый либеральный период своего развития в Сюнике – и остальных армянских государствах – начиная с V века. [ 128 ] Относительное политическое спокойствие в провинции в конце VIII - начале XIV веков повысило известность Сюника как главного культурного и интеллектуального центра Армении того времени. [ 129 ] Выдающееся учебное заведение с 1280-х годов — Гладзорский университет. [ 73 ] Расположенный в Вайоц-Дзоре город достиг пика своего расцвета при Буртеле Орбеляне в начале 14 века. [ 96 ] Это был самый известный армянский монастырский центр того времени. [ 91 ] [ 130 ] который также сохранил традиции армянской монофизической культуры. [ 131 ] Университет привлекал молодых людей со всей Армении, приезжавших сюда учиться. Среди выдающихся студентов заведения были Стефан Орбелян, историк Сюника и автор «Истории Сисаканской губернии» , архитектор Момик , художники-миниатюристы Торос Таронеци и Тиратур Киликиеци, богослов Мхитар Саснеци и другие. В 1373 году студент Гладзорского университета Ован Воротнеци основал Татевский университет (14–15 вв.), который впоследствии стал домом для Григора Татеваци (1346–1409 или 1410), выдающегося средневекового ученого, который осуществлял здесь свою творческую деятельность. . Монастырь Татев также известен как интеллектуальный центр средневековой Армении. [ 132 ] так как здесь располагалась большая библиотека и развивалась школа армянского искусства миниатюры.
Многочисленные армянские рукописи, в том числе «Завещание Гладзора», известны как выдающиеся образцы национальной письменности, зародившиеся в Сюнике. [ 131 ] Школа изящных искусств (Сюникская школа) [ 133 ] представляет собой памятники архитектуры и каменного орнамента, возникшие в Вайоц Дзоре в XIII-XIV веках, а также прославившиеся своими иллюминированными рукописями. [ 134 ] Сюник был крупным центром творческого искусства в Армении начала 14 века. [ 135 ] Одна из древнейших иллюминированных рукописей – Евангелие 989 года – была написана в монастыре Нораванк. [ 136 ]
Среди наиболее известных памятников архитектуры — Татев (895–906 гг.), Нораванк (13–14 вв.), Ваганаванк (911 г.), Макенис (10 век), Бгено-Нораванк (11 век), Сисаван (7 век), Воротнаванк (9 век). –11 вв.) и Зорац (14 в.). В конце 13 века Стефан Орбелян составил длинный список монастырей этой части Армении. [ 130 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Монастырь Цицернаванк , IV–VI вв.
-
Воротнаванк, 9–11 вв.
-
Церковь Арени , 1321 г.
-
Монастырь Танахат , 1273–1279 гг.
-
Севанаванк , 874
-
Гндеванк , 930
-
Бгено-Нораванк , 1062 г.
-
Spitakavor Monastery , 1320–1330
-
Ваганаванк , 10–11 вв.
-
Армянская рукопись XIII века.
-
Хачкар мастера Момика , 1306 год.
-
Татеви Анапат , 17–18 вв.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. п. 129.
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 15.
- ^ Хьюсен, Роберт Х (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 102. ИСБН 0-226-33228-4 .
- ^ Хьюсен. Армения , стр. 118-121.
- ^ Jump up to: а б с д Хюбшманн, Генрих (1904). Древние армянские топонимы (на немецком языке). Страсбург: Трюбнер. стр. 263–266.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хьюсен, Роберт Х. (1992). География Анании Ширакского (Ашхархацойц): Длинная и короткая редакция . Висбаден: доктор Людвиг Райхерт Верлаг. стр. 189–191. ISBN 3-88226-485-3 .
- ^ Рэпп, Стивен Х. (2003). Исследования по средневековой грузинской историографии: ранние тексты и евразийские контексты // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Subsidia . Издательство Питерс. п. 315
- ^ Петросян, Армен (2006). «О происхождении правящей династии и правящего класса Урарту». Вопросы о происхождении армян [ Вопросы о происхождении армян ] (PDF) . Ереван: Нораванк. стр. 45–46.
- ^ Jump up to: а б с д и Рансиман, Стивен (1988). Император Роман Лакапин и его правление: исследование Византии X века . Издательство Кембриджского университета. стр. 160–161.
- ^ Томсон, Роберт (2001). Крестовые походы с точки зрения Византии и мусульманского мира . Думбартон-Оукс. п. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа . Издательство Кембриджского университета. стр. 68–69. ISBN 9780521057356 .
- ^ Jump up to: а б с д Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа . Издательство Кембриджского университета. п. 72. ИСБН 9780521057356 .
- ^ Дорфманн-Лазарев, Игорь (2004). Армяне и византийцы во времена Фотия: два богословских спора после торжества православия // Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium . Издательство Питерс. п. 73.
- ^ Хьюсен, Роберт (1992). География Анании Ширакского: Ашхархакойц, длинная и короткая редакция . Райхерт. п. 190.
- ^ Jump up to: а б "Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)" . СПб. 1877.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ География , В, 12, 9
- ^ Борисов "" записи Арташеса (Арташеса), царя Армении, 1946, № 2"
- ↑ Историко-филологический журнал, 1965, № 4.
- ^ А. Г. Периханян, "Арамянская надпись из Зангезура"
- ^ Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа . Издательство Кембриджского университета. п. 69. ИСБН 9780521057356 .
- ^ Авторов, Коллектив (1956). Всемирная история . М. p. 767.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 80.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Туманов, Кирилл (1966). Армения и Грузия // Кембриджская средневековая история . Кембридж. п. 597.
- ^ Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. п. 252.
- ^ Jump up to: а б Агатангелос. "История Армении»; «Спасительное обращение страны нашей Армении через святого мужа-мученика" . p. 795 CXII.
- ^ Jump up to: а б Орбелян, Стефанос (1985). История Сюника . Ер.: Советакан грох. p. 421.
- ^ Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. п. 131.
- ^ Jump up to: а б Жан Мартен, Анри (1995). История и сила письма . Издательство Чикагского университета. п. 39.
- ^ Наследие армянской литературы: от восемнадцатого века до современности . Издательство Государственного университета Уэйна. 2005. стр. 166–167. ISBN 0814328156 .
- ^ Jump up to: а б Орбелян, Степанос (1910). История области Сисакан . Тифлис. p. 55.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Новосельцев, А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья . М.: Наука. p. 36.
- ^ Хьюсен, Р. «Аварайр» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Туманов, Кирилл (1963). Исследования по христианской истории Кавказа . Издательство Джорджтаунского университета. п. 132.
- ^ Уиттоу, Марк (1996). Создание Византии, 600–1025 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 202.
- ^ Хоренаци, Мовсес (1990). История Армении . Айастан. p. 63.
- ^ Адонц, Н. (1915). Дионисий Фракийский и армянские толкователи . Пг. pp. 181–219.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Колесников, А. (1970). "Иран в начале VII века". Палестинский сборник . 22 (85): 62–63.
- ^ Ибн Хордадбех (1986). Книга путей и стран . М. p. 49.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шагинян, А. (2011). Армения и страны южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти . С-Петербург. p. 348.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Минорский, В. (1953). «Кавказия IV». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 15 (3): 504–529. дои : 10.1017/S0041977X00111462 . S2CID 246637768 .
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 137.
- ^ Jump up to: а б Редгейт, AE (2000). Армяне . Оксфорд: Блэквелл. п. 180.
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 141.
- ^ Драсханакертци, Иованнес (1986). История Армении . Ер. p. 311.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Туманов, К. «Багратиды» . Энциклопедия Ираника .
- ^ Орбелян, Степанос (1986). История области Сисакан . Ер. p. 176.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Драсханакертци, Иованнес (1986). История Армении . Ер. p. 116.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Туманов, Кирилл (1966). Армения и Грузия // Кембриджская средневековая история . Кембридж. п. 610.
- ^ Караулов, Н. (1901). "Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Адербейджане". Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (29): 33.
- ^ Багрянородный, Константин. О церемониях Византийского зала Архивировано из оригинала 25 сентября 2013 г.
- ^ Джонс, Линн (2007). Между исламом и Византией: Ахтамар и визуальное построение средневекового армянского правления . Издательство Эшгейт. п. 65. ИСБН 9780754638520 .
- ^ Орбелян, Степанос (1986). История области Сисакан . Ер. p. 190.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа . Издательство Кембриджского университета. стр. 69–70. ISBN 9780521057356 .
- ^ «Журнал иудаики». 53 (1–2). 2002: 68.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Орбелян, Степанос (1910). История области Сисакан . Тифлис. p. 300.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Советская историческая энциклопедия . Сов. энциклопедия. 1971. p. 1013.
- ^ Jump up to: а б Степаненко, В. (1978). "Из истории армяно-византийских отношений второй половины X—XI в. (к атрибуции монет Кюрикэ куропалата)" (PDF) . Античная древность и средние века (15): 46.
- ^ Степаненко, В. (1978). "Из истории армяно-византийских отношений второй половины X—XI в. (к атрибуции монет Кюрикэ куропалата)" (PDF) . Античная древность и средние века (15): 45.
- ^ Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 9780521057356 .
- ^ Рансиман, Стивен (1988). Император Роман Лакапин и его правление: исследование Византии X века . Издательство Кембриджского университета. стр. 126–127.
- ^ Гагик I // Большая Советская энциклопедия .
- ^ Всеобщая история Степаноса Таронскаго Асохьика по прозванию: Писателя 11. стол . М.: Типогр. Лазарев. Инст. восточ. языков. 1864. p. 183.
- ^ Кембриджская история Ирана . Издательство Кембриджского университета. 1991. с. 64. ИСБН 9780521069366 .
- ^ Jump up to: а б «Армения» . Британская энциклопедия .
- ^ Павлин, Эндрю (2010). Ранняя история сельджуков: новая интерпретация // Рутледжские исследования по истории Ирана и Турции . Рутледж. п. 113. ИСБН 9781135153694 .
- ^ Николь, Дэвид (2013). Манцикерт 1071: Распад Византии . Издательство Оспри. п. 8.
- ^ Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха . Книги Зеда. 1994. с. 62.
- ^ Минорский, В. (1953). Исследования по истории Кавказа . Издательство Кембриджского университета. п. 73. ИСБН 9780521057356 .
- ^ Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вардапетом Айриванкским . СПб. 1869. p. 409.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Новосельцев, А. (1972). Пути развития феодализма . М.: Наука. п. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Арутюнян, Б. Сюник. — Армянская советская энциклопедия . Ер. pp. 475–476.
- ^ Орбелян, Степанос (1986). История области Сисакан . Ер. p. 279.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бурнутян, Г. «Армения и Иран» . Энциклопедия Ираника
- ^ Всеобщая история Вардана Великого . М. 1861. pp. 128–129.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 269.
- ^ Туманов, Кирилл (1966). Армения и Грузия // Кембриджская средневековая история . Кембридж. п. 624.
- ^ Джорджадзе, И. (1989). История военного искусства Грузии . Мецниереба. p. 111.
- ^ Мэтьюз, Томас (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. п. 8.
- ^ Jump up to: а б Чахин, М. (2001). Королевство Армения: история . п. 236.
- ^ Орбелян, Степанос (1986). История области Сисакан . Ер. p. 316.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гандзакеци, Киракос (1976). История Армении . М.: Наука. p. 118.
- ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220-1335) . БРИЛЛ. п. 34. ISBN 978-9004186354 .
- ^ Гандзакеци, Киракос (1976). История Армении . М.: Наука. p. 139.
- ^ Гандзакеци, Киракос (1976). История Армении . М.: Наука. pp. 139–140.
- ^ Мэтьюз, Томас (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. п. 9.
- ^ Мэтьюз, Томас (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. стр. 8, 15.
- ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220-1335) . БРИЛЛ. п. 59. ИСБН 978-9004186354 .
- ^ Дашдондог, Баярсайхан (2010). Монголы и армяне (1220-1335) . БРИЛЛ. п. 76. ИСБН 978-9004186354 .
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 262.
- ^ Jump up to: а б Кембриджская история христианства . Издательство Кембриджского университета. 2006. с. 421. ИСБН 9780521811132 .
- ^ Jump up to: а б с Кембриджская история христианства . Издательство Кембриджского университета. 2006. с. 412. ИСБН 9780521811132 .
- ^ Ованнисян, Ричард (1971). Республика Армения: Первый год, 1918-1919 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 80.
- ^ Стюарт Олсон, Джеймс (1991). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. п. 44. ИСБН 9780313274978 .
- ^ Минахан, Джеймс (2004). Разнообразные народы бывшего Советского Союза: Справочник . АВС-КЛИО. п. 8. ISBN 9781576078235 .
- ^ Мэтьюз, Томас (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. п. 12.
- ^ Jump up to: а б с Мэтьюз, Томас (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. п. 13.
- ^ Jump up to: а б Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 267.
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 270.
- ^ Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 118.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мецопский, Фома (1957). История Тимур-Ланка и его преемников . Б.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 35.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ История Востока . М.: "Восточная литература" РАН. 1997.
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 36.
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 5.
- ^ Мецопский, Фома (1957). История Тимур-Ланка и его преемников . Б.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 6.
- ^ Папазян, А. (1968). Персидские документы Матенадарана. Купчие . Ер.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 86.
- ^ Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 59.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шнирельман, В. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье . М.: Академкнига. p. 199.
- ^ Jump up to: а б Давриечи, Аракел (1973). Книга — это история . М. п. 71.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Зангезур // Большой энциклопедический словарь . 2012. p. 467.
- ^ Мужик, Питер. «Изгнать» . Иранская энциклопедия .
- ^ Ори Исраэл // Большая советская энциклопедия .
- ^ Кембриджская история Ирана: от Надир-шаха до Исламской Республики . Издательство Кембриджского университета. 1991. с. 314.
- ^ Jump up to: а б с д и Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 170.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 88.
- ^ Jump up to: а б Уокер, Кристофер (2005). Видения Арарата: сочинения об Армении . ИБТаурис. п. 24.
- ^ Петрушевский, И. П. (1949). Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв . Л. p. 28.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 89.
- ^ Ованнисян, Ричард (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. п. 96.
- ^ "Нжде (Тер-Арутюнян Гарегин) (1888-1955гг.)" .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шнирельман, В. (2003). Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье . М.: Академкнига. p. 242.
- ^ Мэтьюз, Томас (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. п. 19.
- ^ Энциклопедия средневековья . Рутледж. 2000. с. 108.
- ^ Джагацпанян, Е. (2003). Вардапет // Православная энциклопедия . М. p. 572.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Орбелян, Степанос (1986). История области Сисакан . Ер. p. 263.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Армянская литература» . Британская энциклопедия .
- ^ Мэтьюз, Томас (1991). Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия . Думбартон-Оукс. п. 14.
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Уильям (2000). Энциклопедия монашества: АЛ . Тейлор и Фрэнсис. п. 86. ИСБН 9781136787164 .
- ^ Jump up to: а б Парри, Кеннет (2007). Блэквеллский компаньон восточного христианства . Джон Уайли и сыновья. п. 400. ИСБН 9780470766392 .
- ^ Туманов, Кирилл (1966). Армения и Грузия // Кембриджская средневековая история . Кембридж. п. 616.
- ^ Измайлова, Т. (1978). "Сюникская школа армянской миниатюры второй половины XIII—начала XIV вв" . Историко-филологический журнал (2): 182–190.
- ^ Казарян, А. (2003). Вайоц-Дзор // Православная энциклопедия . М. pp. 498–499.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мэтьюз, Томас (1994). Сокровища на небесах: Армянские иллюминированные рукописи . Библиотека Пирпонта Моргана. п. 91.
- ^ Лазарев, В. (1986). Искусство Армении // История византийской живописи . М.: Искусство. p. 83.
39 ° 15'00 ″ с.ш. 46 ° 15'00 ″ в.д. / 39,2500 ° с.ш. 46,2500 ° в.д.