Tsitsernavank Monastery
Tsitsernavank Monastery | |
---|---|
![]() Монастырь в 2015 году | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | Хюсюлю / Агоглан , Лачинский район , Азербайджан |
Географические координаты | 39 ° 38'38 "N 46 ° 24'31" E / 39,644 ° N 46,408511 ° E |
Архитектура | |
Тип | Трехнефная базилика [ 1 ] |
Стиль | Армянский [ 1 ] |
Завершенный | 5-6 века [ 1 ] |
Цицернаванк [ а ] ( Армянский : Цицернаванк ) — пятый-шестой век. [ 1 ] [ 2 ] Армянский апостольский монастырь [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ] в районе Азербайджана . Лачинском Монастырь находится в пяти километрах от границы Армении области Сюникской , в районе, исторически известном как Кашатахк ( армянский : Քաշաթաղք ). [ 5 ]
В Азербайджане монастырь называется Агоглан ( азербайджанский : Агоглан ); государство отказывается признавать монастырь Армянским Апостольским, называя его вместо этого «кавказским албанцем» .
Этимология
[ редактировать ]Есть две интерпретации армянской этимологии церкви. Первая интерпретация состоит в том, что название церкви основано на армянском слове « Цицернак », что означает ласточка . По мнению исследователей, такое название появилось из-за ласточек, свивших гнезда в руинах церкви. [ 1 ] Согласно другой интерпретации, название церкви основано на армянском слове « цицерн », что означает мизинец , предположительно отсылка к мощам святого Георгия, хранившимся в церкви. [ 6 ]
Этимология азербайджанского названия ошибочно названной албанской церкви — как ее называют в стране — Агоглан ( Агоглан ), как полагают, связана с протекающей неподалеку рекой, носящей то же название. [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Исторически монастырь Цицернаванк расположен в Агахечке , одном из 12 кантонов исторической армянской провинции и княжества Сюник . К 15 веку Агахечек разделился на два района: северная половина называлась Хожораберд; южная половина, в которой находился Цицернаванк, называлась Кашатах. [ 8 ]
Считалось, что в базилике Цицернаванка хранятся мощи святого Георгия Драконоборца . В прошлом монастырь принадлежал Татевской епархии и упоминается как известный религиозный центр историком XIII века Степаносом Орбеляном и епископом Товмой Ванандеци (1655 г.).
В 1613 году была отремонтирована крепостная стена монастыря и построены арочные ворота. Надпись на здании на армянском языке, фиксирующая этот акт, исчезла в период с 1989 по 1992 год, во время Первой Нагорно-Карабахской войны . [ 9 ] Церковь и ее колокольня были отремонтированы в 1779 году. Строительная надпись на армянском языке, свидетельствующая об этой реконструкции, исчезла в 1967 году. [ 10 ]
В XIX веке она служила приходской церковью соседнего крестьянского поселения Зейва и называлась Св. Стефанос. Армянские жители Зейвы бежали во время армяно-татарской войны 1905 года и никогда не вернулись. В советский период село было переименовано в Гусулу, а церковь не использовалась, но сохранилась как исторический памятник. [ 11 ] Церковь Св. Георгия (Св. Геворга) в Цицернаванке была вновь освящена в октябре 2001 года после масштабной реставрации в 1999-2000 годах, оплаченной средствами армянской диаспоры , и является местом проведения ежегодных фестивалей в честь Св. Георгия . [ 12 ]
Церковь и Лачинский район были возвращены Азербайджану 1 декабря 2020 года в рамках соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе 2020 года . [ 13 ]
Архитектура
[ редактировать ]В церкви нет надписей ранних построек; однако, судя по внешнему виду, считается, что он был построен в три основных этапа. Его самая ранняя форма, по-видимому, представляла собой простую прямоугольную базилику без апсиды . Судя по стилю дверных проемов в южной стене, этот период постройки датируется V или VI веком нашей эры. [ 14 ] Однако существует альтернативная теория, которая датирует этот этап III веком нашей эры и предполагает, что это был дохристианский храм. [ 15 ] На втором этапе строительства была пристроена апсида без окон (построена внутри восточного конца прямоугольного интерьера) и построены верхние части наружных стен. Возможно, это произошло в VI веке. В этот период аркады, отделявшие внутренний неф от проходов, вероятно, все еще были деревянными. В третьем периоде строительства их заменили каменные столбы и арки. Судя по стилю их капителей, это произошло где-то между концом VI и началом X века. [ 16 ]
Монастырь признан исконно армянским образцом «восточной» базилики. [ 17 ] Будучи трехнефной базиликой, как и большинство базилик в Армении V-VI веков; [ 18 ] Центральный неф Цицернаванка лишь немного выше боковых нефов, от которых он отделен двумя рядами колонн. План похож на ряд армянских базилик, таких как Ереруйк, Егвард , Двин , Аштарак ( Циранавор ), Текор , — тем, что имел интерьер, состоящий из трех нефов или нефов, центральный и самый большой из которых был отделен от остальных столбы, которые также помогали поддерживать крышу. [ 19 ]
В церкви есть надпись, датируемая периодом до X века, которая гласит: «Вспомни молитвы раба твоего, недостойного Григора, о любимом брате его Азате». [ 20 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Южная стена монастыря
-
Надгробие с армянскими надписями возле церкви
-
Внешняя стена вокруг монастыря
-
Интерьер монастыря.
-
Азербайджанская марка с изображением монастыря
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Альтернативно пишется Цицернаванк или Дзидзернаванк.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Куймджян, Дикран. «Индекс армянского искусства: Армянская архитектура – Цицернаванк» . Программа арменоведения . Калифорнийский государственный университет, Фресно . Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 г.
- ^ Тернер, Джейн (ред.). Словарь искусства . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США, 2003, с. 425. ISBN 0-19-517068-7 .
- ^ Паоло Кунео, «Базилика Цицернаванка в Карабахе», Revue des Études Armées Armées 4 (1967), стр. 203—216
- ^ Том Синклер. Архитектура: Армянские монастыри // Энциклопедия монашества / Заместители редактора Джон В. Баркер Гейгер Ричард Лансинг. — Рутледж , 2013. — С. 54.
- ^ Самвел Карапетян (2001). Памятники армянской культуры в регионе Карабаха (PDF) . РАА стр. 147–149.
- ^ «Циццернаванк». Документы армянской архитектуры/Серия «Документы армянской архитектуры» . Том 21 Милан (изд. OEMME Edizioni). Политехнический институт и Национальная академия наук Армении . 1989.
- ^ Mammadova, Gulchohra (2004). Зодчество Кавказской Албании (in Russian). Baku: Chashyoglu.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 100–104, 121–123. ISBN 0-226-33228-4 .
- ^ Карапетян, Самвел. Памятники армянской культуры в регионе Карабаха . Ереван: Издательство Гитутюн, 2001, с. 145.
- ^ Hasratyan, Murad M. Tsitsernavank . Yerevan: Vneshtorgizdat, 1990, p. 5.
- ^ Карапетян. Памятники армянской культуры , с. 137.
- ^ (in Russian) В Цицернаванке праздновали день Святого Георгия Победоносца, Kavkaz.Memo.Ru, 29/9/2003 .
- ^ «Оставленные? Церкви и монастыри подлежат передаче Азербайджану» .
- ^ Донабедян, Патрик и Жан-Мишель Тьерри , Армянское искусство . Нью-Йорк: Х.Н. Абрамс совместно с Прелатством Армянской Апостольской церкви Америки-Католикосата Киликии, 1989, с. 509.
- ^ Асратян. Цицернаванк , с. 5-6.
- ^ Донабедиан и Тьерри. Армянское искусство , стр. 509.
- ^ Thais.it - Армянская архитектура
- ^ Православная энциклопедия, изд. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, статья "Армения"
- ^ Куймджян, Дикран. «В поисках истории базилики Эрерук» . Программа арменоведения . Калифорнийский государственный университет, Фресно . Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года . Проверено 11 мая 2008 г.
- ^ «Армяне, перемещенные из Нагорного Карабаха, опасаются, что их средневековые церкви будут разрушены» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Несколько фотографий Цицернаванка на официальном сайте РАА
- Дзидзернаванк. Архивировано 9 февраля 2012 г. в Wayback Machine , Адриано Альпаго Новелло , АРМЯНСКАЯ АРХИТЕКТУРА - Каталог ВЫСТАВКИ АРМЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, проходившей в Бергамо, в Палаццо делла Раджионе, 1975 г. - Турин.
- 1700 лет христианской Армении / Цицернаванк (на русском языке)
- Краткая история искусства и архитектуры Арцаха — Нагорного Карабаха, автор: П. Донабедян, д-р. Л. Дурново, д-р. А. Джейкобсон, доктор. Б. Улубабян, С. Карапетян и Б. Баратов
- 3D модель монастыря