Нарекаванк
Нарекаванк | |
---|---|
![]() Монастырь и село Нарек около 1900 г. | |
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Статус | Снесен |
Расположение | |
Расположение | йемишлик , [ 1 ] [ 2 ] Геваш Район , провинция Ван , Турция |
Географические координаты | 38 ° 17'49 "N 42 ° 55'42" E / 38,296875 ° N 42,928256 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Армянский |
Новаторский | 10 век |
Нарекаванк ( армянский : Нарекаванк , «Монастырь Нарек», западноармянский : Нарег ) [ 2 ] монастырем десятого века был армянским в исторической провинции Васпуракан , недалеко от южного берега озера Ван , в современном Геваш районе в провинции Ван на востоке Турции . Монастырь был одним из самых известных в средневековой Армении и имел крупную школу. поэт Григорий Нарекаци Особенно процветал в монастыре (Григор Нарекаци). Он был заброшен в 1915 году во время геноцида армян и, как сообщается, снесен примерно в 1951 году. Сейчас на его месте стоит мечеть. [ 1 ]
История
[ редактировать ]10-11 вв.
[ редактировать ]Монастырь был основан во время правления Арцруни царя Гагика I Васпуракана . (годы правления 908–43) [ 3 ] армянскими монахами, бежавшими из Византийской империи из-за религиозных преследований. [ 4 ] В X веке отец Анания Нарекский ( Анания Нарекаци ) основал школу, которая стала одним из самых известных центров обучения в средневековой Армении. [ 4 ] [ 5 ] Gregory of Narek (Grigor Narekatsi, c. 951–1003 ), a prominent mystical poet, [ 6 ] [ 7 ] учился и процветал в монастыре, сделав «имя учреждения бессмертным». [ 8 ] До сих пор монастырь в основном ассоциируется с Григорием Нарекским. историк Ухтанес . Среди прочих в монастырской школе учился [ 4 ] В этот период монастырь был одним из самых выдающихся во всей Армении. [ 9 ] а также был крупным центром производства рукописей. Самая ранняя сохранившаяся рукопись, созданная в монастыре, — это Евангелие, датированное 1069 годом. [ 4 ]
Современный период
[ редактировать ]В последующие столетия в Армении доминировали различные иностранные державы. Османская империя получила контроль над регионом к 16 веку. Монастырь пережил возрождение, когда в 1707 году он был капитально отремонтирован Минасом вардапетом Гапанци. В 1812 году в монастырских стенах была построена колокольня. Два купола были восстановлены в 1843 году архитектором Сахратом Мемарбаши и его сыном Мовсесом. В 1858 году монастырь был отреставрирован Оганесом Вардапетом . Отец Овсеп Рабуни заказал хачкар (крест-камень), который был установлен на могиле Григория Нарека. На нем была изображена Богоматерь, несущая Иисуса на коленях, и Григорий на переднем плане. [ 4 ]

В 1884 году Аристакес вардапет открыл при монастыре семинарию, а в 1901 году был основан детский дом со школой. [ 4 ]
В 1896 году во время санкционированной правительством резни в Хамидиане монастырь подвергся нападению курдов, которые убили отца Егише и 12 монахов. [ 4 ]
В 19 и начале 20 веков монастырь посещали западные миссионеры. В 1852 году преподобный герцог Дуайт назвал его «знаменитым монастырем». [ 11 ] В 1853 году Остин Генри Лейард назвал Нарек «большой армянской деревней» и отметил, что монастырь «часто посещают христиане Вана [Вана] и окрестностей». Он писал, что оно, вероятно, расширялось и ремонтировалось в разные периоды, и «есть части, такие как колокольня, которые являются современными, в то время как другие имеют явные следы древности. Это прочное и прочное здание из того же красного песчаника, что и могилы Ахлата ». [ 12 ]
В 1900 году американский журнал The Missionary Herald писал, что в монастырском приюте обучалось от 25 до 30 мальчиков, а монастырская школа была «безусловно самой большой и самой передовой школой в провинции за пределами города [Вана], этой деревни, в отличие от большинства других, имея что-то вроде школы в течение нескольких лет». [ 13 ]
В начале 20 века монастырь окружали жилые дома и различные постройки хозяйственного назначения. [ 14 ] На фотографии этнографа Ерванда Лалаяна 1911 года изображены «крестьяне с волами, вспахивающие поле прямо под его стенами». [ 10 ] Американский миссионер Герберт М. Аллен (1865–1911) писал в 1903 году, что [ 15 ]
... монастыри, построенные у его основания, сделали все возможное, чтобы разрушить значение этой необычайно красивой церкви, но, несмотря на это, сила и духовность скульптурной мысли сохраняются и напоминают имя апостола [Григория] Нарега, оставившего печать своей личности на армянской литературе и характере.
Архитектура
[ редактировать ]В монастырский комплекс входили две церкви: Св. Сандухт и Сурб Аствацацин («Святая Богородица»). Мавзолей Григория Нарека находился восточнее церкви Св. Сандухта. Церковь Сурб Аствацацин имела форму «купольного зала» и располагалась южнее Св. Сандухта. В 1787 году вардапет Барсег построил прямоугольный четырехколонный дом. [ 16 ] гавит ( нартекс ), на могилах Ованеса вардапета (брата Григория) и философа Анании из Нарека. Перед западным входом в притвор расположена трехэтажная колокольня. [ 14 ] был построен в 1812 году. [ 4 ]
Разрушения и современное состояние
[ редактировать ]Монастырь прекратил свою деятельность во время геноцида армян 1915 года, в результате которого армянское население региона было истреблено. [ 4 ] По словам Севана Нишаняна, он был снесен примерно в 1951 году, в тот же период, когда был издан официальный приказ о сносе Крестовоздвиженского собора Ахтамара , но он не был выполнен. [ 1 ] [ 17 ] Деревня Нарек сейчас в основном населена курдами и известна как Йемишлик . по-турецки [ 1 ] [ 2 ] и Нерик на курдском. [ 18 ]
В начале 2000-х «еще сохранились остатки свода монастыря». [ 1 ] В октябре 2003 года в рамках празднования 1000-летия Григория Нарека Месроп II Мутафян место монастыря посетил , Армянский Патриарх Константинополя. НТВ сообщило, что житель села, превративший то, что уцелело от монастыря, в конюшню, воспрепятствовал входу и попросил у Мутафяна и сопровождающих его посетителей денег. Вмешались турецкие жандармы , и дверь открыли, но Мутафян не вошел в конюшню, а вместо этого болтал с жителями села. [ 19 ]
Сейчас монастырь полностью разрушен. [ 20 ] На месте монастыря сейчас стоит мечеть. [ 1 ] [ 21 ] Его уцелевшие части продолжали разрушаться. Во время своего визита в 1994 году Джеймс Р. Рассел сфотографировал хачкар (крест-камень) 10-го века, который пропал, когда он вернулся в 1997 году. Местные курды сказали ему, что турецкая полиция уничтожила его вскоре после его визита. [ 22 ]
В декабре 2008 года турецко-армянский архитектор Закарья Милданоглу объявил, что турецкое правительство решило восстановить Нарекаванк среди некоторых других полуразрушенных или разрушенных церквей и монастырей на востоке Турции. [ 23 ] В сентябре 2010 года Милданоглу составил список из около 90 армянских церквей и монастырей в районе озера Ван , включая Нарекаванк. Он рекомендовал турецкому правительству принять необходимые меры для их сохранения. [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Другие известные церкви в районе озера Ван:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сучиян, Талин (7 апреля 2007 г.). «Святой Крест выживает, дипломатия умирает» (PDF) . Армянский репортер . № 6. с. А7. Архивировано из оригинала (PDF) 7 декабря 2014 года.
В день инаугурации архиепископ Месроб II, Патриарх армян Турции, отправился посетить монастырь Нарег в селе Емишлик – бывшей деревне Нарек. На месте, где когда-то стоял монастырь Нарег, сегодня находится мечеть. Шесть лет назад здесь еще сохранились остатки свода монастыря. В книге Севана Нишаняна «Восточная Турция» монастырь Нарег назван очень важным остатком армянской архитектуры, разрушенным в 1951 году.
- ^ Jump up to: а б с д Милданоглу, Закарья (22 сентября 2012 г.). «Что случилось с Ванскими монастырями?» . Агос (на турецком языке). Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 года. [первоначально опубликовано 17 сентября 2010 года] «Он располагался в деревне Нарег (Йемишлик). Он был построен на территории, которая использовалась в качестве внешних ворот на противоположном берегу Ахтамара. Сурп Крикор Нарегаци, который был из села Нарег, это он поселился в монастыре. У него были большие земли рядом с детским домом. Ежегодно тысячи людей посещали этот монастырь, чтобы принести обеты.
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (2000). «Ван в этом мире; рай в следующем: историческая география Вана / Васпуракана». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Ван/Васпуракан . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 27 . ISBN 1-56859-130-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Асратян, Мурад . «Նարեկավանք [Нарекаванк]» . Энциклопедия «Христианская Армения» . Институт арменоведения ЕГУ . Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 года.
- ^ Тамразян, Х.Х. [на армянском языке] (1986). «Проблемы поэтического искусства в проповедях Анании Нарекаци» . Банасиракан Хандес (3).
Патма – Известно, что он был основателем и руководителем монастыря Нарека, создав там одну из самых заметных школ того времени, оставившую глубокий след в истории развития армянской культуры.
- ^ Мэтьюз-младший, Эдвард Г. (2000). "Армения". В Джонстоне, Уильям М. (ред.). Энциклопедия монашества: АЛ (3-е изд.). Рутледж. п. 86. ИСБН 978-1579580902 .
- ^ Гуроян, Виген (2000). «Армянская традиция». В Гастингсе, Адриан; Мейсон, Алистер; Пайпер, Хью (ред.). Оксфордский справочник христианской мысли . Издательство Оксфордского университета. п. 40 . ISBN 9780198600244 .
Армянская мистическая и поэтическая традиция представлена в высшей форме святым X века Григорием Нарека (Нарекаци). Его величайшая работа называется «Книга плача» и представляет собой серию молитв, тон которых носит покаянный характер. Плач . оказали глубокое влияние на армянское благочестие и духовность
- ^ Сарафян, Кеворк А. (1958). «История образования среди армян». В Куркджяне, Ваан (ред.). История Армении . Всеобщий армянский благотворительный союз Америки. п. 452.
- ^ Дадоян, Сета Б. (2011). Армяне в средневековом исламском мире: Том 2: Армянская реальная политика в исламском мире и расходящиеся парадигмы на примере Киликии с одиннадцатого по четырнадцатый века . Эдисон, Нью-Джерси: Издательство Transaction Publishers. п. 200. ИСБН 978-1-4128-4577-9 .
Благодаря экономическому процветанию, армянское монашество также началось в десятом веке. Одним из самых выдающихся стал монастырь Нарек под Аркрунисом в Рштунике.
- ^ Jump up to: а б Рассел, Джеймс Р. (2009). «Иней Голубиной книги». В Эллисон, Кристина; Йойстен-Прушке, Анке; Вендтланд, Антье (ред.). От Даэны до Дина . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 165 .
- ^ Преподобный ХГО Дуайт (1852 г.). «Каталог всех известных произведений, существовавших на армянском языке ранее семнадцатого века» . Журнал Американского восточного общества . 3 : 258.
Автором был Вартабед, он возглавлял знаменитый монастырь в Нареге и имел репутацию ученого и красноречивого человека.
- ^ Лейард, Остин Х. (1853). Открытия среди руин Ниневии и Вавилона; с путешествиями по Армении, Курдистану и пустыне . Нью-Йорк: Харпер. стр. 356-357 .
- ^ «Миссия Восточной Турции» . Миссионерский вестник . 96 . Бостон: Beacon Press : 408. Октябрь 1900 г.
- ^ Jump up to: а б Асратян, Мурад (1982). «Нарекаванк [Нарекаванк]». Советско-армянская энциклопедия Том. 8 (на армянском языке). Ереван: Армянская энциклопедия. п. 203 .
- ^ Преподобный Герберт М. Аллен (август 1903 г.). «Крестьянин Армении и его наследство» . Миссионерский вестник . 99 . Бостон: Beacon Press : 347.
- ^ Хасратян, Мурад М. (1972). «Два памятника архитектуры Лусакерта» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке): 31.
...дворы позднего средневековья имеют четырехугольную структуру (Варагаванк, Нарекаванк, Ахтамар)...
- ^ Нисанян, Севан (2006). Восточная Турция: Справочник путешественника . Стамбул: Издательская группа Siz. п. 239. ИСБН 978-9752301962 .
- ^ Рассел, Джеймс Р. (весна 2007 г.). «Святилище под волнами» . Res: Антропология и эстетика (51). Музей археологии и этнологии Пибоди : 139. ISBN. 9780873657754 .
монастырь Нарек, который стоит посреди небольшой деревни (курдский: Нерик; турецкий: Йемишлик) на холме над вспаханными полями.
- ^ «Армянский Патриарх посетил Ван [Армянский Патриарх посетил Ван]» . arsiv.ntv.com.tr (на турецком языке). НТВ . 26 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 г.
- ^ Доктор, Найри (2000). «Архитектурное наследие Васпуракана» В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Ван/Васпуракан . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. п. 103 . ISBN 1-56859-130-6 .
- ^ Папазян, Ирис (19 июля 1997 г.). «Архиепископ Месроп Ашджян в сентиментальном путешествии по Западной Армении» . Армянский репортер . п. 18. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года.
Группа также посетила заброшенную деревню Нарек. Большую скорбь вызвал образ мечети на том самом месте, где когда-то стоял знаменитый монастырь Нарек.
- ^ Рассел, Джеймс Р. (9 августа 2001 г.). «Резня армян» . Нью-Йоркское обозрение книг . Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года.
- ^ «В Турции планируется восстановить церкви Вани Нарекаванк, малую церковь острова Ктуц и Тигранакерт, монастырь Чапанак» (на армянском языке). Арменпресс . 4 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 1 апреля 2018 г.