Кафедральный собор Ани
Кафедральный собор Ани | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | Ани , провинция Карс , Турция |
Географические координаты | 40 ° 30'22 "N 43 ° 34'23" E / 40,506206 ° N 43,572969 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Трдат |
Тип | Купольная базилика |
Стиль | Армянский |
Основатель | Смбат II Армении |
Новаторский | 989 |
Завершенный | 1001 или 1010 |
Технические характеристики | |
Длина | 34,3 м (113 футов) [а] |
Ширина | 21,9 м (72 фута) [а] |
Высота (макс.) | первоначально: 38 м (125 футов) [1] 24 м (79 футов) до основания купола [2] |
Официальное название: Археологический памятник Ани. | |
Тип | Культурный |
Критерии | ii, iii, iv |
Назначен | 2016 г. (40-я сессия ) |
Справочный номер. | 1518 |
Область | Западная Азия |
Кафедральный собор Ани ( армянский : Անիի մայր տաճար , Anii mayr tačar ; турецкий : Ани Катедрали ) — крупнейшее стоящее здание в Ани , столице средневековой Багратидской Армении , расположенном на территории современной восточной Турции , на границе с современной Арменией. . Его строительство было завершено в начале 11 века архитектором Трдатом он был резиденцией Католикоса , главы Армянской Апостольской церкви , и на протяжении почти полувека .
В 1064 году, после завоевания Ани сельджуками , собор был преобразован в мечеть . Позже он снова стал использоваться как армянская церковь. В конечном итоге он пострадал от землетрясения 1319 года, когда его конический купол обрушился. Впоследствии Ани постепенно опустела, а церковь пришла в упадок. Северо-западный угол церкви сильно пострадал от землетрясения 1988 года .
Собор считается самым большим и впечатляющим сооружением Ани. Это купольная базилика прямоугольного плана, хотя купол и большая часть поддерживающего его барабана сейчас отсутствуют. Ученые широко отмечают, что использование остроконечных арок и групповых опор, возможно, повлияло на готическую архитектуру или, по крайней мере, предшествовало ей . В 2016 году собор, как и весь Ани, был объявлен объектом наследия ЮНЕСКО Всемирного .
Имена
[ редактировать ]На современном армянском языке собор обычно называют Анийский собор, Ани майр тачар , а на турецком – Ани Катедрали . [3] оба означают «собор Ани». Однако исторически он был известен на армянском языке как Ании Катогике, Ании Катогике . [4] [5] [б] Собор Богородицы Ани . Святой Церковь известен также как [8] [9] Русский : Собор Богоматери ) [10] и собор Ани Большой [11] Большой собор ). [15]
История
[ редактировать ]Основание и ранняя история
[ редактировать ]После более чем двухвекового арабского правления Армения обрела независимость при династии Багратидов (Багратуни) около 885 года. Царь Ашот III сделал Ани столицей в 961 году, после чего город превратился в процветающий городской центр с населением 100 000 жителей на пике своего развития. [16] [17] [18] Строительство собора началось в 989 году. [19] Архитектор Трдат был заказан царем Багратидов Смбатом II для строительства собора в новой столице Армянского царства . [20] [21] Согласно надписи на южной стене, строительство было остановлено после смерти Смбата в 989 году. [22] [8] Тем временем Трдата наняли руководить ремонтом купола собора Святой Софии в Константинополе , обрушившегося в результате землетрясения. [23] [19] Трдат вернулся из Константинополя в 993 году. [24] Строительство продолжила и завершила королева Катранида. [27] (Катрамид), [30] жена царя Гагика I , брата и преемника Смбата. [22] Оно было завершено либо в 1001, либо в 1010 году. [41] По словам Кристины Маранчи, общепринятая дата завершения — 1001 год, но она могла быть продлена до 1010 года. [20] Противоречие основано на чтении надписи северной стены собора. [42] [43] Собор служил резиденцией католикоса. [28] глава Армянской Апостольской церкви с момента ее основания в 1001 году. [44] до середины 11 века (1046 или 1051 гг.). [45] [46] Таким образом, около полувека Ани был одновременно религиозным и светским (политическим) центром Армении. [44]
На его коническом куполе изначально стоял серебряный крест, а в соборе висит хрустальная люстра, купленная королем Смбатом II из Индии. В 1010-х годах, во времена правления католикоса Саркиса I мавзолей, посвященный деве Рипсимее , рядом с собором был возведен . Мавзолей построен на останках девственниц, привезенных из Вагаршапата (Эчмиадзина). [28] В 1040–1050-х годах на восточной и западной стенах собора были оставлены надписи о городских проектах, таких как восстановление оборонительных стен , установка водопроводов и облегчение налогового бремени жителей Ани. [8]
- Шарль Тексье (1842)
- Реконструкция Тексье (1842 г.)
- Разрез церкви по Торосу Тораманяну [47]
- Реконструкция Тораманяна [с]
- Реконструкция Вильгельма Любке (1881 г.) [48]
Более поздняя история
[ редактировать ]Ани сдался Византийской империи в 1045 году, которая удерживала его до 1064 года, когда город был захвачен сельджуками во главе с Алп Арсланом . [50] Алп Арслан и его воины совершили свой первый молебен в Ани в соборе. [12] В результате собор был превращен в мечеть. [8] [10] и называется мечетью Фетхие [51] [52] ( Английский : Мечеть Фетхие ). [54] [д] Официальные турецкие источники часто называют его этим именем. [58]
поместил на купол собора полумесяц В 1124 году шаддадидский эмир Ани . В ответ армяне Ани обратились к царю Грузии Давиду IV с просьбой захватить Ани , после чего собор вернулся в пользование христиан. [8] [43] Однако всего два года спустя, в 1126 году, Ани перешла под контроль Шаддадидов . [8] В XII веке историки Мхитар Анеци , Самуэль Анеци и философ Оганес Саркаваг . в соборе на различных должностях служили [8] Мхитар был старейшиной собора во второй половине века. [59] В 1198 году Ани был завоеван грузино-армянскими князьями Закаридами (Мхаргрдзели), под контролем которых собор процветал. В 1213 году богатый купец Тигран Оненц восстановил ступени собора. [8]
Разлагаться
[ редактировать ]Долгосрочный упадок Ани начался в 1239 году, когда монголы разграбили город и вырезали его население. [60] В 1319 году в Ани произошло разрушительное землетрясение. В результате обрушилась коническая крыша собора. [8] [25] [43] К 18 веку Ани полностью опустел. [61] Сообщается, что барабан обрушился во время катастрофы 1832 года. [43] или 1840 г. [62] землетрясение. Вараздат Арутюнян утверждает, что весь купол обрушился в 1319 году. [29]
Северо-западный угол собора сильно пострадал в результате землетрясения 1988 года , эпицентр которого находился на севере современной Армении. [8] В результате образовалась большая зияющая дыра. По словам VirtualAni, это также вызвало «серьезный разрыв в юго-западном углу; к 1998 году здесь начали падать части крыши». [43] Лаврентий Барсегян писал в 2003 году, что ущерб от землетрясения был настолько велик, что все здание рухнет, если его не укрепить и не восстановить. [63]
Сообщается , что взрывы в карьере на армянской стороне границы, за рекой Ахурян , нанесли некоторый ущерб собору в начале 2000-х годов. [64] [43] В середине июня 2001 года «оглушительный взрыв потряс это место как раз в тот момент, когда группа американцев армянского происхождения собралась, чтобы помолиться в соборе». [65] Армянский историк архитектуры Самвел Карапетян , ставший свидетелем взрывов на армянской стороне во время своего визита в Ани в июле 2000 года, заявил, что взрывы продолжались до 2004/2005 года. [66] Однако обвинения Турции продолжались до 2008 года. [10] По словам Верджихана Зифлиоглу, пишущего для Hürriyet , только в 2009 году Армения прекратила взрывные работы, как сообщается, после жалобы Турции в Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС). [67]
В середине 2000-х годов в поисках сокровищ турецкие охранники выкопали большую яму на полу апсиды собора. Более того, охотники за сокровищами раскопали могилу, возможно, королевы Катраниды, рядом с западным фасадом собора. Он был обнаружен французскими археологами в 2002–2003 годах. Дополнительные надгробия с армянскими надписями рядом были перевернуты. [68]
Усилия по сохранению
[ редактировать ]Ани внесен в список World Monuments Watch Всемирного фонда памятников (WMF) с 1996 года. [69] В мае 2011 года WMF и Министерство культуры Турции запустили проект консервации собора и близлежащей церкви Искупителя. [70] Проект финансируется Посольским фондом по сохранению культурного наследия Государственного департамента США . [71] Перед проектом вокруг собора была установлена стальная конструкция, чтобы предотвратить обрушение его потрескавшихся стен из песчаника. [69] WMF и его турецкий партнер Anadolu Kültür заявили, что будут работать над «стабилизацией и защитой» собора. [72] Министр культуры Турции Эртугрул Гюнай заявил: «Мы надеемся, что дать новую жизнь останкам некогда великолепных зданий, таких как Анийский собор и церковь, принесет новые экономические возможности региону». [70] [73] Официальные лица Армении отреагировали скептически. [74]
По словам президента ИКОМОС -Армения Гагика Гюрджяна, министерство культуры Турции отклонило предварительную договоренность между Anadolu Kültür и армянской стороной о привлечении армянских специалистов к реставрационным работам. Осман Кавала , президент Anadolu Kültür, заявил, что отсутствие официальных двусторонних отношений между Арменией и Турцией, возможно, помешало участию армянских экспертов в проекте. Кавала заявил в интервью 2011 года, что на проект, который должен был начаться в 2012 году и завершиться через 4 года, будет потрачено около 1 миллиона долларов. [75] Явуз Озкая, архитектор, принимавший участие в проектах, реализуемых в Ани, заявил в марте 2014 года, что исследования по сохранению и реставрации собора завершены и приступили к реализации. Эти работы включали расчистку крыш, установку временной конструкции в месте разделения западной и южной стен, укрепление, правильное завершение укладки черепицы и принятие профилактических мер. [76]
археологический объект Ани был внесен в список ЮНЕСКО . Всемирного наследия 15 июля 2016 года [77] По словам историка искусства Хегнара Зейтлиана Ватенпау, это дополнение «обеспечит значительные преимущества в области защиты, исследовательских знаний и финансирования». [78] В апреле 2018 года Неджметтин Альп, директор Карсского музея , заявил, что реставрационные работы в соборе начнутся позднее в этом месяце. [79] [80] В 2019 году Всемирный фонд памятников (WMF) и Anadolu Kültür начали «чрезвычайное временное вмешательство» для сохранения собора. В 2021 году WMF при поддержке Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов (Фонд ALIPH) начал второй этап, «сосредоточенный на реализации долгосрочного плана вмешательства по восстановлению всего собора». [81]
Архитектура
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Собор представляет собой куполообразную базилику центральной планировки . [и] Вараздат Арутюнян утверждает, что по своему плану и размерам она воспроизводит две купольные базилики VII века — собор Мрен и церковь Святой Гаяне . [29] По словам Рихарда Краутхаймера, его план основан на плане Талинского собора VII века , с небольшими отличиями. [83] Купол поддерживался подвесками и стоял на «пересечении четырех цилиндрических сводов, возведенных в крестообразную форму и увенчанных остроконечными крышами». Внутри «отдельно стоящие опоры делят пространство на три нефа, неф которых заканчивается восточной апсидой, окруженной двумя боковыми часовнями». [84] Сирарпи Дер Нерсесян отметила, что его интерьер впечатляет «гармонией пропорций». Она добавила: «Слепая аркада с тонкими колоннами и богато украшенными арками, изящные переплетения, вырезанные вокруг дверей и окон, добавляют красоты экстерьеру». [85]
Собор построен, в основном, из желтого, но также черного и красного полированного туфа . [86] Имеет три входа. Главный из них находится на западной стороне. Входы с северной и южной сторон хоть и второстепенны, но богато украшены. Окна узкие и длинные, с орнаментированными рамами. [86] Григорис Балакян считает, что его интерьер, построенный из крупных полированных камней, «кажется более впечатляющим, чем снаружи». [87]
Размеры
[ редактировать ]Собор имеет длину 34,3 м (113 футов) и ширину 21,9 м (72 фута). [а] Первоначально его высота составляла около 38 м (125 футов). [1] [ф] это было самое высокое строение Ани, [4] и его конический купол доминировал над горизонтом города. [88] Он очень большой по меркам армянской архитектуры. [9] Мурад Асратян утверждает, что ее большие размеры и богатые украшения символизируют возрожденную армянскую государственность при Багратидах . [8] Кристина Маранчи выдвинула, по ее словам, «крайне предварительную» гипотезу о том, что относительно большая часть собора могла быть «отражением воспоминаний Трдата об огромных непрерывных пространствах» собора Святой Софии в Константинополе, купол которого он отремонтировал. [89]
Жителям Запада он показался маленьким. Карл Шнаасе сказал, что это «едва ли размером с деревенскую церковь». [90] в то время как Х.Ф.Б. Линч утверждал, что по европейским стандартам оно небольшое, но «тем не менее, величественное здание». [91] Луиджи Виллари писал в своей книге 1906 года о путешествиях по Кавказу: «Издалека это кажется просто простым прямоугольным сооружением без каких-либо архитектурных претензий. Но при ближайшем рассмотрении это оказывается зданием действительно величайшей красоты и самого совершенства». пропорции». [92]
Научная оценка
[ редактировать ]Собор широко считается шедевром армянской архитектуры . [г] Это самое большое и впечатляющее сооружение Ани. [55] [94] Армен Казарян описывает его как самое значительное сооружение всего периода Багратидов. [95] Собор известен своими новаторскими конструктивными особенностями. [9] Авторы « Всеобщей истории архитектуры» (2010) писали, что он «заслуживает быть включенным в число главных памятников того времени из-за его заостренных арок, сгруппированных колонн и опор». [32]
Сирарпи Дер Нерсесян утверждал, что он «заслуживает быть включенным в число важных примеров средневековой архитектуры». [85] Дэвид Роден Бакстон предположил, что он «достоин… гораздо большей славы, которая его окружает». [96] Х.Ф.Б. Линч описал его как «памятник высочайших художественных достоинств, обозначающий уровень культуры, который намного опережал современные стандарты Запада». [97] Йозеф Стржиговский утверждал, что собор является самым ценным достижением армянской архитектуры с европейской точки зрения. [98] Дэвид Маршалл Лэнг писал, что методы строительства собора «намного опережают современную англосаксонскую и нормандскую архитектуру Западной Европы». [99]
Ричард Фене Спирс писал в XI века Британской энциклопедии (1911):
Самый важный пример армянского стиля находится в соборе в Ани, столице Армении, датируемом 1010 годом нашей эры. В этой церкви обнаружены остроконечные арки и спаренные опоры , обладающие всеми характеристиками законченного стиля остроконечных арок, который , как отмечает Фергюссон , «можно найти в Италии или Сицилии в 12 или 14 веке». Внешне стены украшены высокими глухими аркадами, подобными тем, что есть в соборе Пизы и других церквях того же города, построенных, вероятно, пятьдесят лет спустя. Сложная резная резьба оконных декоров и форм капота, вероятно, заимствована из декора изразцов, найденных в Персии. [40]
Имитации в армянской архитектуре
[ редактировать ]Главная церковь монастыря Мармашен (988–1029 гг.), предположительно построенная тем же архитектором Трдатом . [100] считается миниатюрой Анийского собора. [101] Рихард Краутхаймер писал, что внешние стены как церкви Мармашена, так и собора Ани «сочленены слепыми аркадами, опирающимися на тонкие колоннеты, одиночные или парные». [83] Между ними имеются существенные структурные различия. [102] Степан Мнацаканян отметил, что сходство ограничивается внешним убранством, поскольку в планировках есть существенные различия. [103]
План церкви Святого Спаса в Гюмри , завершенный в 1873 году, основан на плане Анийского собора. [104] Однако церковь существенно больше собора и не является его точной копией. [105]
Слепые аркады на трех апсидах Армянского собора Львова , добавленные где-то до 1902 года, представляют собой «удивительно точное воспроизведение аналогичного декора» на внешних стенах собора Ани. [106]
Ассоциация с готической архитектурой
[ редактировать ]Некоторые европейские ученые, особенно ученые Ближнего Востока , [107] предположили, что использование остроконечных арок и сгруппированных опор в соборе повлияло на развитие готической архитектуры . Теорию популяризировал Йозеф Стржиговский , который был первым европейцем, тщательно изучившим армянскую архитектуру и поместившим Армению в центр европейской архитектуры. [108] Стржиговский писал в « Происхождении христианского церковного искусства» (1920): «Приятно видеть в церкви, построенной ранее 1000 г. н.э., строителя, придворного архитектора Трдата, который так логично и так успешно переносит армянское искусство от « романского » к «Готика». [109] [107] До него эту точку зрения предлагали несколько других, в том числе Х.Ф.Б. Линч (1901), Уильям Летаби (1912) и другие. [110] Линч предположил, что собор имеет «многие характеристики готического стиля, восточное происхождение которых подтверждается». [97] Летаби нашел собор «странно западным». [111] [107] Исследуя возможное влияние кавказской архитектуры на Западе, Дэвид Роден Бакстон писал о соборе Ани в 1937 году: [96]
... внутри он напоминает готический собор, какой Западная Европа могла бы видеть два столетия спустя. Пары сгруппированных колонн поддерживают высокий заостренный свод, а по обе стороны находятся нефы с узкими заостренными арками, как в стиле «раннего английского» . Это, несомненно, яркий пример параллельной эволюции, даже если отбросить всякую идею о связи с готикой.
Сесил Стюарт отметил, что наиболее интересными особенностями собора являются его «заостренные арки и своды, а также скопление или соединение колонн в готической манере». [112] По мнению Дэвида Талбота Райса, собор «удивительно готичен во всех деталях». [35] Дэвид Маршалл Лэнг утверждал, что появление остроконечных арок и сгруппированных опор «считается одним из отличительных признаков зрелой готической архитектуры». [99] Кристина Маранчи утверждает, что собор с его «профилированными опорами и арками… своей линейной элегантностью предвосхищает готические стили таких зданий, как Нотр-Дам ». [113]
Рубен Поль Адалян писал: «Интерьер с его заостренными арками и сгруппированными опорами, поднимающимися к ребристым потолочным сводам, включал в себя новшества, параллели которых появятся в готической архитектуре Западной Европы столетие спустя». [9] Теория нашла поддержку среди армянских историков архитектуры, таких как Торос Тораманян , [25] Марутийский тиран , [114] Мурад Асратян . [час] Гипотетическое влияние на готику также было отмечено Всемирным фондом памятников. [72] и Посольский фонд по сохранению культурного наследия . [71]
- Критика и ответ
Историк искусства Сирарпи Дер Нерсесян отвергла постулируемый «протоготический» характер стрельчатых арок собора Ани, которые, как она утверждала, «не выполняют ту же функцию поддержки свода». [115] Хотя Адриан Стоукс видел в соборе «некоторый баланс между стенной архитектурой и будущей линейной готикой», он не нашел «чувства массы и пространства, которое захватывает его в Римини или во дворе Кватро Ченто Лучано Лаураны во дворце Урбино». " [107] Сайт Virtual Ani пишет, что «нет никаких доказательств того, что существовала связь между армянской архитектурой и развитием готического стиля в Западной Европе». [43] Люси Дер Мануэлян утверждает, что существуют документальные свидетельства присутствия армян в Западной Европе в средние века, которые могли донести эту информацию на Запад. [116]
Символизм и значение для армян
[ редактировать ]В 1989 году в США при поддержке Восточного Прелатства Армянской Апостольской Церкви Америки прошла серия мероприятий под названием «Слава Ани», посвященных тысячелетию Анийского собора. состоялся симпозиум . в Нью-Йоркском историческом обществе 21 октября 1989 года [117] [118]
В предполагаемой Армении он был изображен на марке 2002 года, а в 2011 году - на не бывшей в обращении серебряной памятной монете, выпущенной Центральным банком Армении, посвященной Ани. [119]
выпуск студентов-историков ЕГУ . В июне 2011 года в соборе состоялся [120] С тех пор в соборе прошли церемонии вручения дипломов некоторых факультетов ЕГУ. [121] Режиссер народного танца Гагик Гиносян и его жена вместе со своими друзьями устроили в соборе венчание. [121] В сентябре 2011 года сотрудники Ширакского научно-исследовательского центра арменологии Национальной академии наук Армении совершили паломничество в собор, где провели научные чтения по истории Ани. [122]
В турецкой политике
[ редактировать ]Президент Турции Абдуллах Гюль посетил собор 23 июля 2008 года во время своего визита в Ани. [123]
2010 Мусульманская молитва
[ редактировать ]1 октября 2010 года (ПНД) совершили мусульманскую молитву в соборе члены и сторонники крайне правой Партии националистического движения . Формальным событием было празднование завоевания Ани сельджуками в 1064 году, но многие восприняли это как националистическую месть за христианскую мессу — первую после Геноцида армян 1915 года — в соборе Ахтамар на озере Ван 19 сентября. [124] [57] [125] около двух тысяч человек, в том числе высокопоставленные члены ПНД, в том числе лидер партии Девлет Бахчели . В молитве приняли участие [53] Толпа размахивала турецкими флагами и скандировала «Аллаху Акбар», прежде чем произнести молитвы в соборе и вокруг него. Их сопровождал военный марширующий оркестр в османском стиле . [19] [58] Молитва была санкционирована Министерством культуры Турции . [57] В нем приняли участие верующие из Азербайджана, и его транслировали в прямом эфире три азербайджанских телеканала. [126]
Молитву широко осуждали за ее политический характер. Депутат от правящей ПСР назвал это незаконным «политическим шоу», связанным с ахтамарской мессой. [52] а историк искусства Хегнар Ватенпо описал это событие как пример «политического сценического мастерства». [125] По словам Ариса Налджи из турецко-армянской ежедневной газеты «Акос», оно «было адресовано туркам, а не армянам». [127] Согласно комментарию, подготовленному Банком экономических исследований Yapı Kredi , «большинству турок эта сцена показалась неловкой». [128] Обозреватель Hürriyet Daily News Юсуф Канлы назвал это «попыткой [Бахчели] добиться и вернуть потерянные голоса националистов-консерваторов». [129] Турецко-армянский журналист Маркар Есаян написал в Тарафе, что то, что сделал Бахчели в Ани, было «фактически эксплуатацией религии ». [130]
Армянская Апостольская церковь обвинила турецкие власти в «уничтожении армянских памятников и присвоении исторических армянских святынь и культурных ценностей». [131] [132] [133] Ученый-архитектор Самвел Карапетян саркастически прокомментировал: «Теперь у нас есть повод для радости. На протяжении веков наши церкви оскверняли и превращали в туалеты, а сейчас в них только совершают намаз [ sic ]». [58]
Инцидент 2020 года
[ редактировать ]В феврале 2020 года в сети появилось видео, на котором женщина пела музыку мейхане на балке собора, а Первин Эрсой, жена Мехмета Эрсоя , министра культуры и туризма Турции, стояла в толпе и аплодировала. [134] [135] [136]
Галерея
[ редактировать ]- Собор на фоне церкви Спасителя.
- Западный фасад
- Деталь южного фасада
- Вид изнутри
- Интерьер
- Исторические и художественные изображения
- Стереоскопическая фотография юго-запада, сделанная Оганнесом Куркджяном между 1875 и 1880 годами.
- Фотография собора, опубликованная в книге Х.Ф.Б. Линча 1901 года. [137]
- Watercolour by Arshak Fetvadjian , 1905
- Пешдималджяна, опубликовано в 1912 году. [110]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с Торос Тораманян , [49] Тадевос Акопян , [86] и Артак Гулян [1] дайте 34,3 на 21,9 метра (113 на 72 фута). Мурад Асратян дает размеры 34,3 на 24,7 метра (113 на 81 фут). [8]
По словам Акопяна, внутренние размеры собора имеют следующие размеры: 32 на 19,7 метра (105 на 65 футов). [86] - ^ Катогике — термин, используемый для обозначения нескольких крупных соборов, таких как Эчмиадзинский собор , материнская церковь Армении. [6] Малахия Орманян определил «катохике» как « собор » и написал, что это слово использовалось специально для Эчмиадзина. В современном армянском языке слово «катогике» также используется для обозначения католической церкви . Оно происходит от древнегреческого слова καθολικός katholikos , что означает «универсальный». Собор был назван так, чтобы описать «универсальность» Церкви . [7]
- ^ Меньшее сооружение справа — мавзолей, посвященный девам Рипсимеям.
- ^ Фетхие Джами по-разному переводится как «мечеть победы». [43] [55] «завоевать мечеть», [56] или «мечеть завоевания». [57]
- ^ "слияние базилики и центрального плана" [33] «По своей форме собор представляет собой базилику центральной планировки.»; «Кристина Маранчи проанализировала, как собор в Ани обновляет тип купольной базилики…» [19] "..купольные базилики типа Анийского собора..." [82]
- ^ Высота 24 м (79 футов) до основания купола. [2]
- ^ "бесспорно один из шедевров армянской архитектуры" [36]
«шедевр армянской средневековой архитектуры» [72]
«один из шедевров армянской архитектуры» [63]
«Он по праву считается одним из шедевров армянской архитектуры» [93] - ^ Такое решение интерьера церкви, особенно членение фасадов, подобное линиям, в XII-XIV вв. стал Арм. Типичные черты готической архитектуры сформировались и распространились в Европе. Английский: Эти элементы, особенно аркбутан ( дуга-бутан ) в виде нервов, были общей чертой готической архитектуры, зародившейся и распространившейся в Западной Европе в XIII-XIV веках. [8]
- Ссылки
- ^ Jump up to: а б с Гулян, Артак (2005). « 1000-летняя тайна собора Ани (1001-2001)» (Тысячелетняя тайна собора Ани) , в: Памятник [Хушардзан], вып. 3, изд. Акоп Симонян, г. Ереван, с. 31 «Собор Ани отличается от церквей той эпохи своими абсолютными размерами /21,9 X 34,3 м/ и куполом высотой около 38 м...»
- ^ Jump up to: а б Истмонд 2017 , с. 130.
- ^ «Ани Тарихи Кенти (Карс)» . kulturvarliklari.gov.tr (на турецком языке). Министерство культуры и туризма Турции , Главное управление культурных ценностей и музеев. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 г.
Ани Катедрали (Фетхие-Джами)
- ^ Jump up to: а б Петросян, Саргис; Петросян, Лусине (2014). «Ани и Оронтиды Армении» . Научные статьи (на армянском языке) (14). Ширакский центр арменологии - Национальная академия наук Армении. 27.
О поклонении Святой Богородице в Ани говорит тот факт, что ей посвящено самое высокое здание города – Кафедральный собор (Католическая церковь).
- ^ Авагян 1979 , с. 70.
- ^ Матевосян, Карен (2009). «Страницы истории Аруха и Талина [Истории Аруха и Талина]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 65 (1). 52. Архивировано из оригинала 2 августа 2020 г. Проверено 14 июля 2016 г.
Название «католическая», данное церквям, имеет два значения: купольное и главное. Так назывались Эчмиадзинский кафедральный собор, Двинская католикосарская церковь, а позже и Анийский собор.
- ^ «Праздник собора Святого Эчмиадзина» (на армянском языке). Араратская Патриаршая епархия. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Асратян 2002 .
- ^ Jump up to: а б с д Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 81. ИСБН 978-0-8108-7450-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Сагсёз, Онур (31 октября 2008 г.). «Просьба Ани в Армению» . Хюрриет (на турецком языке). Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
- ^ Матевосян 2008 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Ипек, Али (2009). «Отношение султана Алп Арслана к армянам Ани» . Экев Академическое обозрение (на турецком языке). 13 (39): 371–380. ISSN 1301-6229 .
- ^ Jump up to: а б «Бююк Катедраль (Фетхие Ками) – Карс» . kulturportali.gov.tr (на турецком языке). Министерство культуры и туризма Турции .
- ^ Jump up to: а б Эрзенеоглу, Абдулкадир (26 апреля 2012 г.). «Руины Ани сегодня малоизвестны» (на английском языке). Информационное агентство Джихан .
...Великий собор, а именно мечеть Фетхие, строительство которого было завершено в 1001 году...
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ [12] [13] [14]
- ^ Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 60 . ISBN 9780231139267 .
- ^ Паяслян 2007 , с. 66.
- ^ Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 183. ИСБН 978-0-8143-3023-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Уотенпо 2014b , с. 465.
- ^ Jump up to: а б Маранчи 2003 , с. 304.
- ^ Пильц, Элизабет (2007). От Константина Великого до Кандинского: исследования византийского и поствизантийского искусства и архитектуры . Археопресс . п. 24. ISBN 978-1-4073-0104-4 .
Купольный собор в Ани был возведен знаменитым архитектором Трдатом, отремонтировавшим обрушившийся купол собора Святой Софии в Константинополе, и был заказан царем Смбатом II незадолго до его смерти в 989 году для правления его преемника царя Гагика I.
- ^ Jump up to: а б Маранчи 2003 , с. 299.
- ^ Jump up to: а б Маранчи 2003 , с. 294.
- ^ Асратян 2011 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б с «Анийский собор [Анийский собор]». Советско-армянская энциклопедия, том I (на армянском языке). 1974. с. 413 .
- ^ Jump up to: а б «Исторический город Ани» . ЮНЕСКО . Архивировано 2012. 12 июля 2016 года.
Кафедральный собор Ани — одно из самых важных зданий на этом месте. По заказу армянского царя Смбата Багратуни II в 989 году он был завершен женой его преемницы, царицей Катраниде, к 1001 году. Его архитектор Трдат также участвовал в ремонте купола собора Святой Софии в Константинополе.
- ^ [8] [25] [26]
- ^ Jump up to: а б с Матевосян 2008 , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д Арутюнян 1992 , с. 232.
- ^ [28] [29]
- ^ Акопян 1988 , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Чинг, Фрэнсис ДК ; Ярзомбек, Марк М .; Пракаш, Викрамадитья (2010). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья . п. 355 . ISBN 978-1-118-00739-6 .
- ^ Jump up to: а б Куймджян, Дикран . «Анийский собор» . Программа арменоведения Калифорнийский государственный университет, Фресно . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года.
- ^ Kazaryan, A.; Mikhaylov, P. (3 March 2009). "Ани [Ani]" . Orthodox Encyclopedia Volume II (in Russian). Russian Orthodox Church . pp. 433–434.
Кафедральный собор А. (989–1001, наос 22´ 34 м, зодчий Трдат), 4-столпный крестово-купольный храм, построен при католикосе Хачике I Аршаруни.
- ^ Jump up to: а б Талбот Райс, Дэвид (1972). Оценка византийского искусства . Издательство Оксфордского университета. п. 179 . ISBN 978-0-19-211922-3 .
Интерьер Анийского собора, продольного каменного здания с остроконечными сводами и центральным куполом, построенного около 1001 года, поразительно готичен во всех деталях, и можно привести множество других столь же близких параллелей.
- ^ Jump up to: а б Гасапян, Гурген; Таснапетян, Грач (1972). Памятники армянской архитектуры . Бейрут: Хамазкаин . п. х. ОСЛК 678007 .
Анийский собор, построенный им в 1001 году, бесспорно является одним из шедевров армянской архитектуры.
- ^ Стоун, Нира; Стоун, Майкл Э. (2007). Армяне: искусство, культура и религия . Библиотека Честера Битти . п. 48. ИСБН 978-1-904832-37-9 .
Собор в Ани был завершен в 1001 году нашей эры.
- ^ Эванс, Хелен К. (1997). «Армяне» . В Эвансе, Хелен С.; Уиксом, Уильям Д. (ред.). Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей . п. 352 . ISBN 978-0-87099-777-8 .
- ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. п. 114. ИСБН 978-0-226-33228-4 .
- ^ Jump up to: а б Спирс, Ричард Фене (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 391.
- ^ 1001 [23] [31] [29] [32] [33] [34] [26] [35] [36] [37] [38] или 1010 [39] [40]
- ^ Авагян 1979 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Собор Ани» . virtualani.org . Виртуальная Ани. Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 года.
- ^ Jump up to: а б Матевосян, Рафаэль (1978). «Ани как королевская резиденция и столица » Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (5). 93–94. Архивировано из оригинала 13 декабря 2022 г.
- ^ Матевосян, Карен (2002). «Анийский католикосат» (на армянском языке). ЕГУ Институт арменоведения . Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
- ^ «Иерархические Видения – Места» . www.armenianchurch.org . Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
- ^ Стржиговский 1918 , стр. 187 .
- ^ Любке, Вильгельм (1881). Кук, Кларенс (ред.). Очерки истории искусства, том I. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания. п. 440 .
- ^ Jump up to: а б Стржиговский 1918 , стр. 185.
- ^ Паяслян 2007 , с. 73.
- ^ Уотенпау 2014b , с. 466.
- ^ Jump up to: а б «Турция одобрила мусульманское молебен в Армянской церкви» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 1 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Ярдимчель, Мукаддер; Озонур, Нурсима; Терджанлы, Кюршат (1 октября 2010 г.). «Бахчели и 2 тысячи членов ПНД молились в Ани» . Радикальный (на турецком языке).
- ^ [10] [13] [14] [53]
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Верити (2007). Турция . Одинокая планета . п. 582 . ISBN 978-1-74104-556-7 .
...собор, переименованный завоевателями-сельджуками в Фетхие-Джами (Мечеть Победы), является самым большим и впечатляющим из зданий.
- ^ Озюкан, Бюлент [на турецком языке] (2003). «Собор Богородицы». Türkiye'nin kutsal mekanları [Святые места Турции] . Бойют Яин.
После захвата Ани Алпарсланом в 1064 году она была преобразована в мечеть и стала называться Мечеть Фетхие (Завоевание).
- ^ Jump up to: а б с «Националистическая партия Турции проводит пятничную молитву у руин Ани» . Хюрриет Дейли Ньюс . 1 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) ( версия PDF ) - ^ Jump up to: а б с Даниелян, Эмиль (8 октября 2010 г.). «Митинг турецких националистов в церкви возмутил армян» . Евразийский ежедневный монитор . Том. 7, нет. 182. Фонд Джеймстауна . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г.
- ^ Погосян преп. о. Матеос (2009). «Монастырь Хариджа на протяжении веков» . Эчмиадзин (на армянском языке). 65 (3). 66. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Сондерс, Джей-Джей (1971). История монгольских завоеваний . Издательство Пенсильванского университета . п. 71 .
- ^ Уотенпау 2014b , с. 464.
- ^ Акопян 1988 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Барсегян, Лаврентий (2003). «Еще раз об организации международного историко-археологического заповедника в Ани-Ереруйке» . Вопросы истории и историографии Геноцида армян (на армянском языке) (8). 7. Архивировано из оригинала 13 декабря 2022 г.
- ^ «Каменные карьеры угрожают руинам Ани в Карсе» . Хюрриет Дейли Ньюс . 7 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 г. Проверено 14 июля 2016 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) ( версия PDF ) - ^ Заман, Амберин (30 августа 2001 г.). «Когда рушится редкий собор, две соперничающие нации указывают пальцами» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Карапетян, Самвел (20 октября 2012 г.). «Мы внесли свой вклад в разрушение Ани» (на армянском языке). Самвел Карапетян на YouTube. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г.
- ^ Зифлиоглу, Верджихан (14 апреля 2009 г.). «Построение диалога на старых руинах Ани» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года.
- ^ «Ущерб, нанесенный Ани в период с 2006 по 2007 год: те, кто охраняет Ани, уничтожают Ани» . virtualani.org . ВиртуалАни. Архивировано из оригинала 8 января 2022 года.
- ^ Jump up to: а б Браун, Мэтью Хэй; Хаджаоглу, Селкан (4 мая 2011 г.). «Жестом Турция сохраняет армянские церкви» . Балтимор Сан . через Ассошиэйтед Пресс . ( PDF-версия )
- ^ Jump up to: а б «Турция в качестве жеста обновляет армянские памятники» . Hurriyet Daily News . через Ассошиэйтед Пресс . 5 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Турция: сохранение наследия затерянного города» . usembassy.gov . Посольский фонд сохранения культурного наследия . 19 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Анийский собор» . Всемирный фонд памятников . Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 года.
- ^ «Культурный жест: Турция намерена восстановить собор в древнем армянском городе Ани» . АрменияСейчас . 6 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г.
- ^ «Министерство культуры Армении: Турция пускает пыль в глаза миру, говоря об Ани [Министерство культуры Армении: Турция пускает пыль в глаза миру, говоря об Ани]» . mediamax.am (на армянском языке). 7 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
- ^ Амбарцумян, Асмик (21 мая 2011 г.). "Будут ли армянские специалисты участвовать в реконструкции собора Ани? - уточняет директор Anadolu Kultur " . panorama.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 года.
- ^ Сари, Лора (28 марта 2014 г.). «Ани замана дирениёр» . Агос (на турецком языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года.
- ^ «Пять объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКОПРЕСС . ЮНЕСКО . 15 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
- ^ «Ани внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Армянский еженедельник . 15 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
- ^ «Большой собор» в Ани будет восстановлен» (на английском языке). Агентство Анадолу . 14 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
- ^ «Средневековый собор Ани на востоке Турции пойдет на реконструкцию» . Ежедневный Сабах . 15 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 г.
- ^ «Анийский собор» . wmf.org . Всемирный фонд памятников . Март 2021 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2021 г.
- ^ Уортон, Элисон (2015). Архитекторы Османского Константинополя: семья Бальян и история османской архитектуры . ИБ Таурис . п. 62 . ISBN 978-1-78076-852-6 .
- ^ Jump up to: а б Краутхаймер, Ричард (1965). Раннехристианская и византийская архитектура . Книги о пингвинах . п. 234.
- ^ Маранчи 2003 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Дер Нерсесян, Сирарпи (1945). Армения и Византийская империя . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 73–75 .
- ^ Jump up to: а б с д Акопян 1988 , с. 118.
- ^ Балакян 2018 , с. 35.
- ^ Истмонд 2017 , с. 129.
- ^ Маранчи 2003 , стр. 302, 304.
- ^ Маранчи 1998 , с. 34.
- ^ Линч 1901 , с. 371.
- ^ Виллари, Луиджи (1906). Огнем и мечом на Кавказе . Лондон: Т. Фишер Анвин . п. 302–303 .
- ^ Арутюнян 1992 , с. 233.
- ^ Кинзер, Стивен (8 октября 2000 г.). «Скрытая империя в Турции» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Казарян, Армен (2017). «Классическое» направление армянской архитектурной школы Ани: греко-римская модель и трансформация средневекового искусства». В Торлоне — Зара Мартиросова; Мунтяну, Дана ЛаКурс; Датч, Дорота (ред.). Справочник по классической рецепции в Восточной и Центральной Европе . Джон Уайли и сыновья. п. 533 . ISBN 978-1-118-83271-4 .
- ^ Jump up to: а б Бакстон, Дэвид Роден (1937). Русская средневековая архитектура с учетом закавказских стилей и их влияния на Западе . Издательство Кембриджского университета . стр. 90–91 .
- ^ Jump up to: а б Линч 1901 , с. 372–373.
- ^ Марутян, Тиран [на армянском языке] (1990). «Когда был построен Анийский собор?». Армянское обозрение . 43 (3): 96.
- ^ Jump up to: а б Ланг, Дэвид Маршалл (1980) [1970]. Армения: колыбель цивилизации . Лондон: Аллен и Анвин . п. 223.
- ^ «Монастырь Мармашен» . hushardzan.am . Министерство культуры Армении. Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года.
Предполагается, что церковь построил архитектор Трдат.
- ^ Конвей, Мартин (19 февраля 1916 г.). «Церкви северной Армении» . Деревенская жизнь . 39 :247.
...разрушенный Мармашенский женский монастырь в окрестностях Александрополя. ... Церковь (988–1029 гг.) представляет собой миниатюру Анийского собора, но с обычным в те времена многоглавым куполом.
- ^ Армен, Гарбис (1992). Архитектура выживания . п. 54. ОСЛК 30076050 .
- ^ Баласанян, Айк (2008). «Архитектурный комплекс Мармашена и его надписи» . Эчмиадзин (на армянском языке). 64 (6–7). 122. Архивировано из оригинала 05 февраля 2017 г. Проверено 4 февраля 2017 г.
- ^ «Гюмри 12: Площадь Свободы: Сурб Маир Аствацацин (Ёт Верк), Сурб Аменапркич» . www.armenianheritage.org . Проект по повышению осведомленности о памятниках Армении. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года.
Аменапркичский собор. Построенный между 1850-ми и 1870-ми годами, собор основан на соборе Ани X века...
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Св. Всех Спасителей» . гюмри.am . Муниципалитет Гюмри. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 14 июля 2016 г.
По плану церковь напоминает Анийский материнский собор; однако это не точная копия. Св. Всех Спасителей гораздо больше, выше и имеет более богатые орнаменты.
- ^ Воланска, Иоанна (2010). «Проекты Юзефа Мехоффера Армянского собора во Львове (1907–1913): обстоятельства, источники вдохновения и исполнения». Artibus et Historiae . 31 (62): 189–231. JSTOR 25822481 .
- ^ Jump up to: а б с д Кайт, Стивен (сентябрь 2003 г.). « « Юг противостоит Востоку и Северу »: Адриан Стоукс и Йозеф Стржиговский. Исследование эстетики и историографии ориентализма». История искусств . 26 (4): 505–533. дои : 10.1111/j.0141-6790.2003.02604002.x .
- ^ Бакстон, Дэвид Роден (1975). Русская средневековая архитектура с учетом закавказских стилей и их влияния на Западе . Нью-Йорк: Книги по искусству хакера. ISBN 978-0-87817-005-0 . Перепечатка изд. 1934 г. опубликовано издательством Кембриджского университета , стр. 74, 98.
- ^ Стржиговский 1923 , стр. 72–73 .
- ^ Jump up to: а б Браун, Эдит А. (1912). Раннехристианская и византийская архитектура . Лондон: A&C Black . п. 114 .
- ^ Летаби, Уильям (1912). Средневековое искусство: от мира церкви до кануна Возрождения, 312–1350 гг . Лондон: Дакворт . п. 78 .
- ^ Стюарт, Сесил (1959). История архитектурного развития: раннехристианская, византийская и романская архитектура . Лонгман . п. 80.
- ^ Смитон, Робин (16 июля 2019 г.). «Возвращение к жизни таких достопримечательностей, как Нотр-Дам» . Тафтс сейчас . Университет Тафтса . Архивировано из оригинала 14 июля 2021 года.
- ^ Марутян, Тиран [на армянском языке] (1997). «Готика или армяно-готическая архитектура?» Гарун ( на армянском языке) (7): 54-56 ( PDF-версия ) .
- ^ Дер Нерсесян, Армянское искусство , 1977, с. 101, цит. Гарсоян, Нина Г. (2015). «Сирарпи Дер Нерсесян (1896–1989)». В Дамико, Хелен (ред.). Средневековая наука: биографические исследования по формированию дисциплины: религия и искусство . Рутледж. п. 300 . ISBN 978-1-317-77636-9 .
- ^ Дер Мануэлян, Люси (2001). «Ани: легендарная столица Армении». В Коу, С. Питер (ред.). Ани: Всемирное архитектурное наследие средневековой столицы Армении . Петерс: Левен Стерлинг. п. 7. ISBN 978-90-429-1038-6 .
- ^ Уотенпау 2014a , с. 551.
- ^ Зариан, АК (1990). «Конгресс, посвященный 1000-летию основания Храма Матери Ани в Нью-Йорке » Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (7). 91–94.
- ^ «2011 – 1050 лет со дня основания Ани» . Центральный банк Армении . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года.
- ^ "Армянские историки получили дипломы в кафедральном соборе Ани в Турции" (in Russian). REGNUM News Agency . 29 June 2011. Archived from the original on 8 April 2020.
- ^ Jump up to: а б «Говорящие памятники: Анийский собор [Говорящие памятники: Анийский собор]» (на армянском языке). Общественное телевидение Армении . 8 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. ( сопроводительная статья )
- ^ Редакционная коллегия. «Научные чтения в Анийском соборе [Научные чтения в Анийском соборе]» . Научные статьи (на армянском языке) (14). Ширакский центр арменологии Национальной академии наук Армении. 171–175.
- ^ Акопян, Татул (21 июня 2015 г.). «Абдуллах Гюль в двух столицах царства Багратидов: фото дня [Абдуллах Гюль в двух столицах Багратидов]» (на армянском языке). Армянский исследовательский центр АНИ. Архивировано из оригинала 26 октября 2017 года.
- ^ «Турецкие националисты митингуют у армянской святыни Ани» . Новости Би-би-си . 1 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 г. Проверено 21 июня 2018 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) () - ^ Jump up to: а б Уотенпо 2014a , с. 544–545.
- ^ «Молятся в Ани [Намаз в Ани]» . «Армян Таймс» (на армянском языке). 1 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2016 г.
- ^ «Турецкие националисты молятся в древнем армянском соборе» . Армянская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 2 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 г.
- ^ «Общий взгляд» . Еженедельный макрокомментарий по Турции . Банк Yapı Kredi , Отдел стратегического планирования и исследований. 11 октября 2010 г. стр. 2–3. Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 14 июля 2016 г.
- ^ Канлы, Юсуф (1 октября 2010 г.). «На пути к двухпартийной президентской Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года.
- ^ Есаян, Маркар (14 октября 2010 г.). «Религия и политика на турецкой политической арене» . Тараф .
- ^ «Армянская церковь возмущена турецкой националистической молитвой» . azatutyun.am . Радио Свобода . 2 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2019 г.
- ^ «Первопрестольный Св. Эчмиадзин: «Намаз в Анийском соборе является политической провокацией и не имеет ничего общего с духовно-благочестивыми чувствами» ( на армянском языке). Арменпресс . 2 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 г.
- ^ «Объявление [Объявление]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 66 (10). 5. 2010 г. Архивировано из оригинала 06 декабря 2022 г.
- ^ Яркадаш, Барыш (8 февраля 2020 г.). «Забавное оправдание жены министра ПСР: «Мы проверяли акустику церкви» » . Ютуб . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г.
- ^ «Безобразный поступок жены турецкого министра в соборе Ани: Эрменихабер» . Аравот (на армянском языке). (через Эрменихабера). 10 февраля 2020 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2020 г.
- ^ Фишман, Луи (7 февраля 2020 г.). «Я ошибочно принял кого-то за жену министра туризма Турции, и это не она пела на сцене заброшенной армянской церкви. Она была в зале и аплодировала» . Твиттер . Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года . Проверено 19 февраля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Линч 1901 , с. 370.
- ^ «Собор Пресвятой Богородицы Ани (1900 г.)» (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 11 июля 2016 г. Проверено 14 июля 2016 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) ()
Источники
[ редактировать ]- Авагян, Сурен (1979). «Даты строительной надписи Анийского собора [Дата строительной надписи Анийского собора]» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (11). 70–77. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г.
- Акопян, Тадевос Х. (1988). Ани Столица (на армянском языке). Ереван: Издательство Ереванского университета . стр. 117–119.
- Арутюнян, Вараздат (1992). История армянской архитектуры [История армянской архитектуры] (PDF) (на армянском языке). Ереван: Луйс. стр. 232–233. ISBN: 5-545-00215-4 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2022 года . Проверено 7 марта 2022 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - Асратян, Мурад (2002). «Собор Ани». Айвазян, Ованес (ред.). Энциклопедия "Христианская Армения" (на армянском языке). Издательство Армянской энциклопедии. стр. 63-64 .
- Асратян, Мурад (2011). «Архитектура Ани» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 3–27. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 г. Проверено 14 июля 2016 г.
- Хаников, Николай (1859). «Путешествие в Ани, столицу Армении при Багратидах». Revue Archéologique (на французском языке). 15 (2): 401–420. JSTOR 41742572 .
- Линч, HFB (1901). Армения, путешествия и учёба. Том I: Русские провинции . Лондон: Longmans, Green и Co.
- Маранчи, Кристина (1998). Средневековая армянская архитектура в историографии: Иосиф Стриговский и его наследие (докторская диссертация). Принстонский университет . OCLC 40827094 .
- Маранчи, Кристина (2003). «Архитектор Трдат: строительные практики и межкультурный обмен в Византии и Армении» . Журнал Общества историков архитектуры . 62 (3): 294–305. дои : 10.2307/3592516 . JSTOR 3592516 .
- Матевосян, Карен (2008). «Ани как столица и католикосат » Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (3). 3-30. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г. Проверено 14 июля 2016 г.
- Матевосян, Карен (1989). «Собор Ани: духовно-культурный центр [Собор Ани: духовно-культурный центр]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 46 (11–12). 105–110. Архивировано из оригинала 20 августа 2019 г. Проверено 2 июня 2017 г.
- Паяслян, Саймон (2007). История Армении . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-7467-9 .
- Стржиговский, Йозеф (1918). Архитектура армян и Европы, том I (на немецком языке). Вена: Вена: художественное издательство Anton Schroll & Co.
- Стржиговский, Йозеф (1923) [1920]. Происхождение христианского церковного искусства . перевод О. М. Далтона и Х. Дж. Браунгольца . Оксфорд: Кларендон Пресс .
- Уотенпа, Эгнар Зейтлиан (2014a). «Сохранение средневекового города Ани: культурное наследие между конкуренцией и примирением» . Журнал Общества историков архитектуры . 73 (4): 528–555. дои : 10.1525/jsah.2014.73.4.528 . JSTOR 10.1525/jsah.2014.73.4.528 .
- Уотенпа, Эгнар Зейтлиан (2014b). «Собор Ани, Турция: от церкви к памятнику». В Мохаммеде, Гарипур (ред.). Священные территории: религиозная архитектура немусульманских общин в исламском мире (переработанное издание). Издательство «Брилл» . стр. 460–473 . дои : 10.1163/9789004280229_027 . ISBN 978-90-04-28022-9 .
- Балакян, Крикор (2018). Руины Ани: путешествие в средневековую столицу Армении и ее наследие . Перевод Петра Балакяна, Арама Аркуна. Издательство Университета Рутгерса . ISBN 9781978802919 .
- Истмонд, Энтони (2017). Мир Тамты: жизнь и встречи средневековой дворянки от Ближнего Востока до Монголии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-16756-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аброян, Армен (2004). Архитектура Анийского собора [Архитектура Анийского собора] (кандидатская диссертация) (на армянском языке). Ереванский государственный архитектурно-строительный университет .
- Варданян, Р.Х. (2000). «Синхронные даты надписи Анийского собора [Синхронные даты надписи Анийского собора]» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (1). 54–69. Архивировано из оригинала 03 августа 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г.