Jump to content

Кафедральный собор Ани

Координаты : 40 ° 30'22 "N 43 ° 34'23" E  /  40,506206 ° N 43,572969 ° E  / 40,506206; 43,572969
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Кафедральный собор Ани
Собор в 2009 году

Собор в Ани обведен красным кружком.
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Расположение
Расположение Ани , провинция Карс , Турция
Собор Ани расположен в Турции.
Кафедральный собор Ани
Показано в Турции
Географические координаты 40 ° 30'22 "N 43 ° 34'23" E  /  40,506206 ° N 43,572969 ° E  / 40,506206; 43,572969
Архитектура
Архитектор(ы) Трдат
Тип Купольная базилика
Стиль Армянский
Основатель Смбат II Армении
Новаторский 989
Завершенный 1001 или 1010
Технические характеристики
Длина 34,3 м (113 футов) [а]
Ширина 21,9 м (72 фута) [а]
Высота (макс.) первоначально: 38 м (125 футов) [1]
24 м (79 футов) до основания купола [2]
Официальное название: Археологический памятник Ани.
Тип Культурный
Критерии ii, iii, iv
Назначен 2016 г. (40-я сессия )
Справочный номер. 1518
Область Западная Азия

Кафедральный собор Ани ( армянский : Անիի մայր տաճար , Anii mayr tačar ; турецкий : Ани Катедрали ) — крупнейшее стоящее здание в Ани , столице средневековой Багратидской Армении , расположенном на территории современной восточной Турции , на границе с современной Арменией. . Его строительство было завершено в начале 11 века архитектором Трдатом он был резиденцией Католикоса , главы Армянской Апостольской церкви , и на протяжении почти полувека .

В 1064 году, после завоевания Ани сельджуками , собор был преобразован в мечеть . Позже он снова стал использоваться как армянская церковь. В конечном итоге он пострадал от землетрясения 1319 года, когда его конический купол обрушился. Впоследствии Ани постепенно опустела, а церковь пришла в упадок. Северо-западный угол церкви сильно пострадал от землетрясения 1988 года .

Собор считается самым большим и впечатляющим сооружением Ани. Это купольная базилика прямоугольного плана, хотя купол и большая часть поддерживающего его барабана сейчас отсутствуют. Ученые широко отмечают, что использование остроконечных арок и групповых опор, возможно, повлияло на готическую архитектуру или, по крайней мере, предшествовало ей . В 2016 году собор, как и весь Ани, был объявлен объектом наследия ЮНЕСКО Всемирного .

На современном армянском языке собор обычно называют Анийский собор, Ани майр тачар , а на турецком – Ани Катедрали . [3] оба означают «собор Ани». Однако исторически он был известен на армянском языке как Ании Катогике, Ании Катогике . [4] [5] [б] Собор Богородицы Ани . Святой Церковь известен также как [8] [9] Русский : Собор Богоматери ) [10] и собор Ани Большой [11] Большой собор ). [15]

Основание и ранняя история

[ редактировать ]

После более чем двухвекового арабского правления Армения обрела независимость при династии Багратидов (Багратуни) около 885 года. Царь Ашот III сделал Ани столицей в 961 году, после чего город превратился в процветающий городской центр с населением 100 000 жителей на пике своего развития. [16] [17] [18] Строительство собора началось в 989 году. [19] Архитектор Трдат был заказан царем Багратидов Смбатом II для строительства собора в новой столице Армянского царства . [20] [21] Согласно надписи на южной стене, строительство было остановлено после смерти Смбата в 989 году. [22] [8] Тем временем Трдата наняли руководить ремонтом купола собора Святой Софии в Константинополе , обрушившегося в результате землетрясения. [23] [19] Трдат вернулся из Константинополя в 993 году. [24] Строительство продолжила и завершила королева Катранида. [27] (Катрамид), [30] жена царя Гагика I , брата и преемника Смбата. [22] Оно было завершено либо в 1001, либо в 1010 году. [41] По словам Кристины Маранчи, общепринятая дата завершения — 1001 год, но она могла быть продлена до 1010 года. [20] Противоречие основано на чтении надписи северной стены собора. [42] [43] Собор служил резиденцией католикоса. [28] глава Армянской Апостольской церкви с момента ее основания в 1001 году. [44] до середины 11 века (1046 или 1051 гг.). [45] [46] Таким образом, около полувека Ани был одновременно религиозным и светским (политическим) центром Армении. [44]

На его коническом куполе изначально стоял серебряный крест, а в соборе висит хрустальная люстра, купленная королем Смбатом II из Индии. В 1010-х годах, во времена правления католикоса Саркиса I мавзолей, посвященный деве Рипсимее , рядом с собором был возведен . Мавзолей построен на останках девственниц, привезенных из Вагаршапата (Эчмиадзина). [28] В 1040–1050-х годах на восточной и западной стенах собора были оставлены надписи о городских проектах, таких как восстановление оборонительных стен , установка водопроводов и облегчение налогового бремени жителей Ани. [8]

Более поздняя история

[ редактировать ]

Ани сдался Византийской империи в 1045 году, которая удерживала его до 1064 года, когда город был захвачен сельджуками во главе с Алп Арсланом . [50] Алп Арслан и его воины совершили свой первый молебен в Ани в соборе. [12] В результате собор был превращен в мечеть. [8] [10] и называется мечетью Фетхие [51] [52] ( Английский : Мечеть Фетхие ). [54] [д] Официальные турецкие источники часто называют его этим именем. [58]

поместил на купол собора полумесяц В 1124 году шаддадидский эмир Ани . В ответ армяне Ани обратились к царю Грузии Давиду IV с просьбой захватить Ани , после чего собор вернулся в пользование христиан. [8] [43] Однако всего два года спустя, в 1126 году, Ани перешла под контроль Шаддадидов . [8] В XII веке историки Мхитар Анеци , Самуэль Анеци и философ Оганес Саркаваг . в соборе на различных должностях служили [8] Мхитар был старейшиной собора во второй половине века. [59] В 1198 году Ани был завоеван грузино-армянскими князьями Закаридами (Мхаргрдзели), под контролем которых собор процветал. В 1213 году богатый купец Тигран Оненц восстановил ступени собора. [8]

Повреждения, нанесенные собору землетрясением 1988 года .

Разлагаться

[ редактировать ]

Долгосрочный упадок Ани начался в 1239 году, когда монголы разграбили город и вырезали его население. [60] В 1319 году в Ани произошло разрушительное землетрясение. В результате обрушилась коническая крыша собора. [8] [25] [43] К 18 веку Ани полностью опустел. [61] Сообщается, что барабан обрушился во время катастрофы 1832 года. [43] или 1840 г. [62] землетрясение. Вараздат Арутюнян утверждает, что весь купол обрушился в 1319 году. [29]

Северо-западный угол собора сильно пострадал в результате землетрясения 1988 года , эпицентр которого находился на севере современной Армении. [8] В результате образовалась большая зияющая дыра. По словам VirtualAni, это также вызвало «серьезный разрыв в юго-западном углу; к 1998 году здесь начали падать части крыши». [43] Лаврентий Барсегян писал в 2003 году, что ущерб от землетрясения был настолько велик, что все здание рухнет, если его не укрепить и не восстановить. [63]

Сообщается , что взрывы в карьере на армянской стороне границы, за рекой Ахурян , нанесли некоторый ущерб собору в начале 2000-х годов. [64] [43] В середине июня 2001 года «оглушительный взрыв потряс это место как раз в тот момент, когда группа американцев армянского происхождения собралась, чтобы помолиться в соборе». [65] Армянский историк архитектуры Самвел Карапетян , ставший свидетелем взрывов на армянской стороне во время своего визита в Ани в июле 2000 года, заявил, что взрывы продолжались до 2004/2005 года. [66] Однако обвинения Турции продолжались до 2008 года. [10] По словам Верджихана Зифлиоглу, пишущего для Hürriyet , только в 2009 году Армения прекратила взрывные работы, как сообщается, после жалобы Турции в Международный совет по памятникам и достопримечательностям (ИКОМОС). [67]

В середине 2000-х годов в поисках сокровищ турецкие охранники выкопали большую яму на полу апсиды собора. Более того, охотники за сокровищами раскопали могилу, возможно, королевы Катраниды, рядом с западным фасадом собора. Он был обнаружен французскими археологами в 2002–2003 годах. Дополнительные надгробия с армянскими надписями рядом были перевернуты. [68]

Усилия по сохранению

[ редактировать ]
Вид на Ани из Армении. Собор виден у левого края, а церковь Искупителя - у правого.
Собор на реставрации в 2018 году.

Ани внесен в список World Monuments Watch Всемирного фонда памятников (WMF) с 1996 года. [69] В мае 2011 года WMF и Министерство культуры Турции запустили проект консервации собора и близлежащей церкви Искупителя. [70] Проект финансируется Посольским фондом по сохранению культурного наследия Государственного департамента США . [71] Перед проектом вокруг собора была установлена ​​стальная конструкция, чтобы предотвратить обрушение его потрескавшихся стен из песчаника. [69] WMF и его турецкий партнер Anadolu Kültür заявили, что будут работать над «стабилизацией и защитой» собора. [72] Министр культуры Турции Эртугрул Гюнай заявил: «Мы надеемся, что дать новую жизнь останкам некогда великолепных зданий, таких как Анийский собор и церковь, принесет новые экономические возможности региону». [70] [73] Официальные лица Армении отреагировали скептически. [74]

По словам президента ИКОМОС -Армения Гагика Гюрджяна, министерство культуры Турции отклонило предварительную договоренность между Anadolu Kültür и армянской стороной о привлечении армянских специалистов к реставрационным работам. Осман Кавала , президент Anadolu Kültür, заявил, что отсутствие официальных двусторонних отношений между Арменией и Турцией, возможно, помешало участию армянских экспертов в проекте. Кавала заявил в интервью 2011 года, что на проект, который должен был начаться в 2012 году и завершиться через 4 года, будет потрачено около 1 миллиона долларов. [75] Явуз Озкая, архитектор, принимавший участие в проектах, реализуемых в Ани, заявил в марте 2014 года, что исследования по сохранению и реставрации собора завершены и приступили к реализации. Эти работы включали расчистку крыш, установку временной конструкции в месте разделения западной и южной стен, укрепление, правильное завершение укладки черепицы и принятие профилактических мер. [76]

археологический объект Ани был внесен в список ЮНЕСКО . Всемирного наследия 15 июля 2016 года [77] По словам историка искусства Хегнара Зейтлиана Ватенпау, это дополнение «обеспечит значительные преимущества в области защиты, исследовательских знаний и финансирования». [78] В апреле 2018 года Неджметтин Альп, директор Карсского музея , заявил, что реставрационные работы в соборе начнутся позднее в этом месяце. [79] [80] В 2019 году Всемирный фонд памятников (WMF) и Anadolu Kültür начали «чрезвычайное временное вмешательство» для сохранения собора. В 2021 году WMF при поддержке Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов (Фонд ALIPH) начал второй этап, «сосредоточенный на реализации долгосрочного плана вмешательства по восстановлению всего собора». [81]

Архитектура

[ редактировать ]
Интерьер собора. (Чтобы оценить масштаб, обратите внимание на двух человек, сидящих в правом нижнем углу изображения.)

Собор представляет собой куполообразную базилику центральной планировки . [и] Вараздат Арутюнян утверждает, что по своему плану и размерам она воспроизводит две купольные базилики VII века — собор Мрен и церковь Святой Гаяне . [29] По словам Рихарда Краутхаймера, его план основан на плане Талинского собора VII века , с небольшими отличиями. [83] Купол поддерживался подвесками и стоял на «пересечении четырех цилиндрических сводов, возведенных в крестообразную форму и увенчанных остроконечными крышами». Внутри «отдельно стоящие опоры делят пространство на три нефа, неф которых заканчивается восточной апсидой, окруженной двумя боковыми часовнями». [84] Сирарпи Дер Нерсесян отметила, что его интерьер впечатляет «гармонией пропорций». Она добавила: «Слепая аркада с тонкими колоннами и богато украшенными арками, изящные переплетения, вырезанные вокруг дверей и окон, добавляют красоты экстерьеру». [85]

Собор построен, в основном, из желтого, но также черного и красного полированного туфа . [86] Имеет три входа. Главный из них находится на западной стороне. Входы с северной и южной сторон хоть и второстепенны, но богато украшены. Окна узкие и длинные, с орнаментированными рамами. [86] Григорис Балакян считает, что его интерьер, построенный из крупных полированных камней, «кажется более впечатляющим, чем снаружи». [87]

Собор имеет длину 34,3 м (113 футов) и ширину 21,9 м (72 фута). [а] Первоначально его высота составляла около 38 м (125 футов). [1] [ф] это было самое высокое строение Ани, [4] и его конический купол доминировал над горизонтом города. [88] Он очень большой по меркам армянской архитектуры. [9] Мурад Асратян утверждает, что ее большие размеры и богатые украшения символизируют возрожденную армянскую государственность при Багратидах . [8] Кристина Маранчи выдвинула, по ее словам, «крайне предварительную» гипотезу о том, что относительно большая часть собора могла быть «отражением воспоминаний Трдата об огромных непрерывных пространствах» собора Святой Софии в Константинополе, купол которого он отремонтировал. [89]

Жителям Запада он показался маленьким. Карл Шнаасе сказал, что это «едва ли размером с деревенскую церковь». [90] в то время как Х.Ф.Б. Линч утверждал, что по европейским стандартам оно небольшое, но «тем не менее, величественное здание». [91] Луиджи Виллари писал в своей книге 1906 года о путешествиях по Кавказу: «Издалека это кажется просто простым прямоугольным сооружением без каких-либо архитектурных претензий. Но при ближайшем рассмотрении это оказывается зданием действительно величайшей красоты и самого совершенства». пропорции». [92]

Научная оценка

[ редактировать ]

Собор широко считается шедевром армянской архитектуры . [г] Это самое большое и впечатляющее сооружение Ани. [55] [94] Армен Казарян описывает его как самое значительное сооружение всего периода Багратидов. [95] Собор известен своими новаторскими конструктивными особенностями. [9] Авторы « Всеобщей истории архитектуры» (2010) писали, что он «заслуживает быть включенным в число главных памятников того времени из-за его заостренных арок, сгруппированных колонн и опор». [32]

Сирарпи Дер Нерсесян утверждал, что он «заслуживает быть включенным в число важных примеров средневековой архитектуры». [85] Дэвид Роден Бакстон предположил, что он «достоин… гораздо большей славы, которая его окружает». [96] Х.Ф.Б. Линч описал его как «памятник высочайших художественных достоинств, обозначающий уровень культуры, который намного опережал современные стандарты Запада». [97] Йозеф Стржиговский утверждал, что собор является самым ценным достижением армянской архитектуры с европейской точки зрения. [98] Дэвид Маршалл Лэнг писал, что методы строительства собора «намного опережают современную англосаксонскую и нормандскую архитектуру Западной Европы». [99]

Ричард Фене Спирс писал в XI века Британской энциклопедии (1911):

Самый важный пример армянского стиля находится в соборе в Ани, столице Армении, датируемом 1010 годом нашей эры. В этой церкви обнаружены остроконечные арки и спаренные опоры , обладающие всеми характеристиками законченного стиля остроконечных арок, который , как отмечает Фергюссон , «можно найти в Италии или Сицилии в 12 или 14 веке». Внешне стены украшены высокими глухими аркадами, подобными тем, что есть в соборе Пизы и других церквях того же города, построенных, вероятно, пятьдесят лет спустя. Сложная резная резьба оконных декоров и форм капота, вероятно, заимствована из декора изразцов, найденных в Персии. [40]

Имитации в армянской архитектуре

[ редактировать ]
Церковь Святого Спаса в Гюмри , построенная в 1873 году, представляет собой имитацию собора Ани.

Главная церковь монастыря Мармашен (988–1029 гг.), предположительно построенная тем же архитектором Трдатом . [100] считается миниатюрой Анийского собора. [101] Рихард Краутхаймер писал, что внешние стены как церкви Мармашена, так и собора Ани «сочленены слепыми аркадами, опирающимися на тонкие колоннеты, одиночные или парные». [83] Между ними имеются существенные структурные различия. [102] Степан Мнацаканян отметил, что сходство ограничивается внешним убранством, поскольку в планировках есть существенные различия. [103]

План церкви Святого Спаса в Гюмри , завершенный в 1873 году, основан на плане Анийского собора. [104] Однако церковь существенно больше собора и не является его точной копией. [105]

Слепые аркады на трех апсидах Армянского собора Львова , добавленные где-то до 1902 года, представляют собой «удивительно точное воспроизведение аналогичного декора» на внешних стенах собора Ани. [106]

Ассоциация с готической архитектурой

[ редактировать ]

Некоторые европейские ученые, особенно ученые Ближнего Востока , [107] предположили, что использование остроконечных арок и сгруппированных опор в соборе повлияло на развитие готической архитектуры . Теорию популяризировал Йозеф Стржиговский , который был первым европейцем, тщательно изучившим армянскую архитектуру и поместившим Армению в центр европейской архитектуры. [108] Стржиговский писал в « Происхождении христианского церковного искусства» (1920): «Приятно видеть в церкви, построенной ранее 1000 г. н.э., строителя, придворного архитектора Трдата, который так логично и так успешно переносит армянское искусство от « романского » к «Готика». [109] [107] До него эту точку зрения предлагали несколько других, в том числе Х.Ф.Б. Линч (1901), Уильям Летаби (1912) и другие. [110] Линч предположил, что собор имеет «многие характеристики готического стиля, восточное происхождение которых подтверждается». [97] Летаби нашел собор «странно западным». [111] [107] Исследуя возможное влияние кавказской архитектуры на Западе, Дэвид Роден Бакстон писал о соборе Ани в 1937 году: [96]

... внутри он напоминает готический собор, какой Западная Европа могла бы видеть два столетия спустя. Пары сгруппированных колонн поддерживают высокий заостренный свод, а по обе стороны находятся нефы с узкими заостренными арками, как в стиле «раннего английского» . Это, несомненно, яркий пример параллельной эволюции, даже если отбросить всякую идею о связи с готикой.

Сесил Стюарт отметил, что наиболее интересными особенностями собора являются его «заостренные арки и своды, а также скопление или соединение колонн в готической манере». [112] По мнению Дэвида Талбота Райса, собор «удивительно готичен во всех деталях». [35] Дэвид Маршалл Лэнг утверждал, что появление остроконечных арок и сгруппированных опор «считается одним из отличительных признаков зрелой готической архитектуры». [99] Кристина Маранчи утверждает, что собор с его «профилированными опорами и арками… своей линейной элегантностью предвосхищает готические стили таких зданий, как Нотр-Дам ». [113]

Рубен Поль Адалян писал: «Интерьер с его заостренными арками и сгруппированными опорами, поднимающимися к ребристым потолочным сводам, включал в себя новшества, параллели которых появятся в готической архитектуре Западной Европы столетие спустя». [9] Теория нашла поддержку среди армянских историков архитектуры, таких как Торос Тораманян , [25] Марутийский тиран , [114] Мурад Асратян . [час] Гипотетическое влияние на готику также было отмечено Всемирным фондом памятников. [72] и Посольский фонд по сохранению культурного наследия . [71]

Критика и ответ

Историк искусства Сирарпи Дер Нерсесян отвергла постулируемый «протоготический» характер стрельчатых арок собора Ани, которые, как она утверждала, «не выполняют ту же функцию поддержки свода». [115] Хотя Адриан Стоукс видел в соборе «некоторый баланс между стенной архитектурой и будущей линейной готикой», он не нашел «чувства массы и пространства, которое захватывает его в Римини или во дворе Кватро Ченто Лучано Лаураны во дворце Урбино». " [107] Сайт Virtual Ani пишет, что «нет никаких доказательств того, что существовала связь между армянской архитектурой и развитием готического стиля в Западной Европе». [43] Люси Дер Мануэлян утверждает, что существуют документальные свидетельства присутствия армян в Западной Европе в средние века, которые могли донести эту информацию на Запад. [116]

Символизм и значение для армян

[ редактировать ]
Собор на армянской марке 2002 года.
Уличное искусство в Ереване с изображением собора

В 1989 году в США при поддержке Восточного Прелатства Армянской Апостольской Церкви Америки прошла серия мероприятий под названием «Слава Ани», посвященных тысячелетию Анийского собора. состоялся симпозиум . в Нью-Йоркском историческом обществе 21 октября 1989 года [117] [118]

В предполагаемой Армении он был изображен на марке 2002 года, а в 2011 году - на не бывшей в обращении серебряной памятной монете, выпущенной Центральным банком Армении, посвященной Ани. [119]

выпуск студентов-историков ЕГУ . В июне 2011 года в соборе состоялся [120] С тех пор в соборе прошли церемонии вручения дипломов некоторых факультетов ЕГУ. [121] Режиссер народного танца Гагик Гиносян и его жена вместе со своими друзьями устроили в соборе венчание. [121] В сентябре 2011 года сотрудники Ширакского научно-исследовательского центра арменологии Национальной академии наук Армении совершили паломничество в собор, где провели научные чтения по истории Ани. [122]

В турецкой политике

[ редактировать ]

Президент Турции Абдуллах Гюль посетил собор 23 июля 2008 года во время своего визита в Ани. [123]

2010 Мусульманская молитва

[ редактировать ]

1 октября 2010 года (ПНД) совершили мусульманскую молитву в соборе члены и сторонники крайне правой Партии националистического движения . Формальным событием было празднование завоевания Ани сельджуками в 1064 году, но многие восприняли это как националистическую месть за христианскую мессу — первую после Геноцида армян 1915 года — в соборе Ахтамар на озере Ван 19 сентября. [124] [57] [125] около двух тысяч человек, в том числе высокопоставленные члены ПНД, в том числе лидер партии Девлет Бахчели . В молитве приняли участие [53] Толпа размахивала турецкими флагами и скандировала «Аллаху Акбар», прежде чем произнести молитвы в соборе и вокруг него. Их сопровождал военный марширующий оркестр в османском стиле . [19] [58] Молитва была санкционирована Министерством культуры Турции . [57] В нем приняли участие верующие из Азербайджана, и его транслировали в прямом эфире три азербайджанских телеканала. [126]

Молитву широко осуждали за ее политический характер. Депутат от правящей ПСР назвал это незаконным «политическим шоу», связанным с ахтамарской мессой. [52] а историк искусства Хегнар Ватенпо описал это событие как пример «политического сценического мастерства». [125] По словам Ариса Налджи из турецко-армянской ежедневной газеты «Акос», оно «было адресовано туркам, а не армянам». [127] Согласно комментарию, подготовленному Банком экономических исследований Yapı Kredi , «большинству турок эта сцена показалась неловкой». [128] Обозреватель Hürriyet Daily News Юсуф Канлы назвал это «попыткой [Бахчели] добиться и вернуть потерянные голоса националистов-консерваторов». [129] Турецко-армянский журналист Маркар Есаян написал в Тарафе, что то, что сделал Бахчели в Ани, было «фактически эксплуатацией религии ». [130]

Армянская Апостольская церковь обвинила турецкие власти в «уничтожении армянских памятников и присвоении исторических армянских святынь и культурных ценностей». [131] [132] [133] Ученый-архитектор Самвел Карапетян саркастически прокомментировал: «Теперь у нас есть повод для радости. На протяжении веков наши церкви оскверняли и превращали в туалеты, а сейчас в них только совершают намаз [ sic ]». [58]

Инцидент 2020 года

[ редактировать ]

В феврале 2020 года в сети появилось видео, на котором женщина пела музыку мейхане на балке собора, а Первин Эрсой, жена Мехмета Эрсоя , министра культуры и туризма Турции, стояла в толпе и аплодировала. [134] [135] [136]

Исторические и художественные изображения
Примечания
  1. ^ Jump up to: а б с Торос Тораманян , [49] Тадевос Акопян , [86] и Артак Гулян [1] дайте 34,3 на 21,9 метра (113 на 72 фута). Мурад Асратян дает размеры 34,3 на 24,7 метра (113 на 81 фут). [8]
    По словам Акопяна, внутренние размеры собора имеют следующие размеры: 32 на 19,7 метра (105 на 65 футов). [86]
  2. ^ Катогике — термин, используемый для обозначения нескольких крупных соборов, таких как Эчмиадзинский собор , материнская церковь Армении. [6] Малахия Орманян определил «катохике» как « собор » и написал, что это слово использовалось специально для Эчмиадзина. В современном армянском языке слово «катогике» также используется для обозначения католической церкви . Оно происходит от древнегреческого слова καθολικός katholikos , что означает «универсальный». Собор был назван так, чтобы описать «универсальность» Церкви . [7]
  3. ^ Меньшее сооружение справа — мавзолей, посвященный девам Рипсимеям.
  4. ^ Фетхие Джами по-разному переводится как «мечеть победы». [43] [55] «завоевать мечеть», [56] или «мечеть завоевания». [57]
  5. ^ "слияние базилики и центрального плана" [33] «По своей форме собор представляет собой базилику центральной планировки.»; «Кристина Маранчи проанализировала, как собор в Ани обновляет тип купольной базилики…» [19] "..купольные базилики типа Анийского собора..." [82]
  6. ^ Высота 24 м (79 футов) до основания купола. [2]
  7. ^ "бесспорно один из шедевров армянской архитектуры" [36]
    «шедевр армянской средневековой архитектуры» [72]
    «один из шедевров армянской архитектуры» [63]
    «Он по праву считается одним из шедевров армянской архитектуры» [93]
  8. ^ Такое решение интерьера церкви, особенно членение фасадов, подобное линиям, в XII-XIV вв. стал Арм. Типичные черты готической архитектуры сформировались и распространились в Европе. Английский: Эти элементы, особенно аркбутан ( дуга-бутан ) в виде нервов, были общей чертой готической архитектуры, зародившейся и распространившейся в Западной Европе в XIII-XIV веках. [8]
Ссылки
  1. ^ Jump up to: а б с Гулян, Артак (2005). « 1000-летняя тайна собора Ани (1001-2001)» (Тысячелетняя тайна собора Ани) , в: Памятник [Хушардзан], вып. 3, изд. Акоп Симонян, г. Ереван, с. 31 «Собор Ани отличается от церквей той эпохи своими абсолютными размерами /21,9 X 34,3 м/ и куполом высотой около 38 м...»
  2. ^ Jump up to: а б Истмонд 2017 , с. 130.
  3. ^ «Ани Тарихи Кенти (Карс)» . kulturvarliklari.gov.tr ​​(на турецком языке). Министерство культуры и туризма Турции , Главное управление культурных ценностей и музеев. Архивировано из оригинала 18 марта 2016 г. Ани Катедрали (Фетхие-Джами)
  4. ^ Jump up to: а б Петросян, Саргис; Петросян, Лусине (2014). «Ани и Оронтиды Армении» . Научные статьи (на армянском языке) (14). Ширакский центр арменологии - Национальная академия наук Армении. 27. О поклонении Святой Богородице в Ани говорит тот факт, что ей посвящено самое высокое здание города – Кафедральный собор (Католическая церковь).
  5. ^ Авагян 1979 , с. 70.
  6. ^ Матевосян, Карен (2009). «Страницы истории Аруха и Талина [Истории Аруха и Талина]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 65 (1). 52. Архивировано из оригинала 2 августа 2020 г. Проверено 14 июля 2016 г. Название «католическая», данное церквям, имеет два значения: купольное и главное. Так назывались Эчмиадзинский кафедральный собор, Двинская католикосарская церковь, а позже и Анийский собор.
  7. ^ «Праздник собора Святого Эчмиадзина» (на армянском языке). Араратская Патриаршая епархия. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Асратян 2002 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Адалян, Рубен Поль (2010). Исторический словарь Армении . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 81. ИСБН  978-0-8108-7450-3 .
  10. ^ Jump up to: а б с д Сагсёз, Онур (31 октября 2008 г.). «Просьба Ани в Армению» . Хюрриет (на турецком языке). Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
  11. ^ Матевосян 2008 , с. 5.
  12. ^ Jump up to: а б Ипек, Али (2009). «Отношение султана Алп Арслана к армянам Ани» . Экев Академическое обозрение (на турецком языке). 13 (39): 371–380. ISSN   1301-6229 .
  13. ^ Jump up to: а б «Бююк Катедраль (Фетхие Ками) – Карс» . kulturportali.gov.tr ​​(на турецком языке). Министерство культуры и туризма Турции .
  14. ^ Jump up to: а б Эрзенеоглу, Абдулкадир (26 апреля 2012 г.). «Руины Ани сегодня малоизвестны» (на английском языке). Информационное агентство Джихан . ...Великий собор, а именно мечеть Фетхие, строительство которого было завершено в 1001 году... [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ [12] [13] [14]
  16. ^ Паносян, Размик (2006). Армяне: от царей и священников к купцам и комиссарам . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 60 . ISBN  9780231139267 .
  17. ^ Паяслян 2007 , с. 66.
  18. ^ Хаджикян, Агоп Джек ; Басмаджян, Габриэль; Франчук, Эдвард С.; Узунян, Нурхан (2002). Наследие армянской литературы: с шестого по восемнадцатый век . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 183. ИСБН  978-0-8143-3023-4 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и Уотенпо 2014b , с. 465.
  20. ^ Jump up to: а б Маранчи 2003 , с. 304.
  21. ^ Пильц, Элизабет (2007). От Константина Великого до Кандинского: исследования византийского и поствизантийского искусства и архитектуры . Археопресс . п. 24. ISBN  978-1-4073-0104-4 . Купольный собор в Ани был возведен знаменитым архитектором Трдатом, отремонтировавшим обрушившийся купол собора Святой Софии в Константинополе, и был заказан царем Смбатом II незадолго до его смерти в 989 году для правления его преемника царя Гагика I.
  22. ^ Jump up to: а б Маранчи 2003 , с. 299.
  23. ^ Jump up to: а б Маранчи 2003 , с. 294.
  24. ^ Асратян 2011 , с. 13.
  25. ^ Jump up to: а б с «Анийский собор [Анийский собор]». Советско-армянская энциклопедия, том I (на армянском языке). 1974. с. 413 .
  26. ^ Jump up to: а б «Исторический город Ани» . ЮНЕСКО . Архивировано 2012. 12 июля 2016 года. Кафедральный собор Ани — одно из самых важных зданий на этом месте. По заказу армянского царя Смбата Багратуни II в 989 году он был завершен женой его преемницы, царицей Катраниде, к 1001 году. Его архитектор Трдат также участвовал в ремонте купола собора Святой Софии в Константинополе.
  27. ^ [8] [25] [26]
  28. ^ Jump up to: а б с Матевосян 2008 , с. 11.
  29. ^ Jump up to: а б с д Арутюнян 1992 , с. 232.
  30. ^ [28] [29]
  31. ^ Акопян 1988 , с. 117.
  32. ^ Jump up to: а б Чинг, Фрэнсис ДК ; Ярзомбек, Марк М .; Пракаш, Викрамадитья (2010). Глобальная история архитектуры . Джон Уайли и сыновья . п. 355 . ISBN  978-1-118-00739-6 .
  33. ^ Jump up to: а б Куймджян, Дикран . «Анийский собор» . Программа арменоведения Калифорнийский государственный университет, Фресно . Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года.
  34. ^ Kazaryan, A.; Mikhaylov, P. (3 March 2009). "Ани [Ani]" . Orthodox Encyclopedia Volume II (in Russian). Russian Orthodox Church . pp. 433–434. Кафедральный собор А. (989–1001, наос 22´ 34 м, зодчий Трдат), 4-столпный крестово-купольный храм, построен при католикосе Хачике I Аршаруни.
  35. ^ Jump up to: а б Талбот Райс, Дэвид (1972). Оценка византийского искусства . Издательство Оксфордского университета. п. 179 . ISBN  978-0-19-211922-3 . Интерьер Анийского собора, продольного каменного здания с остроконечными сводами и центральным куполом, построенного около 1001 года, поразительно готичен во всех деталях, и можно привести множество других столь же близких параллелей.
  36. ^ Jump up to: а б Гасапян, Гурген; Таснапетян, Грач (1972). Памятники армянской архитектуры . Бейрут: Хамазкаин . п. х. ОСЛК   678007 . Анийский собор, построенный им в 1001 году, бесспорно является одним из шедевров армянской архитектуры.
  37. ^ Стоун, Нира; Стоун, Майкл Э. (2007). Армяне: искусство, культура и религия . Библиотека Честера Битти . п. 48. ИСБН  978-1-904832-37-9 . Собор в Ани был завершен в 1001 году нашей эры.
  38. ^ Эванс, Хелен К. (1997). «Армяне» . В Эвансе, Хелен С.; Уиксом, Уильям Д. (ред.). Слава Византии: искусство и культура средневизантийской эпохи, 843–1261 гг. н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей . п. 352 . ISBN  978-0-87099-777-8 .
  39. ^ Хьюсен, Роберт Х. (2001). Армения: Исторический атлас . Издательство Чикагского университета. п. 114. ИСБН  978-0-226-33228-4 .
  40. ^ Jump up to: а б Спирс, Ричард Фене (1911). «Архитектура» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 391.
  41. ^ 1001 [23] [31] [29] [32] [33] [34] [26] [35] [36] [37] [38] или 1010 [39] [40]
  42. ^ Авагян 1979 , стр. 70–71.
  43. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Собор Ани» . virtualani.org . Виртуальная Ани. Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 года.
  44. ^ Jump up to: а б Матевосян, Рафаэль (1978). «Ани как королевская резиденция и столица » Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (5). 93–94. Архивировано из оригинала 13 декабря 2022 г.
  45. ^ Матевосян, Карен (2002). «Анийский католикосат» (на армянском языке). ЕГУ Институт арменоведения . Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
  46. ^ «Иерархические Видения – Места» . www.armenianchurch.org . Первопрестольный Святой Эчмиадзин . Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 года.
  47. ^ Стржиговский 1918 , стр. 187 .
  48. ^ Любке, Вильгельм (1881). Кук, Кларенс (ред.). Очерки истории искусства, том I. Нью-Йорк: Додд, Мид и компания. п. 440 .
  49. ^ Jump up to: а б Стржиговский 1918 , стр. 185.
  50. ^ Паяслян 2007 , с. 73.
  51. ^ Уотенпау 2014b , с. 466.
  52. ^ Jump up to: а б «Турция одобрила мусульманское молебен в Армянской церкви» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 1 октября 2010 г.
  53. ^ Jump up to: а б Ярдимчель, Мукаддер; Озонур, Нурсима; Терджанлы, Кюршат (1 октября 2010 г.). «Бахчели и 2 тысячи членов ПНД молились в Ани» . Радикальный (на турецком языке).
  54. ^ [10] [13] [14] [53]
  55. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Верити (2007). Турция . Одинокая планета . п. 582 . ISBN  978-1-74104-556-7 . ...собор, переименованный завоевателями-сельджуками в Фетхие-Джами (Мечеть Победы), является самым большим и впечатляющим из зданий.
  56. ^ Озюкан, Бюлент [на турецком языке] (2003). «Собор Богородицы». Türkiye'nin kutsal mekanları [Святые места Турции] . Бойют Яин. После захвата Ани Алпарсланом в 1064 году она была преобразована в мечеть и стала называться Мечеть Фетхие (Завоевание).
  57. ^ Jump up to: а б с «Националистическая партия Турции проводит пятничную молитву у руин Ани» . Хюрриет Дейли Ньюс . 1 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г. {{cite news}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) ( версия PDF )
  58. ^ Jump up to: а б с Даниелян, Эмиль (8 октября 2010 г.). «Митинг турецких националистов в церкви возмутил армян» . Евразийский ежедневный монитор . Том. 7, нет. 182. Фонд Джеймстауна . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 г.
  59. ^ Погосян преп. о. Матеос (2009). «Монастырь Хариджа на протяжении веков» . Эчмиадзин (на армянском языке). 65 (3). 66. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г. Проверено 14 июля 2016 г.
  60. ^ Сондерс, Джей-Джей (1971). История монгольских завоеваний . Издательство Пенсильванского университета . п. 71 .
  61. ^ Уотенпау 2014b , с. 464.
  62. ^ Акопян 1988 , с. 119.
  63. ^ Jump up to: а б Барсегян, Лаврентий (2003). «Еще раз об организации международного историко-археологического заповедника в Ани-Ереруйке» . Вопросы истории и историографии Геноцида армян (на армянском языке) (8). 7. Архивировано из оригинала 13 декабря 2022 г.
  64. ^ «Каменные карьеры угрожают руинам Ани в Карсе» . Хюрриет Дейли Ньюс . 7 октября 2001 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 г. Проверено 14 июля 2016 г. {{cite news}}: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) ( версия PDF )
  65. ^ Заман, Амберин (30 августа 2001 г.). «Когда рушится редкий собор, две соперничающие нации указывают пальцами» . Лос-Анджелес Таймс .
  66. ^ Карапетян, Самвел (20 октября 2012 г.). «Мы внесли свой вклад в разрушение Ани» (на армянском языке). Самвел Карапетян на YouTube. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г.
  67. ^ Зифлиоглу, Верджихан (14 апреля 2009 г.). «Построение диалога на старых руинах Ани» . Хюрриет . Архивировано из оригинала 12 июля 2016 года.
  68. ^ «Ущерб, нанесенный Ани в период с 2006 по 2007 год: те, кто охраняет Ани, уничтожают Ани» . virtualani.org . ВиртуалАни. Архивировано из оригинала 8 января 2022 года.
  69. ^ Jump up to: а б Браун, Мэтью Хэй; Хаджаоглу, Селкан (4 мая 2011 г.). «Жестом Турция сохраняет армянские церкви» . Балтимор Сан . через Ассошиэйтед Пресс . ( PDF-версия )
  70. ^ Jump up to: а б «Турция в качестве жеста обновляет армянские памятники» . Hurriyet Daily News . через Ассошиэйтед Пресс . 5 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2016 г.
  71. ^ Jump up to: а б «Турция: сохранение наследия затерянного города» . usembassy.gov . Посольский фонд сохранения культурного наследия . 19 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2016 г.
  72. ^ Jump up to: а б с «Анийский собор» . Всемирный фонд памятников . Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 года.
  73. ^ «Культурный жест: Турция намерена восстановить собор в древнем армянском городе Ани» . АрменияСейчас . 6 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 8 января 2017 г.
  74. ^ «Министерство культуры Армении: Турция пускает пыль в глаза миру, говоря об Ани [Министерство культуры Армении: Турция пускает пыль в глаза миру, говоря об Ани]» . mediamax.am (на армянском языке). 7 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
  75. ^ Амбарцумян, Асмик (21 мая 2011 г.). "Будут ли армянские специалисты участвовать в реконструкции собора Ани? - уточняет директор Anadolu Kultur " . panorama.am (на армянском языке). Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 года.
  76. ^ Сари, Лора (28 марта 2014 г.). «Ани замана дирениёр» . Агос (на турецком языке). Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 года.
  77. ^ «Пять объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКОПРЕСС . ЮНЕСКО . 15 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
  78. ^ «Ани внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО» . Армянский еженедельник . 15 июля 2016 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
  79. ^ «Большой собор» в Ани будет восстановлен» (на английском языке). Агентство Анадолу . 14 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 9 апреля 2020 г.
  80. ^ «Средневековый собор Ани на востоке Турции пойдет на реконструкцию» . Ежедневный Сабах . 15 апреля 2018 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 г.
  81. ^ «Анийский собор» . wmf.org . Всемирный фонд памятников . Март 2021 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2021 г.
  82. ^ Уортон, Элисон (2015). Архитекторы Османского Константинополя: семья Бальян и история османской архитектуры . ИБ Таурис . п. 62 . ISBN  978-1-78076-852-6 .
  83. ^ Jump up to: а б Краутхаймер, Ричард (1965). Раннехристианская и византийская архитектура . Книги о пингвинах . п. 234.
  84. ^ Маранчи 2003 , с. 301.
  85. ^ Jump up to: а б Дер Нерсесян, Сирарпи (1945). Армения и Византийская империя . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 73–75 .
  86. ^ Jump up to: а б с д Акопян 1988 , с. 118.
  87. ^ Балакян 2018 , с. 35.
  88. ^ Истмонд 2017 , с. 129.
  89. ^ Маранчи 2003 , стр. 302, 304.
  90. ^ Маранчи 1998 , с. 34.
  91. ^ Линч 1901 , с. 371.
  92. ^ Виллари, Луиджи (1906). Огнем и мечом на Кавказе . Лондон: Т. Фишер Анвин . п. 302–303 .
  93. ^ Арутюнян 1992 , с. 233.
  94. ^ Кинзер, Стивен (8 октября 2000 г.). «Скрытая империя в Турции» . Нью-Йорк Таймс .
  95. ^ Казарян, Армен (2017). «Классическое» направление армянской архитектурной школы Ани: греко-римская модель и трансформация средневекового искусства». В Торлоне — Зара Мартиросова; Мунтяну, Дана ЛаКурс; Датч, Дорота (ред.). Справочник по классической рецепции в Восточной и Центральной Европе . Джон Уайли и сыновья. п. 533 . ISBN  978-1-118-83271-4 .
  96. ^ Jump up to: а б Бакстон, Дэвид Роден (1937). Русская средневековая архитектура с учетом закавказских стилей и их влияния на Западе . Издательство Кембриджского университета . стр. 90–91 .
  97. ^ Jump up to: а б Линч 1901 , с. 372–373.
  98. ^ Марутян, Тиран [на армянском языке] (1990). «Когда был построен Анийский собор?». Армянское обозрение . 43 (3): 96.
  99. ^ Jump up to: а б Ланг, Дэвид Маршалл (1980) [1970]. Армения: колыбель цивилизации . Лондон: Аллен и Анвин . п. 223.
  100. ^ «Монастырь Мармашен» . hushardzan.am . Министерство культуры Армении. Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года. Предполагается, что церковь построил архитектор Трдат.
  101. ^ Конвей, Мартин (19 февраля 1916 г.). «Церкви северной Армении» . Деревенская жизнь . 39 :247. ...разрушенный Мармашенский женский монастырь в окрестностях Александрополя. ... Церковь (988–1029 гг.) представляет собой миниатюру Анийского собора, но с обычным в те времена многоглавым куполом.
  102. ^ Армен, Гарбис (1992). Архитектура выживания . п. 54. ОСЛК   30076050 .
  103. ^ Баласанян, Айк (2008). «Архитектурный комплекс Мармашена и его надписи» . Эчмиадзин (на армянском языке). 64 (6–7). 122. Архивировано из оригинала 05 февраля 2017 г. Проверено 4 февраля 2017 г.
  104. ^ «Гюмри 12: Площадь Свободы: Сурб Маир Аствацацин (Ёт Верк), Сурб Аменапркич» . www.armenianheritage.org . Проект по повышению осведомленности о памятниках Армении. Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года. Аменапркичский собор. Построенный между 1850-ми и 1870-ми годами, собор основан на соборе Ани X века... {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  105. ^ «Св. Всех Спасителей» . гюмри.am . Муниципалитет Гюмри. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 14 июля 2016 г. По плану церковь напоминает Анийский материнский собор; однако это не точная копия. Св. Всех Спасителей гораздо больше, выше и имеет более богатые орнаменты.
  106. ^ Воланска, Иоанна (2010). «Проекты Юзефа Мехоффера Армянского собора во Львове (1907–1913): обстоятельства, источники вдохновения и исполнения». Artibus et Historiae . 31 (62): 189–231. JSTOR   25822481 .
  107. ^ Jump up to: а б с д Кайт, Стивен (сентябрь 2003 г.). « « Юг противостоит Востоку и Северу »: Адриан Стоукс и Йозеф Стржиговский. Исследование эстетики и историографии ориентализма». История искусств . 26 (4): 505–533. дои : 10.1111/j.0141-6790.2003.02604002.x .
  108. ^ Бакстон, Дэвид Роден (1975). Русская средневековая архитектура с учетом закавказских стилей и их влияния на Западе . Нью-Йорк: Книги по искусству хакера. ISBN  978-0-87817-005-0 . Перепечатка изд. 1934 г. опубликовано издательством Кембриджского университета , стр. 74, 98.
  109. ^ Стржиговский 1923 , стр. 72–73 .
  110. ^ Jump up to: а б Браун, Эдит А. (1912). Раннехристианская и византийская архитектура . Лондон: A&C Black . п. 114 .
  111. ^ Летаби, Уильям (1912). Средневековое искусство: от мира церкви до кануна Возрождения, 312–1350 гг . Лондон: Дакворт . п. 78 .
  112. ^ Стюарт, Сесил (1959). История архитектурного развития: раннехристианская, византийская и романская архитектура . Лонгман . п. 80.
  113. ^ Смитон, Робин (16 июля 2019 г.). «Возвращение к жизни таких достопримечательностей, как Нотр-Дам» . Тафтс сейчас . Университет Тафтса . Архивировано из оригинала 14 июля 2021 года.
  114. ^ Марутян, Тиран [на армянском языке] (1997). «Готика или армяно-готическая архитектура?» Гарун ( на армянском языке) (7): 54-56 ( PDF-версия ) .
  115. ^ Дер Нерсесян, Армянское искусство , 1977, с. 101, цит. Гарсоян, Нина Г. (2015). «Сирарпи Дер Нерсесян (1896–1989)». В Дамико, Хелен (ред.). Средневековая наука: биографические исследования по формированию дисциплины: религия и искусство . Рутледж. п. 300 . ISBN  978-1-317-77636-9 .
  116. ^ Дер Мануэлян, Люси (2001). «Ани: легендарная столица Армении». В Коу, С. Питер (ред.). Ани: Всемирное архитектурное наследие средневековой столицы Армении . Петерс: Левен Стерлинг. п. 7. ISBN  978-90-429-1038-6 .
  117. ^ Уотенпау 2014a , с. 551.
  118. ^ Зариан, АК (1990). «Конгресс, посвященный 1000-летию основания Храма Матери Ани в Нью-Йорке » Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (7). 91–94.
  119. ^ «2011 – 1050 лет со дня основания Ани» . Центральный банк Армении . Архивировано из оригинала 10 декабря 2023 года.
  120. ^ "Армянские историки получили дипломы в кафедральном соборе Ани в Турции" (in Russian). REGNUM News Agency . 29 June 2011. Archived from the original on 8 April 2020.
  121. ^ Jump up to: а б «Говорящие памятники: Анийский собор [Говорящие памятники: Анийский собор]» (на армянском языке). Общественное телевидение Армении . 8 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2021 г. ( сопроводительная статья )
  122. ^ Редакционная коллегия. «Научные чтения в Анийском соборе [Научные чтения в Анийском соборе]» . Научные статьи (на армянском языке) (14). Ширакский центр арменологии Национальной академии наук Армении. 171–175.
  123. ^ Акопян, Татул (21 июня 2015 г.). «Абдуллах Гюль в двух столицах царства Багратидов: фото дня [Абдуллах Гюль в двух столицах Багратидов]» (на армянском языке). Армянский исследовательский центр АНИ. Архивировано из оригинала 26 октября 2017 года.
  124. ^ «Турецкие националисты митингуют у армянской святыни Ани» . Новости Би-би-си . 1 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 г. Проверено 21 июня 2018 г. {{cite news}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) ()
  125. ^ Jump up to: а б Уотенпо 2014a , с. 544–545.
  126. ^ «Молятся в Ани [Намаз в Ани]» . «Армян Таймс» (на армянском языке). 1 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 21 августа 2016 г.
  127. ^ «Турецкие националисты молятся в древнем армянском соборе» . Армянская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 2 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2020 г.
  128. ^ «Общий взгляд» . Еженедельный макрокомментарий по Турции . Банк Yapı Kredi , Отдел стратегического планирования и исследований. 11 октября 2010 г. стр. 2–3. Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 14 июля 2016 г.
  129. ^ Канлы, Юсуф (1 октября 2010 г.). «На пути к двухпартийной президентской Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . Архивировано из оригинала 7 августа 2016 года.
  130. ^ Есаян, Маркар (14 октября 2010 г.). «Религия и политика на турецкой политической арене» . Тараф .
  131. ^ «Армянская церковь возмущена турецкой националистической молитвой» . azatutyun.am . Радио Свобода . 2 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 29 августа 2019 г.
  132. ^ «Первопрестольный Св. Эчмиадзин: «Намаз в Анийском соборе является политической провокацией и не имеет ничего общего с духовно-благочестивыми чувствами» ( на армянском языке). Арменпресс . 2 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 г.
  133. ^ «Объявление [Объявление]» . Эчмиадзин (на армянском языке). 66 (10). 5. 2010 г. Архивировано из оригинала 06 декабря 2022 г.
  134. ^ Яркадаш, Барыш (8 февраля 2020 г.). «Забавное оправдание жены министра ПСР: «Мы проверяли акустику церкви» » . Ютуб . Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г.
  135. ^ «Безобразный поступок жены турецкого министра в соборе Ани: Эрменихабер» . Аравот (на армянском языке). (через Эрменихабера). 10 февраля 2020 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2020 г.
  136. ^ Фишман, Луи (7 февраля 2020 г.). «Я ошибочно принял кого-то за жену министра туризма Турции, и это не она пела на сцене заброшенной армянской церкви. Она была в зале и аплодировала» . Твиттер . Архивировано из оригинала 8 февраля 2020 года . Проверено 19 февраля 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  137. ^ Линч 1901 , с. 370.
  138. ^ «Собор Пресвятой Богородицы Ани (1900 г.)» (на армянском языке). Национальная галерея Армении . Архивировано из оригинала 11 июля 2016 г. Проверено 14 июля 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) ()

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5c49ed66f678f098f777963071654487__1721854260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/87/5c49ed66f678f098f777963071654487.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cathedral of Ani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)