Akhtala Monastery
Ахтала Ванк, Пгиндзаванк Монастырь Ахтала, Пхиндзаванлк | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Армянская Апостольская Церковь |
Расположение | |
Расположение | ![]() |
Географические координаты | 41 ° 09'02 "N 44 ° 45'50" E / 41,150578 ° N 44,763919 ° E |
Архитектура | |
Тип | Монастырь , Церковь , Крепость |
Стиль | Армянский |
Завершенный | 10 век. |

Ахтала ( арм . Ахталай ванк ), также известный как Пгиндзаванк ( арм . Пргндзаванк , что означает монастырь Коппермайн ) — армянский апостольский монастырь 10-го века, расположенный в городе Ахтала в марзе Лори , в 185 километрах (115 миль) к северу от Еревана. и в 87 км к югу от Тбилиси. В настоящее время монастырь недействующий. [ 1 ] Крепость сыграла важную роль в защите северо-западных районов Армении ( Гугарк ) и является одной из наиболее хорошо сохранившихся в современной Армении. [ 2 ] Главная церковь комплекса известна своими высокохудожественными фресками, покрывающими внутренние стены, перегородки и опоры здания. Фрески монастыря Ахтала в армяно- халкидонском стиле были выполнены по заказу закаридского правителя Иване I Закаряна в 1205-1216 годах. [ 3 ]
Современное название Ахтала впервые зафиксировано в царском указе 1438 года. Считается, что этимология названия Ахтала имеет тюркское происхождение и означает «белая поляна» . [ 4 ] Первоначальное армянское название поселка, где построен монастырь, — Пгиндзаанк, что означает медный рудник . [ 4 ]
Крепость
[ редактировать ]
Между 1887 и 1889 годами французский археолог Жак де Морган обнаружил возле Ахталы 576 прямоугольных каменных гробниц , а также предметы культуры из глины, бронзы и железа, относящиеся к VIII веку до нашей эры. [ 2 ] [ 5 ] Поселение современной Ахталы в V веке было известно как Агарак. [ 2 ] [ 4 ] Крепость почти наверняка была построена на фундаменте бронзового и железного веков. [ 2 ] Он был построен в конце Х века Кюрикидами, эта ветвь Багратунов происходила от Гургена (имя произносилось Кюрикэ на местном диалекте Гугарка). Он был сыном покровителей монастырей Санаин и Ахпат , расположенных недалеко от Ахталы, царя Ашота III Милостивого и царицы Хосровануш. Братьями Гургена были царь Смбат II Завоеватель и Гагик I Багратуни , при которых Армянское царство Багратуни достигло пика своего расцвета. [ 6 ]
Ашот III основал Королевство Лори (Царство Ташир-Дзорагет) в Гугарке по стратегическим причинам и возвел на трон Гургена в 982 году. [ 7 ] Гурген вместе со своим братом Смбатом изображены на скульптурах покровителей как в Санаине, так и в Ахпате. Когда в результате набегов сельджуков пало Ташир-Дзорагетское царство , Кюрикиды переселились в Тавуш и Мецнаберд, но сохранили связи со своей родовой крепостью и посадом в Ахтале. Крепость была построена на возвышенном скалистом обнажении, окруженном с трех сторон глубокими каньонами, образующими естественную защиту. [ 8 ] Несколько доступные части между скалами укреплены башнями и стенами. Единственный вход на территорию комплекса находится с северной стороны, защищенный колокольчатыми башнями и стенами. Стены и башни крепости построены из голубоватого базальта и известкового раствора. К концу XII века Кюрикиды постепенно потеряли свое влияние под властью Сельджуков.
Монашеская жизнь в Ахтале возродилась, когда закаряне, возглавлявшие объединенные грузино-армянские силы, освободили большую часть Армении . [ 4 ] Историки XIII века Киракос Гандзакеци и Вардан Аревелци. [ 9 ] Эту местность назвали Пгндзаанк (медный рудник) из-за богатых месторождений меди в окрестностях. Гандзакеци пишет следующее: « Иване , брат Закаре , также умер [в том же году] и был похоронен в Пгндзаханке возле церкви, которую он сам построил, отобрав ее у армян и превратив в грузинский монастырь». [ 10 ]
Пгндзаанк стал собственностью Иване Закаряна в 1180-х годах. Хотя брат Иване Закаре был армянским апостолом, Иване принял грузинское православие в грузинском дворе . Несколько монастырей на севере Армении были обращены Закарянами-Мхаргрдзели в грузинское православие, ярким примером является монастырь Кобайр . Тем самым Иване укрепил свое положение при грузинском дворе и приобрел влияние среди халкидонских армян, населявших в основном Северную и Северо-Западную Армению. Закарцы начали терять контроль, начиная с 1220-х годов, во время катастрофических монгольских вторжений в Грузию . [ 7 ] Сын Иванэ, Аваг был вынужден признать свое подчинение монгольскому вождю Чормакану . Владычество монголов продолжалось до 1340 года, когда оно было прервано последовательными завоеваниями тюркских племен. Тюркское племя Кара Коюнлу начало нападать на Кавказ и к 1400 году взяло под свой контроль большую часть собственно Армении. [ 7 ] Их правление было прервано завоеваниями Тамерлана . Одна из скал, окружающих Ахталу, известна как Ленктемур, в честь Тамерлана, который, согласно местной традиции, похоронил под скалой одну из своих жен. [ 4 ]

С конца XVIII века монастырь обслуживал этнических греков, поселившихся в Ахтале для работы на золотых и серебряных рудниках. Около 800 греческих семей были переселены из Гюмюшане в Османской империи в Ахталу в 1763 году. [ 11 ] грузинским царем Ираклием II . [ 12 ] Греки называли монастырь «Мерамани». Греческие шахтеры оставили надписи на стенах монастыря. [ 2 ] В 19 веке Ахтала перешла во владение армянского княжеского рода Меликов . [ 4 ] В настоящее время дни паломничества в монастыре проходят 20–21 сентября. По этому случаю монастырь посещают армяне, греки и грузины. 20 сентября 2006 года монастырь посетил посол Греции Панайота Мавромихали. [ 4 ] Горно-обогатительный комбинат в Ахтале сбрасывает отходы медного рудника в яму под монастырем. Это квалифицировали как угрозу для местных жителей. [ 13 ]
Церковь Сурп Аствацацин (Святой Богородицы)
[ редактировать ]
Главным зданием монастырского комплекса является церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы). Точная дата постройки церкви неизвестна. [ 2 ] Обычно его считают комплексом 11-13 веков. [ 1 ] но нынешняя церковь построена на более раннем фундаменте. [ 4 ] Киракос Гандзакеци упоминает, что Иване Закарян был похоронен в церкви в 1227 году. Степанос Орбелян упоминает церковь в 1216 году. Современные исследователи датируют фрески внутри церкви 1205–1216 годами. Принцесса Мариам, дочь Гургена II (Кюрике II), в 1188 году сделала запись на оборотной стороне хачкара , найденного в месте под названием Айор, прилегающем к Ахтале, о строительстве церкви Пресвятой Богородицы в Ахтале. Надпись на хачкаре гласит следующее: «Я, дочь Кюрике, Мариам, воздвигла Сурп Аствацацин в Пгндзаханке, почитающие нас поминают нас в своих молитвах». [ 4 ] В 1185 году Мариам построила притвор главной церкви Ахпата. Согласно некоторым краеведам, церковь была построена в VII веке византийским императором армянского происхождения Ираклием . Другая легенда предполагает, что церковь была построена в V веке грузинским царем Вахтангом I Горгасали . Нет никаких разумных доказательств, подтверждающих обе версии. [ 4 ] Раньше в церкви находился крест, которым, согласно фольклору, крестил Иоанн Креститель Иисуса Христа. Говорят, что Васак, отец князя Проша, подарил эту реликвию Иване Мхаргрдзели, который позже продал ее за крупную сумму монастырю Нораванк в Сюнике . [ 4 ]
Церковь расположена посередине территории крепости по продольной оси. Он относится к купольным церквям базиликового типа, опоры которых соединяются с приделами апсиды. Две пары арок делили продольно вытянутый молитвенный зал на три нефа, центральный из которых (с двойными приделами) с восточной стороны заканчивается низкой ступенчатой полукруглой апсидой, а приделы заканчиваются ризницами. [ 8 ] Они характеризуются стильной иконографией, богатством тем и разнообразием цветов (где доминирует синий). Вертикальную ось здания венчал массивный купол. Заостренный купол с цилиндрическим барабаном не сохранился. Он был поврежден во время нашествия Тамерлана и полностью разрушен в 1784 году, когда аварский хан Омар вторгся в Закавказье из Дагестана . [ 4 ] В XIX веке наместник Кавказа князь Михаил Воронцов на месте первоначального купола построил полусферический деревянный купол, покрытый железными листами. Купол был отремонтирован в советские годы. [ 4 ]
Фрески Сурпа Аствацацина
[ редактировать ]Фрески являются одним из лучших изображений византийского искусства за пределами традиционных границ Византии. Большинство фресок содержат Священные Писания на грузинском и греческом языках. Фрески были написаны под патронажем атабека Иване Мхаргрдзели между 1205 и 1216 годами. Проведены параллели между фресками и армянскими миниатюрами XI века из Евангелия Муни . [ 4 ] Колорит фресок характерен для типичного византийского искусства, а тематические решения более армянские. сцены Нового и Ветхого Завета, а также различные святые, в том числе святой Григорий Просветитель . На фресках изображены [ 2 ] В куполе изображено большое изображение Пресвятой Богородицы, держащей Иисуса. Фреска сильно пострадала, сохранились лишь ее части. Ниже Пресвятой Богородицы показано Причастие, где Иисус изображен дважды, повернувшись направо и налево, делясь хлебом с апостолами . [ 14 ] изображения апостолов Петра , Иоанна Богослова , Павла и Матфея Сохранились . Под сценой Причастия изображены общехристианские святые, в том числе Папа Сильвестр , святой Иаков , сын Алфея , святой Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Просветитель , Иаков Мцбинский, Климент Римский , Григорий Чудотворец , Кирилл Александрийский и Евсевий Кесарийский . Фрески на западной стене изображают Царство Небесное . Северная стена изображает суд над Иисусом первосвященником Каиафой и римским прокуратором Понтием Пилатом . Некоторые фрески были отремонтированы в 1979 году. Фресками также покрыты арки, ниши и колонны. [ 14 ]
Другие структуры
[ редактировать ]Самым заметным сооружением после церкви Пресвятой Богородицы является прямоугольная часовня, построенная у ее западной стены. Непосредственно рядом с ней расположена оставшаяся часть фасада главного храма с коньковой крышей. Иване Мхаргрдзели и его сын Авак были похоронены внутри в 1227 году. [ 4 ] К северной стене главного храма пристроено небольшое строение с односкатной крышей. Его использовали для хранения церемониальных предметов. На северо-западной стороне монастыря отдельно от главного храма расположена единственная нефная церковь с коньковой крышей. [ 8 ] Рядом с ним располагалось еще одно не сохранившееся здание. На территории крепости разбросаны многочисленные полуразрушенные жилища и вспомогательные постройки, в том числе двухэтажное здание, предположительно служившее резиденцией стражи. [ 2 ] Традиционные сети туннелей, склепов, водоемов и винных погребов встречаются в большинстве монастырей средневековой Армении. Недалеко от монастыря можно найти другие средневековые памятники, такие как монастырь Святой Троицы, церковь Святого Георгия, весенний памятник 13 века, русскую часовню 19 века, греческую церковь, а также различные хачкары и часовни. [ 2 ]
Известные жители
[ редактировать ]Надписи на близлежащих хачкарах указывают на то, что в 1240-х годах монастырем руководил Петрех. Самым выдающимся деятелем, проживавшим в монастыре, был переводчик и писец Симон Пгндзаханк. Его дневники сохранились. Он родился в 1188 году и несколько лет был священнослужителем монастыря, переводя византийскую богословскую литературу. [ 4 ] Он сотрудничал с другим армянином халкидонской веры Минасом Сюнакятом из Трабзона . В 1227 году Симон составил том сочинений Григория Нисского . В его дневнике написано:
В 1227 году я завершил книгу епископа Григория Нисского, которая представляла собой сохранившийся старинный экземпляр, переведенный грешным и недостойным священнослужителем Симоном, жившим в Армении, близ города Лоре, в монастыре Пресвятой Богородицы Пгндзаанк. Книга была переведена во времена правления атабека Иване, основателя монастыря, дай Бог ему и его сыновьям долгих лет жизни. [ 4 ]
Симон также перевел на армянский язык «Начала богословия» Прокла Диадоха , «Фонтан мудрости» Иоанна Дамаскина , «Лестницу божественного восхождения» Иоанна Синайского , «Историю Грузии» («Картлис Цховреба») и «Греческий молитвенник». Саймон также отмечал в своих дневниках, что переводил только произведения, которые ранее не переводились на армянский язык. Выдающийся армянский кинорежиссер ХХ века Сергей Параджанов две серии своего фильма «Цвет граната» . снял в монастыре [ 4 ]
Галерея
[ редактировать ]- Akhtala Monastery
-
Северная стена. Единственный вход на территорию комплекса
-
Вид на холмы из одного из окон крепости
-
Tomb of Prince Ivan Aleksandrovich Melikov
-
Главный алтарь церкви и его фрески
-
Фрески на западной стене (слева внизу)
-
Фрески на западной стене (в центре)
-
Сильно поврежденная картина Пресвятой Богородицы, держащей Иисуса.
-
Фреска в монастыре
-
Часть восточной стены
-
Ахталинский монастырь и крепостные стены
-
Крепостная стена и Сурб Аствацацин, вид с дороги
-
Полуразрушенная крепостная стена
-
Западный и южный фасады Сурб Аствацацин.
-
Фрагмент западного фасада
-
Фрагмент западного фасада
-
Алтарь и фрески на восточной стене
-
Фрески на южной стене
-
Фрески на северной стене
-
Фрески на западной стене
-
Северная сторона северной стены. Единственный вход на территорию комплекса
-
Южная сторона северной стены
-
Глядя на ворота
-
Южная сторона северной стены
-
Крепостная стена и Сурб Аствацацин
-
Карта Ахталы (1886 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эшворт, Сьюзи; Симона Эггер; Кэмпбелл Маттинсон (2004). Грузия, Армения и Азербайджан (2-е изд.). Одинокая планета . п. 147. ИСБН 1-74059-138-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Нэй, Рик; Рафаэль Торосян; Белла Карапетян (2005). "Лорийский марз" (.PDF) . ТурАрмения Путеводитель . ТурАрмения. Архивировано (PDF) из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лидов, Алексей М. (1991). Росписи Ахталы . стр. 14–16. дои : 10.11588/цифр.27365 .
с.114: В первой главе исторические свидетельства, эпиграфические памятники и колофоны использованы для реконструкции истории Ахтаи - монастыря, перешедшего от монофизитов к халкидонитам на рубеже XIII в. При этом более четко выяснилась культурная среда, в которой возникли фрески. Особое внимание было уделено колофонам Симеона Плиндзаханкеци: эти сочинения монаха из Ахтаии первой половины XIII века раскрывают мировоззрение армян-халкидонитов. Впервые написан портрет Иване Мхаргрдзели, покровителя картин, собственная историческая судьба которого во многом определила своеобразие фресок. Наконец, сопоставление прямых и косвенных свидетельств доказало, что картины были выполнены между 1205 и 1216 годами. Эта точная датировка дает твердую отправную точку для изучения других художественных явлений того периода. (...) с.116 Эти находки подтверждают значение ахтайских мурафов для истории византийского, армянского и грузинского искусства. В целом фрески нельзя отнести к какой-либо одной художественной традиции. Их можно правильно понимать только как памятник армяно-халкидонского искусства, в котором оригинально сочетаются элементы армянской, грузинской и византийской культуры.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Тадевосян, Агаси (2007). Исторические памятники Армении: Ахтала . Ереван, Армения: Центр культурных инициатив «Вар». ISBN 978-99941-2-070-3 .
- ^ Куркджян, Ваан (1958). История Армении . Нью-Йорк: Всеобщий благотворительный фонд Армении . п. 8. АСИН B000BQMKSI .
- ^ Маклер, Ф. Армения, Царство Багратидов . Том. IV. Кембриджская древняя история. стр. 161–165.
- ^ Перейти обратно: а б с Редгейт, Энн Элизабет (2000). Армяне (Первое изд.). Массачусетс: Blackwell Publishers Inc., стр. 225–26, 258, 261 . ISBN 0-631-22037-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Khalpakhchian, O. (1980). Architectural ansambles of Armenia . Moscow: Iskusstvo Publishers. pp. 480 pages. ISBN 0-569-08690-6 .
- ^ Бедросян, Роберт. «Сборник истории Вардана Аревелци» . Архивировано из оригинала 15 июля 2007 г. Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Бедросян, Роберт. «История армян Киракоса Гянджакеци» . Архивировано из оригинала 16 июля 2007 г. Проверено 3 октября 2007 г.
- ^ Назарян, Лена (20 августа 2007 г.). «Последние оставшиеся греки Мадана» . Хетк Онлайн. Архивировано из оригинала 24 октября 2007 г. Проверено 5 октября 2007 г.
- ^ Рональд Григор, Сани (1994). Создание грузинской нации (2-е изд.). Издательство Университета Индианы . п. 56. ИСБН 0-253-20915-3 .
- ^ «Ахтала Ванк и хвостохранилище» (PDF) . Проект «Дерево Армении». Архивировано из оригинала (PDF) 5 октября 2007 г. Проверено 3 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лидов, Алексей (1991). Росписи Ахталы Москва: Издательство «Наука». стр. 100-1 129 страниц. ISBN 5-02-017569-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лидов А. , Росписи и искусство армянских халкидонитов, «История древнего и средневекового мира»
- Ахтала, Советско-армянская энциклопедия , вып. 1, Ереван, 1974 г.
- Меликсет-Бек Л., Грузинские источники об Армении и армянах, вып. 3, Ереван, 1955 г.
- Джалалян А., Котанджян Н., Монастырь Сурб Аствацацин в Ахтале, Энциклопедия «Христианская Армения», Ереван, 2002 г.
- Дурново Л., Краткая история классической армянской живописи, Ереван, 1957.
- Дурново Л., Очерк средневекового армянского искусства, Москва, 1979.
- Епископ Кирион, монастырь Ахтала, Тбилиси, 2005 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]