Вардан Аревельци
Вардан Аревельци | |
---|---|
Рожденный | в. 1198 |
Умер | 1271 |
Другие имена | Вардан Мец [1] |
Образование | Гошаванк , монастырь Хорнашат. |
Род занятий | Историк , географ , философ |
Известный | Исторический сборник |
Вардан Аревельци ( арм . Вардан Аревелци ; Вардан Востокец , ок. 1198–1271 гг . н.э. тринадцатого века ) был армянским историком , географом , философом и переводчиком . [2] Помимо основания многочисленных школ и монастырей, он также оставил после себя богатый вклад в армянскую литературу. [3] Он хорошо известен тем, что написал «Авакумн Патмуцюн» ( «Исторический сборник »), одну из первых попыток армянского историка написать историю мира.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Вардан родился в Гандзаке в 1198 году. Образование он получил в школе в Гандзаке и в монастыре Нор Гетик (позже известном как Гошаванк ), где был учеником выдающегося учёного Мхитара Гоша . Он продолжил обучение в монастыре Хорнашат в Тавуше , изучая литературу , грамматику и богословие . В Хорнашате он также выучил несколько языков, овладев ивритом , греческим , латынью и персидским языком . [3] В 1235 году Вардан стал вардапетом и применил свой опыт в образовании: он открыл школу при монастыре Св. Андрея в Кайенаберде и преподавал там с 1235 по 1239 и с 1252 по 1255 годы. В 1239 году он уехал из Армении в Иерусалим и на его обратный путь пролегал через Армянское Киликийское царство был гостем при царском дворе Хетума I. , где он Он оставался в Киликии достаточно долго, чтобы принять участие в Вселенском соборе 1243 года в столице Сисе . [3] Вардан вернулся домой в 1245 году, привезя с собой канонические законы, принятые в Сисе.
Просветительская и церковная деятельность
[ редактировать ]
Три года спустя Вардан еще раз отправился в Киликийскую Армению, на этот раз участвуя в правительственных и общественных делах королевства. Он был яростным противником того, что он считал посягательством восточно-православной византийской и католической церквей на Киликийскую Армению, и усердно боролся, чтобы противостоять их влиянию. [3] Находясь в Киликии, Вардан также работал с католикосом Константином Бардзрабердци над написанием церковного трактата под названием «Дидактический труд», который предназначался для использования в восточной Армении. Его религиозная деятельность также включала написание письма Папе относительно попыток последнего распространить католицизм в королевстве и его участие в другом Вселенском соборе в 1251 году в Сисе.
В 1252 году Вардан вернулся в Армению и начал организовывать вселенский собор, который соберётся в Ахпате и Дзагаване. Вернувшись к образовательной жизни, он также основал учреждения для обучения при монастырях Сагмосаванк , Тегеняц, Агджоц и Хоракерт. Он оставался инструктором в Ахпате в течение нескольких лет до 1255 года, когда он отправился в Хор Вирап и основал там семинарию . [3] В Хор Вирапе он ввел учебную программу, которая включала философию , логику , ораторское искусство и грамматику . Многие из его учеников впоследствии стали известными армянскими интеллектуалами, в том числе Геворк Скевраци, Оганес Ерзнкаци, Нерсес Мшеци и Григор Бжнеци. [3] В 1264 году Вардан также сыграл важную роль переговорщика, когда отправился в Тебриз , где монгольский вождь Хулагу-хан проживал . Он стал посредником в соглашении, которое давало особые привилегии армянам, живущим под игом Монгольской империи, и заключило сделку о сборе налогов и сборов. Связи Вардана с монголами были особенно тесными, поскольку ему было разрешено стать религиозным советником жены Хулагу-хана, Докуз-хатун , которая была христианкой-несторианкой . [4]
Вардан умер в 1271 году в Хор Вирапе, оставив значительное литературное наследие, которое охватывало политическую, культурную, религиозную и общественную жизнь Армении. [3]
Работает
[ редактировать ]Сохранилось более 120 работ, приписываемых Вардану Аревелци. [3] Среди его наиболее значительных работ — сборник из 66 предметов под названием «Луцмунк и Сурб Гроц» (более известный как «Жгланк» , или «Чаты» ), который был написан по просьбе короля Хетума I. [5] Она написана на народном языке, что делает ее легко понятной, и затрагивает многие вопросы, связанные с природой жизни (природа, образование небесных тел, астрономия , ботаника и зоология , язык , философские вопросы, вращающиеся вокруг человека, музыка и т. д.). .). [3] Например, критическое наблюдение, которое Вардан делает в этой работе, является выражением его убеждения в том, что «ничто вне природы не движется и не останавливается; движение — это не только перемещение из одного места в другое, но и внутренняя трансформация, которая переходит из одного состояния в другое». другой." [3]
Однако самым важным трудом Вардана является его «Авакумн Патмуцюн» ( «Исторический сборник »). Подобно Мовсеса Хоренаци » «Истории Армении , «Авакумн Патмуцюн» представляет собой попытку проследить историю Армении от ее истоков до наших дней. Но эта работа также важна для попытки документировать историю всего мира. Начиная с Вавилонской башни и эпической битвы между Айком и Белом , история заканчивается смертью Константина I Бардзрабердци в 1267 году. [3] Однако это скорее летопись , чем истории, написанные традиционными армянскими авторами. [6]
Вардан также перевел на армянский язык множество иностранных произведений. Одним из наиболее значительных стал Михаила Сирина в перевод «Хроник» 1248 году. Среди других переведенных произведений были беседы и труды по философии, богословию, которые были переведены с греческого, латыни и сирийского языков . [3]
Ниже приводится неполный список его работ, многие из которых, включая факсимиле, в настоящее время хранятся в Матенадаране в Ереване , Армения. [3]
- Ашхарацуйц ( География )
- Луцмунк и Сурб Гроц (также известный как Жгланк )
- Авакумн Патмуцюн ( Исторический сборник )
- Варк Зардарецин ( Те, кто приукрасил )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт В. Томсон. Вардан Аревельци // Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. (1200-1350) / Под редакцией Дэвида Томаса и Алекса Маллетта. — БРИЛЛ, 2012. — Том. 4. — С. 444 « Вардан был известен как Аревельци («с Востока») или Мек («великий»), чтобы отличать его от множества других варданцев » .
- ^ Кембриджская история Ирана / Под редакцией Дж. А. Бойла. - Издательство Кембриджского университета , 1968. - Том. 5. — с. 42.: « Армянский историк 7-13 веков Вардан называет Тогрила «вождем догеров», другого племени огузов, которое, в отличие от киника, действительно играло значительную роль в северном Иране »
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Оганесян, Петрос. " Вардан Аревельци". Армянская советская энциклопедия . том. xi. Ереван: Армянская академия наук , 1985, с. 312-313. (на армянском)
- ^ Лейн, Джордж Э. (2003). Раннемонгольское правление в Иране тринадцатого века: персидский ренессанс . Лондон: Рутледж. п. 13 . ISBN 0-415-29750-8 .
- ^ Хачикян, Агоп Джек, Габриэль Басмаджян, Эдвард С. Франчук и Нурхан Узунян (2002). Наследие армянской литературы, Vol. 2: С шестого по восемнадцатый век . Детройт: Государственный университет Уэйна, с. 486. ISBN 0-8143-3023-1 .
- ^ Хачикян и др. Наследие армянской литературы , с. 487.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Предисловие переводчика к «Сборнику истории» Вардана Аревелци, английский перевод Роберта Бедросяна .
- Английский перевод Сборника истории - зеркало, если основной сайт недоступен