Jump to content

несторианство

Несторианство — это термин, используемый в христианском богословии и истории Церкви для обозначения нескольких взаимосвязанных, но доктринально различных наборов учений. [1] Первое значение этого термина связано с оригинальным учением христианского богослова Нестория ( ок. 450 г. н.э. ), который продвигал определенные доктрины в области христологии и мариологии . Второе значение этого термина гораздо шире и относится к совокупности более поздних богословских учений, традиционно называвшихся несторианскими, но отличающихся от учения Нестория по происхождению, объему и терминологии. [2] Оксфордский словарь английского языка определяет несторианство как:

«Учение Нестория, Константинопольского Патриарха (назначенного в 428 году), согласно которому Христос утверждает, что имел отдельные человеческие и божественные личности». [3]

О первоначальном несторианстве свидетельствуют прежде всего труды Нестория, а также другие богословские и исторические источники, связанные с его учениями в области мариологии и христологии . На его богословие оказало влияние учение Феодора Мопсуестийского ( ум. 428 ), виднейшего богослова Антиохийской школы . Несторианская мариология отвергает титул Богородицы («Богоносица») для Марии , тем самым подчеркивая различие между божественным и человеческим аспектами Воплощения . Несторианская христология пропагандирует концепцию просопического союза двух личностей (божественного и человеческого) в Иисусе Христе . [4] пытаясь таким образом избежать и заменить концепцию ипостасного союза двух природ. Различие проводится между «двумя личностями в одном» и «двумя природами в одном человеке». Эта христологическая позиция определяется как радикальный диофизитизм . [5] и отличается от православного диофизитства , что было подтверждено на Халкидонском соборе (451 г.). [6] Такое учение привело Нестория к конфликту с другими видными церковными деятелями, в первую очередь с Кириллом Александрийским 12 анафем , который предал ему (430 г.). Несторий и его учение в конечном итоге были осуждены как еретические на Эфесском соборе в 431 году, а затем снова на Халкидонском соборе в 451 году. Его учение считалось еретическим не только в халкидонском христианстве , но еще больше в восточном православии . [6]

После осуждения некоторые сторонники Нестория, которые были последователями Антиохийской школы и Эдессской школы , переселились в Сасанидскую империю , где они присоединились к местной христианской общине, известной как Церковь Востока . В период с 484 по 612 годы постепенное развитие привело к созданию специфических доктринальных взглядов внутри Церкви Востока. [7] Эволюцию этих взглядов завершил выдающийся восточносирийский богослов Бабай Великий ( . 628 ), который использовал специфический сирийский термин кнома ( ум ��������������������) как обозначение двойственных (божественных и человеческих) субстанций внутри одного прозопона (человека или ипостаси) Христос. Такие взгляды были официально приняты Церковью Востока на соборе, состоявшемся в 612 году. [8] Противники таких взглядов называли их «несторианскими», создавая тем самым практику ошибочного названия Церкви Востока несторианской. [9] Долгое время такое навешивание казалось уместным, поскольку Несторий официально почитается как святой в Церкви Востока. [10] В современных религиоведениях этот ярлык подвергается критике как неправильный и вводящий в заблуждение. [11] Как следствие, использование несторианского ярлыка в научной литературе, а также в сфере межконфессиональных отношений постепенно сводится к своему основному смыслу, ориентированному на оригинальное учение Нестория. [12]

Несторианские священники в процессии в Вербное воскресенье , на настенной росписи седьмого или восьмого века из несторианской церкви в Кочо , Китай.

Несторианство было осуждено как ересь на Эфесском соборе (431 г.). Армянская церковь отвергла Халкидонский собор (451 г.), поскольку считала, что халкидонское определение слишком похоже на несторианство. Персидская несторианская церковь , с другой стороны, поддержала распространение несторианства в Персармении . Армянская церковь и другие восточные церкви рассматривали рост несторианства как угрозу независимости своей церкви. Петр Иверский , грузинский князь, также решительно выступал против Халкидонского Символа веры. [13] Так, в 491 году Католикос Бабкен I Армении вместе с албанскими и иверскими епископами собрался в Вагаршапате и выступил с осуждением Халкидонского определения. [14]

что Халкидонский собор доказал ортодоксальность их веры и начал преследование нехалкидонских или миафизитских сирийских христиан во время правления Пероза I. Несториане считали , о помощи В ответ на просьбу Сирийской церкви армянские прелаты направили письмо, адресованное персидским христианам, в котором они подтвердили свое осуждение несторианства как ереси. [13]

После исхода в Персию ученые расширили учение Нестория и его наставников, особенно после переезда Эдессской школы в (тогда) персидский город Нисибис (современный Нусайбин в Турции ) в 489 году, где оно стало известно как Школа Нисибиса . [ нужна ссылка ] Несторианские монастыри, распространявшие учение школы Нисибиса, процветали в Персармии VI века. [13]

Несмотря на эту первоначальную восточную экспансию, миссионерский успех несториан в конечном итоге был остановлен. Дэвид Дж. Бош отмечает: «Однако к концу четырнадцатого века несторианские и другие церкви, которые когда-то усеивали ландшафт всей Центральной и даже части Восточной Азии, были практически уничтожены. Отдельные очаги Христианство сохранилось только в Индии. Религиозными победителями на обширном среднеазиатском миссионерском поле несторианства стали ислам и буддизм ». [15]

Доктрина

[ редактировать ]
Христологический спектр V – VII веков, показывающий виды Церкви Востока (голубой), Халкидонских церквей (светло-фиолетовый) и миафизитских церквей (розовый).
Историческое неправильное толкование несторианской точки зрения заключалось в том, что она учила, что человеческая и божественная личности Христа разделены. [16]

Несторианство — радикальная форма диофизитства . [5] отличающийся от ортодоксального диофизитства по нескольким пунктам, главным образом противодействием понятию ипостасного союза . Его можно рассматривать как антитезу евтихианскому монофизитству , возникшему как реакция на несторианство. В то время как несторианство утверждает, что у Христа было две слабо соединенные природы, божественная и человеческая, монофизитство утверждает, что у него была только одна природа, а его человеческая природа была поглощена его божественностью. Краткое определение несторианской христологии можно дать так: « Иисус Христос, не тождественный Сыну, но лично соединенный с Живущим в Нем Сыном, есть одна ипостась и одна природа: человеческая». [17] Это контрастирует с собственным учением Нестория о том, что Слово , которое вечно, и Плоть, которая нет, соединились в ипостасном союзе, «Иисусе Христе», причем Иисус, таким образом, был одновременно полностью человеком и Богом, состоящим из двух усии ( древнегреч. : οὐσία ) (сущности), но одного прозопона (человека). [18] И несторианство, и монофизитство были осуждены как еретические на Халкидонском соборе .

Несторий развил свои христологические взгляды как попытку понять и рационально объяснить воплощение божественного Логоса , Второго Лица Святой Троицы, как человека Иисуса. Он учился в Антиохийской школе , где его наставником был Феодор Мопсуестийский ; Теодор и другие антиохийские богословы долгое время учили буквальному толкованию Библии и подчеркивали различие человеческой и божественной природы Иисуса. назначил его патриархом Константинополя император когда византийский Несторий взял с собой свои антиохийские взгляды , Феодосий II в 428 году.

Учение Нестория стало корнем разногласий, когда он публично оспорил давно используемый титул Богородицы. [19] («Богоносица») для Марии. Он предположил, что этот титул отрицает полную человечность Христа, вместо этого утверждая, что у Иисуса было две личности (диопрозоизм). [ нужна ссылка ] божественный Логос и человеческий Иисус. В результате этой просопической двойственности он предложил Христотокос Христоносец ») как более подходящий титул для Марии. [20]

Он также выдвинул образ Иисуса как царя-воина и спасителя Израиля вместо традиционного образа Christus dolens . [21]

Противники Нестория сочли его учение слишком близким к ереси адопционизма – идее о том, что Христос родился человеком, который позже был «усыновлен» как сын Божий. Особенно критиковал Нестория со стороны Кирилла , Патриарха Александрийского , который утверждал, что учение Нестория подрывает единство божественной и человеческой природы Христа при Воплощении . Некоторые из оппонентов Нестория утверждали, что он уделял слишком много внимания человеческой природе Христа, а другие утверждали, что различие, которое Несторий подразумевал между человеческой природой и божественной природой, создало трещину в единственности Христа, создав таким образом две фигуры Христа. [22] Сам Несторий всегда настаивал на том, что его взгляды были ортодоксальными, хотя они были признаны еретическими на Эфесском соборе в 431 году , что привело к несторианскому расколу , когда церкви, поддерживавшие Нестория, и остальная часть христианской церкви отделились. Однако эта формулировка никогда не была принята всеми церквями, называемыми «несторианскими». Действительно, современная Ассирийская церковь Востока, почитающая Нестория, не полностью придерживается несторианского учения, хотя и не использует титул Богородицы . [23]

Несторианский раскол

[ редактировать ]

Несторианство стало отдельной сектой после несторианского раскола , начавшегося в 430-х годах. Несторий подвергся критике со стороны западных богословов, в первую очередь Кирилла Александрийского . У Кирилла были как богословские, так и политические причины для нападок на Нестория; помимо чувства, что несторианство было ошибкой против истинной веры, он также хотел очернить главу конкурирующего патриархата. [ нужна ссылка ] Кирилл и Несторий попросили Папу Селестину I высказать свое мнение по этому поводу. Целестина нашла, что титул Богородицы [19] был православным и уполномочил Кирилла просить Нестория отречься. Кирилл, однако, использовал возможность для дальнейшего нападения на Нестория, который умолял императора Феодосия II созвать совет, чтобы можно было высказать все недовольства. [23]

В 431 году Феодосий созвал Эфесский собор. Однако собор в конечном итоге встал на сторону Кирилла, который считал, что Христос содержал в одном Божественном Лице две природы ( ипостась , единство ипостаси), и что Дева Мария, зачавшая и вынашивающая это Божественное Лицо, истинно называется Богородицей ( Богородица ). Собор обвинил Нестория в ереси и низложил его с поста патриарха. [24] По возвращении в свой монастырь в 436 году он был сослан в Верхний Египет. Несторианство было официально предано анафеме, и это решение было подтверждено на Халкидонском соборе в 451 году. Однако ряд церквей, особенно связанных с Эдессской школой , поддержали Нестория – хотя и не обязательно его учение – и порвали с церквями Запада. Многие из сторонников Нестория переехали в Сасанидскую империю Ирана, где проживало активное, но преследуемое христианское меньшинство. [25] В Верхнем Египте Несторий написал свою «Книгу Гераклида» , отвечая на два собора в Эфесе (431, 449). [18]

Дерево христианских конфессий

[ редактировать ]
(Не показаны доникейские , нетринитарные и реставрационные конфессии.)

Церковь Востока

[ редактировать ]
Пагода Дацинь , по спорным утверждениям, являвшаяся частью ранней несторианской церкви на территории тогдашнего Чанъаня , ныне Сианя , Китай, построенная во времена династии Тан (618–907 гг. н. э.)
Въезд Иисуса Христа в Иерусалим с женской фигурой, одетой в костюм династии Тан , 683–770 гг. н.э.
Китайская каменная надпись несторианского креста из монастыря района Фаншань в Пекине (тогда называвшегося Даду или Ханбалик ), датируемая династией Юань (1271–1368 гг. Н.э.) в средневековом Китае.
Эпитафия несторианина, раскопанная в Чифэне , Внутренняя Монголия.

Западные провинции Персидской империи были домом для христианских общин, возглавляемых митрополитами, а позднее патриархами Селевкии-Ктесифона . Христианское меньшинство в Персии часто подвергалось преследованиям со стороны зороастрийского большинства, обвинявшего местных христиан в политических пристрастиях к Римской империи . В 424 году Церковь в Персии объявила себя независимой, чтобы предотвратить обвинения в какой-либо иностранной лояльности. К концу V века Персидская церковь все больше присоединялась к учению Феодора Мопсуестийского (451 г.) соборов и его последователей, многие из которых стали диссидентами после Эфесского (431 г.) и Халкидонского . Персидская церковь все больше выступала против доктрин, продвигаемых этими соборами, тем самым усиливая раскол между халкидонским и персидским течениями. [6]

митрополит Варсаума Нисибисский В 486 году публично признал наставника Нестория Феодора Мопсуестийского духовным авторитетом. В 489 году, когда школа Эдессы в Месопотамии была закрыта византийским императором Зеноном за ее пронесторианское учение, школа переехала в свой первоначальный дом Нисибис, снова став школой Нисибиса , что привело к миграции волны христианских диссидентов. в Персию. Персидский патриарх Бабай (497–502) подтвердил и расширил уважение церкви к Феодору Мопсуестийскому .

Теперь прочно обосновавшись в Персии с центрами в Нисибисе, Ктесифоне и Гундешапуре , а также в нескольких метрополиях , Персидская церковь начала расширяться за пределы Сасанидской империи. Однако на протяжении шестого века церковь часто подвергалась внутренним раздорам и преследованиям со стороны зороастрийцев. Распри привели к расколу, который длился с 521 г. примерно до 539 г., когда проблемы были решены. Однако сразу после этого римско-персидский конфликт привел к преследованию церкви со стороны сасанидского императора Хосрова I ; это закончилось в 545 году. Церковь пережила эти испытания под руководством Патриарха Абы I , принявшего христианство из зороастризма. [25]

После этого периода испытаний церковь стала сильнее и активизировала миссионерскую деятельность за рубежом. Миссионеры основали епархии на Аравийском полуострове и в Индии ( христиане Святого Фомы ). Они добились некоторых успехов в Египте , несмотря на сильное миафизитов . присутствие там [26] Миссионеры вошли в Среднюю Азию и добились значительных успехов в обращении местных тюркских племен.

Крест Анурадхапуры, обнаруженный в Шри-Ланке, убедительно свидетельствует о сильном присутствии несторианского христианства в Шри-Ланке в VI веке нашей эры, согласно Хамфри Кодрингтону , который основывал свое утверждение на рукописи VI века «Христианская топография» , в которой упоминается сообщество персидских христиан. которые, как известно, проживали в Тапробане (древнегреческое название Шри-Ланки). [27] [28] [29]

Несторианские миссионеры прочно обосновались в Китае в начале правления династии Тан (618–907); В китайском источнике, известном как Несторианская стела, записана миссия персидского прозелита по имени Алопен , которая познакомила Китай с несторианским христианством в 635 году. Документы Цзинцзяо (также описанные японским ученым П.Я. Саеки как «Несторианские документы») или Сутры Иисуса Говорят, что быть связаны с Alopen. [30]

После арабского завоевания Персии , завершившегося в 644 году, Персидская церковь стала общиной зимми под властью халифата Рашидун . Церковь и ее общины за границей при халифате разрослись. К 10 веку на территории халифата было 15 столичных кафедр и еще пять в других местах, в том числе в Китае и Индии. [25] Однако после этого несторианство пришло в упадок. [ оспаривается обсуждаем ]

Ассирийская церковь Востока

[ редактировать ]
Церковь Святой Марии : древняя ассирийская церковь, расположенная в городе Урмия , провинция Западный Азербайджан , Иран .

В статье, опубликованной в 1996 году в « Бюллетене библиотеки Джона Райлендса» , член Британской академии Себастьян Брок писал: «Термин «Несторианская церковь» стал стандартным обозначением древней восточной церкви, которая в прошлом называла себя «Церковью несторианства». Востока», но которая сегодня предпочитает более полное название « Ассирийская Церковь Востока ». Общая христологическая декларация Католической Церкви и Ассирийской Церкви Востока, подписанная Папой Иоанном Павлом II и Мар Динкхой IV, подчеркивает халкидонскую христологическую формулировку. как выражение общей веры этих Церквей и признает законность титула Богородицы ». [31]

В статье 2017 года Мар Ава Ройель , епископ Ассирийской церкви , изложил позицию этой церкви: «После Эфесского собора (431 г.), когда Несторий, патриарх Константинопольский, был осужден за свои взгляды на единство Божества и человечества во Христе, Церковь Востока была заклеймена как «несторианская» из-за ее отказа предать анафеме патриарха». [32]

Некоторые исторические записи предполагают, что Ассирийская церковь Востока могла находиться в Шри-Ланке между серединой V и VI веками. [27] [28] [29]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Брок 2006 , с. 177.
  2. ^ Баум и Винклер 2003 , с. 4.
  3. ^ «Несторианство» . Оксфордский словарь английского языка .
  4. ^ Чеснут 1978 , стр. 392–409.
  5. ^ Jump up to: а б Берджесс 1989 , стр. 90, 229, 231.
  6. ^ Jump up to: а б с Мейендорф 1989 .
  7. ^ Брок 1999 , стр. 281–298.
  8. ^ Брок 2006 .
  9. ^ Баум и Винклер 2003 , стр. 3–5.
  10. ^ Баум и Винклер 2003 , стр. 4–5.
  11. ^ Брок 1996 , стр. 23–35.
  12. ^ Seleznyov 2010 , pp. 165–190.
  13. ^ Jump up to: а б с Стопка, Кшиштоф (2016). Армения Христиана: армянская религиозная идентичность и церкви Константинополя и Рима (4–15 века) . Видавниктво У.Дж. стр. 62–68. ISBN  978-83-233-9555-3 – через Google Книги .
  14. ^ Кляйнбауэр, В. Юджин (сентябрь 1972 г.). «Звартноц и истоки христианской архитектуры в Армении». Художественный вестник . Том. 54, нет. 3. п. 261.
  15. ^ Босх, Дэвид (1991). Преобразование миссии: сдвиги парадигмы в теологии миссии . Книги Орбис . п. 204. ИСБН  978-1-60833-146-8 – через Google Книги .
  16. ^ Хоган. Отклонение от Вероучения . стр. 123–125.
  17. ^ Мартин Лембке, лекция в рамках курса «Встречи с мировыми религиями», Центр теологии и религиоведения Лундского университета , весенний семестр 2010 г.
  18. ^ Jump up to: а б Ходжсон и Драйвер, 1925 год .
  19. ^ Jump up to: а б Артеми, Эйрини (декабрь 2012 г.). «Критика Кириллом Александрийским термина Богородицы Несторием Константинопольским» . Акта Теология . 32 (2): 1–16. дои : 10.4314/actat.v32i2.1 . Проверено 22 октября 2019 г.
  20. ^ Палмер-Ангел, Мартин; Рамзи, Джей; Квок, Ман Хо (1995). Гуань Инь: мифы и пророчества китайской богини сострадания . Лондон: Торсонс . п. 22. ISBN  978-1-85538-417-0 .
  21. ^ Нили, Брент (июль 2017 г.). «В противоположных целях» . Преобразования . 34 (3): 176–213. дои : 10.1177/0265378816631552 . JSTOR   90010414 . S2CID   171352591 . Проверено 7 сентября 2022 г.
  22. ^ Бентли, Джерри (1993). Встречи в Старом Свете: межкультурные контакты и обмены в досовременные времена . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 105 .
  23. ^ Jump up to: а б «Несторий» . Британская энциклопедия . Проверено 29 января 2010 г.
  24. ^ «Кирилл Александрийский, Третье послание к Несторию с «Двенадцатью анафемами» » . Монахос.нет . Архивировано из оригинала 4 июля 2008 года.
  25. ^ Jump up to: а б с «Несторианство» . Британская энциклопедия . Проверено 28 января 2010 г.
  26. ^ Кэмпбелл, Тед (1996). Христианские исповедания: историческое введение . Вестминстер: Джон Нокс Пресс . п. 62. ИСБН  978-0-664-25650-0 – через Google Книги .
  27. ^ Jump up to: а б «Митрополит Мар Апрем посещает древний крест Анурадхапуры в рамках официальной поездки в Шри-Ланку» . Новости Ассирийской церкви. Архивировано из оригинала 26 февраля 2015 г. Проверено 6 августа 2013 г.
  28. ^ Jump up to: а б Виракун, Раджита (26 июня 2011 г.). «Существовало ли христианство в древней Шри-Ланке?» . Санди Таймс . Проверено 2 августа 2021 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Основной интерес» . Ежедневные новости . 22 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 29 марта 2015 г. Проверено 2 августа 2021 г.
  30. ^ Ригерт, Рэй (2006). Утраченные сутры Иисуса: раскрытие древней мудрости сианьских монахов . Улисс Пресс. стр. 9–23. ISBN  1-56975-522-1 – через Google Книги .
  31. ^ «Общая христологическая декларация между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока» . Проверено 8 февраля 2020 г.
  32. ^ «Ассирийская церковь Востока: панорамный вид на славную историю - Мар Ава Ройель» . Журнал «Церковь Бет-Кохе» . 04.10.2017 . Проверено 25 октября 2019 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca1722fe443b9dc6d3cfa8f96c93e8f0__1722686700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/f0/ca1722fe443b9dc6d3cfa8f96c93e8f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nestorianism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)