Барак (племя)
Барак Туркмены | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() Каркамыш , Низип , Огузели ![]() Джарабулус | |
Языки | |
Турецкий , арабский (около Акчакале ) | |
Религия | |
Суннитский ислам , исторически алевитский и/или шиитский ислам. | |
Родственные этнические группы | |
Турецкий народ , сирийские туркмены |
Барак , обычно называемый туркменами Барака ( турецкий : Barak Türkmenleri ), — туркменское племя, которое в основном происходит на равнине Барак ( турецкий : Barak Ovası ) в юго-восточной части провинции Газиантеп на юге центральной Турции .
Этимология
[ редактировать ]Обычно считается, что термин Барак означает какую-то собаку, что регулярно означает оскорбление племени. [1] Согласно турецко-французскому словарю XIX века, составленному османско-армянским лингвистом Артином Хиндоглу , барак означало «собака», конкретно барбет . [2] Согласно энциклопедии Ираника это означает «лысая собака» , на кипчакском тюркском языке . [3] в то время как другие источники, наоборот, связывают его с «длинношерстной собакой». [1] [4] В древнетюркском календаре Барак назывался год собаки. [5] Итбарак или просто Барак — мужественное существо с собачьей головой, упомянутое в «Повествованиях огуз-кагана». По словам Севана Нишаняна , «барак» означает быстрый и рейдерский. [5]
Бараки омонимичны с различными другими племенами и родами тюркских народов : клан в адыгейском племени кыргызов , клан ногайцев и еще один в йомутов племени туркмен - все носят имя Барак . Барак также используется как мужское имя в различных тюркских языках и ойконим в Турции, Крыму и Болгарии . [4]
История
[ редактировать ]Миграция в Центральную Анатолию
[ редактировать ]Считается, что это племя населяло Хорасан , который они покинули примерно в 1382–1383 годах. [6] происхождения Бараков Согласно дастану , они входили в состав племени Узун Хасана , [7] и после его смерти, в 17 веке, [6] Баракс выбрал Фериз-бея (также называемого Фируз или Фюруз-бей). [6] как их лидер. Сам будучи суннитом, Фериз-бей обратил алевитов-мусульман Бараков в суннитский ислам. Согласно этому повествованию, считается, что Бараки находились в Хорасане, а 80 тысяч палаток Барака во главе с Фериз-беем и 4 тысячи палаток Абдал во главе с Ашиком Дедемоглу перекочевали в окрестности Йозгата в Анатолии . [7]
Депортация в Сирийскую пустыню
[ редактировать ]Поселившись в Центральной Анатолии, у племени начались проблемы с оседлыми местными жителями и османскими властями: по первой версии, близлежащие деревни в Центральной Анатолии просили османов изгнать мигрантов с их земель. По другой версии, была ограблена почтовая служба османов. Подозревая бараков, власти арестовали соплеменника. Старейшины племени собрались и решили, что племя должно восстать, чтобы освободить заключенного в тюрьму члена племени. Это побудило османов изгнать туркмен Барака к югу от Акчакале , вокруг реки Джулаб, в надежде, что эти мятежные туркмены и местные арабские племена Тайи и Мавали съедят себя. Позже Кадыоглу Юсуф -паша предложил туркменам Барака помилование от государства в обмен на регулярный налог в размере одной овцы. Племя приняло и отдало османским дедам 84 тысячи овец , а после длительного конфликта они также отбросили арабов на восток и юг этой местности. [8]
Разочарованный тем, что государство манипулирует племенем, Фериз-бей предложил вернуться на земли Аджама и Туркестана при единогласной поддержке старейшин племени. Затем вместе с Ашиком Дедемоглу он отправился в Иран, чтобы договориться о миграции с шахом, который принял это предложение. В то время как Фериз-бей вернулся на запад, чтобы сообщить своему племени об одобрении шаха, Дедемоглу и его последователи Абдала остались в Иране. По прибытии Фериз-бей заметил, что за время его отсутствия его племя стало дезорганизованным, и многие отказались мигрировать обратно. Тем не менее, Фериз-бей собрал 40 тысяч палаток, примерно половину племени, и мигрировал обратно в Иран, оставив другую половину племен (включая своих детей и жену) вопреки их желанию, чтобы он остался. [9]
Миграция на западный берег Евфрата.
[ редактировать ]Османское правительство опасалось, что оставшиеся 40 тысяч палаток Бараков создадут проблему для их власти над регионом, поскольку племя штурмовало близлежащие поселения и племена Тайи, Мавали и Милан . Когда один из туркменских лидеров, Бедироглу, отправился в Биреджик по определенному делу, мутеселлим города убили его, в результате чего Баракс совершил набег на Биреджик и разорвал мутеселлим на куски. Затем Мысирли Аббас-паше было поручено разобраться с этим племенем. [10] После встречи Аббаса-паши и сына Фериз-бея Мехмед-бея группы бараков были переселены в окрестности Урфы и Измира. [11] чиновникам было поручено облагать налогом остальную часть племени, которое недавно начало заниматься сельским хозяйством и отказалось от кочевого образа жизни. [12]
Равнина Барак в то время в основном была занята кочующими курдами племени Решван и бедуинами племени Мавали. [13] Туркменская семья Барака, которая была в разладе с остальной частью племени, перешла реку и посетила вождя Решвана, который приветствовал их в своей палатке. Хотя курды поначалу казались дружелюбными, они не позволили семье уйти. Позже вождь племени изнасиловал жену, а мужу замотали рот и руки. В конце концов, муж открылся своему племени. Туркмены Барака восприняли это как вопрос чести и разожгли новую кровную месть. [14] вдобавок к продолжающемуся столкновению с курдами к востоку от Евфрата. [15]
Баракс планировал новое восстание против государства. Сжигая урожай, они бросили в огонь 80 османских чиновников. Они перешли реку со своими верблюдами и стадами, начав кровавую битву с племенем Решван. [16] которые покинули регион и поселились в населенных армянами и Чепни районах к северу от Низипа. [17] Эта последняя миграция ознаменовала полную адаптацию племени к оседлой жизни, поскольку на восточном берегу реки остались плодородные плато, более пригодные для выпаса скота. В 1835 году Фрэнсис Родон Чесни упомянул, что земля, простирающаяся от реки Саджур до Биреджика , обрабатывалась туркменами племени барак, что показывает, что к началу 19 века бараки были либо оседлыми, либо полукочевыми. [18] В 1855 году Карл Риттер упоминал, что к северу от реки Саджур жили оседлые туркмены племени барак. [19] Тем не менее, 70-80 шатров кочевников-бараков пошли дальше на запад и расселились вокруг Газиантепа, позже слившись с йорюками в регионе, сохраняя при этом связь с оседлыми бараками. [20] [21]
Религия
[ редактировать ]Большинство туркмен Барака являются мусульманами-суннитами; однако Баракс отклонялся от религиозных обычаев многих турок-суннитов. В туркменских деревнях Барак мечети раньше можно было встретить редко, хотя они имели важное значение для суннитских общин как места сбора. Многие старые представители племени Барак утверждают, что они были не суннитами, а шиитами. [17] в прошлом и стал таковым благодаря тесным контактам с арабскими племенами-суннитами. В общине Барак раньше были духовно влиятельные члены, называемые « деде », которые делились на два типа: «Барак Деде» (иногда называемый Барак Баба). [17] и «Бозгейкли Деде». Согласно традиционному повествованию, регион, населенный туркменами Барака, был пожалован в награду Бараку Деде, сыгравшему важную роль в Багдадской кампании , и его дервишам. Местоположение этих дедэ не было известно, и они загадочным образом появлялись во время традиционных жертвоприношений. Тем не менее, их приняли как туркменов Барака. Между тем, Бозгейкли Дедес не были частью туркмен Барака, а представляли собой другую туркменскую группу и жили в деревне к северу от Эльбистана . По традиции каждый туркменский дом Барака регулярно жертвовал овец и коз для Курбана этим двум дедам . Постепенно религиозные силы этих деятелей уменьшились, и ради традиции и без особых религиозных рассуждений эти люди начали давать дедес во время сбора урожая злаки, такие как ячмень и пшеница, вместо животных. [13]
Поселения
[ редактировать ]Регион, населенный туркменами Барака, называется равниной Барак, которая также известна как Северный Манбидж или равнина Телль-Башер ( турецкий : Тилбашар Овасы ). Равнина Барак охватывает три района провинции Газиантеп: Каркамыш , Низип и Огузели . Баракские туркмены населяют как минимум 45 сел Низипского района . [22] еще 18 деревень в районе Огузели и весь район Каркамыш , включая главный город. Некоторые деревни они делят с другими племенами, включая абдалов . Поселения Барак также есть в провинциях Измир , Нигде и Невшехир . [23] Бараки населяют еще несколько деревень в подрайоне Джарабулус в Сирии . [24] есть несколько арабоязычных бараков Рядом с Акчакале . [21]
Культура
[ редактировать ]Одежда
[ редактировать ]Барак Туркменские женщины традиционно носят üç etek с поясом. Оранжевый платок, известный как «Ахмедие», который женщины носят как часть своего традиционного народного костюма, является знаковым предметом, ставшим символом Бараков. Часто на нем изображены розы и перья, известные как «тозак». В некоторых случаях феску поверх Ахмедие надевают с монетами. Мужчины носят аба с региональными узорами и шалвар с куфией, обернутой вокруг талии. На голову можно носить белую куфию. [25] [26] [27]

Кухня
[ редактировать ]Суп Эзогелин – популярное блюдо национальной кухни Турции, заимствованное у туркмен Барака. Он назван в честь истории Эзо Гелина (также известного как Озо или Эзов Гелин), туркмена Барака, жившего в начале 20 века. [28]
![]() |
Музыка
[ редактировать ]Инструменты, используемые в традиционной музыке Барака, включают саз , зурна , давул и замбыр . [29]
Барак Узун Хава — самый известный тип музыки, происходящий от Бараков. [30]
Народные танцы
[ редактировать ]Большинство народных танцев бараков предполагают держание за руки и сопровождаются давулом, зурной и замбыром. Поэтому их отнесли к категории « халай », хотя это имя среди этой группы населения используется нечасто. Большинство халаев Бараков зачастую медлительны. Как и у большинства халаев, у них часто есть лидер (известный на местном диалекте как «баш чекен» или «баш секен»). Часто утверждается, что большинство танцев Бараков включают символы, намекающие на их вынужденную миграцию из Центральной Анатолии. Некоторые халаи, которые танцуют Бараки, перечислены ниже: [31]
- Гора Хасан:
Его название относится к горе в Центральной Анатолии. [31]
- Дуз-Ширвани или Реши Дузю:
Этот танец был заимствован у курдов Решван, живущих к северу от Низипа. [31]
- Передний [31]
- Демирджиоглу или Гарип Халайи:
В этом танце используются стихи Ашика Кариба . [31]
Его название происходит от Кусейра , старого названия района Алтынозю провинции Хатай. [31]
Некоторые танцы, такие как Чибикли, предполагают хлопанье в ладоши. [31]
Бараки также танцуют свои собственные версии Каршиламы с носовыми платками в обеих руках. [31]
Традиции
[ редактировать ]Туркмены Барака раньше практиковали бердельские браки, и они называют это дегишик на своем местном диалекте турецкого языка. [32]
Субплемена
[ редактировать ]Бараки состоят из множества подплемен, в том числе из составных племен, которые также состоят из подплемен. Иерархия меняется от источника к источнику.
Абдуррезакли
[ редактировать ]Их поселения расположены в основном вблизи водоемов, простирающихся от побережья Евфрата до реки Саджур , а значительная часть этого племени находится в Сирии. Они состоят из следующих племен: [33]
- Касымли
- Махмутлу
- Тирьякили
- Чайразли
- Или Диризли
курдский
[ редактировать ]Это племя было названо в честь вождя Кюрдили Керима, мать которого была курдкой, а отец туркменом. В его состав входят следующие племена: [24]
- Боз Муратлы
- Кызылджа Шарлы
- Баындырлы: назван в честь лидера Баындыра Халида, сводного брата Кюрдили Керима (от одного отца, но разных матерей).
- переходный
- Суркизилли
- Карабачак
- Мазяли
внук
[ редактировать ]Не путать с другими одноименными группами, такими как торунское подплемя афшаров . [34] В его состав входят следующие племена:
- Иналушагы
- Халидусаги
- Османушаги
- Хаджиушагы
- Мухарремли
христианин
[ редактировать ]Это племя также известно как Эсели. В его состав входят следующие племена:
- каракозак
- Хёкюклю
- Арапкиран
- Сабанлы
- Чомезли
- Бабурлу
- Чакырли
- Чечели [35]
- Адикли
- Бирелли
- христианин
- Киянлы
- Караманушаги [37] [38]
Неродственные соседние племена
[ редактировать ]Племена нетюркского происхождения, живущие среди бараков, исповедующие культуру Барак, включают курдские племена, такие как Биджан, и арабские племена, такие как племена Мавали, Албаадуз и Дамалха. [39]
В популярной культуре
[ редактировать ]История Барака об Эзо Гелине трижды экранизировалась: в 1955 г. [40] 1968, [41] и 1973 . [42]
Известные люди полного или частичного происхождения Барака
[ редактировать ]- Али Шахин (родился 2 января 1970 г.), турецкий политик, заместитель министра по европейским делам, Партии справедливости и развития Газиантепа. член парламента от
- Юсуф Озтюркмен (1 января 1936 - 18 ноября 2006), турецкий политик и юрист, бывший Народно-республиканской партии Газиантепа. член парламента от
- Джевдет Сан [17] (1908-12 августа 1993), турецкий политик, бывший Демократической партии Газиантепа. член парламента от
См. также
[ редактировать ]- Эльбегли , соседнее туркменское племя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шахин, Ибрагим (2022). «Имя «Барак» и вопрос о родине Барака на основе этнотопонимов» . Журнал языковых исследований Дил Араштырмалары (на турецком языке) (30) . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Хиндоглу, Артин (1838). Сокращенный турецко-французский словарь . Ф. Бек. п. 114.
barak, (kéupék) барбет, м.б.
- ^ Алгар, Х. «БАРАК БАБА» . Энциклопедия Ираника . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Янковский, Хенрик (2006). Историко-этимологический словарь дорусских названий поселений Крыма . Брилл. п. 280.
- ^ Перейти обратно: а б Нисанян, Севан. «Барак» . НишанянАдлар . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эндрюс, Питер Алфорд (1997). Типы палаток кочевников на Ближнем Востоке . Л. Райхерт. п. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Таньол 1952 , стр. 72.
- ^ Таньол 1952 , стр. 74–77.
- ^ Таньол 1952 , стр. 77–79.
- ^ Таньол 1952 , стр. 79–81.
- ^ Таньол 1952 , стр. 82.
- ^ Таньол 1952 , стр. 83–84.
- ^ Перейти обратно: а б Таньол, Кахит. «Таможня и таможенные исследования в казармах» . ДергиПарк . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Таньол 1952 , стр. 84–85.
- ^ Бозкурт, Ибрагим (27 июля 2022 г.). История племен . п. 426.
- ^ Таньол 1952 , стр. 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б с д Айдын, Айхан. «КАИТ ТАНЬОЛ» . ayhanaydin.info . Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Чесни, Фрэнсис Родон (1850). Экспедиция по исследованию рек Евфрат и Тигр: проводилась по приказу британского правительства в 1835, 1836 и 1837 годах; Предшествуют географические и исторические заметки о регионах, расположенных между реками Нил и Инд . Лондон: Лонгман, Браун, Грин и Лонгманс. п. 421.
- ^ Риттер, Карл (1855). География по отношению к природе и истории человечества, или общая, сравнительная география, как надежная основа для изучения и преподавания физических и исторических наук: Часть девятнадцатая, Третья книга. Западная Азия . Реймер. п. 1681 . Проверено 6 декабря 2022 г.
но та, что к северу от Садшура и Керсина, населена оседлыми туркменами из племени борак и тюрками.
- ^ Авджи, Джевдет (сентябрь 2020 г.). «КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПАМЯТИ: КОМНАТА БАРАКА И ЕГО ТРАДИЦИИ» . Международный журнал турецкой литературы, культуры и образования . 9 (4): 1519–1533 . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таньол 1952 , стр. 86.
- ^ Таньол 1952 , стр. 92–93.
- ^ Питер Альфред, Эндрюс; Беннингхаус, Рюдигер, ред. (1989). Этнические группы в Турецкой Республике . стр. 281–283.
- ^ Перейти обратно: а б Таньол 1952 , стр. 90.
- ^ «Газиантеп» . ЧАФАД . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Кайыкчи, Гюльшен. «ОСОБЕННОСТИ ОДЕЖДЫ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ СТРУКТУРЕ ГАЗИАНТЕПА» (PDF) . www.ayk.gov.tr. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Эркмен, Айше (15 октября 2022 г.). Женщины в турецком обществе: Сельджуки, Османская империя и Турецкая Республика . Ливр де Лион. п. 319. ИСБН 9782382362969 . Проверено 20 ноября 2022 г.
- ^ «Как приготовить суп Эзогелин? История и рецепт супа Эзогелин» . www.hurriyet.com.tr (на турецком языке) . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ Генч, Харун. Исследование народного инструмента из Газиантепа: Замбир . Эгейский университет . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ «Длинная воздушная народная музыка» . Министерство культуры и туризма Турции . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Молодой, Эсер. «Народные танцы у туркмен Барака» . ДергиПарк . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Таньол 1952 , стр. 108.
- ^ Таньол 1952 , стр. 89.
- ^ Йылдырым, Мехмет Али (2021). Племя Барак в регионе Газиантепа . п. 31.
- ^ Йылдырым, Мехмет Али (2021). Племя Барак в регионе Газиантепа . п. 35.
- ^ Йылдырым, Мехмет Али (2021). Племя Барак в регионе Газиантепа . п. 38.
- ^ Гёгебакан, Ильяс. «БАРАКСКИЕ ТУРКМЕНСКИЕ ПЛЕМЕНА» . Европейское событие . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Таньол 1952 , стр. 89–92.
- ^ Йылдырым, Мехмет Али (2021). Племя Барак в регионе Газиантепа . п. 29.
- ^ «Эзо Гелин (1955)» . IMDB . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ «Эзо Гелин (1968)» . IMDB . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ «Эзо Гелин (1973)» . IMDB . Проверено 5 октября 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Таньол, Кахит (1952). «Таможенно-таможенные исследования в казарме 1» . Журнал социологии Стамбульского университета (на турецком языке). 2 (7): 71–108 . Проверено 13 апреля 2023 г.