Подключение
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2021 г. ) |
![]() Баглама разных размеров: Кура (слева) и Чогюр баглама (справа). | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | |
Связанные инструменты | |
| |
Звуковой образец | |
|
Баглама арабеской или саз — семейство щипковых струнных инструментов и лютнь с длинной шеей, используемых в османской классической музыке , турецкой народной музыке , турецкой музыке , азербайджанской музыке , боснийской музыке ( севдалинка ), курдской музыке и армянской музыке . В нее играют в нескольких регионах мира, таких как Европа, Азия, Черноморский , Кавказский регионы и во многих странах, включая Сирию , Ирак , Иран и Боснию и Герцеговину . [ 1 ] Его обычно используют ашики .
Баглама ( турецкий : Baglama ) — турецкое от Bağlı , «связывать». Это произносится [baːɫaˈma] . Саз ( персидский : ساز , латинизированный : саз ) означает «музыкальный инструмент» от простого глагола, который на персидском языке означает «делать, сочинять».
Согласно Словарю музыки и музыкантов New Grove , «термины «баглама» и «саз» используются в Турции как взаимозаменяемые слова. «Саз» обычно используется взаимозаменяемо с «энструман» (инструмент) и «саз». он используется для обозначения одного или группы музыкальных инструментов, таких как «юфлемели сазлар» ( духовые инструменты ). [ 2 ]
Подобно западной лютне и ближневосточному уду , баглама имеет глубокую круглую спинку и гораздо более длинную шею. На ней можно играть с помощью плектра или с помощью пальцевого стиля, известного как шельпе .
В греческой музыке название баглама ( греч . μπαγλαμάς ) дано тройному бузуки , родственному инструменту. В турецких поселениях Анатолии , начиная с конца одиннадцатого века, появился двухструнный иранский дутар , принятый туркменами, на котором, в свою очередь, до недавнего времени играли в некоторых районах Турции .
Турецкая баглама
[ редактировать ]Баглама , наиболее часто используемый струнный народный инструмент в Турции , имеет семь струн, разделенных на два, два и три ряда. Его можно настроить по-разному, и он принимает разные названия в зависимости от региона и размера: Баглама, Диван Сазы, Бозук, Чогюр, Копуз Иризва, Кура, Тамбура и т. д. Кура — самый маленький представитель семейства баглама: больше куры. Тамбура, настроенная на октаву ниже. Диван сазы, самый большой инструмент в семействе, настроен еще на октаву ниже.
Баглама состоит из трех основных частей: чаши (называемой текне ), сделанной из тутового дерева или можжевельника , бука , ели или ореха , еловой деки ( гёгюс ) и грифа из бука или можжевельника ( сок ). Колки известны как бургу (буквально винт ). Лады привязаны к сапу леской, что позволяет их регулировать. На багламе обычно играют мизрапом или тезене ( похожим на медиатор ), сделанным из коры вишневого дерева или пластика. В некоторых регионах на ней играют пальцами в стиле, известном как Шельпе или Шерпе .
Существуют также электрические багламы, которые можно подключить к усилителю. Они могут иметь как одинарные, так и двойные звукосниматели.
азербайджанский саз
[ редактировать ]Азербайджанский саз в основном использовался ашиками. Искусство азербайджанских ашиков сочетает в себе поэзию, повествование, танец, вокал и инструментальную музыку в традиционном исполнительском искусстве. Это искусство является одним из символов азербайджанской культуры , считается эмблемой национальной идентичности и хранителем азербайджанского языка , литературы и музыки .
С 2009 года искусство азербайджанских ашиков внесено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества .
Копуз и баглама
[ редактировать ]
Баглама представляет собой синтез исторических музыкальных инструментов Центральной Азии и дотурецкой Анатолии . Частично произошел от тюркского комуза . Копуз . , или комуз , отличается от багламы тем, что у него обтянутый кожей корпус и две или три струны, сделанные из овечьей кишки, волчьей кишки или конского волоса На нем играют пальцами, а не медиатором, и гриф без ладов. Баглама буквально переводится как «нечто связанное», вероятно, это отсылка к привязанным ладам инструмента. Слово баглама впервые используется в текстах 18 века. Французский путешественник Жан Бенджамин де Лаборд, посетивший Турцию в том столетии, записал, что «баглама или тамбура по форме точно такие же, как когур, но меньшего размера». Чогур/Чогур во многом был переходным инструментом между старым комузом и новым стилем Баглама и имел форму корпуса, похожую на инструмент, называемый пандури в Грузии.
По словам историка Хаммера, металлические струны впервые были использованы на комузе с длинным грифом, известном как колча копуз, в Анатолии 15 века. [ нужна ссылка ] Это был первый шаг к появлению чогюра (когура), переходного инструмента между копузом и багламой. По словам писателя 17-го века Эвлии Челеби , чогюр был впервые изготовлен в городе Кютахья на западе Турции. Чтобы выдержать нагрузку металлических струн, кожаный корпус заменили деревянным, накладку грифа удлинили и ввели лады. Вместо пяти струн для волос теперь было двенадцать металлических струн, расположенных в четыре группы по три. Сегодня чогюр меньше багламы среднего размера. Чогур также используется для обозначения багламы среднего размера с короткой шеей (kısa sap bağlama).
Семья Баглама (Саз)
[ редактировать ]Имя | Частота. (низкий) | Длина тела | Радиус чаши | Длина шеи | Длина строки | Описание |
---|---|---|---|---|---|---|
Уход | 586 Гц Д | 22,5 см | 13,5 см | 30 см | 48 см | Самый маленький. |
трехструнный саз | Три проволочные струны, одинарный ход. | |||||
Чогюр саз | Когур. | |||||
Тамбурица | 293 Гц Д | 38 см | 22,8 см | 52 см | 80 см | См . Барабан . |
Подключение | 220 Гц А | 44,5 см | 24,9 см | 55 см | 88 см | Самый распространенный. |
сломанная трость | Г | См . бузуки . | ||||
квадратный саз | 110 Гц А | 52,5 см | 31,5 см | 70 см | 112 см | |
ашик саз | ||||||
диван саз | 146 Гц Д | 49 см | 29,4 см | 65 см | 104 см | |
басовый инструмент | Басовая версия. |
настройки багламы
[ редактировать ]есть три группы струн, или ряды На багламе , с двойными или тройными струнами. Эти группы струн можно настраивать различными способами, известными как дюзен (буквально «порядок»). Для баглама дюзени , наиболее распространенной настройки, курсы настраиваются сверху вниз, AGD. Некоторые другие дюзени — это Кара Дюзени (CGD), Мискет Дюзени (ADF#), Мюстезат (ADF), Абдал Дюзени и Раст Дюзени .
- Порядок связывания (La, Sol, Re) (A, G, D)
- Плохой порядок, черный порядок (Солнце, Ре, Ла) (G, D, A)
- Аранжировка мрамора (Fa#, Re, La) (F#, D, A)
- Они того стоят (Фа, Ре, Ла) (Ф, Д, А)
- Орден Абдала (Ла, Ла, Соль) (A, A, G)
- Зурна дюзени (D, D, A) (D, D, A)
- Структура C (Солнце, До, La) (G, C, A)
- Aşık düzeni (La (набор нижних струн), Re (набор средних струн), Mi (набор верхних струн) (A, D, E)
Шкала Багламы
[ редактировать ]Музыкальная гамма багламы отличается от гаммы многих западных инструментов, таких как гитара, тем, что ее пропорции близки к четвертям тонов . Традиционные соотношения ладов баглама перечислены Ялчином Турой: [ 3 ]
- Лад 1: 18/17
- Лад 2: 12/11
- Лад 3: 9/8
- Лад 4: 81/68
- Лад 5: 27/22
- Лад 6: 81/64
- Лад 7: 4/3
- Лад 8: 24/17
- Лад 9: 16/11
- Лад 10: 3/2
- Лад 11: 27/17
- Лад 12: 18/11
- Лад 13: 27/16
- Лад 14: 16/9
- Лад 15: 32/17
- Лад 16: 64/33
- Лад 17: 2/1
Однако, как подтвердил Окан Озтюрк, [ 4 ] производители инструментов теперь часто устанавливают лады на багламе с помощью калькуляторов ладов. [ 5 ] и тюнеры, основанные на 24-тональной равнотемперированной гитаре.
Известные исполнители
[ редактировать ]

- Пир Султан Абдал (1502–1566)
- Караджаоглан (1579–1639)
- Дадалоглу (1723–1789)
- Гевхери (1672–1735)
- Ашик Вейсел (1894–1973)
- Ариф Саг (1945-)
- Мухаррем Эрташ (1913–1984)
- Нешет Эрташ (1938–2012)
- Хусейн Алтын (1958–2016)
- Али Озютемиз (1968–2011)
- Эсат Кабакли
- Эмра
- Слепой Ахмет (1933–2016)
- Угур Исилак
- Синан Озен
- Мустафа Йылдыздоган
- Хильми Шахбаллы
- Азер Бюльбюль (1969–2012)
- Орхан Ольмез
- Онур Шан
- Осман Озтунч
- Ашик Махзуни Шериф (1940–2002)
- Махсун Кырмызыгюль
- Фатих Кысапармак
- Озан Ариф (1949–2019)
- Муслюм Гюрсес (1953–2013)
- Орхан Генджебай
- Исмаил Тюрют
- Эркан Оджаклы (1949–2008)
- Ибрагим Эркал (1967–2017)
- Ферди Тайфур
- Бурхан Чачан (1960–2023)
- Нурай Ишикташ (1964–2018)
- Хасим Мухаремович (1937–2012)
- Селим Салихович (1910–1988)
- Мухамед Мешанович Хамич (1931–1978)
- Джем Йылдыз
- Мухлис Бербероглу
См. также
[ редактировать ]
- Алевизм
- Искусство азербайджанских ашиков
- Баглама
- Бузуки ( Греция )
- Коррумпированный ( Ливан и Сирия )
- Усадьба
- Холм
- Останавливаться
- Иннаби , азербайджанский танец.
- Комуз
- Музыка Турции
- Саллане (лютня)
- Шаргия
- Решить
- Тамбура (инструмент)
- Барабан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «АТЛАС щипковых инструментов – Ближний Восток» . АТЛАС щипковых инструментов . Проверено 27 февраля 2013 г.
- ^ Шахерезада Касим Хасан; Моррис, Р. Конвей; Бейли, Джон; Во время, Жан (2001). «Танбур». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. xxv (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . стр. 61–62.
- ^ Ялчин Тура, «Проблемы турецкой музыки». Стамбул, издательство Pan, 1988 г., ISBN 975-7652-02-4 . См. стр. 159.
- ^ Жудкий, Олег. «О. ОЗТЮРК: ОТ СЕМНАДЦАТЬ ДО ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕХ: ИНСТРУМЕНТЫ СЕМЬИ БАЛЛАМА И ТРАДИЦИОННАЯ ТОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА» . academia.edu . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Настройки ладов в Багламе» . www.turkuler.com . Проверено 2 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Азербайджанские музыкальные инструменты
- Турецкие народные музыкальные инструменты
- Чашечные лютни с шейкой
- Армянские музыкальные инструменты
- Боснийские музыкальные инструменты
- Македонские музыкальные инструменты
- Туркменские музыкальные инструменты
- Турецкие слова и фразы
- Турецкие изобретения
- Курдские музыкальные инструменты