Бузуки
![]() | |
Другие имена | Бузуки, трихордо, тетрахордо |
---|---|
Классификация | |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321 (струнный инструмент с грушевидным корпусом и длинным грифом, играемый плектром) |
Диапазон игры | |
C3 – E6 (тетрахордо), D3 – E6 (трихордо) | |
Связанные инструменты | |
Бузуки , ( / b uː ˈ z uː k i b ˈ ʊ - / , [1] [2] также США : / b ə ˈ -/ ; [3] Греческий : µπουζούκι [будзуки] ; альт. пл. бузукиа , от греч. μπουζούκια ) — музыкальный инструмент , популярный в Греции . Это представитель семейства лютнь с длинной шеей, круглым корпусом с плоской верхушкой и длинным грифом с резной накладкой. У него стальные струны, и на нем играют с помощью плектра, производящего резкий металлический звук, напоминающий мандолину , но более низкую тональность. Это предшественник ирландского бузуки , инструмента, произошедшего от греческого бузуки, популярного в кельтской, английской и североамериканской народной музыке. Существует два основных типа греческих бузуки: трихордо ( трехрядное ) имеет три пары струн (известное как курсы) и тетрахордо ( четырехрядное ) имеет четыре пары струн. Инструмент был привезен в Грецию в начале 1900-х годов беженцами греческими из Анатолии и быстро стал центральным инструментом жанра ребетико и его музыкальных ответвлений. [4] Сейчас это важный элемент современной Лайко греческой поп -музыки .
Этимология
[ редактировать ]Название бузуки происходит от турецкого слова bozuk , что означает «сломанный» или «модифицированный». [5] и происходит от особого строя, называемого бозук дюзен , который обычно использовался в его турецком аналоге, саз-бозуке . Он принадлежит к той же группе инструментов, что и мандолина и лютня . Первоначально тулово было вырезано из цельного куска дерева, похожего на саз , но по прибытии в Грецию в начале 1910-х годов оно было модифицировано добавлением резной спинки, заимствованной у неаполитанской мандолы , и наклоненной на манер саза вершины. неаполитанской мандолины, чтобы увеличить прочность корпуса, чтобы выдерживать более толстые стальные струны. Тип инструмента, используемого в музыке ребетико , представлял собой инструмент с тремя курсами и тремя парами струн, но в 1950-х годах был разработан вариант с четырьмя курсами, который стал популярным благодаря Манолису Хиотису . [6]
Строительство
[ редактировать ]
С конструктивной точки зрения бузуки могут отличаться не только количеством струн, но и другими характеристиками, например, длиной грифа, шириной, высотой, глубиной чаши или основного корпуса, шириной нотоносцев (деревянные клинья) . или кусочки чаши) и т. д. Эти различия определяются производителем, который по своему опыту и в зависимости от звука, который должен издавать инструмент, модифицирует его функциональные элементы для достижения более пронзительного, глубокого или тяжелого звука.
Размер и тип резонирующего тела во многом определяют тембр инструмента, а длина грифа и, как следствие, струн определяет диапазон высоты звука инструмента, а также влияет на тембр. Хотя длина грифа может варьироваться от инструмента к инструменту, большинство бузуки имеют одинаковое количество ладов (27), расположенных так, чтобы обеспечить хроматическую гамму с 12 тонами равной темперации. На современных инструментах лады металлические и установлены в фиксированном положении на грифе (в отличие от ранних инструментов и родственных им баглам, в которых лады были из кишок или шнура, привязанных к грифу и подвижных). Качество древесины. из которого сделан инструмент, имеет большое значение для звука. Для изготовления чаши лучшими породами считаются шелковица, абрикос, вишня, акация и вяз, немного уступают орех, платан и каштан. Древесина должна быть твердой и получена из медленнорастущих деревьев. Верхняя дека или дека должны быть из кедра или ели (предпочтительно ели), по возможности срезанной одним куском. Верх играет важную роль в звуке, поскольку он резонирует, усиливает и продлевает вибрацию струн. Еще одним фактором, влияющим на качество звука, является лак и способ его нанесения. Лучший лак – натуральный, изготовленный из шеллак , который наносится вручную в несколько слоев традиционным способом, как для акустических, так и для визуальных эффектов. Гриф должен быть из очень сухой твердой древесины, чтобы не деформироваться и не увеличиваться расстояние от струн до грифа (высота строя), что усложняет игру на инструменте. Для этого производители используют разные методы, каждый из которых имеет свои секреты. Многие современные инструменты имеют металлический стержень или стержень ( анкерный стержень ), установленный в канале грифа под накладкой грифа, что добавляет некоторый вес, но увеличивает жесткость и позволяет регулировать гриф, если он начинает деформироваться.
История
[ редактировать ]
Греческий бузуки — щипковый музыкальный инструмент семейства лютни, называемый семейством табурас или тамбура. Тамбуры существовали в Древней Греции как пандура , и их можно найти в различных размерах, формах, глубине корпуса, длине шеи и количестве струн. Бузуки и баглама являются прямыми потомками. Греческий мраморный рельеф, известный как « База Мантинеи» (ныне выставленный в Национальном археологическом музее Афин ), датируемый 330–320 годами до нашей эры, изображает музу, играющую на одном из вариантов пандуры. [7] [8]
С византийских времен его называли сначала пандурой , а затем тамбурасом . [9] выставлены В Национальном историческом музее Греции тамбуры героя греческой революции 1821 года генерала Макриянниса .
Появились и другие размеры, в том числе греческий инструмент цурас , инструмент меньшего размера, чем стандартная бузукиа.
Бузуки прибыли в Грецию после войны 1919–1922 годов в Малой Азии и последующего обмена населением между Грецией и Турцией . Ранняя бузукиа в основном имела три ряда (шесть струн в трех парах, известных как трихордо ) и настраивалась по-разному в зависимости от гаммы, которую хотелось играть. В конце 1950-х годов бузукия из четырех блюд (тетрахордо) начала набирать популярность. Бузуки из четырех курсов стал популярным благодаря Манолису Чиотису , который также использовал настройку, аналогичную стандартной настройке гитары, что облегчило гитаристам игру на бузуки; это разозлило пуристов, но позволило добиться большей виртуозности и помогло превратить бузуки в поистине популярный инструмент, способный обеспечить широкий диапазон музыкального выражения. В последнее время популярность приобрела бузуки из трех блюд. Первая запись на четырехголосном инструменте была сделана в 1956 году. [10] [11]
Ирландский бузуки с четырьмя курсами, более плоской спинкой и настроенный иначе, чем греческий бузуки, является более поздней разработкой, возникшей в результате введения греческого инструмента в ирландскую музыку Джонни Мойниханом примерно в 1965 году. Впоследствии он был принят Энди Ирвином. , Донал Ланни и многие другие, [12] хотя некоторые ирландские музыканты, такие как покойный Алек Финн , продолжали использовать инструменты в греческом стиле. [13]
Бузуки из трех блюд (трихордо)
[ редактировать ]
Это классический стиль бузуки, появившийся примерно в 1900 году и ставший основой большинства музыки ребетико. Имеет фиксированные лады и 6 струн в трёх парах. В низкочастотном (басовом) курсе пара состоит из толстой намотанной струны и тонкой струны, настроенных на октаву друг от друга. Традиционный современный строй трихордо бузуки: D 3 D 4 –A 3 A 3 –D 4 D 4 . Этот строй был назван «европейским строем» Маркосом Вамвакарисом , который упомянул (но не смог описать) несколько других строев, или доузений , в своей автобиографии. [14] Иллюстрированное бузуки было изготовлено Каролосом Цакирианом из Афин и представляет собой копию бузуки- трихордо , сделанного его дедом для Маркоса Вамвакариса . Отсутствие тяжелого перламутрового орнамента, часто встречающегося на современных бузуки, типично для бузуки того периода. У него есть колки на восемь струн, но струн всего шесть, гриф слишком узкий для восьми. Мастера того времени часто использовали наборы из четырех тюнеров на инструментах-трихордо, поскольку они были более доступны и также использовались на мандолинах. [15]
Бузуки из четырех блюд (тетрахордо)
[ редактировать ]Этот тип бузуки имеет 8 металлических струн, которые расположены в 4 парах, известных как курсы, обычно настроенных C 3 C 4 –F 3 F 4 –A 3 A 3 –D 4 D 4 (т. е. на одну ступень ниже четырех высокие струны гитары ). В двух высоких тонах ( тройных ) две струны пары настроены на одну и ту же ноту. В двух низких ( басовых ) курсах пара состоит из толстой намотанной струны и тонкой струны, настроенных на октаву друг от друга. На бузуки первой в этих курсах идет более низкая струна, в отличие от большинства других инструментов с октавными парами (таких как 12-струнная гитара , чаранго или бахо сексто ). Эти «октавные струны» добавляют звучанию полноты и используются в аккордах и басовых дронах (непрерывных низких нотах, которые звучат на протяжении всей музыки). Гитароподобную настройку представил композитор и солист Манолис Хиотис , который счел, что она лучше подходит для той виртуозной игры, которой он был известен. Сегодня тетрахордо является наиболее распространенным бузуки, используемым в греческой музыке, хотя некоторые традиционалисты по-прежнему предпочитают трихордо, особенно для старых музыкантов. ребетико . стиль игры [14]
Усиление
[ редактировать ]Помимо разработки современного тетрахордо бузуки, Манолис Хиотис был пионером в использовании усиления для инструмента, которое он, возможно, использовал еще в 1945 году. [16] Однако самое раннее задокументированное использование усиления для бузуки связано с фотографией 1952 года, на которой Василис Цицанис и Яннис Папайоанну играют на бузуки, каждый со звукоснимателем в стиле электрогитары, прикрепленным к звуковому отверстию. Есть также многочисленные фотографии между 1953 и 1959 годами, на которых показаны группы, в которых и вокалисты, и игроки на бузуки используют микрофоны для усиления звука. [17] К 1960 году начали производиться специальные звукосниматели бузуки (такие как немецкий «Ideal»), которые постоянно устанавливались в инструменты. [17] [18] [19] Подобные звукосниматели сегодня широко используются некоторыми греческими артистами и выпускаются в активной и пассивной версиях.
Связанные инструменты
[ редактировать ]Греческие багламы ( греч . μπαγλαμάς ) или багламадаки ( греч . μπαγλαμαδάκι ) очень отличаются от турецких баглама . Он настроен так же, как трихордо бузуки, но имеет тон на октаву выше (номинально D–A–D), с парами унисона на четырех самых высоких струнах и парой октав на нижней ре. В музыкальном плане багламы чаще всего используются в качестве поддержки ноты. бузуки в пирейском стиле ребетико.
Известные игроки
[ редактировать ]- Анджело Аврамакис
- Манолис Хиотис
- Анестис Делиас
- Алек Финн
- Димитрис Гогос
- Апостолос Калдарас
- Харис Лемонопулос
- Колин Мелой
- Яннис Папайоанну
- Спирос Перистерис
- Яннис Татасопулос
- Вангелис Тригас
- Бабис Цертос
- Василис Цицанис
- Маркос Вамвакарис
- Nikos Vrachnas
- Гиоргос Замбетас
- Фил Икс
- Фрэнк Заппа
- Рой Уильямсон
- Михалис Генитарис
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бузуки» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз .
- ^ "Бузуки" (США) и «бузуки» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 22 марта 2020 г.
- ^ «бузуки» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ «Бузуки» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Музыкальные традиции , выпуски 2–4, 1984, с. 19
- ^ «Происхождение имени Бузуки» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 г. Проверено 9 февраля 2012 г.
- ^ «Kacoyannakis.com — Греческие музыкальные инструменты» . Kacoyannakis.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ "Музей инструментов, Греция" . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Элизабет Джеффрис, Джон Халдон, Робин Кормак, Оксфордский справочник по византийским исследованиям , Oxford University Press, 2008, стр.928; наградите также Никоса Малиараса, Byzantina mousikaorgana , EPN 1023, ISBN 978-960-7554-44-4 и Дигенис Акритас , версия Эскориала, vv. 826–827, изд. и перевод. Элизабет Джеффри.
- ^ Салоники mou ; Колумбия DG 7229; матрица CG 3438, запись 16 июня 1956 г.
- ^ Пеннанен, Рисо Пекка; «Органологическое развитие и практика исполнения греческого бузуки»; Журнал «Полифония» ; Весна 2009 г.; 14 :119–203, 142
- ^ Интервью с Энди Ирвином: «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 22 июня 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Интервью Алеку Финну» . Полмагнуссен.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Исторический журнал CLIO - История бузуки и его музыки» . Архивировано из оригинала 28 марта 2013 г. Проверено 4 июня 2015 г.
- ^ «Настройка ирландского бузуки» . Mandolinluthier.com . Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Шорелис, Тасос; " Антология Ребетики "? Афины: Плетрон ; 1981:4, стр. 179–180.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Петропулос, Илиас; Ребетика трагудия , 2-е изд.; Афины: Кедрос, 1979. с. 488.
- ^ Гаунтлетт, Статис; Фольклор и популизм: «озеленение» греческого блюза ; в Маргарет Кларк (редактор), Труды Четвертой национальной фольклорной конференции : 1991a. стр. 86–91.,
- ^ Гаунтлетт, Статис; «Орфей в преступном мире. Миф о ребетике и о нем»; Mandaforos deltio neoellinikon spoudon ; Канберра: Австралийский народный фонд; 34: Декабрь. 1991б. стр. 7–48
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ричардс, Тобе А. (2007). Библия греческих аккордов бузуки: стандартная настройка CFAD, 1728 аккордов . Соединенное Королевство: Книги Кэбота. ISBN 978-0-9553944-8-5 .
- Статакопулос, Димитриос (2014). Краткая история инструмента бузуки на греческом языке (греческое изд.). Нью-Йорк: Книги Сиберна. ISBN 978-1592325177 .
- Вамвакарис, Маркос (2015). Маркос Вамвакарис: Человек и бузуки . www.greeklines.com. ISBN 978-0993263309 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Греческий музыкальный инструмент бузуки в Британской энциклопедии