Концертина
Другой инструмент | |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 412.132 ( со свободным язычком Аэрофон ) |
Изобретатель(и) | Сэр Чарльз Уитстон , Карл Фридрих Улиг |
Развитый | 1829, 1834 |
Связанные инструменты | |
Аккордеон , губная гармоника , мелодеон |
Концертина и — со свободным язычком музыкальный инструмент , подобный различным аккордеонам губной гармошке . Он состоит из расширяющихся и сжимающихся сильфонов с кнопками (или клавишами) обычно на обоих концах, в отличие от кнопок-гармошки, которые находятся спереди.
Концертина была разработана независимо как в Англии, так и в Германии. [1] Английская версия была изобретена в 1829 году сэром Чарльзом Уитстоном . [2] в то время как Карл Фридрих Улиг представил немецкую версию пятью годами позже, в 1834 году. Различные формы гармоники используются для классической музыки, для традиционной музыки Ирландии , Англии и Южной Африки, а также для танго и польки музыки .
Концертина исторически была любимым инструментом среди людей, которые часто путешествуют (из-за ее небольшого и компактного размера), что привело к тому, что она стала распространенным инструментом среди солдат, моряков и ковбоев. Одного из них даже взяли на борт гренландской арктической экспедиции Роберта Пири в 1891 году . Несмотря на то, что в поп-культуре гармошка ассоциируется с Золотым веком пиратства, гармоника была изобретена почти через 100 лет после расцвета пиратства в Северной Америке. [3]
Системы
[ редактировать ]Концертины являются членами семейства ручных язычковых инструментов со свободным сильфонным приводом, сконструированных в соответствии с различными системами , которые различаются раскладкой клавиатуры и тем, воспроизводят ли отдельные кнопки (клавиши) одинаковые ( унисонорные ) или разные ( бизонорные ) ноты с изменениями в направление давления воздуха.
Поскольку гармошка была разработана почти одновременно в Англии и Германии, системы можно условно разделить на английский, англо-немецкий и немецкий типы. Для игрока, владеющего одной из этих систем, гармошка другой системы может быть совершенно незнакомой.
Английский язык и дуэт-концертина
[ редактировать ]Английская гармошка и гармошка Дуэта имеют сходство в истории и конструкции. Обе системы обычно воспроизводят хроматическую гамму и являются унисонорными, при этом каждая клавиша издает одну и ту же ноту независимо от того, нажимают или тянут мехи. Оба этих английских инструмента меньше немецких гармошек и обычно имеют шестиугольную форму, хотя иногда имеют 8, 10 или 12 сторон. В английской системе ноты гаммы чередуются между двумя руками, что позволяет играть быстрые мелодии. В дуэтной системе нижние ноты расположены слева, а высокие — справа, что облегчает воспроизведение переплетающихся гармоний и мелодий.
Английская концертина приписывается сэру Чарльзу Уитстону , который впервые запатентовал такую конструкцию в 1829 году в Великобритании . Уитстон также был первым, кто запатентовал дуэтную гармошку в 1844 году. [4]
Немецкие концертины
[ редактировать ]Немецкие гармошки, разработанные в Германии для местного рынка и диаспоры, обычно крупнее английских гармошек и, как правило, являются бизонорными, в них используются трости другого типа с «длинными пластинами» и часто квадратные, а не шестиугольные. [5] Немецкие концертины также иногда имеют более одной трости на ноту, что создает эффект вибрато , если их настройка немного отличается.
Хемницкая концертина
[ редактировать ]Различные немецкие системы-гармошки имеют общие конструктивные особенности и базовую раскладку клавиатуры. В Соединенных Штатах, особенно на Среднем Западе , где проживает много потомков немцев и центральноевропейцев, термин «концертина» часто относится к хемницеровской концертине , которая является бизонорной и тесно связана с бандонеоном , но имеет другую раскладку клавиатуры и декоративный стиль, в том числе несколько механических инноваций, впервые предложенных немецко-американским приборостроителем и изобретателем Отто Шлихтом . [6] : 204 Родственный вариант — концертина Карлсфельдера от К. Ф. Циммермана , созданная в 1849 году. [6] : 1 и показан на Лондонской промышленной выставке 1851 года . [7] Концертина Хемнитцера популярна среди музыкантов польки на Среднем Западе Америки, наиболее известному из которых является Лил Уолли .
Бандонеон
[ редактировать ]Бандонеон Генрихом (также переводится как бандонеон, бандонион) — немецкая система концертины с оригинальной бизонорной раскладкой, разработанная Бандом . Хотя инструмент задумывался как замена органа в небольших церквях и часовнях, вскоре он был секуляризован и теперь ассоциируется с музыкой танго из-за популярности этого инструмента в Аргентине с конца 19 века, когда танго развилось из различных танцевальных стилей в Аргентине и Уругвае. [8] Хотя типичный бандонеон является бисонорным, в 1920-х годах были разработаны унисонорные варианты, такие как системы Эрнста Куссерова и Чарльза Пегури, обе из которых были представлены примерно в 1925 году. [9] : 18 [10] Бандонеоны обычно имеют более одной трости на кнопку, настроенной всухую, с тростями, расположенными на октаве друг от друга. «Сухой» означает, что вибрато отсутствует, поскольку настройка точная. [9] : 18 Инструмент считается неотъемлемой частью оркестра аргентинского танго .
Англо-концертина
[ редактировать ]Англо- англо или -немецкая гармошка исторически представляет собой гибрид английской и немецкой гармошки. Расположение кнопок в целом такое же, как у оригинальных 20-кнопочных немецких концертин, разработанных Улигом в 1834 году, и в бизонорной системе. Через несколько лет после изобретения немецкая гармошка стала популярным импортом в Англию, Ирландию и Северную Америку из-за простоты использования и относительно низкой цены. Английские производители отреагировали на эту популярность, предложив свои собственные версии, используя традиционные английские методы: трости-гармошки вместо тростей с длинными пластинами, независимые шарниры для каждой кнопки и концы в форме шестиугольника, в результате чего появилась современная гармошка Anglo.
Франгло
[ редактировать ]Концертина системы «Franglo» была разработана мастерами C&R Dipper в сотрудничестве с Эммануэлем Паризелем , известным своим опытом профессионального исполнения двух с половиной рядов диатонического мелодеона . Система имеет конструкцию и язычок гармошки с кнопками по бокам, но расположение кнопок такое же, как у мелодеона. Имя Франгло представляет собой смесь слов French и Anglo.
Галерея
[ редактировать ]- Слепая девушка (1856)
- Американка, играющая на концертине (1860)
- Матросская гармошка
- Англо-концертина и бандонеон
История
[ редактировать ]Этот раздел включает список использованной литературы , связанной литературы или внешних ссылок , но его источники остаются неясными, поскольку в нем отсутствуют встроенные цитаты . ( Май 2012 г. ) |
19 век
[ редактировать ]В середине 1830-х годов гармошки производились и продавались в Германии и Англии в двух типах, характерных для этой страны. Обе системы продолжали развиваться в нынешних формах по мере роста популярности инструмента. Разница в ценах и общее использование английской и немецкой систем привели к некоторому классовому различию между ними. Немецкие или англо-немецкие гармоники считались инструментом низшего сословия, тогда как английская гармоника имела вид буржуазной респектабельности. Английские гармоники были наиболее популярны в качестве салонных инструментов для классической музыки, тогда как немецкие гармоники больше ассоциировались с популярной танцевальной музыкой того времени.
В 1850-х годах способность англо-немецкой концертины воспроизводить как мелодию, так и аккомпанемент побудила английских производителей начать разработку различных дуэтных систем. Популярная система Макканна была разработана к концу века; Тем временем немецкие производители производили гармошки с более чем 20 клавишами для местной продажи. В конечном итоге стали популярными три системы клавишных для немецких концертин: система Хемнитцера Улига, система Карлсфельда Карла Циммермана и система Рейнише бандонеона. Различные немецкие производители пытались разработать единую унифицированную клавиатурную систему для всех немецких гармошек, но это удалось лишь частично к концу XIX века, когда системы Хемнитцера и Карлсфельдера объединились в единую систему гармошка и была создана единая система бандонеона. . Несмотря на новые стандарты, старые системы оставались популярными и в 20 веке.
Концертина была популярна на протяжении всего 19 века. Армия Спасения в Англии, Америке, Австралии и Новой Зеландии обычно использовала гармоники в своих оркестрах, а другие гармоничные группы и музыканты выступали во всех частях англоязычного мира. Немецкие эмигранты привезли с собой свои хемнитцеры и бандонеоны в США и Аргентину, где они стали популярны в регионе.
Начало 20 века
[ редактировать ]В начале 20-го века популярность гармошки быстро снизилась по мере роста спроса на аккордеон, а также массового производства других инструментов, таких как фортепиано, которые больше подходят для хроматических форм музыки, таких как блюз и джаз. К середине века осталось немного производителей гармоник, и большинство из них использовали трости для аккордеона и недорогие и ненадежные клавишные механизмы. Тем не менее, в некоторых областях сохранились различные формы гармошки: англо-концертины в ирландской традиционной музыке, англичане и англо- в английском танце Морриса , англо- в Африке, среди африканеров (см. бурскую музыку ) и зулусов (которые называют это «сквошбоксом» ). "), [11] Хемницер в США как инструмент польки и бандонеон в Аргентине как выдающаяся часть традиции танго. В период между Первой и Второй мировыми войнами в Германии существовало множество концертинных и бандонеоновых оркестров, но с приходом нацистского режима эти музыкальные клубы исчезли. [ нужна ссылка ]
Народное возрождение и настоящее
[ редактировать ]Движения народного возрождения 1960-х годов привели к скромному возрождению популярности концертины, особенно английской. В последнее время популярность концертины снова растет, особенно англоязычной в традиционной музыке Ирландии и Англии. Возобновление интереса к танго с 1980-х годов также привело к увеличению интереса к бандонеону. Американский кантри /фолк-музыкант Уилли Карлайл ввел гармонику (наряду с баяном) в американскую кантри-музыку, что также отражает общее возрождение аккордеонов в американской музыке. [12]
Традиционное исполнение музыки продолжается во многих частях Великобритании в 21 веке, часто с использованием английских и англоязычных концертин. Концертины массово производятся в Италии и Китае, а производятся отдельными мастерскими в Европе, Южной Африке, Австралии и Северной Америке. Инструменты современного производства находятся в диапазоне качества и традиционализма: в самых дорогих инструментах используются традиционные трости типа гармошки, а в инструментах среднего уровня и недорогих тростях используется более низкая цена тростей для аккордеона массового производства.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэн Майкл Уорролл (1 января 2009 г.). Англо-германская концертина: социальная история . Том. 1. Дэн Майкл Уорролл. стр. 4–. ISBN 978-0-9825996-0-0 .
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 824.
- ^ Уоррал, Дэн. «Концертина в море: история морской иконы». Англоконцертина . По состоянию на 26 декабря 2023 г. http://www.angloconcertina.org/files/ConcertinasatSea1.pdf.
- ^ Джакомо Мейербер (1 января 2002 г.). Дневники Джакомо Мейербера: годы знаменитости, 1850-1856 . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. стр. 138–. ISBN 978-0-8386-3844-6 .
- ^ Хелена Симонетт (2012). Аккордеон в Америке: клезмер, полька, танго, Zydeco и многое другое! . Издательство Университета Иллинойса. стр. 247, 316. ISBN. 978-0-252-03720-7 .
- ^ Jump up to: а б Дэн Майкл Уорролл (1 января 2009 г.). Англо-германская концертина: социальная история . Том. 2. Дэн Майкл Уорролл. ISBN 978-0-9825996-1-7 .
- ^ Танго: история и рассказы . Немецкая мягкая обложка. 1999. с. 74. ИСБН 978-3-423-24182-3 .
- ^ Чарльз Г. Гроппа (30 декабря 2003 г.). Танго в США: история . МакФарланд. стр. 100-1 69–. ISBN 978-0-7864-2686-7 .
- ^ Jump up to: а б Алехандро Марсело Драго (2008). Инструментальные идиомы танго в симфонических произведениях и оркестровых обработках Астора Пьяццоллы. Проблемы исполнения и нотации: взгляд дирижера . ISBN 978-0-549-78323-7 .
- ^ Рубен Перес Бугалло (1 января 1993 г.). Иллюстрированный каталог аргентинских музыкальных инструментов . Эдиционес Дель Соль, стр. 77–. ISBN 978-950-9413-49-8 .
- ^ «Традиция черной концертины Южной Африки» . Международная концертинная ассоциация . Доклады Международной концертинной ассоциации. 05.12.2009 . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ «Вилли Карлайл: мастера слова, чудаки и концертины с кнутом | Холлер» . кричать.страна . Проверено 27 декабря 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эйдманн, Стюарт (2005). Жизнь и времена концертины: принятие и использование нового музыкального инструмента с особым акцентом на Шотландию . Концертина.com
- Уоррал, Дэн (2007). Краткая история английской концертины в США . Концертина.com
- Дэн Майкл Уорролл (1 января 2009 г.). Англо-германская концертина: социальная история . Дэн Майкл Уорролл. стр. 183 –. ISBN 978-0-9825996-0-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 6 (11-е изд.). 1911. .
- Международная Концертинная Ассоциация