Трикити

Трикити [ 1 ] ( стандартный баскский , произносится [трикити] ) трикитикса ( диалектный баскский , произносится [трикити`а] ), или eskusoinu txiki («звук руки», произносится [es̺kus̺oɲu tʃiki] )) — двухрядный баскский диатонический баян с право- ручные ряды с раздвинутой квинтой и двенадцатью унисонорными басовыми кнопками. Звукоподражание , по-видимому , trikitixa происходящее от звука, издаваемого бубном , первоначально относилось к традиционному баскскому ансамблю, состоящему из инструмента, который теперь носит это имя, а также альбоки , txistu и других инструментов.
Вероятно, завезён итальянскими иммигрантами из Альп . [ 2 ] Первое письменное свидетельство о трикитиксе засвидетельствовано в конце 19 века, а именно в 1889 году, когда диатонический аккордеон использовался для музыки на популярном празднике паломничества в Уркиоле ( Бискайя ). В 1890 году трикити появляется на снимке, сделанном в Альцасу (Наварра), железнодорожном узле. [ 3 ] Поэтому некоторые указывают на ввоз инструмента в Страну Басков из Италии через порт Бильбао , тогда как другие источники предполагают, что этот вид диатонического аккордеона был завезен итальянскими железнодорожниками из Альп. Сам диатонический баян был изобретен в Вене в 1829 году. [ 4 ] после этого распространился по всей Европе.
Пара диатонического баяна вместе с бубном постепенно набирала популярность и была принята для выступления на местных и народных праздниках, где молодежь танцевала под ее мелодии ( фанданго, арин-арин и т. д.), несмотря на сопротивление католической церкви, которая окрестила ее «адские мехи » на том основании, что его побуждающая к танцам и живая музыка может привести к искушению баскскую молодежь.
Эта модель игры оставалась неизменной до 1980-х годов, когда Кепа Юнкера и Хосеба Тапиа начали разрабатывать беспрецедентные способы игры в трикити. Хотя оба автора подверглись большой критике за свои новинки и эксперименты, они прижились, и оба стиля, традиционное и современное трикити, нашли свой путь и консолидировали свои отдельные пути. Оба исполнителя и сегодня остаются ключевыми фигурами трикити-аккордеона. Ощутили влияние такие артисты Техано , как Флако Хименес и другие международные игроки. Среди других известных игроков - Алаитц Теллечеа , Иньяки Мальбади , Майша Лисаррибар , Хаби Солано , Хаби Абуррузага , Икер Гоэнага и каталонец Карлес Бельда .
В настоящее время ансамбли традиционного стиля состоят из пары, играющей на трикити ( диатонический баян ), бубне и голосе. Игроки обычно используют богато украшенный и быстрый стиль, а также стаккато- тройни.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Euskaltzaindia (Академия баскского языка): «trikiti» , Словарь Euskaltzaindia (Словарь Euskaltzaindia).
- ^ Фабрисио Карденас (2 октября 2011 г.). «Баскские инструменты (2): трикитикса и пандеро» . Musicam scire (на французском языке) . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ «Что такое трикитикса?» . Ассоциация Трикитикса Страны Басков . Проверено 3 июня 2019 г.
- ^ «Трикитикша, диатонический звук» . Ассоциация Трикитикса Страны Басков . Проверено 27 февраля 2008 г. Сайт на баскском языке