Диатонический баян
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Январь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Классификация | Свободно-язычковый аэрофон |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 412.132 (наборы бесплатных тростей) |
Музыканты | |
Список аккордеонистов | |
Больше статей или информации | |
Аккордеон , Хроматический баян , Баян , Диатонический баян , Фортепианный аккордеон , Басовая система Stradella , Система свободного баса , Ряды и переключатели аккордеонных язычков |
Мелодеон аэрофонов со свободной или диатонический баян является членом семейства тростью музыкальных инструментов . Это тип баяна , на котором мелодическая клавиатура содержит один или несколько рядов кнопок, каждый из которых воспроизводит ноты одной диатонической гаммы . Кнопки на басовой клавиатуре чаще всего расположены парами: одна кнопка из пары звучит как основная часть аккорда , а другая — соответствующее мажорное трезвучие (или, иногда, минорное трезвучие).
Диатонические баяны популярны во многих странах и используются в основном для исполнения популярной музыки и традиционной народной музыки, а также современных ответвлений этих жанров.
Номенклатура
[ редактировать ]В разных частях англоязычного мира используются различные термины для диатонического баяна.
- термин мелодеон ( шотландский гэльский : meileòidean или am bogsa ), В Великобритании и Австралии обычно используется [1] независимо от того, имеет ли инструмент один, два или три ряда кнопок мелодий.
- В Ирландии мелодеон ( ирландский : mileoidean или bosca [2] ) отведено для инструментов с одним рядом кнопок мелодии («однорядный» инструмент), а инструменты с двумя или тремя рядами называются баянами (часто просто аккордеонами ). [3]
- В Северной Америке как однорядные, так и многорядные инструменты обычно называют просто аккордеонами . [ нужна ссылка ] (Исторически термин «мелодеон» применялся к различным органам со свободными язычками в XIX веке .)
Чтобы упростить ситуацию и избежать двусмысленности, в оставшейся части этой статьи будет использоваться термин диатонический баян, или DBA.
Международные условия
[ редактировать ]- Баскские термины — трикити , трикитикса , малый звук или диатонический аккордеон .
- Бразильско-португальские термины — восемь басов (букв. восемь басов), аккордеон из восьми басов , pé de bode (букв. козья нога), диатонический аккордеон или губная гармошка-понто .
- Каталонский термин – диатонический аккордеон .
- Голландские термины — «трехармоника» и «трекзак» .
- Эстонский термин — сильфоны .
- Финский термин – двухстрочный аккордеон.
- термин «Accordéon Diatonique» (обычно «диато» Во Франции используется ); mélodéon иногда используется для однорядных инструментов.
- Обычные немецкие термины — «Ziehharmonika», ручная гармошка или баян . [ нужна ссылка ]
- Швейцарский вариант с басовой клавиатурой двойного действия известен на местном немецком языке как Schwyzerörgeli .
- Альпийский австрийский вариант с усиленными басовыми нотами, напоминающими геликоновую тубу , известен на немецком языке как Steirische Harmonika .
- В Италии диатонический баян — это фисармоника диатоника или органетто .
- На лимбургском языке он известен как трекзак или kwetsjbuul / kwetsjbujel .
- Литовский термин - Армоника. [ лт ] .
- В Мексике, как и в Колумбии, его называют диатоническим аккордеоном или баяном .
- Норвежский термин — Торадер. [ нет ] (букв. двухрядный) или общий термин Дурспилль [ нет ] (букв. основной инструмент), охватывающий все количество рядов.
- В Португалии (особенно на севере) ее называют концертиной . [ нужна ссылка ] не путать с английским словом « концертина ».
- Русский термин – гармонь .
- Чешский термин — хелигонка . [4]
- Словацкий термин — heligónka . [ нужна ссылка ]
- Словенский термин - диатоническая гармоника и чаще frajtonar'ca.
- Шведский термин — Дурспель. [ св ] .
- В Аргентине его называют вердулера . [ нужна ссылка ]
Глоссарий
[ редактировать ]Следующие определения помогут понять эту статью.
- DBA : аббревиатура от диатонического баяна.
- одинарного действия : относится к инструменту, на котором каждая клавиша или кнопка воспроизводит две ноты, [5] как и бизонорический (термин, недавно придуманный на основе французского bi-sonore и немецкого wechseltönig ) [ нужна ссылка ]
- двойное действие : относится к инструменту, на котором каждая клавиша или кнопка воспроизводит одну ноту, [6] как и унисонорный (недавно придуманный как аналог бизонорного ) [ нужна ссылка ]
- реверс : на инструменте одинарного действия кнопка или клавиша, которая воспроизводит ноту, доступную в другом месте на клавиатуре, но полученную при использовании противоположного направления сильфона.
- случайно : любая нота хроматической гаммы, выходящая за пределы диатонической гаммы «домашней» тональности администратора базы данных.
Действие
[ редактировать ]Большинство диатонических баянов имеют «одинарную» (или бизонорную ) клавиатуру. [ нужна ссылка ] это означает, что каждая кнопка издает две ноты: одну, когда сильфон нажимается или нажимается (закрывается), а другая, когда сильфон натягивается или тянется (открывается). В этом отношении эти инструменты действуют как гармошка.
(Напротив, большинство других типов аккордеонов, например фортепианные аккордеоны и хроматические баяны, являются «двойного действия» - или унисонорными - потому что каждая клавиша воспроизводит одну ноту независимо от направления мехов.)
Другие односторонние или бизонорные члены семейства свободных язычков включают немецкую гармошку, англо-немецкую (или «англо») гармонику, бандонеон , хемницеровскую гармошку (см. гармошку ) и губную гармошку ( гармошку ).
Существуют разновидности диатонического баяна двойного действия, например гармон .
Распределение нот по клавиатуре и диапазону
[ редактировать ]Поскольку каждая кнопка воспроизводит две ноты, диатоническую гамму можно покрыть четырьмя кнопками мелодического ряда.
Например, в ряду мелодии с нотой C ноты нижней полной октавы диапазона инструмента назначаются четырем кнопкам следующим образом:
Кнопка | Толкать | Тянуть |
---|---|---|
1 | С | Д |
2 | И | Ф |
3 | Г | А |
4 | С' | Б |
Примечание. Первая кнопка в приведенном выше примере, имеющая номер 1, скорее всего, будет третьей или четвертой кнопкой подряд на инструменте. Также обратите внимание, что схема подъема/вытягивания для подъема по гамме нарушается при возврате к основной ноте, это гарантирует, что основная нота в обеих октавах (в этом примере C и C') находится в одном и том же «толкающем» направлении. Это также позволяет сохранять ноты мелодии в идеальном направлении для аккордов левой руки.
При нажатии мехов каждая кнопка воспроизводит ноту мажорного трезвучия клавиши Home; в этом случае шаблон CEG повторяется по всей клавиатуре. Остальные ноты диатонической гаммы воспроизводятся при вытягивании или вытягивании мехов.
Поскольку в диатонической гамме семь нот и каждая кнопка воспроизводит две ноты, пары нот на кнопках меняются в каждой октаве. Во второй полной октаве диапазона инструмента E сочетается с D (вместо F в первой октаве) и так далее.
Кнопка | Толкать | Тянуть |
---|---|---|
5 | И' | Д' |
6 | Г' | Ф' |
7 | С″ | А' |
8 | И" | Б' |
Поскольку диапазон каждой строки обычно ограничен двумя полными октавами (с несколькими нотами выше и ниже), непоследовательное сочетание нот от одной октавы к следующей остается управляемым.
Подробные схемы типового расположения нот на различных типах диатонического баяна (DBA) можно найти на сайте melodeon.net .
Доступные ключи
[ редактировать ]В однорядном DBA музыка в одной мажорной тональности и ее относительной минорной тональности может воспроизводиться . Например, инструмент в ре мажоре может воспроизводить музыку ре мажор и си минор. Однако разнообразие музыки, которую можно играть на однорядном инструменте, шире, чем можно предположить из этих фактов: помимо ре мажор и си минор, наш однорядный инструмент в ре может воспроизводить мелодии в ля миксолидийском и ми дорийском языках , а также мелодии в которых используются гаммы с пробелами, например пентатонические мелодии с основным тоном D, G или A.
Многорядные системы
[ редактировать ]Преимущество однорядного DBA состоит в том, что он легкий и компактный, но по своей природе ограничен нотами одной диатонической гаммы. С середины-конца 19 века инструменты производились более чем с одним рядом, чтобы дать исполнителям больший выбор гамм и тональностей.
Многорядные системы можно разделить на два широких класса: системы с разницей в четверть и системы с разницей в полтона.
Четвертые системы
[ редактировать ]Четвертые системы являются наиболее распространенной формой многорядных DBA. Двигаясь от внешней части клавиатуры внутрь, каждый ряд располагается на четверть выше соседнего. Традиционно сначала указывается внешний ряд клавиатуры: например, на инструменте G/C внешний ряд находится в тональности G, внутренний ряд - в C.
В континентальной Европе обычно используются двухрядные системы G/C и C/F и трехрядные системы G/C/F, но существует множество других вариантов. В Англии во второй половине 20-го века конфигурация D/G прочно утвердилась в качестве стандарта для интерпретации традиционной музыки Англии, особенно для сопровождения социальных танцев и танцев Морриса .
Трехрядные системы также популярны в Мексике и США (в музыке Conjunto , Tejano , Zydeco и Cajun ) и Колумбии (в музыке Валленато и фольклоре). [7] Настройки включают B ♭ /E ♭ /A ♭ , A/D/G, G/C/F, F/B ♭ /E ♭ и E/A/D. Трехрядная конфигурация с четвертым расположением друг от друга известна как «международная система». [8]
Многорядные системы, очевидно, расширяют диапазон доступных тональностей. Но поскольку многие ноты в дополнительных рядах являются «перевернутыми» (дубликаты нот, создаваемые противоположным действием мехов), многорядные системы обеспечивают большую гибкость фразировки, поскольку игрок часто может выбирать, менять ли направление мехов или нет или гармонизировать их. с определенным аккордом, выбирая ноту из того или иного ряда. Были разработаны стили игры, в которых пересечение рядов позволяет использовать басовую сторону с максимальным эффектом, а количество изменений направления мехов значительно сокращается.
Случайности и развороты
[ редактировать ]Еще одна функция, предназначенная для повышения гибкости систем четвертых ступеней, - это включение нот, выходящих за пределы диатонических гамм каждого ряда, или «случайностей». Эти ноты чаще всего управляются кнопками в верхней части клавиатуры (то есть ближе всего к подбородку игрока), под самыми низкими нотами гаммы.
Иногда случайно размещают две дополнительные кнопки или более короткий третий ряд из четырех или более кнопок рядом с сильфоном. Клубная система , разработанная Хонером, является хорошо зарекомендовавшим себя примером такого подхода. Используя акциденции и добавленную модификацию Глейхтона ( унисонорную тонику второй октавы в центре среднего ряда), эта система позволяет исполнителям получить полностью хроматическую гамму - хотя и только в одном направлении (рисование). [9]
Другое использование таких дополнительных коротких рядов или полурядов — обеспечить развороты (см. Выше), чтобы дать игроку большую гибкость.
Системы с разницей в полутона
[ редактировать ]В системах с разницей в полутон, движущихся снаружи клавиатуры, каждая строка имеет тон на полутон выше, чем ее сосед. Эта конфигурация делает доступными все ноты хроматической гаммы . В результате такие инструменты можно было бы строго назвать хроматическими (а не диатоническими) инструментами. На практике, однако, ограничения, налагаемые одним действием и раскладкой клавиатуры, заставляют большинство игроков использовать довольно ограниченный диапазон клавиш (хотя и более широкий, чем это практично в большинстве систем с четвертым расположением клавиш).
Самой ранней системой с разницей в полутон была C/C ♯ , и на протяжении многих лет использовалось множество вариантов, особенно D/D ♯ и G/G ♯ . Однако с середины 20-го века широко использовались две основные системы: система B/C, используемая в основном для ирландской и шотландской музыки, а также ее более крупный родственник, система B/C/C ♯ (которая сейчас мало распространена). используется за пределами Шотландии); и система C ♯ / D, несколько менее распространенная, используемая в основном в ирландской музыке. (Американские музыканты ирландского происхождения середины 20-го века использовали эту систему с обратным расположением рядов, т.е. D/C ♯ .)
Басовые системы
[ редактировать ]Традиционно однорядные инструменты имеют две или четыре кнопки на басовой стороне, двухрядные - восемь, трехрядные - двенадцать. Как упоминалось выше, кнопки баса традиционно расположены парами бас-нота/аккорд.
Некоторые современные музыканты, особенно во Франции, продвигают тенденцию к созданию инструментов с более сложной басовой системой, имеющей до 16 или даже 18 кнопок. Иногда эти более сложные системы отклоняются от принципа одинарного действия и могут содержать только басовые ноты вместо пар кнопок бас-аккорд.
Система B/C/C ♯ (также известная как Британская хроматическая система ), используемая в Шотландии, представляет собой яркий пример использования басовой стороны двойного действия с мелодической стороной одинарного действия: эти инструменты часто имеют полноценный бас Страделлы. система , используемая на фортепианных аккордеонах и хроматических баянах. [10]
Географические вариации темы DBA
[ редактировать ]В разных регионах мира было разработано несколько различных вариантов DBA. К ним относится русская гармонь , Steirische Harmonika. [примечания 1] или аккордеон словенского типа, популярный в альпийских регионах Европы, швейцарский Schwyzerörgeli и баскский трикитикса ; последние два сочетают в себе характеристики одинарного и двойного действия (бизонорные и унисонорные). Распространенный тип итальянского органетто имеет один мелодический ряд, дополненный очень коротким полурядом из двух-четырех кнопок (часто меньшего диаметра, чем кнопки в основном ряду), обеспечивающих только переворот.
Преимущества и недостатки диатонической системы
[ редактировать ]DBA имеют два основных преимущества по сравнению с хроматическими аккордеонами, такими как фортепианные аккордеоны и хроматические баяны: 1) меньший размер и меньший вес, 2) и ритмические эффекты, присущие одиночному («тяни-толкай») действию.
Разница в размере и весе обусловлена природой тростей аккордеона, которые издают звук, когда воздух проходит через них только в одном направлении. Другими словами, для любой клавиши или кнопки необходимы два язычка: один для звука при нажатии, другой для звука при вытягивании. Поскольку инструмент двойного действия звучит одну и ту же ноту как при нажатии, так и при вытягивании, ему нужны две трости для каждой ноты в его диапазоне, тогда как инструмент одинарного действия, который звучит по-разному при нажатии и вытягивании, требует только одного. Таким образом, для любого инструмента двойного действия требуется примерно вдвое больше тростей, чем для эквивалентного инструмента одинарного действия, что делает его больше и значительно тяжелее. (Другой способ понять эту разницу — принять во внимание тот факт, что инструменту двойного действия обычно требуется вдвое больше клавиш или кнопок для воспроизведения диапазона нот, чем инструменту одинарного действия: например, фортепианному аккордеону требуется 8 клавиш (16 Это преимущество в размере и весе несколько стирается в более сложных, многорядных вариантах администратор базы данных, упомянутый ниже.
Ритмические эффекты, присущие двухтактному действию, очень хорошо подходят для оживленных ритмов танцевальной музыки, в частности традиционной танцевальной музыки. (На многорядных инструментах с интервалом в четыре тона исполнители могут в некоторой степени противодействовать естественному эффекту «тяни-толкай» с помощью стиля игры с пересечением рядов, который «сглаживает» музыкальную фразировку; на системах с интервалом в полутон, в зависимости от тональности Кроме того, близость нот в DBA позволяет играть некоторые мелодии (особенно быстрые народные танцы и мелодии, написанные для инструмента) с большей легкостью и скоростью. чем на более раскинутых клавиатурах хроматических и фортепианных аккордеонов. Например, играть на ирландском барабане может быть легче на диатонике системы B/C, чем на фортепиано-аккордеоне, а швейцарские шоттиши или лендлеры легче играть на Schwyzerörgeli , чем на фортепиано или даже на хроматике из-за аккордового аккордеона. /арпеджио-фразы, которые естественным образом попадают на расположенные таким образом кнопки.
Основным недостатком диатонической системы является то, что игра в широком диапазоне тональностей нецелесообразна. Попытки преодолеть это ограничение, например, путем добавления дополнительных рядов и более сложных басовых систем, неизменно добавляют дополнительный объем и вес, тем самым ставя под угрозу преимущество в стремлении преодолеть недостаток. Крайними примерами являются трехрядные инструменты с 18 басами, которые предпочитают некоторые французские музыканты, и аккордеоны B / C / C ♯ со 120-кнопочными басами Stradella: размер и вес обоих этих типов могут быть больше, чем у фортепиано среднего размера. или хроматические аккордеоны.
Известные игроки
[ редактировать ]- Баскский язык: Кепа Юнкера
- Бельгия: Уилфрид Мунен, Рик Бун, Луис Спагна, Тун Ван Мирло, Паскаль Рубенс
- Бразилия: Ренато Боргетти , Жилберту Монтейру
- Колумбия: Исраэль Ромеро (Валленато), Анисето Молина (Кумбия), Альфредо Гутьеррес (Валленато), Алехо Дуран (Валленато), Эмилиано Сулета (Валленато), Колачо Мендоса (Валленато), Лисандро Меса (Порро и Кумбия), Антонио Ривас (Валленато). ) ).
- Доминиканская Республика: Креси Гарсия (Меренге Типико) Татико Энрикес (Меренге Типико)
- Англия: Хейзел Аскью , Энди Каттинг , Тим Иди , Джон Киркпатрик , Брайан Питерс , Сол Роуз , Джон Спирс , Род Стрэдлинг , Джон Тэмс , Тим ван Эйкен , Коэн Брейтуэйт-Килкойн, Мартин Эллисон, Пол Янг, Уилл Паунд, Фрэнки Инсли, Арчи Черчилль-Мосс
- Ирландия: Джо Берк , Бобби Гардинер , Джо Кули , Тони МакМэхон , Джеймс Кин , Джо Деррейн , Джеки Дэйли , Майртин О'Коннор , Шэрон Шеннон , Джонни О'Лири , Джонни Коннолли
- Италия: Денис Новато , Риккардо Тези , Амброджио Спаранья, [ это ] Массимилиано Морабито, Донателло Пизанелло.
- Мексика: Рамон Айала (Север), [11]
- Нидерланды: Франс Тромп
- Ньюфаундленд: Гарри Хиббс , Минни Уайт , Фрэнк Махер
- Норвегия: Раннвейг Джонне , Том Вилли Рустад [ нет ]
- Шотландия: Питер Вайпер , Джимми Шэнд , Уилл Старр , Ферги МакДональд
- Словения: Лойзе Слак
- США: Джон Киммел , Джо Деррейн , Хадди Ледбеттер , Марк Савой («Луизиана Каджун»), Джей Бузу Чавис («Луизиана «Зайдеко»), Флако Хименес («Конхунто») [11] Моджо из Моджо и The Bayou Gypsies (Zydeco и Cajun)
Репертуар
[ редактировать ]Классический
[ редактировать ]- «Танцы из альбома Новой Англии» 1856 года для оркестра Уильяма Бергсмы включают партии мелодеона (части I–III) и фисгармонии (часть IV).
См. также
[ редактировать ]- Аккордеон
- Бандонеон
- Каджунский аккордеон
- Хроматический баян
- Концертина
- Фортепианный аккордеон
- Рале-пуш
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Изображение: Schwarz-kaerntnerlkand.jpg [ из ] Изображение Штирийской гармошки
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мэллинсон, Дэйв. Д/Г Мелодеон . Клекхитон, Йоркшир: mally.com (2002) ISBN 1-899512-01-2 . Страница 3.
- ^ Ольстерская народная жизнь . Ольстерский музей народного творчества и транспорта. 1996. с. 89 . Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ Валлели, Финтан (редактор), «Спутник ирландской традиционной музыки» , издательство Коркского университета, Корк, Ирландия, 2012. ISBN 978-1-85918-450-9
- ^ Пухмертль, Милош. Школа игры на диатоническом аккордеоне «Геликонка» . Прага: Тризония. ISBN 8090011780 .
- ^ Смит, Грэм. «Современная игра на ирландском аккордеоне: история, биография и класс» в журнале Ethnomusicology , Vol. 41. № 3, осень 1997 г., стр. 3.
- ^ Смит, страница 3.
- ^ «Путеводитель музыканта по Acordeon Conjunto Norteño - Содержание» .
- ^ «Руководство музыканта по баяну клубной системы - Введение» . www.delaguerre.com .
- ^ «Руководство музыканта по баяну клубной системы - Введение» . www.delaguerre.com .
- ^ «Британская шкатулка с пуговицами — Джон Киркпатрик» . www.johnkirkpatrick.co.uk .
- ^ Jump up to: а б Гербер, Мариса (3 апреля 2014 г.). «Все больше любителей аккордеона втискиваются на уроки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 9 апреля 2014 г.