Хромка
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
![]() | |
Классификация | Бесплатный язычковый аэрофон |
---|---|
Развитый | Конец 19 века |
Диапазон игры | |
С4-С7 | |
Связанные инструменты | |
диатонический баян , баян |
Хромка ( рус . хро́мка , хромка ) — разновидность русской гармони ( унисонорный диатонический баян ). Это наиболее распространенный вариант в России и на территории бывшего СССР . Почти все русские гармони, изготовленные с середины ХХ века, являются хромками.
История
[ редактировать ]первые русские диатонические аккордеоны (названные гармоникой, гармонью или гармошкой от немецкого : Harmonika С 1830-х годов, когда в Туле начали производить ) в Туле появилось множество региональных вариаций. Одними из них были однорядные гармони из Вятки (называемые северянкой с севера ) и из Ливны (называемой ливенкой ). Их важной особенностью было то, что он был унисонорным (одна и та же нота издается при нажатии и вытягивании меха), тогда как все остальные европейские типы, в том числе и русские, были бисонорными (при нажатии и вытягивании меха издаются две ноты). Из этих типов под вероятным влиянием двухрядных бизонорных немецких гармоник в 1890-е годы были изготовлены первые хромки. Сначала они были одним из многих типов и конкурировали с другими традиционными вариантами (Вятским, Саратовским , Ливенским, Елецким и многими другими).
Но все изменилось после Октябрьской революции. Новое советское правительство начало проводить политику «культурного воспитания масс». Гармонь, как один из самых распространенных народных инструментов, была признана важнейшим и полезным средством этой политики. В 1920-е годы специальная правительственная комиссия провела ряд исследований и наконец решила, что все кустари должны объединиться в централизованные кооперативные фабрики (артели) и производить только три типа баянов: хромку, баян (хроматический баян) и русскую модификацию немецкого баяна. бизонорный диатонический аккордеон (этот русский тип также вышел из употребления к 1950-м годам). Основными причинами выбора хромки были: унисонность , простота и в то же время большой музыкальный потенциал.
Эта унификация и централизация позволили массово производить гармоны. Только на двух фабриках в Москве и Ленинграде выпуск гармонов вырос с 15 тысяч в 1930 году до 100 тысяч в 1932 году. 1959 год стал рекордным, когда в СССР было изготовлено почти полмиллиона хромок. Но с 1960 года в их производстве стали отдавать предпочтение хроматическим баянам, которые тогда казались предпочтительнее диатонических хромок.
После распада СССР и экономического развала страны большинство заводов обанкротились. Сегодня в Туле и Шуе осталось всего два завода, производящих всего несколько тысяч хромок в год.
Конструкции
[ редактировать ]В целом хромки очень похожи на западные диатонические аккордеоны, но во многом сильно отличаются, будучи более близкими к баянам.
На правой стороне расположены 25 кнопок в два ряда. Каждая кнопка воспроизводит только одну ноту либо при нажатии, либо при вытягивании меха, поэтому хромки уникальны среди диатонических аккордеонов. Хромки могут иметь от одного до пяти голосов (язычков) на ноту, но обычно их два или три, всего 25, 50, 75, 100 или 125 язычков.

Планировка также уникальна. Кнопки внешнего ряда соответствуют нотам на нотной строке, а кнопки внутреннего ряда - ноте между строками. Три верхние кнопки, одна из внутреннего ряда и две из внешнего ряда, являются случайными (G#, D#, F#). В профессиональных моделях с 27 кнопками две дополнительные нижние кнопки — C# и A#, а некоторые с 29 кнопками белорусского производства имеют сверху еще 2 высокие ноты — High D и High E. Кнопки 3-25 (или 27) — это ноты диатонической гаммы, расположенные зигзагообразно (как баян).

Левая сторона отличается еще больше. Он имеет 25 однотонных кнопок в три ряда. Внешние ряды — это аккорды и басы, расположенные по очереди, а внутренний ряд — дубликаты басов. Эта система представляет собой смесь унисонорной системы Страделлы и бизонорной басовой системы западных диатонических аккордеонов.
Существуют некоторые вариации в зависимости от целей. Дорогие профессиональные хромки могут иметь до пяти голосов, кассотто , переключатели регистров как с правой, так и с левой стороны и 2 (или даже 4) дополнительные кнопки высоких частот (как сказано выше). Дешевые, детские или сувенирные модели могут иметь только один или два голоса, а также уменьшенное количество кнопок (15, 19 или 23 справа и 12 слева).
Тюнинг
[ редактировать ]Как и западные диатонические аккордеоны, хромку можно настраивать по-разному. Настройка определяется третьей внешней кнопкой, которая производит тонику. По умолчанию используется строй до мажор . Все партитуры хромки написаны для гармоний до мажор. Возможны все 12 строев, но наиболее распространенными тональностями являются ре, соль и ля мажор. Все хромки играются, если они были в до мажоре, несмотря на их настоящее звучание. Это делает хромку теоретически транспонирующим инструментом. Музыкант (гармонист) использует одну и ту же аппликатуру для любой настройки.
Источники
[ редактировать ]- Мирек, Альфред. Справочник по гармоням. — М.: Музыка, 1968.
- Мирек, Альфред. И звучит гармоника. — М.: Советский композитор, 1979.
- Имханицкий, М. И. История баянного и аккордеонного искусства. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2006.