Jump to content

Баян

Диатонический баян (немецкое производство, начало 20 века)

Баян — это разновидность аккордеона , на котором мелодическая клавиатура состоит из ряда кнопок . Это отличается от фортепианного аккордеона , у которого есть клавиши фортепианного типа. Эрих фон Хорнбостель и Курт Сакс относят его к категории аэрофонов со свободным язычком в своей классификации инструментов , опубликованной в 1914 году. [1] Звук инструмента создается за счет вибрации воздуха в язычках. [1] Баян различных типов особенно распространен в европейских странах и странах, где поселились европейцы. Баян часто путают с гармоникой ; [2] Кнопки баяна находятся на передней части инструмента, тогда как у гармоники они расположены по бокам и нажимаются параллельно мехам.

Основные компоненты

[ редактировать ]

Все аккордеоны и гармоники состоят из трех основных компонентов: трости, меха и кнопок или клавиш. Если нажимать или тянуть сильфон медленнее или быстрее, звук становится мягче или громче соответственно. [1] У аккордеона свободные трости. [3] как на высоких , так и на басовых сторонах. В современных аккордеонах свободные трости обычно изготавливаются из закаленной стали. [3] Нажатие кнопки или ключа открывает клапан, позволяющий воздуху проходить через язычок или язычки, издавая звук при накачивании или выкачивании сильфона. В диатоническом баяне язычки закреплены попарно так, что при входе воздуха звучит одна нота, а при выходе воздуха - другая. [1] У баяна есть мелодические ноты на одной стороне мехов (обычно на правой стороне) и ноты басового аккомпанемента на другой стороне (обычно на левой). [2]

Некоторые баяны имеют «стопы», которые меняют тон и называются «Орган», «Труба» или «Тремоло». [4] [3] Это позволяет инструменту воспроизводить разные тона для различных ситуаций. [4] Некоторыми популярными примерами являются трехстопный аккордеон с двумя наборами теноровых тростей и одним басовым набором, а также классический немецкий четырехстопный аккордеон. [2] Трехстопный аккордеон имеет два набора теноровых и один набор басовых тростей. [2] Немецкий четырехстопный звук предпочитают музыканты Каджун, он имеет один бас, один пикколо и два тенора. [2] Это придает инструменту более плотный звук. [2] У большинства диатонических инструментов отсутствуют переключатели, хотя некоторые из них производятся такими компаниями, как Hohner, а также однорядные коробки типа Cajun, которые обычно имеют 3 или 4 ступени в верхней части коробки в качестве переключателей (что делает их еще более похожими на к органу), но обычно чаще встречаются переключатели на хроматическом или фортепианном аккордеоне. [5]

Вариации

[ редактировать ]

Баян встречается с широким спектром клавиатурных систем, настроек , действия и конструкции.

Диатонический баян является бизонорным, то есть при нажатии кнопки звучащая нота меняется в зависимости от того, расширяются или сжимаются мехи. [2] Это похоже на губную гармошку, где нота меняется в зависимости от того, вдыхает или выдыхает игрок. [2] В большинстве диатонических баянов каждый ряд кнопок мелодии создает разную мажорную гамму со случайными знаками на «вспомогательных кнопках» на концах рядов. [6] Диатонический баян — самый популярный тип баяна и встречается во многих культурах, особенно в народной музыке . [3]

Одним из популярных типов диатонических баянов является стандартный однорядный баян. Он настроен на диатоническую гамму в 2,5 октавы. ( Кнопки на стороне аккомпанемента бас/аккорды) при нажатии воспроизводят тонизирующий аккорд , а при нажатии — доминантный аккорд . Это хорошо работает и популярно в основных англо-американских скрипичных мелодиях. [2] Немецкий мелодеон был популярной, более поздней версией диатонического баяна, особенно в Шотландии примерно до 1920-х годов. [4]

Хроматический баян очень похож на фортепианный аккордеон, но может иметь 3, 4 или 5 рядов кнопок с правой стороны. [3] Он унисонорный, то есть одна и та же нота звучит независимо от того, нажимают или тянут мехи. Хроматический баян традиционно используется в концертной обстановке. [3] и более популярен в джазе и классической музыке, поскольку на нем можно свободно играть в любой тональности, обычно с одинаковой аппликатурой.

Первый диатонический баян был запатентован под названием «Аккордеон» в 1829 году Кириллом Демианом . [2] [1] В том же году Чарльз Уитстон изготовил первую концертину. [2] Первый хроматический баян был изготовлен Францем Вальтером в 1850 году. [3] Считается, что название «Аккордеон» происходит от Akkord , немецкого слова, обозначающего аккорд. Аккордеон, возможно, произошел от традиционных язычковых инструментов Юго-Восточной Азии. [2] Впервые баян был произведен массово в Европе в 1835 году, а фортепианный аккордеон появился позже. [2] Это был первый громкий, прочный и портативный инструмент массового производства, хотя он и стоил недешево. [2] Поначалу баян был слишком дорог, чтобы широко распространён среди низшего и среднего классов, но по мере того, как он терял свою новизну (около 1860-х гг. [4] ), оно получило более широкое распространение и среди этих групп. [4] [2] Сохранившиеся ранние инструменты показывают, что сначала на них играли только аккорды, и на них, в отличие от нынешнего времени, нужно было играть левой рукой. [1] Первые аккордеоны имели всего 5 кнопок (10 аккордов), поэтому в основном использовались для аккомпанемента. [4]

Первые труппы менестрелей гастролировали по Америке еще в 1843 году, распространяя звучание аккордеона. [2] Баян идеально подходил для танцевальной музыки многих культур, поскольку можно было одновременно играть и мелодию, и аккомпанемент, и при этом иметь возможность петь или постукивать ногами. Множество тростей производят более громкий звук, идеально подходящий для переполненного танцевального зала . [2]

Культуры

[ редактировать ]

Бразилия

[ редактировать ]

Северо-восток

[ редактировать ]

Диатонический двухрядный баян с восемью басовыми кнопками до сих пор очень распространен на северо-востоке Бразилии. [6] Его называют фолом, чтобы отличить его от фортепианного аккордеона. [6] Впервые он появился там в конце девятнадцатого века. [6] Раньше использовались однорядные диатонические баяны с двумя басовыми кнопками. [6] Позже популярность хроматических аккордеонов возросла, что увеличило количество возможных стилей, в которых на них можно было играть. [6]

Ирландия

[ редактировать ]

Концертина, баян и фортепианный аккордеон популярны в традиционной ирландской музыке . Впервые баян появился в продаже в Ирландии в 1831 году. [1]

Северная Америка

[ редактировать ]

Мексика и Техас, США

[ редактировать ]

Баян очень распространен в техано (техасско-мексиканской) музыке. Двухрядный баян очень распространен, с некоторыми вариациями. [7] Мексиканские музыканты- нортеньо предпочитают аккордеоны с большим количеством вибрато, а техасские музыканты предпочитают меньшее вибрато. [7] Вибрато возникает в результате настройки тростей, немного отличающихся друг от друга. [7]

Луизиана, США

[ редактировать ]

Баян появился в Луизиане в 1800-х годах. [8] Это был популярный инструмент среди каджунцев и франкоязычных креолов . [8] Позже в Луизиане была изготовлена ​​новая, более качественная версия баяна, которая стала и остается популярной среди исполнителей Cajun и Zydeco . [8] Акадская Хадди традиция южной Луизианы оказала влияние на некоторых, таких как «Лидбелли» Лидбеттер . [2] Баян был особенно популярен среди афроамериканцев в Луизиане с 1880 по 1910 год. [2] В некоторых регионах и группах диатонический баян известен как «винджаммер». [2]

Африка к югу от Сахары

[ редактировать ]

Начиная с 19 века, баян играет важную роль в музыке стран Африки к югу от Сахары . [3] Его привезли сюда моряки, купцы и поселенцы . [3] и используется сольно и в танцевальных коллективах. [3]

Известные игроки

[ редактировать ]
  • Хадди «Лидбелли» Лидбеттер : один из первых афроамериканцев, сделавших коммерческие записи на баяне. [2] Он был из округа Каддо , штат Луизиана, и делал записи сельской афроамериканской музыки на аккордеоне с 1942 по 1947 год. [2] На его музыку повлиял акадский стиль южной Луизианы.
  • Флако Хименес : Популярный аккордеонист в музыке Техано . [7]
  • Жилберто Рейес : Популярный аккордеонист в музыке Техано. [7] Он ремонтировал и настраивал свои собственные аккордеоны, а также вносил изменения в свой собственный баян. Из-за этого его заметила инструментальная компания Hohner и пригласила к себе поработать. [7] Он изменил настройку тростей в баяне, чтобы создать аккордеон с предпочтительным звучанием Флако Хименеса, что сделало его идеальным для техасско-мексиканской музыки. [7]
  • Нарсисо Мартинес : Его часто называют «пионером аккордеона» в музыке техано. [7]
  • Zé Calixto : Популярный аккордеон-виртуоз на северо-востоке Бразилии. [6] Брат Луизиньо Каликсто. [6]
  • Луизиньо Каликсто : популярный аккордеон-виртуоз на северо-востоке Бразилии. [6] Брат Зе Каликсто.
  • Шэрон Шеннон : ирландский музыкант
  • Дэвид Идальго : участник группы Los Lobos

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г Ни Чаойм, Майре (2010). «Путешествие в традиции: социальная история ирландского баяна» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Снайдер, Джаред (1994). «Leadbelly и его Windjammer: изучение афроамериканской традиции баяна». Американская музыка . 12 (2): 148–166. дои : 10.2307/3052520 . ISSN   0734-4392 . JSTOR   3052520 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Харрингтон, Хельми Страл; Кубик, Герхард (20 января 2001 г.). «Аккордеон». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.46180 . ISBN  9781561592630 – через Oxford Music Online.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Эйдманн, Стюарт (1999). «Так же обычно, как ежевика: первые сто лет аккордеона в Шотландии, 1830–1930». Журнал народной музыки . 7 (5): 595–608. ISSN   0531-9684 . JSTOR   4522630 .
  5. ^ «Истории о скамейке» . Фонд Архули.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блоги, АМИС (13 сентября 2019 г.). «Бизонорный баян на северо-востоке Бразилии» . АМИС . Проверено 26 мая 2020 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шихи, Дэниел. «Замечательное возрождение баяна» . Смитсоновский журнал . Проверено 24 мая 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б с ДеВитт, Марк Ф. (1 октября 2017 г.). «Культурное значение диатонического однорядного баяна в Южной Луизиане». Журнал Акустического общества Америки . 142 (4): 2570. Бибкод : 2017ASAJ..142.2570D . дои : 10.1121/1.5014395 . ISSN   0001-4966 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6233a1ae0feb362126da0d4b949022c__1720185900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/2c/b6233a1ae0feb362126da0d4b949022c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Button accordion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)