Баян
Баян — это разновидность аккордеона , на котором мелодическая клавиатура состоит из ряда кнопок . Это отличается от фортепианного аккордеона , у которого есть клавиши фортепианного типа. Эрих фон Хорнбостель и Курт Сакс относят его к категории аэрофонов со свободным язычком в своей классификации инструментов , опубликованной в 1914 году. [1] Звук инструмента создается за счет вибрации воздуха в язычках. [1] Баян различных типов особенно распространен в европейских странах и странах, где поселились европейцы. Баян часто путают с гармоникой ; [2] Кнопки баяна находятся на передней части инструмента, тогда как у гармоники они расположены по бокам и нажимаются параллельно мехам.
Основные компоненты
[ редактировать ]Все аккордеоны и гармоники состоят из трех основных компонентов: трости, меха и кнопок или клавиш. Если нажимать или тянуть сильфон медленнее или быстрее, звук становится мягче или громче соответственно. [1] У аккордеона свободные трости. [3] как на высоких , так и на басовых сторонах. В современных аккордеонах свободные трости обычно изготавливаются из закаленной стали. [3] Нажатие кнопки или ключа открывает клапан, позволяющий воздуху проходить через язычок или язычки, издавая звук при накачивании или выкачивании сильфона. В диатоническом баяне язычки закреплены попарно так, что при входе воздуха звучит одна нота, а при выходе воздуха - другая. [1] У баяна есть мелодические ноты на одной стороне мехов (обычно на правой стороне) и ноты басового аккомпанемента на другой стороне (обычно на левой). [2]
Некоторые баяны имеют «стопы», которые меняют тон и называются «Орган», «Труба» или «Тремоло». [4] [3] Это позволяет инструменту воспроизводить разные тона для различных ситуаций. [4] Некоторыми популярными примерами являются трехстопный аккордеон с двумя наборами теноровых тростей и одним басовым набором, а также классический немецкий четырехстопный аккордеон. [2] Трехстопный аккордеон имеет два набора теноровых и один набор басовых тростей. [2] Немецкий четырехстопный звук предпочитают музыканты Каджун, он имеет один бас, один пикколо и два тенора. [2] Это придает инструменту более плотный звук. [2] У большинства диатонических инструментов отсутствуют переключатели, хотя некоторые из них производятся такими компаниями, как Hohner, а также однорядные коробки типа Cajun, которые обычно имеют 3 или 4 ступени в верхней части коробки в качестве переключателей (что делает их еще более похожими на к органу), но обычно чаще встречаются переключатели на хроматическом или фортепианном аккордеоне. [5]
Вариации
[ редактировать ]Баян встречается с широким спектром клавиатурных систем, настроек , действия и конструкции.
Диатонический баян является бизонорным, то есть при нажатии кнопки звучащая нота меняется в зависимости от того, расширяются или сжимаются мехи. [2] Это похоже на губную гармошку, где нота меняется в зависимости от того, вдыхает или выдыхает игрок. [2] В большинстве диатонических баянов каждый ряд кнопок мелодии создает разную мажорную гамму со случайными знаками на «вспомогательных кнопках» на концах рядов. [6] Диатонический баян — самый популярный тип баяна и встречается во многих культурах, особенно в народной музыке . [3]
Одним из популярных типов диатонических баянов является стандартный однорядный баян. Он настроен на диатоническую гамму в 2,5 октавы. ( Кнопки на стороне аккомпанемента бас/аккорды) при нажатии воспроизводят тонизирующий аккорд , а при нажатии — доминантный аккорд . Это хорошо работает и популярно в основных англо-американских скрипичных мелодиях. [2] Немецкий мелодеон был популярной, более поздней версией диатонического баяна, особенно в Шотландии примерно до 1920-х годов. [4]
Хроматический баян очень похож на фортепианный аккордеон, но может иметь 3, 4 или 5 рядов кнопок с правой стороны. [3] Он унисонорный, то есть одна и та же нота звучит независимо от того, нажимают или тянут мехи. Хроматический баян традиционно используется в концертной обстановке. [3] и более популярен в джазе и классической музыке, поскольку на нем можно свободно играть в любой тональности, обычно с одинаковой аппликатурой.
- Однорядный диатонический баян
- Трехрядный диатонический баян.
- Трехрядный хроматический баян.
- Баян четырехрядный и пятирядный хроматический.
История
[ редактировать ]Первый диатонический баян был запатентован под названием «Аккордеон» в 1829 году Кириллом Демианом . [2] [1] В том же году Чарльз Уитстон изготовил первую концертину. [2] Первый хроматический баян был изготовлен Францем Вальтером в 1850 году. [3] Считается, что название «Аккордеон» происходит от Akkord , немецкого слова, обозначающего аккорд. Аккордеон, возможно, произошел от традиционных язычковых инструментов Юго-Восточной Азии. [2] Впервые баян был произведен массово в Европе в 1835 году, а фортепианный аккордеон появился позже. [2] Это был первый громкий, прочный и портативный инструмент массового производства, хотя он и стоил недешево. [2] Поначалу баян был слишком дорог, чтобы широко распространён среди низшего и среднего классов, но по мере того, как он терял свою новизну (около 1860-х гг. [4] ), оно получило более широкое распространение и среди этих групп. [4] [2] Сохранившиеся ранние инструменты показывают, что сначала на них играли только аккорды, и на них, в отличие от нынешнего времени, нужно было играть левой рукой. [1] Первые аккордеоны имели всего 5 кнопок (10 аккордов), поэтому в основном использовались для аккомпанемента. [4]
Первые труппы менестрелей гастролировали по Америке еще в 1843 году, распространяя звучание аккордеона. [2] Баян идеально подходил для танцевальной музыки многих культур, поскольку можно было одновременно играть и мелодию, и аккомпанемент, и при этом иметь возможность петь или постукивать ногами. Множество тростей производят более громкий звук, идеально подходящий для переполненного танцевального зала . [2]
Культуры
[ редактировать ]Бразилия
[ редактировать ]Северо-восток
[ редактировать ]Диатонический двухрядный баян с восемью басовыми кнопками до сих пор очень распространен на северо-востоке Бразилии. [6] Его называют фолом, чтобы отличить его от фортепианного аккордеона. [6] Впервые он появился там в конце девятнадцатого века. [6] Раньше использовались однорядные диатонические баяны с двумя басовыми кнопками. [6] Позже популярность хроматических аккордеонов возросла, что увеличило количество возможных стилей, в которых на них можно было играть. [6]
Ирландия
[ редактировать ]Концертина, баян и фортепианный аккордеон популярны в традиционной ирландской музыке . Впервые баян появился в продаже в Ирландии в 1831 году. [1]
Северная Америка
[ редактировать ]Мексика и Техас, США
[ редактировать ]Баян очень распространен в техано (техасско-мексиканской) музыке. Двухрядный баян очень распространен, с некоторыми вариациями. [7] Мексиканские музыканты- нортеньо предпочитают аккордеоны с большим количеством вибрато, а техасские музыканты предпочитают меньшее вибрато. [7] Вибрато возникает в результате настройки тростей, немного отличающихся друг от друга. [7]
Луизиана, США
[ редактировать ]Баян появился в Луизиане в 1800-х годах. [8] Это был популярный инструмент среди каджунцев и франкоязычных креолов . [8] Позже в Луизиане была изготовлена новая, более качественная версия баяна, которая стала и остается популярной среди исполнителей Cajun и Zydeco . [8] Акадская Хадди традиция южной Луизианы оказала влияние на некоторых, таких как «Лидбелли» Лидбеттер . [2] Баян был особенно популярен среди афроамериканцев в Луизиане с 1880 по 1910 год. [2] В некоторых регионах и группах диатонический баян известен как «винджаммер». [2]
Африка к югу от Сахары
[ редактировать ]Начиная с 19 века, баян играет важную роль в музыке стран Африки к югу от Сахары . [3] Его привезли сюда моряки, купцы и поселенцы . [3] и используется сольно и в танцевальных коллективах. [3]
Известные игроки
[ редактировать ]- Хадди «Лидбелли» Лидбеттер : один из первых афроамериканцев, сделавших коммерческие записи на баяне. [2] Он был из округа Каддо , штат Луизиана, и делал записи сельской афроамериканской музыки на аккордеоне с 1942 по 1947 год. [2] На его музыку повлиял акадский стиль южной Луизианы.
- Флако Хименес : Популярный аккордеонист в музыке Техано . [7]
- Жилберто Рейес : Популярный аккордеонист в музыке Техано. [7] Он ремонтировал и настраивал свои собственные аккордеоны, а также вносил изменения в свой собственный баян. Из-за этого его заметила инструментальная компания Hohner и пригласила к себе поработать. [7] Он изменил настройку тростей в баяне, чтобы создать аккордеон с предпочтительным звучанием Флако Хименеса, что сделало его идеальным для техасско-мексиканской музыки. [7]
- Нарсисо Мартинес : Его часто называют «пионером аккордеона» в музыке техано. [7]
- Zé Calixto : Популярный аккордеон-виртуоз на северо-востоке Бразилии. [6] Брат Луизиньо Каликсто. [6]
- Луизиньо Каликсто : популярный аккордеон-виртуоз на северо-востоке Бразилии. [6] Брат Зе Каликсто.
- Шэрон Шеннон : ирландский музыкант
- Дэвид Идальго : участник группы Los Lobos
См. также
[ редактировать ]- Список всех чемпионов Ирландии по баяну
- Бандонеон
- Позади
- Концертина
- Хармон
- Мелодеон
- Фортепианный аккордеон
- Сквизбокс
- Штирийская губная гармошка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ни Чаойм, Майре (2010). «Путешествие в традиции: социальная история ирландского баяна» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Снайдер, Джаред (1994). «Leadbelly и его Windjammer: изучение афроамериканской традиции баяна». Американская музыка . 12 (2): 148–166. дои : 10.2307/3052520 . ISSN 0734-4392 . JSTOR 3052520 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Харрингтон, Хельми Страл; Кубик, Герхард (20 января 2001 г.). «Аккордеон». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.46180 . ISBN 9781561592630 – через Oxford Music Online.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эйдманн, Стюарт (1999). «Так же обычно, как ежевика: первые сто лет аккордеона в Шотландии, 1830–1930». Журнал народной музыки . 7 (5): 595–608. ISSN 0531-9684 . JSTOR 4522630 .
- ^ «Истории о скамейке» . Фонд Архули.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блоги, АМИС (13 сентября 2019 г.). «Бизонорный баян на северо-востоке Бразилии» . АМИС . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Шихи, Дэниел. «Замечательное возрождение баяна» . Смитсоновский журнал . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с ДеВитт, Марк Ф. (1 октября 2017 г.). «Культурное значение диатонического однорядного баяна в Южной Луизиане». Журнал Акустического общества Америки . 142 (4): 2570. Бибкод : 2017ASAJ..142.2570D . дои : 10.1121/1.5014395 . ISSN 0001-4966 .