Штирийская губная гармошка

Штирийская гармоника (англ. произношение: [ˈʃtaɪ̯rɪʃə harˌmoːnika] ) — тип бизонорного диатонического баяна, важный для альпийской народной музыки Хорватии Немецкое ( Hrvatsko zagorje ), Словении , Чехии , Австрии , немецкой земли Бавария и итальянского Южного Тироля . Steirische Harmonika отличается от других диатонических баянов, как правило, более богатыми басовыми нотами и наличием одной клавиши на ряд гамм, которая имеет один и тот же тон как при сжатии, так и при расширении мехов , называемой Gleichton . Басовые ноты заслуживают отличия Helikonbässe, потому что в них используются трости большего размера с дюралюминиевым каркасом и специальной конструкцией камеры, которая усиливает басовые тона, придавая им громкий звук, напоминающий тубу Helicon .
Название «Steirische Harmonika» буквально переводится с немецкого как штирийский аккордеон; использование прилагательного steirische происходит из венского диалекта . Steirische относится к штату Штирия (Штирия) или Штайерска по-словенски. Этот тип гармошки зародился в Штирии, в городе Виндишграц (или Словень Градец по-словенски), после изобретения Францем Любасом в 1878 году трости для баса-геликона.
Описание
[ редактировать ]У Steirische Harmonika мелодическая сторона находится справа, а басовая сторона — слева. Что касается мелодии, то здесь имеется от трех до пяти рядов кнопок, каждый из которых имеет свою клавишу . Аккордеоны с пятью рядами используются в основном в Австрии. При сжатии меха кнопки одного ряда воспроизводят тоны из тоники тональности , а при раскрытии меха кнопки одного ряда воспроизводят тоны из доминантной септимы тональности . Кнопка, которая издает один и тот же тон как при расширении, так и при сжатии сильфона, называется Gleichton («один и тот же тон» по-немецки). Часто мелодии требуют воспроизведения кнопок разных рядов, поскольку их невозможно разложить на тоны тоники и доминантной седьмой части данной тональности. Первоначально существовало две системы диатонического Steirische: словенская система, в которой не было Gleichton и плоской клавиатуры, и немецкая или австрийская система с Gleichton и ступенчатой клавиатурой. Словенская система больше не используется; даже словенские игроки сегодня играют по немецкой или австрийской системе.
Существует также хроматическая версия Steirische с той же системой высоких частот, что и у обычного хроматического аккордеона. Это называется «полухроматической» (polkromatična гармоника), «полухроматической» или «12-басовой хроматической». Таким образом, верхняя сторона звучит одинаково в любом направлении мехов. Однако басовая система звучит по-разному в зависимости от направления мехов, но устроена так, что можно воспроизводить все 12 нот гаммы. Этот тип хроматического Steirische был популяризирован в Америке Мэттом Хойером, Джонни Пеконом и Лу Требаром.
Для каждого ряда на правой стороне мелодии есть две связанные кнопки на внешнем ряду на стороне баса: одна для основного тона и одна для гармонии . При сжатии они играют тонику, а при расширении – доминанту. Однако функция внутреннего ряда зависит от производителя.
Техническая игра на Steirische Accordion очень развита, особенно в Баварии, Австрии и Словении.
Награды чемпиона мира по штирийской гармошке
[ редактировать ]- 1987 Зоран Люпин
- 1996 Тони Бартл
- 1997 Якоб Бергманн [ 1 ]
- 1999 Роберт Готер [ 2 ]
- 2007 Маркус Оберляйтнер [ 3 ]
- 2009 Нейц Пачник
- 2015 Нейц Пачник
Другие известные художники
[ редактировать ]- Словения: Лойзе Слак, Франк Михелич, Тине Лесяк, Оттавио Брайко, Макс Кумер, Нико Зайц
- Австрия: Эрвин Ашенвальд, Эрвин Ашенвальд младший, Эрих Мозер, Клаудия Хинкер
- США: Мэтт Хойер, Джо Млакар, Луис Шпехек, Джо Кушар, Бобби Згонц, Эл Мейкснер, Алекс Мейкснер, Джо Смилл.
- Художники Chromatic Steirische в США: Мэтт Хойер, Джонни Пекон, Лу Требар, Бензи Рэтбоун, Роб Дебландер, Дэррил Валенсич, Фред Кухар.
Обозначения
[ редактировать ]Ноты на Штайрской гармошке расположены так, чтобы облегчить исполнение музыки с тональностью, характерной для альпийской народной музыки , но затруднить ее исполнение по современной нотной записи .
Чтобы помочь в игре на Steirische Harmonika, издатели Verlag Helbling в 1916 году запатентовали табулатуру , которая в настоящее время больше не используется. На смену ему пришла нотация под названием Griffschrift , которую изобрел учитель музыки из Бернбаха в Штирии по имени Макс Розенцопф. Обозначения похожи на современные обозначения, но по-разному отображают тона в позициях на нотоносце. В 1975 году Розенцопф основал издательскую компанию Verlag Preissler и напечатал первую книгу, используя Griffschrift для обучения чтению конспектов. Теперь все ноты Steirische Harmonika печатаются с использованием этой записи.
В Чехии и Словакии также есть родственный инструмент, называемый гелигонка-гармоника.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Хертель, Герман. «Штирийский » .
- Гутледер, Хельмут (2006). Развитие производства гармоник в Австрии (на немецком языке). Зальцбург : Зальцбургский университет Моцартеум .
- ^ Андреас Бергманн, Якоб Бергманн (5 июля 2012 г.). «Чемпионы мира 1997 года» . Jakob.bergmann.tirolspeed.com . Проверено 8 декабря 2013 г.
- ^ «Вельтмейстер 1999» . Робертготер.com . Проверено 8 декабря 2013 г.
- ^ Weltmeister 2007. Архивировано 26 октября 2008 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
