Баян (аккордеон)
Классификация | Свободно-язычковый аэрофон |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 412.132 |
Диапазон игры | |
Правостороннее руководство: Русский баян и хроматические баян имеют гораздо больший диапазон правой руки в научной записи высоты звука , чем аккордеоны с фортепианной клавиатурой: пять октав плюс второстепенная треть (письменный диапазон = E2-G7, фактический диапазон = E1-C#8). . [1] Левое руководство | |
Музыканты | |
Список аккордеонистов | |
Больше статей или информации | |
Аккордеон , Хроматический баян , Баян , Диатонический баян , Фортепианный аккордеон , Басовая система Stradella , Система свободного баса , Ряды и переключатели аккордеонных язычков |
Баян ( русский: бая́н , IPA: [bɐˈjan] ) — разновидность хроматического баяна, разработанная в Российской империи 11 века в начале 20 века и названная в честь барда Бояна . [2]
Характеристики
[ редактировать ]

Баян отличается от западных хроматических баянов некоторыми деталями конструкции:
- Трости более широкие и прямоугольные (а не трапециевидные ).
- Трости часто крепятся большими группами к общей пластине (а не парами); пластины привинчиваются к язычковому блоку (а не прикрепляются воском ).
- клавиатура Мелодическая середине корпуса ( прикреплена ближе к а не сзади).
- Трости обычно не настраиваются с помощью тремоло .
- На некоторых более крупных моделях переключателями регистра можно управлять подбородком (также возможно с некоторыми более крупными европейскими баянами).
- Ряд уменьшенных аккордов сдвинут, так что уменьшенный аккорд G находится там, где можно было бы ожидать уменьшенного аккорда C в басовой системе Stradella .
- Переключатели конвертера, которые переключаются со стандартных предустановленных аккордов на свободный бас (отдельные басовые ноты), распространены на более крупных инструментах. В отличие от западных традиций, в режиме свободного баса низкие ноты обычно находятся внизу инструмента, а высокие — вверху.
- Новые инструменты могут иметь регистр, в котором каждый сыгранный тон фактически дает идеальную квинту .
Различия во внутренней конструкции придают баяну иную окраску тона, чем у западных инструментов, а бас имеет гораздо более полное звучание. Из-за своего диапазона и чистоты тона баяны часто выбирают виртуозы аккордеона, исполняющие классическую и современную классическую музыку . Двумя известными советскими композиторами, написавшими композиции для баяна, являются Владислав Золотарёв и Софья Губайдулина . Словацкий композитор Петер Махайдик написал Концерт для двух баянов с оркестром . [3] Премьера которого состоялась Акко Дуэтом (Миран Ваупотич и Ивана Левак-Вопотич) с Симфоническим оркестром Поморской филармонии под управлением Александра Грефа в Филармонии Падеревского в Быдгоще, Польша, 4 июня 2009 года. Русский виртуоз баяна Стас Венглевский представил современные произведения Иегуда Янней , Энтони Галла-Рини и Уильям Сусман . [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льянос, Рикардо; Альберди, Инаки (2002). «Аккордеон для композиторов (испанское издание)» . стр. 2–5 . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ «Баян – русский баян – баян» . Барыня.com . Архивировано из оригинала 17 декабря 2017 года . Проверено 28 января 2017 г.
- ^ «ПЕТР МАХАЙДИК: КОНЦЕРТ ДЛЯ ДВУХ БАЯНОВ И ОРКЕСТРА» . www.machajdik.com . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ " "Премьерные спектакли Стаса Венглевского" " (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 марта 2011 года . Проверено 12 марта 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Черкасский, Л. Украинские народные музыкальные инструменты . Техника, Киев, Украина, 2003. 262 pages. ISBN 978-966-575-111-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]