Jump to content

Иегуда Яннай

Иегуда Яннай (иврит: Иегуда Яннай)
Янней в 2016 году
Рожденный ( 1937-05-26 ) 26 мая 1937 г.
Тимишоара , Румыния
Умер 14 декабря 2023 г. (14 декабря 2023 г.) (86 лет)
Милуоки, Висконсин, США
Род занятий композитор, дирижер, режиссер и художник-постановщик.
Эра 20 век

Иегуда Яннай (26 мая 1937 г. - 14 декабря 2023 г.) [ 1 ] был композитором . Он родился в Тимишоаре , Румыния, и эмигрировал в Израиль в 1951 году. В Израиле он учился в Академии Рубина в Тель-Авиве. Впоследствии он учился в Университете Брандейса , Музыкальном центре Тэнглвуда и Университете Иллинойса , прежде чем стать преподавателем в Университете Висконсин-Милуоки (UW-M). [ 2 ] Он был почетным профессором музыки UW – M. [ 3 ]

Биография

[ редактировать ]

Яннай родился 26 мая 1937 года в семье евреев, говорящих на венгерском языке, в Тимишоаре, в регионе Банат , Румыния. Несмотря ни на что, он и его ближайшие родственники в Тимишоаре и Будапеште пережили эпоху Холокоста. [ 4 ]

Янней в детстве учился игре на фортепиано, но особого интереса к музыке не имел. Его детские интересы были связаны с естественными науками. В 1948 году румынский коммунистический режим экспроприировал дом его родителей и небольшую фабрику по производству бумажных изделий. Семье было разрешено иммигрировать в Израиль в 1951 году, и ей пришлось отказаться от румынского гражданства.

В Израиле он учился в элитной сельскохозяйственной средней школе Пардес Ханна ( иврит : בית הספר התיכון החקלאי פרדס חנה ) с полной стипендией и после окончания учебы служил в Корпусе военной полиции Сил обороны Израиля следователем по уголовным делам. После нескольких лет перерыва он возобновил время от времени уроки игры на фортепиано и начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано, хотя и без какого-либо формального изучения композиции.

В 1959 году его принял в частные ученики Александр Урия Боскович, у которого он учился до 1964 года. [ 5 ] Боскович сразу познакомил его с техниками двадцатого века и оказал на него большое влияние как на композитора, а затем и как на преподавателя композиции. Он был самым молодым композитором, опубликованным Израильским музыкальным институтом , недавно созданным государственным издательством израильских композиторов. После завершения обучения теории музыки в Музыкальной академии Рубина в Тель-Авиве в 1964 году он продолжил обучение в аспирантуре в Америке, чему способствовала стипендия Фулбрайта , первая в Израиле, присуждаемая в области музыкальной композиции. В Университете Брандейса (магистр искусств, 1966 г.) он учился у Артура Бергера и Эрнста Кренека , а в Университете Иллинойса Урбана-Шампейн (DMA 1974 г.) он учился, у Сальваторе Мартирано . среди других, [ 5 ] В период с 1966 по 1968 год он был деканом Израильской консерватории в Тель-Авиве, с этой должности на неполный рабочий день он был уволен после того, как инициировал объединение ее преподавателей в профсоюз.

После участия в Шестидневной войне Янней вернулся в США в 1968 году по приглашению музыковеда доктора Александра Рингера, чтобы получить докторскую степень в Университете Иллинойса Урбана-Шампейн. В 1970 году он стал работать на музыкальном факультете Университета Висконсин-Милуоки. Он также преподавал в качестве приглашенного профессора в Техасском университете в Далласе и был профессором Фулбрайта в Государственном университете музыки и исполнительских искусств Штутгарта и Высшей школе музыки и театра. Гамбург .

Иегуда Янней ушел в отставку в 2004 году с должности профессора композиции в Университете Висконсин-Милуоки . В 1971 году, находясь в Университете Вашингтона в Милуоки, он основал серию концертов «Музыка почти вчера». [ 5 ] это продолжалось непрерывно в течение 51 года. Университета Висконсин-Милуоки , хранящийся в библиотеке Голды Меир Архив карьеры Яннея , можно найти здесь .

Когда Янней начал сочинять музыку в начале 1960-х, его сразу же привлекли авангардные инновации в музыке: сериализм , открытая форма , графическая нотация и новые звуковые материалы, создаваемые с помощью электроакустических устройств. В начале своей карьеры он внес оригинальный вклад в расширение практики инструментального и вокального исполнения.

В своей докторской диссертации под названием « К открытому методу анализа современной музыки: исследование избранных произведений Эдгара Вареза и Дьёрдя Лигети» (1974) [ 6 ] Янней излагает свой эстетический и технический подход к пониманию и сочинению музыки на пике модернизма, в тот момент в истории музыки, когда он начал композиторскую карьеру. Во введении к диссертации он объясняет свой подход к музыке как к «конкретному объекту, который можно назвать музыкальным, существующему как в природе, так и в качестве артефакта». По его словам: «Минимальное определение объекта, называемого музыкальным, — это сочетание звука и тишины, которое может подразумевать или не подразумевать функциональный порядок и существовать в концептуальном пространстве и времени». Его предпосылка бросает вызов принципам предписывающих (поэтому закрытых) систем, таких как теория Шенкера или теория множеств для анализа музыки. По сути, это также освобождает современных композиторов и исполнителей от приверженности традиции: будь то классика (например, сериальная музыка) или модная авангардная практика. К концу 1950-х годов возникло ощущение новой свободы держаться подальше от монолитных «композиционных школ», которые спровоцировали фракционность среди признанных и молодых композиторов.

Диссертация содержит первый опубликованный полный анализ « Октандра» (1924) Вареза и первый полный анализ композиции Лигети « Десять пьес для духового квинтета» (1969). Последняя глава диссертации содержит анализ/описание отрывков из «Миркамим» Яннея, «Текстуры звука для большого оркестра» (1967), Mutatis Mutandis для шести исполнителей (1968) и preFIX-FIX-sufFIX для фагота, валторны и виолончели (1971). Миркамим был выбран для участия в Международном фестивале Gaudeamus в 1968 году в Голландии, а Мутатис Мутандис представляла Израиль на Международном фестивале ISCM 1969 года в Гамбурге. Янней не мог позволить себе присутствовать на премьерах.

Он и его первая жена Йона прибыли в Шампейн-Урбану в сентябре 1968 года через Париж и Чикаго. Они пропустили на несколько дней исторические беспорядки в этих двух городах, которые произошли тем летом. Музыкальная школа Университета Иллинойса Урбана-Шампейн была всемирно признанным очагом новой музыкальной деятельности с 1950-х по 1970-е годы, возглавляемой такими композиторами, как Кеннет Габуро , Сальваторе Мартирано , Бен Джонстон , Лехарен Хиллер и Герберт Брюн . Когда Эдвин Лондон присоединился к факультету в 1969 году, инструментальная, вокальная и мультимедийная сфера концертов расширилась. Этот нестандартный сценарий побудил Яннея создавать новые произведения с использованием оригинально изобретенных театральных и инструментальных приемов, которые легли в основу «Рапхапа» (1969), «Книжки-раскраски для арфиста» (1969), «Кохелета» (1970) и подобных произведений. Кроме того, это дало ему первый шанс начать дирижировать новыми произведениями других композиторов.

Этот опыт оказался удачной подготовкой к созданию серии «Музыка почти вчера» (MFAY) в Университете Висконсин-Милуоки (UWM) в 1970 году. По прибытии в Милуоки он нашел в UWM сообщество молодых музыкантов, которые жаждали создать прочный форум для новой музыки. Его основными соратниками в то время были Кентон Мейер, флейтист, Монте Перкинс, фаготист, и Раймонд Вейслинг, композитор, тубаист и экспериментатор в области электроники. В 1972 году Янней получил крупный грант от NEH на представление Milwaukee Fresh Music Fare, крупнейшего на сегодняшний день фестиваля современной музыки в этом городе.

Многие из самых ранних произведений Яннея были основаны на изобретенных ладовых мелодиях, вдохновленных музыкой, которую он слышал и которой восхищался в Израиле: сефардской и йеменской народной и литургической музыкой, а также арабской музыкой. Эти богатые музыкальные ресурсы продолжали питать его музыку на протяжении всей его творческой карьеры. Параллельно со всеми другими вдохновляющими ресурсами, композиционные модели в расширенной форме партитуры и графических обозначениях возникли в результате реализации в звучании абстрактного искусства (живопись действия, коллаж и стили геометрического цветового поля), которые имели дело в первую очередь с текстурой, цветом, числами и пропорциями. Встреча с Театром абсурда в конце 1950-х годов вдохновила его на театральные постановки, которые в конечном итоге привели к совместному кинопроизводству и участию в таких фильмах, как «Джидилл» (1990) и «Девятая Гудини» (1973).

Цитируя примечания к альбому CRI (SD 437), который содержит первую запись его песенного цикла At The End Of The Parade (1974) для баритона и шести исполнителей, Янней пишет: «В 1970 году моя музыка приняла плавный поворот. не сознательное решение, а постепенное осознание формирования свежего музыкального вкуса и мышления. Именно тогда я впервые почувствовал свободу и непосредственность в музыкальном выражении, включая Традицию Нового». Этот свежий дух времени, по восприятию Яннея, сигнализировал о необходимости выйти за рамки «международного стиля» в композиции и перейти к индивидуализированному подходу в создании каждого отдельного нового произведения. Подобные трансформации произошли и в стилистических поворотах других композиторов, поскольку эта новая фаза модернизма стала начинаться с префикса «пост». Переходом на эту фазу зрелости его творчества является продолжающееся исследование и реализация новых задач с точки зрения предмета и средств массовой информации, расширенных и изобретенных вокальных и инструментальных техник, а также требуемых от исполнителей виртуозности и настойчивости. Фактически, практически все произведения связаны со случайными встречами с чрезвычайно способными и предприимчивыми исполнителями, которые приветствовали вызовы, которые композитор бросал в своих новых произведениях.

В 1982 году Янней получил должность приглашенного профессора Фулбрайта в Штутгарте и вернулся в Европу после 31-летнего перерыва. Германия уже находилась в активной фазе подведения итогов своего мрачного национал-социалистического прошлого. Глубоким откликом Яннея стала серия произведений под названием «Европейская трилогия», в которую вошли «Im Silberwald» для тромбона, стеклянной губной гармошки и кассеты (1983), «Ансамбли Целана» для тенора и инструментов (1986), вокальные и инструментальные пьесы, электронная театральная пьеса « In Madness». Есть «Порядок» (1988) и музыкальный фильм «Идиллия» (1990). В сольной пьесе на тромбоне вместе с хоровой «Le Campane di Leopardi» (1979) используется фиксированный гул настроенных очков и электроники, диатонические и просто интонационные пропорции к центральной ноте, которая расширяет все произведение. Будучи первым ненемецким композитором, который углубился в сложную поэзию Пауля Целана , пережившего Холокост, на языке оригинала, Янней соединил свои тексты из разных стихотворений и соединил их с непоследовательными текстами и личностью Антонен Арто . Оба пережили безумие и трагический конец в Париже.

Ряд его оркестровых сочинений был исполнен и заказан Эдвином Лондоном после того, как он основал Кливлендский камерный симфонический оркестр (1980), который стал уникальным форумом для более масштабных произведений для ныне живущих композиторов. К ним относятся Exit Music at Century's End (1995) и Фортепианный концерт (2002) для фортепиано соло и 15 инструментов. Эти пьесы в более широком масштабе представляют собой развитие композиционного стиля Янне, восходящего к «Трио» для кларнета, виолончели и фортепиано (1982). Среди других крупных ансамблевых работ - «Рапсодия» для альт-саксофона и духового ансамбля (2005) и «Nuances argentées» («Оттенки серебра») (2006) для записанного голоса и флейтового оркестра из 24 музыкантов.

Все инструментальные и вокальные произведения, написанные с начала 1980-х годов для существующих ансамблей и солистов-виртуозов, были и продолжают писаться в духе своеобразного эффекта Януса: сознавая музыкально-культурное прошлое и одновременно ища еще неизведанные территории выражение. «Горнология для валторны» (2004), квазитеатральное сольное произведение, которое можно считать самой сложной музыкой, написанной для этого инструмента, является прекрасной иллюстрацией вышесказанного. Другими примерами в этом духе являются « Три органические пьесы » (2004) для органа и Marrakesh Bop для микротональной флейты и гитары (1999), основанные на оригинальном макаме и плотнейших микротональных интонациях, реализуемых путем натягивания гитарных струн.

Вершина тотальной медиа-реализации с использованием каббалистических перестановок еврейского алфавита находится в «Сияющем, внутреннем свете » (1998–2000) для динамика, музыкальной пилы, металлической перкуссии, перкуссионного фонтана, проекций и каллиграмм. Это произведение заняло вечер выступлений и выставочное пространство изобретенных металлических инструментов (в сотрудничестве со Стивеном Певником), сыгранных в многотемповой полифонии и визуальных эффектах. Инструменталисты также становятся артистами перформансов в «Бессоннице в Гаване» , театральной пьесе для перкуссиониста/актера, «живой электроники и проекций» (2005 г.) и «Мифолог Среднего Запада» (2012 г.), театральной пьесе для пианиста.

Его тысячелетний период начался с тесного сотрудничества с виртуозом баяна и аккордеона Стасом Венглевским, создавшим множество камерных и ансамблевых произведений, расширяющих репертуар инструментов. В их число входят My Main Squeeze (2000) для трубы, аккордеона и виолончели и Plus Avec Moins (PAM) – More From Less (MFL) (2012) для аккордеона соло и 24 флейт. Подобные отношения композитора и исполнителя продолжаются, в частности, с пианисткой Джери-Мэй Астольфи ( «Bits Into Pieces » (2014) для фортепиано и электроники для iPad) и альтистом Йосси Гуттманом ( «Изысканная альт» (2013) для альта соло). В 2017 году состоялась премьера струнного квартета « Две аллеи в Старом Тель-Авиве» (2013) в Берлине и квартета саксофонов «Центр не держится» (2016) в Миннеаполисе. Начиная с этого обновления в 2022 году, Янней постоянно выпускал новые произведения и новые премьеры, в том числе «Берлинская музыка » (2018) для струнного трио, премьера которой состоялась в Берлине в 2018 году, и «Камерная симфония Януса для 13 музыкантов » (2020), премьера которой состоялась в Будапеште в 2020 году. Совсем недавно его премьера состоялась в 2020 году. «Три пьесы для саксофона и арфы» (2022) и «Десять воспоминаний и фантазийты» (2020–21) для фортепиано соло были загружены на его страницу Vimeo и доступны для просмотра.

Композиции

[ редактировать ]

Источники

  • Леви, Берт Дж. (2001). «Янай, Иегуда». В Стэнли Сэди ; Джон Тиррелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан.
  • Мукиан, Майкл (8 мая 2017 г.). « Готика Среднего Запада» продолжает музыкальную одиссею Джоша Шмидта» . Висконсинская газета . Проверено 20 июля 2017 г.
  • Рэндел, Дон М. , изд. (1996). «Яннай, Иегуда» . Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-37299-9 .
  • Яннай, Иегуда (1974). К открытому методу анализа современной музыки: исследование избранных произведений Эдгара Вареза и Дьёрдя Лигети (диссертация DMA). Урбана: Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн.
  • Яннай, Иегуда (1988). «Европейская трилогия». Перспективы новой музыки . 26 (2): 281–299. дои : 10.2307/833198 . JSTOR   833198 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 320dfd90c8b3473ac83922998ed64833__1702760460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/32/33/320dfd90c8b3473ac83922998ed64833.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yehuda Yannay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)