Иегуда Яннай
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Иегуда Яннай (иврит: Иегуда Яннай) | |
---|---|
Рожденный | Тимишоара , Румыния | 26 мая 1937 г.
Умер | 14 декабря 2023 г. Милуоки, Висконсин, США | (86 лет)
Род занятий | композитор, дирижер, режиссер и художник-постановщик. |
Эра | 20 век |
Иегуда Яннай (26 мая 1937 г. - 14 декабря 2023 г.) [ 1 ] был композитором . Он родился в Тимишоаре , Румыния, и эмигрировал в Израиль в 1951 году. В Израиле он учился в Академии Рубина в Тель-Авиве. Впоследствии он учился в Университете Брандейса , Музыкальном центре Тэнглвуда и Университете Иллинойса , прежде чем стать преподавателем в Университете Висконсин-Милуоки (UW-M). [ 2 ] Он был почетным профессором музыки UW – M. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Яннай родился 26 мая 1937 года в семье евреев, говорящих на венгерском языке, в Тимишоаре, в регионе Банат , Румыния. Несмотря ни на что, он и его ближайшие родственники в Тимишоаре и Будапеште пережили эпоху Холокоста. [ 4 ]
Янней в детстве учился игре на фортепиано, но особого интереса к музыке не имел. Его детские интересы были связаны с естественными науками. В 1948 году румынский коммунистический режим экспроприировал дом его родителей и небольшую фабрику по производству бумажных изделий. Семье было разрешено иммигрировать в Израиль в 1951 году, и ей пришлось отказаться от румынского гражданства.
В Израиле он учился в элитной сельскохозяйственной средней школе Пардес Ханна ( иврит : בית הספר התיכון החקלאי פרדס חנה ) с полной стипендией и после окончания учебы служил в Корпусе военной полиции Сил обороны Израиля следователем по уголовным делам. После нескольких лет перерыва он возобновил время от времени уроки игры на фортепиано и начал сочинять небольшие пьесы для фортепиано, хотя и без какого-либо формального изучения композиции.
В 1959 году его принял в частные ученики Александр Урия Боскович, у которого он учился до 1964 года. [ 5 ] Боскович сразу познакомил его с техниками двадцатого века и оказал на него большое влияние как на композитора, а затем и как на преподавателя композиции. Он был самым молодым композитором, опубликованным Израильским музыкальным институтом , недавно созданным государственным издательством израильских композиторов. После завершения обучения теории музыки в Музыкальной академии Рубина в Тель-Авиве в 1964 году он продолжил обучение в аспирантуре в Америке, чему способствовала стипендия Фулбрайта , первая в Израиле, присуждаемая в области музыкальной композиции. В Университете Брандейса (магистр искусств, 1966 г.) он учился у Артура Бергера и Эрнста Кренека , а в Университете Иллинойса Урбана-Шампейн (DMA 1974 г.) он учился, у Сальваторе Мартирано . среди других, [ 5 ] В период с 1966 по 1968 год он был деканом Израильской консерватории в Тель-Авиве, с этой должности на неполный рабочий день он был уволен после того, как инициировал объединение ее преподавателей в профсоюз.
После участия в Шестидневной войне Янней вернулся в США в 1968 году по приглашению музыковеда доктора Александра Рингера, чтобы получить докторскую степень в Университете Иллинойса Урбана-Шампейн. В 1970 году он стал работать на музыкальном факультете Университета Висконсин-Милуоки. Он также преподавал в качестве приглашенного профессора в Техасском университете в Далласе и был профессором Фулбрайта в Государственном университете музыки и исполнительских искусств Штутгарта и Высшей школе музыки и театра. Гамбург .
Иегуда Янней ушел в отставку в 2004 году с должности профессора композиции в Университете Висконсин-Милуоки . В 1971 году, находясь в Университете Вашингтона в Милуоки, он основал серию концертов «Музыка почти вчера». [ 5 ] это продолжалось непрерывно в течение 51 года. Университета Висконсин-Милуоки , хранящийся в библиотеке Голды Меир Архив карьеры Яннея , можно найти здесь .
Работа
[ редактировать ]Когда Янней начал сочинять музыку в начале 1960-х, его сразу же привлекли авангардные инновации в музыке: сериализм , открытая форма , графическая нотация и новые звуковые материалы, создаваемые с помощью электроакустических устройств. В начале своей карьеры он внес оригинальный вклад в расширение практики инструментального и вокального исполнения.
В своей докторской диссертации под названием « К открытому методу анализа современной музыки: исследование избранных произведений Эдгара Вареза и Дьёрдя Лигети» (1974) [ 6 ] Янней излагает свой эстетический и технический подход к пониманию и сочинению музыки на пике модернизма, в тот момент в истории музыки, когда он начал композиторскую карьеру. Во введении к диссертации он объясняет свой подход к музыке как к «конкретному объекту, который можно назвать музыкальным, существующему как в природе, так и в качестве артефакта». По его словам: «Минимальное определение объекта, называемого музыкальным, — это сочетание звука и тишины, которое может подразумевать или не подразумевать функциональный порядок и существовать в концептуальном пространстве и времени». Его предпосылка бросает вызов принципам предписывающих (поэтому закрытых) систем, таких как теория Шенкера или теория множеств для анализа музыки. По сути, это также освобождает современных композиторов и исполнителей от приверженности традиции: будь то классика (например, сериальная музыка) или модная авангардная практика. К концу 1950-х годов возникло ощущение новой свободы держаться подальше от монолитных «композиционных школ», которые спровоцировали фракционность среди признанных и молодых композиторов.
Диссертация содержит первый опубликованный полный анализ « Октандра» (1924) Вареза и первый полный анализ композиции Лигети « Десять пьес для духового квинтета» (1969). Последняя глава диссертации содержит анализ/описание отрывков из «Миркамим» Яннея, «Текстуры звука для большого оркестра» (1967), Mutatis Mutandis для шести исполнителей (1968) и preFIX-FIX-sufFIX для фагота, валторны и виолончели (1971). Миркамим был выбран для участия в Международном фестивале Gaudeamus в 1968 году в Голландии, а Мутатис Мутандис представляла Израиль на Международном фестивале ISCM 1969 года в Гамбурге. Янней не мог позволить себе присутствовать на премьерах.
Он и его первая жена Йона прибыли в Шампейн-Урбану в сентябре 1968 года через Париж и Чикаго. Они пропустили на несколько дней исторические беспорядки в этих двух городах, которые произошли тем летом. Музыкальная школа Университета Иллинойса Урбана-Шампейн была всемирно признанным очагом новой музыкальной деятельности с 1950-х по 1970-е годы, возглавляемой такими композиторами, как Кеннет Габуро , Сальваторе Мартирано , Бен Джонстон , Лехарен Хиллер и Герберт Брюн . Когда Эдвин Лондон присоединился к факультету в 1969 году, инструментальная, вокальная и мультимедийная сфера концертов расширилась. Этот нестандартный сценарий побудил Яннея создавать новые произведения с использованием оригинально изобретенных театральных и инструментальных приемов, которые легли в основу «Рапхапа» (1969), «Книжки-раскраски для арфиста» (1969), «Кохелета» (1970) и подобных произведений. Кроме того, это дало ему первый шанс начать дирижировать новыми произведениями других композиторов.
Этот опыт оказался удачной подготовкой к созданию серии «Музыка почти вчера» (MFAY) в Университете Висконсин-Милуоки (UWM) в 1970 году. По прибытии в Милуоки он нашел в UWM сообщество молодых музыкантов, которые жаждали создать прочный форум для новой музыки. Его основными соратниками в то время были Кентон Мейер, флейтист, Монте Перкинс, фаготист, и Раймонд Вейслинг, композитор, тубаист и экспериментатор в области электроники. В 1972 году Янней получил крупный грант от NEH на представление Milwaukee Fresh Music Fare, крупнейшего на сегодняшний день фестиваля современной музыки в этом городе.
Многие из самых ранних произведений Яннея были основаны на изобретенных ладовых мелодиях, вдохновленных музыкой, которую он слышал и которой восхищался в Израиле: сефардской и йеменской народной и литургической музыкой, а также арабской музыкой. Эти богатые музыкальные ресурсы продолжали питать его музыку на протяжении всей его творческой карьеры. Параллельно со всеми другими вдохновляющими ресурсами, композиционные модели в расширенной форме партитуры и графических обозначениях возникли в результате реализации в звучании абстрактного искусства (живопись действия, коллаж и стили геометрического цветового поля), которые имели дело в первую очередь с текстурой, цветом, числами и пропорциями. Встреча с Театром абсурда в конце 1950-х годов вдохновила его на театральные постановки, которые в конечном итоге привели к совместному кинопроизводству и участию в таких фильмах, как «Джидилл» (1990) и «Девятая Гудини» (1973).
Цитируя примечания к альбому CRI (SD 437), который содержит первую запись его песенного цикла At The End Of The Parade (1974) для баритона и шести исполнителей, Янней пишет: «В 1970 году моя музыка приняла плавный поворот. не сознательное решение, а постепенное осознание формирования свежего музыкального вкуса и мышления. Именно тогда я впервые почувствовал свободу и непосредственность в музыкальном выражении, включая Традицию Нового». Этот свежий дух времени, по восприятию Яннея, сигнализировал о необходимости выйти за рамки «международного стиля» в композиции и перейти к индивидуализированному подходу в создании каждого отдельного нового произведения. Подобные трансформации произошли и в стилистических поворотах других композиторов, поскольку эта новая фаза модернизма стала начинаться с префикса «пост». Переходом на эту фазу зрелости его творчества является продолжающееся исследование и реализация новых задач с точки зрения предмета и средств массовой информации, расширенных и изобретенных вокальных и инструментальных техник, а также требуемых от исполнителей виртуозности и настойчивости. Фактически, практически все произведения связаны со случайными встречами с чрезвычайно способными и предприимчивыми исполнителями, которые приветствовали вызовы, которые композитор бросал в своих новых произведениях.
В 1982 году Янней получил должность приглашенного профессора Фулбрайта в Штутгарте и вернулся в Европу после 31-летнего перерыва. Германия уже находилась в активной фазе подведения итогов своего мрачного национал-социалистического прошлого. Глубоким откликом Яннея стала серия произведений под названием «Европейская трилогия», в которую вошли «Im Silberwald» для тромбона, стеклянной губной гармошки и кассеты (1983), «Ансамбли Целана» для тенора и инструментов (1986), вокальные и инструментальные пьесы, электронная театральная пьеса « In Madness». Есть «Порядок» (1988) и музыкальный фильм «Идиллия» (1990). В сольной пьесе на тромбоне вместе с хоровой «Le Campane di Leopardi» (1979) используется фиксированный гул настроенных очков и электроники, диатонические и просто интонационные пропорции к центральной ноте, которая расширяет все произведение. Будучи первым ненемецким композитором, который углубился в сложную поэзию Пауля Целана , пережившего Холокост, на языке оригинала, Янней соединил свои тексты из разных стихотворений и соединил их с непоследовательными текстами и личностью Антонен Арто . Оба пережили безумие и трагический конец в Париже.
Ряд его оркестровых сочинений был исполнен и заказан Эдвином Лондоном после того, как он основал Кливлендский камерный симфонический оркестр (1980), который стал уникальным форумом для более масштабных произведений для ныне живущих композиторов. К ним относятся Exit Music at Century's End (1995) и Фортепианный концерт (2002) для фортепиано соло и 15 инструментов. Эти пьесы в более широком масштабе представляют собой развитие композиционного стиля Янне, восходящего к «Трио» для кларнета, виолончели и фортепиано (1982). Среди других крупных ансамблевых работ - «Рапсодия» для альт-саксофона и духового ансамбля (2005) и «Nuances argentées» («Оттенки серебра») (2006) для записанного голоса и флейтового оркестра из 24 музыкантов.
Все инструментальные и вокальные произведения, написанные с начала 1980-х годов для существующих ансамблей и солистов-виртуозов, были и продолжают писаться в духе своеобразного эффекта Януса: сознавая музыкально-культурное прошлое и одновременно ища еще неизведанные территории выражение. «Горнология для валторны» (2004), квазитеатральное сольное произведение, которое можно считать самой сложной музыкой, написанной для этого инструмента, является прекрасной иллюстрацией вышесказанного. Другими примерами в этом духе являются « Три органические пьесы » (2004) для органа и Marrakesh Bop для микротональной флейты и гитары (1999), основанные на оригинальном макаме и плотнейших микротональных интонациях, реализуемых путем натягивания гитарных струн.
Вершина тотальной медиа-реализации с использованием каббалистических перестановок еврейского алфавита находится в «Сияющем, внутреннем свете » (1998–2000) для динамика, музыкальной пилы, металлической перкуссии, перкуссионного фонтана, проекций и каллиграмм. Это произведение заняло вечер выступлений и выставочное пространство изобретенных металлических инструментов (в сотрудничестве со Стивеном Певником), сыгранных в многотемповой полифонии и визуальных эффектах. Инструменталисты также становятся артистами перформансов в «Бессоннице в Гаване» , театральной пьесе для перкуссиониста/актера, «живой электроники и проекций» (2005 г.) и «Мифолог Среднего Запада» (2012 г.), театральной пьесе для пианиста.
Его тысячелетний период начался с тесного сотрудничества с виртуозом баяна и аккордеона Стасом Венглевским, создавшим множество камерных и ансамблевых произведений, расширяющих репертуар инструментов. В их число входят My Main Squeeze (2000) для трубы, аккордеона и виолончели и Plus Avec Moins (PAM) – More From Less (MFL) (2012) для аккордеона соло и 24 флейт. Подобные отношения композитора и исполнителя продолжаются, в частности, с пианисткой Джери-Мэй Астольфи ( «Bits Into Pieces » (2014) для фортепиано и электроники для iPad) и альтистом Йосси Гуттманом ( «Изысканная альт» (2013) для альта соло). В 2017 году состоялась премьера струнного квартета « Две аллеи в Старом Тель-Авиве» (2013) в Берлине и квартета саксофонов «Центр не держится» (2016) в Миннеаполисе. Начиная с этого обновления в 2022 году, Янней постоянно выпускал новые произведения и новые премьеры, в том числе «Берлинская музыка » (2018) для струнного трио, премьера которой состоялась в Берлине в 2018 году, и «Камерная симфония Януса для 13 музыкантов » (2020), премьера которой состоялась в Будапеште в 2020 году. Совсем недавно его премьера состоялась в 2020 году. «Три пьесы для саксофона и арфы» (2022) и «Десять воспоминаний и фантазийты» (2020–21) для фортепиано соло были загружены на его страницу Vimeo и доступны для просмотра.
Композиции
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Некролог Иегуды Янная, уроженца Тимишоары, Румыния, и любимых музыкантов умер , theworldobits.com, 14 декабря 2023 г.
- ^ Рэндел 1996 .
- ^ Макиан 2017 .
- ^ Янней 1988 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б с Леви 2001 .
- ^ Январь 1974 года .
Источники
- Леви, Берт Дж. (2001). «Янай, Иегуда». В Стэнли Сэди ; Джон Тиррелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан.
- Мукиан, Майкл (8 мая 2017 г.). « Готика Среднего Запада» продолжает музыкальную одиссею Джоша Шмидта» . Висконсинская газета . Проверено 20 июля 2017 г.
- Рэндел, Дон М. , изд. (1996). «Яннай, Иегуда» . Гарвардский биографический словарь музыки . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-37299-9 .
- Яннай, Иегуда (1974). К открытому методу анализа современной музыки: исследование избранных произведений Эдгара Вареза и Дьёрдя Лигети (диссертация DMA). Урбана: Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн.
- Яннай, Иегуда (1988). «Европейская трилогия». Перспективы новой музыки . 26 (2): 281–299. дои : 10.2307/833198 . JSTOR 833198 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блаттер, Альфред (1997). Инструментарий/оркестровка . Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 0-02-870191-7 .
- Коуп, Дэвид (1976). Новые направления в музыке (2-е изд.). Дубьюк: У. К. Браун. ISBN 0-697-03556-5 .
- Крамер, Джонатан Д. (1988). Время музыки . Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 0-02-872590-5 .
- Лайман, Дэррил (1986). Великие евреи в музыке . Мидл-Виллидж, Нью-Йорк: JD Publishers.
- Рэндел, Дон М. (1978). Гарвардский краткий музыкальный словарь . Бостон: Белкнап Пресс. ISBN 0-674-37471-1 .
- Прочтите, Гарднер (1976). Современные инструментальные техники . Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 978-0-02-872100-2 .
- Рубин, Эмануэль; Барон, Джон Х. (2006). Музыка в еврейской истории и культуре . Стерлинг-Хайтс, Мичиган: Harmonie Park Press. ISBN 0-89990-133-6 .
- Шварц, Эллиотт ; Годфри, Дэниел (1993). Музыка с 1945 года: выпуски, материалы и литература . Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 978-0-02-873040-0 .
- Слонимский, Николай , изд. (1978). Биографический словарь музыкантов Бейкера (6-е изд.). Нью-Йорк: Ширмер. ISBN 0-02-870240-9 .
- Винтон, Джон, изд. (1974). Словарь современной музыки . Нью-Йорк: ISBN Даттона и Ко. 0-525-09125-4 .
- Яннай, Иегуда; Стивен Певник (июнь 1987 г.). « Сосет ветер : звуковая скульптура, спроектированная и построенная Иехудой Яннеем и Стивеном Певником». Экспериментальные музыкальные инструменты . 3 (1): 16–17.
- Официальный сайт
- Предметы Иехуды Яннея , Библиотеки Университета Висконсина-Милуоки
- Документы Иегуды Яннея, 1956–2017 гг. , Университет Висконсина-Милуоки.
- Янней видео| https://vimeo.com/user580655/videos
- Иегуда Сочинилhttps ://vimeo.com/409641072
- 1937 рождений
- 2023 смерти
- Американский народ румынско-еврейского происхождения
- Румынские эмигранты в Израиле
- Румынские евреи
- Израильтяне румынско-еврейского происхождения
- Израильские евреи
- Выпускники Университета Брандейса
- Выпускники музыкальной школы Университета Иллинойса Урбана-Шампейн
- Композиторы-классики XX века
- Израильские эмигранты в США
- Американские еврейские композиторы-классики
- Факультет Университета Висконсина-Милуоки
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американские композиторы-классики
- Американские композиторы 20-го века
- Музыканты из Тимишоары