Петрушка
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Petrushka (Russian: Петрушка , IPA: [pʲɪtˈruʂkə] ) — стандартный персонаж русского народного кукольного театра . Впервые он был представлен путешествующими итальянскими исполнителями в первой трети XIX века, в период вестернизации русской культуры. Хотя большинство основных персонажей приехали из Италии, они вскоре были преобразованы за счет добавления материала из российского культурного контекста». [ 1 ] Петрушки традиционно являются ручными марионетками . Персонаж — своего рода шут , главный герой фарса, отличающийся красным платьем, красным колпаком и часто длинным носом.
Имя
[ редактировать ]Название «Петрушка» изначально и в первую очередь указывает на специфический характер русского карнавального кукольного театра . Однако, как и «Гиньоль» , из-за центральной роли, которую Петрушка играл в кукольном театре, оно также стало обозначать традицию в более общем смысле (иногда называемую балаганом (балаган) в честь карнавальных балаганов, в которых разыгрывались пьесы), или даже общую категорию русских ручных кукол в целом. [ 2 ] : 137
Хотя русское слово «петрушка» имеет омоним, означающий « петрушка », в данном контексте это слово на самом деле является уменьшительным слова от «Пётр» (Пётр), что по-русски означает «Пётр» . Несмотря на это, персонаж имеет мало или вообще ничего общего со комедии дель арте стандартными персонажами Петруччо или Пьеро (чьи имена сами по себе являются уменьшительными формами итальянского и французского имен Петра), а вместо этого представляет собой русскую версию Панча или Пульчинеллы. .
Хотя имя Петрушки, вероятно, все еще приходит в русский кукольный театр через комедию дель арте , популяризация Петрушки после усилий Петра Великого по вестернизации, тем не менее, заставила многих размышлять об этом родстве. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Как стандартный персонаж
[ редактировать ]Форма
[ редактировать ]
Хотя марионетка Петрушки была засвидетельствована как марионетка , так и ручная марионетка , в подавляющем большинстве случаев она принимает форму последней. [ 4 ] : 51 Обычно он появляется как небольшая фигура с преувеличенными чертами лица, перенимая эстетические реплики от клоунов, на которых изначально основаны такие стандартные куклы, а также позволяет публике увидеть важные аспекты его внешности, несмотря на его небольшой размер. Его лицо, например, представляет собой самую большую часть куклы с пропорционально меньшим туловищем и ногами, которые свисают под структурным телом перчаточной марионетки. В целом, размер марионетки определяется ограничивающим фактором человеческой руки: ширина определяется пространством между большим пальцем и мизинцем, которые действуют как руки марионетки, а три проксимальных пальца служат туловищем марионетки, поддерживающим ее. голова. Длина варьируется больше, но обычно составляет менее 19 дюймов, поскольку ноги свисают к проксимальной части предплечья. [ 5 ] : 83
Голову куклы Петрушки традиционно делали из дерева, например березы , с нанесением на нее папье-маше , чтобы она была легкой и издавала звук при ударе, как это часто случалось в фарсе комедии карнавального театра. Петрушку чаще всего изображают в красной одежде (обычно кафтан и колпак ) и с дубинкой, называемой дубинкой (дубинка). [ 4 ] : 62 Его лицо определяется в первую очередь длинным носом и остроконечной красной шляпой, со статичными чертами лица, не имеющими точек артикуляции. Вместо этого эмоции передаются посредством движения, а наклон лица вниз спроектирован таким образом, что выражения становятся возможными благодаря углу, под которым рассматривается лицо марионетки. [ 5 ] : 114
Личность
[ редактировать ]Личность Петрушки обычно повторяет личность Пульчинеллы . описала его Выдающийся советский кукольник Нина Симонович-Ефимова как «классического бездельника в кукольной семье». [ 6 ] : 17 Он представлен озорным, корыстным, прожорливым, агрессивным и трусливым. [ 7 ] : 62 Обычно он оказывается в центре конфликта в карнавальных пьесах «Петрушка», часто выпутываясь из неприятностей, убивая других марионеток на сцене взмахом своей дубинки .
Петрушка в карнавальном театре
[ редактировать ]
Пьесы Петрушки в основном ставились в обстановке карнавалов, проводимых в таких городах, как Санкт-Петербург , особенно во время Масленицы . На этих карнавалах, посвященных Пасхе , специально строились и располагались кабинки для представлений комедии дель арте , которые разыгрывались в деревянных конструкциях, называемых балаганами , вмещавших до 1500 зрителей. [ 8 ] : 18 Это было значительно больше, чем маленькие хижины, в которых начинались выступления Петрушки в начале их популярности в середине XIX века, где их кабинки располагались на периферии ярмарочной площади и вмещали менее 200 посетителей, что позволяло зрителям увидеть представление. маленькие куклы в своей будке. [ 9 ] : 47
Сами пьесы часто называли «Камедь о Петрушке» или «Комедией Петрушки», хотя ни одной пьесы, о которой они имели в виду, не было. Скорее, в комедии речь шла о разных персонажах и сценах, по-разному организованных для разных аудиторий, включая региональные различия. Эти варианты варьировались от простого монолога в исполнении героя Петрушки до полного ансамблевого состава. В каждом из этих случаев Петрушка находился в центре действия, редко покидая сцену, и ему на сцене соответствовал лишь образ Музыканта — человека-ответчика ( кириллица : русский : ответчик, ответчик ), выполнявшего функции аналог героя. [ 9 ] : 62
Помимо Музыканта, который на протяжении всего спектакля часто играл на шарманке , среди других действующих лиц были жених или жена Петрушки, торговец лошадьми, немец, врач, ефрейтор, полицейский, Черт и Барбос, большой собака, которая утащила Петрушку со сцены, чтобы закончить спектакль. [ 10 ] Многое из того, что мы знаем о комедиях о Петрушке, исходит от фольклористки Анны Федоровны Некрыловой, которая проанализировала собранный текст около сорока пьес о Петрушке конца XIX — начала XX веков. Некрылова описала двадцать три отдельные сцены, составляющие строительные блоки комедии о Петрушке, которые затем можно было комбинировать (или опускать) по желанию, чтобы они соответствовали контексту спектакля. К таким вариантам относятся сцена, в которой Петрушка заявляет о намерении найти жену, Петрушка покупает лошадь, Петрушка с невестой, несколько вариантов сцены, в которой персонаж-врач лечит Петрушку от ранений, ставка с милиционером, встреча Петрушки с солдат и несколько вариантов того, как Петрушку утаскивает со сцены Дьявол или Барбос. [ 11 ]
Кукловод спектакля озвучивал всех присутствующих в спектакле персонажей. Однако голос Петрушки отличался от других персонажей на сцене за счет щегольства ( русский: едак, пищик ). Диалог строился на мгновенной смене имиджа и «живом» голосе других персонажей.
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]
Пьетро-Мира Педрильо Итальянец, придворный шут императрицы Анны Иоанновны . Прототипом Петрушки якобы послужил [ нужна ссылка ]
Популярность комедий о Петрушке, в частности, в основном началась в середине девятнадцатого века, а пик ее популярности пришелся на столетие 1830–1930 годов. Происхождение куклы Петрушки в России обсуждается, причем некоторые утверждают, что истоки этой традиции возникли еще до появления комедии дель арте с путешествующими итальянскими кукловодами после периода царя Петра I. правления Хотя в традиционной России, несомненно, существовала некая форма кукольной культуры, влияние комедии дель арте на кукольный театр в России неоспоримо. Начав с актеров в клоунском гриме, а затем постепенно перейдя к кукольному театру, русские артисты начали вытеснять русскоязычных итальянских артистов, которые раньше руководили сценами. [ 12 ] : 48–49
Вход в кукольные балаганы стоил дешевле, чем на более крупные и основные достопримечательности русского карнавала конца XIX века, стандартный вход составлял всего гривенник (10 копеек ) или даже меньше, в зависимости от застройки района. В 1840-е годы и особенно после освобождения крепостных в 1961 году индустриализация в городах привлекла к ярмаркам больше внимания. Вероятно, именно так кукольный театр Петрушки стал провинциальным видом развлечения, часто посещаемым в первую очередь городской низостью. В то же время русскую интеллигенцию больше интересовали кукольные театры Западной Европы . [ 12 ]
Именно в этот период молодой Федор Достоевский вместе с братом часто посещал кукольные спектакли, свидетельствуя в своих произведениях об отношениях Петрушки и Пульчинеллы . В своих дневниках и в «Господине Прохарчине » он пишет о Петрушке как о аналоге «Пульшинеля», компаньона, который выйдет на сцену в качестве помощника марионетки, чьи выходки станут его собственными. Как и другие до и после него, Достоевский видел в театре Петрушки исследование русской культурной идентичности. [ 13 ] К 1880-м годам Петрушка стал героем этих комедий, единственным постоянным среди движущихся частей других персонажей и сцен. Его популярность выросла до такой степени, что анахроничные тексты более поздних периодов задним числом отсылают к кукольным спектаклям Петрушки предыдущих веков . Этим же объясняется частое смешение фамилий, например, когда Нина Симонович-Ефимова называет русскую марионетку «Петрушкой Гиньолем Пикель-Селедочным Пуншем », описывая его как марионетку, попавшую в плохую компанию (т.е. шутка о влиянии французские, английские и итальянские куклы на русском кукольном театре). [ 14 ]
С популяризацией жанра целевая аудитория начала меняться. Хотя детей никогда не исключали из киосков на ярмарке, они не были основной аудиторией. Скорее, Петрушка - и карнавальные дела в целом - были наиболее популярны среди молодых одиноких мужчин. Начиная с 1870-х годов, куклы Петрушки начали покупать и продавать на карнавальных площадках вместе с русскими книжками (русские: лубки, лубки ) с инструкциями, как их разыгрывать. [ 15 ] Несмотря на этот сдвиг, хотя основным местом проведения Петрушки оставался карнавал, кукольный театр стал все больше ассоциироваться с детскими развлечениями.

20 век
[ редактировать ]В начале двадцатого века наблюдался как рост, так и изменение популярности Петрушки, а затем ее упадок. В частности, в годы, предшествовавшие русской революции и непосредственно окружавшие ее, наблюдался рост кукольных театров как круглогодичных автономных культурных учреждений вне масленичного карнавального контекста, вероятно, в ответ на растущие революционные настроения и попытки художников и публики объединить с культурными корнями. [ 16 ]
В 1916 году влиятельный театральный критик и кукольник Юлия Слонимская Сазонова открыла в Санкт-Петербурге свой кукольный театр . В том же году в Москве Нина Симонович-Ефимова поставила свои первые публичные пьесы о Петрушке в Москве, а затем открыла собственный театр вместе со своим мужем, скульптором и художником Иваном Ефимовым . [ 17 ] Ефимовы имели большое влияние в мире кукольного искусства, в том числе обучали Сергея Образцова правительство главой Государственного академического центрального театра кукол Сергея Образцова , который сам в конечном итоге стал президентом Международного союза кукольников, а также назначил советское в 1931 году. Симонович Наиболее обширное описание практических кукольных знаний о перчаточных куклах Петрушки Ефимова опубликовала в своей теории « О Петрушке» («О Петрушке») в 1919 году, а также книгах, брошюрах и руководствах для начинающих кукольников Петрушки.

Между тем, пока под влиянием Ефимовых процветало практическое кукольное искусство, образ Петрушки перерастал кукольный театр и в других отношениях. В 1911 году композитор Игорь Стравинский написал балет « Петрушка» , в котором одноименный герой бросает вызов любовному увлечению балерины, на которой хочет жениться. Сюжет балета основан на знании традиции Петрушки, поскольку куклы оживают во время Масленицы в 1830 году в Санкт-Петербурге, и играет с культурными ожиданиями стандартной структуры комедии о Петрушке. Вацлав Нижинский первым вышел на сцену в роли Петрушки.
В то же время Петрушку использовали русские символисты в поэзии, пьесах и романах. Символистов меньше интересовал кукольный театр, чем то, что символ куклы представлял между прошлым и будущим. Опираясь на идею о том, что марионетка заменила комедийного актера-человека, они использовали этот образ, чтобы прокомментировать положение человечества между мифическим прошлым и призрачным будущим, а также упадок общества и искусства в России. В романе Андрея Белого 1913 года « Петербург» о неудавшейся революции 1905 года , например, есть сцена, в которой главный герой, Николай Аполлонович, из арлекина в маске комедии дель арте видит себя в зеркале в образе Петрушки среди угроза неудачи в его революционной деятельности.

В первые советские годы театр кукол вновь преобразился. Ярмарочные площади, традиционный дом театра Петрушки, в конце 1920-30-х годов были заменены парками культуры отдыха. Несмотря на это, Петрушка продолжал. В 1920-1930-е годы Петрушка все чаще становился предметом детской литературы. [ 18 ] [ 19 ] Поскольку кукольный театр постепенно стал преимущественно детским развлечением, Петрушка стал менее вульгарным и агрессивным, отойдя от своих фарсовых корней.
Начиная с 1920-х годов труппы разъезжали из города в город, ставя «Петрушку» в агиттеатре , в котором Петрушка выступал, защищая бедняков и нападая на кулаков . [ 20 ] В число таких групп, руководивших последним боем Петрушки, входили Коллектив Красной Петрушки в 1927 году и Красноармейская группа Петрушки в 1928 году. Однако к концу 1930-х годов эта версия Петрушки тоже пришла в упадок. Сергей Образцов утверждал, что Петрушка потерпел неудачу, потому что до революции Петрушка, который избивал людей своей дубинкой и вершил собственное правосудие, комментировал несправедливости в мире, которых после войны просто не существовало. [ 21 ] Отсутствие содержательного социального комментария в «Красном Петрушке» привело к конфликтам, которые казались произвольными и лишенными карнавального ощущения перевернутого мира.
Современный
[ редактировать ]Российское общество защиты детей (РОДД) ежегодно проводит «Бал Петрушки», названный в честь версии персонажа Петрушки, влюбившегося в изящную балерину . [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Комедия дель арте
- Перчаточная кукла
- Гиньоль
- Нина Симонович-Ефимова
- Петрушка (балет) на музыку Игоря Стравинского
- Панч и Джуди
- Пульчинелла
- Кукольный театр
- Sergey Obraztsov
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Катриона Келли, «От Пульчинеллы до Петрушки: История театра кукол «Русская перчатка». Оксфордские славянские документы 21 (1988): 41–63.
- ^ Познер, Дассия (2014). «Жизнь-смерть и непокорное послушание: русские модернистские переопределения марионетки». Компаньон Routledge в кукольном и материальном представлении . Дассия Н. Познер, Клаудия Оренштейн, Джон Белл. Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 130–143. ISBN 978-0-415-70540-0 . OCLC 868199756 .
- ^ Клейтон, Дж. Дуглас (1993). Пьеро в Петрограде: комедия дель арте/Балаган в русском театре и драме ХХ века . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-6441-1 . ОСЛК 227038219 .
- ^ Перейти обратно: а б Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-37520-7 . OCLC 20133895 .
- ^ Перейти обратно: а б Симонович-Ефимова, Нина (1935). Приключения русского кукольного театра: включая его открытия в изготовлении и исполнении ручных, палочных и теневых фигур, теперь открытые для всех . Перевод Митцова, Елена. Бирмингем, Мичиган: Отпечатки кукольного искусства.
- ^ Симонович-Ефимова, Нина (1935). Приключения русского кукольного театра: включая его открытия в изготовлении и исполнении ручных, палочных и теневых фигур, теперь открытые для всех . Перевод Митцова, Елена. Бирмингем, Мичиган: Отпечатки кукольного искусства.
- ^ Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-37520-7 . OCLC 20133895 .
- ^ Петрушка: источники и контексты . Эндрю Вахтел. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. 1998. ISBN 0-8101-1566-2 . ОСЛК 38270868 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-37520-7 . OCLC 20133895 .
- ^ Боймерс, Биргит (2005). Поп-культура России! : СМИ, искусство и образ жизни . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 160–161. ISBN 978-1-84972-387-9 . OCLC 299474319 .
- ^ Nekrylova, Anna Fodorovna (1988). Russkyie narodnye gorodskiye prazdniki, uveseleniya i zrelishcha . Leningrad.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-37520-7 . OCLC 20133895 .
- ^ Mikhnovets, Nadezhda G. (2022). "Contextual Analysis of F. M. Dostoevsky's Draft Sketch "On the Petrushka Folk Theatre": the Theme of the Russian People and the Problem of Their Unity" . Университетский научный журнал (68): 49–58. doi : 10.25807/22225064_2022_68_49 . ISSN 2222-5064 . S2CID 249449791 .
- ^ Симонович-Ефимова, Нина (1935). Приключения русского кукольного театра: включая его открытия в изготовлении и исполнении ручных, палочных и теневых фигур, теперь открытые для всех . Перевод Митцова, Елена. Бирмингем, Мичиган: Отпечатки кукольного искусства.
- ^ Клейтон, Дж. Дуглас (1993). Пьеро в Петрограде: комедия дель арте/Балаган в русском театре и драме ХХ века . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-6441-1 . ОСЛК 227038219 .
- ^ Клейтон, Дж. Дуглас (1993). Пьеро в Петрограде: комедия дель арте/Балаган в русском театре и драме ХХ века . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-7735-6441-1 . ОСЛК 227038219 .
- ^ Познер, Дассия (2014). «Жизнь-смерть и непокорное послушание: русские модернистские переопределения марионетки». Компаньон Routledge в кукольном и материальном представлении . Дассия Н. Познер, Клаудия Оренштейн, Джон Белл. Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 130–143. ISBN 978-0-415-70540-0 . OCLC 868199756 .
- ^ Фомин Дмитрий В. (11 октября 2021 г.). «Образ Петрушки в русской детской книге 1920-х — начала 1930-х годов» . Обсерватория культуры . 18 (4): 424–435. дои : 10.25281/2072-3156-2021-18-4-424-435 . ISSN 2588-0047 . S2CID 241069165 .
- ^ Баркер, Меган (2021). «От сцены к странице и обратно: исправление Петрушки в ранней советской детской культуре» . Русское обозрение . 80 (3): 375–401. дои : 10.1111/русс.12318 . ISSN 0036-0341 . S2CID 236234560 .
- ^ Пайпс, Ричард (1993). Россия при большевистском режиме (1-е изд.). Нью-Йорк: А.А. Кнопф. п. 305. ИСБН 0-394-50242-6 . ОСЛК 27066444 .
- ^ Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-37520-7 . OCLC 20133895 .
- ^ "RCWS.org | Бал в Петрушке" . 8 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Петрушка (на русском языке)
- Петрушка и Вертеп: о традициях русского театра кукол (на английском языке)