Jump to content

Петрушка

Petrushka (Russian: Петрушка , IPA: [pʲɪtˈruʂkə] ) — стандартный персонаж русского народного кукольного театра . Впервые он был представлен путешествующими итальянскими исполнителями в первой трети XIX века, в период вестернизации русской культуры. Хотя большинство основных персонажей приехали из Италии, они вскоре были преобразованы за счет добавления материала из российского культурного контекста». [ 1 ] Петрушки традиционно являются ручными марионетками . Персонаж — своего рода шут , главный герой фарса, отличающийся красным платьем, красным колпаком и часто длинным носом.

Название «Петрушка» изначально и в первую очередь указывает на специфический характер русского карнавального кукольного театра . Однако, как и «Гиньоль» , из-за центральной роли, которую Петрушка играл в кукольном театре, оно также стало обозначать традицию в более общем смысле (иногда называемую балаганом (балаган) в честь карнавальных балаганов, в которых разыгрывались пьесы), или даже общую категорию русских ручных кукол в целом. [ 2 ] : 137 

Хотя русское слово «петрушка» имеет омоним, означающий « петрушка », в данном контексте это слово на самом деле является уменьшительным слова от «Пётр» (Пётр), что по-русски означает «Пётр» . Несмотря на это, персонаж имеет мало или вообще ничего общего со комедии дель арте стандартными персонажами Петруччо или Пьеро (чьи имена сами по себе являются уменьшительными формами итальянского и французского имен Петра), а вместо этого представляет собой русскую версию Панча или Пульчинеллы. .

Хотя имя Петрушки, вероятно, все еще приходит в русский кукольный театр через комедию дель арте , популяризация Петрушки после усилий Петра Великого по вестернизации, тем не менее, заставила многих размышлять об этом родстве. [ 3 ]

Описание

[ редактировать ]

Как стандартный персонаж

[ редактировать ]
И.А. Зайцев, Ручная кукла Петрушка, конец XIX - начало XX вв.

Хотя марионетка Петрушки была засвидетельствована как марионетка , так и ручная марионетка , в подавляющем большинстве случаев она принимает форму последней. [ 4 ] : 51  Обычно он появляется как небольшая фигура с преувеличенными чертами лица, перенимая эстетические реплики от клоунов, на которых изначально основаны такие стандартные куклы, а также позволяет публике увидеть важные аспекты его внешности, несмотря на его небольшой размер. Его лицо, например, представляет собой самую большую часть куклы с пропорционально меньшим туловищем и ногами, которые свисают под структурным телом перчаточной марионетки. В целом, размер марионетки определяется ограничивающим фактором человеческой руки: ширина определяется пространством между большим пальцем и мизинцем, которые действуют как руки марионетки, а три проксимальных пальца служат туловищем марионетки, поддерживающим ее. голова. Длина варьируется больше, но обычно составляет менее 19 дюймов, поскольку ноги свисают к проксимальной части предплечья. [ 5 ] : 83 

Голову куклы Петрушки традиционно делали из дерева, например березы , с нанесением на нее папье-маше , чтобы она была легкой и издавала звук при ударе, как это часто случалось в фарсе комедии карнавального театра. Петрушку чаще всего изображают в красной одежде (обычно кафтан и колпак ) и с дубинкой, называемой дубинкой (дубинка). [ 4 ] : 62  Его лицо определяется в первую очередь длинным носом и остроконечной красной шляпой, со статичными чертами лица, не имеющими точек артикуляции. Вместо этого эмоции передаются посредством движения, а наклон лица вниз спроектирован таким образом, что выражения становятся возможными благодаря углу, под которым рассматривается лицо марионетки. [ 5 ] : 114 

Личность

[ редактировать ]

Личность Петрушки обычно повторяет личность Пульчинеллы . описала его Выдающийся советский кукольник Нина Симонович-Ефимова как «классического бездельника в кукольной семье». [ 6 ] : 17  Он представлен озорным, корыстным, прожорливым, агрессивным и трусливым. [ 7 ] : 62  Обычно он оказывается в центре конфликта в карнавальных пьесах «Петрушка», часто выпутываясь из неприятностей, убивая других марионеток на сцене взмахом своей дубинки .

Петрушка в карнавальном театре

[ редактировать ]
Изображение Александром Бенуа русского театра Петрушки, 1911 год.

Пьесы Петрушки в основном ставились в обстановке карнавалов, проводимых в таких городах, как Санкт-Петербург , особенно во время Масленицы . На этих карнавалах, посвященных Пасхе , специально строились и располагались кабинки для представлений комедии дель арте , которые разыгрывались в деревянных конструкциях, называемых балаганами , вмещавших до 1500 зрителей. [ 8 ] : 18  Это было значительно больше, чем маленькие хижины, в которых начинались выступления Петрушки в начале их популярности в середине XIX века, где их кабинки располагались на периферии ярмарочной площади и вмещали менее 200 посетителей, что позволяло зрителям увидеть представление. маленькие куклы в своей будке. [ 9 ] : 47 

Сами пьесы часто называли «Камедь о Петрушке» или «Комедией Петрушки», хотя ни одной пьесы, о которой они имели в виду, не было. Скорее, в комедии речь шла о разных персонажах и сценах, по-разному организованных для разных аудиторий, включая региональные различия. Эти варианты варьировались от простого монолога в исполнении героя Петрушки до полного ансамблевого состава. В каждом из этих случаев Петрушка находился в центре действия, редко покидая сцену, и ему на сцене соответствовал лишь образ Музыканта — человека-ответчика ( кириллица : русский : ответчик, ответчик ), выполнявшего функции аналог героя. [ 9 ] : 62 

Помимо Музыканта, который на протяжении всего спектакля часто играл на шарманке , среди других действующих лиц были жених или жена Петрушки, торговец лошадьми, немец, врач, ефрейтор, полицейский, Черт и Барбос, большой собака, которая утащила Петрушку со сцены, чтобы закончить спектакль. [ 10 ] Многое из того, что мы знаем о комедиях о Петрушке, исходит от фольклористки Анны Федоровны Некрыловой, которая проанализировала собранный текст около сорока пьес о Петрушке конца XIX — начала XX веков. Некрылова описала двадцать три отдельные сцены, составляющие строительные блоки комедии о Петрушке, которые затем можно было комбинировать (или опускать) по желанию, чтобы они соответствовали контексту спектакля. К таким вариантам относятся сцена, в которой Петрушка заявляет о намерении найти жену, Петрушка покупает лошадь, Петрушка с невестой, несколько вариантов сцены, в которой персонаж-врач лечит Петрушку от ранений, ставка с милиционером, встреча Петрушки с солдат и несколько вариантов того, как Петрушку утаскивает со сцены Дьявол или Барбос. [ 11 ]

Кукловод спектакля озвучивал всех присутствующих в спектакле персонажей. Однако голос Петрушки отличался от других персонажей на сцене за счет щегольства ( русский: едак, пищик ). Диалог строился на мгновенной смене имиджа и «живом» голосе других персонажей.

Андрей Попов, Балаганы в Туле на Страстной неделе , 1873 год.

Пьетро-Мира Педрильо Итальянец, придворный шут императрицы Анны Иоанновны . Прототипом Петрушки якобы послужил [ нужна ссылка ]

Популярность комедий о Петрушке, в частности, в основном началась в середине девятнадцатого века, а пик ее популярности пришелся на столетие 1830–1930 годов. Происхождение куклы Петрушки в России обсуждается, причем некоторые утверждают, что истоки этой традиции возникли еще до появления комедии дель арте с путешествующими итальянскими кукловодами после периода царя Петра I. правления Хотя в традиционной России, несомненно, существовала некая форма кукольной культуры, влияние комедии дель арте на кукольный театр в России неоспоримо. Начав с актеров в клоунском гриме, а затем постепенно перейдя к кукольному театру, русские артисты начали вытеснять русскоязычных итальянских артистов, которые раньше руководили сценами. [ 12 ] : 48–49 

Вход в кукольные балаганы стоил дешевле, чем на более крупные и основные достопримечательности русского карнавала конца XIX века, стандартный вход составлял всего гривенник (10 копеек ) или даже меньше, в зависимости от застройки района. В 1840-е годы и особенно после освобождения крепостных в 1961 году индустриализация в городах привлекла к ярмаркам больше внимания. Вероятно, именно так кукольный театр Петрушки стал провинциальным видом развлечения, часто посещаемым в первую очередь городской низостью. В то же время русскую интеллигенцию больше интересовали кукольные театры Западной Европы . [ 12 ]

Именно в этот период молодой Федор Достоевский вместе с братом часто посещал кукольные спектакли, свидетельствуя в своих произведениях об отношениях Петрушки и Пульчинеллы . В своих дневниках и в «Господине Прохарчине » он пишет о Петрушке как о аналоге «Пульшинеля», компаньона, который выйдет на сцену в качестве помощника марионетки, чьи выходки станут его собственными. Как и другие до и после него, Достоевский видел в театре Петрушки исследование русской культурной идентичности. [ 13 ] К 1880-м годам Петрушка стал героем этих комедий, единственным постоянным среди движущихся частей других персонажей и сцен. Его популярность выросла до такой степени, что анахроничные тексты более поздних периодов задним числом отсылают к кукольным спектаклям Петрушки предыдущих веков . Этим же объясняется частое смешение фамилий, например, когда Нина Симонович-Ефимова называет русскую марионетку «Петрушкой Гиньолем Пикель-Селедочным Пуншем », описывая его как марионетку, попавшую в плохую компанию (т.е. шутка о влиянии французские, английские и итальянские куклы на русском кукольном театре). [ 14 ]

С популяризацией жанра целевая аудитория начала меняться. Хотя детей никогда не исключали из киосков на ярмарке, они не были основной аудиторией. Скорее, Петрушка - и карнавальные дела в целом - были наиболее популярны среди молодых одиноких мужчин. Начиная с 1870-х годов, куклы Петрушки начали покупать и продавать на карнавальных площадках вместе с русскими книжками (русские: лубки, лубки ) с инструкциями, как их разыгрывать. [ 15 ] Несмотря на этот сдвиг, хотя основным местом проведения Петрушки оставался карнавал, кукольный театр стал все больше ассоциироваться с детскими развлечениями.

Театр Ефимова в Москве, 1919 год. Ефимовы ответственны за популяризацию традиции самостоятельного театра кукол в ХХ веке.

В начале двадцатого века наблюдался как рост, так и изменение популярности Петрушки, а затем ее упадок. В частности, в годы, предшествовавшие русской революции и непосредственно окружавшие ее, наблюдался рост кукольных театров как круглогодичных автономных культурных учреждений вне масленичного карнавального контекста, вероятно, в ответ на растущие революционные настроения и попытки художников и публики объединить с культурными корнями. [ 16 ]

В 1916 году влиятельный театральный критик и кукольник Юлия Слонимская Сазонова открыла в Санкт-Петербурге свой кукольный театр . В том же году в Москве Нина Симонович-Ефимова поставила свои первые публичные пьесы о Петрушке в Москве, а затем открыла собственный театр вместе со своим мужем, скульптором и художником Иваном Ефимовым . [ 17 ] Ефимовы имели большое влияние в мире кукольного искусства, в том числе обучали Сергея Образцова правительство главой Государственного академического центрального театра кукол Сергея Образцова , который сам в конечном итоге стал президентом Международного союза кукольников, а также назначил советское в 1931 году. Симонович Наиболее обширное описание практических кукольных знаний о перчаточных куклах Петрушки Ефимова опубликовала в своей теории « О Петрушке» («О Петрушке») в 1919 году, а также книгах, брошюрах и руководствах для начинающих кукольников Петрушки.

Надгробие Вацлава Нижинского на кладбище Монмартр в Париже. Статуя, подаренная Сержем Лифарем, изображает Нижинского в образе марионетки Петрушки .

Между тем, пока под влиянием Ефимовых процветало практическое кукольное искусство, образ Петрушки перерастал кукольный театр и в других отношениях. В 1911 году композитор Игорь Стравинский написал балет « Петрушка» , в котором одноименный герой бросает вызов любовному увлечению балерины, на которой хочет жениться. Сюжет балета основан на знании традиции Петрушки, поскольку куклы оживают во время Масленицы в 1830 году в Санкт-Петербурге, и играет с культурными ожиданиями стандартной структуры комедии о Петрушке. Вацлав Нижинский первым вышел на сцену в роли Петрушки.

В то же время Петрушку использовали русские символисты в поэзии, пьесах и романах. Символистов меньше интересовал кукольный театр, чем то, что символ куклы представлял между прошлым и будущим. Опираясь на идею о том, что марионетка заменила комедийного актера-человека, они использовали этот образ, чтобы прокомментировать положение человечества между мифическим прошлым и призрачным будущим, а также упадок общества и искусства в России. В романе Андрея Белого 1913 года « Петербург» о неудавшейся революции 1905 года , например, есть сцена, в которой главный герой, Николай Аполлонович, из арлекина в маске комедии дель арте видит себя в зеркале в образе Петрушки среди угроза неудачи в его революционной деятельности.

Война Петрушки и Струвельпетера , 1925 год.

В первые советские годы театр кукол вновь преобразился. Ярмарочные площади, традиционный дом театра Петрушки, в конце 1920-30-х годов были заменены парками культуры отдыха. Несмотря на это, Петрушка продолжал. В 1920-1930-е годы Петрушка все чаще становился предметом детской литературы. [ 18 ] [ 19 ] Поскольку кукольный театр постепенно стал преимущественно детским развлечением, Петрушка стал менее вульгарным и агрессивным, отойдя от своих фарсовых корней.

Начиная с 1920-х годов труппы разъезжали из города в город, ставя «Петрушку» в агиттеатре , в котором Петрушка выступал, защищая бедняков и нападая на кулаков . [ 20 ] В число таких групп, руководивших последним боем Петрушки, входили Коллектив Красной Петрушки в 1927 году и Красноармейская группа Петрушки в 1928 году. Однако к концу 1930-х годов эта версия Петрушки тоже пришла в упадок. Сергей Образцов утверждал, что Петрушка потерпел неудачу, потому что до революции Петрушка, который избивал людей своей дубинкой и вершил собственное правосудие, комментировал несправедливости в мире, которых после войны просто не существовало. [ 21 ] Отсутствие содержательного социального комментария в «Красном Петрушке» привело к конфликтам, которые казались произвольными и лишенными карнавального ощущения перевернутого мира.

Современный

[ редактировать ]

Российское общество защиты детей (РОДД) ежегодно проводит «Бал Петрушки», названный в честь версии персонажа Петрушки, влюбившегося в изящную балерину . [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Катриона Келли, «От Пульчинеллы до Петрушки: История театра кукол «Русская перчатка». Оксфордские славянские документы 21 (1988): 41–63.
  2. ^ Познер, Дассия (2014). «Жизнь-смерть и непокорное послушание: русские модернистские переопределения марионетки». Компаньон Routledge в кукольном и материальном представлении . Дассия Н. Познер, Клаудия Оренштейн, Джон Белл. Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 130–143. ISBN  978-0-415-70540-0 . OCLC   868199756 .
  3. ^ Клейтон, Дж. Дуглас (1993). Пьеро в Петрограде: комедия дель арте/Балаган в русском театре и драме ХХ века . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  978-0-7735-6441-1 . ОСЛК   227038219 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-37520-7 . OCLC   20133895 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Симонович-Ефимова, Нина (1935). Приключения русского кукольного театра: включая его открытия в изготовлении и исполнении ручных, палочных и теневых фигур, теперь открытые для всех . Перевод Митцова, Елена. Бирмингем, Мичиган: Отпечатки кукольного искусства.
  6. ^ Симонович-Ефимова, Нина (1935). Приключения русского кукольного театра: включая его открытия в изготовлении и исполнении ручных, палочных и теневых фигур, теперь открытые для всех . Перевод Митцова, Елена. Бирмингем, Мичиган: Отпечатки кукольного искусства.
  7. ^ Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-37520-7 . OCLC   20133895 .
  8. ^ Петрушка: источники и контексты . Эндрю Вахтел. Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. 1998. ISBN  0-8101-1566-2 . ОСЛК   38270868 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-37520-7 . OCLC   20133895 .
  10. ^ Боймерс, Биргит (2005). Поп-культура России! : СМИ, искусство и образ жизни . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 160–161. ISBN  978-1-84972-387-9 . OCLC   299474319 .
  11. ^ Nekrylova, Anna Fodorovna (1988). Russkyie narodnye gorodskiye prazdniki, uveseleniya i zrelishcha . Leningrad. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Перейти обратно: а б Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-37520-7 . OCLC   20133895 .
  13. ^ Mikhnovets, Nadezhda G. (2022). "Contextual Analysis of F. M. Dostoevsky's Draft Sketch "On the Petrushka Folk Theatre": the Theme of the Russian People and the Problem of Their Unity" . Университетский научный журнал (68): 49–58. doi : 10.25807/22225064_2022_68_49 . ISSN  2222-5064 . S2CID  249449791 .
  14. ^ Симонович-Ефимова, Нина (1935). Приключения русского кукольного театра: включая его открытия в изготовлении и исполнении ручных, палочных и теневых фигур, теперь открытые для всех . Перевод Митцова, Елена. Бирмингем, Мичиган: Отпечатки кукольного искусства.
  15. ^ Клейтон, Дж. Дуглас (1993). Пьеро в Петрограде: комедия дель арте/Балаган в русском театре и драме ХХ века . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  978-0-7735-6441-1 . ОСЛК   227038219 .
  16. ^ Клейтон, Дж. Дуглас (1993). Пьеро в Петрограде: комедия дель арте/Балаган в русском театре и драме ХХ века . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN  978-0-7735-6441-1 . ОСЛК   227038219 .
  17. ^ Познер, Дассия (2014). «Жизнь-смерть и непокорное послушание: русские модернистские переопределения марионетки». Компаньон Routledge в кукольном и материальном представлении . Дассия Н. Познер, Клаудия Оренштейн, Джон Белл. Лондон: Тейлор и Фрэнсис. стр. 130–143. ISBN  978-0-415-70540-0 . OCLC   868199756 .
  18. ^ Фомин Дмитрий В. (11 октября 2021 г.). «Образ Петрушки в русской детской книге 1920-х — начала 1930-х годов» . Обсерватория культуры . 18 (4): 424–435. дои : 10.25281/2072-3156-2021-18-4-424-435 . ISSN   2588-0047 . S2CID   241069165 .
  19. ^ Баркер, Меган (2021). «От сцены к странице и обратно: исправление Петрушки в ранней советской детской культуре» . Русское обозрение . 80 (3): 375–401. дои : 10.1111/русс.12318 . ISSN   0036-0341 . S2CID   236234560 .
  20. ^ Пайпс, Ричард (1993). Россия при большевистском режиме (1-е изд.). Нью-Йорк: А.А. Кнопф. п. 305. ИСБН  0-394-50242-6 . ОСЛК   27066444 .
  21. ^ Келли, Катриона (1990). Петрушка: русский карнавальный кукольный театр . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-37520-7 . OCLC   20133895 .
  22. ^ "RCWS.org | Бал в Петрушке" . 8 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 8 июня 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f9312d4d1117acbc68019fb0f238e2d2__1707584220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f9/d2/f9312d4d1117acbc68019fb0f238e2d2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Petrushka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)