Jump to content

Русские иконы

Святая Троица, Гостеприимство Авраама ; Андрей Рублёв ; в. 1411 ; темпера на панели; 1,1 х 1,4 м (4 фута 8 дюймов х 3 фута 8 дюймов) 3/4 дюйма ; ) Третьяковская галерея (Москва)

Русские иконы представляют собой форму религиозного искусства, которая развилась в восточно-православном христианстве после того, как Киевская Русь приняла веру от Восточной Римской (Византийской) империи в 988 году нашей эры. [1] Первоначально соответствующие византийским художественным стандартам, эти иконы были неотъемлемой частью религиозных обрядов и культурных традиций России. Со временем русская иконография развивалась, вбирая в себя местные стили и элементы, которые расширяли ее визуальный и символический словарь. [2]

Личные, новаторские и творческие традиции западноевропейского религиозного искусства в значительной степени отсутствовали в России до 17 века, когда русская иконопись оказалась под сильным влиянием религиозных картин и гравюр как протестантской, так и католической Европы . В середине 17 века изменения в литургии и практике, установленные патриархом Никоном, привели к расколу Русской Православной Церкви. Традиционалисты, преследуемые «старообрядцы» или « старообрядцы », продолжали традиционную стилизацию икон, тогда как государственная церковь видоизменила свою практику. С этого времени иконы стали писать не только в традиционной стилизованной и нереалистической манере, но и в смеси русской стилизации и западноевропейского реализма, а также в западноевропейской манере, очень похожей на манеру католического религиозного искусства того времени. . Эти типы икон, хотя и встречаются в русских православных церквях, также иногда встречаются в различных обрядах sui juris католической церкви .

Русские иконы, как правило, представляют собой картины на дереве , часто небольшие, хотя некоторые в церквях и монастырях могут быть намного больше. Некоторые русские иконы были изготовлены из меди. [3] Во многих религиозных домах в России на стене в красном угле , «красном» или «красивом» углу, висят иконы.

Иконы имеют богатую историю и сложную религиозную символику. В русских храмах неф обычно отделен от алтаря иконостасом иконостас (русский . , иконостас), или иконостасом, стеной с иконами с двойными дверями в центре

Русские иногда говорят об иконе как о «написанной», потому что в русском языке (как и греческом, но в отличие от английского) одно и то же слово ( писать по-русски) означает и рисовать , и писать. Иконы считаются Евангелием в красках, и поэтому пристальное внимание уделяется тому, чтобы Евангелие было передано верно и точно.

Говорили, что иконы, считавшиеся чудотворными , «являлись». «Явление» иконы – это ее якобы чудесное обретение. «Истинная икона — это та, которая «явилась», дар свыше, открывающая путь к Первообразу и способная творить чудеса». [4]

Некоторые из наиболее почитаемых, но целых икон, считающихся творениями чудесного чудотворца , известны по названию связанного с ними города, например, Владимирские , Смоленские , Казанские и Ченстоховские изображения, все изображения Богородицы, обычно упоминается православными христианами как Богородица , Родительница Божия.

Выдающимся русским иконописцем был Андрей Рублев (1360 – начало XV века), который был «прославлен» (официально признан святым) Московским Патриархатом в 1988 году. Его самая известная работа – « Троица Ветхозаветная» .

Икона Христа Вседержителя с эмалированной ризой , украшенным драгоценными камнями нимбом ( венет ) и воротником ( цата ) ( Музей и галерея Университета Боба Джонса ).

Россияне часто заказывали иконы для личного пользования, добавляя вокруг центральной фигуры иконы фигуры конкретных святых, в честь которых были названы они или члены их семьи. Иконы часто были облачены в металлические оклады ( оклад оклад, или, более традиционно, риза риза, что означает «риза») из позолоченного или посеребренного металла богато украшенной работы, которые иногда были покрыты эмалью, филигранью или украшены искусственными, полудрагоценными или даже драгоценными камнями. и жемчуг. Пары икон Иисуса и Марии были подарены молодоженам на свадьбу.

в русской иконописи и религиозном использовании гораздо больше, Разновидностей икон Богородицы чем любых других изображений; Иконы Марии обычно представляют собой копии изображений, считающихся чудотворными, которых насчитывается сотни: «Иконы Марии всегда считались чудотворными, а иконы ее сына - редко». [5] Иконы Марии чаще всего изображают ее с младенцем Иисусом на руках; некоторые, однако, опускают ребенка. К таковым относятся «Калуга», «Огнеликая», «Герондисса», « Боголюбово », «Вильно», «Плавка жестоких сердец», «Семь мечей» и др., а также иконы, изображающие события из жизни Марии. до того, как она родила Иисуса, например, Благовещение или рождение Марии.

Икона « Распятие» , Новгородская школа , ок. 1360 ( Лувр , Париж ).

Поскольку иконы в православии должны соответствовать традиционным стандартам и, по сути, являются копиями, православие никогда не развивало репутацию отдельного художника, как это делало западное христианство, а имена даже лучших иконописцев редко признаются, за исключением некоторых православных или искусствоведов. Иконопись была и остается консервативным искусством, во многих случаях считающимся ремеслом, в котором художник, по сути, является просто инструментом для воспроизведения. Живописец не искал индивидуальной славы, а считал себя смиренным слугой Божьим. Вот почему в 19 и начале 20 веков иконопись в России пришла в большой упадок с приходом машинной литографии на бумаге и олове, которая могла производить иконы в большом количестве и гораздо дешевле, чем мастерские живописцев. Даже сегодня православные покупают большое количество бумажных икон, а не более дорогих расписных панно.

Поскольку живописец не собирался прославлять себя, подписывать икону не сочли нужным. Более поздние иконы часто были делом многих рук, а не одного мастера. Тем не менее, некоторые более поздние иконы подписаны именем художника, а также датой и местом. Особенность дат, написанных на иконах, заключается в том, что многие из них датируются временем «сотворения мира», которое в восточном православии считалось 1 сентября 5509 года до рождения Иисуса.

В советское время в России бывшие деревенские иконописцы в Палехе , Мстёре и Холуе перенесли свои приемы на лаковые изделия , которые украсили витиеватыми изображениями русских сказок и других нерелигиозных сцен. Этот переход от религиозной к светской тематике породил в середине 1920-х годов русское лаковое искусство на папье-маше . Наиболее заметными в этом относительно новом виде искусства являются сложные палехские миниатюры на черном лаковом фоне.

Многие русские иконы были уничтожены или проданы за границу агентами советского правительства; некоторые были спрятаны, чтобы избежать разрушения, или были вывезены контрабандой из страны. После падения коммунизма снова открылось множество иконописных студий, которые пишут картины в различных стилях для местного и международного рынка. Многие старые спрятанные иконы также были извлечены из укрытия или привезены из-за границы.

В конце 19-го и начале 20-го веков рынок икон расширился за пределы православных верующих и включил в себя тех, кто собирал их как образцы русского традиционного искусства и культуры. В этот же период отмечено большое количество подделок икон, написанных в дониконовской манере. Такие подделки, зачастую прекрасно выполненные, искусственно состаривались с помощью искусных методов и продавались старообрядцам и коллекционерам как подлинные. Некоторые из них до сих пор появляются на рынке, наряду с множеством недавно написанных преднамеренных подделок, а также икон, продаваемых на законных основаниях как новые, но написанных в более ранних стилях. Многие иконы, продаваемые сегодня, сохраняют некоторые черты более ранней живописи, но, тем не менее, очевидно, являются современными.

Техника рисования и коллекционирование

[ редактировать ]
Пример поперечин панели или «задних планок», использованных в русских иконах до 1890 года.

Большинство русских икон пишутся яичной темперой на специально подготовленных деревянных досках или на наклеенной на деревянные доски ткани. Сусальное золото часто используется для ореолов и фоновых областей; однако на некоторых иконах сусальное серебро, иногда тонированное шеллаком под золото, [6] вместо него используется, а некоторые иконы не имеют позолоты вообще . Русские иконы могут также иметь сложные внешние фасады из олова , бронзы или серебра , которые обычно богато украшены и часто многомерны. Эти фасады называются ризами или окладами .

Обычным аспектом иконописи является покрытие изображения олифой либо сразу после высыхания краски, либо позже. Большинство русских икон, написанных вручную, имеют некоторую степень поверхностного лака, хотя многие из них этого не делают.

Панели, в которых используются так называемые «задние планки» — поперечины, которые вставлены в заднюю часть досок, из которых состоит панель, чтобы предотвратить деформацию во время процесса сушки и обеспечить структурную целостность с течением времени — обычно старше 1880/1890 годов. . После 1880/1890 годов прогресс в материалах отменил необходимость в этих поперечинах, поэтому их можно увидеть либо на иконах, написанных после этого периода времени, когда намерением художника было обмануть, создав икону, выглядящую «старее», либо на иконах. которые выполняются традиционными средствами как способ почтить старые процессы. Задние планки иногда необходимы на новых иконах большого размера по тем же причинам (деформация и устойчивость), которые существовали до 1900 года.

Возраст, подлинность и подделки

[ редактировать ]
Затемненная икона св. Екатерина и Параскева (16 век, Псков ).

С 1990-х годов многочисленные иконы конца 19-го и начала 20-го веков были искусственно состарены, а затем невольным покупателям и коллекционерам казалось, что они старше, чем они есть на самом деле. Часто эти «полуподделки» совершают русские иконописцы высокого уровня, обладающие высокой квалификацией в умении не только создавать необыкновенные произведения искусства, но и «создать возраст» на готовой иконе. Хотя получившаяся в результате икона вполне может оказаться прекрасным произведением искусства, которым многие были бы рады обладать, она по-прежнему считается произведением обмана, поэтому не имеет ценности как икона, помимо ее декоративных качеств.

Еще одной проблемной областью в области коллекционирования икон является «перекомпоновка» законно старых икон заново написанными, а затем ложно состаренными изображениями, демонстрирующими более высокую степень художественности. Например, примитивная икона или икона «народного искусства» 17-го или 18-го века может быть переписана современным мастером-художником, а затем изображение ложно состарено, чтобы соответствовать панели, чтобы создать икону, которая могла бы сойти за 17- или 18-го века. Шедевр века. На самом деле это не что иное, как шедевр 20-го или 21-го века на панно 17-го или 18-го века. С ростом стоимости и цен на подлинные иконы в последние десятилетия то же самое теперь делается и с народными иконами более низкого качества 19-го века, которые перекрашиваются современными мастерами, а затем искусственно состариваются, чтобы соответствовать возрасту панели.

Законность

[ редактировать ]

В соответствии с российским законодательством в настоящее время запрещен вывоз любой русской иконы возрастом более ста лет. Любые иконы, вывозимые из России, должны сопровождаться справкой Министерства культуры Российской Федерации, подтверждающей возраст иконы. Хотя российское законодательство относительно вывоза икон достаточно четкое, образцы русских икон возрастом более 100 лет регулярно выводятся на открытый рынок путем контрабанды в соседние страны Балтии или в результате коррумпированных чиновников Министерства культуры, которые готовы сертифицировать икону, не подлежащую экспорту, как «100-летнюю», чтобы облегчить ее передачу.

После распада Советского Союза многие русские иконы были репатриированы путем прямых покупок российскими музеями, частными российскими коллекционерами или, как это было в случае с Папой Иоанном Павлом II, передавшим копию знаменитой Казанской Богоматери иконы XVIII века. Русская Православная Церковь добросовестно вернулась в Россию. [7]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Сарабьянов В.Д.; Смирнова Е.С. История древнерусской живописи . Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. стр. 10–11. ISBN  5-7429-0252-2 .
  2. ^ Сарабьянов В.Д.; Смирнова Е.С. История древнерусской живописи . Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. стр. 10–13. ISBN  5-7429-0252-2 .
  3. ^ Альборн, Ричард Э. и Вера Бивер-Брикен Эспинола, ред. Русские медные иконы и кресты из собрания Кунца: Отливки веры. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института. 1991. 85 страниц с иллюстрациями, некоторые цветные. Включает библиографические ссылки, страницы 84-85. Смитсоновские исследования по истории и технологиям: № 51.
  4. ^ Отец Владимир Иванов (1988 г.р.). Русские иконы . Публикации Риццоли.
  5. ^ Хаббс, Джоанна (1993). Россия-мать: женский миф в русской культуре . Издательство Университета Индианы. ISBN  0-253-33860-3 .
  6. ^ Эспинола, Вера Бивер-Брэкен (1992). «Русские иконы: духовный и материальный аспекты» . Журнал Американского института охраны природы . 31 (1). Американский институт сохранения исторического наследия № 38: 17–22. дои : 10.2307/3179608 . JSTOR   3179608 .
  7. ^ «Передача Казанской иконы – историческое событие» . AsiaNews.it. 26 августа 2004 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2006 г.

ИК И︠Асыкова; Гренье, Поль (2010), Скрытая и торжествующая подпольная борьба за спасение русской иконографии , Брюстер, Mass Paraclete Press , ISBN  978-1-55725-564-8

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c50e1e8cef3b45d071ec2e548bcbe23__1722301860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/23/7c50e1e8cef3b45d071ec2e548bcbe23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian icons - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)