Патриарх Московский Никон
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на польском , русском и вьетнамском языках . (Декабрь 2021 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Никон | |
---|---|
Патриарх Московский и всея Руси | |
Церковь | Русская Православная Церковь |
Видеть | Москва |
Установлено | 1652 |
Срок закончился | 1666 |
Предшественник | Патриарх Московский Иосиф |
Преемник | Патриарх Московский Иоасаф II. |
Личные данные | |
Рожденный | Никита Минин 7 мая 1605 г. Вельдеманово близ Нижнего Новгорода , Российского Царства. |
Умер | 17 августа 1681 г. Church of St. Nicholas in Tropino , Yaroslavl , Tsardom of Russia | (76 лет)
Похороненный | Новоиерусалимский монастырь |
Никон ( русский : Ни́кон , древнерусский: Нїконъ ), урожденный Никита Минин ( Никита Минин ; 7 мая 1605 — 17 августа 1681) — седьмой Патриарх Московский и всея Руси Русской Православной Церкви , официально служивший с 1652 по 1666 год. Он был известен своим красноречием, энергией, благочестием и тесными связями с царем России Алексеем . Никон провел множество реформ, в том числе литургические реформы, которые были непопулярны среди консерваторов. Эти разделения в конечном итоге привели к длительному расколу, известному как Раскол (раскол) в Русской Православной Церкви. На протяжении многих лет он был доминирующей политической фигурой, часто равняясь или даже затмевая царя. В декабре 1667 года Никон был осужден синодом церковных чиновников, лишен всех священнических функций и низведен в статус простого монаха.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сын мордовского в селе Вельдеманово , в 90 верстах 60 верстах) от Нижнего Новгорода . Его мать умерла вскоре после его рождения, и отец снова женился. Его мачеха плохо с ним обращалась. Он научился грамоте у приходского священника. В 12 лет он сбежал из дома в Макарьев монастырь , где оставался послушником до 1624 года .
Затем он вернулся домой по настоянию родителей, женился и стал приходским священником в соседнем селе.
Его красноречие привлекло внимание некоторых московских купцов, приезжавших в эти места из-за знаменитой ярмарки, проходившей на территории Макарьева монастыря. Их стараниями его пригласили служить священником в многолюдный приход столицы.
Он прослужил там около десяти лет. Тем временем к 1635 году трое его маленьких детей умерли. Он увидел в этом провиденциальный знак и решил стать монахом. Сначала он уговорил жену принять постриг, а затем удалился в пустынный скит на острове Анзерском на Белом море . Став монахом, он взял имя Никон.
В 1639 году он поссорился с игуменом и бежал из монастыря на лодке; разразилась буря, и его лодка была выброшена на берег острова Кий , где он впоследствии основал великий монастырь. В конце концов он добрался до Кожеозерского монастыря епархии в Новгородской , игуменом которого стал в 1643 году.
Встреча с царем
[ редактировать ]воздал должное молодому царю Алексею I. В своем официальном качестве он посетил Москву в 1646 году и, как это было принято в то время, Алексей, человек довольно набожный, был весьма впечатлен Никоном и назначил его архимандритом или настоятелем важного Новоспасского монастыря в Москве. Этот монастырь был особенно связан с Домом Романовых .
Ревнители благочестия
[ редактировать ]Во время служения в Новоспасском монастыре Никон стал членом кружка ревнителей благочестия . Это была группа церковных и светских лиц, возникшая в конце 1630-х годов, собиравшаяся вокруг Стефана Вонифатьева , духовника царя Алексея.
После Смутного времени участники считали, что проблемы того времени были проявлением гневного Бога, разгневанного нерелигиозностью русского народа. Группа призвала к возрождению русской православной веры и обновлению религиозного благочестия масс. В эту группу входили Федор Ртищев , игумен Иван Неронов Казанского собора , протопоп Аввакум и другие.
В 1649 году Никон стал митрополитом Великого Новгорода . Там ему были предоставлены особые привилегии. Во время его правления в городе начался бунт, и Никон был жестоко избит толпой. Тем не менее, ему удалось решить вопрос мирным путем, возглавив крестный ход против бунтовщиков. [1]
Избран патриархом (1652 г.).
[ редактировать ]1 августа 1652 года он был избран патриархом Московским . Никон знал, что он довольно непопулярен среди дворянства, и несколько раз отклонял это предложение. [ нужна ссылка ]
Лишь с величайшим трудом удалось уговорить Никона стать архипастырем Русской Церкви. Он сдался после того, как сам царь и бояре упали на колени, умоляя его принять. [ нужна ссылка ] Он уступил лишь после того, как дал всему собранию торжественную клятву повиновения ему во всем, что касается догматов, канонов и обрядов Православной Церкви.
реформы Никона.
[ редактировать ]Когда был назначен Никон, церковная реформа уже витала в воздухе. Ряд церковных сановников , известных как партия протопопов (деканов), взяли на себя ответственность за пересмотр церковных богослужебных книг, открытых покойным Патриархом Иоасафом, и несколько других мелких исправлений некоторых древних обрядов. Но они были слишком робки, чтобы попытаться сделать что-то действительно эффективное.
Никон начал смелые реформы. Он посоветовался с наиболее образованными греческими прелатами за границей, пригласил их на консультацию в Москву, и, наконец, константинопольские и киевские ученые убедили Никона, что московские богослужебные книги инославны и что иконы действительно употреблявшиеся очень сильно отошли от древние константинопольские модели, по большей части проникнутые влияниями франкского и польского (западноевропейского) барокко . [2]
Никон резко раскритиковал использование таких новомодных значков; он приказал провести их поквартирный обыск. Его солдатам и слугам было поручено сначала выколоть глаза этим еретическим подделкам, а затем с насмешками пронести их по городу. Он также издал указ , грозивший в будущем самым суровым наказанием всем, кто осмелится изготовить или использовать подобные иконы.
Более поздние исследования [ нужна ссылка ] заключалась в том, чтобы установить, что московские богослужебные книги действительно принадлежали к другой редакции, отличной от той, которая использовалась греками во времена Никона, и что непереработанные московские книги были действительно старше и более почтенными, чем греческие книги, претерпевшие несколько переработок за время Никона. века были новее и содержали новшества.
В 1654 году Никон созвал синод для пересмотра богослужебных книг, пересмотренных патриархом Иоасафом, и большинство членов синода решили, что «следует следовать грекам, а не своим древним». Второй собор, состоявшийся в Москве в 1656 году, санкционировал пересмотр богослужебных книг, предложенный первым собором, и предал анафеме несогласное меньшинство, в которое входили партия протопопов и Павел , епископ Коломенский . Реформы 1654 года совпали с великой чумой .
Строительство шатровых церквей (ярким примером которых является собор Василия Блаженного ) было строго запрещено, а многие старые неканонические церкви были снесены, чтобы освободить место для новых, построенных в «старовизантийском» стиле. Эта безжалостность во многом объясняет ту неутолимую ненависть, с которой старообрядцы , как их теперь стали называть, всегда впоследствии относились к Никону и всем его произведениям.
Его строительная программа
[ редактировать ]Он обогатил построенные им многочисленные и великолепные монастыри ценными библиотеками. Его эмиссары прочесывали Московию и Восток в поисках драгоценных греческих и славянских рукописей, как священных, так и светских.
Среди основанных им великих монастырей были Валдайский Иверский монастырь , Ново-Иерусалимский монастырь , Кий-Островский монастырь .
Политическая власть
[ редактировать ]С 1652 по 1658 год Никон был не столько министром, сколько соратником царя. И в официальных документах, и в частных письмах ему разрешалось использовать суверенный титул. Особенно это наблюдалось во время войн с Речью Посполитой в 1654–1667 годах, когда царь со своими войсками находился вдали от Москвы. В 1654 году, отправляясь в свой великий военный поход, царь оставил Никона дома главным правителем. [3] Излишне говорить, что это вызвало значительное негодование среди высокопоставленных бояр .
Никон поставил перед собой задачу отстранить Церковь от светской власти и навсегда отделить Церковь от государства. Он считал, что Церковь и государство должны работать в гармонии, оставаясь при этом отделенными друг от друга. Он заявил, что «есть два меча власти: духовная и светская» и что «верховный епископ выше царя». [4] Он также стремился организовать Церковь с иерархией, аналогичной государственной, с полным контролем Патриарха. [ нужна ссылка ] . От себя лично Никон и Алексей официально оформили свой союз, поскольку царь сделал патриарха крестным отцом всех своих детей. [5]
Никон особенно протестовал против «Соборного уложения » 1649 года, которое снижало статус духовенства и фактически ставило церковь в подчинение государству. Также согласно этому Кодексу налогообложение монастырских земель использовалось в пользу государства. [6]
Но его действия воздвигли против него целый сонм врагов, и к лету 1658 года они убедили Алексия, что государь-патриарх затмевает государя царя. Алексей вдруг охладел к своему «закадычному другу», как он его называл. [7]
Никон покидает Москву (1658 г.)
[ редактировать ]Почти для проверки воли и, может быть, надеясь драматизировать свою значимость и незаменимость, Никон в 1658 году публично снял с себя патриаршее облачение и поселился в Новоиерусалимском монастыре основанном им же в городе Истра , 40 километров к западу от Москвы. Но официально он не подал в отставку со своей должности.
Почти два года царь Алексий и Никон оставались разлученными, а их конфликт неразрешенным. В феврале 1660 г. в Москве состоялся синод для избрания нового Патриарха на престол, вакантный вот уже почти два года. Синод постановил не только назначить нового патриарха, но и лишить Никона как архиерейского сана, так и священнического сана.
Однако против второй части решения Синода энергично протестовал крупный церковный знаток Епифаний Славинецкий , и в конечном итоге все расследование провалилось. Царь не желал исполнять постановления Синода, будучи неуверенным в их церковной действительности.
Еще шесть лет русское православие оставалось без патриарха. С каждым годом вопрос о смещении Никона становился все сложнее и запутаннее. Почти со всеми современными православными учеными консультировались по этому вопросу, и ни один из двух авторитетов не пришел к единому мнению. Наконец дело было передано на рассмотрение Всеправославного синода.
Осужден Синодом (1667 г.)
[ редактировать ]В декабре 1667 года Никона судил синод церковных чиновников, известный как Великий Московский синод . Его возглавляли «два иностранных Патриарха... [и в его состав входили] тринадцать митрополитов, девять архиепископов, пять епископов и тридцать два архимандрита». Двумя патриархами на синоде были Паисий Александрийский и Макарий III Антиохийский . Симеон Полоцкий был одним из ключевых богословов, готовивших документы Синода.
По словам Роберта Мэсси, в ходе судебного разбирательства Никон стойко защищал свою веру в то, что власть и власть церкви были и должны быть высшими; [8] однако Никон скорее настаивал на том, что власть и власть церкви должны быть высшими только в церковных вопросах.
12 декабря 1667 года Синод признал Никона виновным в ругательстве царя и всей Московской Церкви, в низложении Павла, епископа Коломенского , вопреки канонам, в избиении и истязании его приближенных. Его приговором было лишение всех его священнических функций; отныне он должен был называться просто монахом Никоном. В тот же день его посадили в сани и отправили пленником в далекий северный Ферапонтов монастырь . Однако тот самый собор, который его свергнул, подтвердил все его реформы и предал анафеме всех, кто отказывался принять их, как протопоп Аввакум .
Никон пережил царя Алексея, с которым в 1671 году возобновились некоторые прежние отношения. В 1681 году новый царь Федор (сын Алексия), узнав, что Никон умирает, позволил ему вернуться в Москву и под частичным помилованием, поселился в своем бывшем московском доме, Новоиерусалимском монастыре . [9] В Ярославле по пути туда, после переправы через реку Которосль , он скончался в Тропино 17 августа 1681 года. Однако монастырь остался недостроенным, но царская семья уделяла особое внимание обеспечению его завершения. Клирик Никона позднее записал, что к освящению церкви в 1685 году Церевна Татьяна приготовила золото и серебро, организовала изготовление икон и лично вышила покрывала для прикрытия принадлежностей для Евхаристии. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Никон (Минов) // Nikon (Minov) www.hrono.ru (in Russian)
- ^ Запрещение патриархом Никоном фряжских икон // The banning by Patriarch Nikon of Western-style icons (in Russian) Archived 5 July 2015 at the Wayback Machine historydoc.edu.ru
- ^ Никон (Минов) // Nikon (Minov) www.hrono.ru (in Russian)
- ^ Палмер, Уильям (1871). Патриарх и царь I. Ответы смиренного Никона, милостью Божией Патриарха, на вопросы боярина Симеона Стрешнева и ответы митрополита Газского Паисия Лигарида . Лондон: Трюбнер. п. 662.
- ^ Муравьев, Андрей Николаевич (1842). История Русской Церкви . Оксфорд: Джон Генри Палмер. п. 203.
- ^ Ограничение привилегий церкви в Соборном Уложении 1649 года // The limiting of Church privileges in the Legal Code of 1649 Archived 13 April 2014 at the Wayback Machine Russian legal and educational site (in Russian)
- ^ Хоскинг, Джеффри (2001). Россия и русские. С древнейших времен до 2001 года , с. 168. Книги Пингвина, ISBN 978-0-14-029788-1
- ^ Роберт К. Мэсси, Петр Великий, его жизнь и мир (1980), стр. 60.
- ^ Мэсси, стр.60.
- ^ Иоанн Шушерин (2007), « От крестьянина до патриарха: описание рождения, воспитания и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси», написанное клириком Иоанном Шушериным , перевод Кевина Кейна; Катя Ленинтова, Лэнхэм: Lexington Books, с. 104
- свободном доступе : Бейн, Роберт Нисбет (1911). « Никон ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 691–692. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лобачев, Сергей В. «Приход к власти патриарха Никона». Славянское и восточноевропейское обозрение (2001): 290–307. в JSTOR
- Мейендорф, Пауль. Россия, обряд и реформа: литургические реформы Никона 17 века (RSM Press, 1991)
- Шушерин, Иоанн. От крестьянина до патриарха: повествование о рождении, восстании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси (2008)
- Спинка, Матфей. Патриарх Никон и подчинение Русской Церкви государству. История Церкви 10 № 4 (1941): 347–366. в JSTOR