Jump to content

Мордва

(Перенаправлено с Мордва )

Эрзянская и мокшанская мордва
Мордовский народ
Архивное фото «Благодарим товарища Сталина за нашу мордовскую автономию», 1928 год. [ 1 ]
Общая численность населения
806,000 (2010)
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 484,450 (2021) [ 2 ]
Языки
Преимущественно русский , также эрзя , мокша.
Религия
Большинство:
Православное христианство
Меньшинство:
Родная религия мордовья
Молокане и прыгуны [ 3 ]
Родственные этнические группы
Советские люди ( русские , украинцы , белорусы , казахи , азербайджанцы , армяне , грузины , узбеки , киргизы , таджики , туркмены , латыши , эстонцы , литовцы )

Мордва (также мордва , мордва ; русский : мордва , латинизированный : Мордва , букв. «мордва»; нет эквивалентов на мокшанском и эрзянском языках ) — официальный термин, используемый в Российской Федерации для обозначения как эрзей , так и мокшанцев с 1928 года. [ 4 ]

Эрзя-Мокшанская автономия

[ редактировать ]

Эрзя -Мокшанская автономия [ 5 ] [ 6 ] был утвержден в 1928 году как Мордовский округ согласно личной позиции Иосифа Сталина , присутствовавшего на совещании. Заместитель председателя Верховного суда Мордовии Василий Мартышкин цитирует Сталина и Тимофея Васильева . Поскольку во многих губерниях мокшаны и эрзи проживали редко, Сталин считал невозможным создание многих автономных округов. И именно Микифор Сурдин , этнический мокша, предложил создать не эрзя-мокшанскую автономию, а мордовский округ. Сталину понравился его вариант. Именно за это его проклинают до сих пор, несмотря на то, что он был казнен во время Великой чистки . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Это было время, когда название автономии изменилось на Мордовское . [ 10 ] только «этноним» мордовин . С тех пор в документах для эрзи и мокши допускался [ 11 ] [ 9 ] [ 1 ] [ 7 ]

Хронология восстановления эрзянских и мокшанских этнонимов

[ редактировать ]

Ниже письмо

[ редактировать ]

Mokshas from Altä velä wrote a collective open letter to Literaturnaya Gazeta in 1991.

Авторы письма, направленного в «Литературную газету» из мокшанского Алта-веля ( Мордовия) , называют этот этноним «весьма бессмысленным словом-паразитом», «матерью», «неловким прозвищем», которое можно обвинить в том, что «народ имеет пришли отречься от своего истинного происхождения и толпами ринулись (особенно молодежь) становиться русскими. И, быть может, история вскоре станет свидетелем того печального времени, когда мировая цивилизация в одно мгновение навсегда потеряет две замечательные народности, и Мордовия. быть не чем иным, как термином, обозначающим административную территорию…» [ 12 ]

Конгресс эрзянских и мокшанских народов.

[ редактировать ]

На Первом съезде эрзянско-мокшанского народа в 1989 году первым пунктом Декларации съезда было переименование Мордовии в Мокшано-Эрзянскую Автономную Республику и запрет термина «мордва» . [ 13 ]

Последствия

[ редактировать ]

Представители эрзянской и мокшанской интеллигенции, а именно профессор Дмитрий Цыганкин , признаются, что никогда не верили в проект единого мордовского народа. [ 14 ]

Мордовская автохтональная теория

[ редактировать ]

Мокшаны отождествляются с дьяковской культурой с 1970-х годов; [ нужна ссылка ] а также с так называемой городецкой культурой , которая в настоящее время считается советской лженаукой, придуманной профессором Алексеем Смирновым [ ru ] и основанной на советской автохтонной теории (то есть теории о том, что все волжско-уральские этносы являются автохтонными для региона и никогда не мигрировал). [ 15 ] Эрзи имеют кочевое происхождение и связаны с [ нужны разъяснения ] с Окско-Рязанской культурой. [ 16 ]

Общая информация

[ редактировать ]

Мордовские языки , подгруппа уральской семьи , — это эрзянский и мокшанский языки , носители каждого из которых составляют около 500 000 человек. Оба являются официальными языками Мордовии наряду с русским . Средневековый мещерский язык мог быть мордовским или близким к мордовскому. На эрзя говорят в северной, восточной и северо-западной частях Мордовии, а также в прилегающих к ним Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Оренбургской и Ульяновской областях, а также в республиках Чувашия, Татарстан и Башкортостан. Мокшанский язык является преобладающим языком в западной части Мордовии.

Из-за различий в фонологии , лексике и грамматике эрзя и мокша не являются взаимопонятными, вплоть до того, что русский язык часто используется для межгруппового общения. Два мордовских языка также имеют отдельные литературные формы. эрзя Литературный язык был создан в 1922 году, мокшанский — в 1923 году. [ 17 ] Оба в настоящее время написаны с использованием стандартного русского алфавита .

Реконструкция мордовского языка

[ редактировать ]

Мокшанский и эрзянский языки тесно связаны, поэтому считается, что они имеют общее происхождение. Что касается степени близости языков, Арно Фурне предполагает, что если мокшанский и эрзянский языки были одним языком, то они начали расходиться 1500 лет назад — в то же время, когда разделились французский и итальянский языки. [ 18 ] Серебреников доказывает, что мокша сохраняет более архаичные формы, чем существующие в эрзи. [ 19 ]

Классификация

[ редактировать ]

До ок. В 2010-е годы большинство финских лингвистов считали мордовский и марийский языки единым подразделением так называемой волжско-финской ветви уральской семьи. В настоящее время этот подход отвергается большинством учёных. [ 20 ] а мордовский и марийский языки считаются отличными друг от друга: считается, что мордовские языки имеют общего предка с балто-финскими языками ( эстонским и финским ), тогда как марийские языки ближе к пермским языкам.

Mordva populi (народ мордва), показанный на карте Джакомо Гастальди 1550 года как проживающий к югу от Касимова и Нижнего Новгорода.

В то время как Роберт Г. Лэтэм определил Мордву как самоназвание, определив ее как вариант имени Мари , [ 21 ] [ анахронизм ] Алексей Шахматов в начале 20 века отмечал, что мордва не использовалась как самоназвание двумя мордовскими племенами эрзя и мокша. Николай Мокшин вновь заявляет, что этот термин использовался народом как внутренний самоопределяющий термин. [ сомнительно обсудить ] чтобы составить их общее происхождение. [ 22 ] [ анахронизм ] Лингвист Габор Заич подчеркивает, что мордва не использует название «мордва» как самоназвание. [ 23 ] Феоктистов писал: «Так называемые тенгушевские мордвины — это эрзяне, говорящие на эрзянском диалекте с мокшанским субстратом, и фактически они представляют собой этническую группу эрзян, обычно называемых шокшами . Именно эрзяны исторически назывались мордвинами, а мокшаны обычно назывались упоминаются отдельно как «мокши». Нет никаких доказательств того, что мокшаны и эрзи были этническим единством в доисторические времена». [ 24 ] Изабель Т. Киндлер пишет:

Постепенно возникли серьезные различия в обычаях, языке и даже внешнем виде (до обращения в христианство эрзи и мокша не вступали в браки, да и сегодня смешанные браки редки). У этих двух подразделений мордвы нет общих народных героев – их старые народные песни поют только местных героев. Ни в одном языке нет общего термина для обозначения ни себя, ни своего языка. Когда говорящий желает обратиться к мордве в целом, он должен использовать термин «эрзя и мокша». [ 25 ]

Ранние ссылки

[ редактировать ]

Этноним мордва , возможно, засвидетельствован в » Иордана « Гетике в форме морденов , которые, как он утверждает, были среди подданных готского короля Эрманарика . [ 26 ] под названием Мордия, находящаяся в десяти днях пути от печенегов земля Константина VII упоминается В «Об имперском управлении» . [ 27 ]

имена Мердас, Мердинис, Мердиум, Мордани, Мордуа, Мордуинос В средневековых европейских источниках появились . В Русской Первоначальной летописи этнонимы мордва и мордвичи впервые появились в XI веке. После монгольского нашествия на Русь имя Мордова редко упоминается в русских летописях и цитируется только после «Первой летописи» вплоть до XV–XVII веков. [ 28 ] [ 29 ]

Этимологии

[ редактировать ]

название Мордва Считается, что происходит от иранского ( скифского ) слова мард , означающего «человек». К этому же происхождению восходит и мордовское слово мирде, обозначающее мужа или супруга. [ устаревший источник ] . Это слово, вероятно, также связано с последним слогом " удмуртского ", а также в коми : морт и, возможно, даже в марийском : марий . [ 30 ] [ анахронизм ]

Первым письменным упоминанием об Эрзе считается письмо, датированное 968 годом нашей эры, Иосифа , хазарского кагана , в форме ариса . Более спорно то, что его иногда связывают с аорси и аланорси, упомянутыми в произведениях Страбона и Птолемея . (Однако общепринятая точка зрения состоит в том, что , кочевое иранское племя из восточной части Центральной Азии, были также известны как аорси /аланорси.) Эстахри в 10 веке записал среди трех групп русского народа аль- аланы Арсания , чей царь жил в городе Арса . Люди иногда идентифицировались учеными как эрзя, иногда как народ ару , а также как удмурты . Историки предположили, что город Арса может относиться либо к современной Рязани , либо к Арску. [ 27 ] Считается, что в XIV веке имя Эрзя было упомянуто в форме арджани Рашид -ад-Дином Хамадани , [ 31 ] и как рзджан Юсуфа, ногайского хана [ 32 ] В русских источниках этноним эрза впервые появляется в XVIII веке. [ 33 ]

Самое раннее письменное упоминание о Мокше в форме Мокселя считается в трудах фламандского путешественника XIII века Вильгельма Рубрука и в персидской хронике Рашид-ад-Дина , который сообщил Золотой Орде о воевать с мокшанами и арджанами (эрзией) [ устаревший источник ] . В русских источниках «Мокша» появляется с 17 века. [ 34 ]

Этнический состав

[ редактировать ]
Флаг народа эрзя
Флаг мокшанского народа

Мордва делится на две этнические подгруппы. [ 35 ] [ 36 ] [ устаревший источник ] и еще три подгруппы: [ 21 ] [ 37 ] [ устаревший источник ]

Мокшин заключает, что вышеуказанная группировка не представляет собой подразделения одинакового этнотаксономического порядка, и не учитывает шокшу, каратай и терюхан как этнонимы, определяя две мордовские субэтносы, эрзя и мокша , и две «этнографические группы», шокша и каратай. . [ 38 ] [ устаревший источник ]

Еще две ранее мордовские группы ассимилировались с (славянским и тюркским) суперстратным влиянием:

Эрзя исповедует христианство (православное православие и лютеранство, принесенное финскими миссионерами в 1990-х годах) и инешкипазу , местную монотеистическую религию. [ нужна ссылка ] с некоторыми элементами пантеизма. Почти все национально-ориентированные интеллектуалы исповедуют инешкипазию или лютеранство. [ нужна ссылка ]

Эрзянский поэт Мариз Кемаль также является организатором традиционных эрзянских религиозных общин. Это явление появилось после образования Мордовской епархии РПЦ в 1990 году. В те времена эрзянская интеллигенция надеялась внедрить эрзянский язык в богослужения, а также возродить эрзянскую религиозную и культурную самобытность даже внутри структуры РПЦ. Крушение этих надежд сделало многих эрзянских верующих более радикальными и стимулировало национально-ориентированных интеллектуалов возобновить свою этническую религию инешкипаза.

Появление

[ редактировать ]
Эрзянские женщины Пензенской области в традиционных костюмах

1911 года . Британская энциклопедия [ 41 ] отмечал, что мордва, хотя они в значительной степени отказались от своего языка, «сохранили значительную часть своей старой национальной одежды , особенно женщины, чьи обильно вышитые юбки, оригинальная прическа, большие серьги, которые иногда представляют собой просто заячьи хвосты, а многочисленные ожерелья, покрывающие всю грудь и состоящие из всевозможных украшений, легко отличают их от русских женщин».

Британника описала мордвинов как людей преимущественно с темными волосами и голубыми глазами, довольно маленького и узкого телосложения. Мокшанцев описывали как имеющих более темную кожу и более темные глаза, чем у эрзян, а каратайцев описывали как «смешанных с татарами».

Латам описал мордвинов как более высоких, чем марийцы, с тонкими бородами, плоскими лицами и каштановыми или рыжими волосами, причем рыжие волосы чаще встречаются у эрсадов, чем у мокшадов. [ 21 ]

Джеймс Брайс описал «своеобразную финскую физиономию» мордовской диаспоры в Армении, «переселенной сюда из Средней Волги по собственному желанию», характеризующуюся «широкими и гладкими лицами, длинными глазами, довольно приплюснутым носом». [ 42 ]

Культуры, фольклор и мифологии

[ редактировать ]
An Erzya ritual performance in Podlesnaya Tavla , Mordovia

По мнению Татьяны Девяткиной, несмотря на некоторые сходства, общей мордовской мифологии не возникло, поэтому мифологии Эрзы и Мокши определяются отдельно. [ 43 ]

В мифологии Эрзы высшие божества вылупились из яйца. Мать богов зовут Анге Патиай , за ней следует Бог Солнца Чипас , родивший Нишкепаза ; богу земли Масторон кирди ; и богу ветра Варманпазу . От союза Чипаза и Матери Урожая Норовавы родился бог подземного мира Масторпаз . Бог-громовержец Пургинепас родился от Нискенде Тейтерт , (дочери матери богов Анге Патиаи ). За созданием Земли последовало создание Солнца, Луны, человечества и Эрзы. Люди были созданы Чипазом , богом Солнца, который, по одной версии, слепил человечество из глины, а по другой — из почвы.

В мокшанской мифологии Верховного Бога зовут Виарде Скай . По преданиям, сотворение мира прошло несколько стадий: сначала Дьявол смачивал строительный материал во рту и выплевывал его. Выплюнутый кусок превратился в равнину, которая была смоделирована неравномерно, создавая пропасти и горы. Первые люди, созданные Виарде Скай, могли жить 700–800 лет и были гигантами из 99 архинн . Подземным миром в мокшанской мифологии управляла Масторация .

Лэтэм сообщил о сильных языческих элементах, переживших христианизацию. [ 21 ] 1911 года В «Британнике» отмечалось, как мордва:

… до сих пор сохраняют большую часть своей собственной мифологии, которую они адаптировали к христианской религии. По мнению некоторых авторитетов, у них, особенно у менее русифицированной мокши, сохранилась и практика похищения невест с обычными сражениями между партией жениха и семьей невесты. Поклонение деревьям , воде (особенно водному божеству, благоприятствующему браку), солнцу или Шкаю , главному божеству, луне , грому и морозу , а также домашнему божеству Кардаз-скрко. [ сомнительно обсудить ] все еще существует среди них; небольшой каменный жертвенник или плоский камень, закрывающий небольшую яму для сбора крови забитых животных во многих домах можно найти . Их погребальные обычаи, похоже, основаны на поклонении предкам . На сороковой день после смерти родственника умерший не только должен вернуться домой, но и член его семьи представляет его и, выходя из могилы, говорит от его имени... Они также являются мастерами пчеловодства , и содружество пчел часто фигурирует в их поэзии и религиозных верованиях. У них имеется значительная литература популярных песен и легенд, некоторые из которых повествуют о деяниях царя Туштяна , жившего во времена Ивана Грозного. [ устаревший источник ] . [ 41 ]

Восточная Европа ок. 9 век
  Мордва

Предыстория

[ редактировать ]

Мордва возникла из общей волжской группы примерно в I веке нашей эры. [ 44 ] [ анахронизм ]

Доказательством того, что мордва издавна расселилась в окрестностях Волги, является также тот факт, что они до сих пор называют реку Рав имя Ра. , отражая записанное Птолемеем [ 45 ] [ 46 ] (ок. 100 – ок. 170 н. э.).

С городецкой культурой, датируемой примерно 500 г. до н.э., связана [ кем? ] с этими людьми. Северо-западными соседями были муромцы и мерийцы , говорившие на родственных финно-угорских языках . К северу от мордвины жили марийцы , а к югу – хазары . Восточными соседями мордвы, возможно, остатками гуннов , стали булгары . около 700 г. н.э. [ нужна ссылка ]

Предков эрзя и мокша с середины I в. н.э. исследователи различают по разной направленности их захоронений и элементам костюмов, а также по разнообразию бронзовых украшений, найденных археологами на их древних кладбищах. Эрзянские могилы этой эпохи были ориентированы с севера на юг, а мокшанские – с юга на север. [ 27 ]

Мордовский язык начал расходиться на мокшанский и эрзянский в течение I тысячелетия нашей эры. [ 47 ] [ 48 ] [ анахронизм ] Эрзяне жили в северных частях края, недалеко от современного Нижнего Новгорода . Мокшаны жили южнее и западнее современной Мордовии , ближе к соседним иранским, болгарским и тюркским племенам и попали под их культурное влияние.

Общественная организация мокши и эрзи зависела от патриархата ; племена возглавлялись старейшинами куда-ти, которые избирали текштай , старших старейшин, ответственных за координацию более широких регионов. [ анахронизм ]

Ранняя история

[ редактировать ]
Мордовка, 1781 год.

Около 800 г. н. э. две крупные империи [ анахронизм ] по соседству возникли: Русь в Новгороде , которая со временем приняла православие , Болгарское царство , расположенное у слияния рек Камы и Волги, приняло ислам , а некоторые мокшанские области стали данниками последней до XII века. [ анахронизм ] .

После основания Нижнего Новгорода Русью . в 1221 году территория мордовии все больше попадала под российское господство [ анахронизм ] , вытесняя мордовское население на юг и восток за Урал и уменьшая его сплоченность.

Наступление русских было остановлено Монгольской империей , а мордва стала подданной Золотой Орды. [ анахронизм ] до начала 16 века.

Христианизация мордовских народов произошла в XVI-XVIII веках, и сегодня большинство мордвы принадлежат к Русской Православной Церкви и носят русские православные имена. В 19 веке Латам сообщил о сильных языческих элементах, переживших христианизацию, при этом главных богов эрзян и мокшанцев называли Паас и Шкай соответственно.

Современная история

[ редактировать ]

Хотя мордва получила автономную территорию в качестве титульной нации в составе Советского Союза в 1928 году, русификация усилилась в 1930-е годы, а знание мордовских языков к 1950-м годам быстро пришло в упадок.

После распада Советского Союза мордва, как и другие коренные народы России , пережила подъем национального самосознания. Эрзянский национальный эпос называется «Масторава », что означает «Мать-Земля». Он был составлен А.М. Шароновым и впервые опубликован в 1994 году на эрзянском языке (с тех пор переведен на мокшанский и русский языки). Масторава — это также название движения этнического сепаратизма, основанного Д. Надкиным из Мордовского государственного университета, действовавшего в начале 1990-х годов. [ 49 ]

Финно-угорские народы , территории которых входили в состав бывшего СССР, как и многие другие, пережили очень короткий период национального возрождения в 1989–1991 годах. Финно-угорские народы Идель-Урала смогли провести свои национальные съезды: удмурты (ноябрь 1991 г.), эрзя и мокша (март 1992 г.), [ 50 ] Марийский (октябрь 1992 г.), объединенный съезд финно-угорских народов России в Ижевске (май 1992 г.). Все эти съезды приняли аналогичные резолюции с призывом к демократизации политической и общественной жизни в своих республиках и поддержке национального возрождения финно-угорских народов. Эстония оказала сильное влияние на настроения и мнения, которые доминировали в этих конвенциях (особенно среди национально-ориентированной интеллигенции), поскольку многие студенты Тартуского университета были выходцами из финно-угорских республик России.

На момент распада Советского Союза эрзя и мокша составляли лишь 32,5% в общей структуре населения Мордовии. Возвращению многих эрзян и мокшан к своей национальной идентичности серьезно препятствовали русификация, урбанизация и демографический кризис. Кроме того, часть мокшанских национальных элит (и в меньшей степени эрзян) высказала идею, что эрзяне и мокшаны являются всего лишь субэтническими группами внутри единой мордовской нации. Эта концепция была охотно поддержана российскими властями, однако большинство представителей эрзянского национального движения отнеслись к ней крайне негативно. Национальные активисты восприняли идею «единой мордовской нации» как еще один инструмент жесткой русификации.

В 1989 году в Мордовии появляется общественный центр «Вельмема». Очень скоро оно становится популярным, привлекая как эрзян, так и мокшан. Через какое-то время только культурная деятельность становится для части радикальных активистов довольно узкой сферой деятельности, и в Вельмеме происходит серьезный раскол. Умеренные члены создают организацию «Вайгель», ориентированную на возрождение и популяризацию национальных традиций, а более радикальная группа основала «Масторава», эрзан-мокшанское гражданское движение, целью которого является не только культурное возрождение обоих народов, но и желание представления своих интересов в органах власти.

Национальные представительные органы

[ редактировать ]

Эрзя имеет свою систему национальных представительных органов. Каждый раз перед Раскеном Озком , который проводится раз в три года, Атань Эзем ( букв. « Совет старейшин » созывается ). «Атань Эзем» — коллективный орган, обсуждающий основные проблемы эрзянского народа. Атан Эзем тайным голосованием избирает главного старейшину Инязора. Иньязор представляет весь эрзянский народ до следующего Раськен-Оза.

В период с 1999 по 2019 год должность Иньязора занимал Кшуманцян Пиргуж, награжденный в 2014 году Президентом Эстонии орденом Креста Земли Святой Марии. В 2019 году во время очередного Раськен' Озкс Сырес' Боляен' председатель общества «Эржан Вал», соучредитель общественного движения «Свободный Идель-Урал» Новым Инязором избран . Его кандидатуру поддержали 12 из 18 старейшин. Российские власти не признают легитимность национальных представительных органов эрзянского народа. Сырес «Болиаен» сейчас находится в изгнании в Украине, а представители «Атань езем», а также первый Инязор Кшуманцян «Пиргуж», неоднократно сообщали о политическом давлении со стороны российских властей.

По российским законам деятельность национальных политических партий (эрзянских, марийских, татарских, чувашских и любых других) запрещена. Следовательно, общенациональное представительство эрзя является единственно возможным инструментом выражения политических устремлений эрзя.

Благодаря деятельности Вельмемы, Вайгеля и Масторавы ситуация с правами человека эрзян и мокшан в Мордовии существенно изменилась. В республике были созданы Мордовский национальный театр и факультет национальной культуры, принят Закон о языке, налажены продуктивные связи и контакты с зарубежными диаспорами. Вышеупомянутые организации стали «литейницей талантов» для новых объединений эрзя и мокши, а именно Од Вий, Ерзава, Литова и Юрхтава; а также для газет «Масторава» и «Эржан Мастор». Именно благодаря деятельности всех упомянутых организаций и обществ эрзянское и мокшанское национальные движения получают возможность перейти от этнографического этапа своей борьбы к политическому. [ 51 ]

правозащитник Пиргуж Кшуманцян и поэт Мариз Кемаль В конце 1980-х годов лидерами эрзянского национального движения стали . Они возродили традицию Раськен' Озкс ( букв. « Семейная молитва » ). За пять дней до этого самый первый Раськен Озкс Кшуманцян, как главный организатор мероприятия, был арестован российскими властями. Полиция заставила его отказаться от проведения молитвы, однако он отказался выполнить требования. В 1999 году Пиргуж Кшуманцян был избран первым инязором (главным старейшиной) в новейшей истории эрзянского народа. Эту должность он занимал до 2019 года.

Мариз Кемаль придерживался принципа «Кавто келть – кавто рашкеть» ( букв. « Два языка – два народа » ), отрицавшего существование единой мордовской нации как соединения субэтносов, а именно эрзян и мокшанцев. Национальная жизнь в Республике Мордовия начала ухудшаться с приходом к власти Владимира Путина. Новый президент России считал национальные республики и коренные народы «внутренними врагами».

1 мая 2020 года Атань Эзем утвердил новую систему национальных представительных органов. Положение о создании и функционировании национальных представительных органов эрзянского народа состоит из шести глав, в которых описываются цели и задачи эрзянского национального движения, его руководящие органы, их полномочия и структура. Согласно документу, национальное движение под руководством Промкса – съезд делегатов от эрзянских политических партий и общественных организаций. Съезд формирует Атань Эзем, действующий между сессиями Промкса, и избирает Инязора, который представляет эрзя и говорит от имени всей нации. В случае, если существуют какие-либо законодательные ограничения на создание и деятельность национальных партий (такой запрет существует и в настоящее время в Российской Федерации), то полномочия Промкса осуществляет Атань Эзем. Основная цель Промкс, Атань Эзем и Инязор – обеспечение и защита национальных, политических, экономических и культурных прав эрзя, включая право на национальное самоопределение. в пределах национальных эрзянских территорий. [ 52 ]

Генетика

[ редактировать ]

Аутосомно мокшаны и эрзи демонстрируют гомогенность. [ 53 ] Около 11% их предков имеют нганасанское происхождение. [ 54 ] [ 53 ] Этот восточно-евразийский компонент типичен для уралоязычных популяций. [ 53 ] У них также высокий уровень примеси, связанной со Степью , поскольку ее можно смоделировать так, чтобы она составляла примерно половину их предков. [ 55 ]

Демография

[ редактировать ]
Мордва Волго-Уральского региона (Всероссийская перепись 2010 г.)

Латам (1854 г.) указал, что общая численность населения составляет 480 000 человек. [ 21 ] Мастюгина (1996) называет 1,15 миллиона. [ 56 ] Российская перепись 2002 года сообщает о 0,84 миллиона человек.

По оценкам Тартуского университета, сделанным в конце 1970-х гг., [ нужна ссылка ] менее трети мордвы проживало в автономной республике Мордовия , в бассейне р. Волги .

Остальные разбросаны (2002 г.) по ( Самарской (22 850 ) 116 475), Пензенской (86 370), Оренбургской (68 880) и Нижнему Новгороду (36 705), Ульяновской (61 100), Саратовской (23 380), Москве , Татарстану (28 860 ) ), Чувашии (18 686), Башкортостана (31 932), Сибири (65 650), Дальнего Востока (29 265). [ нужна ссылка ]

Население в частях бывшего Советского Союза, которые сейчас не входят в состав России, составляет: Кыргызская Республика 5 390 человек, Туркменистан 3 490 человек, Узбекистан 14 175 человек, Казахстан (34 370 человек), Азербайджан (1 150 человек), Эстония (985 человек), Армения (920 человек). [ нужна ссылка ]

Мордва в России (1926–2021)
Перепись 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010 2021
Население 1,306,798 1,375,558 1,211,105 1,177,492 1,111,075 1,072,939 843,350 744,237 484,450
Процент 1.41% 1.27% 1.03% 0.91% 0.81% 0.73% 0.59% 0.54% 0.37%

Список известных мордвинов

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Голубчик 2022
  2. ^ Этнические группы России в переписи 2021 года . (на русском языке)
  3. ^ Молокане и прыгуны - русские, украинцы, чуваши, мордва, армяне...
  4. ^ Zamyatin 2022 , p. 88
  5. ^ Козлов 1958 , с. 47
  6. ^ Grekov & Lebedev 1940 , p. 47
  7. ^ Перейти обратно: а б Аношкин, Николай (18 мая 2022 г.). «Происхождение экзоэтнонима. Страница истории» . Эрзян Мастор [Эрзиаланд] . Проверено 19 мая 2022 г.
  8. ^ * «Республика Мордовия» . vseruss.com . Проверено 18 мая 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б «Вотяне, бесермяне и другие народы России, которых, казалось бы, никогда не было, но они есть» . Культурология.ру . Проверено 18 мая 2022 г.
  10. ^ Martyshkin 2014
  11. ^ Васильев 2007 г.
  12. ^ Мокшин 1991 г.
  13. ^ Надкин, Дмитрий (1989). «Духовная культура эрзя и мокши и проблемы общества «Родина». Из доклада Первого мокшано-эрзянского съезда» . Инженерные системы и технологии (на русском языке) (4): 38–41 . Проверено 15 мая 2022 г.
  14. ^ {{{Пурешева волость. Мокша [Состояние Пуреша. Мокша]}}}
  15. ^ Ставицкий 2009.
  16. ^ Воронья, РФ; Зеленцова О.В.; Енговатова А.В. (2004), Никитинское могильное поле 1977-1978. (PDF) (на русском языке), Москва: Институт археологии РАН, ISBN  5943750304
  17. ^ Виксман, Рональд (1984). Народы СССР . Я Шарп. п. А137. ISBN  978-0-87332-506-6 .
  18. ^ Фурне 2011
  19. Серебренников 1967.
  20. ^ Пииспанен, Питер С. Статистическое датирование финно-мордовских языков посредством сравнительной лингвистики и звуковых законов: серия Fenno-Ugrica Suecana Nova. 15 (2016). П. 1-1
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Лэтэм, Роберт Гордон (1854). Коренные народы Российской империи . Х. Байьер. п. 91 .
  22. ^ Бальцер, Марджори; Николай Мокшин (1995). Воплощение культуры: отечественная антропология из России . Я Шарп. ISBN  978-1-56324-535-0 .
  23. ^ Янсе, Марк; Тол, Сиджмен, ред. (2003). Смерть языка и сохранение языка: теоретические, практические и описательные подходы . Издательство Джона Бенджамина. п. 115. ИСБН  90-272-4752-8 .
  24. ^ Feoktistov A. P. K probleme mordovsko-tyurkskikh yazykovykh kontaktov // Etnogenez mordovskogo naroda. – Saransk, 1965. – pp. 331–343
  25. ^ Изабель Т. Кейндлер (1 января 1985 г.). «Обреченная советская национальность?» . Записные книжки русского и советского мира . 26 (1). ЭХЕС: 43–62. дои : 10.3406/смр.1985.2030 . Проверено 22 октября 2010 г.
  26. ^ (Getica XIII, 116) «Среди племен, которые он [Эрманарих] завоевал, были Golthescytha, Thiudos, Inaunxis, Vasinabroncae, Merens, Mordens, Imniscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenae и Coldae» - Происхождение и деяния готы (116).
  27. ^ Перейти обратно: а б с Климат, Ласло (1996). Языковая близость волжских финно-угров (PDF) . Фенно-угорские исторические общества. ISBN  978-951-97040-1-2 .
  28. ^ (Кирьянов 1971, 148–149) Ласло
  29. ^ Каппелер (1982) Таагепера
  30. ^ Брайант, Эдвин; Лори Л. Паттон (2005). Индоарийский спор . PA201: Рутледж. ISBN  978-0-7007-1463-6 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  31. ^ (Сборник... 1941, 96) см. Ласло
  32. ^ (Сафаргалиев 1964, 12) Ласло
  33. ^ (Мокшин 1977, 47) Ласло
  34. ^ (Мокшин 1977, 47) Ласло
  35. ^ Бромли, Джулиан (1982). Современные этнические процессы в СССР . Издательство «Прогресс». ISBN  9780714719061 .
  36. ^ «МОРДВИНЫ (эрзи и мокши)» . Информационный центр финно-угорских народов . Проверено 14 октября 2008 г.
  37. ^ Мокшин (1995), с. 43. Лэтам в своем отчете «Туземные расы Российской империи» (1854 г.) разделил мордву на три группы, а именно. Эрсад . , на реке Оке , Мокшад , на реке Суре и Каратай в окрестностях Казани ,
  38. ^ «Этнический состав мордовского народа в настоящее время выявляет два субэтноса – эрзянский и мокшанский – и две этнографические группы – так называемые шокшанские и каратайские» Мокшин (1995), с. 43
  39. ^ Теньгушевская мордва , каратайская мордва , терюханская мордва , мещеряки , мишари в Стюарт, Джеймс (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Издательская группа Гринвуд. стр. A491, 492, 545. ISBN.  978-0-313-27497-8 .
  40. ^ Салахова, Э.Х. (2016). «Происхождение мишарских татар и тептяров в творчестве Г. Н. Ахмарова» .
  41. ^ Перейти обратно: а б Элиот, Чарльз Нортон Эджкамб (1911). «мордва» . Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). стр. 820–821.
  42. ^ Брайс, Джеймс (2005) [1877]. Закавказье и Арарат: записи отпускного тура осенью 1876 года . Лондон: Macmillan and Co. → Adamant Media Corporation. п. 172. ИСБН  1-4021-6823-3 .
  43. ^ Девяткина, Татьяна (2001). «Некоторые аспекты мордовской мифологии» (PDF) . Народная вера и медиа-группа ELM . Проверено 13 октября 2008 г.
  44. ^ Мокшин, с. 32
  45. ^ До-и протоисторические финны Аберкромби, стр. 8.
  46. ^ Тейлор, Исаак (1898). Имена и их история . Ривингтоны. с. 289 Волга Ра Птолемея, финское имя, сохранившееся у мордвы .
  47. ^ Таагепера, с. 152
  48. ^ Мокшин (1995), с. 33.
  49. ^ Татьяна Мастюгина, Лев Перепелкин, Виталий Вячеславович Наумкин, Ирина Звягельская, Этническая история России: от дореволюционных времен до наших дней , Издательская группа Greenwood (1996), ISBN  0-313-29315-5 , p. 133; Timur Muzaev, Ėtnicheskiĭ separatizm v Rossii (1999), p. 166ff.
  50. ^ Замятин, Константин (1 января 2013 г.). «Финно-угорские республики и их государственные языки: баланс сил в конституционном порядке в начале 1990-х годов» . Журнал Suomalais-Ugrilainen Seurat . 2013 (94): 337–381. дои : 10.33340/susa.82605 . ISSN   1798-2987 .
  51. ^ Властей Мордовии призвали не вмешиваться в деятельность Совета старейшин эрзянского народа https://www.idelreal.org/a/30062876.html
  52. ^ Эрзя утвердила структуру своих национальных представительных органов http://idel-ural.org/en/archives/erzya-approved-structure-of-their-national-representative-bodies/
  53. ^ Перейти обратно: а б с Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (2018). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN   1474-760X . ПМК   6151024 . ПМИД   30241495 .
  54. ^ Jeong, Choongwon; Balanovsky, Oleg; Lukianova, Elena; Kahbatkyzy, Nurzhibek; Flegontov, Pavel; Zaporozhchenko, Valery; Immel, Alexander; Wang, Chuan-Chao; Ixan, Olzhas; Khussainova, Elmira; Bekmanov, Bakhytzhan; Zaibert, Victor; Lavryashina, Maria; Pocheshkhova, Elvira; Yusupov, Yuldash (2019). "The genetic history of admixture across inner Eurasia" . Nature Ecology & Evolution . 3 (6): 966–976. Bibcode : 2019NatEE...3..966J . doi : 10.1038/s41559-019-0878-2 . ISSN  2397-334X . PMC  6542712 . PMID  31036896 .
  55. ^ Ламнидис, Тисей К.; Махандер, Кертту; Чон, Чунгвон; Салмела, Элина; Вессман, Анна; Моисеев Вячеслав; Хартанович, Валерий; Балановский Олег; Онгерт, Матиас; Вейманн, Антье; Саджантила, Антти; Келсо, Джанет; Главный босс Сванте; Онкамо, Пяйви; Хаак, Вольфганг (27 ноября 2018 г.). «Древние геномы Фенноскандинавии раскрывают происхождение и распространение сибирского происхождения в Европе» . Природные коммуникации . 9 (1): 5018. Бибкод : 2018NatCo...9.5018L . дои : 10.1038/s41467-018-07483-5 . ISSN   2041-1723 . ПМК   6258758 . ПМИД   30479341 .
  56. ^ Мастюгина, Татьяна; Лев Перепелкин (1996). Этническая история России . Издательская группа Гринвуд. стр. А133. ISBN  978-0-313-29315-3 .
  57. ^ «Онкологический центр Фреда Хатчинсона, Вашингтонский университет» .
  58. ^ «Мы процентов на 90 - мордва...» [We are 90% Mordvin] - Vecherniy Saransk, 29 April 2016. Quote from Shukshin's daughter: «Почему Саранск? Мы мордва. Предки Василия Макаровича из Мордовии, мы знаем, что сначала они переселились в Самарскую область, а затем в Алтайский край.» ["Why Saransk ? Because we are Mordvin. The ancestors of Vasily Shukshin came from Mordovia; we know they first settled in Samara Oblast and then in Altai Krai "]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Новости Мордовии

Мордовская топонимия

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7de2b413228c7eddb8a10ad74d741d32__1721658240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/32/7de2b413228c7eddb8a10ad74d741d32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mordvins - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)