Jump to content

Юкагирский народ

Юкагирский
Деткиль, одул, вадул, алай
Юкагиры из Якутии,
Регионы со значительной численностью населения
 Россия 1,802 [1]
 Украина 12 [2]
Языки
Юкагирский , русский , якутский
Религия
Шаманизм , православие

Юкагиры . , или юкагиры ( северные юкагиры : вадул, деткиль ( , detkil ), русское : юкаги́ры ), — сибирская этническая группа на Дальнем Востоке России , проживающая в бассейне реки Колымы wadul

Географическое распространение

[ редактировать ]
Расселение юкагиров в Дальневосточном федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Тундровые юкагиры проживают в Нижнеколымском районе Республики Саха ; таежные юкагиры Верхне-Колымского района Республики Саха и Среднеканского района Магаданской области . Ко времени русской колонизации в 17 веке юкагирские племенные группы занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь . Численность юкагиров уменьшилась между 17 и 19 веками из-за эпидемий , междоусобных войн и царской колониальной политики, которая, возможно, включала геноцид оседлых охотников-рыболовов Анаулов. Часть юкагиров ассимилировалась с якутами , эвенами и русскими .

В настоящее время юкагиры проживают в Республике Саха и Чукотском автономном округе Российской Федерации. По переписи 2002 года их общая численность составила 1509 человек против 1112, зафиксированных по переписи 1989 года .

проживают 12 юкагиров По данным последней всеукраинской переписи населения 2001 года, в Украине . Лишь двое из них указали юкагирский родной язык. Для остальных остальных (6) это русский язык , а для 1 - какой-то другой язык. [2]

Генетика

[ редактировать ]

Генетически у юкагиров наблюдаются примерно равные частоты гаплогрупп Y-ДНК N1c , Q1 и C2 (ранее C3). [3]

По данным другого исследования, из 11 юкагирских мужчин 3 оказались принадлежащими к Y-гаплогруппе N1c (отличному от найденного у якутов субкладу), еще 4 - к Y-гаплогруппе С2 (бывшая С3; по большей части, того же субклада, который встречается и у коряков ), еще один - к Y- гаплогруппе О , а остальные 3 имеют явное русское генетическое влияние (двое особей принадлежат к Y- гаплогруппе R1a , и еще один - к Y -гаплогруппе I2a). ). Исследование также не выявило сходства между юкагирами и чукчами в отношении митохондриальной ДНК . [4]

Субэтнические группы

[ редактировать ]
Юкагирский шаман , 1902 год.

Современные юкагиры считаются потомками поздненеолитической ымяхтахской культуры . [5]

13 племен, составлявших когда-то юкагирскую группу, — это: Вадул - алаис , Одул , Чуван , Анаул , Лаврен , Олюбен , Омок , Пенджин , Ходынцы , Хоромой , Шоромбой , Яндин и Яндыр.

Сохранившиеся три племени — это одулы Нелемного, вадулы Андрюшкино и чуванцы Анадырского района. Из вымерших групп наиболее важными были ходынцы, анаулы (обе из района реки Анадырь) и омок (севернее Чувани). Иногда чуванцев считают отдельным племенем. Чуванский язык вымер с начала 20 века. В 2002 году 1087 человек назвали себя чуванцами по сравнению с более чем 1300 в 1989 году. Вадулы в основном занимаются оленеводством, а одулы (когиме) - в основном охотниками-собирателями. Вадулы также известны как тундровые юкагиры. Одулы также известны как тайгинские юкагиры или колымские юкагиры. Языки вадул и одул отличаются так же, как немецкий от голландского . Оба находятся на грани исчезновения, а Одул находится в гораздо более слабом состоянии по сравнению с Вадулом. По переписи 1989 года более 700 юкагиров были идентифицированы как вадулы, а менее 400 - как одулы.

Юкагиры — один из древнейших народов Северо-Восточной Азии. Первоначально они обитали на огромной территории от озера Байкал до Северного Ледовитого океана. К моменту первой встречи с русскими юкагиры были разделены на двенадцать племен численностью около 9000 человек. Юкагирский этноним — Одул или Вадул , что означает «могучий».

Племенные подразделения среди юкагиров сейчас исчезают, хотя в каждой переписи населения, начиная с 1926 года, значительное количество соплеменников отождествляли себя с племенными подразделениями, такими как Анаул, Одул и Вадул, а не называли себя юкагирами. Советское правительство активно препятствовало этой тенденции, и теперь только самые пожилые люди идентифицируют себя так. По переписи 2002 года из 1509 юкагиров 51 идентифицировал себя как омок, 40 как алаис, 21 как одул, 17 как вадул, 6 как Хангайт и 4 как Деткиль.

Клановая система

[ редактировать ]

Главой каждого рода был старейшина по имени Лигей Шоморох . За ним было последнее слово во всех аспектах жизни. Охотничьими руководителями были Хангиче , а военачальниками Тонбая Шоморох («могучий человек»). Женщины и подростки имели равные голоса с мужчинами. Внутренняя жизнь общины находилась под контролем старших женщин. Их решения в этих вопросах были бесспорными.

В начале каждого лета все роды собирались на праздник Сахаджибе , где обсуждались взаимные юкагирские вопросы.

В Республике Якуто-Саха действуют три кочевые большие семейные общины. Это Чайла в Нижнеколымском районе , Теки Одулок в Верхнеколымском районе и Янугайл в Усть-Янском районе . Главой Янугайла является И.И. Томский. Основными видами деятельности общины являются охота на оленей и рыбная ловля. Чайла — самый большой из трёх. Его руководитель — С.И. Курилов. У них 4000 домашних оленей, 200 лошадей и 20 коров. Сообщество также охотится на оленей и песцов. Также есть цех по пошиву традиционной одежды из кожи и меха. Руководитель Теки Одулок - Шалугин Н.И. Их база — село Нелемное. Это сообщество находится в самой сложной ситуации. Из-за «творческой интерпретации» различных перестроечных и приватизационных законов со стороны местной и районной администрации и так называемых бизнесменов община лишилась всех своих оленей, коров и даже части своих земель. Все, что у них осталось, это около 50 лошадей. У них нет денег на принадлежности для охоты и рыбалки. 80% всего взрослого населения де-факто безработный.

Высшим форумом для Юкагира является всенародный сбор Суктуул .

Культура

[ редактировать ]
Фотография юкагирца с лайкой , сделанная Владимиром Иохельсоном во время Северо-Тихоокеанской экспедиции Джесупа в 1901 году.
Современная юкагирская певица Ирина Дускулова .

Основным традиционным занятием является кочевая и полукочевая охота на оленей, лосей, баранов, соболя, а также рыболовство. Оленей разводят в основном для транспортировки. Лошади известны у юкагиров как «домашние олени якутов » ( Ёкод иле у тундровых юкагиров или Якад ачə у колымских юкагиров ). Юкагирский дом называется чум .

Упадок традиционной экономической деятельности, неблагоприятная экологическая ситуация на традиционных землях и водах юкагиров, а также отсутствие местных и федеральных законов и исполнительных механизмов, защищающих коренные народы в России, не способствовали благосостоянию и продолжению существования традиционных юкагирских общин. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 45 лет, а женщин – 54 года. Детская смертность самая высокая в Республике Якуто-Саха. Кроме того, одна экспедиция к юкагирам обнаружила, что большинство из них не знали традиционной юкагирской культуры.

Юкагирские языки представляют собой небольшую языковую семью из двух близкородственных языков, тундрового юкагирского и колымского юкагирского, хотя раньше их было больше. Это неклассифицированные языки: их происхождение и отношение к другим языкам неизвестны; некоторые ученые считают их отдаленными родственниками уральских языков , [6] но эта классификация не принимается большинством специалистов по уральскому языкознанию. Эти языки считаются умирающими, поскольку на любом из юкагирских языков говорят менее 370 человек. Большинство юкагиров сегодня говорят на якутском и русском языках .

Наряду с православными верованиями юкагиры практикуют шаманизм . Господствующими культами являются духи предков, духи Огня, Солнца (Пугу) , Охоты, Земли и Воды, которые могут выступать как защитники, так и враги людей. Важнейшим из них является культ Пугу , Солнца, являющегося высшим судьей во всех спорах. Духи умерших отправляются в место под названием Айбидзи . В каждом клане был шаман по имени альма . После смерти к каждому альме относились как к божеству, а тело умершего альмы расчленялось и хранилось в клане как реликвия. Юкагиры до сих пор продолжают традиции, берущие свое начало в качестве кочевых охотников на оленей: они практикуют жертвоприношение собак и имеют эпические поэмы, посвященные воронам. Культ животных был особенно силен в культе лося. С охотой на лосей и оленей связан ряд ритуалов и табу. [7]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Николаева Ирина; Майер, Томас (2004). «Интернет-документация колымских юкагиров» . Финно-угорское общество, Société Finno-Ougrienne. Также бесплатно в сети доступны аудиоматериалы (сказки, песни).
  • Ваба, Лембит. «Юкагиры» . Красная книга народов Российской империи . НПО Красная книга.
  • «Юкагиры» . Внутри Новороссии . СК Издательство. 1994.
  1. ^ "Росстат — Всероссийская перепись населения 2020" . rosstat.gov.ru . Retrieved 2023-01-03 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Государственный комитет статистики Украины - Национальный состав населения, перепись 2001 года (украинский)
  3. ^ Дагган, Ана Т.; Уиттен, Марк; Вибе, Виктор; Кроуфорд, Майкл; Баттоф, Энн; Спицын, Виктор; Макаров Сергей; Новгородов, Иннокентий; Осаковский Владимир; Пакендорф, Бриджит (2013). «Исследование предыстории тунгусских народов Сибири и Амуро-Уссурийского региона с использованием полных последовательностей генома мтДНК и маркеров Y-хромосомы» . ПЛОС ОДИН . 8 (12): е83570. Бибкод : 2013PLoSO...883570D . дои : 10.1371/journal.pone.0083570 . ПМК   3861515 . ПМИД   24349531 .
  4. ^ Федорова, Сардана А.; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Мецпалу, Мейт; Роотси, Сиири; Тамбетс, Кристина; Трофимова, Наталья; Жаданов Сергей Игоревич; Хушиар Кашани, Бахарак; Оливьери, Анна; Воевода Михаил Иванович; Осипова Людмила П.; Платонов Федор А.; Томский Михаил Иванович; Хуснутдинова, Эльза К. (2013). «Аутосомно-однородительские портреты коренного населения Саха (Якутии): значение для заселения Северо-Восточной Евразии» . Эволюционная биология BMC . 13 (1): 127. Бибкод : 2013BMCEE..13..127F . дои : 10.1186/1471-2148-13-127 . ПМЦ   3695835 . ПМИД   23782551 .
  5. ^ Эверстов, Степан (2014). "Некоторые параллели в культурах древних ымыяхтахцев и юкагиров XVII-XIX вв" [Some cultural parallels between the ancient Ymyyakhtakh and the 17-19th century Yukaghirs]. Арктика и Север (in Russian) (15) . Retrieved 2024-01-27 .
  6. ^ Николаева и Майер 2004 , гл. « О юкагирах »
  7. ^ Внутри Новой России (1994): Юкагиры
[ редактировать ]

Современная культура:

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae74be666ac2a34a56f29b72d1059d27__1722600000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/27/ae74be666ac2a34a56f29b72d1059d27.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yukaghir people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)