Jump to content

Шорс

Шорс
Общая численность населения
12,890
Регионы со значительной численностью населения
Kemerovo Oblast ( Gornaya Shoriya ), Russia
Крупные населенные пункты:
Россия 12,888 [1]
Языки
Шор , русский
Религия
Православие , Шаманизм , Анимизм
Родственные этнические группы
Чулымцы , хакасы , сибирские татары , киргизы.
Расселение шорцев в Сибирском федеральном округе по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Шорцы или шорцы ( шорцы : сг. шор-кижи , шор-кижи , тадар-кижи , тадар-кижи , шор , шор , тадар , тадар , пл. шор-кижилер , шор-кижилер , тадар-кижилер , тадар-кижилер , тюркская Кемеровской проживающая , России ) are a . группа области этническая в Их самоназвание — Шор (тр. Шор ). их также называли кузнецкими татарами (Кузнецкими татарами), кондомскими татарами (кондомскими татарами), мрас-су татарами В некоторых документах 17-18 веков (мрасскими татарами).

Большинство шорцев проживает в Томи бассейне по рекам Кондома и Мрас-Су . Этот регион исторически называется Горной Шорией . Шорцы также проживают в Хакасии и Республике Алтай . По переписи 2002 года в России насчитывалось 13 975 шорцев (12 601 в 1926 году, 16 042 в 1939 году, 14 938 в 1959 году, 15 950 в 1970 году, 15 182 в 1979 году и 15 745 в 1989 году). Шорцы говорят на своем шорском языке .

Ранняя история

[ редактировать ]

Шорцы как народ образовались в результате длительного процесса смешения тюркских , угорских , самодийских и кетоязычных племен. [2] Их культура и происхождение сходны с культурой и происхождением северных Алтайцев и некоторых этнических групп Хакасов .

Древнетюркская легенда, записанная в китайской летописи ( Книга Чжоу 周書, 636 г. н.э.), упоминает о происхождении предков Гёктюрков из владения или государства под названием Суй (索國; MC : * sak̚-kwək̚ ), расположенного «севернее страна хунну» (под которой, по-видимому, в данном случае подразумевалась Монголия). [3] [4]

был тюркизирован под влиянием енисейских кыргызов Регион, где в настоящее время проживают шорцы , в средневековый период . Шорцы возникли в результате этого этнического смешения и переняли тюркскую речь ( шорский язык ). в результате [5] [2] Шорские племена начали выделяться в самостоятельный народ примерно в 8-9 веках нашей эры. [6] Завоевание монголами Алтае-Саян в XIII веке добавило еще один пласт культурного влияния на местное население и его языки. Впоследствии регион попал под влияние ойратов с конца 14 по начало 17 века. Хотя монгольский контроль над этой территорией был номинальным, многие языки (включая шорский) содержат значительное количество монгольских заимствований. [5] Шорцы были ценным активом для енисейских киргизов и ойратов как поставщики скобяных изделий. Их способность выплавлять железо из руды была подвигом, которого только один коренной сибирский народ ( якуты ) до прихода русских в этот район. смог достичь [7]

Ранняя современная история

[ редактировать ]

В начале 17 века шорцы и их территории были завоеваны русскими. В 18 веке сюда начали переселяться русские поселенцы. Ниша шорцев как производителей скобяных изделий для ойратов, алтайцев и киргизов вскоре была размыта русскими торговцами. Русские могли предложить более совершенную продукцию, и это фактически положило конец шорскому кузнечному делу. [6] Кроме того, российские власти обязали шорцев платить ясак в виде мехов. Это привело к тому, что большинство шорцев отказались от своих старых занятий и деревень и перебрались в близлежащие города, чтобы лучше зарабатывать на жизнь охотниками. Однако жили они в ужасных условиях. Использование волокон крапивы или дикой конопли для изготовления одежды, примитивных орудий и техник продолжалось и в 20 веке. [8]

Современная история

[ редактировать ]

и гражданская война мало повлияли на шорцев Русская революция , пока большевики не захватили регион в 1920 году. В 1929 году была образована Шорская национальная область, но в 1939 году она была быстро распущена. [9] [10] Округ был расформирован, поскольку советские власти считали, что его существование может препятствовать развитию металлургической и угольной промышленности в регионе. [11] Эти полезные ископаемые стали важны для государства после открытия месторождений в Кузнецком бассейне в 1930-х годах. Это открытие привело к новой волне русских поселенцев и рабочих в регион, что привело к вытеснению шорцев. [6] [12] Власти считали шорцев малочисленными и лишение их избирательных прав не имело бы никакого значения для государства. В результате шорцы сильно пострадали. Их изгнали из ферм и деревень и заставили работать на угольных шахтах. Численность шорцев сокращалась, а городские шорцы боролись с алкоголизмом, наркоманией, самоубийствами и высоким уровнем смертности от несчастных случаев. [13] Традиционная шорская культура начала приходить в упадок. Либерализация советской власти, начавшаяся в 1980-х годах, привела к культурному возрождению шорцев и созданию множества культурных и языковых учреждений (например, к созданию Ассоциации шорцев в 1990-х годах). [14] [6] Однако шорцы по-прежнему сталкиваются со многими проблемами. Многие шорцы не знают родного языка и проявляют безразличие к своей традиционной культуре. Болезни, дискриминация, экологический расизм , высокий уровень смертности, но низкий уровень рождаемости, наркотическая и алкогольная зависимость, а также возможность поглощения шорцев доминирующей русской культурой в ближайшем будущем — вот проблемы, с которыми сталкиваются современные шорцы. [15] [14] [16]

христианство

[ редактировать ]

Шорцы изначально практиковали шаманизм и анимизм, но были обращены в православие во время российского правления с начала 17 века. [2] Обращения произошли быстро после создания Алтайской духовной миссии в 1830-х годах. [17] Большинство нынешних шорцев — русские православные христиане. [18] [6]

Шаманизм

[ редактировать ]

Несмотря на обращение шорцев в христианство, шаманизм имел и остается очень важным и влиятельным для современной шорской духовности. Шорский шаманизм и его камы (шаманы) подвергались преследованиям со времени российской колонизации региона, особенно с 17 по 20 века. Создание в регионе Алтайской Духовной Миссии привело к жесточайшим гонениям на шаманизм и кам. Христианские миссионеры регулярно критиковали шорский шаманизм как темный культ, а камов как слуг дьявола. [17] Было также много насильственных обращений в христианство. [15] В советское время власти часто объявляли камов и других людей врагами государства и приговаривали их к лагерям или даже смертной казни. В этот период были сожжены или осквернены могилы, барабаны, ритуальная одежда и многое другое. [17] Шорский шаманизм возродился, начиная с конца 1980-х годов, и считается важной частью современной шорской идентичности. [6]

Культура

[ редактировать ]

Экономика

[ редактировать ]

Шорцы в основном занимались охотой , рыболовством , некоторым примитивным земледелием , сбором кедровых орехов . Важное значение имели также кузнечное дело , железной руды добыча и плавка (отсюда и название «кузнечные татары»). Образ жизни шорцев существенно изменился после Октябрьской революции 1917 года. Большинство из них стали фермерами, скотоводами или промышленными рабочими.

Семейно-клановая структура

[ редактировать ]

Шорцам на протяжении многих лет удалось сохранить большую часть своей древней клановой структуры. Каждый клан традиционно возглавлялся вождем. Вожди избирались на больших клановых собраниях. На таких собраниях решались важные решения, конфликты и другие вопросы. [6] Особенности их общества включали матрилокальные браки, экзогамию, классовую систему родственных отношений и веру в определенные табу, которые вращаются вокруг первого. Кланы регулярно организовывали совместные охоты и поровну делили добычу между собой. Однако эта клановая система начала разрушаться, начиная с середины девятнадцатого века, под влиянием России, разделившей семьи на отдельные единицы. Семья теперь полагалась на денежную экономику, и это вскоре привело к имущественному неравенству и дифференциации в шорском обществе. [8]

Активист-эколог Александр Арбачаков получил премию Уитли за свою работу по сохранению устойчивых сообществ на Шорском крае. [19] [6] Уголь, железо, золото и древесина региона добываются компаниями, которые мало заботятся о шорцах и окружающей среде региона. Никакой прямой финансовой выгоды от добычи этих полезных ископаемых на своей земле шорцы не получают. Это заставляет некоторых шорцев чувствовать себя игнорируемыми, поскольку полезные ископаемые часто добываются из мест, которые шорцы считают священными. [15]

Горловое пение — древняя и традиционная форма музыки шорской культуры. Эпические истории о героях и божествах популярны и часто сопровождаются пением и использованием кай-комуса (двухструнного деревянного инструмента). [18]

Образование

[ редактировать ]

Первым учебным заведением шорцев стала миссионерская школа, основанная в селе Кузедево около 1860 года. После 1867 года наиболее талантливые выпускники имели возможность продолжить образование в Катехизическом училище в Казани. Однако уровень грамотности шорцев оставался очень низким. В 1921–22 советская администрация открыла в селе Кабырза десять школ и детский дом. За десять лет количество школ в регионе увеличилось. Для ликвидации неграмотности открывались библиотеки и клубы. К 1932 году в училище по подготовке учителей обучалось 300 студентов, в том числе 70 носителей шорского языка. К 1936 году в этом районе существовало 114 школ (100 начальных и 14 средних). [20] Использование шора в 1920-х годах и повышение образовательных стандартов шорцев привели к интеллектуальному росту людей, в том числе квалифицированных учителей-ремесленников, а также лиц с медицинской и технической квалификацией. Шорские писатели, журналисты и чиновники впервые стали заметными в обществе, которое раньше было в значительной степени неграмотным. Шорская интеллектуальная культура начала приходить в упадок после распада Шорской национальной области в 1939 году и исключения шорского языка обучения в школах в 1943 году. Педагогический техникум был закрыт, а шорская интеллигенция была репрессирована или убита в боях во время Великой Отечественной войны . [20] Послевоенный период оказался застойным для шорской интеллектуальной культуры. Возрождение шорской идентичности, начавшееся в 1980-х годах, привело к возрождению традиционной шорской культуры и созданию новых образовательных программ для местных учителей, студентов и молодого поколения. [18] [16] [14]

Шорская мифология

[ редактировать ]

Миф о сотворении мира

[ редактировать ]

Изначально Вселенная была пуста, пока бог Ульген не создал три неба. Он поместил своего сына Пактана на самом нижнем небе. Затем он поместил духа по имени Кейкуш в среднее небо, в то время как он и его жена Чаасин жили в верхних слоях неба. Младший брат Ульгеня, Эрлик , решил создавать вещи сам. Эрлик создал горы, птиц и других животных. Тем временем Ульген создал человека, но не умел создавать человеческие души, и в результате созданный им человек оказался не чем иным, как безжизненной оболочкой. Затем он отправился в путешествие на поиски души и оставил лысую собаку защищать человека в его отсутствие. Эрлик увидел свой шанс и направился к мужчине. Собака отказалась его пропустить, но Эрлик заключил с собакой сделку. Если собака пропустит его, она отдаст ему шерсть. Эрлик прошел, и на теле собаки поросла шерсть. Эрлик подошел к бездыханному человеку, плюнул на него, натер грязью и ушел. [21]

Ульген вернулся с неудачной целью и увидел состояние человека и собаки. Собака рассказала, что произошло, и Ульген задался вопросом, умеет ли Эрлик создавать души. Он вызвал Эрлика и тот ответил, что умеет создавать души. Не имея других вариантов, Ульген согласился, что Эрлик создаст души людей, если сможет заполучить их души. Однако тело человека будет принадлежать Ульгену. Эрлик использовал трубку, сделанную из полого стебля дягиля, и поместил ее в рот мужчины. Эрлик вдул душу через трубку в тело человека. Вскоре Ульген захотел изгнать Эрлика с Земли, но Эрлик умолял Ульгена дать ему уголок земли, где он мог бы жить. Ульген поднял свой посох, и там, где он покоился, открылась дыра. Змеи, насекомые и другие существа выползли на Землю, а Эрлик спустился в подземный мир. [21]

Мировоззрение шорцев

[ редактировать ]

Шорцы традиционно считали, что Вселенная разделена на три уровня: [22]

  • Небесное царство (Ульген Чери): Царство бога Ульгена. Этот мир разделен на девять «небов» (дополнительную информацию см. ниже).
  • Средиземье (Ортинда или Пистин Чери): Наш физический мир. Говорят, что он плоский, в центре которого лежит гора Пистаг (или Мустаг).
  • Подземный мир (Айна Чери): Царство бога Эрлика и его приспешников.

Говорят, что все эти миры населены духами, людьми, животными и другими существами. Три мира были связаны через ось Мирового Древа или Горы. На вершине Мирового Древа располагалось Небесное Царство, тогда как его ствол проходил через Средиземье, а его корни доходили до Подземного мира. Мировая гора была разделена аналогичным образом: ее вершина была связана с Верхним миром, а подножие горы - с Землей. [23]

Разделения Небесного Царства

[ редактировать ]

Небесное царство делится на девять «неб». В порядке возрастания к ним относятся: [24]

  1. Желтое небо (кешкан): Царство молний.
  2. Синий пояс (кок кур): Царство синей части радуги.
  3. Красный пояс (кизил кур): Царство красной части радуги.
  4. Серый пояс (кир кур): Царство серой части радуги.
  5. Пояс Индиго (кектамош-кур): Царство «синей» (индиго) части радуги.
  6. Красное небо (кизил тегри): царство, где, как говорят, живут загадочные «красные женщины».
  7. Царство луны и звезд.
  8. Царство Солнца.
  9. Личное царство Ульгеня. Это царство всегда освещено, тепло и полно жизни. Растительность никогда не умирает, и здесь всегда много скота и животных. Его также называют местом, где тела мертвых никогда не разлагаются.

Духи и божества

[ редактировать ]

Традиционная шорская мифология может похвастаться множеством божеств и духов. Некоторые из них включают в себя:

  • Ульген : Бог Небесного Царства. Ульген способен подарить людям что угодно, если обратиться к ним через камлание (шаманский ритуал). [25]
  • Чаашин (или Солтон): жена Ульгена.
  • Пакт: сын Ульгена.
  • Эрлик : Бог подземного мира.
  • Айна: Зловещие духи, обитавшие в подземном мире и были помощниками Эрлика. Говорили, что они способны украсть кут (дух) человека.
  • Кер палык: мощная древняя рыба, обитающая в озере, расположенном у подножия горы Пистаг/Мустаг.
  • Ак позат : Белый величественный конь, принадлежавший Ульгену. Говорят, что молния — это кнут Ульгена, когда он едет на ак позате .
  • Че эзи (главный дух места): духи, обитающие в нашем мире в определенных местах, таких как горы, реки или леса. Это духи-защитники, которых следует уважать при входе в их владения. Существует множество элементарных форм че эзи в зависимости от места их обитания. [26] Некоторые типы также проживают в Небесном Царстве.
  • Самчи: Че эзи, живущий в Желтом небе. Он живет посреди этого неба со своей семьей в доме, похожем на человеческий. [27]

Среди других популярных божеств, признанных шорцами (наряду с другими тюркскими народами), были: [28]

  • Тенгри : древний среднеазиатский бог неба. Старейшины клана Шор возносили Молитву к Небу, а шаманы делали это редко.
  • Чер-Суг (Земля-Вода): Божество, управляющее духами земли и хранителями гор, лесов, скал и рек.
  • Умай : Богиня плодородия и рождения. У шорцев она была хранительницей новорожденных, детей, матерей, духовным наставником умерших.
  1. Российская перепись 2010 г.: Население по этнической принадлежности. Архивировано 4 декабря 2013 г. в Wayback Machine (на русском языке).
  2. ^ Перейти обратно: а б с Акинер (1986), с. 417
  3. ^ Н. Аристов утверждал: «Племенное владение Суо, лежащее к северу от Хуннской [sic] страны, т. е. от нынешней Монголии , должно было находиться на северной стороне Алтайских гор, ибо его южные склоны входили в состав Хуннской [sic] страны[ sic] земель... Отсюда с достаточной достоверностью можно заключить, что легендарный праотец тюрков происходил из племени Суо, жившего на северном Алтае, и что род Со представляет собой небольшой остаток этого, вероятно, не такого уж маленькое племя в доисторические времена». Аристов Н.А., Заметки об этническом составе тюркских племен и народов //Живая старина, 1896, Том. 3-4, с. 279
  4. ^ Лю Мау-цай, «Китайские новости по истории восточных тюрков» , том. 1, стр. 5–6, т. 1. 2, стр. 489–490, Висбаден, 1958 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Форсайт (1992), с. 23-24
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Минахан, Джеймс Б. (2014). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 246–248. ISBN  9781610690188 . Архивировано из оригинала 23 января 2023 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
  7. ^ Форсайт (1992), с. 56, 183
  8. ^ Перейти обратно: а б Форсайт (1992), с. 183
  9. ^ Моте (1998), с. 138. «В десятилетие с 1929 по 1939 год у соседних шорцев был свой национальный округ...»
  10. ^ Акинер (1986), с. 417. «Шорский национальный район был образован в 1929 году, но расформирован в 1939 году».
  11. ^ Моте (1998), с. 138
  12. ^ Форсайт (1992), с. 300-301
  13. ^ Моте (1998), с. 151
  14. ^ Перейти обратно: а б с К. Дэвид Харрисон . Шорс. Архивировано 30 декабря 2004 г. в Wayback Machine . (PDF). Суортморский колледж. 2002.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Арбачаков, Александр (сентябрь 2001 г.). «Борьба за сохранение шорской культуры» . www.culturalsurvival.org . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Весоловский, Тони (14 января 2018 г.). «Шорцы придерживаются образа жизни и языка в Сибири» . РадиоСвободная Европа . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Арбачаков (2008), с. 8
  18. ^ Перейти обратно: а б с Пакстон, Робин; Петрова, Ольга (13 января 2009 г.). «Первые металлурги Сибири поют миру духов» . Рейтер . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 5 января 2020 г.
  19. ^ «Лауреаты премии Уитли» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года.
  20. ^ Перейти обратно: а б Стукова, Наталья (2006). «Социолингвистическая ситуация в Горной Шории». В Эрделе, Марсель (ред.). Исследование восточных границ тюрков . Брилл. стр. 243–247. ISBN  9783447053105 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 г. Проверено 27 декабря 2021 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б Арбачков (2008), с. 14-15
  22. ^ Арбачаков (2008), с. 12
  23. ^ Арбачаков (2008), с. 11
  24. ^ Арбачаков (2008), с. 12-14
  25. ^ Арбачаков (2008), с. 14
  26. ^ Арбачаков (2008), с. 19-20
  27. ^ Арбачаков (2008), с. 13
  28. ^ Арбачаков (2008), с. 25-27

Библиография

[ редактировать ]
  • Акинер, Ширин. (1986). Исламские народы Советского Союза: С приложением о немусульманских тюркских народах Советского Союза . Лондон: Рутледж. ISBN   0-7103-0025-5
  • Арбачаков Александр и Люба. (2008). Последний из шорских шаманов . Лунные книги. ISBN   978-1-84694-127-6
  • Форсайт, Джеймс. (1992). История народов Сибири: российская североазиатская колония 1581-1990 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-47771-9
  • Моте, Виктор Л. (1998). Сибирь: разные миры . Боулдер, Колорадо: Westview Press. ISBN   0-8133-1298-1
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3af0362e1dee1d2b0e380be1ca675597__1714414920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/97/3af0362e1dee1d2b0e380be1ca675597.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shors - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)